Результаты исследования специфики межличностного общения младших специалистов ВНГ РФ на констатирующем этапе эксперимента
Тимочкин Антон Сергеевич,
адъюнкт, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, адъюнктура (очного и заочного обучения), факультет подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования E-mail: [email protected]
В статье показаны результаты исследования межличностного общения младших специалистов (курсантов) войск национальной гвардии Российской Федерации в рамках практики внедрения модели реализации балльно-рейтинговой системы оценивания процесса формирования управленческой компетенции. Представлен анализ распределения военнослужащих младшего звена по характерным признакам типов межличностных отношений и межличностного взаимодействия, а также распределения показателей младших специалистов по частоте и силе проявления признаков в группах межличностных отношений в рамках структуры «Я-реального».
Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, младшие специалисты, межличностное общение, управленческая компетенция.
о с
U
сэ см о см
<3
Особенности профессиональной подготовки младших специалистов в центрах подготовки личного состава на современном этапе развития войск национальной гвардии России - это переход к компетентностно-ориентированной системе обучения, что предполагает освоение общекультурных и профессиональных компетенций, в том числе управленческой компетенции, формирование которой по нашему мнению во многом обусловлено фактором межличностного взаимодействия военнослужащих в процессе профессиональной (служебно-боевой) деятельности.
На этапе профессиональной подготовки нам было важно понимать, к какому типу отношений с окружающими в процессе социально-профессионального взаимодействия относятся будущие младшие специалисты войск национальной гвардии РФ. В рамках этой задачи - исследование типа межличностных отношений - фактор межличностного взаимодействия, с нашей точки зрения во многом обуславливал формирование управленческой компетенции и управленческой культуры обучающихся. Для решения данной задачи в процессе исследования была использована методика Т. Лири в контексте которой не только определялся тип взаимоотношений будущих военнослужащих младшего звена, но и специфика их концепции в системе «Я-актуальный» - «Я-ре-альный» относительно управленческого взаимодействия с подчиненными.
Таким образом, как мы уже обозначили выше, одной из задач исследования в рамках внедрения модели реализации балльно-рейтин-говой системы оценивания образовательных результатов обучающихся (в том числе и управленческой компетенции) ставилась задача исследования типа межличностных отношений. Методика Т. Лири, используемая нами в процессе исследовательской деятельности оценивалась как наиболее информативная в рамках оценивания типичных свойств общения младших специалистов, а также проявления в контексте уровневого взаимодействия соответствующих личностных качеств и свойств, обусловливающих степень влияния в среде, регулируемой на основе управленческих функций.
Изучение характера межличностных отношений будущих специалистов младшего звена войск национальной гвардии РФ показало, что, в основном, большее число обучающихся распределилось в границах признаков, составляющих I-IV группы типов межличностных отношений. Это составило 67,2% (п = 121) от числа вовлеченных в исследовательскую деятельность.
Оставшиеся 32,8% (п = 59) показателей, определяющих тип отношений, присутствуют в группах V-VШ, что говорит о качествах младших специалистов, позволяющих им в условиях вербальной и невербальной коммуникации демонстрировать конформные отношения к окружающим, а также сопровождать это отношение установлением дружелюбных контактов. Однако, тем не менее, отметили, что наряду с качествами открытости и готовности к взаимообщению, у некоторых будущих военнослужащих младшего звена присутствуют и такие качества как податливость стороннему мнению, скрытая неуверенность в себе, наличие фрустрации более допустимого уровня, чем необходимо для успешной управленческой деятельности.
Ряд черт межличностного общения и взаимодействия курсантов представлены в октантах I, II и III. Это свидетельствует о том, что некоторые младшие специалисты иногда склонных к продуцированию конфликтных ситуаций, которые как правило, порождены приоритетом собственных независимых суждений и мнения. Причем в ряде случаев данные суждения и мнения сопровождаются неаргументированной позицией, бездоказательностью, сопутствующей склонностью к доминированию и лидерству в среде, в которую они социально или социально-профессионально «погружены» (I, II октанты).
В рамках анализа результатов показателей (на основании которых определялся тип межличностного взаимодействия), относящихся к V-VШ группам, может отметить, что у некоторых курсантов, принявших решение осуществлять службу по контракту, проявляются и такие черты как тревожность и недостаточная уверенность в себе для управленческой деятельности. Иногда это может принимать вид агрессивного поведения что заставляет курсанта вуалировать повышенную фру-стрированность (рис. 1).
Распределение младших специалистов по типам межличностных отношений, %
Авторитарный
Альтруистический уг / ^у^ОС4^ Эгоистический
1гг V
Дружелюбный 0 у Агрессивный
Зависимый Подозрительный
Подчиняемый
Рис. 1. Распределение военнослужащих младшего звена по характерным признакам типов межличностных отношений и межличностного взаимодействия
Так, было установлено, что в группу отношений, определяемых по признакам I—IV, вошли младшие специалисты, характеризующиеся авторитарным типом общения (23%), агрессивным (15%), по-
дозрительным (13%) и эгоистическим (14%), что предопределило в рамках экспериментальной деятельности разработку таких профессионально-контекстных задач, которые при данных характеристиках сместили бы акцентуации характера в сторону повышения респонсивности проявляемых реакций в контексте управленческой деятельности по отношению к подчиненным.
Определение мнения курсантов в рамках концептов «Я-реальное» и «Я-идеальное» в проявлении самооценки в управленческой деятельности позволило не только прогнозировать стиль будущей управленческой деятельности, но и выявить черты представлений о себе настоящем и о себе желаемом в формировании управленческой компетенции. Это было необходимо для того чтобы помочь будущим руководителям воинских подразделений на этапе начальной профессиональной реализации увидеть в себе препятствующие успешному управлению или помогающему прогрессивной реализации управленческой компетенции. Так, например, для снижения агрессивности предпринимали включение ситуаций командного взаимодействия в игровые виды физической или служебно-боевой подготовки, где младшему специалисты предлагались различные роли (руководителя команды, запасного игрока, игрока на штрафной скамье и пр.) с целью формирования именно тех качеств, которые формируют оптимальный стиль управления при его [курсанта] характерологических чертах и личностных свойствах, а также помогают формированию необходимых управленческих качеств и навыков [1].
Так, в процессе исследования мы отметили, что для некоторых младших специалистов в ряде ситуаций характерно стремление к проявлению авторитарного доминирующего поведения, которое сопровождается отсутствием дружелюбного отношения. Это проявляется и в структуре «Я-реаль-ного», и в структуре «Я-идеального», что частично свидетельствует о конкурентной позиции в рамках управленческой деятельности и может препятствовать ее успешности, что особенно важно при координации совместных усилий, реальном общении, сотрудничестве и выполнении обще служебной задачи.
Характеристика особенностей отношений младших специалистов, которая была проявлена в частотности показателей каждого из типов межличностного взаимодействия и позволяла проанализировать специфику характерных для них [младших специалистов] свойств и личностных качеств (в той или иной мере принадлежащих различным типам) в общении при управленческой деятельности в незнакомой для них среде (рис. 2).
Таким образом, мы отметили отсутствие пограничных личностных состояний младших специалистов, как, например, если бы мы могли утверждать, что данный субъект обладает ярко выраженным доминантным авторитарным типом взаимоотношений. Распределение показателей внутри каждого октанта показало, что младшие специ-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
алисты, отнесенные к той или иной группе межличностных отношений, характеризуются средней выраженностью соответствующих свойств (а в некоторых случаях, например, агрессивный тип, и слабой выраженностью), что, конечно, говорит о склонности младшего специалиста к данному типу взаимодействия, но, тем не менее, является податливым для формирования нужных управленческих качеств.
о с
и
см см
Рис. 2. Распределение показателей младших специалистов по частоте и силе проявления признаков в группах межличностных отношений в рамках структуры «Я-реального»
В процессе исследования типов межличностного общения у некоторых младших специалистов мы отметили проявление неуверенности в себе, что может обусловливать наличие скрытой тревожности и недостаточный уровень нервно-психической устойчивости при управленческой деятельности. Некоторые курсанты, напротив, характеризовались склонностью к проявлению лидерских позиций, компромиссам. Наблюдались также и курсанты, переживающие о том, что им иногда бывает трудно отстоять свою точку зрения. Все вышеперечисленные особенности общения были характерны для младших специалистов, распределившихся в рамках V-VШ групп отношений.
Также мы отметили, что несоответствие между структурами «Я-идеального» и «Я-реального» в контексте способности к управленческой деятельности, в основном, не наблюдается (4,4%), что позволило констатировать адекватную самооценку курсантов по отношению к сформирован-ности у себя управленческой компетенции и наличие необходимости к ее формированию.
Считаем необходимым еще раз отметить, что в структуре «Я-образа», рассматриваемого в отношении «Я-реального» наблюдалось отсутствие показателей предельных значений пограничных шкал, что говорит об отсутствии затруднений, которые могут быть достаточно ярко выражены в процессе приобретения управленческих умений, навыков и компетенций в рамках взаимодействия с окружающими при проявлении вербальной и невербальной коммуникации, в поведенческих реакциях и т.п.
Это говорит об имеющемся уровне мотивации младших специалистов, основанной на принятии управленческой культуры военного руководителя и необходимости ее совершенствования в процессе профессиональной подготовки. С одной стороны, младшие специалисты понимали, что специфику управленческой культуры военнослужащего младшего звена следует отличать в том, что ее основу составляют, с одной стороны, жестко-регламентированные формальные нормы согласно которым функционирует военно-профессиональная и военно-социальная система, и эти нормы и правила должны всецело соблюдаться, а, с другой снижение уровня нормированности в коммуникации возможно только лицу, имеющему более высокое звание и должность, что иногда допускает снижение нормированности, а иногда обусловливает необходимость некоторой авторитарности стиля управления, иной раз с нарочитым проявлением агрессии.
В этой связи формирование управленческой компетенции младшего специалиста всегда идет параллельно с формированием управленческой культуры, включающей совокупность определенных (для военно-профессиональной и военно-социальной сферы) норм ценностей, смыс-ло-жизненных установок, поведенческих моделей, ролевых ожиданий и пр. [2].
Такой диапазон межличностного взаимодействия в рамках управленческой компетенции иногда бывает необходим с целью выполнения служебно-боевой задачи и говорит о способности военного руководителя донести необходимость ее выполнения, владея при этом разнообразным стилевым спектром: как в контексте авторитарности, так и в контексте дружелюбия и равноправия с рядом стоящими участниками служебно-боевой операции,задачи.
Исследование специфики межличностного общения младших специалистов на констатирующем этапе эксперимента определило содержательное наполнение разработанной модели реализации балльно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов (в том числе управленческой компетенции) в профессиональной подготовке военнослужащих младшего звена.
Разработка содержательного наполнения модели реализации балльно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов (в том числе управленческой компетенции) младших специалистов предваряла внедрение модели в учебный процесс курсантов, логической пролонгацией чего стал этап формирующего эксперимента, в рамках которого была организована диагностика показателей согласно критериям, представленным в модели.
Литература
1. Попова Ю.Н., Мадатов О.Я., Михайленко А.Г., Редун Р.Г. О некоторых аспектах формирования морально-боевых качеств курсантов воен-
ных вузов России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 123. С. 204-213; Колодезникова С.И., Колодезникова М.Г. Формирование управленческой компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта. Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2010. № 13. С.75-80.
2. Котельников В.А., Родных И.В. Управленческая культура в системе военно-социального управления // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 2. С. 56-59.
3. Бережнова Л.Н., Миняйленко Н.Н., Новожилов В.Ю., Сивак А.Н., Сычев С.Е. Работа над кандидатской диссертацией / Учебное пособие для адъюнктов. М.: 2011. - 368 с.
results of studying the specificity of interpersonal communication of young vng Russian specialists at the constituting stage of the experiment
Timochkin A.S.
St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops of the Russian Federation
The article shows the results of a study of interpersonal communication of junior specialists (cadets) of the national guard of the Russian Federation as part of the practice of introducing a model for implementing a point-rating system for assessing the process of formation of managerial competence. The analysis of the distribution of junior military personnel according to the characteristic signs of the types of interpersonal relations and interpersonal interaction, as well as the distribution of the indicators of junior specialists in the frequency and strength of manifestation of signs in groups of interpersonal relations within the framework of the "I-real" structure is presented.
Keywords: point-rating system, junior specialists, interpersonal communication, managerial competence.
References
1. Popova Yu.N., Madatov O. Ya., Mikhailenko A.G., Re-dun R.G. About some aspects of the formation of moral and combat qualities of cadets of military universities of Russia // Political Mathematical Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2016. No. 123. P. 204-213; Kolodeznikova S.I., Kolodeznikova M.G. Formation of managerial competence of a specialist in the field of physical culture and sports. Bulletin of the Buryat State University. Pedagogy. Philology. Philosophy. 2010. No. 13. P. 75-80.
2. Kotelnikov V.A., Rodnykh I.V. Managerial culture in the military-social management system // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2013. No. 2. P. 56-59.
3. Berezhnova LN, Minailenko NN, Novozhilov V. Yu., Sivak AN, Sychev S.E. Work on the Ph.D. thesis / textbook for adjuncts. M.: 2011. - 368 p.