Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ МЕДИЦИНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ МЕДИЦИНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общая медицинская грамотность / общественное здравоохранение / профилактика заболеваний / health literacy / public health awareness / public health / health care

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Мангушева Макпал Толеубаевна, Карибаева Индира Казбековна, Ауезова Ардак Муханбетжановна

Повышение медицинской грамотности населения обеспечивает основу, на которой граждане могут играть активную роль в улучшении своего здоровья и успешно участвовать в общественных действиях в области здравоохранения. Основная цель этого исследования заключалась в том, чтобы установить уровень грамотности районного населения, включая эффективность мероприятий по повышению медицинской грамотности среди взрослых. Уровень медицинской грамотности населения сегодня становится важным направлением для развития систем здравоохранения различных стран. Для минимизации пробелов в понимании и использовании медицинской информации, систематизации требований и сложностей в системе здравоохранения, считаем наиболее приемлемой разработку региональных программ и мер (методических инструментов), основанных на комплексной оценке общей медицинской грамотности среди населения. В статье дается описание понятия медицинской грамотности и подходов к ее изучению, а также проводится статистический анализ данных на основе анкетирования респондентов в отношении общей медицинской грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Мангушева Макпал Толеубаевна, Карибаева Индира Казбековна, Ауезова Ардак Муханбетжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OUTCOMES ON DETERMINING THE LEVEL OF MEDICAL LITERACY IN THE ALMATY REGION FOR DEVELOPING MEASURES TO ENHANCE HEALTH AWARENESS

Improving the health literacy of the population provides a basis on which citizens can play an active role in improving their health, successfully participate in public action in the field of health. The main objective of this study was to establish whether the literacy rate of the district population, including whether health literacy interventions among adults are effective in improving health literacy. The level of health literacy of the population today is becoming an important area for the development of health systems in various countries. To minimize gaps in the understanding and use of health information, to systematize the requirements and difficulties in the health care system, we consider it most acceptable to develop regional programs and measures (methodological tools) based on a comprehensive assessment of general health literacy as among the population. The article describes the concept of health literacy and approaches to its study, statistical analysis of data based on the survey of respondents for general health literacy.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ МЕДИЦИНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 614.2:614.252.2 МРНТИ 76.75.75

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ МЕДИЦИНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ

*М.Т.Мангушева, И.К.Карибаева, А.М.Ауезова

ТОО Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», г.Алматы, Казахстан

Аннотация

Повышение медицинской грамотности населения обеспечивает основу, на которой граждане могут играть активную роль в улучшении своего здоровья и успешно участвовать в общественных действиях в области здравоохранения. Основная цель этого исследования заключалась в том, чтобы установить уровень грамотности районного населения, включая эффективность мероприятий по повышению медицинской грамотности среди взрослых. Уровень медицинской грамотности населения сегодня становится важным направлением для развития систем здравоохранения различных стран. Для минимизации пробелов в понимании и использовании медицинской информации, систематизации требований и сложностей в системе здравоохранения, считаем наиболее приемлемой разработку региональных программ и мер (методических инструментов), основанных на комплексной оценке общей медицинской грамотности среди населения. В статье дается описание понятия медицинской грамотности и подходов к ее изучению, а также проводится статистический анализ данных на основе анкетирования респондентов в отношении общей медицинской грамотности.

Ключевые слова: общая медицинская грамотность, общественное здравоохранение, профилактика заболеваний.

Введение. Согласно определению, предложенному Sorenson и соавторами, медицинская грамотность - это степень, в которой люди способны получать, обрабатывать и понимать основную медицинскую информацию и услуги, необходимые для принятия соответствующих решений и формирования суждений в отношении здоровья, связанных с получением медицинской помощи и применением полученных рекомендаций и профилактики заболеваний [1,2]. Сокращение пробелов в медицинской грамотности необходимо для уменьшения неравенства в отношении здоровья, повышения качества и продолжительности здоровой жизни, а также устранения различий в состоянии здоровья.

Для достижения прогресса в достижении целей, связанных с коммуникацией в области здравоохранения и повышением уровня медицинской грамотности среди взрослого населения районов, необходимо учитывать, что системы здравоохранения и общественного здравоохранения могут быть сложными и труднопонимаемыми, даже для высоко мотивированных и образованных людей. Это особенно актуально, когда люди становятся более уязвимыми из-за плохого здоровья или низкого уровня медицинской грамотности.

Следовательно, оценка навыков медицинской грамотности отдельных лиц может также отражать сложность системы здравоохранения и уровень медицинской грамотности в целом, включая индивидуальные навыки. В Казахстане проводилось исследование для выявления уровня медицинской грамотности среди городских и сельских респондентов с целью всестороннего изучения взаимосвязи между демографическими, экономическими и поведенческими аспектами и общей медицинской грамотностью [3,4]

В последующие десятилетия среди исследователей наблюдалось растущее понимание более широких социальных и организационных контекстов, влияющих на медицинскую грамотность. Например, Бейкер построил концептуальную модель, показывающую медицинскую грамотность как результат способностей человека, а также сложности и трудности письменных и устных сообщений о здоровье [5,6]. Пааше-Орлоу и Вольф в своей статье 2007 года о причинно-следственных связях между медицинской грамотностью и результатами в отношении здоровья отметили, что "медицинская грамотность следует рассматривать как феномен пациента и как системный феномен" [7]. Паркер и Ратзан, авторы первоначального определения, отметили в 2010 году: "Несколько секторов (включая образование, здравоохранение, бизнес и социальные услуги) несут ответственность за достижение видения общества, грамотного в вопросах здоровья" [8]. По данным Santana, Stephanie и соавторов, проект Соединенных Штатов Америки "Здоровые Люди 2030" включает изучение и последующее повышение личной медицинской грамотности. Поддержание определения, основанного на навыках, которое обеспечивает преемственность концепции о том, что люди обладают определенной степенью медицинской грамотности, которую можно оценить в определенный момент времени, будет иметь решающую роль в обеспечении справедливости в отношении здоровья. Это определение может помочь в реализации научно обоснованных мер, направленных на обеспечение равного доступа к информации и услугам для тех, кто сталкивается с проблемами медицинской грамотности. Более того, обновления должны подсказать новые способы изучения и повышения личной грамотности в вопросах здоровья [7,9,10].

Новое определение медицинской грамотности программы в США "Здоровые люди 2030" также в Казахстане никоим образом не ограничивает использование существующих мер по медицинской грамотности или важную работу по повышению личной медицинской грамотности, такую как соблюдение национальных стандартов медицинского образования [11,12,13] или расширение программ обучения взрослых. Скорее, оно основывается на старом определении и поощряет усилия по повышению медицинской грамотности, направленные на развитие навыков, которые позволяют людям переходить от понимания к действию и от заботы о собственном здоровье к заботе о здоровье других.

Растущее число исследований в области повышения медицинской грамотности показывает, особенно для людей с ограниченной медицинской грамотностью, что вмешательства, которые уточняют и упрощают условия и процедуры оказания медицинской помощи, могут работать в медицинских условиях. Население может стать более активным в уходе за собой, включая использование рекомендованных профилактических услуг, соблюдение схем приема лекарств и управление хроническими заболеваниями. Совместное принятие решений может повысить удовлетворенность населения, включая потенциальных пациентов, соблюдение режима лечения и состояние здоровья [14,15].

По результатам исследования Европейского бюро ВОЗ в 2018 году была создана Комплексная программа ВОЗ по изучению грамотности населения и организационной грамотности в вопросах здоровья (M-POHL) с целью проведения периодических высококачественных исследований в области грамотности на постоянной основе и сбора данных о грамотности для дальнейшей разработки политики и практики в области здравоохранения и других областях [16,17,18].

По мере того, как медицинская грамотность в вопросах здоровья становится более зрелой, перед исследовательским сообществом стоит задача разработки мер по повышению грамотности в вопросах здоровья и разработки мер для отслеживания ее прогресса на системном уровне. Эти события могут проложить путь к оценке национального прогресса в повышении грамотности в вопросах здравоохранения в организациях [19,20]. Материалы и методы исследования

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, научные публикации в специализированных изданиях, аналитические отчеты государственных и общественных институтов, а также международных организаций, законодательные и нормативно-правовые документы за период с 2012 по 2022 год.

Объектом исследования служила поликлиника Илийского района Алматинской области.

Исследование проведено в 2 этапа - основное социологическое анкетирование. В рамках основного исследования было проанкетировано 384 респондента, а анализ данных проведен с использованием статистических методов. Второй этап - статистическая обработка результатов анкетирования, осуществленная с использованием программ Microsoft Excel и IBM SPSS Statistics 20.

В качестве инструмента для опроса была использована анкета, разработанная нами на основе HLS-EU-Q47 для определения общей медицинской грамотности, утвержденной Европейским консорциумом по уровню информированности и степени ответственности к своему здоровью, и расширенная Азиатской Ассоциацией по уровню информированности и степени ответственности к своему здоровью HLS-EU-Q47, а также переведенная на русский и казахский языки. Основной раздел для определения уровня медицинской грамотности включал в себя такие аспекты, как получение, обработка и понимание основной медицинской информации и услуг, необходимых для принятия соответствующих решений в отношении здоровья.

Выборочная совокупность составила 384 респондента, с доверительной вероятностью 95%, рассчитанной от генеральной совокупности, которая составляет 1518,3 тысячи человек по данным Бюро национальной статистики, агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.

Случайная выборка респондентов осуществлялась среди взрослого населения старше 18 лет с использованием метода механической рандомизации. Каждый второй посетитель районной поликлиники в период проведения исследования был приглашен к участию в исследовании. Набор респондентов продолжался до достижения предопределенного количества респондентов в каждой возрастной группе. При определении объема выборки были соблюдены пропорции численности населения с учетом намечаемого количества респондентов. При сборе материалов и формировании групп респондентов были соблюдены принципы случайности выборки, ее качественной и количественной репрезентативности. Исследование использовало социологический, информационно-аналитический и статистический методы, а также международную методику расчета уровня информированности.

Критерии для отбора участников исследования были следующими:

Критерии включения:

1. Граждане Казахстана.

2. Проживание в Илийском районе Алматинской области.

3. Возраст от 18 лет и старше.

4. Наличие информированного согласия на участие в исследовании. Критерии исключения:

1. Лица, не являющиеся гражданами РК, но проживающие в стране и считающие ее своей обычной страной проживания (т.е. лица, проживающие в стране менее 6 месяцев, предшествовавших исследованию).

2. Возраст младше 18 лет.

3. Отказ от участия в исследовании.

4. Лица с психическими и физическими отклонениями.

Эти критерии были использованы для определения участников исследования и обеспечения его репрезентативности и этичности. Результаты исследования

Были рассчитаны индексы уровень общей медицинской грамотности и информированности и степени ответственности к своему здоровью с участием 384 респондентов в сфере здравоохранения рассчитывался в процентах и учитывался только корректные ответы в анкете для респондентов. Количество ответов в виде «очень трудно», «довольно трудно», «довольно легко», «очень легко» в процентном соотношении *100 Отбор респондентов проведен при помощи стратификационной выборки случайным методом по полу и возрасту. Для стратификации по возрастным группам применены 10 возрастных групп 18-25 лет, 26-30 лет, 31-35 лет, 36-40 лет, 41-45 лет, 46-50 лет, 51-55 лет, 56-60, 61-65, 66-70, 71 и старше.

Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, - 384. 1. Из опрошенных респондентов женщин - 66.4% (п=255), мужчин - 33,5 % (п=129). Распределение по возрастным группам выглядит следующим образом: наибольшей по количеству респондентов является группа в возрасте 18-25 лет 42 - 10,9 %. Дальше идут опрошенные в возрастном диапазоне 26-30 лет 60 человек (15,6%). 14,8%- 57 человек опрошенных относятся к категории 31-35 лет. Почти столько же опрошенных относятся к группе 41-45 лет (11,6%) как 18-25 летние респонденты. Большое число респондентов принадлежит к возрастной группе 36-40 лет - 21% - 78%. И 7,8 % в сумме из общего числа выборочной совокупности представлены респондентами в возрасте 45-50 лет, предпенсионного возраста - от 51-55 и до 56 -60 лет - 2.8 % по 11 человек в каждой группе соответственно, пенсионного возраста 61 -65 летние 2,6%, 66-70 лет 4 человека -1.04 % , от 71 лет и старше - 0.2% 1 человек.

Уровень образования.

Наиболее высокий уровень образования отмечен среди респондентов - 63,3 % имеют высшее образование, 15,3 % закончили магистратуру. На второй позиции респонденты-38,3% имеют среднее образование, 5,4% - степень школу. В ходе исследования

опрошены представители разных видов занятости. В числе наиболее представленных оказались работники государственных или частных организаций - 49,9%. Который приведен в таблице №1. Уровень образования респондентов

Таблица 1. Уровень образования респондентов

Уровень образования Количество (п) %

Начальная школа 0 0

Неполная средняя школа 3 0,7

Средняя школа 55 14,3

Университет/колледж 243 63,2

Степень магистра 59 15,6

Степень доктора 7 1,8

Другое 17 4,4

Сравнительная характеристика большую часть опрошенных имеют высшее образование и окончили университет, показатели указавших окончание университет в количестве (п-124) респондентов больше, ответивших респондентов которые окончили колледж (п-119).

Уровень образования респондентов

Другое Степень доктора Степень магистра колледж университет средняя школа неполная средняя школа

0 20 40 60 80 100 120 140

Рисунок 1. Сравнительная характеристика образования респондентов

От 0 до 20 - уровень образования степень доктора и другое, от 20 до 60 - средняя школа, степень магистра, от 60 до 120 - средне-специальное образование, выше 120 - высшее образование

Анализируя полученные ответы, статистика показывает, что значительная часть респондентов (более 63 %) больше всего испытывает сложности в следующих ситуациях касательно вопросов здоровья:

- найти что предпринять в неотложных случаях - 45,8 % ответили что очень трудно и 16,4 % довольно трудно (суммарный показатель вариантов ответа «очень трудно» и «трудно» 62,2%);

- оценить преимущество и недостатки тех или иных методов лечения - 44,2 % (суммарный показатель вариантов ответа «очень трудно» и «трудно»), соответственно респонденты отметили очень трудно 17,1% и трудно 27%;

- найти информацию о вакцинации и скринингах здоровья, которые Вы должны пройти (обследование молочных желез, исследование сахара в крови, измерение артериального давления) - 82.3% (суммарный показатель вариантов ответа «очень трудно» и «трудно»);

- судить о том, какой скрининг (обследование молочных желез, определение уровня сахара в крови, измерения артериального давления, рак прямой кишки) Вам нужен?- 81% , «очень трудно» - 27,1%, довольно трудно- 53,9 % соответственно;

- оценить, когда Вам нужно будет мнение еще одного специалиста - 44.5% (суммарный показатель вариантов ответа «очень трудно» и «трудно», 9,8% и 34,6 соответственно);

- понимать зачем Вам нужны скрининги - -20,1% (суммарный показатель вариантов ответа «очень трудно» и «трудно», 12,2% и 7.8% соответственно);

Несмотря при таком показателе большом показателе где вопросы с ответами очень трудно и трудно опрошенные респондент легче понимали и принимали решения касательно вопросов в нижеследующих показателей: Большинство опрошенных легко могли:

- найти информацию о симптомах болезни, которая их беспокоит, с показателем ответов «очень легко» и «довольно легко» суммарный показатель - 47,4 %

- понять то, что Вам говорит доктор суммарный - 68,4%, показатель вариантов ответа «довольно легко» и «очень легко» 46,8 % и 17,9 % соответственно;

... использовать информацию, полученную от врача для принятия решения по Вашему заболеванию? - 49,4 % ответили что очень легко и 16,4 % довольно легко - 13,2% (суммарный показатель вариантов ответа «очень трудно» и «трудно» 36,1%). Рисунок 2. Найти информацию, что предпринять в неотложных случаях.

- следовать инструкциям по применению препарата? - 68,4 % ответили что очень легко и 18,2 % довольно легко - 50,2 % (суммарный показатель вариантов ответа «очень трудно» и «трудно» 62,2%);

Тем самым, выше упомянутые два вопроса с наиболее легкими ответами, которые не вызывала трудности респонденту при выборе

Из всех ответов на вопросы респондентов по сравнению с другими ответами на вопросы, вызвало трудности 2 основных вопроса, где вероятность ответа составляет очень трудно суммарно превышает 80,1% наглядно показаны в рисунках 3 и 4, где градация оценки трудности составляет:

наити что предпринять в неотложных случаях?

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

50

100

150

200

250

300

350

400

450

Рисунок 2. Найти информацию, что предпринять в неотложных случаях

1- очень трудно, 2 - трудно, 3 - довольно легко, 4 - очень легко, 9 - ответ отсутствовал.

0

... судить о том, какой скрининг (обследование молочных желез, определение уровня сахара в крови, измерение артериального давления, рак прямой кишки) Вам нужен?

0 50 100 150 200 250 300 350 400 450

Рисунок 3. Суждение о необходимости выбора вида скрининга (обследование молочных желез, определение уровня сахара в крови, измерения артериального давления, рак прямой

кишки)

1- очень трудно, 2 - трудно, 3 - довольно легко, 4 - очень легко, 9 - ответ отсутствовал.

Таким образом проценты в виде суммарного показателя по 2 вопросом наиболее трудном ответе следующие:

- найти что предпринять в неотложных случаях - 45,8 % ответили что очень трудно и 16,4 % довольно трудно и «трудно» 62,2% ;

- судить о том, какой скрининг (обследование молочных желез, определение уровня сахара в крови, измерения артериального давления, рак прямой кишки) Вам нужен?- 81% , «очень трудно» - 27,1%, довольно трудно- 53,9 % соответственно, рисунок 3. Суждение о необходимости выбора вида скрининга (обследование молочных желез, определение уровня сахара в крови, измерения артериального давления, рак прямой кишки). Обсуждение. Из публикаций последних 10-ти лет и по результатами проведенного опроса населения по определению уровня в вопросах здоровья видно, что в прогностической и превентивной медицине медицинская грамотность играет все более важную роль в общественном здравоохранении, предоставляя передовые технологии с потенциалом для измерения и прогнозирования индивидуальных рисков заболевания. Полученные данные по результатами анкетирования по сравнению ранее проведенных исследований, вопрос медицинской грамотности постоянно расширяется в пространстве применения и определений медицинской грамотности в повседневной жизни человека, в отношении и восприятии себя в процессе принятия решений, связанных со здоровьем, а также индивидуальная медицинская грамотность в отношении здоровья приобретает устойчивые лидирующие позиции.

Выводы. Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены средний уровень общей медицинской грамотности населения Алматинской области, установлено взаимосвязь между уровнем образования и в поиске и понимании информации касательно общей медицинской грамотности, больше половины показателей испытывали трудности с использовании информации и суждении, ответственности к своему здоровью респондентов.

Средний уровень общей медицинской грамотности характеризуется как достаточный. Не было выявлено статистически значимых различий в уровне МГ между мужчинами и женщинами.

45.5% респондентов имели ограниченный (неадекватный или проблематичный) уровень общей медицинской грамотности

У респондентов-мужчин так же как у женщин была выявлена положительная взаимосвязь между возрастом и уровнем образования общей медицинской грамотности была в понимании и поиске в вопросах здоровья, у респондентов более старшего возраста

уровень общей медицинской грамотности был выше показатели суждения в вопросах здоровья.

Мероприятия по повышению грамотности в вопросах здоровья могут повысить грамотность в вопросах здоровья, а также привести к изменениям в поведении в отношении здоровья. Мероприятия по повышению грамотности в вопросах здоровья открывают путь к улучшению результатов для групп населения, наиболее подверженных риску неравенства в отношении здоровья. Медицинская грамотность - это развивающаяся область, в которой очень мало мероприятий с использованием четких теоретических основ. Более тесная связь между медицинской грамотностью и теориями и концепциями изменения поведения может привести к более качественным и эффективным вмешательствам.

АЛМАТЫ ОБЛЫСЫ ХАЛЬЩТЬЩ МЕДИЦИНАЛЬЩ Б1Л1МДЕР1 ДЕЦГЕЙ1Н

АНЬЩТАУ ЖЭНЕ ДЕНСАУЛЬЩ САУАТТЫ АРТТЫРУ YШIН ЦАРАЖАТТАР ЖАСАУ ТУРАЛЫ ЗЕРТТЕУ НЭТИЖЕЛЕР1

*М.Т.Мангушева, И.К.Карибаева, А.М.Ауезова

«^ДСЖМ» ^азакстандьщ медициналык университетi ЖШС Алматы, ^азакстан

Туй1ндеме

Халыктыц медициналык сауаттылыгын арттыру азаматтардыц ез денсаулыгын сактауда мацызды рел аткарады жэне когамдык денсаулык сактау аясында белсендi катысуды камтамасыз етедi. Бул зерттеудщ негiзгi максаты аудан халкыныц денсаулыкка катысты сауаттылык децгешн аныктау, оныц iшiнде ересектер арасында медициналык сауатыллыкты арттыру Yшiн iс шаралардыц медициналык сауаттылыкты арттыруда тиiмдiлiгiн сараптау болды.

Халыктыц медициналык сауаттылык децгей бYгiнде тYрлi елдердщ денсаулык сактау жYЙелерiн дамыту Yшiн мацызды багытка айналуда Медициналык акпаратты тYсiну мен пайдаланудагы олкылыктарды азайту, денсаулык сактау жYЙесiндегi талаптар мен киындыктарды жYЙелеу Yшiн халык арасында жалпы медициналык сауаттылыкты кешендi багалауга негiзделген ецiрлiк багдарламалар мен шараларды (эдiстемелiк к¥ралдарды) эзiрлеудi нег^рлым колайлы деп санаймыз. Макалада медициналык сауаттылык ^гымыныц жэне оны зерделеу тэсшдершщ сипаттамасы, респонденттердiц жалпы медициналык сауаттылык мэнше сауалнама жYргiзу негiзiнде деректерге статистикалык талдау берiледi.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Туй1нд1 сездер: жалпы медициналык сауаттылык, когамдык денсаулык сактау, аурушацдыктыц алды алу

RESEARCH OUTCOMES ON DETERMINING THE LEVEL OF MEDICAL LITERACY IN THE ALMATY REGION FOR DEVELOPING MEASURES TO

ENHANCE HEALTH AWARENESS

*М.Mangusheva, I.Karibayeva, А. Аuyezova

LLP Kazakhstan's Medical University "KSPH" Almaty, Kazakhstan

Summary

Improving the health literacy of the population provides a basis on which citizens can play an active role in improving their health, successfully participate in public action in the field of health. The main objective of this study was to establish whether the literacy rate of the district population, including whether health literacy interventions among adults are effective in improving health literacy. The level of health literacy of the population today is becoming an important area for the development of health systems in various countries. To minimize gaps in the understanding and use of health information, to systematize the requirements and difficulties in the health care system, we consider it most acceptable to develop regional programs and measures (methodological tools) based on a comprehensive assessment of general health literacy as among the population. The article describes the concept of health literacy and approaches to its study, statistical analysis of data based on the survey of respondents for general health literacy.

Key words: health literacy, public health awareness, public health, health care

Список литературы:

1. S0rensen, K., Pelikan, J. M., Rothlin, F., Ganahl, K., Slonska, Z., Doyle, G., ... & Brand, H. (2015). Health literacy in Europe: comparative results of the European health literacy survey (HLS-EU). European Journal of Public Health, 25(6), 1053-1058. DOI: [10.1093/eurpub/ckv0431 (https://doi.org/10.1093/eurpub/ckv043)

2. Байсунова, Г. С., Тулебаев, К. А., & Загулова, Д. В. (2016). Влияние демографических, социально-экономических и поведенческих детерминант на уровень медицинской грамотности населения Алматинской области. Вестник КазНМУ, №1. URL: [https://cyberleninka.ru/article/n7vliyanie-demograficheskih-sotsialno-ekonomicheskih-i-povedencheskih-determinant-na-uroven-meditsinskoy-gramotnosti-naseleniya1(https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-demograficheskih-sotsialno-ekonomicheskih-i-povedencheskih-determinant-na-uroven-meditsinskoy-gramotnosti-naseleniya)

3. St. Jean, B., Taylor, N. G., Kodama, C., & Subramaniam, M. (2017). Assessing the Digital Health Literacy Skills of Tween Participants in a School-Library-Based After-School Program. Journal of Consumer Health on the Internet, 21(1), 40-61. DOI: [10.1080/15398285.2017.12798941(https://doi.org/10.1080/15398285.2017.1279894)

4. Бейкер, Д. В. (2016). Значение и мера медицинской грамотности. J Gen Стажер Мед, 21(8), 878-883. DOI: [10.1111/j.1525-1497.2006.00540.x1(https://doi.org/10.1111/j.1525-1497.2006.00540.x)

5. CHUNG, S. Y., & NAHM, E. S. (2015). Testing Reliability and Validity of the eHealth Literacy Scale (eHEALS) for Older Adults Recruited Online. CIN: Computers, Informatics, Nursing, 33(4), 150-156. DOI: [10.1097/CIN. 00000000000001461(https://doi.org/10.1097/CIN.0000000000000146)

6. Пааше-Орлоу, М. К., & Вольф, М. С. (2007). Причинно-следственные связи, связывающие медицинскую грамотность с результатами в отношении здоровья. Am J Health Behav, 31(приложение 1), S19-S26. DOI:

[10.5555/ajhb.2007.31.supp.S19l(https://doi.org/10.5555/ajhb.2007.31.supp.S19)

7. Parker, R., & Ratzan, S. K. (2010). Медицинская грамотность: второе десятилетие выдающихся достижений американцев. J Health Commun, 15(приложение 2), 20-33. DOI: ri0.1080/10810730.202L18750831(https://doi.omA0.1080A0810730.202U875083)

8. Santana, S., Brach, C. M., Harris, L., Ochiai, E., Blakey, C., Bevington, F. M. A., ... & Pronk, N. (2021). Literacy for Healthy People 2030: Defining Its Importance for a New Decade in Public Health. Journal of Public Health Management and Practice, 27(Supplement 6), S258-S264. DOI: [10.1097/PHH. 0b013e31819d817d1(https://doi.org/10.1097/PHH. 0b013e31819d817d)

9. Health Literacy Tool Shed. (2020). Health Literacy Tool Shed: A database of health literacy measures. healthliteracy.bu.edu. Updated September 14, 2020. Accessed October 30, 2020.

10. Centers for Disease Control and Prevention. (2021). Health Education Curriculum Analysis Tool. Atlanta, GA: CDC. [PDF - 19.2 MB1(https://www.cdc. gov/healthyyouth/hecat/pdf/2021/full-hecat-2021.pdf)

11. Rocha Cesar, F. C., Moraes, K. L., Brasil, V. V., Alves, A. G., Barbosa, M. A., & Oliveira, L. M. A. C. (2022). Professional Responsiveness to Health Literacy: A Scoping Abstract. Health Literacy Research and Practice, 6(2), 96-100. DOI: [10.3928/24748307-20220418-021(https://doi.org/10.3928/24748307-20220418-02)

12. Kendir, C., & Breton, E. (2020). Health Literacy: From a Property of Individuals to One of Communities. Int. J. Environ. Res. Public Health, 17, 1601. DOI: [10.3390/ijerph170516011(https://doi.org/10.3390/ijerph17051601)

13. Harzheim, L., Lorke, M., Woopen, C., & Jünger, S. (2020). Health Literacy as Communicative Action—A Qualitative Study among Persons at Risk in the Context of Predictive and Preventive Medicine. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(5), 1718. DOI: [10.3390/ijerph170517181(https://doi.org/10.3390/ijerph17051718)

14. Short Summary of the International Report on the Methodology, Results, and Recommendations of the European Health Literacy Population Survey 2019 - 2021 (HLS19) of M-POHL. (2021). Vienna. URL: [https://m-pohl.net/sites/m-pohl.net/files/inline-f"iles/HLS19_Short%20Summary.pdf](https://m-pohl.net/sites/m-pohl.net/files/inline-files/HLS 19_Short%20Summary.pdf)

15. The HLS19 Consortium of the WHO Action Network M-POHL. (2022). The HLS19-Q12 Instrument to measure General Health Literacy. Factsheet. Austrian National Public Health Institute, Vienna. [PDF1(https://m-pohl.net/sites/m-pohl.net/files/inline-files/Factsheet%20HLS19-Q12.pdf)

16. The HLS19 Consortium of the WHO Action Network M-POHL. (2021). International Report on the Methodology, Results, and Recommendations of the European Health Literacy Population Survey 2019 - 2021 (HLS19) of M-POHL. Austrian National Public Health Institute, Vienna. [PDF1(https://m-pohl.net/sites/m-pohl.net/files/inline-

files/HLS 19%20International%20Report.pdf)

17. Vandenbosch, J., Van den Broucke, S., Vancorenland, S., Avalosse, H., Verniest, R., & Callens, M. (2016). Health literacy and the use of healthcare services in Belgium. J Epidemiol Community Health, 70(10), 1032-1038. DOI: [10.1136/jech-2015-2069101(https://doi.org/10.1136/jech-2015-206910)

18. Baur, C., Martinez, L. M., Tchangalova, N., & Rubin, D. (2018). A Review and Report of Community-Based Health Literacy Interventions. Washington, DC: The National Academies Press, 49-65. rOnline1(http://www.ncbi.nlm.nih.gov/sites/books/NBK500372/)

19. Agency for Healthcare Research and Quality. (2019). Consensus organizational health literacy quality improvement measures. [Online1(http://www.ahrq.gov/professionals/quality-patient-safety/quality-resources/tools/literacy/ohl-measures.html)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.