Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гливяс Михаил Юрьевич

В статье рассматривается организация и порядок проведения всех форм физической подготовки в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации, а также порядок организации подготовки, обучающихся в старших классах к поступлению в военноучебные заведения. Так же говорится о необходимых методических рекомендациях, которые нужно выполнять вовремя во время проведения занятий для сохранности жизни и здоровья воспитанников. Обсуждаются результаты исследований особенностей обучения предмету «Физическая культура», методы, методические приемы и упражнения, применяемые для поддержания хорошей физической формы и успешной сдачи вступительных испытаний по физической подготовке при поступлении в военно-учебные заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гливяс Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE STUDY OF THE FEATURES OF TEACHING THE SUBJECT "PHYSICAL CULTURE” IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION, TAKING INTO ACCOUNT ADMISSION TO MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses the organization and procedure for conducting all forms of physical training in general education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, as well as the procedure for organizing the preparation of higher school students for admission to military educational institutions. It also refers to the necessary methodological recommendations that must be carried out in time during the classes for the safety of the life and health of the students. The results of research on the features of teaching the subject "Physical Culture", methods, methodological techniques and exercises used to maintain good physical shape and successfully pass the entrance tests for physical training when entering military educational institutions is discussed.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ»

УДК 796.011.3

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Михаил Юрьевич Гливяс, старший преподаватель, Ставропольское президентское кадетское училище

Аннотация

В статье рассматривается организация и порядок проведения всех форм физической подготовки в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации, а также порядок организации подготовки, обучающихся в старших классах к поступлению в военно-учебные заведения. Так же говорится о необходимых методических рекомендациях, которые нужно выполнять вовремя во время проведения занятий для сохранности жизни и здоровья воспитанников. Обсуждаются результаты исследований особенностей обучения предмету «Физическая культура», методы, методические приемы и упражнения, применяемые для поддержания хорошей физической формы и успешной сдачи вступительных испытаний по физической подготовке при поступлении в военно-учебные заведения.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, военно-учебные заведения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p86-89

RESULTS OF THE STUDY OF THE FEATURES OF TEACHING THE SUBJECT "PHYSICAL CULTURE" IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION, TAKING INTO

ACCOUNT ADMISSION TO MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Mikhail Yurievich Glivyas, the senior teacher, Stavropol presidential cadet school

Abstract

The article discusses the organization and procedure for conducting all forms of physical training in general education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, as well as the procedure for organizing the preparation of higher school students for admission to military educational institutions. It also refers to the necessary methodological recommendations that must be carried out in time during the classes for the safety of the life and health of the students. The results of research on the features of teaching the subject "Physical Culture", methods, methodological techniques and exercises used to maintain good physical shape and successfully pass the entrance tests for physical training when entering military educational institutions is discussed.

Keywords: physical education, physical training, military educational institutions.

ВВЕДЕНИЕ

Проведенный анализ поступления выпускников общеобразовательных организаций (на примере Ставропольского президентского кадетского училища), показал о проблемах, связанных с не поступлением в военно-учебные заведения по причине не сдачи экзамена по физической подготовке.

В период с 2017 по 2019 учебные года данный показатель достиг 22% от общего числа не поступивших в военно-учебные заведения. Исследования опирались также на исследования проводимом в научно-исследовательском центре ВИФК, в рамках НИР «Молодое пополнение» где результаты поступления разнятся, но в обоих исследованиях показатель не поступления в военно-учебные заведения достигает от 10 до 22%, учитывая тот факт, что с каждым годом количество общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации увеличивается.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для детального выяснения причин связанных с не поступлением выпускников общеобразовательных организаций МО РФ и эффективности существующего организационно-методического содержания предмета «Физическая культура», в период проведения диссертационного исследования было организовано анкетирование педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность по учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях МО РФ. В анкетировании приняли участие 72 специалиста в сфере физической культуры и спорта.

Каждому специалисту было необходимо ответить на предложенные вопросы, 13 вопросов, о особенностях проведения учебных занятий по физической культуре, используемые методики, и взаимосвязь обучения в общеобразовательных организациях и поступления в военно-учебные заведения.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что действующие программы по учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях МО РФ не в полном объеме обеспечивают процесс успешного физического воспитания обучающихся и требуется совершенствования данных программ.

При проведении исследований были выявлены особенности организации и методики обучения по предмету физическая культура в общеобразовательных организациях, к которым относится: направленность данных организаций, обеспечение, проводимые формы физической культуры, формы контроля знаний по предмету обучения, количество отводимых часов с тематикой, действия руководителя занятия в соответствии с группами здоровья обучаемых, использование литературы и нормативно правовых актов регламентирующих образовательную деятельность в общеобразовательных организациях, требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучения по предмету «Физическая культура», а также методы и методические приемы применяемые руководителями занятий при проведении уроков по физической культуре.

Также при проведении анкетирования респонденты указывали о возникших проблемах, связанных с распределением учебной нагрузки по тематике изучаемого предмета, респонденты указывают на то, что необходимо распределять тематику не равномерным способом, а таким образом, чтобы обучающиеся в большей степени уделяли внимание подготовке к поступлению в военно-учебные заведения и развитию физических качеств, но не в ущерб общему физическому развитию и не в противоречие Федеральному государственному образовательному стандарту.

В целях эффективного развития физических качеств и подготовки обучающихся к поступлению в военно-учебные заведения была разработана модель организационно-методического содержания предмета «Физическая культура», которая определяет задачи, методику, особенности и результаты освоения учебного предмета «Физическая культура».

Предлагаемая модель включает в себя задачи, стоящие перед преподавателями и обучающимися в достижении поставленных целей в развитии физических качеств и дальнейшем поступлении в военно-учебные заведения, методику, используемую при проведении учебных занятий, особенности в организации и проведения занятий по «Физической культуре» и желаемые результаты при освоении учебного предмета «Физическая культура».

В начале педагогического эксперимента испытуемые ЭГ и КГ выполняли тесты и контрольные упражнения, характеризующие уровень, функционального состояния и физической подготовленности.

Анализ результатов начального тестирования показал, что статистически значимых различий в данных показателях между группами не обнаружено. Исходные данные по показателям физической подготовленности и оценочным тестам приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика показателей контрольных испытаний в контрольной и экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента_

Показатель Опытная группа В начале эксперимента После окончания эксперимента Различия

XX ±m Различия XX ±m Различия

Подтягивание на перекладине (раз) ЭГ 9,77±0,47 0,36 12,39±0,88 1,77 2,62*

КГ 9,41±0,39 10,62±0,55 1,21

Бег на 100 м (с) ЭГ 14,57±0,07 0,01 13,89±0,25 0,26 0,68**

КГ 14,56±0,09 14,15±0,13 0,41*

Бег на 3 км (с) ЭГ 836,56±7,51 2,29 807,07±5,98 10,57 29,49**

КГ 838,85±7,96 817,64±4,20 21,21*

Примечание: в таблице количеством звездочек обозначены достоверные различия, соответствующие уровню их значимости (* - при р< 0,05; ** - при р< 0,01, *** - при р< 0,001).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов проведенного исследования показал, что уровень физической подготовленности в экспериментальной группе увеличилась по сравнению с контрольной группой, в которой тоже произошли положительные изменения, но незначительные.

Так в упражнении на силу «Подтягивание на перекладине» результаты испытуемых экспериментальной группы изменились с 9 до 12 раз; в упражнении на быстроту «Бег на 100 м» результаты изменились с 14,5 до 13,8 секунд; в упражнении на выносливость «Бег на 3 км» результаты изменились с 836 до 807 секунд.

Анализ результатов выполнения упражнений по определению уровня физической подготовленности, показал улучшение всех трех показателей. В экспериментальной группе данные после проведения педагогического эксперимента значительно выше, чем в контрольной группе.

Анализ изменений, показал, что уровень физической подготовленности в экспериментальной группе повысился с 128 до 163 баллов (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика показателей «физической подготовленности» в контрольной и экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента_

Показатель Опытная группа В начале эксперимента После окончания эксперимента Различия

XX ±m Различия XX ±m Различия

ФП ЭГ 128,22±3,85 0,22 163,50±5,74 16,84* 35,28***

КГ 128,44±4,19 146,66±3,34 18,16**

В контрольной группе результаты ниже, но также присутствуют положительные изменения увеличение суммы баллов по трем упражнениям со 128 до 146 баллов.

Анализ поступления в военно-учебные заведения участников эксперимента показал об эффективности используемого организационно-методического содержания предмета «Физическая культура», о чем свидетельствуют результаты поступления.

Снижение количества не поступивших в военно-учебные заведения с 22% до 14%, а в частности в экспериментальной группе до 5%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пашута В. Л. Актуальные проблемы психологии и педагогики физической подготовки и спорта: учебное пособие / В.Л. Пашута, С.В. Лопатин, А.А. Поярков. - Санкт-Петербург: ВИФК, 2009. - 211 с.

2. Психолого-педагогические и правовые аспекты профессиональной деятельности преподавателей физической культуры довузовских учебных заведений МО РФ: учебно-методическое пособие / С.А. Трапездников, В.Л. Пашута, А.А. Поярков, М.А. Евдокимов. - Санкт-Петербург: ВИФК, 2014. - 204 с.

REFERENCES

1. Pashuta, V.L., Lopatin, S.V. and Poyarkov, A.A. (2009), Actual problems of psychology and pedagogy of physical training and sports: textbook, VIFK, St. Petersburg.

2. Trapeznikov, S.A., Pachuta, V.L., Poyarkov, A.A. and Evdokimov, M.A. (2014), Psychological, educational and legal aspects of professional activity of teachers of physical culture of pre-University educational institutions Ministry of the Defense of the Russian Federation: textbook, VIFK, St. Petersburg.

Контактная информация: GlivjasMJ@stpku.ru

Статья поступила в редакцию 17.05.2021

УДК 378.172

СИЛОВЫЕ ТРЕНИРОВКИ С ОТЯГОЩЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ

Александр Иванович Голубев, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, Набе-режночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Набережные Челны; Галина Николаевна Голубева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Поволжский государственный университет физической

культуры спорта и туризма, Казань

Аннотация

Введение. Среди видов двигательной активности, предлагаемых студентам для физического совершенствования в рамках элективных курсов, особое место занимают занятия силовой направленности в тренажерном зале. Они пользуются большой популярностью среди студентов, особенно в учебных заведениях, имеющих достаточную материальную базу. В настоящем исследовании показана эффективность занятий в тренажерном зале, их влияние на организм занимающихся. Делается вывод о положительном влиянии данной формы проведения элективных занятий по ФКиС на посещаемость учебных занятий, сдачу нормативов ОФП. Цель исследования. Изучить эффективность силовых тренировок с отягощениями в системе элективных курсов по предмету физическая культура у выбравших их студентов. Методика и организация исследования. Среди методов: анализ научно-методической литературы, анкетирование, антропометрия, тестирование физической подготовленности и функционального состояния (время восстановления после нагрузочного теста - 30 приседаний за 30 сек., АД, ЖЕЛ, проба Штанге), анализ индивидуальных дневников тренировки, журналов посещаемости учебных занятий; методы математической статистики. Всего в исследовании приняло участие 40 студентов юношей. Эксперимент продолжался в течение одного учебного семестра (сентябрь-декабрь 2020 г.), 2 раза в неделю, 60 минут в тренажерном зале. Схема построения тренировки - 3-5 подходов на каждое упражнение по 10-15 повторений, время отдыха между подходами примерно 40-60 с. Вес отягощения подбирался таким образом, чтобы последние 2-3 повторения выполнялись с волевым усилием, т.е. через «не могу». Результаты исследования. Доказано достоверное улучшение показателей силовой подготовленности (жим штанги, стоя и лежа, приседания со штангой, становая тяга двумя руками, сгибание рук со штангой) и показателей обхватов основных мышечных групп (груди, таза, бедра, бицепса). Выводы. Выросла посещаемость занятий на 58,5%, у 100% улучшилось психофизическое состояние, 100% сдали нормативы ОФП положительно.

Ключевые слова: элективная физкультура, студент, силовые тренировки. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p89-92

STRENGTH TRAINING WITH WEIGHTS IN THE SYSTEM OF ELECTIVE COURSES IN THE SUBJECT OF PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY

Alexander Ivanovich Golubev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Naberezhnye Chelny Institute, Kazan (Volga Region) Federal University; Galina Nikolaevna Golubeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

Abstract

Introduction. Among the types of physical activity offered for the students for physical improvement within the framework of elective courses, the special place is occupied by strength training in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.