Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ МЕТОДИК РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ СТАЦИОНАРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ НА ПРЕДМЕТ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.05.2016 № 422'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ МЕТОДИК РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ СТАЦИОНАРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ НА ПРЕДМЕТ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.05.2016 № 422 Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативное требование / атмосферный воздух / источник выбросов / загрязняющее вещество / методика / расчет / regulatory requirement / atmospheric air / source of emissions / pollutant / methodology / calculation

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Н В. Костылева, О Ю. Першукова

В 2016 году Правительство Российской Федерации утвердило Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, которые содержат важные положения, которым методика должна соответствовать при включении ее в Перечень методик расчета выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками Минприроды России. В статье представлен перечень типовых недостатков и ошибок, наиболее часто встречающихся при разработке методик расчетов выбросов в атмосферный воздух, выявляемых при рассмотрении комплектов материалов, направляемых в Минприроды России, для включения вновь разработанных м етодик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Н В. Костылева, О Ю. Першукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE RESEARCH OF MATERIALS AND METHODS FOR CALCULATING EMISSIONS OF HARMFUL (POLLUTANTS) SUBSTANCES INTO THE ATMOSPHERIC AIR BY STATIONARY SOURCES FOR COMPLIANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE RF GOVERNMENT RESOLUTION OF 05/16/2016 No. 422

In 2016, the Government of the Russian Federation approved the Rules for the development and approval of methods for calculating emissions of pollutants into the atmosphere from stationary sources, which contain important provisions that the method must comply with when included in the List of methods for calculating emissions of harmful pollutants into the atmosphere from stationary sources of the Russian Ministry of Natural Resources. The article presents a list of typical shortcomings and errors that are most often made in the development of methods for calculating emissions into atmospheric air, identified when considering sets of materials sent to the Ministry of Natural Resources of Russia for the inclusion of newly developed methods for calculating emissions of harmful (pollutant) substances into atmospheric air from stationary sources in the List methods for calculating emissions of pollutants from stationary sources.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ МЕТОДИК РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ СТАЦИОНАРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ НА ПРЕДМЕТ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.05.2016 № 422»

D m i-

U

w

CO

О X

УДК 604.3.054, 504.3.06 DOI: 10.24412/1816-1863-2023-4-44-52

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ МЕТОДИК РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ)

ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ СТАЦИОНАРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ НА ПРЕДМЕТ

о

Ц СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

2 ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.05.2016 № 422

§ Н. В. Костылева, канд. техн. наук, начальник отдела прикладной экологии,

и ФГБУ УралНИИ «Экология», nkost@ecologyperm.ru, г. Пермь, Россия,

Л О. Ю. Першукова, канд. техн. наук, старший научный сотрудник отдела прикладной экологии, ФГБУ УралНИИ «Экология», pola@ecologyperm.ru, г. Пермь, Россия

о

I-

и

О

В 2016 году Правительство Российской Федерации утвердило Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источал никами, которые содержат важные положения, которым методика должна соответствовать при х включении ее в Перечень методик расчета выбросов вредных загрязняющих веществ в атмос-и

ферный воздух стационарными источниками Минприроды России. В статье представлен пере-Е чень типовых недостатков и ошибок, наиболее часто встречающихся при разработке методик расчетов выбросов в атмосферный воздух, выявляемых при рассмотрении комплектов материалов, направляемых в Минприроды России, для включения вновь разработанных методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

О

со ф

Ю

О в Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками.

Ф т

In 2016, the Government of the Russian Federation approved the Rules for the development and approval of methods for calculating emissions of pollutants into the atmosphere from stationary sources, which contain important provisions that the method must comply with when included in the List of methods for calculating emissions of harmful pollutants into the atmosphere from stationary sources of the Russian Ministry of Natural Resources. The article presents a list of typical shortcomings and errors СЛ that are most often made in the development of methods for calculating emissions into atmospheric air, identified when considering sets of materials sent to the Ministry of Natural Resources of Russia for the inclusion of newly developed methods for calculating emissions of harmful (pollutant) substances into atmospheric air from stationary sources in the List methods for calculating emissions of pollutants from stationary sources.

Ключевые слова: нормативное требование, атмосферный воздух, источник выбросов, загрязняющее вещество, методика, расчет.

Keywords: regulatory requirement, atmospheric air, source of emissions, pollutant, methodology, calculation.

44

Введение

Согласно пункту 17 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» [1], для целей инвентаризации выбросов определение качественного и количественного состава выбросов осуществляется двумя методами — инструментальным и расчетным.

Сравнение результатов и анализ использования двух методов показывают, что инструментальные методы являются более объективными и достоверными, чего нельзя однозначно сказать о расчетных методах, в основе которых лежит использование методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Как указано в пункте 29 [1]: «... Для определения показателей выбросов от стационарных ИЗАВ расчетным методом применяются методики расчета выбросов ЗВ, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — методики расчета выбросов)».

Ведение Перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — Перечень), которое согласно [3] включает рассмотрение заявок, рассмотрение сведений о выявленных отклонениях от установленных требований, внесение в Перечень сведений о методиках расчета, размещение и обновление Перечня на официальном сайте министерства, предоставление заинтересованным лицам сведений о методиках расчета, осуществляется в полной мере.

Все работы по разработке методик расчета, их проверке и включению в Перечень проводятся в соответствии с требованиями двух нормативных актов:

— постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» (далее — Правила) [2];

— приказ Минприроды России от 31.07.2018 № 341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» [3].

Однако следует отметить, что формирование и пополнение Перечня новыми методиками расчета проходит медленно и сталкивается с большими сложностями. Далее изложены результаты исследования этих сложностей, связанные с разработкой методик расчета выбросов.

Материалы и методы исследования

Начиная с 2018 года ФГБУ УралНИИ «Экология» по поручению Минприроды России представляет в министерство развернутую позицию о соответствии или несоответствии расчетных методик требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».

Исследование в виде анализа накопленной в ФГБУ УралНИИ «Экология» базы данных, состоящей из комплектов материалов по методикам расчета выбросов,

которые включают тексты методик расчета выбросов и обосновывающие их материалы, позволило выявить и сформировать перечень наиболее часто встречающихся недостатков и ошибок, допускаемых разработчиками при разработке методик и при подготовке комплектов материалов, направляемых в Минприроды России. ФГБУ УралНИИ «Экология» рассмотрено 48 комплектов материалов, и выводы исследования можно считать репрезентативными.

Методология исследования заключалась в проведении сравнительного анализа представленных разработчиками материалов на соответствие требованиям Правил, согласно которым методика расчета должна содержать ряд сведений (пункт 4 [2]). В ходе исследования анализировались и сравнивались с требованиями [2] содержание и суть изложенной информации в следующих разделах текстов методик:

а) титульный лист с наименованием методики расчета и отметкой о ее утверждении;

б) сведения о разработчике;

в) информация о возможности свободного распространения методики расчета;

г) определение области применения методики расчета;

д) перечень вредных (загрязняющих) веществ, величины выбросов которых рассчитываются по данной методике расчета;

е) обоснование алгоритма расчета выбросов;

ж) алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов;

з) пример расчета величин выбросов;

и) приложения в виде диаграмм, таблиц и графиков;

к) список справочной литературы;

л) информация о применяемых документах по стандартизации.

Особое внимание в ходе исследования уделялось обоснованию применимости методики расчета в соответствии с пунктами 6—10 [2].

Применимость методики, как указано в [2], необходимо обосновывать посредством доказательства сопоставимости результатов расчетов по методике, с результатами инструментальных измерений, либо с результатами, полученными другими методами, если измерения невозможны. Например, с результатами расчетов на основе материально-сырьевого баланса

О) ^

о

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I

оз

а

45

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а О СР

О

а

и

Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IX

о

СР

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т X

О

46

технологического процесса, показателями удельных величин выбросов от однотипного оборудования, либо путем приведения физико-химических закономерностей процессов образования выбросов.

В ходе сравнительного анализа применимости методик исследовались полнота, содержание и соответствие представленных материалов требованиям по обеспечению единства измерений, в том числе программ исследований, актов отбора проб, протоколов инструментальных измерений, исходных данных. Проверялась обоснованность расчетов, в том числе расчетов загрязнения атмосферного воздуха (при наличии), а также корректность сделанных разработчиками методик расчета собственных выводов о применимости методики.

Поэтому рассмотрение каждой методики и обосновывающих ее материалов было сопряжено с необходимостью серьезного и трудозатратного критического анализа примененных разработчиками принципов, зависимостей и показателей, использованных при разработке и обосновании подходов в ходе разработки методики. Необходимо было также проводить комплексное изучение предоставленных материалов, их сопоставление и давать объективную оценку соответствия требованиям не только Правил, но и требованиям Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также других нормативных правовых актов и документов стандартизации.

Рассмотрение материалов в ФГБУ УралНИИ «Экология» проводилось и проводится комиссией из 4—5 специалистов и занимает от 20 до 40 рабочих дней, в зависимости от объема (полноты) представленных материалов.

Результаты и обсуждения

Проведенные исследования позволили сделать вывод о недостаточном соблюдении требований пунктов 4—11 [2] и сформировать типизированный перечень наиболее часто встречающихся недостатков и ошибок, допускаемых разработчиками при подготовке и формировании комплектов материалов по методикам расчета

выбросов, направляемых в Минприроды России:

1) Оформление титульного листа без учета требования пункта 12 Правил [2], где указано, что методика утверждается разработчиком, а также ГОСТ Р 7.0.97— 2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (с Изменением № 1), в котором приведены требования к составу реквизитов документов, правила их оформления.

2) Отсутствие или неполное представление сведений о разработчике.

3) Отсутствие или неконкретность сведений о возможности или невозможности свободного распространения методики, отсутствие указания условий предоставления владельцами методики текста методики пользователям.

4) Несоответствие области применения методики сведениям, приведенным в разделах методики, наименованиям загрязняющих веществ, приведенных в тексте методики, названию методики.

5) Отсутствие в тексте методики отдельного раздела или пункта или включения в текст методики, содержащего перечень вредных (загрязняющих) веществ, величины выбросов которых рассчитываются по данной методике расчета.

Использование в тексте методики тривиальных или торговых названий загрязняющих веществ, не соответствующих нормативным документам в этой области — распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р и СанПиН 1.2.3685—21 [4, 5].

6) Не подтвержденное ссылками на литературные источники и/или научные исследования, основанное на общих рассуждениях, обоснование алгоритма расчета методики.

7) Отсутствие ссылок с указанием источников заимствования при приведении формул расчета величин выбросов, указываемых в алгоритме расчета выбросов, или приведение ссылок на литературный источник в целом, без указания номеров страниц, номеров формул, таблиц или номограмм, откуда выполнено заимствование, что делает проверку правильности алгоритма расчета практически невозможной.

8) Отсутствие подтверждения актами отбора проб, протоколами измерений и протоколами расчетов значений удельных показателей, коэффициентов, диаграмм, таблиц.

9) Неприведение в тексте алгоритма расчета требований к исходным данным для расчета по предлагаемому алгоритму.

10) Отсутствие примера или приведение неполного примера расчета величин выбросов по предлагаемому алгоритму. Либо приведение примера с некорректными единицами измерения или значениями: чаще всего приводится пример расчета валовых выбросов (т/год), а пример расчета значений максимальных разовых выбросов (г/с), что требуется согласно [1], отсутствует. Часто приводятся примеры расчета не по всем загрязняющим веществам, указанным в методике, без обоснования и пояснений.

11) Включение в список справочной литературы и в перечень документов по стандартизации недействующих нормативных правовых актов или д окументов стандартизации.

12) Приведение в качестве обоснований алгоритма расчета или в качестве исходных данных для расчетов ссылок или заимствований из литературных источников или научно-исследовательских работ, ранее выполненных, например, в 1950—1970 годах прошлого столетия. Не умаляя достоинств таких исследований, все же необходимо отметить, что большинство из них относятся к области не фундаментальных, но прикладных исследований, и исследования рассматривают технологии, процессы и оборудование, передовые на тот период времени, но явно устаревшие в настоящее время. Поэтому ссылки на такие исследования нуждаются как минимум в дополнительных пояснениях и в подтверждении их актуальности, например, путем дополнительных ссылок на более поздние исследования, в которых использованы положения ранее выполненных работ.

Кроме того, доступ к материалам прикладных исследований ограничен нахождением их в архивах разработчиков или владельцев, поэтому проверить правильность заимствования или ссылок на исследования не представляется возможным. Считаем, что было бы правильным прикладывать к обоснованиям алгоритма рас-

чета и применимости рассматриваемой методики выкопировок из отчетов или текстов отчетов по прикладным исследованиям, которые подтверждают правильность подходов, примененных разработчиками рассматриваемой методики.

13) Отсутствие материалов, подтверждающих сопоставимость величин выбросов, рассчитанных с применением формул из рассматриваемой методики, с величинами, полученными в результате измерений (либо какого-то другого метода). Полное или частичное отсутствие в составе обосновывающих материалов протоколов измерений с указанием методики (метода) измерения и средств измерений, отсутствие сведений о выполнившей измерения организации, копии ее аттестата аккредитации с приведением области аккредитации.

14) Обоснование применимости методики не в соответствии с требованиями пунктов 6—10 [2], а путем рассуждений без документального подтверждения или, например, голословными тезисами и утверждениями.

15) Использование в качестве обоснования применимости предлагаемой для рассмотрения методики результатов измерений, на основе которых и были рассчитаны значения удельных выбросов или коэффициентов, предложенные в алгоритме методики. То есть фактическое отсутствие подтверждения правильности результатов расчетов методики.

16) Отсутствие в составе обосновывающих материалов программы измерений, обоснования выбора контрольных точек, а также других сведений, подтверждающих правильность выполнения инструментальных измерений.

17) Отсутствие, в случае невозможности применения прямых инструментальных измерений, подтверждения правильности результатов расчетов по методике косвенными методами, например, материалами расчетов рассеивания выбросов в сравнении с результатами измерения загрязнения атмосферного воздуха в расчетных точках. Отсутствие или предоставление в усеченном (неполном) виде протоколов расчетов рассеивания выбросов, картографических материалов, официально полученных климатических и (или) метеорологических данных, что не позволя-

о>

о

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I

оз

а

47

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а О СР

О

о

и

Ш

IX

о

СР

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

48

ет выполнить полноценную проверку правильности расчетов.

18) Непредоставление исходных данных и/или результатов расчетов в примерах или в обоснованиях применимости методики, ссылаясь на коммерческую тайну или авторские права.

19) Использование в методике или в обосновывающих материалах результатов анализов проб, отбор которых выполнен при отсутствии документов стандартизации, регламентирующих такой отбор проб, например, на неорганизованных или линейных источниках выбросов.

20) Наличие ошибок в примерах и/или несоответствий между примерами, приведенными в методике и прилагаемыми обосновывающими материалами.

Также выявлен ряд проблем, которые носят системный характер, и характерных для подавляющего большинства всех рассмотренных методик.

Так, абсолютное большинство новых методик разработано по заказу, в интересах и для нужд конкретных предприятий, холдингов и компаний. Такие методики находятся исключительно в собственности последних и, как указано в текстах методик, не подлежат свободному распространению. Таким образом, создан прецедент, когда в Перечень методик, обязательный для применения на всей территории Российской Федерации, включаются методики, используемые только на одном предприятии, в то время как другие российские предприятия с аналогичными производствами не имеют возможности пользоваться данной методикой в своей природоохранной деятельности, так как в случае отказа правообладателя, приобрести методику невозможно. Возникает вопрос о том, насколько отказ в продаже прав на использование методики соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

Подход единоличного владения методикой вынуждает другие российские предприятия обращаться к разработчикам за созданием еще одной собственной методики, практически дублирующей уже разработанную и включенную в Перечень. Следовательно, можно прогнозировать ситуацию, когда многие предприятия будут разрабатывать собственные методики расчета выбросов, дублирующие при этом

методики других предприятий. В этом случае Перечень методик будет расти до бесконечности, наполняясь аналогичными методиками расчета выбросов от одних и тех же производств и технологий, использующихся на конкретных предприятиях.

На наш взгляд, если алгоритм методики применим для расчета выбросов одних и тех же технологий, но имеются какие-либо незначительные особенности, например, в составе сырья или материалов, методика расчета может применяться на любом предприятии с обоснованием влияния особенностей на результаты расчета.

К сожалению, развитие событий с дублированием методик расчета выбросов уже имеет место быть, хотя изначально Перечень методик задумывался как документ, включающий методики расчета выбросов, которые могут использоваться на всей территории Российской Федерации для всех предприятий с аналогичными технологическими процессами.

Выход видится в том, что одним из требований к возможности включения методики в Перечень методик должно являться согласие правообладателя хотя бы на обязательное коммерческое распространение методики расчета по разумной цене, возможно, с ограничениями в распространении или использовании. Идеальным вариантом было бы свободное распространение методики на территории Российской Федерации.

Другой проблемой, характерной для методик расчета выбросов, является непонимание того, как объективно и с достоверным результатом реализовать требование пункта 8 Правил [2], в котором указано, что «... в случае отсутствия практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов для определения применимости методики расчета используется расчет на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования...».

Соответственно, в случаях отсутствия практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, сложностей с расчетом на основе матери-

ально-сырьевого баланса технологического процесса, отсутствия показателей удельных выбросов от однотипного оборудования, единственный метод обоснования применимости — это использование физико-химических закономерностей процессов образования выбросов.

Часто у разработчиков возникает непонимание того, что подразумевается под физико-химическими закономерностями процессов образования выбросов и какие инструменты для работы есть у данного метода.

Сначала необходимо уточнить понятийный аппарат образования выбросов.

Определение понятия «выброс вещества» приведено в ГОСТ 17.2.1.04—77 Охрана природы (ССОП). Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения [6], где «выброс вещества: вещество, поступающее в атмосферу из источника примеси».

Понятие «примеси» определено в ГОСТ Р 59061—2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Загрязнение атмосферного воздуха. Термины и определения [7], где указано, что «примесь в атмосферном воздухе (нрк. загрязнитель): рассеянное в атмосферном воздухе вещество, не содержащееся в ее постоянном составе».

Понятие «загрязнитель» отдельно не раскрывается, но в ГОСТ 17.2.1.04—77 [6] приведено определение термина «загрязнение атмосферы: изменение состава атмосферы в результате наличия в ней примесей».

Как видно из приведенных терминов с определениями, понятие «выброс вещества» связано с понятиями «примесь» («загрязнитель») именно в атмосферном воздухе.

Определение «источник примеси» в данных стандартах не приведено, однако в Федеральном законе от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об охране атмосферного воздуха» приведено понятие: «источник выброса: сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества» [8].

Из вышеприведенных определений видно, что «выброс вещества» возникает (образуется) в момент поступления ве-

щества из «источника примеси», что идентично понятию «источник выброса» в атмосферный воздух. То есть до момента покидания источника выброса загрязняющее вещество в составе газовоздушной смеси выбросом не является.

То есть выброс образуется не в источнике выделения загрязняющего вещества, который является технологическим оборудованием или технологическим процессом, не в трубе или воздуховоде, где речь идет о газовоздушной смеси, транспортируемой к устью трубы или воздуховода, (само движение подчиняется физико-химическим законам аэродинамики потока в газовоздушном тракте), а именно в момент выхода потока газовоздушной смеси из устья источника в атмосферный воздух.

Следовательно, получается, что выброс загрязняющего вещества в составе газовоздушной смеси при выходе из устья источника выбросов или диффундирования в атмосферный воздух загрязняющих веществ с поверхности или неплотностей неорганизованного площадного либо линейного источника выбросов подчиняется физико-химическим законам, прежде всего, физике атмосферы, в частности теории ламинарного и турбулентного потоков и струй, теории диффузии в атмосферном воздухе.

Математическим моделированием атмосферных физико-химических процессов являются расчеты рассеивания выбросов. Так, распространение и перемещение струи загрязненной газовоздушной смеси в атмосферном воздухе с учетом скорости и температуры выхода струи, высоты и диаметра устья источника выбросов, а также скорости, температуры и направления ветра является прерогативой изучения и описания таких физических дисциплин, как газодинамика, аэродинамика, физика атмосферных процессов, термодинамика. Разбавление массы выбрасываемых загрязняющих веществ атмосферным воздухом до определенных концентраций в конкретных точках — прерогатива химии атмосферы. Учет особенностей рассеивания групп веществ однонаправленного действия при выполнении расчетов рассеивания выбросов является примером реализации основ биохимии в части взаимного влияния за-

о>

о

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I оз

а

49

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а О СР

О

а

и

Ф

IX

о

СР

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т X

О

50

грязняющих веществ на человеческий организм. Поэтому расчеты рассеивания выбросов можно по праву считать моделированием «физико-химических закономерностей процессов образования выбросов» [2]. Опыт рассмотрения методик расчета выбросов показал, что часто методики разрабатываются для тех процессов и оборудования, для которых требования пункта 8 Правил [2] невыполнимы — прямые измерения провести невозможно, отсутствуют легитимные методы отбора проб, балансовый метод расчета неприменим, так как технологически процессы сложны и многостадийны, удельные величины выбросов от однотипного оборудования отсутствуют, так как ранее никем не были разработаны.

В таком случае остается только один способ — это использование «физико-химических закономерностей процессов образования выбросов», то есть использование результатов расчетов рассеивания выбросов и сравнение их результатов с результатами измерений приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в расчетных точках. Именно расчет рассеивания выбросов позволяет соблюсти требование пункта 8 Правил [2], позволяя легитимно связать результаты инструментальных измерений концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в расчетных точках с алгоритмом методики расчета выбросов и, таким образом, подтвердить применимость методики расчета.

На основании вышеприведенных доводов можно утверждать, что использование результатов расчета рассеивания, когда исходными данными для него служат данные, рассчитанные по вновь разработанной методике, и сопоставление этих результатов с фактическими замерами приземных концентраций в атмосферном воздухе является правомерным и часто единственно возможным методом для обоснования применимости м етодики расчета выбросов.

Заключение

Всего за период с января 2019 года и по сентябрь 2023 года в ФГБУ УралНИИ «Экология» рассмотрено 48 вариантов методик расчета выбросов вредных (загряз -

няющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и обосновывающих материалов к ним. Из рассмотренных вариантов только в трех методиках все выданные ФГБУ УралНИИ «Экология» по результатам рассмотрения замечания были исправлены разработчиками в полном объеме, и таким образом достигнуто их соответствие требованиям постановления Правительства РФ от 16.05.2016 № 422. В итоге, данные методики были рекомендованы для включения в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками, который ведет Минприроды России. Прочие комплекты материалов были возвращены на доработку.

По остальным методикам расчета требования постановления Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 так и не были выполнены в полном объеме.

На наш взгляд, существуют две основных причины сложившейся ситуации.

1) На рассмотрение были представлены и, можно предполагать, что и в дальнейшем будут представляться, методики расчета выбросов, в процессе разработки которых соблюдение требований [2], и, особенно, пунктов 6—10 [2] в части обоснования применимости методики расчета выбросов, что, по сути дела, является важнейшим этапом разработки методики, задача разработчиками изначально не ставилась как одна из основных. Поэтому разработчики при постановке исследований к соблюдению этих требований относились без должного внимания. Например, обоснование применимости методики выполнялось разработчиками как рассуждения на тему, подтверждения правильности в виде протоколов измерений и расчетов не приводились вообще из-за их отсутствия, или приводились недостоверными, неполными, с ошибками.

2) Разработчиками методик допускалось формальное, некорректное отношение и откровенное несоблюдение установленных требований Правил [2], видимо, в надежде на формальную проверку комплекта материалов методики при включении ее в Перечень.

Вышеуказанные причины возвратов методик разработчикам на внесение исправлений и доработку необходимо исключать.

Представленный в настоящей статье направляемых в Минприроды России, со-

типизированный перечень наиболее час- ставленный по результатам проведенного к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

то встречающихся недостатков и ошибок, исследования, позволит разработчикам §

допускаемых разработчиками при подго- методик спланировать и проанализиро- г

товке и формировании комплектов мате- вать свою работу так, чтобы избежать ука- ч

риалов по методикам расчета выбросов, занных недостатков и ошибок. п

о б

Библиографический список з

о

1. Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов за- а грязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее д анных, документирования и хра- н

нения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки. о

п

Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871». — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422 «Об утверждении

г>

-I

ТЗ

Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ о

S

Г)

в атмосферный воздух стационарными источниками». — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Приказ Минприроды России от 31.07.2018 № 341 (ред. от 22.04.2021) «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками». — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (ред. от 10.05.2019) 0 «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры го- О сударственного регулирования в области охраны окружающей среды». — Режим доступа: спра- д вочно-правовая система «КонсультантПлюс». Я

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (ред. от г 30.12.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685—21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с «СанПиН 1.2.3685—21. Санитарные правила и нормы...»). — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс». п

6. ГОСТ 17.2.1.04—77 (СТ СЭВ 3403—81). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. в Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. О Термины и определения. Введен Постановлением Госстандарта СССР от 28.06.1977 № 1611. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».

7. ГОСТ Р 59061—2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Загрязнение атмосферного воздуха. Термины и определения. Утвержден и введен в действие приказом Росстандарта № 713-ст 30.09.2020. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».

8. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об охране атмосферного воздуха». — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

X О ы

RESULTS OF THE RESEARCH OF MATERIALS AND METHODS FOR CALCULATING EMISSIONS OF HARMFUL (POLLUTANTS) SUBSTANCES INTO THE ATMOSPHERIC AIR BY STATIONARY SOURCES FOR COMPLIANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE RF GOVERNMENT RESOLUTION OF 05/16/2016 No. 422

N. V. Kostyleva, Ph. D. (Technical sciences), Head of applied ecology department, FSBI "Ural State Research Institute of Regional Environmental Problems", nkost@ecologyperm.ru, Perm, Russia,

O. Y. Pershukova, Ph. D. (Technical sciences), Senior Researcher, Federal State Budgetary Institution "Ural State Research Institute of Regional Environmental Problems", pola@ecologyperm.ru, Perm, Russia

References

1. Prikaz Minprirody Rossii ot 19.11.2021 № 871 "Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya inventarizacii sta-cionarnyh istochnikov i vybrosov zagryaznyayushchih veshchestv v atmosfernyj vozduh, korrektirovki ee dan-nyh, dokumentirovaniya i hraneniya dannyh, poluchennyh v rezul'tate provedeniya takih inventarizacii i kor-

51

rektirovki" ["On approval of the Procedure for conducting an inventory of stationary sources and emis-O sions of pollutants into the air, adjusting its data, documenting and storing data obtained as a result of

h such inventory and adjustment"]. — Rezhim dostupa: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus"

[in Russian].

g 2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 16.05.2016 № 422 "Ob utverzhdenii Pravil razrabotki i

X utverzhdeniya metodik rascheta vybrosov vrednyh (zagryaznyayushchih) veshchestv v atmosfernyj vozduh sta-

O cionarnymi istochnikami" ["On approval of the Rules for the development and approval of methods for

¡5 calculating emissions of harmful (pollutant) substances into the air from stationary sources"]. — Rezhim

¡j dostupa: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [in Russian].

¡^ 3. Prikaz Minprirody Rossii ot 31.07.2018 № 341 (red. ot 22.04.2021) "Ob utverzhdenii Poryadka formirov-^ aniya i vedeniya perechnya metodik rascheta vybrosov vrednyh (zagryaznyayushchih) veshchestv v atmosfernyj

¡2 vozduh stacionarnymi istochnikami" ["On approval of the Procedure for the formation and maintenance

x of a list of methods for calculating emissions of harmful (pollutant) substances into the air from stationary

O sources"]. — Rezhim dostupa: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [in Russian].

m 4. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 08.07.2015№ 1316-r (red. ot 10.05.2019) "Ob utverzh-

denii perechnya zagryaznyayushchih veshchestv, v otnoshenii kotoryh primenyayutsya mery gosudarstvennogo ¡5 regulirovaniya v oblasti ohrany okruzhayushchej sredy" ["On approval of the list of pollutants subject to

x state regulatory measures in the field of environmental protection"]. — Rezhim dostupa: spravochno-pra-

vovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [in Russian].

u

O

y 5. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 28.01.2021 № 2 (red. ot 30.12.2022)

"Ob utverzhdenii sanitarnyh pravil i norm SanPiN 1.2.3685—21 "Gigienicheskie normativy i trebovaniya k |j obespecheniyu bezopasnosti i (ili) bezvrednosti dlya cheloveka faktorov sredy obitaniya" [Hygienic standards

O and requirements for ensuring safety and (or) harmlessness to humans environmental factors] (vmeste s

u "SanPiN 1.2.3685—21. Sanitarnye pravila i normy..."). — Rezhim dostupa: spravochno-pravovaya siste-

m

ma "Konsul'tantPlyus" [in Russian].

O 6. GOST 17.2.1.04— 77 (ST SEV3403—81). Gosudarstvennyj standart Soyuza SSR. Ohrana prirody. Atmos-

(D fera. Istochniki i meteorologicheskie faktory zagryazneniya, promyshlennye vybrosy. Terminy i opredeleniya

^ [Protection of Nature. Atmosphere. Sources and meteorological factors of pollution, industrial emissions.

O Terms and Definitions]: vveden postanovleniem Gosstandarta SSSR ot 28.06.1977 № 1611. — Rezhim

ij dostupa: spravochno-pravovaya sistema "Tekhekspert" [in Russian].

7. GOST R 59061—2020. Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Ohrana okruzhayushchej sredy. Zas gryaznenie atmosfernogo vozduha. Terminy i opredeleniya [Environmental protection. Air pollution. Terms O and Definitions]: utverzhden i vveden v dejstvie prikazom Rosstandarta № 713-st 30.09.2020. — Rezhim § dostupa: spravochno-pravovaya sistema "Tekhekspert" [in Russian].

^ 8. Federal'nyj zakon ot 04.05.1999 № 96-FZ (red. ot 13.06.2023) "Ob ohrane atmosfernogo vozduha" ["On

the protection of atmospheric air"]. — Rezhim dostupa: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPly-us" [in Russian].

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.