№ 6 (87)
AunÎ Am te)
universum:
технические науки
июнь, 2021 г.
DOI - 10.32743/UniTech.2021.87.6.11860
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА
Насиров Илхам Закирович
зав. кафедрой "Организация перевозок и транспортная логистика " Андижанского машиностроительного института, Республика Узбекистан, г. Андижан E-mail: [email protected]
Рахмонов Хуршидбек Нурмухаммад угли
докторант
Андижанского машиностроительного института, Республика Узбекистан, г. Андижан
Аббосов Саидолим Жалолиддин угли
магистр
Андижанского машиностроительного института, Республика Узбекистан, г. Андижан
ELECTROLYSER TEST RESULTS
Ilham Nasirov
head. Department of "Organization of transportation and transport logistics"
Andijan Machine-Building Institute, Uzbekistan, Andijan
Khurshidbek Rakhmonov
Doctoral student of the Andijan Machine-Building Institute, Uzbekistan, Andijan
Saidolim Abbosov
Master
of the Andijan Machine-Building Institute, Uzbekistan, Andijan
АННОТАЦИЯ
Предложено добавление 10 % водорода и 5 % кислорода к обычной бензино - воздушной смеси двигателя внутреннего сгорания. По результатам испытаний снизились расход топлива на 23,8 %, количество CO в отработанных газах на 54,2 % и количество СН на 57,4 %.
ABSTRACT
It is proposed to add 10% hydrogen and 5% oxygen to a conventional gasoline-air mixture of an internal combustion engine. According to the test results, fuel consumption decreased by 23.8%, the amount of CO in the exhaust gases by 54.2% and the amount of CH by 57.4%.
Ключевые слова: Возобновляемый источник энергии, водород, электролизер, расход топлива, токсичность отработанных газов, добавление газа, бензино- воздушная смесь, время разгона.
Keywords: Renewable energy source, hydrogen, electrolyzer, fuel consumption, toxicity of exhaust gases, gas addition, gasoline-air mixture, acceleration time
Законом Республики Узбекистан от 22.05.2019 г. «Об использовании возобновляемых источников энергии» установлено, что «...Лица, использующие возобновляемые источники энергии в населенных пунктах, освобождаются от имущественного и
земельного налога сроком на три года» [1]. В связи с этим использование возобновляемых источников энергии является одним из наиболее актуальных вопросов увеличения доходов населения.
Библиографическое описание: Насиров И.З., Рахмонов Х.Н., Аббосов С.Ж. Результаты испытания электролизера // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2021. 6(87). URL: https://7universum. com/ru/tech/archive/item/11860
№ 6 (87)
AuiMi am те)
universum:
технические науки
июнь, 2021 г.
Возобновляемые источники энергии- это источники, которые по человеческим масштабам считаются неисчерпаемыми. Главный принцип использования возобновляемых источников энергии заключается в извлечении её из постоянно происходящих процессов и использования для потребностей человека. Одним из видов альтернативной и возобновляемой энергетики является водородная энергетика. Водород является уникальным энергоносителем и за счет процессов прямого электрохимического преобразования энергии в электролизерах и топливных элементах. Он может применяться для аккумулирования электрической энергии. Вода является подходящим элементом системы водородного накопления энергии. При этом процесс аккумулирования энергии не сопровождается выделением вредных веществ и является экологически чистым [2].
9 апреля 2021 года президент Республик Узбекистан подписал указ "О развитии водородной энергетики" [3]. Он призвал расширить доступ к возобновляемым источникам энергии и укрепить энергетическую безопасность страны, а также создать необходимые условия для устойчивого развития водородной энергетики, включая укрепление научного потенциала отрасли.
Андижанская область также все активнее реализует проекты, направленные на развитие этой отрасли, ведет перспективные разработки и исследования. Одним из таких проектов является проект «Снижение расхода топлива и токсичности отработанных газов за счет использования водородного топлива в двигателях внутреннего сгорания автомобилей», созданный в Андижанском машиностроительном институте.
В рамках проекта рассматривается предложение об использовании водородного топлива в качестве дополнительного топлива к традиционным углеводородным топливам. Для этого был разработан специальный электролизер (рисунки 1,2). Этот электролизер производит газообразный водород и кислород отдельно. В то же время добавление 10 % водорода и 5 % кислорода к обычной бензино-воздушной смеси положительно сказалось на сгорании, увеличило ускорение автомобиля, снизило расход топлива и выбросы СО [4, 5].
Рисунок 1. Электролизер, вид сбоку
Рисунок 2. Электролизер, вид внутренности сверху
Для проверки работоспособности электролизера были проведены сравнительные испытания в лабораторных и дорожных условиях (таблица). Для этого электролизер был установлен на автомобиле «Нексия-3» 2020 года выпуска (Гос.номер D826 ОА, общий пробег 23246 км).
Условия испытаний:
• топливо-бензин Аи-91;
• загрузка автомобиля: разовое срабатывание, номинальное и максимальное число оборотов коленчатого вала;
• полигон: асфальтированная ровная дорога;
• климатические условия: умеренная температура;
• относительная влажность 30%;
• без снега и дождя, скорость ветра 7,5 м/с;
• атмосферное давление 735 мм рт. ст.
• температура воздуха + 23,5оС.
№ 6 (87)
AuiSli
ж те)
universum:
технические науки
июнь, 2021 г.
Таблица 1
Результаты испытаний электролизера
№ Наименование показателей Ед. измерения Обычная бензино-воздушная смесь (контроль) Контроль + водород
1. Время разгона автомобиля до инг 100 км/час сек 12,6 11,8
2. Расход топлива л/100 км 8,86 6,75
з. Количество СО в отработанных газах % 3,73 1,71
4. Количество СН в отработанных газах % 5,42 3,11
Из таблицы видно, что опытной «Нексии-3» потребовалось 12,6 секунды (контроль) для достижения скорости 100 км/час при работе на обычной бензино- воздушной смеси. Когда водород, полученный из электролизера был добавлен к типичной бензино- воздушной смеси этого автомобиля, время разгона до 100 км/час сократилось до 11,8 секунды [6,7].
Что касается расхода топлива, то при работе на обычной бензино- воздушной смеси автомобиль потреблял 8,86 литра топлива на 100 км, в то время при добавлении водорода на обычную бензино -
воздушной смесь расхода топлива уменьшился до 6,75 литра.
Количество СО в отработанных газах при работе на обычной бензино- воздушной смеси составило 3,73 %, то при добавлении водорода на обычную бензино- воздушной смесь уменьшилось до 1,71 %.
Таким образом, добавление 10 % водорода и 5 % кислорода к обычной бензино- воздушной смеси снижает расход топлива на 23,8 %, количество СО в отработанных газах на 54,2 % и количество СН на 57,4 %. В связи с этими настоящий электролизер принят за основу для дальнейших исследований.
Список литературы:
1. Узбекистан Республикасининг "^айта тикланувчи энергия манбаларидан фойдаланиш тугрисида"ги конуни. 22.05.2019 йилда кабул килинган. Тошкент, 2019 йил 22 май.
2. Amerkhanov R.A. Concerning the concept of constructing combined ups systems / R.A. Amerkhanov, O.V. Grigor-ash, K.A. Garkaviy, A.V. Bogdan, V.V. Tropin // Journal of Industrial Pollution Control. 2017. - V. 33. - №. 1. - p. 797803.
3. Узбекистон Республикасининг "Водород энергетикасини ривожлантириш тугрисида"ги карори. 09.04.2021 йилда кабул килинган. Тошкент, 2021 йил 9 апрель.
4. Насиров И.З., Зокиров И.И. Электролизер. № IAP 2017 0330 Официальный бюллетень Агентства по интеллектуальной собственности. 2018, № 3(203)-Ташкент- от 16.01.2018- с. 23.
5. Насиров И.З., Раимджанов Б.Н., Зокиров И.И. Электролизер. № IAP 2019 0314 Документы Агентства по интеллектуальной собственности.
6. Насиров И.З., Уринов Д.У., Рахмонов Х.Н. Плазмали электролизерни синаш// INNOVATION IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM: a collection scientific works of the International scientific conference (25th March, 2021) -Washington, USA: "CESS", 2021. Part 4, Issue 1 - p. 323- 327 б.
7. Nasirov I.Z., Urinov D.O. The texchnology of obtaining environmentally clean fuel for vehicles// Scientific and technical journal of NamlET (Наманган мухдндислик технология институти илмий- техника журнали), Наманган: НамМТИ, 2021, 188-193 б.