предполагается решить, используя известные уравнения реакций горения метана в воздухе, в зависимости от концентрации метана:
ХСН4+У(02+3,77^)^02+^0+^ СБ4^С2+2И2 - 246.884 кДЖ; СИ^О^СО+ЗН - 246.884 кДЖ; СН4+ С02^2С0+2Н2 - 205,8 кДЖ, в дальнейшем подобные задачи необходимо решить для каждого горючего газа и угольной пыли в отдельности. В конечном виде решение задачи видится в определении интегральной критической температуры для сложной смеси, которая представляет собой шахтный аэрозоль. По этой температуре можно будет установить пределы воспламеняемости шахтного аэрозоля и таким образом контролировать состав атмосферы в рабочей зоне горной выработки.
Следовательно, решаемая задача для дальнейших исследований позволит сформулировать принципы взрывозащиты в горной выработке, основанные на взрывопредупреждении, то есть управлении составом атмосферы в пределах невозможности шахтного аэрозоля воспламеняться и взрываться.
На основании полученных результатов, разработана математическая модель расчета адиабатической температуры горения сложного шахтного аэрозоля в воздухе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЯ БИОПРЕПАРАТОВ ПРОТИВ ВРЕДНЫХ САРАНЧОВЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ В КАЗАХСТАНЕ
Канаев А. Т., Акмуллаева А. С. молодой ученый
Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, научно-исследовательский институт проблем биотехнологии, Казахстан, Талдыкорган, тв1гкап2009@таИ. ги
001:10.24411/9999-004А-2018-10062
В последние годы, на территории Республики Казахстан проводились небывалые по своим масштабам химические обработки против саранчовых вредителей, что, несомненно, оказало негативное воздействие на окружающую среду. В связи с этим, на сегодняшний день, возникает необходимость защиты сельскохозяйственных культур от вредных саранчовых методами, позволяющими ограничить объемы применения химических инсектицидов. Особенно, необходимо такое ограничение в очагах саранчовых, связанных с озерами, водоемами, плавнями рек, пастбищами и т.д., так как сохранение их экологически чистыми приобретает первоочередной характер.
Одним из путей снижения объема обработок химическими препаратами может быть введение в комплекс защитных мероприятий биологических средств
120
защиты, в первую очередь микробных биоагентов. Биологический метод борьбы против вредных саранчовых в республике не применялся. Чтобы восполнить этот пробел, с 2010 года нами начаты испытания биопрепаратов против азиатской саранчи и итальянского пруса и нестадных видов саранчовых на юго-востоке и севере Казахстана.
В 2016-2017 гг. в Алматинской, Западно-Казахстанской, Акмолинской и Павлодарской областях Казахстана проводились полевые испытания биопрепаратов Nolo (производство КНР) против азиатской саранчи, итальянского пруса и нестадных видов саранчовых. Следует отметить, что в 2017 году биопрепарат Nolo испытывался второй год.
Норма расхода Nolo - 0,001 л/га, расход рабочей жидкости 12,0 л/га. Кроме того, в рабочий раствор добавлялся сахар из расчета 0,36 кг/га. Норма расхода Green Muscle® составила 2,0 л/га, способ применения - УМО. Учеты биологической эффективности проводились на 14 и 24 сутки - для Nolo, и на 7.
В качестве эталонов использовались две формуляции димилина - 48% с.к., 0,02 л/га и ОФ-6, 6% м.с., 0,15 л/га.
Полевые испытания Nolo против азиатской саранчи, итальянского пруса и нестадных видов саранчовых показали положительные результаты. Так, оба препарата на 14 и 24 сутки после обработки вызывали пораженность и гибель азиатской саранчи на 33,7 - 36,2 и 41,2 - 51,5% соответ- ственно.
На вариантах опыта, где применялся Nolo, проведены наблюдения за поведением личинок и взрослых особей азиатской саранчи. Наблюдениями установлено, что 32,0 -45,0% зараженных Nolo взрослых особей азиатской саранчи перестали употреблять кормовые растения. В период миграции зараженные особи за световой день (примерно с 1000 до 2000 часов) перелетали расстояние всего на 600-800 м, в то же время здоровые особи мигрировали на расстояние более 10 км.
В 2017 году на побережьях оз. Балхаш вблизи аула Куйган (Балхашский район Алматинская область), где в прошлом году проводилась обработка Nolo, отмечено, что у зараженных особей яйцекладка снижалась на 40,0-64,0%, а выход личинок из яиц составлял менее 35,0%.
Наблюдения и учеты, проведенные на опытах, где препарат Nolo применялся против итальянского пруса показывают, что примерно на 10-12 день началось снижение активности питания саранчовых, и уже появились погибшие особи. Учет, проведенный на 14 сутки, свидетельствует о том, что 21% личинок погибли. В дальнейшем эффективность препарата увеличивалась и на 24 сутки составила 34,5%. Однако, также как и в 2016 году, испытание препарата проводилось при неблагоприятных погодных условиях. В летний период были частые дожди с резким перепадом температуры днем (23-250С) и ночью (до 7-9 0С). В таких условиях саранчовые были малоподвижными и активность питания у них значительно снижалась.