Научная статья на тему 'Результаты интеграционных процессов в птицеводстве Пензенской области'

Результаты интеграционных процессов в птицеводстве Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты интеграционных процессов в птицеводстве Пензенской области»

составляли продажи предприятиям, осуществляющим закупки молока для государственных нужд (94,8%), то в настоящее время произошла переориентация сельскохозяйственных товаропроизводителей на такие каналы, как: продажа молока перерабатывающим организациям (88,4%), по рыночным каналам (2,6%). Однако в условиях диктата закупочных цен на сырье со стороны молочных комбинатов сельскохозяйственные организации вынуждены осуществлять переработку сырья и выпускать молочную продукцию, реализовывая ее на более выгодных условиях. Как показали расчеты бизнес-плана по внедрению цеха по переработке молока, оснащенного современным технологическим оборудованием (модульным молочным цехом КОЛАКС-3005), выполненные на базе ООО «Курганов-ский», производство молочной продукции (молока пастеризованного (МДЖ 2,5%), ряженки (МДЖ 2,5%), сметаны (МДЖ 20%) и творога (МДЖ 9%)) является экономически выгодным, о чем свидетельствуют простые и интегральные показатели эффективности проекта. Так, чистый дисконтированный доход имеет положительное значение, индексы доходности затрат и инвестиций больше единицы, простой срок окупаемости проекта равен 1 год и 3 месяца (дисконтный период окупаемости проекта 2 года и 7 месяцев).

Появление малых перерабатывающих модулей имело бы положительные результаты при динамичном развитии сырьевой базы, но в настоящее время это усложняет ситуацию на рынке сырья. Перспективным направлением в этой области является создание в регионе кооперативного молокоперерабатывающего завода, аналогов которому в России практически нет. Соглашение о создании данного завода было подписано между Министерст-

вом сельского хозяйства, правительством Пензенской области и Национальным союзом производителей молока. В кооператив входят несколько десятков местных производителей молока, которые и будут поставщиками сырья на завод. Первоначальная мощность молокоперерабатывающего завода составит 250 т в сутки, в дальнейшем планируется увеличить объем переработки молока до 500 т в день. Объем финансирования первоначального этапа строительства завода составит 2,5 млрд руб., часть из которых будет выделена из областного бюджета.

Региональные власти активно содействуют развитию молочного подкомплекса. По данным Управления сельского хозяйства Пензенской области, в регионе ведется строительство и реконструкция 18 животноводческих комплексов и ферм. На эти цели из областного бюджета выделено 80 млн руб., также привлечены федеральные средства в размере 160 млн руб. Государственное регулирование интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих и обслуживающих организаций на региональном уровне должно быть направлено на развитие правовых, организационно-экономических условий, способствующих эффективной деятельности аграрных формирований.

Таким образом, в региональном молочном подкомплексе агропромышленные объединения не играют существенной роли, однако наблюдается тенденция к усилению интеграционных процессов, появлению агропромышленных формирований нового типа с учетом многообразия форм хозяйствования, построения равноправных взаимоотношений между их участниками на основе взаимовыгодного сотрудничества.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПТИЦЕВОДСТВЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ М.Ю. Федотова, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Как показывает опыт развитых западных государств и отдельных регионов России важную роль в становлении АПС, стимулировании экономического роста сыграли именно агропромышленные объединения. Вертикально интегрированные агропромышленные формирования смогли доказать свою эффективность в разработке новых технологий, организации контроля качества, повышении управления материальными и финансовыми потоками внутри объединения.

Среди отечественных компаний особо успешен агрохолдинг «Группа Черкизово», - вертикально интегрированный холдинг, предприятия которого образуют полный производственный цикл: производство кормов, выращивание птицы и свиней, переработка, реализация. В Пензенской области он представлен предприятиями, производящими и перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию. Основные из них - ОАО ПТФ «Васильевская», производящая 95% мяса бройлеров в общем объеме мяса птицы в области; ОАО МПК «Пензенский», которое занимается переработкой мяса и выпуском колбасных и иных изделий, одно из первых в России перешло на стандарт !БО, поставляет свою продукцию более чем в 30 регионов страны; ООО рАо «Пензенская зерновая компания», производящее продукцию растениеводства, а также построившее крупный свинокомплекс на 12,5 тыс. т свиного мяса в год сметной стоимостью более 1,5 млрд руб.

Особенно показательны результаты деятельности ОАО ПТФ «Васильевская». Данная компания является наиболее прибыльным предприятием АПС Пензенской области. Объем получаемой прибыли ежегодно увеличивается: 362 730 тыс. руб. в 200б г., 537 936 тыс. руб. в 2007 г., 576 420 тыс. руб. в 2008 г., 1 500 000 тыс. руб. в 2009 г. (предварительные данные). Уровень рентабельности затрат в 2008 г. составил 29,1%.

Основным поставщиком сырья (кормов) является ООО «Михайловский комбикормовый завод», вырабатывающий комбикорма согласно утвержденным заявкам и рационам. Оборудование и технику предприятие получает от производителей, в том числе из-за рубежа. Общество имеет гарантированный сбыт производимой продукции в ООО «Пете-линский птицеперерабатывающий завод», также входящий в состав АПК «Михайловский».

Первоначально при приобретении фабрики в собственность планировалось использовать ее мощности для бесперебойного обеспечения АПК «Черкизовский» сырьем для переработки. Однако, по мере развития рынка конечного потребления и переориентирования покупателей с импортной продукции, представленной в основном замороженными окорочками, на отечественную охлажденную, фабрика большую часть выпускаемой продукции стала поставлять непосредственно на розничный рынок, а с 2005 г. - через ООО «Петелинский птицеперерабатывающий завод».

Войдя в состав группы предприятий АПК «Черкизовский» организация активнее начала применять новейшие технологии выращивания птицы, увеличился объём выпускаемой продукции.

В 2000 г. на Васильевской птицефабрике началась модернизация, замена старых клеточных батарей на немецкое оборудование фирмы «В1д ОасИтап» для напольного содержания бройлеров. На данный момент в ОАО ПТФ «Васильевская» все площадки, занимавшиеся откормом бройлеров, реконструированы и клеточное содержание заменено на напольное.

Производство товарной продукции стабильно растет, в 2008 г. птицефабрика произвела и реализовала продукцию на сумму 2 618 595 тыс. руб., что составляет 189,5% от уровня 2006 г. Данное увеличение обусловлено, прежде всего, расширением и увеличением производства.

ВИАПИ им. А.А.Никонова с 1998 г. проводится отраслевой рейтинг наиболее крупных и эффективных предприятий по производству мяса птицы в России -Клуб «Мясо птицы 100», который показал, что по данным показателям из 100 исследуемых птицеводческих хозяйств России ОАО ПТФ «Васильевская» в 20002002 гг. занимала лишь 29 место, в 2004-2006 гг. - 13 место, а в 2005-2007 гг. - уже 7.

Птицефабрика планирует в 2010 г. добиться показателя в 100 тыс. т мяса птицы в год, построить свой завод по комплексной переработке мяса птицы. Она уже инвестировали в птицеводство около 1 млрд руб.

Для анализа эффективности управления ОАО ПТФ «Васильевская» была проведена оценка ее бизнеса. Оценка предприятия — это определение в денежном выражении стоимости предприятия, учитывающей его полезность и затраты, связанные с получением этой полезности.

Проведенная оценка стоимости бизнеса исследуемой компании по трем подходам (затратному, доходному и сравнительному) дала следующие результаты.

Затратный (имущественный) подход оценки позволяет оценить бизнес как совокупность активов, составляющих имущественный комплекс предприятия, достаточный для выпуска определенного объема продукции. Из всей совокупности методов имущественного подхода мы использовали метод чистых активов. Согласно данному методу рыночная стоимость предприятия приравнивается к балансовой стоимости ее собственного капитала. За основу расчета принят баланс, составленный на 31.12.2008 г., как баланс на последнюю отчетную дату. Рыночная стоимость ОАО ПТФ «Васильевская» методом чистых активов составляет 2 031 984 тыс. руб.

В доходном подходе мы, исходя из характера деятельности предприятия и объема имеющейся информации, использовали метод дисконтирования потока денежных средств. В основе него лежит предположение о том, что сегодняшняя стоимость предприятия определяется будущими денежными доходами, продисконтированными на дату оценки. Рыночная стоимость собственности будет равна текущей стоимости всех будущих доходов, т.е. все будущие доходы с помощью ставки дисконта переводятся в текущую стоимость (на дату оценки) и складываются. Рыночная стоимость ОАО ПТФ «Васильевская», рассчитанная по доходному подходу, составила 6 825 413 тыс. руб.

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется

той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Для целей данной оценки мы использовали метод рынка капитала, который основан на использовании ценовых мультипликаторов. Суть данного метода заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемой фирме, которое было недавно продано, или по нему имеются официальные данные по капитализации. Затем рассчитывается соотношение между рыночной ценой продажи предприятия-аналога и каким-либо его финансовым показателем. Данное соотношение называется ценовым мультипликатором. Для получения рыночной стоимости собственного капитала необходимо умножить аналогичный финансовый показатель оцениваемой компании на расчетную величину ценового мультипликатора. С 2005 г. Рейтинговое агентство «Эксперт» публикует данные по капитализации ОАО Группа «Черкизово» в ежегодном рейтинге компаний «Эксперт-400. Крупнейшие». Значения мультипликаторов Цена/Выручка от реализации (P/S) и Цена/Чистая прибыль (Р/Е) по ОАО Группа «Черкизово» за 2008 г. составили 0,86 и 11,786386 соответственно. Данные по этим показателям опубликованы на сайте РА «Эксперт». Рыночная стоимость компании ОАО ПТФ «Васильевская», рассчитанная методом рынка капитала, составляет 4 509 626 тыс. руб.

Для определения более точной стоимости бизнеса было рассчитано средневзвешенное значение, согласно удельных весов применяемых подходов. Итоговая рыночная стоимость бизнеса ОАО ПТФ «Васильевская» составила 4 432,536 млн руб.

Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки колеблется в диапазоне от 2 031,984 до 6 825,413 млн руб.

Оценка рыночной стоимости предприятия по затратному подходу, который рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек, показала наименьший результат (2 031 984 тыс. руб.). Это объясняется существенной долей заемных средств в пассиве баланса. Однако можно с уверенностью сказать, что это явление временное, поскольку предприятие осваивает новые площадки и расширяет свою деятельность, поэтому несет существенные издержки.

Стоимость предприятия по доходному подходу на 2 315,787 млн руб. превышает результат, полученный по сравнительному подходу. Это говорит о том, что рынок пока недооценивает ОАО ПТФ «Васильевская».

В связи с этим, руководство птицефабрики должно принять решение внедрить у себя управление стоимостью и в качестве основного показателя результатов своей деятельности принять стоимость компании.

В качестве ключевых факторов успешного внедрения системы управления стоимостью в ОАО ПТФ «Васильевская» предлагаются поддержка со стороны руководства в принятии стоимости компании как основного показателя результатов деятельности предприятия; укрепление связи низовых уровней с верхним эшелоном, посредством разработки системы факторов стоимости для низшего и для высшего руководства; переподготовка работников, обучение их принципам управления стоимостью бизнеса; увязка системы поощрения работников предприятия с созданием стоимости компании; единообразные и простые в применении формы отчетности и модели стоимостной оценки, облегчающие работу менеджеров; оценка потребностей в капитале и людских ресурсах на основе стоимости компании и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.