Научная статья на тему 'Результаты интеграции российских компаний в международные цепочки поставок'

Результаты интеграции российских компаний в международные цепочки поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПЬ ПОСТАВОК / КЛИЕНТЫ / ЗАТРАТЫ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / SUPPLY CHAIN / CLIENTS / COSTS / PRICING / ORGANIZATIONAL FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузин Д.А.

Целью исследования является определение оптимальных управленческих решений, факторов влияния и компетенций, обуславливающих успех или неудачу международной интеграции. Исследование осуществлялось методом анализа кейсов из практики выполнения консультационных проектов в области маркетинга, управленческого учета и логистики на базе российских организаций. Даны практические рекомендации по интеграции в международные цепочки поставок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the integration of Russian companies in international supply chains

Research objective is determining of optimum managerial decisions, factors of influence, causing success or failure of the international integration. Research was performed by a method of cases analysis from practice of consulting projects in the field of marketing, the management accounting and logistics on the basis of the Russian organizations. Practical recommendations about integration into the international supply chains are made.

Текст научной работы на тему «Результаты интеграции российских компаний в международные цепочки поставок»

ЖИЛО И КОМПЛЕКС

' * 1 """ * * "

,, к tlBiiiji ( ■

KpgS5S& ::=:

„на ИИ" ■

СТАРТ ПРОДАЖ Д0М№6

¡пэжм шит ШтШМ

Информационное агентство INNOV.RU | Вторник, 28 марта 2017 г 14:36

П0СМ0ТРЕ1

Проектная декларац Застройщик С

INNOV

РОСС И ИСК И И £113 НЁС ON-LINE

Иннов: электронный научный журнал

Главная страница журнала

Экономические науки

Технические науки О журнале Редакция Общая лента Выпуски

Опубликовать статью. Авторам

Яндекс.Директ

Кредит в Почта Банке

Ставка 14,9%. Кредит от 30 тыс. до 1 млн. руб. Заполните заявку на сайте! Условия кредита Оформить кредит Решение за 1 минуту Онлайн-заявка anketa.pochtabank.ru

ПАО ПОЧТА БАНК

Результаты интеграции российских компаний в международны поставок

The results of the integration of Russian companies in international supply chain

УДК 334.726

22.09.1515:01

< 248

Выходные сведения: Кузин Д.А. Результаты интеграции российских компаний в международные цепочки поставок // Иннов: электронный научный журнал, 2015. №3 (24). URL:

http://www.innov.ru/science/economy/rezultaty-integratsii-rossiyskikh-k/ Авторы:

ДА.Кузин. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия e-mail: dkuzin@hse.ru

Authors:

D. A. Kuzin, national research University-Higher School of Economics, Russia e-mail: dkuzin@hse.ru

Ключевые слова: Цепь поставок, клиенты, затраты, ценообразование, организационная структура

Keyword: Supply chain, clients, costs, pricing, organizational framework

Аннотация: Целью исследования является определение оптимальных управленческих решений, факторов & компетенций, обуславливающих успех или неудачу международной интеграции. Исследование осуществлялос кейсов из практики выполнения консультационных проектов в области маркетинга, управленческого учета российских организаций. Даны практические рекомендации по интеграции в международные цепочки поставо

Annotation: Research objective is determining of optimum managerial decisions, factors of influence, causing success international integration. Research was performed by a method of cases analysis from practice of consulting projects in marketing, the management accounting and logistics on the basis of the Russian organizations. Practical recommendat into the international supply chains are made.

Введение. В исследовании обобщены практические ситуации вовлечения российских компаний в международн с целью повышения конкурентоспособности данных компаний в условиях глобальной экономической неста! задачей исследования являлось определение оптимальных управленческих решений, факторов влиян обуславливающих успех или неудачу международной интеграции той или иной компании.

Объектом исследования являются ранее успешные российские производственные и проектные компан проблемой падения спроса в условиях кризиса. Рассматриваются интеграция в цепочки поставок с сохранение! деятельности организации, не исключающие, в некоторых случаях, возможность потери собственной торговой м

Исследование осуществлялось в ходе выполнения консультационных проектов в области маркетинга, упр; логистики, связанных с решением актуальных задач, направленных на повышение эффективности и кон компаний. В частности, рассматривались факторы позиционирования, оптимального ценообразования, мини структурной реорганизации компаний, потенциальных участников международных логистических цепочек.

Исследование осуществлялось методом анализа проектов, реализованных на базе российских организаций, международные цепочки поставок и находящихся в одинаковых территориально - временных рамках.

Каждый проект может служить прецедентным событием,

позволяющим использовать результаты его анализа в практике принятия управленческих решений в условиях кризиса.

Рабочая гипотеза предполагает, что конкурентное противостояние на рынке отдельных организаций не актуально и уступает место противостоянию цепей поставок. При этом, успех цепи поставок должен измеряться в терминах прибыльности цепи поставок, а не в терминах прибыли отдельного участника.

Доходность цепи поставок - прибыль, которая будет распределена по всем стадиям цепи поставок. Практика показывает, что распределение дохода

в цепи поставок невозможно без разработки методов оптимального ценообразования, ориентированного на сп одну из задач настоящего исследования.

Основные результаты. По результатам анализа кейсов, прибыльность и конкурентоспособность компан способностью осуществлять эффективное с экономической точки зрения взаимодействие с поставщиками поставок. В условиях финансовой нестабильности, связанной с падением спроса, клиент является основн поставок.

Участники цепи поставок могут выступать одновременно в роли клиента и поставщика, но общий принци поставок по «тянущему» принципу не должен нарушаться.

Практика показывает, что успеха добиваются компании, сумевшие наладить не только быстрое и эффектиЕ взаимодействие в цепи поставок, но и бережливое межфункциональное взаимодействие в пределах само функции включают, но не ограничиваются, разработку нового изделия, маркетинг, производственные опера (дистрибуцию), обслуживание клиента и должны генерировать максимальную полезность для клиента при м1 компании.

Только при межфирменном и межфункциональном взаимодействии, когда все стадии цепи поставок коорди свою деятельность в соответствии с требованиями клиента по цене и качеству, прибыльность цепи поставок до Согласно результатов исследования, добиваются успеха при интегрировании в международные цепи постав> компании, имеющие опыт бережливого производства, оптимального взаимоотношения с поставщиками и целев<

Например, российская компания ООО «Синтез-Ока» - научно - производственное объединение, успешно выпу> продукцию промышленного назначения, предприняло попытку расширить ассортимент товарами бытовой хими рынке В2С [1].

Техническое задание на консалтинговые услуги для данной организации предполагало выполнение широкого кр маркетинга и управленческого учета, направленных на поиск ответа на главной вопрос: определени производства и продвижения отечественных товаров бытовой химии (далее ТБХ): синтетических моющих отбеливателей, чистящих средств, средств для мытья посуды ООО "Синтез-Ока" на российском высоко-конкурен

В ходе анализа результатов анкетирования 998 респондентов и данных финансовой отчетности были успешно частные задачи в области маркетинга:

1. Выявлены сегменты потребительского рынка по каждому из четырех видов ТБХ по восприятию произв оценки потребителями высказываний по интервальной шкале с использованием процедуры кластерного а сегментов потребительского рынка по каждому из четырех видов ТБХ по свойствам производится нг потребителями свойств ТБХ по порядковой шкале с использованием процедуры кластерного анализа. Выявле производится посредством иерархического анализа. Построение профилей сегментов производится с помощью Чувствительность к цене сегментов по восприятию ТБХ (процент потребителей конкретного сегмента, нечувствительных к цене) определялась в результате построения таблиц сопряженности: сегменты по воспри свойствам.

2. Определены оптимальные (по критерию максимального потенциального охвата рынка) цены по каждому вид пересечения кривых слишком дешево и слишком дорого. Каждая из кривых строилась как зависимость нак (совокупный процент) от цены [2].

3. Определены потребительские предпочтения по таре и упаковке для ТБХ. Установлено, что потребител! выборе упаковки на продукцию лидеров мирового рынка и наиболее предпочтительной упаковкой для син средств является картонная коробка. Наиболее популярная форма бутылки для жидких чистящих средств, отбе для мытья посуды - бутылка с ручкой (с плоскими боками). Для сухих чистящих средств и сухих отбел предпочтительна банка ПЭТ. Упрощенная упаковка, предоставленная российским производителем не вызывает несмотря на очевидные преимущества по качеству, экологической безопасности и цене предлагаемого в ней то

В области управления затратами были выполнены:

1. Оптимизация ассортимента ТБХ по критерию максимального значения операционного дохода от реализаи данных учета затрат по видам активностей и результатам маркетингового исследования с учетом кпиентоориен"

компании.

2. Составлен план производства и определены минимальные отпускные цены. Таблица 1 - Оптимальный ассортимент продуктов ТБХ

Наименование продукта Цена отпускная, руб/т Объем оптимального производства, т Объем безубыточно

Продукт 7 16296 2,0 1,

Продукт 2 14667 4,0 3,

Продукт 1 16296 5,0 4,

Продукт 5 14815 9,8 9,

Продукт 4 13835 12,1 11

Продукт 3 17333 12,3 11

Продукт 6 22222 26,0 25

ИТОГО по цеху 71,2 68

Таблица 2 - Цена остановки производства по группам ТБХ

Наименование продукта Цена остановки производства, руб/т В т.ч. сырьё, руб/т В т.ч. энергетика, руб/т В т.ч. вспом. материал

Продукт 2 8802 2715 152 5935

Продукт 7 8980 3346 265 5369

Продукт 4 9815 7247 923 1645

Продукт 3 10068 7247 923 1899

Продукт 5 10764 5000 265 5498

Продукт 1 13190 2715 152 10323

Продукт 6 16157 8434 190 7532

В результате анализа затрат было установлено, что наибольшую долю переменных затрат для ТБХ в условиях ТБХ составляют прямые, переменные затраты на тару. Например, затраты на полиэтиленовые банки для сухих форме удовлетворяющие требованиям потребителей и по качеству не хуже, чем у ведущих зарубежных компа от общих переменных производственных затрат.

Таким образом, несмотря на то, что результаты маркетинговых исследований свидетельствовали о высоко емкости рынка ТБХ, выпускаемых ООО «Синтез-Ока» на собственном сырье, экономические расчеты пока; полной цепочки поставок, оканчивающейся готовыми к реализации в розничной сети продуктами потребует значи разработку новых видов упаковки и рекламную компанию по новым для данного предприятия продукта максимально-допустимые объёмы вложений без ухудшения общих финансовых показателей по заводу. В рез' период времени, в условиях финансовой нестабильности производство и продвижение товаров бытовой предприятии признано нецелесообразным.

С учетом результатов исследований, компания ООО «Синтез-Ока» приняла стратегическое решение - укрепи российской химической компании на рынке сырья и полуфабрикатов и осуществила успешную интеграцию цепочки поставок в качестве поставщика компонентов, используемых при производстве конечной продукции д цепи поставок. В настоящий момент, по отдельным наименованиям продукции, доля компании на российском сырья и полуфабрикатов составляет до 65%, а на международном до 6%, а объёмы производства и доход д показателей.

Немаловажным фактором влияния на успех международной интеграции, являются факторы инфраструктуры, в клиента и логистические затраты.

Характерным примером международной интеграции компаний в полную цепочку поставок является крупный ин формирования химического кластера «Российский центр переработки ПВХ» на территории Нижегородской обла

В г.Дзержинск Нижегородской области планируется реализация проекта стоимостью 40 млрд.рублей по фор «Российский центр переработки ПВХ». Данный проект направлен на максимальную переработку на территори совместного предприятия по производству ПВХ компаний «Сибур» (Россия) и «Сольвей» (Бельгия) мощностью г.Кстово, также расположенного в Нижегородской области. Производство планируется запустить в 2013 г. Учитьи переработка ПВХ в пластиковые окна, виниловые обои, линолеум и т. д. с последующим дистрибуционш экономически перспективное решение.

Создание парка позволит обеспечить следующие конкурентные преимущества предприятиям - будущим резиде

1. Обеспечить свои производства качественной рабочей силой, обеспечить быстрый запуск производства высокого качества по конкурентоспособным ценам.

2. Минимизация логистических издержек в результате выгодного географического местоположения класт Москве - основному рынку сбыта и дистрибуции производимой продукции, а именно - доступ к федеральной ав" и железной дороге обеспечит предприятиям-резидентам лучшие конкурентные позиции в результате сокращ затрат.

3. Наличие большего количества предприятий химической отрасли позволит предприятиям-резидентам кл закупку требуемых добавок и компонентов, упростить взаимовыгодный обмен информацией и осуществлять НТИР со своими поставщиками, модернизируя выпускаемую продукцию.

4. Развитая сеть специализированных научных учреждений, способных оказывать требуемые консульта! изыскательские услуги.

По-процессный взгляд на цепь поставок как на последовательность процессов и потоков, которые имеют место ¡ организаций и между различными участниками цепи, объединенными общей целью эффективного удовлетво клиентов, оказался весьма полезен для решения оптимизационных управленческих задач.

По нашим наблюдениям, в условиях нестабильного спроса, наиболее устойчивыми и прибыльными оказыва конце цепочки поставок компании с преобладанием реактивных Pull - процессов, выполняемых в ответ на изме1 (торговля, сфера обслуживания, крупный опт). В невыгодном положении оказываются компании с высокой ¡ Push -процессов, осуществляемых из-за технологических особенностей независимо от наличия или отсут первую очередь компании, находящиеся в самом начале цепочки поставок (горнодобывающие, металлур предприятия тяжелого машиностроения, автомобильные предприятия полного цикла).

Характерным примером в данном контексте является Горьковский автомобильный завод (сокращённо «I автомобилестроительное предприятие, крупный производитель легковых, лёгких грузовых автомобилей и микро в крупнейший автомобилестроительный холдинг России «Группа ГАЗ».

Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод и являлся одним из автомобилестроения.

В сентябре 2008 года предприятие «ГАЗ» столкнулось с финансовым кризисом, а с октября — с кризисом квартале 2008 года и в январе 2009 года «ГАЗ» несколько раз останавливал конвейер с целью разгрузки зато готовой продукции. В связи с возникновением серьёзной задолженности перед поставщиками, а также оферт сумму $147 млн, в начале февраля Правительством РФ было принято решение об оказании финансовой под,

[4].

В связи с кризисом руководство ГАЗа предприняло различные антикризисные пакеты мер, так, с конца 2008 короткая рабочая неделя и сокращён персонал (со 105 до 95 тыс.). Несмотря на остановку в ноябре 200 производства седанов 31105 и 3102 морально устаревшего семейства «Волга», предполагалось осуществить и наличии спроса снова запустить в производство. Однако возобновления спроса так и не последовало и вес легковой конвейер был демонтирован, в дальнейшем на нём предполагается сборка иномарок. Планы по выпу модели Volga Siber были скорректированы до 8 тыс., а позже и до 3 тыс., фактически было произведено тол которых реализованы 428 машин. В 2009 году Volga Siber была включена в список отечественны централизованных госзакупок, но не попала в официальный список легковых моделей с дотируемыми кредит лиц. В 2010 Siber попал в список моделей, включённых в программу утилизации, за счёт чего «ГАЗ» смог прои 2010 года запланированный объём в 5,1 тыс. седанов и свернул 31 октября их производство. В августе, пос года, на ОАО «Горьковский автомобильный завод» и ООО Автомобильный завод «ГАЗ» работало 27 тыс. челове1

В середине июня 2011 года Volkswagen Group Rus и группа ГАЗ подписали соглашение на восемь лет о контра легковых автомобилей в год на мощностях ГАЗа. Соглашение подписано в рамках перехода Volkswagen на новы автомобилей в России. Сборка моделей VW Jetta, Skoda Yeti и Skoda Octavia будет осуществляться на баз Производство легковых моделей собственной разработки в ближайшее время пока не предполагается [6].

По нашему мнению, одними из внутренних причин утраты лидирующего положения на рынке легковых авто «ГАЗ» являлись: игнорирование потребителя, как полноценного участника цепи поставок, преобладание ценообразование, ориентированное в первую очередь на собственные затраты, а не спрос.

Например, определения оптимальной цены для достижения максимальных продаж при выведении нового а следовало осуществлять по методике опроса потребителей, позволяющей оценить следующие параметры:

■ оптимальную цену;

■ нижнюю и верхнюю границу цены (допустимый ценовой диапазон);

■ размер рынка по заданной цене.

Данная методика служит для получения информации о ценовых характеристиках косвенным путем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребители оперируют четырьмя уровнями цены:

1. Слишком дешево (ниже данной цены у потребителей возникает сомнение в качестве товара, по данной и не приобретается);

2. Дешево (товар приобретается с ощущением выгодной покупки);

3. Дорого (товар может приобретаться, при этом потребитель не стремится сэкономить на покупке, а надежность, долговечность, престижность и проч.);

4. Слишком дорого (товар не покупается по данной цене и выше, так как потребитель считает покупку невыгод зрения данный товар или его заменитель можно купить дешевле, либо использование данного товара нецелесообразным при условии покупки по данной цене).

После получения в результате опроса информации по четырем уровням цены от каждого потребителя, стро зависимости накопленного процента ответов респондентов по каждой из ценовых категорий так, как это изображ Оптимальной считается цена в точке пересечения кривых "Слишком дешево" и "Слишком дорого", так как в дан1 минимум по числу нежелающих покупать товар по данной цене. В точке пересечения a процентов ауди слишком дешевым и a процентов - слишком дорогим. В результате, товар по данной цене не будут покупать 2a г Если мы хотим получить нижнюю границу объема рынка, следует добавить к нежелающим покупать данный то1 является дорогим. Таким образом, для получения нижней границы по объему рынка используется выражение: 1

Рисунок. Метод определения оптимальной цены

Например, предшественник Volga Siber легковой автомобиль ГАЗ-3111 "Волга" должна была стать флагманом Г легковым автомобилям иностранного производства.

Согласно нашим расчетам по указанной выше методике, оптимальная цена за подобный автомобил максимальные объёмы продаж, должна была быть $11,000. В то время как автомобиль ГАЗ-3111 "Волга" в б предлагался покупателям по цене $15,300, а в полной комплектации - за $35,000.

Подобные неадекватные цены, рассчитанные на основании полной производственной себестоимости, не российскому автомобилю достигнуть целевых объёмов продаж на рынке легковых автомобилей.

Определение оптимального положения границы Push/Pull процессов в цепи поставок является актуальной за производственных предприятий, находящихся в середине цепочки, поскольку относительное уменьшение до может негативно отразиться на уровне логистического сервиса, а уменьшение доли Pull - процессов способствуе

Изучение современных международных цепочек поставок указывает на потребность в мобильных и интеллектуа Подобные организации, обладающие минимальным объемом физических активов, но способные генериро инновационные проекты, оказались наиболее жизнеспособными в условиях финансовой нестабильности.

По нашему мнению, создание таких организаций следует начинать с построения современных органи (матричных, проектных и т.п.), обеспечивающих координацию всех функций менеджмента, определяющих i исполнителей. Качество организационных структур управления предопределяет способность компании к выжиЕ в международной цепочке поставок.

Необходимо стремиться к формированию структур, отражающих современные тенденции развития орган бюрократических процедур, создание более плоской организационной структуры, повышение статуса персонал на инновации и творчество.

Например, основанный в 1953 году проектный институт «Гипрополимер» (г. Дзержинск, Нижегородская облас приобретен фирмой Uhde GmbH Германия (компания группы ThyssenKrupp), переименован в ОАО «Уде», а в реорганизацию, изменение организационно-правовой формы и преобразование в ООО «Уде» [7].

В условиях кризиса в компании «Уде» произошла замена неэффективной в экономическом и информационном многозвенной структуры на новую проектно-функциональную структуру с преобладанием горизонтальных связей

Результатом этих изменений является не сокращение, а увеличение штата инженерно-технических работников (число отделов увеличилось в 2 раза) и выполнение трёх главных требований существования в ус нестабильности:

1. Повышение экономической эффективности управления организацией;

2. Постоянное совершенствование технологических процессов предприятия;

3. Исключение процессов, не добавляющих полезности конечному продукту и повышение гибкости организац

В условиях глобальной финансовой нестабильности в результате рационализации структуры управления пр пересчете на одного инженерно-технического работника увеличилась на 10,4% и были осуществлены круп проекты.

Таким образом, практические примеры показывают, что даже в сложных экономических условиях, благодаря из компании, можно не сокращать, а увеличивать штат сотрудников и наращивать прибыль, участвуя в выпуске пр маркой "Made in World".

По нашему мнению, основными предпосылками успешной интеграции в международные цепочки поставок явля

1. Рассмотрение и выбор конечного потребителя в качестве главного участника цепи поставок

2. Детальный анализ собственных конкурентных преимуществ в цепи поставок с учетом внутренних и внешних

3. Увеличение доли pull-процессов, направленных на добавление полезности конечному потребителю

4. Целевое ценообразование, ориентированное на формирование максимального спроса в цепи поставок

5. Взаимовыгодный обмен информацией между поставщиками и потребителями в цепи поставок

1. Лидер российского рынка этаноламинов: Сайт Синтез-Ока [Электронный ресурс]. URL: http://www.sintez-oka. 26.02.2015).

2. Коржов М. М., Кузин Д. А. Сравнительный анализ и практическое применение методов ценообразования с ор| Новости маркетинга. 2007. № 4. С. 9-17.

3. Инвестиции.Инновации.Бизнес: Международный деловой портал [Электронный ресурс]. URL: http://spb-vench (дата обращения: 26.02.2015).

4. AUTONews.ru: Сайт РосБизнесКонсалтинг [Электронный ре http://www.autonews.ru/automarket_news/mdex.shtmrP/2009/02/04/1447865 (Дата обращения: 26.02.2015).

5. Если не будет дальнейшего падения спроса на рынке, то сокращения сотрудников на ОАО ГАЗ больше не буд Новгород: [Электронный ресурс]. 2006-2015. URL: http://www.niann.ru/?id=355945&template=yandex (Дата обраще

6. Volkswagen подписал соглашение с группой ГАЗ: [Электронный ресурс] // Газета "Коммерсантъ" № 106 http://www.kommersant.ru/doc/1660058 (дата обращения: 26.02.2015).

7. ОАО «УДЕ»: Сайт города Дзержинска [Электронный ресурс]. URL: http://www.dzerzhinsk-info.ru/ude-a.htr 26.02.2015).

1. Lider rossiyskogo rynka etanolaminov: Site of Sintez-Oka available at: http://www.sintez-oka.ru/ (accessed February

2. Korzhov M. M., Kuzin D. A. Novosti marketinga [Marketing News], no. 4 (2007): 9-17.

3. Investitsii.Innovatsii.Biznes: Mezhdunarodnyy delovoy portal available at: http://spb-venchur.ru/news/10890.htm 26.2015).

4. AUTONews.ru: Site of RosBiznesKonsalting available at: http://www.autonews.ru/automarket_news/index.shtml? (accessed February 26.2015).

5. Esli ne budet dal'neyshego padeniya sprosa na rynke, to sokrashcheniya sotrudnikov na OAO GAZ bol'she ne but Novgorod available at: http://www.niann.ru/?id=355945&template=yandex (accessed February 26.2015).

6. Gazeta "Kommersant" no.106 from 15.06.2011 available at: http://www.kommersant.ru/doc/1660058 (accessed Feb

7. OAO «UDE»: Site of goroda Dzerzhinska available at: http://www.dzerzhinsk-info.ru/ude-a.html (accessed February

Библиографический список

References

0 I EJ Яндекс.Видже-rlNNOV

архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.