Научная статья на тему 'Результаты III Всероссийской научно-практической конференции «Личностно ориентированное профессиональное образование» (28–29 октября 2003 г. )'

Результаты III Всероссийской научно-практической конференции «Личностно ориентированное профессиональное образование» (28–29 октября 2003 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты III Всероссийской научно-практической конференции «Личностно ориентированное профессиональное образование» (28–29 октября 2003 г. )»

УДК 37.015.3 ББК Ч448.2

РЕЗУЛЬТАТЫ III ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (28-29 ОКТЯБРЯ 2003 г.)

Э. Ф. Зеер,

О. В. Кружкова

28-29 октября 2003 г. в Российском государственном профессиональнопедагогическом университете при поддержке Российского гуманитарного научного фонда состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция «Личностно ориентированное профессиональное образование». Конференция проводилась на базе факультета психологии и была организована кафедрой социальной и прикладной психологии.

Основной целью данной конференции являлось рассмотрение результатов исследований актуальных проблем личностно ориентированного образования, возможностей реализации его принципов в профессиональной школе.

В конференции принимали участие 137 психологов и педагогов из Москвы, Екатеринбурга, Казани, Кургана, Нового Уренгоя, Оренбурга, Троицка, Тюмени, Ижевска, Уфы, Тобольска, Барнаула, Челябинска и других городов. Они представляли 27 высших учебных заведений (среди которых Челябинский государственный университет, Башкирский государственный университет, Тюменский государственный университет, Курганский государственный университет, Московский государственный литературный университет и др.), 10 средних профессиональных учебных заведений (среди них Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий, Профессионально-педагогический колледж г. Екатеринбурга, Оренбургский государственный профессионально-педагогический колледж и др.), а также 5 школ г. Екатеринбурга, Челябинска, Казани, Тюмени.

В конференции в качестве слушателей и докладчиков принимали участие представители высших учебных заведений (проректоры, директора институтов, деканы факультетов, заведующие кафедрами, профессора, доценты), средних профессиональных учебных заведений (директора, заместители директоров, психологи), общеобразовательных учебных заведений (учителя и психологи), из них 21 доктор и 37 кандидатов наук, а также аспиранты РГППУ и др. вузов, магистранты Российского государственного профессионально-педагогического университета.

В рамках конференции участниками обсуждались следующие проблемы: теоретико-методологические основы личностно ориентированного профессионального образования; профессионально образовательное пространство личности; профессионально обусловленные модели деятельности и личности обучаемых; состав и структура компетентности, компетенций и ключевых квалификаций, обучаемых и специалистов; стандарты профессий и специальностей; сущность профессионального становления личности; психологическая диагностика профессионального становления учащихся; система непрерывного социально-профессионального воспитания обучаемых; сущность психолого-педагогических и информационных технологий профессионального образования; личностно ориентированные технологии обучения, воспитания и развития обучаемых; мониторинг профессионально-образовательного процесса и социально-профессионального развития обучаемых; психологические особенности педагогической фасилита-ции; психологическое сопровождение профессионального развития обучаемых.

Участники конференции обменялись результатами своих исследований по обсуждаемой проблеме, поделились мнением по перспективным направлениям личностно ориентированного профессионального образования на четырех тематических секциях:

• «Личностно ориентированное профессиональное обучение»;

• «Личностно ориентированное профессиональное воспитание»;

• «Личностно ориентированное профессиональное развитие»;

• «Психолого-педагогические технологии профессионального образования».

Личностно ориентированное образование нацелено на развитие личности

в целом и всех ее составляющих; включая не только сознание, но и бессознательное. Принципиально важным является следующее положение: личностно ориентированное образование не ставит своей целью формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами, обученностью, подготовленностью; и даже не формирование образа личности. Личностно ориентированное образование должно создавать условия для полноценного развития психологического потенциала человека, реализации его потребности в самоизменении, самоопределении, самоосуществления и самоактуализации.

Ядром личностно ориентированного образования провозглашается личность. И здесь, для построения этой образовательной парадигмы важно определиться с понятием личности и ее структурой.

Рассмотрение личности как открытой, нелинейной и динамической системы обуславливает необходимость поиска адекватного ее представления. В последние годы в социальных науках получило признание отражение многомерных процессов и явлений в форме логико-смысловых моделей, которые представляют собой новый класс моделей отображения информации и многомерных смысловых пространствах. Многомерный подход позволяет объединить

разнородные компоненты, сгруппированные с помощью координатно-матричных систем в логико-смысловые модели.

Проектирование таких моделей начинается с поиска ядра многомерного явления. В качестве такого центрального образования личности выступает деятельность или конкретные ее виды. Смыслообразующими координатами модели личности являются содержательные компоненты. Число координат зависит от эвристической сущности логико-смысловой модели. Выполняя инструментальную функцию, эта модель отражает многомерность и открытость личности как сложного интегративного психологического образования.

Межкоординатное пространство образует психологический потенциал личности, ее возможности. Личностные компоненты определяют область потенциального развития. Уровень выраженности конкретной компоненты придает личностному пространству различную конфигурацию. Актуализация одной или нескольких личностных компонент запускает механизм реализации всего потенциала личности. Учитывая гетерохронность развития структурных компонент личности, следует допустить, что в зависимости от социально-психологической ситуации, возрастных и психофизиологических особенностей одна, а в отдельных случаях и несколько компонент становятся ведущими, определяющими все развитие личности.

Логико-смысловые модели многофункциональны и могут служить не только для решения исследовательских задач. Их можно использовать для визуального представления учебной информации, проектирования профессиог-рамм и образовательных стандартов.

Констатируя достижения психологической и педагогической науки в таких областях, как проектирование содержания личностно ориентированного профессионального образования, личностно ориентированного социально-профессионального воспитания, психологического сопровождения профессионального развития субъектов непрерывного профессионального образования, признавая необходимость дальнейшего сотрудничества специалистов разных научных направлений на основе социального сотрудничества, ориентируясь на опубликованные материалы по проблеме личностно ориентированного профессионального образования, участники конференции постановили:

1. Считать основными направлениями научных исследований:

• дальнейшую технологизацию личностно ориентированного профессионального образования и его соотнесения с государственными стандартами;

• развитие концепций ценностного и культурно-обусловленного взаимодействия педагогов и обучаемых в системе профессионального образования;

• проектирование воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях в условиях личностно ориентированного подхода;

• психологическое обеспечение развития субъектов непрерывного профессионального образования.

2. Рекомендовать министерствам (департаментам, управлениям) образования:

• положительно оценить опыт, накопленный в ходе исследований по тематике личностно ориентированного профессионального образования;

• содействовать в организации личностно ориентированного воспитательного пространства;

• способствовать становлению и развитию вариативных форм непрерывного профессионального образования;

• решить вопрос о рассмотрении исследований в области психологического обеспечения непрерывного профессионального образования в качестве одного из направлений работы данных учреждений.

3. Рекомендовать УрО РАО обобщить опыт исследования проблем лично-стно ориентированного профессионального образования при создании современных методологических концепций профессионального образования, отвечающих его актуальным потребностям.

4. Интенсифицировать исследование по проблеме психологии профессионального развития с помощью синергетического подхода в области построения модели личности и ее профессионального становления.

5. Расширить исследование в области фундаментализации теоретических и методологических основ личностно ориентированного профессионального образования .

6. Активизировать работу по привлечению бюджетных и внебюджетных источников финансирования научных исследований по линии Министерства образования РФ, грантов РГНФ, программы Министерства образования Российской Федерации «Университеты России» и др. по направлениям:

• развития концепции личностно ориентированного профессионального образования;

• разработки средств и технологий профилактики и коррекции профессиональных деструкций субъектов профессионального образования;

• формирования студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущих специалистов.

7. Считать целесообразным проведение следующей научно-практической конференции по личностно ориентированному профессиональному образованию и научно-практических семинаров, симпозиумов по следующим локальным проблемам:

• социально-профессиональная фасилитация;

• профессиональное становление личности как многомерная нелинейная система;

• потенциал самоорганизующихся психолого-педагогических систем: синергетический подход.

8. Объединить усилия научных и практических работников по разработке научно-обоснованных технологий личностно ориентированного профессионального образования

9. Рекомендовать факультетам психологии университетов разработать программу мониторинга профессионального развития (воспитания, обучения) студентов.

УДК 37.033 ББК Ч31.050.7

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:

ПРОЕКТ «МОЙ ЗЕЛЕНЫЙ ТРАМВАЙ»

Г. П. Сикорская

Уральское отделение Российской академии образования совместно с комитетом по экологии Администрации города Екатеринбурга реализовали весьма необычный, но интересный и социально-значимый детский экологический проект «Мой зеленый трамвай» с девизом: «Из Екатеринбурга в Экотеринбург».

Он направлен на формирование экологической культуры юных горожан, развивает личную ответственность за судьбу родного города, воспитывает «городской» патриотизм, способствует нравственному становлению личности, дает возможность проявить инициативу в реальном практическом деле по улучшению состояния городской природной среды.

Безусловно, авторы данного проекта, надеялись на то, что проект привлечет внимание и взрослых горожан, которые не всегда задумываются над тем, что каждый из них несет определенную ответственность за красоту, уют, комфортность города, чистоту улиц, благополучие скверов и парков, эстетическую привлекательность городских территорий.

Для реализации идеи был выбран трамвай, как самый доступный и экологически чистый вид городского транспорта, открытый источник информации.

Среди юных горожан был объявлен конкурс рисунков, листовок и плакатов экологического содержания, раскрывающих участие детей в практической экологической деятельности, способствующей решению некоторых городских проблем на основе их личного участия.

На конкурс могли быть также представлены плакаты и листовки, призывающие горожан к соблюдению правил и норм экологического поведения на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.