УДК 42
Результаты гендерного анализа образовательного процесса технического вуза
Н. А. Сухорукова
(Ростовский государственный университет путей сообщения)
Представлены результаты гендерного анализа образовательного процесса технического вуза. Гендерный анализ проводится поэтапно, характеризуется чётко структурированной схемой. В рамках данного исследования гендерный анализ представляется составной частью гендерной стратегии технического университета. Он позволяет выявить уровень гендерной чувствительности основных составляющих образовательного процесса. Гендерная стратегия вуза обоснована и рассматривается как практический механизм реализации идей и принципов гендерного подхода в образовательной практике учебных заведений высшего звена. Автором разработана шкала оценки гендерной чувствительности образовательного процесса вуза и обоснованы критерии, которые необходимо учитывать, проводя гендерный анализ. С этой точки зрения исследовались интеракции субъектов образовательного процесса, содержание учебного материала, научно-исследовательские интересы студентов и студенток, системы методов и приёмов работы со студенческой молодёжью. В результате выявлен ряд важных гендерных проблем образовательного процесса технического вуза — в частности, низкий уровень гендерной чувствительности названных выше объектов исследования.
Ключевые слова: гендерный подход, гендерный анализ, образовательный процесс вуза, составляющие образовательного процесса, гендерная чувствительность, критерии гендерного анализа.
Введение. Гендерный подход в современных социально-педагогических науках использует научный потенциал теоретико-методологических основ концепции гендера как системной характеристики социума. Основная концептуальная идея данного подхода заключается в том, что гендер — это социальный конструкт, который возникает, существует и претерпевает изменения под влиянием культуры общества. Понятие «гендер» отражает идею социального конструирования различий между женщинами и мужчинами. Гендер порой называют «культурной маской» пола, которая определена социокультурными представлениями личности [1].
На сегодняшний день гендерный подход в теории и практике образования переживает стадию институционализации и развития. Гендерная педагогика — это сравнительно новая отрасль современного знания. А это означает, что учёт гендерного фактора в сфере образования, в том числе высшего профессионального, является актуальной проблемой, требующей решения и в теории, и в учебно-воспитательной практике [2, 3, 4].
Основная часть. Анализ литературы позволяет констатировать, что в настоящее время остаются недостаточно изученными вопросы применения методологии гендерного подхода в образовательном процессе средних и высших профессиональных учебных заведений [5, с. 155].
По нашему мнению, на качестве и эффективности образовательных проектов и программ негативно сказывается то, что принципы гендерного подхода в образовании применяются весьма ограниченно. Необходимость использования комплексных мер по дальнейшей реализации гендерного подхода в педагогической науке и практике образования подтверждается в работах
О. А. Ворониной, О. И. Ключко, Л. И. Столярчук, Л. В. Штылева и др. [1, 3, 4, 6].
Накопленный исследовательский опыт позволил нам интегрировать гендерный подход в образовательный процесс технического вуза посредством разработки и апробации гендерной стратегии. Под гендерной стратегией высшего профессионального учебного заведения мы понимаем согласованные действия, которые направлены на достижение фактического гендерного равенства и определяют как гендерночувствительные цели, задачи, принципы, приоритеты образовательной и воспитательной политики учебного заведения на средне- и долгосрочный период [5, с. 156].
Цели гендерной стратегии технического вуза — закрепление гендерной чувствительности в качестве неотъемлемого компонента всех учебно-воспитательных процессов, создание комфортного образовательного пространства на основе принципа эгалитаризма и партнёрства женщин и мужчин в социуме.
Гендерночувствительное образование мы определили как специально организованную, целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, неотъемлемой характеристикой которой является учёт гендерного фактора и ориентация на наполняемость гендерными смыслами всех составляющих образовательного процесса [5, с. 157].
Исходя из поставленных целей, мы сформулировали этапы реализации гендерной стратегии в реальном образовательном процессе технического вуза:
1) изучение и анализ существующей гендерной ситуации в вузе;
2) выявление имеющихся гендерных проблем;
3) разработка вариантов решения проблем, апробация комплексной системы педагогических мероприятий по их преодолению;
4) мониторинг динамики развития проекта, выработка рекомендаций, формулировка выводов и подведение итогов (табл. 1). В данной статье мы предпринимаем попытку отобразить полученные результаты первого и второго этапов реализации гендерной стратегии вуза.
По нашему мнению, рабочим инструментом реализации гендерного подхода является гендерный анализ. Под гендерным анализом понимают изучение различий в условиях, потребностях, степени участия, доступа к ресурсам и развитию, а также анализ и оценку политик, программ и институтов с точки зрения того, как они учитывают принципы гендерного равенства [1]. Результаты гендерного анализа в различных социокультурных сферах подтверждают несостоятельность распространённого мнения о том, что любой человек, независимо от пола, испытывает одинаковое воздействие политических курсов, законодательства, программ, проектов и пр. [1]. Таким образом, при наличии гендерного подхода к анализу, например, образовательного процесса в техническом вузе, станет возможным вскрыть прежде незаметные (скрытые) последствия «гендернонейтрального» обучения и воспитания, т. е. процесса, осуществляемого без учёта гендерного фактора как интегрального компонента образования.
В рамках предложенной нами гендерной стратегии технического вуза мы предприняли попытку гендерного анализа основных составляющих образовательного процесса, к числу которых относятся:
1) интеракции субъектов педагогического процесса (гендер педагога, отношение педагогов к студентам и студенткам, студенческий коллектив и взаимоотношения гендеров в нём, гендерные ценностно-смысловые ориентации и установки студенческой молодёжи);
2) содержание учебного материала (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, рабочие программы дисциплин социальногуманитарного блока, учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии и т. д.);
3) система воспитательных мероприятий;
4) система методов и приёмов работы со студентами и студентками;
5) сфера научно-исследовательских интересов студенческой молодёжи [7].
Гендерный анализ в данном случае включает в себя первый и второй этапы гендерной стратегии, т. е. анализ существующей гендерной ситуации и выявление соответствующих проблем (табл. 1).
В научной литературе сформулированы рекомендации по осуществлению гендерного анализа при разработке политических курсов, социальных программ и исследовательских проектов. Основываясь на них, мы выделяем три этапа исследования, позволяющего определить уровень использования гендерного подхода в образовательном процессе вуза [8]. Эти этапы являются
своего рода матрицей для анализа образовательного процесса любого учебного заведения. Под матрицей гендерного анализа мы понимаем обобщённую схему пошаговых, чётко запланированных и структурированных исследовательских действий по сбору и классификации данных, выявлению проблем и разработке вариантов их решения. Примечательно, что на сегодняшний день в Российской Федерации крайне мало данных по гендерному анализу образовательного процесса учебных заведений.
Таблица 1
Этапы реализации гендерной стратегии вуза
Части гендерной стратегии № этапа Название этапа
Гендерный анализ образовательного процесса 1 Изучение и анализ существующей гендерной ситуации в вузе
2 Выявление имеющихся гендерных проблем
Комплексное развитие гендерной чувствительности образовательного процесса 3 Разработка вариантов решения проблем, апробация комплексной системы педагогических мероприятий по их преодолению
4 Мониторинг динамики реализации проекта, выработка рекомендаций, формулировка выводов и подведение итогов
Итак, матрица гендерного анализа образовательного процесса учебного заведения включает в себя следующие этапы: 1) проблемно-целевой; 2) информационно-аналитический; 3) коммуникационно-оценочный. Этапы осуществления гендерного анализа и их содержание представлены в табл. 2.
Таблица 2
Содержание этапов анализа образовательного процесса учебного заведения
№ этапа Название этапа Содержание этапа
1 Проблемно- целевой Определение проблемы. Постановка целей и задач.
2 Информационно- аналитический Сбор и обработка количественных данных. Построение сравнительных схем и диаграмм. Составление и внедрение анкет и опросников. Наблюдение, интервьюирование, анкетирование, контент-анализ содержания рабочих программ и учебников, проведение индивидуальных и групповых бесед и пр.
3 Коммуникационно- оценочный Выявление общих закономерностей и тенденций. Подведение итогов, формулировка выводов и рекомендаций.
В соответствии с заявленной матрицей гендерного анализа мы приступили к проблемноцелевому этапу. При определении проблемы мы исходили из того, что в системе образования отражаются и усиливаются гендерная стереотипия и асимметрия, укоренившиеся в обществе. При этом система образования в целом и отдельные учебные заведения в частности остаются «слепыми», нечувствительными к достижениям гендерных исследований в социально-педагогических науках. Поэтому цель данного этапа — выявить исходный уровень гендерной чувствительности образовательного процесса в техническом вузе. Таким образом, необходимо ответить на два вопроса. Первый: учитывается ли гендер как интегральный компонент при планировании образовательного процесса? Второй: созданы ли условия для свободного всестороннего развития, самореализации и самоактуализации личности, свободные от гендерных стереотипов и негативного воздействия гендерной асимметрии, понимаемой в широком смысле? Объект гендерного анализа — образовательный процесс технического вуза. Предмет — основные составляющие образовательного процесса вуза.
На информационно-аналитическом этапе гендерного анализа потребовалось проанализировать основные составляющие образовательного процесса с позиций гендерного подхода в педагогике, чтобы генерировать информацию об исходном уровне гендерной чувствительности.
Для осуществления гендерного анализа (в дальнейшем — ГА) основных составляющих образовательного процесса технического вуза мы определили совокупность критериев, демонстри-
рующих достижение определённого уровня гендерной чувствительности образовательного процесса вуза (табл. 3).
Таблица 3
Содержание критериев гендерного анализа для определения уровня гендерной чувствительности образовательного процесса
Составляющие образовательного процесса Критерии гендерного анализа Исследовательские действия по осуществлению ГА
1 Интеракции субъектов педагогического процесса Учтено/ частично учтено/не учтено отношение педагога к студентам и студенткам, гендерный состав студенческого коллектива и взаимоотношения гендеров в нём. 1. Сбор количественных данных о гендерном составе контингента студентов. 2. Выявление специфики гендерного взаимодействия субъектов образовательного процесса. 3. Генерирование качественных данных о гендерных ценностно-смысловых ориентациях и установках студенческой молодёжи. 4. Выявление общих направлений в индивидуальных образовательных планах и карьерных экспектациях. 5. Определение уровня осведомлённости студентов и студенток о социальной обусловленности многообразия и специфики гендерных ролей, приписываемых женщинам и мужчинам.
2 Содержание дисциплин социальногуманитарного блока Включена/не всегда включена/не включена гендерная составляющая в рабочие программы дисциплин социально-гуманитарного блока, в учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии и т. д., в содержание занятий. 1. Анализ ФГОС ВПО и содержания рабочих программ социально-гуманитарных дисциплин в контексте феномена «гендер». 2. Выявление случаев, когда педагог стимулирует обращение к гендерной тематике на занятиях.
3 Система методов и приёмов обучения и воспитания Принимается во внимание/игнорируется информация о том, какие методы и приёмы способствуют усвоению гендерных знаний и формированию ценностно-смысловых ориентаций студентов и студенток. Применяются / не применяются интерактивные методы создания условий сотрудничества. Используется/не используется когнитивная и ре-флексивно-оценочная деятельность студентов и студенток. Анализ методов и приёмов, обеспечивающих усвоение гендерных знаний и формирование соответствующих ценностно-смысловых ориентаций обучающихся.
4 Система воспитательных мероприятий Наличие/ отсутствие гендерной проблематики в морально-этических беседах кураторов с группами. Сбалансирована / несбалансирована гендерная направленность воспитательных мероприятий вуза (для какого гендера они предназначены). Определение специфики включения гендерного компонента в воспитательный процесс.
5 Сфера научно-исследовательских интересов студенческой молодёжи Наличие/ отсутствие гендерной проблематики в студенческих научно-исследовательских проектах по социально-гуманитарным дисциплинам и в планах самообразования студентов. Выявление гендерноориентированных тем научно-исследовательской деятельности студентов.
Исходный уровень гендерной чувствительности составляющих образовательного процесса измерялся по шкале от 1 до 3 баллов.
Мы считаем, что уровень гендерной чувствительности образовательного процесса вуза может быть низким (1 балл), средним (2 балла) или достаточным, высоким (3 балла). Заключение. В итоге проведённого информационно-аналитического этапа гендерного анализа образовательного процесса технического вуза выявлены существенные проблемы, характерные
для большинства высших учебных заведений в нашей стране. В содержании и педагогическом наполнении учебно-воспитательного процесса вуза мы отметили:
• нарушение одного из основных принципов гендерного подхода в образовании — принципа равного отношения и результата;
• трансляция гендерных стереотипов и поддержка биодетерминистских взглядов в содержании учебных дисциплин социально-гуманитарного блока;
• наличие гендерных дискриминационных практик в интеракциях субъектов образовательного процесса;
• отсутствие педагогических мероприятий, способствующих развитию гендерной чувствительности образовательного процесса и созданию условий для формирования гендерных ценностно-смысловых ориентаций студентов и студенток.
Полученные результаты позволили перейти к коммуникационно-оценочному этапу гендерного анализа образовательного процесса технического вуза. Цель этого этапа — не констатировать игнорирование гендерных вопросов в образовательной политике вуза, а изыскивать пути радикального изменения ситуации. В свете выявленной гендерной проблематики мы предлагаем учитывать феномен гендера в целеполагании комплекса учебно-воспитательных усилий. Это позволит развивать гендерную чувствительность образовательного процесса вуза. Для достижения положительных изменений в данной ситуации необходимо, чтобы гендерный фактор стал неотъемлемой частью всех обозначенных составляющих образовательного процесса. Перспективными направлениями дальнейшей реализации гендерной стратегии вуза мы считаем следующие.
• Внесение гендерной составляющей в содержание дисциплин социально-гуманитарного блока двумя способами:
1) органичным включением в тематику изучаемых дисциплин;
2) введением в учебный процесс специальных курсов по гендерному образованию.
• Изменение приоритетов в пользу тех методов обучения и воспитания, которые предполагают когнитивно-оценочную и рефлексивную деятельность студентов при освоении материала.
• Подбор гендерноориентированных тем студенческих научно-исследовательских проектов и работ.
• Использование позитивных примеров гендерных взаимоотношений, поддержка свободного выбора линии гендерного поведения в зависимости от ситуации общения, смягчение и нейтрализация гендерных различий при осуществлении воспитательной работы в вузе.
• Стимулирование и поощрение в образовательном процессе интеракций, свободных от гендерных стереотипов и основанных на принципах равенства и толерантности.
Итак, при гендерном анализе образовательного процесса вуза получены следующие результаты.
1. Отмечен низкий уровень гендерной чувствительности образовательного процесса по всем критериям.
2. В вузе не создаются условия для всестороннего развития, самореализации и самоактуализации личности.
3. Сохраняется зависимость от негативного влияния гендерных стереотипов и гендерной асимметрии.
4. Подтверждена необходимость и актуальность дальнейшей реализации гендерной стратегии вуза.
5. Обозначены перспективные направления этой стратегии.
Библиографический список
1. Глоссарий МЦГИ [Электронный ресурс] / под ред. О. А. Ворониной. — Режим доступа: http://www.gender.ru/russian/glossary/ (дата обращения: 20.05.2012).
2. Бояркина, М. В. Гендерно-ролевая социализация как фактор воспитания личности студента в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Бояркина. — Чита, 2007. - 19 с.
3. Столярчук, Л. И. Методология гендерного подхода в педагогическом исследовании / Л. И. Столярчук // Язык педагогики в контексте современного научного знания : мат-лы Всерос. ме-тодол. конф.-семинара / гл. ред. В. В. Краевский. — Волгоград; Краснодар; Москва, 2008. — 284 с.
4. Штылева, Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л. В. Штыле-ва. — Москва : ПЕР СЭ, 2008. — 316 с.
5. Сухорукова, Н. А. Реализация гендерного подхода в образовательной практике технического вуза / Н. А. Сухорукова // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 2 (33). — С. 155-158.
6. Ключко, О. И. Интегративная стратегия гендерного подхода в социальном познании : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / О. И. Ключко. — Саранск, 2009. — 35 с.
7. Лысова, И. И. Формирование гендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. И. Лысова. — Белгород, 2009. — 25 с.
8. Пособие по гендерному анализу [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.owl.ru/canadian/gender_analysis/06.htm (дата обращения: 20.05.2012).
Материал поступил в редакцию 10.10.2012.
References
1. Voronina, О.А., ed. Glossariy MTsGI [Glossary of MCGS (Moscow Center for Gender Studies)] Available at: http://www.gender.ru/russian/glossary/ (accessed: 20.05.2012) (in Russian).
2. Boyarkina, M.V. Genderno-rolevaya sotsializatsiya kak faktor vospitaniya lichnosti studenta v obrazovatelnom protsesse vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Gender-role socialization as a factor of student character education in university educational process. Cand. pedag. sci. diss., author's abstract.] Chita, 2007,19 p. (in Russian).
3. Stolyarchuk, LI. Metodologiya gendernogo podkhoda v pedagogicheskom issledovanii. [Gender approach methodology in educational study.] In: Krayevskiy, V.V., Ed-in-Ch. Yazyk pedagogiki v kontekste sovremennogo nauchnogo znaniya: mat-ly Vseros. metodol. konf.-seminara. [Pedagogics language within the framework of modern scientific knowledge: Proc. All-Russian method, conf.-seminar.] Volgograd ; Krasnodar; Moscow, 2008, 284 p. (in Russian).
4. Shtyleva, L.V. Faktorpola vobrazovanii: gendernyy podkhod i analiz. [Sex factor in education: gender approach and analysis.] Moscow: PER SE, 2008, 316 p. (in Russian).
5. Sukhorukova, N.A. Realizatsiya gendernogo podkhoda v obrazovatelnoy praktike tekhnich-eskogo vuza. [Implementation of gender approach in educational practice of engineering educational institution.] The World of Science, Culture and Education, 2012, no. 2 (33), pp. 155-158 (in Russian).
6. Klyuchko, O.I. Integrativnaya strategiya gendernogo podkhoda v socialnom poznanii: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk. [Integrative strategy of gender approach in social cognition: Dr. philos. sci. diss., author's abstract.] Saransk, 2009, 35 p. (in Russian).
7. Lysova, 1.1. Formorovaniye gendernoy kultury budushchego spetsialista v obrazovatelnom protsesse vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Gender culture development of intending specialist in university educational process: Cand. pedag. sci. diss., author's abstract.] Belgorod, 2009, 25 p. (in Russian).
8. Posobiye po gendernomu analizu. [Textbook on gender analysis.] Available at: http://www.owl.ru/canadian/gender_analysis/06.htm (accessed: 20.05.2012) (in Russian).
RESULTS OF GENDER ANALYSIS OF ENGINEERING UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS
N. A. Sukhorukova
(Rostov State Transport University)
The results of the gender analysis of the educational process in the engineering uni-versity are presented. The gender analysis is made in stages, and it is defined by the well-structured diagram. Within the frame of this research, the gender analysis ap-pears a constituent of the gender strategy of the engineering university. It serves to discover the gender sensitivity level of the main components of the educational pro-cess. The gender strategy of the university is proved, and it is considered as a practical mechanism for the implementation of ideas and principles of the gender approach in the educational practice of the universities. The author has elaborated the gender sensitivity rating scale of the university educational process, and has worked out the criteria to be considered while conducting the gender analysis. Interactions of the educational process parties, the training material content, research interests of male and female students, methods and practices systems of the youth outreach are studied in this context. As a result, a number of significant gender problems of the educational process in the engineering university — in particular, a low level of the gender sensitivity of the above-mentioned subjects of research — are discovered. Keywords: gender approach, gender analysis, educational process of university, educational process components, gender sensitivity, criteria of gender analysis.