RESULTS OF FINANCIAL ACTIVITY OF RUSSIAN RAILWAYS IN 2019 - 2021
1 2 Komarova MA. , Ushakov D.S. (Russian Federation)
1Komarova Maria Anatolyevna - Student; 2Ushakov Denis Sergeevich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS, FACULTY OF WORLD ECONOMY SOUTH-RUSSIAN INSTITUTE OF MANAGEMENT - BRANCH RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE
RUSSIAN FEDERATION, ROSTOV-ON-DON
Abstract: this article analyzes the financial results of Russian Railways in 2019-2021. A comparative analysis of finances before and during the pandemic has been carried out, as well as trends to date have been identified. Keywords: export, finance, indicators of cargo transportation revenue, expenses, transportation.
РЕЗУЛЬТАТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЖД В 2019 - 2021 ГОДАХ Комарова М.А.1, Ушаков Д.С.2 (Российская Федерация)
1Комарова Мария Анатольевна - студент; 2Ушаков Денис Сергеевич - кандидат экономических наук, доцент, кафедра международных экономических отношений, факультет мировой экономики, Южно-Российский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в данной статье проанализированы финансовые результаты деятельности РЖД в 20192021 годах. Проведён сравнительный анализ финансов до пандемии и во время, а также выявлены тенденции на сегодняшний день.
Ключевые слова: экспорт, финансы, показатели доходов грузоперевозок, расходы, перевозки.
Очень важным аспектом успешного экономического развития страны служит торговля России и с другими странами. Железнодорожные перевозки стремительно развиваются и при непредвиденных обстоятельствах, как пандемия, уровень доходов достаточно сильно падает. Использование РЖД для перевозки грузов или пассажиров позволит обеспечивать наиболее благоприятное положение государства на международной арене, и в целом параметры экономического развития улучшатся. Необходимо изучить доходы и расходы РЖД, чтобы определить их важность в экономике. Вышесказанное обуславливает актуальность настоящей темы исследования в работе.
Железнодорожные перевозки являются неотъемлемой частью торговли с другими странами. РЖД сотрудничает с более чем 40 странами мира. Большую часть всего экспорта и импорта от всех видов перевозок занимают железнодорожные перевозки.
Результаты деятельности железнодорожных перевозок и доля от всего экспорта и импорта страны представлены на рис. 11
1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://f-husamov.Hvejournalxom/719208.html?amp=1
Рис. 1. Результаты деятельности железнодорожных перевозок и доля от всего экспорта и импорта страны
Это время до пандемии и можно с полной уверенностью сказать, что результаты деятельности РЖД достаточно хорошие.
Чистая прибыль увеличилась почти в 3 раза по сравнению с 2018 годом (53,5 млрд руб. по сравнению с 18,4 млрд руб.)
Можно смело сказать, что этот год являлся достаточно удачным в торговом отношении. Однако, такой резкий подъем прибыли был прерван в середине 2020 года по причине пандемии COVID-19.
Для того чтобы оценить масштаб краха и потерь в 2020 году, сравним результаты 2019 и 2020 годов.
Произошло снижение экономической активности из-за введения санкций, это глобально сократило спрос на железнодорожные перевозки. Например, погрузка грузов снизилась на 2,8%, а грузооборот на 2,5 процента по сравнению с 2019 годом.
Естественно из-за ограничений в количестве людей, а также закрытии границ, пассажирские перевозки сократились на огромный показатель, так в 2020 году было 78 млрд пассажиров, казалось бы, это огромное число, но этот показатель на 41,5% ниже, чем пассажирооборот в 2019 году.
Однако, хотелось бы отметить, что объемы грузоперевозки не сильно пострадали, они снизились лишь на 1,5 %, это большое число, но на фоне других потерь, это кажется не таким значительным.
Доходы упали на практически 30%, что является огромной суммой.
Однако даже в такой сложной ситуации ОАО «РЖД» оказало огромную поддержку своим дочерним обществам, клиентам и партнерам для их оптимальной работы.
Для наглядного рассмотрения всего масштаба рассмотрим таблицу 1, в которой показаны доходы и расходы в сравнении 2019 и 2020 годов.
Таблица 1. Основные финансово-экономические результаты ОАО «РЖД» по РСБУ, млрд руб. 2
Показатели 2019 2020 Изменение к предыдущему году
+ - %
Всего доходов 1848,1 1813,1 -35 98,1
Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги 1641,9 1697,8 -26,6 98,4
Грузовые перевозки 1503,5 1478,2 -8,1 99,5
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ar2020.rzd.ru/ru/performance-overview/analysis-financial-results/analysis-mcome-expenses.
Предоставление услуг инфраструктуры 110,6 95,3 -14,1 87,3
Доходы от прочих видов деятельности 206,2 178,7 -8,5 95,9
Всего расходов 1681,8 1695,4 13,9 100,8
Это далеко не полный перечень доходов, но выбраны те, которые больше всего попали под удар и не были описаны выше.
Если обратиться к таблице 1, то можно увидеть, что в пунктах, которые составляют доходы, в каждом из них перед числом стоит «-», это говорит о том, что все показатели доходности в 2020 году упали, единственное положительное число принадлежит расходам, потому что транспорт требует обслуживания, простаивает из-за введения санкций, а это требует денежных затрат, поэтому доходы не могли в полной мере обеспечить большую прибыль, расходы повысились на 0,8%.
Однако, несмотря на сложившуюся неблагоприятную ситуацию, за счёт оптимизации расходов и управления кредитным портфелем, прибыль составила 0,3 млрд руб.
Теперь хотелось бы перейти к более хорошим новостям. Не смотря на убытки 2020 года, результаты на состояние за первое полугодие 2021 года достаточно положительные. Суммарные доходы холдинга «РЖД» за первую половину 2021 года составили 1240,5 млрд рублей, что на 14,4% выше результатов годом ранее на фоне восстановления экономики после кризиса, вызванного пандемией (COVID-19) в 2020 году.
В области грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре доходы составили 813, 5 млрд. руб., что на почти 8% больше, чем в 2020 году.
Доходы от логистических услуг увеличились на 46,7%, что составляет 220 млрд руб. Также, в связи с частичной отменой ограничений и открытием границ, пассажирские перевозки увеличились почти на 40%
Операционные расходы холдинга «РЖД» увеличились на почти 10% до 1 201 млрд рублей, что существенно ниже темпа роста доходов холдинга. При этом ключевым фактором роста расходов стало увеличение расходов сторонних организаций, относящихся к интегрированным логистическим услугам, которые полностью покрываются доходами.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что железнодорожные перевозки - достаточно важный в сфере торговли с другими странами, хоть пандемия и очень сильно пошатнула результаты в худшую сторону, нельзя не отметить тот факт, что сейчас данная область приходит в норму. Показатели в своём большинстве, конечно, ниже, чем были в 2019 году, но это не отменяет того, что тенденция доходов достаточно положительна, планы на 2022 год уже есть и при благоприятной ситуации получится восстановить прежнюю прибыль или даже увеличить её.
Список литературы /References
1. Положение о планово-экономическом отделе Северо-Кавказского филиала ФГУП УВО «Минтранса России».
2. Интервью: Анализ финансовых результатов. Вадим Михайлов (заместитель генерального директора ОАО РЖД). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ar2019.rzd.ru/ru/performance-overview/financial-results/income-expenses-analysis/ (дата обращения: 23.12.2021).
3. Официальный сайт РЖД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?id=265995/ (дата обращения: 23.12.2021).
4. Приложение № 1 к приказу Северо-Кавказского филиала ФГУП «УВО Минтранса России».