Научная статья на тему 'Результаты эмпирического исследования профессиональной деформации личности учителя средней школы'

Результаты эмпирического исследования профессиональной деформации личности учителя средней школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
882
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СВЕРХКОНТРОЛЬ / ДОМИНАНТНОСТЬ / ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ / АВТОРИТАРНОСТЬ / КОНСЕРВАТИЗМ / PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE PERSON / SUPER CONTROL / DOMINANCE / DEMONSTRATIVENESS / AUTHORITARIANISM / CONSERVATISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елкина Я.А.

В статье автор рассматривает понятие профессиональная деформация личности учителя, дает описание основных форм ее проявления. Автор приводит результаты эмпирическое исследование уровня проявлений наиболее актуальных и значимых форм профессиональной деформации учителя средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of empirical research professional deformation of the personality of the teacher of high school

In article the author considers the definition of professional deformity of personality, describes the most significant manifestations of professional deformity of personality. The author describes results of empirical research of the levels of manifestation of the most important forms of professional deformation secondary school teacher’s

Текст научной работы на тему «Результаты эмпирического исследования профессиональной деформации личности учителя средней школы»

Результаты эмпирического исследования профессиональной деформации личности

учителя средней школы

The results of empirical research professional deformation of the personality of the teacher of

high school

Елкина Я.А.

Аспирант факультета психологии ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

РФ, г. Тверь e-mail:p. tigris@yandex. ru

Elkina Ya.A.

post-graduate student of the department ofpsychology

Tver State University e-mail:p. tigris@yandex. ru

Аннотация.

В статье автор рассматривает понятие профессиональная деформация личности учителя, дает описание основных форм ее проявления. Автор приводит результаты эмпирическое исследование уровня проявлений наиболее актуальных и значимых форм профессиональной деформации учителя средней школы.

Annotation.

In article the author considers the definition of professional deformity of personality, describes the most significant manifestations of professional deformity of personality. The author describes results of empirical research of the levels of manifestation of the most important forms of professional deformation secondary school teacher's

Ключевые слова: профессиональная деформация личности, сверхконтроль, доминантность, демонстративность, авторитарность, консерватизм.

Keywords: professional deformation of the person, super control, dominance, demonstrativeness, authoritarianism, conservatism.

Проблема влияния профессиональной деятельности на личность недостаточно изучена в настоящее время и представляет научный интерес. С одной стороны, профессиональное становление связанно с развитием качеств, необходимых в данной деятельности, с другой стороны высокий уровень развития этих качеств может привести к профессиональной деформации личности. Многие исследователи (С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова, Т.А. Жалагина) отмечают, что у представителей социономических профессий в наибольшей степени развиваются профессиональные деформации личности [2]. Профессия учитель средней школы относится к социономическим профессиям, т.е. связанна с постоянным взаимодействием с людьми и общением в ходе педагогической деятельности, поэтому на личность учителя профессиональная деятельность оказывает наибольшее влияние.

Деятельность учителя средней школы - это деятельность, связанная с постоянным межличностным общением, как с учениками и родителями, так и с коллегами, поэтому достаточно велика нервно-психическая и коммуникативная нагрузка, а так же моральная ответственность за совершенные действия. Наличие высокого количества факторов психической напряженности, большой объем работы, индивидуально-психологические особенности приводят к возникновению у учителей средней школы профессиональных деформаций личности и психосоматических заболеваний [6].

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей проявления значимых форм профессиональной деформации личности учителя, причины ее возникновения, а так же способов ее профилактики. Исследование профессиональной деформации личности способствует повышению навыков сохранения профессионального здоровья учителя.

Термин «профессиональная деформация» ввел в научный оборот П.А. Сорокин в 1921 г. Однозначно определить влияние профессиональной деформации на личность учителя нельзя. С одной стороны, профессиональная деформация личности является необходимым условием для выполнения педагогической деятельности. С другой стороны, развитие профессиональной деформации личности препятствует профессионально-личностному росту и негативно влиять на межличностное общение[1]. Большинство ученых (С.П. Безносов, Э.Ф. Зеер, Т.А. Жалагина, Е.И. Рогов) считают, что феномен профессиональной деформации личности является негативным вариантом развития личности, так как возникновение профессиональной деформации личности связанно с приспособлением субъекта труда к профессиональной деятельности и в ее рамках могут быть полезны, но эти приспособления оказываются неадекватными в других, непрофессиональных, сферах жизнедеятельности [8].

Под профессиональной деформацией личности Рогов Е.И. понимает изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда и возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям [8].

Существует множество видов проявлений профессиональной деформации учителя средней школы. В данном эмпирическом исследовании за основу был взят список форм профессиональной деформации,, предложенный Зеером Э.Ф. и Сыманюк Э.Э. [3].

Для выявления наиболее доминирующих проявлений профессиональной деформации личности (далее ПДЛ) учителей средней школы в исследовании применялся метод экспертных оценок [4]. В состав экспертной группы входили заместители директоров по учебно-воспитательной работе из средних школ. Экспертам предлагалось проранжировать каждую форму ПДЛ по мере встречаемости среди учителей.

Расчеты наиболее значимых проявлений профессиональных деформаций личности учителей средней школы проводились с помощью коэффициент значимости (К]) каждой переменной. Из проранжированных экспертами профессиональных деформаций (переменных) определялись наиболее значимые, для которых К] > Ккр, где Ккр - критическая величина коэффициента значимости.

Полученные расчеты показали, что наиболее значимыми ПДЛ учителей, по мнению экспертов, выступают: сверхконтроль, доминантность, демонстративность, авторитарность, консерватизм.

Сверхконтроль проявляется подавлении спонтанности, чрезмерном сдерживании своих чувств, ориентации на правила и инструкции, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности учащихся и высокой нравственной требовательности.

Доминантность учителя выражается в превышении властных функций, склонности к распоряжениям и приказам, педагогическая деятельность является благоприятной средой для удовлетворения потребности во власти. Развитие этой деформации определяется индивидуально-типологическими особенностями личности и на основе акцентуации характера.

Демонстративность учителя проявляющееся в чрезмерной самопрезентации, стремлении быть на виду. Такое поведение реализуется в демонстрации своего превосходства, проявляется в позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Демонстративность учителю необходима в профессиональной деятельности, но когда она начинает определять стиль поведения, становясь средством самоутверждения, то снижает качество педагогической деятельности.

Авторитарность учителя связанна с потребностью командовать другими, жесткой централизации учебно-воспитательного процесса, использовании преимущественно распоряжений, указаний, наказаний. Учителя с высоким уровнем авторитарности нетерпимы к критике, часто переоценивают свои возможности, поэтому у них снижается способность к рефлексии и самоконтролю, что препятствует профессиональному росту и развитию.

Консерватизм проявляется в предубеждении против инноваций, приверженности устоявшимся технологиям. У учителей с высоким уровнем консерватизма любые изменения условий вызывают нервное напряжение и эмоциональное истощение Развитию консерватизма способствуют стереотипные способы выполнение педагогической деятельности.

После определения наиболее значимых и актуальных форм профессиональной деформации личности учителя средней школы проводилось эмпирическое исследование уровня проявления каждой из них. В исследовании приняли участие учителя средних классов общеобразовательных школ. Объем выборки составил 125 учителей женского пола в возрасте от 25 до 55 лет, со стажем работы в школе от 3 до 30 лет.

Показатель уровня сверхконроля учителей средней школы изучался по методике СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности) - модифицированный вариант опросника ММР1 [9]. Эмпирическое исследование проявления сверхонтроля у учителей средней школы проводилось по шкале «1» Сверхконтроль (Ипохондрия, №) и дало следующие результаты: значения сверхконтроля у учителей сдвинуты в область низких оценок: 23 человека (18%) обладают низким уровнем сверхконтроля, 87 человек (70%) - средним уровнем, 15 человек (12%) - высоким уровнем (рис. 1).

Показатели уровня сверхконтроля у учителей по методике СМИЛ

69,6%

70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 ,0

низкии средним высоким (46-55 Т- (56-65 Т- (67-75 Т-баллов) баллов) баллов)

I низкий

(46-55 Т-баллов)

средний (56-65 Т-баллов)

высокий (67-75 Т-баллов)

Рис. 1. Показатели уровня сверхконтроля (в процентах к общему объему выборки) у учителей

средней школы по методике СМИЛ

Контроль необходим в педагогической деятельности, так как является основой для обучения и воспитания учащихся. Высокий уровень сверхконтроля, препятствует профессионально-личностному росту и эффективной педагогической деятельности, так как подавляет спонтанность и сдерживает самореализацию учителя.

Исследование уровня проявления доминантности проводился с помощью 16-факторного опросника Р. Кеттелла (фактор Е) [5, с. 192]. Результаты диагностики личностных профилей респондентов позволяют говорить о том, что значения доминантности у учителей сдвинуты в область высоких оценок: 16 человек (13%) обладают низкой доминантностью, 87 человек (70%) - средней, 22 человека (17%) - высокой доминантностью (рис. 2).

70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 ,0

Показатели уровня доминантности у учителей по методике Р. Кеттелла (фактор Е)

69,6%

12,8%%

17,6%

низкий средний высокий (1-3 стена) (4-7 стенов) (8-10 стенов)

низкий (1-3 стена)

средний (4-7 стенов)

высокий (8-10 стенов)

Рис. 2. Показатели уровня доминантности (в процентах к общему объему выборки) у учителей средней школы по методике Р. Кеттелла (фактор Е)

Высокие показатели проявления доминантности по фактору Е говорят о напористости, упрямстве, своенравие учителей, свидетельствуют о конфликтности, агрессивности, отрицании авторитетов и власти над собой. У учителей с высокими показателями доминантности часто могут быть проблемы в педагогическом общении с учащимися, конфликты с коллегами, что снижает эффективность профессиональной деятельности.

Для исследования демонстративности учителей, одной из причин проявлений которой является акцентуации характера, применялась «Методика акцентуации характера и темперамента личности» Шмишека и Леонгарда (шкала «Демонстративный тип») [7, с. 39-48]. Результаты диагностики акцентуаций характера у респондентов позволяют говорить о том, что значения демонстративности у учителей сдвинуты в область высоких оценок: 21 человек (16%) обладают низкой демонстративностью, 81 человек (66%) - средней, 23 человека (18%) - высокой демонстративностью (рис. 3).

70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 ,0

Показатели уровня демонстративности у учителей

по методике акцентуации характера и темперамента личности Шмишека и Леонгарда

64,8%

16,8%

18,4%%

низкии средним высоким (0-12 баллов) (13-18 (19-24

баллов) баллов)

Iнизкии (0-12 баллов)

средний (13-18 баллов)

высокий (19-24 баллов)

Рис. 3. Показатели уровня демонстративности (в процентах к общему объему выборки) у учителей средней школы по методике акцентуации характера и темперамента личности Шмишека и

Леонгарда

Высокие показатели демонстративности характеризуют учителей как чрезмерно общительных, склонных к лживости и притворству. Такие учителя могут демонстрировать легкую смену настроений, эмпатию, при отсутствии действительно глубоких чувств. Из-за высокого эгоцентризма учителя могут не замечать способности учащихся, их потребности, динамику развития учебных навыков, это все может негативно отразиться на мотивации учеников к учебной деятельности.

Авторитарность как проявление профессиональной деформации личности учителя, изучалась с помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири [5, с. 408]. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что у учителей показатели проявления авторитарности сдвинуты в область высоких оценок: 22 человека (18%) характеризуются низкой авторитарностью, 73 человека (58%) средними значениями, 30 человек (24%) высоким уровнем авторитарности (Рис. 4).

Показатели уровня авторитарности у учителей по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири

58,4%

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 ,0

низкии (0-8 баллов)

средним

(9-12 баллов)

высоким (13-16 баллов)

I низкии (0-8 баллов)

среднии (9-12 баллов)

высокии (13-16 баллов)

Рис. 4. Показатели уровня авторитарности (в процентах к общему объему выборки) у учителей средней школы по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири

Учителя с высоким уровнем авторитарности отличаются властным, диктаторским характером. Они не слушают советы других, полагаясь только на собственное мнение, но часто сами дают наставления.

Такая форма проявления профессиональной деформации личности как консерватизм исследовалась с помощью фактора Q1 методики Р. Кеттелла [5, с. 192]. Этот ряд данных в личностных профилях респондентов более сдвинут в область высоких значений: 20 человек (16%) характеризуются низким уровнем консерватизма, 79 человек (63%) - средним уровнем, 26 человек (21%) - высокими значениями консерватизма (Рис. 5).

70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 ,0

Рис. 5. Показатели уровня консерватизма (в процентах к общему объему выборки) у учителей средней школы по методике Р. Кеттелла (фактор 01)

Высокие показатели уровня консерватизма свидетельствуют о негативном отношении к новым идеям, принципам и методам обучения и сопротивлению любым изменениям у учителей средней школы. Такие учителя склонны к морализации и нравоучениям, ориентированы на конкретную реальную деятельность, у них обычно узкие интеллектуальные интересы. Учителю консервативного склада трудно обучаться новым методам, что делает его неконкурентоспособным среди коллег и негативно отражается на педагогической деятельности.

С целью определить влияние возрастного показателя, такого как стаж учителя средней школы, на уровень проявлений значимых ПДЛ, мы провели корреляционный анализ. Проверка распределения на нормальность по одновыборочному критерию Колмогорова-Смирнова показала, что оно для всех переменных соответствует нормальному (р>0,005) поэтому применены параметрические критерии (см. табл. 1)

Таблица 1. Результаты проверки распределения на нормальность по одновыборочному

критерию Колмогорова-Смирнова

Стаж Сверхконтроль Авторитарность Демонстративность Доминантность Консерватизм

Асимпт. знч. (двухсторонняя) ,223 ,041 ,014 ,009 ,015 ,013

а. Сравнение с нормальным распределением.

Ь. Оценивается по данным.

В результаты корреляционного анализа по критерию Пирсона обнаружились достоверные умеренные прямые взаимосвязи между стажем работы и следующими значимыми проявлениями ПДЛ учителей средней школы: авторитарность (г=0,363 при р<0,01), демонстративность (г=0,42 при р<0,01) и доминантность (г=0,357 при р<0,01). Между стажем работы и уровнем консерватизма была выявлена достоверная слабая обратная взаимосвязь (г=0,206 при р<0,05). Данные взаимосвязи объясняются тем, что педагогическая деятельность является одним из факторов развитии ПДЛ учителей средней школы.

Таким образом, с увеличением стажа педагогической деятельности увеличивается степень проявления таких ПДЛ учителей как: авторитарность, демонстративность, доминантность и консерватизм. Данная взаимосвязь объясняется необходимостью применения этих качеств в педагогической деятельности учителя, со временем эти качества закрепляются и развиваются в профессиональные деформации личности.

Для определения общего уровня проявлений ПДЛ учителей средней школы мы используем кластерный анализ. На основании кластерного анализа получились следующие результаты (таблица 2): кластер 1 объединяет учителей (37 человек) с относительно низкими средними показателями проявлений ПДЛ. Данный кластер назван нами «низкий уровень ПДЛ» учителей средней школы. У учителей кластера 2, самого многочисленного (54 человека) средние показатели уровня проявлений ПДЛ. Кластер 2 мы назвали «средний уровень ПДЛ» учителей

Показатели уровня консерватизма у учителей по методике Р. Кеттелла (фактор Ц1)

63,2%

16%

р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20,8%

-1-1-

низкий средний высокий

(8-10 стенов) (4-7 стенов) (1-3 стена)

низкий (8-10 стенов)

средний (4-7 стенов)

высокий (1-3 стена)

средней школы. Кластер 3 (34 человека) группирует учителей средней школы с высокими значениями проявлений ПДЛ и был назван «высокий уровень ПДЛ» учителей средней школы.

Таблица 2. Количество учителей средней школы с разным уровнем ПДЛ

Уровень ПДЛ Количество учителей Количество учителей в %

Низкий 37 29,6%

Средний 54 43,2%

Высокий 34 27,2%

Подводя итоги эмпирического исследования ПДЛ учителей средней школы, можно сделать следующие

выводы:

1. Анализ экспертных оценок показал, что наиболее значимыми и актуальными проявлениями ПДЛ учителей средней школы являются следующие: сверхконтроль, доминантность, демонстративность, авторитарность, консерватизм. Именно на данные формы проявления ПДЛ будет сделан акцент в психологической работе с учителями средней школы по профилактике ПДЛ.

2. Для большинства учителей средней школы характерен средний уровень выраженности перечисленных проявлений ПДЛ. Показатели проявления сверхконтороля у учителей больше сдвинуты в область низких значений, для остальных форм ПДЛ характерен сдвиг в область высоких значений.

3. Анализ уровня проявлений каждой из исследуемых форм ПДЛ учителей средней школы позволил сгруппировать учителей по разным уровням ПДЛ. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство учителей средней школы имеют средний уровень ПДЛ (43,2%). Данный показатель говорит о важности профилактической работы по преодолению ПДЛ, так учителя со средними показателями уровня выраженности ПДЛ относятся к группе риска.

4. Среди основных причин развития ПДЛ можно выделить профессиональную деятельность учителя, так как исследуемые проявления ПДЛ взаимосвязаны с педагогическим стажем.

Полученные результаты исследования применялись в психологической работе с учителями и в создании тренинга профилактики профессиональной деформации личности учителя средней школы.

Список используемой литературы:

1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.

2. Жалагина, Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: дис. ... д-ра психол. наук. - Тверь, 2004.

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Уч. для вузов. - М.: Академич. проект, 2005

4. Кутейников А. Н. Математические методы в психологии: учеб. пос. СПб.: Речь, 2008.

5. Практическая психодиагностика: методики и тесты/ под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-

М, 2001

6. Пряжников Н.С., Полевая М.В., Камнева Е.В. Парадоксы в понимании профессиональных деформаций личности // Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20. № 6 (96). С. 170-177.

7. Ракович Н.К. Практикум по психодиагностике личности - Мн.: БГПУ, 2002

8. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных психологов / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1998.

9. Собчик Л.Н.Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ -адаптированный тест ММР1 СПб.: Речь, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.