Научная статья на тему 'Результаты экспериментальных исследований системы виброзащиты дорожной уборочно-подметальной машины на базе трактора МТЗ-80'

Результаты экспериментальных исследований системы виброзащиты дорожной уборочно-подметальной машины на базе трактора МТЗ-80 Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
218
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИБРАЦИЯ / ВИБРОУСКОРЕНИЕ / ВИБРОЗАЩИТА / ДОРОЖНЫЕ УБОРОЧНО-ПОДМЕТАЛЬНЫЕ МАШИНЫ / VIBRATION / VIBRATION ACCELERATION / VIBRATION PROTECTION / ROAD SWEEPER MACHINE

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Тетерина Ирина Алексеевна

В статье отражены результаты экспериментальных исследований дорожной уборочно-подметальной машины на базе трактора МТЗ-80 в различных режимах работы. Представлены значения и дан сравнительный анализ среднеквадратических значений корректированного виброускорения на корпусе ДВС, полу кабины и сиденья оператора дорожной уборочно-подметальной машины при уборке территории от снега с использованием подметального оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Тетерина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of experimental studies of the system of vibration protection of road sweeping machine on the basis of MTZ-80

Results of experimental tests of vibroprotective system of a road sweeper machine on the basis of the MTZ-80 tractor for different operating modes of the machine are reflected in the article. Values are presented and the comparative analysis of mean square values of the corrected vibration acceleration on the DVS case, a cab floor and sitting of the operator of a road harvest sweeper-collector when cleaning the territory from snow with use of the sweeping equipment is given.

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментальных исследований системы виброзащиты дорожной уборочно-подметальной машины на базе трактора МТЗ-80»

2. Благовещенская, М. М. Информационные технологии систем управления технологическими процессами / М. М. Благовещенская, Л. А. Злобин. — М. : Высш. шк., 2005. — 768 с.

3. Пешко, М. С. Задача фазификации параметров процесса вегетации при построении нечеткого регулятора / М. С. Пешко, А. В. Федотов // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. - 2013. - № 2(120). - С. 290-293.

ПЕШКО Михаил Сергеевич, ассистент кафедры автоматизации и робототехники Омского государ-

ственного технического университета. Адрес для переписки: [email protected] ШКАПОВ Павел Михайлович, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теоретической механики Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.04.2015 г. © М. С. Пешко, П. М. Шкапов

УДК 625.768.1

И. А. ТЕТЕРИНА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

РЕЗУЛЬТАТЫ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМЫ

ВИБРОЗАЩИТЫ ДОРОЖНОЙ

УБОРОЧНО-ПОДМЕТАЛЬНОЙ

МАШИНЫ НА БАЗЕ

ТРАКТОРА МТЗ-80_

В статье отражены результаты экспериментальных исследований дорожной уборочно-подметальной машины на базе трактора МТЗ-80 в различных режимах работы. Представлены значения и дан сравнительный анализ среднеквадратических значений корректированного виброускорения на корпусе ДВС, полу кабины и сиденьи оператора дорожной уборочно-подметальной машины при уборке территории от снега с использованием подметального оборудования.

Ключевые слова: вибрация, виброускорение, виброзащита, дорожные уборочно-под-метальные машины.

Вибрация, возникающая в ходе работы дорожной уборочно-подметальной машины, негативно воздействует не только на саму машину, ускоряя износ деталей и снижая тем самым сроки эксплуатации, но и на оператора, оказывая вредное воздействие на организм, заключающееся в ухудшении функционального и физиологического состояния человека [1, 2].

Наряду с грузовым автомобилем, самоходным шасси, одним из видов машин, на которых базируется спецоборудование, является трактор. В Российской Федерации и странах ближнего зарубежья в качестве базовой машины часто используется трактор МТЗ-80.

Машины этой модели широко применяют в коммунальном хозяйстве городов как для патрульной скоростной снегоочистки в составе транспортной колонны, так и для одиночной уборки дорог, площадей и тротуаров от мусора и свежевыпавшего снега.

Комплектование базовой машины возможно следующим спецоборудованием:

— плужно-щеточным;

— щеткой с приводом;

— плужным отвалом;

— навесным оборудованием погрузчика;

— роторным;

— водяным резервуаром на прицепном шасси;

— разбрасывающим оборудованием;

— водяной и гидравлической системами.

На рис. 1 представлен объект экспериментальных исследований — дорожная уборочно-подметальная машина на базе трактора МТЗ-80.

Базовая машина оборудована цилиндрической щеткой с приводом и навесным оборудованием погрузчика. В зимний период времени дорожная уборочно-подметальная машина (ДУПМ) снимает отвалом верхний снежный слой, затем с помощью щетки сгребает остатки снежных осадков. В летний период плужным отвалом сгребается мусор, оставшийся на дорожном покрытии грунт, а также формируются кучи. Универсальность использования позволяет ДУПМ считать ее всесезонной [3].

Цель проведенных испытаний: определить уровень вибрации на рабочем месте оператора в рабочем режиме ДУПМ.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

1. Определить параметры, которые будут взяты для изучения уровня вибрации на рабочем месте человека-оператора ДУПМ.

Рис. 1. Дорожная уборочно-подметальная машина на базе трактора МТЗ-80

Рис. 2. Места установки датчиков: а — ДВС; б — пол; в — сиденье

2. Определить уровень виброускорения на рабочем месте человека-оператора ДУПМ (полу кабины и сиденьи) при разных режимах работы.

3. Определить уровень виброускорения на корпусе ДВС ДУПМ, т.е. в источнике, при разных режимах работы.

Исследования проводились на базе БПОУ «Омский АТК» в светлое время суток, на поверхности с твердым покрытием со свежевыпавшим снегом, толщиной осадков не более 50 мм. Температура окружающего воздуха находилась в пределах 15 — 18 °С.

При проведении экспериментальных исследований использовался комплект портативной многофункциональной аппаратуры «Экофизика-110А» (HF) с датчиками VIBRATION TRANSDUCER AP 98100-01 для измерения параметров вибрации [4]. Для измерения числа вращений рабочего органа (щетки) использовался цифровой тахометр DIGITAL TACHOMETER DT-2234A.

В качестве регистрируемых параметров определены значения среднеквадратического корректированного виброускорения в октавных полосах частот [5].

На рис. 2 показаны места установки датчиков для измерения уровня виброускорения на рабочем кресле оператора, полу кабины и корпусе ДВС, как одного из параметров, с помощью которого возможно определить уровень вибрации.

Варьируемыми параметрами при проведении эксперимента были выбраны:

— режимы работы машины (рабочий режим, режим холостого хода с включенным и выключенным рабочим органом);

— число вращений рабочего органа (на малых, средних и высоких оборотах ДВС);

— обороты ДВС (малые, средние, высокие).

Эксперимент проводился в несколько этапов:

— на первом этапе проводилось измерение значения среднеквадратического корректированного виброускорения в октавных полосах частот (м/с2) в местах установки датчиков, в режиме холостого хода без включения рабочего органа (щетки);

— на втором этапе проводилось измерение значения среднеквадратического корректированного виброускорения в октавных полосах частот (м/с2) в местах установки датчиков, в режиме холостого хода с включенным рабочим органом (щеткой), а также с помощью цифрового тахометра, измерение числа вращений рабочего органа (щетки) при малых, средних и высоких оборотах работы двигателя;

— на третьем этапе проводилось измерение значения среднеквадратического корректированного виброускорения в октавных полосах частот (м/с2) в местах установки датчиков, в рабочем режиме ДУПМ, на скорости 10 км/ч [6].

Анализ результатов эксперимента показал, что самым вибронагруженным является рабочий режим, так как в этом режиме были зафиксированы наиболее высокие среднеквадратические значения корректированного виброускорения.

В качестве примера на рис. 3 отражены результаты одного из серии замеров уровня виброускорения на рабочем месте оператора (полу кабины и сиденьи) и в источнике (на корпусе ДВС).

Кроме этого, анализ данных, полученных при измерении среднеквадратических значений коррек-

Рис. 3. Среднеквадратические значения корректированного виброускорения в октавных полосах частот при 1680 оборотах работы двигателя на скорости 10 км/ч: 1 — на корпусе ДВС; 2 — на полу кабины; 3 — на сиденьи оператора

0,5 0,5 0,4 0,4 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1 0,1 0,0

12

1

2

4

8

16

31,5

£Гц

Рис. 4. Среднеквадратические значения корректированного виброускорения в октавных полосах частот на корпусе ДВС при 1680 оборотах вращения коленчатого вала в режимах: 1 — холостой ход без включения рабочего органа; 2 — холостой ход с включенным рабочим органом;

3 — рабочий режим при скорости 10 км/ч

тированного виброускорения в рабочем режиме, позволил сделать следующие выводы: уровень средне-квадратических значений корректированного виброускорения на рабочем месте оператора (полу кабины) в диапазоне частот от 4 до 16 Гц превышает уровень среднеквадратических значений корректированного виброускорения на корпусе ДВС, т.е. в источнике; уровень среднеквадратического значения корректированного виброускорения на рабочем месте оператора (сиденьи) на частоте 31,5 Гц практически равен уровню среднеквадратического значения корректированного виброускорения на корпусе ДВС, т.е. в источнике и возрастает в 17 раз по отношению к уровню среднеквадратического значения корректированного виброускорения на рабочем месте оператора (сиденьи) на частоте 16 Гц; уровень среднеквадратических значений корректированного виброускорения на рабочем месте оператора (полу кабины) и корпусе ДВС резко возрастает в диапазоне частот от 31,5 до 125 Гц.

Сравнительный анализ среднеквадратических значений корректированного виброускорения в октавных полосах частот на корпусе ДВС при 1600 об./мин вращения коленчатого вала в различных режимах работы ДУПМ позволил оценить вклад каждого из источников в общий уровень вибрации (рис. 4).

В результате сравнительного анализа были сделаны следующие выводы. На частоте 2 Гц :

— уровень среднеквадратических значений корректированного виброускорения от рабочего органа (щетки) составил 0,0235 м/с2, следовательно, вклад этого источника вибрации составил 29 %;

— уровень среднеквадратических значений корректированного виброускорения от микрорельефа составил 0,0686 м/с2, что равно 46 %;

— уровень среднеквадратических значений корректированного виброускорения от взаимодействия рабочего органа и микрорельефа составил 0,0921 м/с2 (61 %).

На частоте 4 Гц уровень среднеквадратических значений корректированного виброускорения от взаимодействия рабочего органа и микрорельефа равен 0,033 м/с2, что составляет 33 % от общего уровня виброускорения. На частоте 8 Гц уровень среднеквадратических значений корректированного виброускорения от взаимодействия рабочего органа и микрорельефа равен 0,0399 м/с2, что составляет 39 % от общего уровня виброускорения. На частоте 16 Гц уровень среднеквадратических значений корректированного виброускорения от взаимодействия рабочего органа и микрорельефа составил 0,0627 м/с2 (33 %). На частоте 31,5 Гц уровень среднеквадратических значений корректированного виброуско-

3

Рис. 5. Уровень среднеквадратических значений корректированного виброускорения в октавных полосах частот на рабочем месте (полу кабины) оператора в режимах: 1 — холостой ход без включения рабочего органа; 2 — холостой ход с включенным рабочим органом;

3 — рабочий режим при скорости 10 км/ч

рения от взаимодействия рабочего органа и микрорельефа составил 0,4946 м/с2 (74 %).

Сравнительный анализ уровня среднеквадратиче-ских значений корректированного виброускорения в октавных полосах частот на рабочем месте оператора (полу кабины) при 1600 об./мин вращения коленчатого вала в различных режимах работы ДУПМ позволил оценить уровень эффективности работы системы виброзащиты оператора (рис. 5).

Сравнительный анализ полученных в результате данных позволил сделать ряд выводов. В рабочем режиме отмечены самые высокие уровни средне-квадратических значений корректированного виброускорения на рабочем месте (полу кабины) оператора.

В рабочем режиме уровни среднеквадратических значений корректированного виброускорения на полу кабины резко возрастают при частоте 2 Гц. В диапазоне частот от 2 до 8 Гц наблюдается снижение уровня среднеквадратических значений корректированного виброускорения, на полу кабины. На частоте 8 Гц наблюдается дальнейшее возрастание уровня среднеквадратических значений корректированного виброускорения на полу кабины.

В режимах холостого хода с включенным и выключенным рабочим органом наиболее высокие уровни среднеквадратических значений корректированного виброускорения на полу кабины отмечены на частоте 16 Гц. Превышение уровня среднеквадра-тических значений корректированного виброускорения на полу кабины в рабочем режиме над уровнем среднеквадратических значений корректированного виброускорения на полу кабины в режиме холостого хода с включенным рабочим органом на всем диапазоне частот, в среднем составляет 65,1 %.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод неэффективности существующей системы

виброзащиты для всех режимов работы ДУПМ и необходимости разработки виброзащитной системы, которая обеспечивала бы максимально низкий уровень вибрации на рабочем месте оператора ДУПМ в диапазоне частот 4 — 31,5 Гц.

Библиографический список

1. Челомей, В. Н. Вибрации в технике : защита от вибрации и ударов : справочник / В. Н. Челомей. — М. : Машиностроение, 1981. - В 6 т. Т. 6. - 456 с.

2. Щербаков, В. С. Снижение динамических воздействий на одноковшовый экскаватор : моногр. / В. С. Щербаков, П. А. Корчагин. - Омск : СибАДИ, 2000. - 147 с.

3. Дорожные машины : в 2-х ч. Ч. II : Машины для устройства дорожных покрытий : учеб. для вузов по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование» / К. А. Артемьев[и др.]. - М. : Машиностроение, 1982. - 396 с.

4. Шумомер-виброметр, анализатор спектра «Экофизика-110А». Руководство по эксплуатации ПКДУ. 411000.001.02РЭ / Приборостроительное объединение Октава-ЭлектронДизайн. -М., 2011. - 92 с.

5. ГОСТ 31191.1 -2004. Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Общие требования. - Введ. 2008-07-01 - М. : Стандартинформ, 2008. - 43 с.

6. Корчагин, П. А. Результаты экспериментальных исследований вибрационного воздействия на оператора дорожной уборочно-подметальной машины / П. А. Корчагин, И. А. Тете-рина // Вестник СибАДИ. - 2015. - № 2 - С. 52-57.

ТЕТЕРИНА Ирина Алексеевна, аспирантка кафедры механики.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.04.2015 г. © И. А. Тетерина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.