2019 Электротехника, информационные технологии, системы управления № 29 УДК 621.313.323
Ф.А. Гельвер1,2, И.В. Белоусов1,2, В.Ф. Самосейко1,2
1Филиал «ЦНИИ СЭТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр»,
ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург, Россия 2ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, филиал «ЦНИИ СЭТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург, Россия
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОПЫТНОГО ОБРАЗЦА РЕАКТИВНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С АНИЗОТРОПНОЙ МАГНИТНОЙ ПРОВОДИМОСТЬЮ РОТОРА
РЭМАПР) с
с
РЭМАПР. Приведены временные диаграммы пуска в ход исследуемой электрической машины. Результаты тепловых испытаний позволили установить предельные возможности, заложенные в конструкцию опытного образца машины с номинальной установленной мощностью 500 кВт. Выполнено сравнение активной электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора с асинхрон-
F.A. Gelver12, I.V. Belousov12, V.F. Samoseiko1'2
1
Russian Federation
2
Russian Federation
SynRM
SynRM
SynRM
SynRM)
Реактивные электрические машины известны достаточно давно [1-3]. Считалось, что такие машины имеют низкие коэффициенты мощности и полезного действия. Поэтому реактивным машинам в электромашиностроении отводилась незначительная роль (диапазон рациональных мощностей - до нескольких киловатт).
В настоящее время на реактивные электрические машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора РЭМАПР) обратили серьезное внимание. Ротор такой электрической машины пассивный и
Им посвящается все большее количество работ [4] -[9]. Европейский концерн ЛББ осуществляет серийный выпуск электроприводов на основе четырехполюсных реактивных электрических машин (БуиЯМ) с поперечной шихтовкой ротора [10].
реактивных машин -
Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
РЭМАПР в электроприводах большой мощности (десятки МВт), в частности в электроприводах гребных винтов. Как известно [18, 19], мас-согабаритные показатели машин определяет величина электромагнитного момента. При прямой связи электрической машины с гребным винтом машины имеют малое число оборотов (100-300 об/мин) и большой электромагнитный момент. Поэтому особенностью гребных электрических машин являются большие массогабаритные показатели. Вследствие чего массогабаритные показатели являются одним из основных критериев выбора гребных электрических машин.
машины с длинными лобовыми частями обмоток статора имеют мень-
активные электрические машины, имеющие зубчатый ротор и обмотки с короткими лобовыми частями на статоре, по своим массогабаритным показателям существенно уступают всем другим видам электрических
РЭМАПР в 1,6-1,8 раза. По показателю электрических потерь
-13 %. Однако
возможность управлять намагниченностью ротора дает РЭМАПР существенные конкурентные преимущества по сравнению с
РЭМАПР конструктивно существенно проще и дешевле ротора РЭМАПР имеют также лучшие эксплуатационные характеристики по сравнению с
РЭМАПР пропорционален размаху
пульсаций индуктивностей.
РЭМАПР является отношение X продольной (максимальной) индуктивности Ь¿ к минимальной (поперечной) Ьч. У РЭМАПР с поперечной шихтовкой показатель X » 6...8, а у машин с продольной шихтовкой X » 10.12. Поэтому при теоретических исследованиях основное внимании было сосредоточено на РЭМАПР с продольной шихтовкой [21].
На базе выполненных теоретических исследований была разработана методика проектирования РЭМАПР . Для верификации теоретических положений требовалась их экспериментальная проверка, которая была выполнена путем проектирования и изготовления макетных образцов РЭМАПР малой мощности 1,5 кВт, а также на опытном образце мощностью 500 кВт. Параллельно с теоретическими работами велись работы по разработке методов и средств управления ими. Было разработано программное обеспечение для исследования и практического применения электроприводов с РЭМАПР. В данной работе приводятся результаты экспериментальных исследований опытного образца РЭМАПР мощностью 500 кВт с целью проверки соответствия параметров, заложенных изготовителем, теоретических положений и методики проектирования, разработанной в Крыловском научном центре.
РЭМАПР
спроектирован и изготовлен макетный образец ротора с анизотропной
с
взят от шестиполюсного асинхронного электродвигателя с коротко-
Полюса ротора с продольной шихтовкой были набраны из загнутых под определенным углом листов электротехнической стали с нечисло пластин в полюсе - 15, толщина пластин 0,55 мм, материал пла-
Рис. 1.
позволила в кратчайшие сроки, без использования дорогостоящего оборудования, изготовить ряд роторов различной конструкции.
рис. 2
РЭМАПР были изготовлены ной) обмоткой.
Рис. 2. Заготовка ротора реактивной электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью со скосом полюсов ротора (до компаундирования и проточки)
РЭМАПР
РЭМАПР
РЭМАПР
РЭМАПР
РЭМАПР
рис. 3
РЭМАПР
РЭМАПР
Тип Электрические параметры Масса, кг
Р, кВт Частота вращения, об/мин и, В 008 ф /и, А
СРД 549/6-ОМ5 500 1000 796 0,77 495 2100
1102
Рис. 3.
рис. 4
РЭМАПР
Рис. 4. Ротор реактивной электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора с поперечной шихтовкой
Рис. 5.
Для управления реактивной электрической машиной была спроектирована, изготовлена и отлажена плата системы управления (рис. 6), которая обладает широкими функциональными возможностями. Она позволяет осуществлять управление различными типами электрических преобразователей и электроприводами с различными типами электрических машин.
Рис. 6.
Плата изготовлена с использованием микроконтроллера фирмы Texas Instruments TMS320F28335. Для расширения функциональных возможностей процессорной платы была спроектирована и изготовлена переходная кросс-плата, которая обладает аналоговыми и дискретными входами и выходами и различными интерфейсами связи. В частности, на плате предусмотрено 8 ШИМ-каналов управления силовыми транзисторами с возможностью управления как по оптическому каналу, так и потенциальными сигналами управления, 8 каналов обработки информации ошибок с драйверов.
рийных ситуаций на плате системы управления предусмотрена аппарата также возможность одновременной обработки информации с абсо-
управления и значений, получаемых с различных датчиков в режиме
пьютерной системы управления электроприводом на базе реактивной
Компьютерная программа позволяет осуществлять построение и запись различных графиков динамических процессов в электроприводе, а также автоматизированно производить идентификацию параметров реактивного электродвигателя с анизотропной магнитной
Система управления и программное обеспечение испытаний.
В классической теории электрических машин характеристики функционирования машины обычно приводятся при номинальной постоянной амплитуде и частоте синусоидального напряжения [2, 3]. Однако в настоящее время электрические машины обычно питаются от преобразователей частоты, что позволяет использовать для их управления различные алгоритмы. Наиболее распространены алгоритмы управления, предполагающие представление тока статора в виде вектора в системе координат одна из координат которого (обычно ф) является током намагничивания , а другая (^) - током нагрузки .
Структурная схема системы управления, использовавшаяся при испытаниях РЭМАПР, приведена на (рис. 8)
стройка регуляторов выполнена по принципу технического оптимума. Сигналы управления уо* и у^' задают значения соответственно тока намагничивания нагрузки.
"1
Контур тока намагничивания
М —1
Рис. 8.
Испытания РЭМАПР с
проводились
на испытательной установке, схема которой приведена на рис. 9 РЭМАПР
РЭМАПР (на переднем плане)
ТУ Ш1
выключатель; ТУ - согласующий трансформатор; и21 - преобразователь частоты; М1 - РЭМАПР; М2 - нагрузочные машины постоянного тока; ^2 - тиристорный преобразователь; Я1 - тормозной резистор; Я2 - нагрузочный резистор
Рис. 10. РЭМАПР
2.
Относительные единицы. При анализе результатов испытаний использованы относительные единицы - отношения именованных величин к базовым. Переменные и параметры, представленные
* г>
в относительных единицах, помечаются верхним индексом . За основные базовые величины приняты номинальный ток статора 1н = 495 А, номинальное фазное напряжение ин = 460 В и угловая часта сети юб = 314 рад/с. Производные базовые величины определяются из основных по соотношениям:
Яб = ин / 1н = 0,929 Ом; Ьб = ^ / юб = 2,96 мГн; Рб = Бн = 3-ип • 1н = 683 кВт; Мб = Рп • Рб /^ = 6,53кНм;
Ц =Щб / Рп = 104,7 рад/с, где рп - число пар полюсов электрической машины (для исследуемого макетного образца рп = 3).
Кривые намагничивания - зависимости модуля действующего значения фазного напряжения на обмотке статора и* от тока намагничивания * при относительных токах нагрузки V = 0, 0,5 и 1.
Рис. 11. РЭМАПР
в относительных единицах
Поскольку номинальный ток намагничивания не определен изготовителем РЭМАПР, то он был выбран по кривой намагничивания, 1ф* = 0,311, так, чтобы под номинальной нагрузкой напряжение на обмотках статора было равно номинальному значению. Из значения номинального тока намагничивания номинальный ток нагрузки определен выражением:
V = 0,95.
Таким образом, принятое относительное номинальное значение
* *
токов намагничивания и нагрузки 1ф = 0,311 и 1дн = 0,95.
В испытательном стенде отсутствовало оборудование для непосредственного измерения электромагнитного момента. Поэтому относительный электромагнитный момент РЭМАПР определяется путем вычислений по формуле:
м* = (ь,* - !/) • 1а* • //, (1)
*
где Ьф - полная относительная статическая продольная индуктивность;
*
Ьд - полная относительная статическая поперечная индуктивность;
**
I, и 1д - относительные токи намагничивания и нагрузки в системе координат ф-д.
Исследования показали, что полная поперечная индуктивность машины не зависит от тока нагрузки, а ее относительная величина при номинальном токе намагничивания и номинальном токе нагрузки Ьд* = 0,38. Идентификация полной продольной индуктивности опытного образца РЭМАПР по математической модели показала, что ее величина зависит не только от тока намагничивания, но и от тока нагрузки. На рис. 12 приведена зависимость полной продольной индуктивности обмотки статора от тока нагрузки при номинальном токе намагничивания в относительных единицах. При относительном значении тока нагрузки 1д* = 1,18 полная продольная индуктивность обмотки статора уменьшилась на 21 %.
Таким образом, из приведенных данных следует, что увеличение тока нагрузки ведет к размагничиванию машины и снижению электромагнитного момента. Влияние на полную продольную индуктивность токов нагрузки 1д кратностью больше 1,18 оказалось невозможным из-за ограничений по максимальному току преобразователя частоты. Однако из проведенных исследований следует, что целесообразно
варьировать токи намагничивания и нагрузки так, чтобы получать максимальные значения электромагнитного момента при заданном токе обмотки статора.
Рис. 12. Зависимость полной продольной индуктивности обмотки статора от тока нагрузки при номинальном токе намагничивания в относительных единицах
Рабочие характеристики снимались в стационарном режиме работы. Под рабочими характеристиками понимаются зависимости, представленные в относительных единицах, от коэффициента загрузки при номинальном токе намагничивания (1ф* = 0,311) и номинальной частоте (ю* = 1): частоты вращения ю*, тока статора I*, электромагнитного момента М*, коэффициента мощности ео8(ф) и коэффициента полезного действия Коэффициент загрузки машины определяется как отношение кз = 1д/1дн.
Электромагнитный момент вычислялся по формуле (1). Относительный ток статора вычислялся по формуле:
I * .
Коэффициент мощности и коэффициент полезного действия вычислялись по формулам:
ео8(ф):
^ * • II+^ • I/
; л =
* -я ж*
Ю • M
* * * * иа • Ь + ид • ^
где ий и ич* - относительные напряжения на обмотке статора в систе-1 *
ме координат а-д; ю - относительная частота токов статора.
Графики рабочих характеристик при постоянном токе намагничивания приведены на рис. 13.
___ : :
-------
1 \ : 1
1 :
1
у' ___
Момент Фазный ток Коэффициент мощности КПД
О 0.05 0.1 0.15 0.2 0.25 0.3 0.35 0.4 0.45 0.5 0.55 0.6 0.65 0.7 0.75 0.8 0.85 0.9 0.95 1 1.05 1.1 1.15
Ток нагрузки ^
Рис. 13. Рабочие характеристики в относительных единицах
при постоянном номинальном токе намагничивания
Динамические характеристики РЭМАПР. Динамические характеристики определяются как физическими параметрами машины, так и настройками системы управления. Испытания РЭМАПР проводились
На рис. 14 представлены графики переходного процесса при пуске в ход РЭМАПР без осуществления предварительного намагничивания, а на рис. 15 - графики переходного процесса при пуске в ход РЭМАПР с предварительным намагничиванием током 1а = 0,311, при
этом максимальная величина пускового тока 1д* была ограничена воз*
можностями преобразователя частоты (I = и не могла превы-
шать значения 1,18.
Рис. 14. Графики токов статора г/, ц и скорости вращения ротора ю* при пуске без предварительного намагничивания в относительных единицах: а - без компенсации влияния тока ц на г/; б - с компенсацией
Рис. 15. Графики токов статора га , ц и скорости вращения ротора ю при пуске с предварительным намагничиванием в относительных единицах: а - без компенсации влияния тока ц* на г/; б - с компенсацией
Тепловые испытания РЭМАПР. Тепловой режим работы машины определяет нагрузка. Наиболее нагретым элементом машины является обмотка статора. На тепловое повреждение изоляции приходится наибольшее число отказов. Чем выше нагрузка, тем выше температура изоляции обмотки статора. Ресурс изоляции уменьшается вдвое при увеличении рабочей температуры на каждые 10 °С и может быть вычислен по формуле
Т » Тн • ехр(Дт/15),
а
а
где Дт - снижение температуры относительно температурного индекса изоляции, в °С; Тн - ресурс изоляции при нагреве до температуры, соответствующей температурному индексу (Тн = 20 000 ч). Температурный индекс изоляции класса Н составляет 180 °С. Обычно для повышения ресурса машины допустимую температуру нагрева изоляции снижают на Дт = 20 °С относительно ее температурного индекса.
класса Н составляет 160 °С. При тепловых испытаниях температура нагрева обмотки измерялась в ее лобовой части. Температура окружающей среды при тепло-
Результаты испытаний показали, что при длительном режиме работы с номинальным значением относительного тока статора 1н*= 1 температура перегрева обмотки составила 71,8 °С. При относительном токе статора I* = 1,227 температура перегрева обмотки статора составила 108 °С. Температуре перегрева об-
длительном режиме работы
*
I =
ляции обмотки составит 80 000 ч.
удовлетворяет заявленным данным и может быть использован на судах в качестве гребного электродвигателя. При принятом относительном
ного момента целесообразно поднять относительный ток намагничива-ент мощности составит 0,75, а номинальная мощность, которую можно
Тепловые испытания показали, что установленное номинальное мотки 80 000 ч.
6. Tammi A., Termini P., Kansakangas T. Magnet-free motor technology for field speed applications reaching "IE5" efficiency level // Eemods 15, Helsinki 15-17 September 2015. - URL: http://www.eemods15.info/midcom-serveattachmentguid-1e55dfbb33f02fc5dfb11e5ac6fc777b4bb692d692d/motor s6_ari_tammi.pdf
электрический преобразователь с анизотропной магнитной проводимо-электромеханический преобразователь с анизотропной магнитной про-
активных электрических машин по энергетическим показателям // Тру-производ. центр "Судовые электротехнические системы"» (ООО НПЦ
использования реактивных электрических машин в электроприводе // многополюсной реактивной машины с анизотропной магнитной проческой машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора / двухполюсной реактивной машины с анизотропной магнитной прово-
Leningrad
March Ekaterinburg Ivanovo,
6. Tammi A., Termini P., Kansakangas T. Magnet-free motor technology for field speed applications reaching "IE5" efficiency levelro. Eemods 15, Helsinki 15-17 September 2015, available at: http://www.eemods15.info/ midcom-serveattachmentguid-1e55dfbb33f02fc5dfb 11e5ac6fc777b4bb692d69 2d/motors6_ari_tammi.pdf
7. Oprea C., Dziechciarz A, Martis C. Comparative analysis of different synchronous reluctance motor topologies. International Conference on Environment and Electrical Engineering, June 10-13, 2015. Rome, 2015.
8. Ho Lee J., Lee K., Hyun Cho Y., Won Yun T. Characteristics analysis and optimum design of anisotropy rotor synchronous reluctance motor using coupled finite element method and response surface methodology. IEEE Transactions on Magnetics. October 2009, vol. 45, pp. 4696-4699.
9. Dmitrievskii V., Prakht V., Kazakbaev V., Pozdeev A., Oshurbekov S. Development of a high efficient electric drive with synchronous reluctance motor. Electrical Machines and Systems (ICEMS): 18th International Conference on, IEEE, Pattaya, Thailand. October 2015, no. 4, pp. 876-881.
10. Low voltage IE4 synchronous reluctance motor and drive package for pump and fan applications. Katalog ABB. June, 2013, available at: http ://www .abb.com/motors&generators
11. Samoseiko V.F. Teoreticheskie osnovy upravleniia elektroprivodom [Theoretical basics of motor control]. Saint Petersburg: Elmor, 2007. 464 p.
12. Gel'ver F.A. Belousova N.V., Samoseiko V.F. Reaktivnyi elektricheskii preobrazovatel' s anizotropnoi magnitnoi provodimost'iu rotora [Reactive electric converter with anisotropic magnetic rotor conductive]. Trudy VIII Mezhdunarodnoi (XIX Vserossiiskoi) konferentsii po avtomatizirovannomu elektroprivodu (AEP 2014), 7-9 October 2014. Saransk: Mordovskii universitet, 2014, pp. 394-398.
13. Kazakbaev V.M. Razrabotka vysokoeffektivnogo sinkhronnogo reaktivnogo dvigatelia [Development of high-performance synchronous reluctance motor]. Abstract of Ph.D. thesis. Ekaterinburg: Ural'skii federal'nyi universitet im. pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'tsina, 2017. 128 p.
14. Bychkov M.G. Elementy teorii ventil'no-induktornogo elektroprivoda [Elements of the theory of valve-inductor electric]. Elektrichestvo, 1997, no. 8, pp. 35-44.
Gollandtsev Iu.A. Ventil'nye induktorno-reaktivnye dvigateli [Valve inductor-jet engines]. Saint Petersburg: Gosudarstvennyi nauchnyi tsentr Rossiiskoi Federatsii AO "Kontsern 16.
Reaktivnye elektricheskie mashiny s zubchatym statorom i rotorom.
Saint Petersburg: Krylovskii gosudarstvennyi nauchnyi tsentr, 2016. 174 p.
Samoseiko V.F., Gel'ver F.A., Khomiak V.A., Khairov D.A. Sinkhronnye elektricheskie mashiny s anizotropnoi magnitnoi provodimost'iu rotora. Metodika proektirovaniia. Algoritmy upravleniia [Synchronous electrical machines with anisotropic magnetic rotor conductivity. The design technique. Control algorithms]. Saint Petersburg: Kry
elektromekhanicheskii preobrazovatel' s anizotropnoi magnitnoi provodi-most'iu rotora [Reactive electromechanical transducer with anisotropic mag-
Saransk
Ekaterinburg
20.
[Comparison of different types of reactive electric cars on the energy performance of]. Trudy Krylovskogo gosudarstvennogo nauchnogo tsentra. Saint Petersburg, 2015, no. 89(373), pp. 201-208.
21. Gel'ver F.A., Samoseiko V.F., Lazarevskii N.A., Gagarinov I.V., Khomiak V.A. Sinkhronnaia mashina s anizotropnoi magnitnoi provodimost'iu rotora [Synchronous machine rotor magnetic anisotropic conductivity]. Patent Rossiiskaia Federatsiia no. 2541513 (2014).
22. Gel'ver F.A. Reaktivnaia elektricheskaia mashina s anizotropnoi magnitnoi provodimost'iu rotora [Reactive electrical machine with a rotor magnetic anisotropic conductivity]. Materialy konferentsii molodykh uchenykh i spetsialistov. Saint Petersburg: Krylovskii gosudarstvennyi nauchnyi tsentr, 2014, pp. 25-34.
23. Samoseiko V.F., Gel'ver F.A., Khomiak V.A. Sinkhronnaia mashina s anizotropnoi magnitnoi provodimost'iu rotora [Synchronous machine rotor magnetic anisotropic conductivity]. Trudy Krylovskogo gosudarstvennogo nauchnogo tsentra. Saint Petersburg, 2014, vol. 2, no. 365, pp. 143-150.
24. Samoseiko V.F., Gel'ver F.A., Belousov I.V. Perspektivy ispol'zovaniia reaktivnykh elektricheskikh mashin v elektroprivode [Prospects for the use of reactive electric cars in the drive]. Trudy 9-i Mezhdunarodnoi (10-i Vserossiiskoi) konferentsii po avtomatizirovannomu elektroprivodu AEP 2016, 3-7 Oktober 2016. Perm, pp. 359-363.
25. Gel'ver F.A., Samoseiko V.F. Magnitnye provodimosti mnogopoliusnoi reaktivnoi mashiny s anizotropnoi magnitnoi provodi-most'iu rotora [Magnetic conductance multipolar reluctance machine with
anisotropic magnetic rotor conductive]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Elektrotekhnika, infor-matsionnye tekhnologii, sistemy upravleniia, 2018, no. 27, pp. 7-29.
26. Gel'ver F.A., Samoseiko V.F., Belousov I.V., Saushev A.V. Perspektivnyi elektroprivod na osnove reaktivnoi elektricheskoi mashiny s anizotropnoi magnitnoi provodimost'iu rotora [Promising actuator based reactive electric machine with a rotor magnetic anisotropic conductivity]. Trudy Mezhdunarodnoi konferentsii po avtomatizirovannomu elektroprivodu AEP 2018, 3-6 October. Novocherkassk: Lik, 2018, pp. 9-13.
27. Gel'ver F.A., Samoseiko V.F. Magnitnye provodimosti dvukhpo-liusnoi reaktivnoi mashiny s anizotropnoi magnitnoi provodimost'iu rotora [Magnetic conductance of the bipolar reluctance machine with anisotropic magnetic rotor conductive]. Vestnik Iuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Energetika, 2018, vol. 18, no. 2, pp. 71-81.
Сведения об авторах
Гельвер Фёдор Андреевич (Санкт-Петербург, Россия) - кандидат технических наук, доцент, начальник лаборатории филиала «ЦНИИ СЭТ» Крыловского государственного научного центра (196128, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 6), доцент кафедры «Электропривод и электрооборудование береговых установок» Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7, e-mail: [email protected]).
Белоусов Игорь Владимирович (Санкт-Петербург, Россия) -доцент кафедры «Электропривод и электрооборудование береговых установок» Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7), ведущий инженер филиала «ЦНИИ СЭТ» Крыловского государственного научного центра (196128, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 6, e-mail:[email protected]).
Самосейко Вениамин Францевич (Санкт-Петербург, Россия) -доктор технических наук, профессор кафедры «Электропривод и электрооборудование береговых установок» Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7), e-mail: [email protected]).
About the authors
Gelver Fedor Andreevich (Saint Petersburg, Russian Federation) is a Ph.D. in Technical Sciences, Associate Professor, Head of the laboratory of the branch "TsNII SET" Krylov State Research Center (196128, Saint Petersburg, 6, Blagodatnaya str.), Associate Professor "Electric drive and electrical equipment of shore installations" GUMRF them. Admiral S.O. Makarov (198035, Saint Petersburg, 5/7, Dvinskaya str., e-mail: [email protected]).
Belousov Igor Vladimirovich (Saint Petersburg, Russian Federation) is a Associate Professor of the Department "Electric Drive and Electrical Equipment of Coastal Installations" FSBEI HE "GUMRF them. Admiral S.O. Makarov (196128, Saint Petersburg, 1980, 5/7, Dvinskaya str.), leading engineer of the branch «TsNII SET» FGUP «Krylovskiy gosudarstvennyy nauchnyy tsentr» (196128, Saint Petersburg, 6, Blagodatnaya str., e-mail: [email protected]).
Samoseiko Veniamin Frantsevich (Saint Petersburg, Russian Federation) is a Doctor of Technical Sciences, Professor Department of the electric drive and electrical equipment onshore installations Admiral S.O. Makarov State University of Maritime and Inland Shipping (198035, Saint Petersburg, 5/7, Dvinskaya str., e-mail: [email protected]).
Получено 17.01.2019