Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ОЗОНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ НА РАБОТУ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ОЗОНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ НА РАБОТУ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
167
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗОНО-ВОЗДУШНАЯ СМЕСЬ (ОВС) / ГЕНЕРАТОР ОЗОНА / ЧАСОВОЙ РАСХОД ТОПЛИВА / УГЛЕВОДОРОДНЫЙ РАДИКАЛ / УГАРНЫЙ ГАЗ / ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Таранов Михаил Алексеевич, Гуляев Павел Владимирович, Украинцев Максим Михайлович, Корчагин Павел Тимофеевич, Пупенко Константин Константинович

В статье кратко изложена гипотеза, описывающая, каким образом озоно-воздушная смесь (ОВС), подаваемая вместе с топливом в цилиндры двигателя внутреннего сгорания (ДВС), оказывает влияние на эффективность сгорания в них топлива. Представлены результаты проведенных авторами экспериментальных исследований, подтверждающих значимость влияния озоно-воздушной смеси определенных концентраций на работу карбюраторного двигателя внутреннего сгорания автомобиля ГАЗ-52, а именно, каким образом и насколько подача ОВС в карбюратор двигателя, непосредственно после системы фильтрации, и формирование озоно-топливной смеси в камере сгорания, влияют на изменение расхода топлива и выбросы СО и СНх в атмосферу окружающей среды. Приведена методика, по которой проводились экспериментальные исследования и представлен внешний вид лабораторной экспериментальной установки. Приведены результаты проведенных экспериментальных исследований с изменением нагрузки и частоты вращения двигателя как с использованием генератора озона в системе формирования топливо-воздушной смеси, так и без конструктивных изменений в двигателе и количественно оценено их влияние на часовой расход топлива. Также приведены результаты проведенных экспериментальных исследований по влиянию озоно-воздушной смеси с различными концентрациями, подаваемой в камеру сгорания ДВС, и количественно оценена концентрация угарного газа и углеводородного радикала в выхлопных газах при изменяющихся нагрузке и частоте вращения коленчатого вала двигателя. Проведен анализ полученных экспериментальных результатов и сделаны выводы о высокой эффективности предлагаемой системы предварительного озонирования топлива, который показал, что эффективность сгорания топлива повышается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Таранов Михаил Алексеевич, Гуляев Павел Владимирович, Украинцев Максим Михайлович, Корчагин Павел Тимофеевич, Пупенко Константин Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL RESEARCH RESULTS OF THE EFFECT OF OZONE-AIR MIXTURE ON THE OPERATION OF A GASOLINE INTERNAL COMBUSTION ENGINE

The article briefly outlines a hypothesis describing how the ozone-air mixture (OAM) supplied together with fuel into the cylinders of an internal combustion engine (ICE) affects the efficiency of the combustion of fuel. The article presents experimental research results of the effect of the ozone-air mixture (OAM) on the operation of the gasoline internal combustion engine of the car GAZ-52, namely how and how much the ozone-air mixture after passing through the filtration system, forming ozone-air mixture in the combustion chamber and being supplied to the gasoline internal combustion engine affects the change in fuel consumption and emissions of CO and CHx into the atmosphere. There has been offered a technique of experimental research and presented the exterior of a laboratory experimental setup. Experimental studies were carried out with a change in the load and engine speed using an ozone generator as well as without structural changes in the engine, and their effect on hourly fuel consumption was quantified. Also, the experimental research results of the effect of OAM with different concentrations supplied to the combustion chamber of the gasoline internal combustion engine were presented. The concentration of carbon monoxide and hydrocarbon radical in the exhaust gases was quantified under varying load and engine crankshaft speed. There have been analyzed the obtained results out as well as drawn the conclusions about the effectiveness of the proposed system of preliminary ozonation.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ОЗОНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ НА РАБОТУ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ»

Вестник аграрной науки Дона. 2022. Т. 15. № 3 (59). С. 37-49. Don agrarian science bulletin. 2022; 15-3(59): 37-49.

Научная статья УДК 621.43.056

М: 10.55618/20756704_2022_15_3_37-49 ЕРЫ: ХВУСЭР

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ОЗОНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ НА РАБОТУ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Михаил Алексеевич Таранов1, Павел Владимирович Гуляев1, Максим Михайлович Украинцев1, Павел Тимофеевич Корчагин1, Константин Константинович Пупенко1, Василий Николаевич Сударкин1

1Азово-Черноморский инженерный институт - филиал Донского государственного аграрного университета в г. Зернограде, Ростовская область, г. Зерноград, Россия, achgaa@achgaa.ru

Аннотация. В статье кратко изложена гипотеза, описывающая, каким образом озоно-воздушная смесь (ОВС), подаваемая вместе с топливом в цилиндры двигателя внутреннего сгорания (ДВС), оказывает влияние на эффективность сгорания в них топлива. Представлены результаты проведенных авторами экспериментальных исследований, подтверждающих значимость влияния озоно-воздушной смеси определенных концентраций на работу карбюраторного двигателя внутреннего сгорания автомобиля ГАЗ-52, а именно, каким образом и насколько подача ОВС в карбюратор двигателя, непосредственно после системы фильтрации, и формирование озоно-топливной смеси в камере сгорания, влияют на изменение расхода топлива и выбросы СО и СНх в атмосферу окружающей среды. Приведена методика, по которой проводились экспериментальные исследования и представлен внешний вид лабораторной экспериментальной установки. Приведены результаты проведенных экспериментальных исследований с изменением нагрузки и частоты вращения двигателя как с использованием генератора озона в системе формирования топливо-воздушной смеси, так и без конструктивных изменений в двигателе и количественно оценено их влияние на часовой расход топлива. Также приведены результаты проведенных экспериментальных исследований по влиянию озоно-воздушной смеси с различными концентрациями, подаваемой в камеру сгорания ДВС, и количественно оценена концентрация угарного газа и углеводородного радикала в выхлопных газах при изменяющихся нагрузке и частоте вращения коленчатого вала двигателя. Проведен анализ полученных экспериментальных результатов и сделаны выводы о высокой эффективности предлагаемой системы предварительного озонирования топлива, который показал, что эффективность сгорания топлива повышается.

Ключевые слова: озоно-воздушная смесь (ОВС), генератор озона, часовой расход топлива, углеводородный радикал, угарный газ, двигатель внутреннего сгорания, частота вращения коленчатого вала двигателя

Для цитирования: Таранов М.А., Гуляев П.В., Украинцев М.М., Корчагин П.Т., Пупенко К.К., Сударкин В.Н. Результаты экспериментального исследования влияния озоно-воздушной смеси на работу бензинового двигателя внутреннего сгорания // Вестник аграрной науки Дона. 2022. Т. 15. № 3 (59). С. 37-49.

© Таранов М.А., Гуляев П.В., Украинцев М.М., Корчагин П.Т., Пупенко К.К., Сударкин В.Н., 2022

Original article

EXPERIMENTAL RESEARCH RESULTS OF THE EFFECT OF OZONE-AIR MIXTURE ON THE OPERATION OF A GASOLINE INTERNAL COMBUSTION ENGINE

Mikhail Alekseevich Taranov1, Pavel Vladimirovich Gulyaev1, Maxim Mikhailovich Ukraintsev1, Pavel Timofeevich Korchagin1, Konstantin Konstantinovich Pupenko1, Vasily Nikolaevich Sudarkin1

1Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of Don State Agrarian University in Zernograd, Rostov region, Zernograd, Russia, achgaa@achgaa.ru

Abstract. The article briefly outlines a hypothesis describing how the ozone-air mixture (OAM) supplied together with fuel into the cylinders of an internal combustion engine (ICE) affects the efficiency of the combustion of fuel. The article presents experimental research results of the effect of the ozone-air mixture (OAM) on the operation of the gasoline internal combustion engine of the car GAZ-52, namely how and how much the ozone-air mixture after passing through the filtration system, forming ozone-air mixture in the combustion chamber and being supplied to the gasoline internal combustion engine affects the change in fuel consumption and emissions of CO and CHx into the atmosphere. There has been offered a technique of experimental research and presented the exterior of a laboratory experimental setup. Experimental studies were carried out with a change in the load and engine speed using an ozone generator as well as without structural changes in the engine, and their effect on hourly fuel consumption was quantified. Also, the experimental research results of the effect of OAM with different concentrations supplied to the combustion chamber of the gasoline internal combustion engine were presented. The concentration of carbon monoxide and hydrocarbon radical in the exhaust gases was quantified under varying load and engine crankshaft speed. There have been analyzed the obtained results out as well as drawn the conclusions about the effectiveness of the proposed system of preliminary ozonation.

Keywords: Ozone-air mixture (OAM), ozone generator, hourly fuel consumption, hydrocarbon radical, carbon monoxide, internal combustion engine, engine crankshaft speed.

For citation: Taranov M.A., Gulyaev P.V., Ukraintsev M.M., Korchagin P.T., Pupenko K.K., Sudarkin V.N. Experimental research results of the effect of ozone-air mixture on the operation of a gasoline internal combustion engine // Vestnik agrarnoy nauki Dona = Don agrarian science bulletin. 2022; 15-3(59): 37-49. (In Russ.)

Введение. Агропромышленный комплекс - это мощный мировой потребитель таких продуктов, как бензин и дизельное топливо. На них ежегодно затрачиваются значительные суммы, что отрицательно сказывается на себестоимости как растениеводческой, так и животноводческой продукции. Наблюдаемые негативные экономические эффекты могут быть частично снижены за счет увеличения эффективности сжигания топлива, увеличения получаемой мощности с использованной его единицы. Один из приемов, позволяющих повысить эффективность использования нефтепродуктов, это их озонирование.

Несмотря на то, что автомобиль ГАЗ-52 был разработан в ХХ веке - это настоя-

щая легенда, которая и сегодня эксплуатируется как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях экономики. Ввиду удорожания топлива актуальным вопросом является нахождение способов снижения его расхода. Двигатель ГАЗ-52-04 был выбран в качестве базы экспериментальных исследований, поскольку на силовых агрегатах со значительным физическим износом эффект от озонирования более нагляден и очевиден.

Озон, обладая значительным окислительным потенциалом, гипотетически способен повысить эффективность сгорания топлива в ДВС, даже при подаче малых его концентраций в камеру сгорания. У бензиновых двигателей это можно выполнить

еще на стадии смешивания паров топлива с воздухом до подачи в камеру внутреннего сгорания.

У дизельных двигателей смешивание паров топлива с воздухом происходит сложнее и непосредственно в камере внутреннего сгорания, при температуре около 90 °С. Если подавать в неё озоно-воздушную смесь с малой концентрацией, то за счет самораспада озона эффект будет минимальным. Если подавать в камеру внутреннего сгорания озоно-воздушную смесь с большой концентрацией, то полного самораспада озона не произойдёт, и оставшийся озон будет окислять топливо, повышая эффективность его горения [1, 2, 3, 4].

За счёт предварительного окисления озоном та часть топлива, которая не успевает сгорать в камере сгорания и удаляется с выхлопными газами, успеет сгореть, повысив КПД двигателя и снизив удельный расход топлива [4-6].

Процесс горения бензина в озоно-воздушной среде достаточно сложен и в упрощенном виде представляет собой процесс отрыва от сложной молекулы углеводородного топлива, например от изооктана С8Н18, углеводородного радикала СН, упрощение молекулы топлива и повышение скорости и эффективности её сгорания.

Сгорание дизельного топлива происходит аналогичным способом, только процесс горения происходит несколько дольше по сравнению с бензином.

Методика исследований. Экспериментальные исследования выполнялись по ГОСТ 14846-2020 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний (с Поправкой) / ГОСТ от 30 октября 2020 г., в котором регламентируются условия испытаний, требования к испытательным стендам и измерительной аппаратуре, методы и правила испытаний, обработка результатов и объём испытаний.

Экспериментальные исследования проводились на бензиновом карбюраторном двигателе мощностью 75 л.с., силовом агрегате автомобиля ГАЗ-52-04, который долгое время был, а в отдельных случаях остается до сих пор основой автомобильного парка сельскохозяйственных предприятий. При этом контролировались показания таких параметров, как температура двигателя, нагрузка гидротормоза, частота вращения коленчатого вала, и анализировались концентрация подаваемой озоно-воздушной смеси и её влияние на изменение часового расхода топлива [8-12].

По ГОСТ Р 52408-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Измерения в условиях эксплуатации от 26 декабря 2014 г. оценивалось количество вредных выбросов угарного газа и углеводородного радикала в выхлопных газах испытуемого двигателя при работе с озоно-воздушной смесью с концентрацией озона до 60 мг/м3 и без неё.

Результаты исследований и их обсуждение. Первым экспериментальным исследованием необходимо было проверить изменение показателей часового расхода топлива, оксида углерода и углеводородного радикала при повышении нагрузки на бензиновый двигатель внутреннего сгорания при постоянной концентрации озоно-воздушной смеси, оборотах коленчатого вала и температуре двигателя.

На рисунке 1 приведена экспериментальная установка по исследованию параметров работы карбюраторного бензинового двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-52-04: 1 а - без подачи в него озоно-воздушной смеси, 1 б - оснащенная генератором озона производительностью 10 г-ч по озону, установленным между воздушным фильтром автомобиля и карбюратором.

б

b

а

a

а - без использования генератора озона; б - с использованием генератора озона Рисунок 1 - Экспериментальная установка для испытания ДВС

а - without using an ozone generator; b - with using an ozone generator Figure 1 - Experimental setup for testing ICE

Установка представляет собой стенд, на котором закреплен испытуемый двигатель, весовой механизм и управление гидротормозом, а также сам гидротормоз, создающий момент нагрузки на валу двигателя.

В таблицах 1 и 2 и на графиках (рисунки 2 и 3) приведены результаты экспери-

ментальных исследований, показывающие, каким образом подача в карбюратор двигателя ОВС с концентрацией озона до 60 мг/м3 влияет на изменение часового расхода топлива, концентрацию СО и СН в выхлопных газах при изменении нагрузки на коленчатом валу испытуемого двигателя.

Таблица 1 - Результаты эксперимента без генератора озона при номинальных оборотах при изменяющейся нагрузке

Table 1 - Results of the experiment without an ozone generator at nominal speed under varying load

Р, кг n, мин 1 CO, % СН, млн-1, % to, °С G,кг/ /ч

5 2800 0,52 350 90 7,96

7 2800 0,46 335 90 7,62

10 2800 0,37 308 90 7,13

12 2800 0,39 290 90 8,68

15 2800 0,43 249 90 11,02

20 2800 0,52 223 90 11,53

22 2800 0,66 208 90 12,3

25 2800 0,77 179 90 13,46

Анализ таблиц 1 и 2, а также зависимостей, приведенных на рисунке 2, позволяет сделать вывод, что применение озоно-воздушной смеси уменьшает расход топлива до 13,74% при нагрузке 25 кг и до 22,98%

при нагрузке 5 кг по сравнению с режимом без применения генератора озона. При этом усредненное значение снижения расхода топлива составляет 19,4%.

Таблица 2 - Результаты эксперимента с генератором озона при номинальных оборотах при изменяющейся нагрузке

Table 2 - Results of an experiment with an ozone generator at nominal speed with varying load

Р, кг n, мин 1 CO, % СН, млн-1, % to, °С G,кг/ /ч

5 2800 0,48 260 90 6,13

7 2800 0,39 238 90 5,81

10 2800 0,25 206 90 5,27

12 2800 0,27 186 90 6,84

15 2800 0,38 156 90 9,19

20 2800 0,48 118 90 9,67

22 2800 0,57 103 90 10,49

25 2800 0,63 82 90 11,61

5 10 15 20 25

Нагрузка, кг Load, kg

Рисунок 2 - График зависимости изменения часового расхода топлива при различной нагрузке бензинового двигателя внутреннего сгорания

Figure 2 - Graph of the change in hourly fuel consumption under different loads of a gasoline internal combustion engine

Проанализировав данные таблиц 1 и 2 и зависимости, представленные на рисунке 3, можно сделать следующий вывод.

При использовании генератора озона после фильтра в двигателе внутреннего сгорания концентрация оксида углерода в выхлопных газах снижается на 18,2% при

нагрузке 25 кг и на 7,7% при нагрузке 5 кг по сравнению с режимом без применения генератора озона. При этом усредненное значение снижения СО составляет 17,15% в сравнении с обычным режимом работы ДВС.

Рисунок 3 - График зависимости изменения концентрации угарного газа от нагрузки ДВС в обычном режиме и с применением озоно-воздушной смеси

Figure 3 - Graph of the dependence of the change in the concentration of carbon monoxide on the load of the internal combustion engine in normal mode and with the use of an ozone-air mixture

Рисунок 4 - График зависимости изменения концентрации углеводородного радикала в выхлопных газах при изменении нагрузки на валу ДВС

Figure 4 - Graph of the dependence of the change in the concentration of hydrocarbon radical in the exhaust gases with a change in the load on the internal combustion

Анализ данных, представленных на рисунке 4, позволяет сделать вывод, что при подаче озоно-воздушной смеси в ДВС наблюдается уменьшение величины углеводородного радикала в выхлопных газах на 54,2% при нагрузке 25 кг и на 25,7% при нагрузке 5 кг по сравнению с режимом без

применения генератора озона. При этом усредненное значение снижения СН составляет 37% в сравнении с обычным режимом работы ДВС.

Вторым экспериментальным исследованием необходимо было проверить изменение показателей часового расхода топли-

ва, оксида углерода и углеводородного радикала при изменении оборотов коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.

При этом нагрузка на валу ДВС, его температура и концентрация подаваемой озоно-воздушной смеси должны быть постоянными.

Таблица 3 - Результаты экспериментального исследования работы ДВС без генератора озона при номинальных оборотах и различной нагрузке

Table 3 - Results of an experimental study of the operation of an internal combustion engine without an ozone generator at nominal speed and under varying load

n, мин 1 G,кг/ /ч CO, % СН, млн-1, % tо, С

800 2,53 0,19 983 90

1000 3,09 0,22 940 90

1200 3,76 0,22 915 90

1500 4,75 0,22 900 90

1700 5,34 0,23 829 90

2000 6,23 0,24 724 90

2500 7,78 0,45 732 90

2800 8,40 0,65 612 90

Таблица 4 - Результаты экспериментального исследования работы ДВС с генератором озона при номинальных оборотах и различной нагрузке

Table 4 - Results of an experimental study of the operation of an internal combustion engine with an ozone generator at nominal speeds and under varying load

n, мин 1 G,кг/ /ч CO, % СН, млн-1, % tо, С

800 1,93 0,18 630 90

1000 2,21 0,20 622 90

1200 2,60 0,20 603 90

1500 3,25 0,21 579 90

1700 3,75 0,21 547 90

2000 4,51 0,24 521 90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2500 6,50 0,38 507 90

2800 6,64 0,43 490 90

Анализ зависимостей, представленных на рисунке 5, позволяет сделать вывод, что при изменении оборотов двигателя также наблюдается снижение часового расхода топлива при подаче озоно-воздушной смеси в карбюратор по сравнению с обычным режимом работы. Причем, чем выше обороты двигателя, тем меньше снижение расхода топлива. Так, например, на 800 оборотах в

минуту снижение расхода топлива составляет 23,7%, а на 2800 оборотах в минуту составляет 20,95%. Однако максимальное снижение расхода топлива наблюдается при частоте вращения коленчатого вала 1500 об/мин и составляет 31,6%. Усредненное значение снижения расхода топлива по данным таблиц 3 и 4 составляет 26,2%.

Рисунок 5 - График зависимости изменения часового расхода топлива от изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя

Figure 5 - Graph of the dependence of the change in hourly fuel consumption on the change in the engine crankshaft speed

Рисунок 6 - График зависимости изменения концентрации угарного газа в выхлопных газах от изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя

Figure 6 - Graph of the dependence of the change in the concentration of carbon monoxide in the exhaust gases on the change in the speed of the engine crankshaft

Рисунок 7 - График зависимости изменения концентрации углеводородного радикала в выхлопных газах от изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя

Figure 7 - Graph of the dependence of the change in the concentration of hydrocarbon radical in the exhaust gases on the change in the engine crankshaft speed

Анализ графика, представленного на рисунке 6, позволяет сделать вывод, что при увеличении оборотов двигателя также наблюдается увеличение концентрации СО в выхлопных газах. Причем, чем выше обороты двигателя, тем значительно больше концентрация угарного газа, которая возрастает по экспоненте. А применение ОВС дополнительно снижает эту концентрацию. Так, например, на 800 оборотах в минуту снижение концентрации СО составляет 5,3%, а на 2800 оборотах в минуту составляет максимальное снижение на 33,8%. Анализ этих зависимостей также позволяет сделать вывод, что если оборотов двигателя в минуту будет больше 2800, то динамика снижения концентрации угарного газа будет также увеличиваться. Усредненное значение снижения концентрации угарного газа по данным таблиц 3 и 4 составляет 10,8%.

Анализ данных, представленных на рисунке 7, позволяет сделать вывод, что при увеличении оборотов двигателя наблюдается снижение концентрации СН в выхлопных газах. И при подаче озоно-воздуш-ной смеси в ДВС также наблюдается уменьшение величины углеводородного ра-

дикала. Причем при 800 об/мин снижение составило 35,9%, а при 2800 об/мин снижение составило 19,93%. При этом усредненное значение снижения СН составляет 31,5% в сравнении с обычным режимом работы ДВС и изменением оборотов.

Выводы. На основании проведенных экспериментальных исследований по влиянию озоно-воздушной смеси на карбюраторный двигатель внутреннего сгорания было определено, что введение в топливо-воздушную смесь озона в концентрации 60 мг/м3 положительно влияет на снижение часового расхода топлива, и в режиме постоянных оборотов и изменения нагрузки усредненное значение снижения расхода топлива достигает 19,4%, а в режиме постоянной нагрузки и изменения оборотов достигает 26,2%. Аналогичные изменения наблюдаются и с вредными выбросами в атмосферу угарного газа и углеводородного радикала. Причем усредненное снижение угарного газа при изменении нагрузки составляет 17,15%, а при изменении частоты вращения коленчатого вала 10,8%. А усредненное снижение углеводородного радикала при изменении нагрузки составляет 37%, а

при изменении частоты вращения коленчатого вала 31,5%. Соответственно эффективность сгорания топлива повышается.

Список источников

1. Микитенко А.Н. Негативное влияние отработавших газов на окружающую среду // Перспективные направления развития военной и специальной техники: сборник научных материалов, Пермь, 24 мая 2022 года. Пермь: Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 2022. С. 54-57. - EDN CZPRLO.

2. Колесников В.П., Кирюшин И.Н., Кулик С.Н., Шемякин А.В., Терентьев В.В., Андреев К.П. Результаты испытания модернизированного устройства для очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания // Грузовик. 2022. № 5. С. 3-9. - EDN RKOKBQ.

3. Zheng M., Banerjee S. Diesel oxidation catalyst and particulate filter modeling in active-flow configurations // Applied Thermal Engineering. 2009. Vol. 29. N 14-15. Р. 3021-3035. - EDN MTNJDD.

4. Wang T.J., Baek S.W., Lee J.H. Kinetic parameter estimation of a diesel oxidation catalyst under actual vehicle operating conditions // Industrial & Engineering Chemistry Research. 2008. Vol. 47. N 8. Р. 2528-2537.

5. Серегин А.А., Гуляев П.В., Попов М.Ю. Повышение эффективности использования системы озонирования в энергетических средствах // Вестник аграрной науки Дона. 2019. № 4 (48). С. 75-80. - EDN ITUDOK.

6. Таранов М.А., Гуляев П.В., Попов М.Ю. Результаты экспериментального исследования влияния озоно-воздушной смеси на работу дизельного двигателя внутреннего сгорания // Вестник аграрной науки Дона. 2018. № 4 (44.1). С. 28-33. - EDN ZCIBBB.

7. Алексеев В.А., Артемьев В.С., Федоров А.С. Предотвращение экологической опасности объектов автотранспортной инфраструктуры // Интерактивная наука. 2016. № 6. С. 6465.

8. Шавернев А.О., Титаренко Н.Н. Повышение эффективности и экологичности двигателей внутреннего сгорания путем применения альтернативных видов моторного топлива // Сборник материалов молодежных научных чте-

ний: в 2 ч. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2018. С. 100-104.

9. Павлов Г.И., Гарманов С.Ю., Никитин М.А., Накоряков П.В., Ахметшина А.И., Са-матова Л.Н., Халиуллин Р.Р. О перспективах использования озона для снижения выбросов вредных веществ отработавших газов двигателей внутреннего сгорания // Международная научно-техническая конференция: сборник докладов / Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. Казань, 2013. С. 565-567.

10. Арженовский А.Г., Коршенко К.В., Краснов И.Н. Методика расчета показателей работы машинно-тракторных агрегатов при использовании активированного топлива // Вестник АПК Ставрополья. 2021. № 1 (41). С. 4-9. -DOI 10.31279/2222-9345-2021-10-41-4-9. - EDN AGWWCM.

11. Сопов А.Г., Чумляков К.С. Влияние температуры окружающего воздуха на параметры рабочих процессов двигателей и общее количество продуктов сгорания топлива // Эксплуатация и обслуживание транспортно-технологических машин: межвузовский сборник научных трудов. Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2005. С. 116-119. - EDN TPAGOF.

12. Шмельков Ю.Б., Самуйлов Е.В. Численное моделирование состава и теплофизиче-ских свойств продуктов сгорания твёрдых топ-лив с учётом фазовых и химических превращений // Теплофизические основы энергетических технологий. Томск, 24-26 июня 2010 года / Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2010. С. 6366. - EDN PWCEAB.

References

1. Mikitenko A.N. Negativnoe vliyanie otrabotavshikh gazov na okruzhayushchuyu sredu (Negative impact of exhaust gases on the environment). Perspektivnye napravleniya razvitiya voen-noy i spetsial'noy tekhniki: sbornik nauchnykh ma-terialov. Perm', 24 maya 2022 goda. Perm': Permskiy voennyy institute voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii, 2022, рр. 54-57. -EDN CZPRLO. (In Russ.)

2. Kolesnikov V.P., Kiryushin I.N., Kulik S.N., Shemyakin A.V., Terent'ev V.V., Andreev K.P. Re-zul'taty ispytaniya modernizirovannogo ustroystva

dlya ochistki otrabotavshikh gazov dvigatelya vnu-trennego sgoraniya (Test results of a modernized device for cleaning exhaust gases of an internal combustion engine). Gruzovik. 2022; 5: 3-9. - EDN RKOKBQ. (In Russ.)

3. Zheng M., Banerjee S. Diesel oxidation catalyst and particulate filter modeling in active-flow configurations. Applied Thermal Engineering. 2009; 29 (14-15): 3021-3035. - EDN MTNJDD.

4. Wang T.J., Baek S.W., Lee J.H. Kinetic parameter estimation of a diesel oxidation catalyst under actual vehicle operating conditions. Industrial & Engineering Chemistry Research. 2008; 47 (8): 2528-2537.

5. Seregin A.A., Gulyaev P.V., Popov M.Yu. Povyshenie effektivnosti ispol'zovaniya sistemy ozonirovaniya v energeticheskikh sredstvakh (Improving the efficiency of using the ozonation system in energetic means). Vestnik agrarnoy nauki Dona. 2019; 4(48): 75-80. - EDN ITUDOK.

(In Russ.)

6. Taranov M.A., Gulyaev P.V., Popov M.Yu. Rezul'taty eksperimental'nogo issledovaniya vliyaniya ozono-vozdushnoy smesi na rabotu dizel'nogo dvigatelya vnutrennego sgoraniya (Results of an experimental study of the effect of the ozone-air mixture on the operation of a diesel internal combustion engine). Vestnik agrarnoy nauki Dona. 2018; 4(44.1): 28-33. - EDN ZCIBBB.

(In Russ.)

7. Alekseev V.A., Artem'ev V.S., Fedo-rov A.S. Predotvrashchenie ekologicheskoy opas-nosti ob"ektov avtotransportnoy infrastruktury (Prevention of environmental hazards of motor transport infrastructure). Interaktivnaya nauka. 2016; 6: 64-65. (In Russ.)

8. Shavernev A.O., Titarenko N.N. Po-vyshenie effektivnosti i ekologichnosti dvigateley vnutrennego sgoraniya putem primeneniya al'terna-tivnykh vidov motornogo topliva (Increase in efficiency and environmental friendliness of internal combustion engines by application of alternative types of motor fuel): sbornik materialov molodezh-nykh nauchnykh chteniy: v 2 ch. Rostov-na-Donu: Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2018, pp. 100-104. (In Russ.)

9. Pavlov G.I., Garmanov S.Yu., Nikitin M.A., Nakoryakov P.V., Akhmetshina A.I., Samatova L.N., Khaliullin R.R. O perspektivakh ispol'zovaniya ozona dlya snizheniya vybrosov vrednykh veshchestv otrabotavshikh gazov dvigateley vnutrennego sgoraniya (About the prospects of using ozone to reduce emissions of harmful substances in exhaust gases of internal combustion engines). Mezhdu-narodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferentsiya: sbornik dokladov / Kazanskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet im. A.N. Tupoleva. Kazan', 2013, pp. 565-567. (In Russ.)

10. Arzhenovskiy A.G., Korshenko K.V., Krasnov I.N. Metodika rascheta pokazateley raboty mashinno-traktornykh agregatov pri ispol'zovanii aktivirovannogo topliva (Methodology for calculating the performance indicators of machine-tractor units when using activated fuel). Vestnik APK Stav-ropolya. 2021; 1(41): 4-9. DOI 10.31279/22229345-2021-10-41-4-9. - EDN AGWWCM.

(In Russ.)

11. Sopov A.G., Chumlyakov K.S. Vliyanie temperatury okruzhayushchego vozdukha na pa-rametry rabochikh protsessov dvigateley i ob-shchee kolichestvo produktov sgoraniya topliva (Effect of ambient air temperature on the parameters of engine working processes and the total amount of fuel combustion products). Ekspluata-tsiya i obsluzhivanie transportno-tekhnologi-cheskikh mashin: mezhvuzovskiy sbornik nauch-nykh trudov. Tyumen': Tyumenskiy gosudarstvennyy neftegazovyy universitet, 2005, pp. 116-119. -EDN TPAGOF. (In Russ.)

12. Shmel'kov Yu.B., Samuylov E.V. Chislennoe modelirovanie sostava i teplofizi-cheskikh svoystv produktov sgoraniya tverdykh topliv s uchetom fazovykh i khimicheskikh prev-rashcheniy (Numerical simulation of the composition and thermophysical properties of combustion products of solid fuels, taking into account phase and chemical transformations). Teplofizicheskie osnovy energeticheskikh tekhnologiy, Tomsk, 2426 iyunya 2010 goda / Natsionalnyy issle-dovatelskiy Tomskiy politekhnicheskiy universitet, Tomsk, 2010, pp. 63-66. - EDN PWCEAB.

(In Russ.)

Сведения об авторах

М.А. Таранов - доктор технических наук, профессор, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал Донского государственного аграрного университета в г. Зернограде, Ростовская область, г. Зерноград, Россия. Тел.: +7-988-545-42-13. E-mail: mtaranov2006@yandex.ru.

П.В. Гуляев - кандидат технических наук, доцент, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал Донского государственного аграрного университета в г. Зернограде, Ростовская область, г. Зерноград, Россия. Тел.: +7-903-464-69-23. E-mail: achgaa.el.mash@inbox.ru.

М.М. Украинцев - кандидат технических наук, доцент, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал Донского государственного аграрного университета в г. Зернограде, Ростовская область, г. Зерноград, Россия. Тел.: +7-929-821-25-25. E-mail: rostmax@rambler.ru.

П.Т. Корчагин - кандидат технических наук, доцент, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал Донского государственного аграрного университета в г. Зернограде, Ростовская область, г. Зерноград, Россия. Тел.: +7-928-608-11-44. E-mail: ya.korchaginpt@yandex.ru.

К.К. Пупенко - старший лаборант, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал Донского государственного аграрного университета в г. Зернограде, Ростовская область, г. Зерноград, Россия. Тел.: +7-929-817-61-26. E-mail: Pupenko.k.k@mail.ru.

В.Н. Сударкин - аспирант, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал Донского государственного аграрного университета в г. Зернограде, Ростовская область, г. Зерноград, Россия. Тел.: +7-928-174-01-17. E-mail: Sudarkin.vasiliy@mail.ru.

й Гуляев Павел Владимирович, achgaa.el.mash@inbox.ru

Information about the authors

М.А. Taranov - Doctor of Technical Sciences, Professor, Azov-Black Sea Engineering Institute -branch of Don State Agrarian University in Zernograd, Rostov region, Zernograd, Russia. Phone: +7-988-545-42-13. E-mail: mtaranov2006@yandex.ru.

P.V. Gulyaev - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of Don State Agrarian University in Zernograd, Rostov region, Zernograd, Russia. Phone: +7-903-464-69-23. E-mail: achgaa.el.mash@inbox.ru.

М.М. Ukraintsev - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of Don State Agrarian University in Zernograd, Rostov region, Zernograd, Russia. Phone: +7-929-821-25-25. E-mail: rostmax@rambler.ru.

P.T. Korchagin - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of Don State Agrarian University in Zernograd, Rostov region, Zernograd, Russia. Phone: +7-928-608-11-44. E-mail: ya.korchaginpt@yandex.ru.

K.K. Pupenko - Senior Laboratory Assistant, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of Don State Agrarian University in Zernograd, Rostov region, Zernograd, Russia. Phone: +7-929-817-61-26. E-mail: Pupenko.k.k@mail.ru.

V.N. Sudarkin - Postgraduate Student, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of Don State Agrarian University in Zernograd, Rostov region, Zernograd, Russia. Phone: +7-928-174-01-17. E-mail: Sudarkin.vasiliy@mail.ru.

Й Gulyaev Pavel Vladimirovich, achgaa.el.mash@inbox.ru

Вклад авторов. Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors. All authors made an equivalent contribution to the preparation of the article. The authors declare no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 01.08.2022; одобрена после рецензирования 30.08.2022; принята к публикации 31.08.2022.

The article was submitted 01.08.2022; approved after reviewing 30.08.2022; accepted for publication 31.08.2022.

https://elibrary.ru/xbygsf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.