Научная статья на тему 'Результаты экспериментального исследования по развитию стилевого слуха у учащихся детской школы искусств'

Результаты экспериментального исследования по развитию стилевого слуха у учащихся детской школы искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЕВОЙ СЛУХ / СТИЛЕВОЙ ПОДХОД / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА / ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ. / STYLE HEARING / STYLE APPROACH / MUSICAL CULTURE OF A PERSONALITY / COMPLEX METHODS / ARTS SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркина Д. В., Сизова E. P.

В статье обосновывается актуальность развития стилевого слуха как одного из компонентов музыкальной культуры личности, приводятся результаты экспериментального исследования по проверке методики развития стилевого слуха и учащихся старших классов детской школы искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH IN DEVELOPMENT OF STYLE HEARING OF ARTS SCHOOL PUPILS

The article grounds the actuality of development the style hearing as one of the components of personality's musical culture, the results of the experimental research to test methods of development the style hearing of high school students of arts school.

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментального исследования по развитию стилевого слуха у учащихся детской школы искусств»

18. Костикова, Л.П. Диалоговое видение образования в высшей школе: исторический аспект II Рязанский историк. - 2008. - № 7.

19. Тарелкин, А.И. Исповедальный диалог: понятие, понимание, перспективы в образовании II Психология обучения. - 2009. - № 9.

20. Березина, Т.Н. Смыслы жизни, добро, духовное развитие, определение их значения. - Мир психологии. - 2008. - № 2.

13. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003.

22. Петранюк, А.И. Психологические аспекты смысложизненных поисков студенческой молодежи II Психологические проблемы смысла жизни и акме: материалы XI симпозиума I под ред. Г.А. Байзер, Е.Е. Бахромова, 2006.

Bibliography

1. Iljinskiyj, I.M. Obraz rossiyjskoyj molodezhi v sovremennom mire: samosoznanie i sociokuljturnihe orientirih II Vestnik vihssheyj shkolih. -2008. - № 2.

2. Gurjyanova, M.P. Sozidateljnaya missiya socialjnoyj pedagogiki v sovremennom obthestve II Pedagogika. - 2011. - № 5.

3. Rihljskaya, E.A. Vospitanie zhiznesposobnosti shkoljnikov II Pedagogika. - 2008. - № З.

4. Galazhinskiyj, Eh.V. Sistemno-dinamicheskiyj podkhod k issledovaniyu zhiznesposobnosti cheloveka I Eh.V. Galazhinskiyj, E.A. Rihljskaya II Vestnik Tomskogo gos. un-ta. - 2010. - № 338.

5. Ananjev, B.G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. - SPb., 2001.

6. Rihljskaya, E.A. Psikhologiya zhiznesposobnosti cheloveka: monografiya. - Chelyabinsk, 2009.

7. Iljinskiyj, I.M. Osnovih koncepcii vospitaniya zhiznesposobnihkh pokoleniyj [EhIr]. - RId: http:IIwww.ilinskiy.ruIpublicationsIsodIkonts-vosp-5.php

8. Rihljskaya, E.A. Psikhologiya zhiznesposobnosti cheloveka: monografiya. - Chelyabinsk, 2009.

9. Berezina, T.N. Smihslih zhizni, dobro, dukhovnoe razvitie, opredelenie ikh znacheniya II Mir psikhologii. - 2008. - № 2.

10. Laktionova, A.I. Vzaimosvyazj zhiznesposobnosti i socialjnoyj adaptacii podrostkov: avtoref. dis. ...kand. psikhol. nauk. - M., 2010.

11. Ball, G.A. Psikhologicheskie principih sovremennogo gumanizma II Psikhologiya obucheniya. - 2009. - № 6.

12. Bessonov, B.N. Socialjnihe i dukhovnihe cennosti na rubezhe II i III tihsyacheletiyj: uchebnoe posobie. - M., 2006.

13. Torosyan, V.G. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoyj mihsli: uch. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2003.

14. Berulava, M.N. Gumanisticheskoe obrazovanie v usloviyakh informacionnoyj civilizacii II Pedagogika. - 2008. - № 7.

15. Bessonov, B.N. Socialjnihe i dukhovnihe cennosti na rubezhe II i III tihsyacheletiyj: uchebnoe posobie. - M., 2006.

16. Ball, G.A. Psikhologicheskie principih sovremennogo gumanizma II Psikhologiya obucheniya. - 2009. - № 6.

17. Kostenko, S.S. Tvorcheskiyj dialog s prepodavatelem - neobkhodimoe uslovie zhizneutverzhdayutheyj adaptacii molodogo cheloveka II Srednee professionaljnoe obrazovanie. - 2008. - № 7.

18. Kostikova, L.P. Dialogovoe videnie obrazovaniya v vihssheyj shkole: istoricheskiyj aspekt II Ryazanskiyj istorik. - 2008. - № 7.

19. Tarelkin, A.I. Ispovedaljnihyj dialog: ponyatie, ponimanie, perspektivih v obrazovanii II Psikhologiya obucheniya. - 2009. - № 9.

20. Berezina, T.N. Smihslih zhizni, dobro, dukhovnoe razvitie, opredelenie ikh znacheniya. - Mir psikhologii. - 2008. - № 2.

13. Torosyan, V.G. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoyj mihsli: ucheb. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2003.

22. Petranyuk, A.I. Psikhologicheskie aspektih smihslozhiznennihkh poiskov studencheskoyj molodezhi II Psikhologicheskie problemih smihsla zhizni i akme: materialih XI simpoziuma I pod red. G.A. Vayjzer, E.E. Vakhromova, 2006.

Статья поступила в редакцию 31.10.11

УДК 378

Plotnikova E.B. ATTRIBUTIVE ANALYSIS OF HUMANITARIAN EDUCATION AS A FACTOR AND A SOURCE OF THE DEVELOPMENT THE INTELLECTUAL CULTURE OF HUMANITERIAN INSTITUTE STUDENTS. The article represents attributive characteristic of humanitarian education, which is a factor and a source of development the intellectual culture of humanitarian Institute students. The characteristic includes the description of such type of education contain, its potential and technologies.

Key words: attributes of humanitarian education, the dynamic of intellectual culture of humanitarian students, the factors of influence on the self-regulation of cognitive states of humanitarian Institute students, logic and rational in the humanities.

Е.Б. Плотникова, проф. МаГУ, г. Магнитогорск, Е-mail: plotnikova747@mail.ru

АТРИБУТИВНЫЙ АНАЛИЗ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА И ИСТОЧНИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Б данной статье представлена атрибутивная характеристика гуманитарного образования, которое выступает фактором и источником развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза. Характеристика включает в себя описание содержания данного типа образования, его потенциала и технологий.

Ключевые слова: атрибуты гуманитарного образования, динамика интеллектуальной культуры студентов-

гуманитариев, факторы влияния на саморегуляцию когнитивных состояний студентов гуманитарного вуза, логика

и рациональное в гуманитаристике.

Атрибутивный анализ гуманитарного образования, проведенный нами с целью определения его характеристик как фактора и источника идеи развития интеллектуальной культуры студентов, потребовал уточнения: содержания данного типа образования; его потенциала и ресурсного обеспечения; особенностей гуманитарных технологий, применяемых в обучении, интеллектуальном воспитании и развитии студентов.

Используя опыт атрибутивного анализа педагогической деятельности Б.Б. Белича [1], мы определили набор атрибутов, составляющих содержание гуманитарного образования и обеспечивающих динамику интеллектуальной культуры студентов. Это: атрибуты субъективной сферы гуманитарного образования (потребность, мотив, цель, способ); и атрибуты его

объективной сферы (предмет, процесс, метод, средство, продукт). Субъективность деятельности, по словам В.В. Белича, это то, что скрыто от внешних наблюдений. Объективность -то, что доступно стороннему наблюдателю.

Субъект гуманитарного образования, направленного на развитие интеллектуальной культуры студентов - это интеллектуально активный и инициативный студент, преподаватель, «другие лица», вовлеченные в интеллектуальное взаимодействие, осознающие мотивы, цели и способы этой деятельности, обладающие достаточным уровнем интеллектуальной самоорганизации и метаопыта, определенными признаками интеллектуально компетентности, интеллектуальной чувствительности, интеллектуальной воспитанности, в частности:

сбалансированными показателями мудрости, эгоизма и альтруизма в предпочтениях приложения своих интеллектуальных сил. Потребности субъекта в развитии интеллектуальной культуры в гуманитарном вузе складываются из необходимости освоения способов распознавания и решения гуманитарных проблем и задач, нахождения ответа на вопрос, устранения излишнего интеллектуального напряжения в познавательной, исследовательской, творческой, коммуникативной, пробной профессиональной деятельности. Цели субъекта развития интеллектуальной культуры в гуманитарном вузе - это предвосхищенный образ продукта (результата). Целями такого субъекта выступают (должны выступать): овладение гуманитарными и прочими знаниями, их систематизация; овладение способами применения знаний в решении проблем и задач любой сложности; овладение готовностью к поиску новых знаний и способов их эффективной реализации на практике (в познании, творчестве, общении, пробной профессиональной деятельности).

Процесс гуманитарного образования, направленного на развитие интеллектуальной культуры студентов - это применение методов и средств достижения цели. Метод развития интеллектуальной культуры студентов - это путь, с помощью которого субъект достигает поставленной цели. Средства -это те материальные и идеальные условия, при выборе которых достижение цели происходит наиболее эффективно.

Продукт гуманитарного образования, направленного на развитие интеллектуальной культуры студентов - это конечное состояние предмета (динамика компетенций, качеств, мотивов культуросообразной интеллектуальной деятельности субъектов: обучающихся, обучающих, соучастников процесса). Компетенции обучающихся в гуманитарном вузе как субъектов процесса развития интеллектуальной культуры являются интеллектуальными компетенциями. Это та совокупность знаний и интеллектуальных навыков студентов, которая обеспечивает желательный эффект в познавательной, исследовательской, творческой, коммуникативной, пробной профессиональной деятельности. Качества субъектов - это те личностные и поведенческие свойства, которые определяют отношение к предметам и явлениям, руководят им. Мотивы субъекта - это такие переживания, которые являются источниками, движущими силами удовлетворения потребностей. Интеллектуальные мотивы - фактор и источник удовлетворения интеллектуальных потребностей.

Экспериментально проверено и обосновано, что интеллектуальная деятельность студентов гуманитарного вуза обладает особенностями в сравнении с интеллектуальной деятельностью студентов других вузов, что особенностями обладают ее источники.

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [2] по этому поводу отметили следующее. Различаются между собой мотивы выбора вуза абитуриентами вузов гуманитарного, технического и естественного профиля. У абитуриентов (студентов) технических вузов на одно из ведущих мест выдвигается соображение о широкой сфере применения профессии. Студенты гуманитарных факультетов университета больше руководствуются творческими возможностями, предоставляемыми профессией и ее общественным значением. Для всех студентов технических вузов учеба заканчивается защитой дипломных проектов. Гуманитариям свойственно выполнение дипломной работы.

В.Ф. Валеева и И.Р Валеев увидели, что студентоя гуманитарных и технических специальностей различается тип экономического самосознания, «...они ориентированы на разные экономические роли, разное отношение к экономической действительности. Для «техников» не характерны ценностно-метафизический и ценностно-смысловой типы экономического самосознания, тогда как конформно-предпочтительный и ценностно-корпоративный типы преобладают. Студенты-гуманитарии проявляют преимущественно ценностно-корпоративный, ценностно-метафизический и конформно-предпочтительный типы экономического самосознания, демонстрируя в боль-

шей степени зависимое поведение; они не осознают себя активными субъектами экономической деятельности» [3, с. 107].

О.И. Мухрыгина [4] обнаружила различия у студентов гуманитарных и технических специальностей в особенностях влияния различных компонентов смысловой структуры сознания на саморегуляцию психических (в том числе интеллектуальных) состояний. Исследователем было выявлено, что один и тот же человек в разных условиях использует разные наборы признаков семантической категоризации состояний и целевых суждений, описывающих способы их регуляции. Студенты-гуманитарии характеризуются более широкой семантической насыщенностью смыслового содержания саморегуляции и ее ценностными компонентами.

Чтобы детально рассмотреть интеллектуальную деятельность студентов гуманитарного вуза как вида и источника развития интеллектуальной культуры обучающихся мы сосредоточили внимание на специфике понимания гуманитарного образования и на практике его организации.

Гуманитарное образование - это совокупность знаний в области общественных наук и связанных с ними практических навыков и умений. Гуманитарное образование - важнейшее средство формирования мировоззрения личности, играет огромную роль в ее общем развитии, в умственном, нравственном и идейном воспитании. Целью гуманитарных наук, осваиваемых в процессе гуманитарного образования, является гуманитарное познание или познание индивидуальных явлений человеческой культуры [5].

Размышляя о содержании современного гуманитарного образования в России, Л. Гребнев отметил необходимость внедрения в документооборот формулировки, предложенной ЮНЕСКО. Гуманитарное образование - это процесс социализации индивида, в котором происходит становление его способностей к саморазвитию, связанных с формированием когнитивных, деятельностных, коммуникативных и мировоззренческих компетенций. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах [6].

Пытаясь определить такое понимание гуманитарного образования, которое открывало бы нам его возможности в развитии интеллектуальной культуры студентов, мы обратили внимание на место логики и рационального в нем.

Суммируя мнения ученых об этом, сошлемся на понимание логики в гуманитарном познании В.Г. Кузнецова [7, с. 2263]. По словам исследователя, она есть отражение «рационально-осознанного» уровня рассуждений познающих субъектов. Особый тип логического вывода в гуманитарном познании - мериологическое обобщение или мериологическое ограничение, которое осуществляется на основании абстрагирования и идеализации.

Теперь о потенциале гуманитарного образования, способном обеспечить развитие интеллектуальной культуры студентов.

Профессора российских университетов (И.М. Снегирев, И.И. Шувалов, Н.И. Надеждин, М.А.Максимович, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, П.Г. Редкин, Ортега-и-Гассет, И.М. Дуранов,

A.С. Гаязов, Н.В. Ипполитова и др.) увидели воспитательный потенциал обучения в Российском гуманитарном вузе. Первостепенное значение в реализации воспитательного потенциала они придавали: изучению истории; принципам гражданственности и народности.

Побудительно-мотивирующий потенциал гуманитарного образования обнаружили В.Г. Белинский, А.А. Деркач,

B.А. Семиков, А.Г. Недосекина и др. Это возможность: формировать у студентов мотивы осмысленного обращения студентов с произведениями науки, культуры и искусства; развивать понимание студентами смысложизненных ценностей; совершенствовать акмеологическую составляющую понимания студентами сущности и особенностей профессиональной де-

ятельности.

Организующий потенциал гуманитарного образования был отмечен Вал. Луковой, Вл. Луковым, В.В. Гуленко и др. в связи с понятием о наличии в нем определенных форм организации гуманитарного знания, влияющих на организацию образовательного процесса и на развитие интеллектуальной культуры студентов. Выделяются в этой связи понятия об интеллектуальной экологии и коллективном разуме, имеющие специфику форм организации знания о них. Одним из направлений развития гуманитарного образования как фактора и источника развития интеллектуальной культуры студентов является оптимизация учебного труда и интеллектуальной деятельности обучающихся. Определенную роль в этом выполняют гуманитарные технологии.

Г.П. Щедровицкий определил гуманитарные технологии как систематизацию, соорганизацию и упорядочение в пространстве и времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания. Составляющими в них являются «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т.п. Гуманитарные технологии есть разновидность социальных технологий, основанных на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности, недопущения войны на его физическое уничтожение. Они связаны с реальностью коммуникации, с фокусировкой внимания на ней. Эта реальность задает сферу социально-гуманитарного знания, организует понимание человеком определенной области посредством рефлексии ее содержания и приемов сцепления с пониманием другими людьми. В пространстве этой реальности происходит проработка идеи корпоративности, постижение понятий как суперформы организации мышления людей [8].

B.И. Тюпа [9] описал особенности гуманитарной технологии через призму речевой практики людей. Исследователь утверждает, что речевое взаимодействие людей представляет собой особый ментальный мир, выражаемый в тексте. В таком мире имеется сеть ограничений металингвистического характера, имеющая прагматическую интерпретацию. При воспитанном отношении к коммуникативному процессу речевая практика приводит к осознанию субъектом высказывания своей личной роли в использовании текста, реплики, ремарки, даже если он не является их автором

Д.В. Лукьянов [10] современные гуманитарные технологии связал с историографическим знанием, применяемым в областях социальной инженерии, рекламы, имиджмейкин-га, социально-культурного проектирования.

C.П. Лавлинский [11] сформулировал понятие о герменевтической прагматике гуманитарных технологий, имеющей место в сфере современных социокультурных практик. Исследователь убедил нас в том, что если на разных стадиях гуманитарной коммуникации субъекты имеют дело с разными источниками смыслообразования текстов, то важно такое управление ею, которое бы приводило к постижению коммуникантами (например, преподавателями и студентами) одного

Библиографический список

общего смысла.

В.С. Палагин [12] в перечне гуманитарных технологий определил место «высоким», неотъемлемым компонентом которых является проектный менеджмент. Проектный менеджмент, по словам исследователя, нуждается в рациональном понимании условий и границ его применения в соответствии с системой гуманитарных целей и ценностей, а также в соответствие с методологией геополитики.

Гуманитарные технологии возникают из синтеза философского знания и знания частных социальных наук. Они обладают своими проблемами и парадоксами; составляют основу гуманитарно-технологической матрицы. Такое определение дал С. Елисеев, связывая гуманитарные технологии с современным политическим процессом. Элементами гуманитарнотехнологической матрицы, по Елисееву [13], являются: символические обобщения (выражения членов определенной научной группы); общепризнанные предписания и убеждения (эвристические и онтологические модели, аналогии, метафоры); правила (алгоритмы, законы-схемы) решения проблем. Областью применения - ситуации урегулирования конфликта, комплексное обследование объекта, организация делового общения.

В образовании гуманитарные технологии выступают технологиями преподавания и организации образовательного процесса. Они обладают высоким развивающим потенциалом, являются средством стимулирования мышления обучающихся, преобразования интеллектуального портрета.

В целом, исходя из результатов атрибутивного анализа гуманитарного образования как фактора и источника развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза, мы пришли к следующим утверждениям:

1) гуманитарное образование - это разновидность высшего профессионального образования, направленного на моральное просвещение, формирование гуманистического мировоззрения, развитие гуманитарно-ценностных ориентаций обучающихся;

2) гуманитарное образование обладает совокупностью возможностей в развитии интеллектуальной культуры студентов, так как представляет собой множество наиболее вероятных и связанных между собой целей, ценностей и средств достижения прогнозируемых результатов;

3) гуманитарное образование как фактор развития интеллектуальной культуры студентов успешно, если в нем используется исторический и инновационный опыт интеллектуального воспитания личности, классическое и неклассическое понимание рациональной организации гуманитарной практики;

4) гуманитарное образование способно обеспечить познание студентами гуманитарной рациональности и духовности, формирование ответственности за освоение гуманитарной технологии, а при определенных условиях само является образцом этой рациональности и этой технологии;

5) если гуманитарное образование нацелено на развитие у студентов опыта и мотива познания рациональных и духовных основ гуманитарной практики, то оно должно быть направлено на интеграцию морально-рационального и рационально-логического типов отношения студентов к человеку, способам его развития.

1. Белич, В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности: монография. - Челябинск, 1991.

2. Дьяченко, М.И. Психологические особенности основных видов деятельности студентов / М.И. Дьячнеко, Л.А. Кандыбович // Психология высшей школы. - Минск, 1981.

3. Валеева, В.Ф. Особенности развития экономического самосознания студентов гуманитарных и технических специальностей / В.Ф. Валеева, И.Р Валеев // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 1.

4. Мухрыгина, О.И. Особенности влияния смысловых структур сознания на саморегуляцию психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей: дисс. ... канд. психол. наук. - Казань, 2009.

5. Лебедев, С.А. Философия науки. Краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). - М., 2008.

6. Гребнев, Л. Гуманитарное образование в России. Размышления о «форме» и «содержании» // Высшее образование в России. -2004. - № 3.

7. Кузнецов, В.Г. Логика гуманитарного познания // Философия и общество. - 2009. - № 4.

8. Щедровицкий, Г.П. Мышление по схемам многих знаний // Вопросы методологии. - 1991. - № 3.

9. Бак, Д.П. Предисловие к кн. Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии: научно-методические материалы /

Н.И. Басовская, Е.П. Буторина, Т.Ю. Красовицкая [и др.]. - СПб., 2007.

10.Лукьянов, Д.В. Эволюция интеллектуальных оснований научно-исторического знания в отечественной историографии второй половины 1980 - 1990-х гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 2001.

11. Лавлинский, С.П. Герменевтическая коммуникация в современном гуманитарном образовании : проблемно-деятельностный подход. - Пермь, 2001.

12.Палагин, В.С. Проектный менеджмент в системе высоких гуманитарных технологий // Экономика и право. - 2008. - № 8.

13. Елисеев, С. Проблемы и парадоксы гуманитарных технологий / Гуманитарные технологии и политический процесс в России: сб. статей / под ред. Л.В. Сморгунова. - СПб., 2001.

Bibliography

1. Belich, V.V. Atributivnihyj analiz pedagogicheskoyj deyateljnosti: monografiya. - Chelyabinsk, 1991.

2. Djyachenko, M.I. Psikhologicheskie osobennosti osnovnihkh vidov deyateljnosti studentov / M.I. Djyachneko, L.A. Kandihbovich // Psikhologiya vihssheyj shkolih. - Minsk, 1981.

3. Valeeva, V.F. Osobennosti razvitiya ehkonomicheskogo samosoznaniya studentov gumanitarnihkh i tekhnicheskikh specialjnosteyj /

V.F. Valeeva, I.R. Valeev // Fundamentaljnihe issledovaniya. - 2005. - № 1.

4. Mukhrihgina, O.I. Osobennosti vliyaniya smihslovihkh struktur soznaniya na samoregulyaciyu psikhicheskikh sostoyaniyj studentov gumanitarnihkh i tekhnicheskikh specialjnosteyj: diss. ... kand. psikhol. nauk. - Kazanj, 2009.

5. Lebedev, S.A. Filosofiya nauki. Kratkaya ehnciklopediya (osnovnihe napravleniya, koncepcii, kategorii). - M., 2008.

6. Grebnev, L. Gumanitarnoe obrazovanie v Rossii. Razmihshleniya o «forme» i «soderzhanii» // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2004. - № 3.

7. Kuznecov, V.G. Logika gumanitarnogo poznaniya // Filosofiya i obthestvo. - 2009. - № 4.

8. Thedrovickiyj, G.P. Mihshlenie po skhemam mnogikh znaniyj // Voprosih metodologii. - 1991. - № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Bak, D.P. Predislovie k kn. Kommunikativnihe strategii kuljturih i gumanitarnihe tekhnologii: nauchno-metodicheskie materialih / N.I. Basovskaya, E.P. Butorina, T.Yu. Krasovickaya [i dr.]. - SPb., 2007.

10.Lukjyanov, D.V. Ehvolyuciya intellektualjnihkh osnovaniyj nauchno-istoricheskogo znaniya v otechestvennoyj istoriografii vtoroyj polovinih 1980 - 1990-kh gg.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2001.

11. Lavlinskiyj, S.P. Germenevticheskaya kommunikaciya v sovremennom gumanitarnom obrazovanii : problemno-deyateljnostnihyj podkhod. -Permj, 2001.

12.Palagin, V.S. Proektnihyj menedzhment v sisteme vihsokikh gumanitarnihkh tekhnologiyj // Ehkonomika i pravo. - 2008. - № 8.

13. Eliseev, S. Problemih i paradoksih gumanitarnihkh tekhnologiyj / Gumanitarnihe tekhnologii i politicheskiyj process v Rossii: sb. stateyj / pod red. L.V. Smorgunova. - SPb., 2001.

Статья поступила в редакцию 31.10.11

УДК 372.878

Chirkina D. V., Sizova E.R. THE RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH IN DEVELOPMENT OF STYLE HEARING OF ARTS SCHOOL PUPILS. The article grounds the actuality of development the style hearing as one of the components of personality's musical culture, the results of the experimental research to test methods of development the style hearing of high school students of arts school.

Key words: style hearing, style approach, musical culture of a personality, complex methods, arts school.

Д.В. Чирки на, аспирант Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск; E-mail: darya_miass@mail.ru; Е.Р. Сизова, проф. Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, д-р пед. наук, г. Челябинск, E-mail: elsizova@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СТИЛЕВОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

В статье обосновывается актуальность развития стилевого слуха как одного из компонентов музыкальной культуры личности, приводятся результаты экспериментального исследования по проверке методики развития стилевого слуха и учащихся старших классов детской школы искусств.

Ключевые слова: стилевой слух, стилевой подход, музыкальная культура личности, комплексная методика, детская школа искусств.

В современной музыкальной педагогике весьма актуальны проблемы, связанные с изучением категории стиля в искусстве, немало исследований посвящено вопросам восприятия, осознания и интерпретации музыкальных стилей, широкое распространение получил стилевой подход, основанный на изучении разнообразных явлений музыкального искусства со стилевых позиций.

Анализ музыкально-педагогических исследований показывает, что наиболее активно стилевой подход применяется в обучении студентов музыкальных и музыкально-педагогических вузов, где целенаправленно изучаются особенности различных художественных стилей и специфика их освоения в учебном процессе (Н.С. Гуляницкая, Ю.Н. Рагс, Г.Б. Тарае-ва, Н.Г. Куприна, А.И. Николаева, О.В. Усачева и др.), а также в рамках эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ, где ставится задача первичного развития чувства стиля, формирования элементарных стилевых ориентиров и предпочтений обучаемых (Ю.Б. Алиев, Е.Д. Критская, Э.И. Плотица, Л.С. Старобинский и др.). Однако проблема освоения категории стиля в системе дополнительного музыкального образования и развития стилевого слуха у учащихся школ

искусств до настоящего времени не становилась предметом специального исследования.

Актуальность развития способности стилевого слышания обусловлена в первую очередь тем, что данная способность является компонентом музыкальной культуры личности, которая важна не только для воспитания музыканта-професси-онала или грамотного любителя музыки, но и в целом, для формирования полноценной гармонично развитой личности. По утверждению А.П. Мальцева, «развитие музыкальной культуры - это развитие личности, способной к целостному постижению окружающего мира, человека-творца, носителя креативного начала, подлинного субъекта жизнедеятельности, способного к творению культуры и себя в культуре» [1, с. 38].

Ключевое понятие данного исследования - «стилевой слух» - принадлежит М.В. Карасёвой и определяется ею как разновидность музыкального слуха, основанная на выделении в качестве «параметра осознания слухом музыкальносемантических черт» музыки [2, с. 43-44]. На основе изучения работ отечественных музыкальных психологов и педагогов, посвященных восприятию стиля, а также различных исследований по вопросам специфики музыкального слуха, мы пони-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.