~ - ^ЭЫ 2071-5021
Электронный научный журнал Эл №ФС77-28654
«Социальные аспекты здоровья населения» http://vestnik.mednet.ru
25.02.2015 г.
Порецкова Г.Ю.
Результаты диспансеризации школьников как основа для разработки индивидуальных профилактических программ в рамках медицинского обеспечения образовательного процесса
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, кафедра детских болезней, г. Самара.
Контактная информация: Порецкова Галина Юрьевна, e-mail: [email protected]
Poretskova G. Yu.
Results of regular health examination of schoolchildren as basis for developing customized prevention programs in the framework of medical support for educational process
Samara State Medical University, Samara.
Contacts: Galina Poretskova, e-mail: [email protected]
Резюме. Актуальность исследования. Исследования последних лет указывают на рост заболеваемости, особенно по классам болезней системы кровообращения, крови и кроветворных органов, органов пищеварения, нервной и эндокринной систем в детской популяции. Это указывает на неэффективность массовых профилактических мероприятий среди школьников и необходимость изменения качества проведения диспансеризации, выделения групп риска среди учащихся, разработки на этой основе программ профилактики и динамического наблюдения за указанным контингентом детей.
Цель исследования: повысить эффективность программ профилактики школьно обусловленной патологии на основе диспансеризации учащихся.
Задачи исследования: изучить динамику распространённости и структуры патологии школьников городского округа Самары, выделить школьно обусловленные заболевания, группы риска и предикторы их развития, разработать основы индивидуальных программ профилактики.
Материалы и методы исследования: ретроспективное изучение состояния здоровья детей школьного возраста с 2001/02 по 2008/09 учебные годы и проспективное наблюдение за учащимися ряда общеобразовательных школ 2005/2006 - 2011/2012 уч. лет с проведением обследования. Всего в исследовании приняло участие 7086 детей в возрасте от 6 до 17 лет.
Результаты работы. В динамике первых 4 лет обучения возрастает число детей, имеющих функциональную патологию до 65%, уменьшается число здоровых до 9% и увеличивается количество учащихся с хронической патологией до 25%. Среди учащихся младших классов происходит наибольший рост заболеваний костно-мышечной системы (до 49,1% (ДИ 44,4-53,8%)), зрения (до 32,4% (ДИ 28-36,8%)), пищеварительной системы (до 24,5% (ДИ 20,5-28,5%)). У 13,2 % детей выявляется вегето-сосудистая дистония (ДИ 10-16,4%), а у 5% - артериальная гипертензия (ДИ 3,5-8,4%).
Диспансеризация детей 14- лет показала высокую частоту соматической патологии: костно-мышечной системы и соединительной ткани - у 54,6% подростков (1 ранговое место), болезней глаза и его придаточного аппарата у четверти обследованных (2 ранговое место), патологии сердечно-сосудистой системы у 8-10 % (3 ранговое место), болезней эндокринной системы у 7,4%.
Углублённый осмотр 14-летних подростков выявил ожирение у 10,5% мальчиков и 5,8% девочек, а недостаток питания - у 8,5% и 4,9% соответственно. Таким образом, к подростковому возрасту нарастает частота, прежде всего болезней костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем и органов зрения. Все эти школьно обусловленные заболевания имеют истоки в младшем школьном возрасте.
Выводы. Выявленная динамика заболеваемости обосновывает необходимость выделения факторов риска и групп риска среди учащихся по развитию школьно обусловленной патологии и создание индивидуализированных программ её профилактики.
Ключевые слова: школьники; подростки; факторы риска; школьно обусловленная патология; профилактика.
Abstract. Background. Recent studies show increase in children morbidity especially related to diseases of the circulatory system, diseases of the blood and blood-forming organs, diseases of the digestive system, diseases of the nervous system and diseases of the endocrine system.
Such increase suggests that mass preventive measures in schoolchildren are inadequate and necessitates improvement of quality of regular health examination, identification of risk groups among schoolchildren, development of prevention programs and follow-up of this group of patients.
The purpose of the study was to increase effect of programs aimed at prevention of school-related pathologies based on regular health examination among schoolchildren.
Study objectives: to analyze dynamics of prevalence and disease structure in schoolchildren in the city of Samara, to identify school-related pathologies, risk groups and predictors, to develop basis for customized prevention programs.
Methods and data: retrospective study in schoolchildren from 2001/02 to 2008/09 school years and prospective observation over schoolchildren from several secondary schools from 2005/2006 to 2011/2012 school years including health examination. In total, 7086 children aged 617 were recruited to the study.
Results. During the first four years at school, the share of children with functional pathology dynamically increases up to 65 %, while the share of healthy children drops to 9%, also the share of children with chronic conditions increases up to 25%. Among the junior schoolchildren the maximum growth is registered in diseases of the musculoskeletal system (up to 49.1% C.I. 44.453.8%), eye diseases (up to 32.4% C.I. 28-36.8%), digestive system diseases (up to 24.5% C.I. 20.5-28.5%). 13.2% of children have vegetative-vascular dystonia (C.I. 10-16.4%), while 5% -arterial hypertension (C.I. 3.5-8.4%).
Regular health examination of children aged 14 revealed high prevalence of somatic pathology: diseases of the musculoskeletal system and connective tissue were diagnosed in 54.6% of adolescents (rank 1), diseases of eye and adnexa - in 25% of the examined (rank 2), and cardiovascular diseases - in 8-10% children (rank 3), and diseases of the endocrine system - in 7.4% of the examined .
In-depth examination of 14 year adolescents detected obesity in 10.5% boys and 5.8% girls, and malnutrition in 8.5% and 4.9% respectively. Therefore, by the age of adolescence the
prevalence of diseases of the musculoskeletal system, cardiovascular diseases and eye disorders increases. All those school-related disorders are rooted in junior school age.
Conclusions. The detected dynamics in morbidity signifies the need to identify risk factors and risk groups of school- related disorders among schoolchildren and elaborate customized prevention programs.
Keywords: schoolchildren; adolescents; risk factors; school-related pathology; prevention.
Ежегодные Государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации констатируют ухудшение состояния здоровья детского и подросткового контингента [5, с.12-15]. Детальный анализ ситуации показывает, что среди детских возрастных групп общая заболеваемость только за последние пять лет возросла на 19,5%; в классе болезней системы кровообращения (на 46,3%), крови и кроветворных органов (на 38,8%), новообразований (на 25,1%), заболеваний органов пищеварения (на 20%), нервной системы (на 17,3%), эндокринной системы (на 14,5%) [3,с.85-92]. По данным последних лет у детского населения (до 14 лет) наметилась тенденция прироста заболеваемости в группе традиционно относящихся к «взрослым» заболеваниям - гипертоническая болезнь, язва желудки и 12-перстной кишки [7, с. 96-98; 14, с.100-101;15, с.39].
Подростковый период - период активного формирования здоровья и закрепления основных элементов образа жизни. И в тоже время, подростковый возраст является и критическим периодом онтогенеза, для которого характерно наличие определённых, выраженных анатомо-физиологических особенностей, что определяет высокую чувствительность подростка к комплексу неблагоприятных факторов окружающей среды, социально-гигиенических условий [4, с. 12-13].
Для оценки состояния здоровья наиболее информативны данные, полученные по итогам комплексных медицинских осмотров детей и подростков врачами различных специальностей и выборочных углублённых обследований, проводимыми научными коллективами. Однако, современная динамика заболеваемости детского контингента, указывает на неэффективность массовых профилактических мероприятий и позднее выявление патологических состояний: за последние 20 лет среди школьников произошёл рост распространённости морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний на 100-450%о, с преобладание функциональных расстройств у учащихся младших классов, хронических болезней - у старшеклассников [3, с. 23-27].
Такая ситуация потребовала изменения частоты и качества проведения текущих профилактических осмотров учащихся. В настоящее время нормативным документом, определяющим организацию профилактических осмотров в образовательных учреждениях, является Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях». Документ закрепляет комплексный подход к диспансеризации и должен обеспечить раннее выявление заболеваний, групп риска среди учащихся по развитию отклонений в состоянии здоровья, разработку программ лечения и реабилитации, необходимый уровень динамического диспансерного наблюдения за указанным контингентом учащихся [17, с. 2 ].
С учётом необходимости совершенствования системы школьной медицины и методов профилактики для широкого внедрения в образовательных учреждениях, была поставлена цель исследования - повысить эффективность программ профилактики школьно обусловленных заболеваний. Для этого была изучена динамики состояния здоровья, распространённости и структуры патологии школьников г.о. Самары на протяжении 6 лет. Исследование включало в себя ретроспективное изучение состояния здоровья детей, начиная
с 2001/02 по 2008/09 учебные годы (686 учащихся) и проспективное наблюдение за учащимися ряда городских образовательных учреждений полного среднего образования 2005/2006 - 2011/2012 учебные годы (6400 чел.).
Все осмотренные дети проходили стандартную образовательную программу, школы имели 100% укомплектованность педагогическими кадрами. В этих образовательных организациях на постоянной основе работали медицинские сёстры, по совместительству -школьные педиатры дошкольно-школьных отделений в соответствии с Приказом МЗ РФ № 822н, 2013 г. об организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных учреждениях, имелись стандартные медицинские кабинеты.
Полученные результаты и их обсуждение.
По нашим данным среди приступающих к обучению детей I группы здоровья было 26% от общего числа, с функциональными отклонениями (II группа здоровья) - 53,4% и с хроническими заболеваниями - III группа здоровья 19,2%. Средний возраст детей к началу обучения составлял 7,1 года.
Анализ состояния здоровья детей начальной школы, подростков 14-17 лет в динамике наблюдений 5 лет (6400 чел) и диспансеризации (14 летних подростков (1576 чел) в 2011 и 2012 гг.) позволил привести распределение этих категорий учащихся по медицинским группам здоровья. Анализ показал, что в динамике первых лет обучения (к 10 годам) заметно возрастает число детей, имеющих функциональную патологию, относящихся ко второй группе здоровья до 65%. Параллельно с этим уменьшается число здоровых детей и увеличивается количество учащихся третьей группы здоровья. Схожая динамика наблюдается и среди подростков. Только 11% учащиеся 15-17 лет здоровы (I группа здоровья), более трети (37,3%) имеют хроническую патологию, почти половина - различные функциональные отклонения (II группа здоровья) (Рис. 1).
Такая тенденция роста патологии говорит о продолжающемся повреждающем действии факторов школьной среды, не ограничивающимся начальной школой и, приводящих к ухудшению здоровья детей на протяжении всего периода обучения.
4У.6
49,9
14
зм
= 1
11,
0.8
1.6
Ёлет 9 лет [Олег 11 лет 14лег ]^-17лет
□ ¿группа ВП ГруШШ QUI группа ■ IV группа
Рис. 1. Распределение учащихся на медицинские группы здоровья (в %)
Нами проведён анализ распространённости и структуры патологических состояний у школьников всех возрастных групп (Рис. 2).
— Нарушения речи
— . Последствия ГШЦНС
• * * • Эжспонввпнапьиая (Нарушения зренн*)
^^ ЭкС(п)нснщ1альваз1 (Нарушение осанки И шюскпсхопнс)
— — - Экспоненциальная (ПЦД (ВСД))
—Экспоненциальная (Артериальная гипертеюнк) Экспоненциальная (Забодюаиня пищеварительной системы)_
Рис. 2. Динамика заболеваемости у школьников в процессе обучения
Было отмечено, что в процессе обучения возрастает число детей с заболеваниями костно-мышечной системы, заболеваниями органа зрения, пищеварительной системы, сердечно-сосудистой системы. Наибольшие проблемы у детей были связаны с патологией костно-мышечной системой проявляющиеся, чаще всего, нарушением осанки, рост которой в начальной школе наблюдался с 15,4 до 49,1 % и продолжался далее в подростковом возрасте. Более половины детей 15-17 лет имели нарушение осанки, плоскостопие или сколиоз (63,0%).
Причины возникновения и прогрессирования этой группы заболеваний связаны с уменьшением двигательной активности детей, низкой обеспеченностью школьных организаций соответствующей мебелью, неправильно подобранной и используемой не по назначению одеждой и обувью, длительным пребыванием в сидячей позе во время занятий, в том числе за компьютером [19, с. 42-43]. Отмечено, что длительное неподвижное положение перед компьютером сопровождается высокой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат: остисто-крестцовую, трапециевидную мышцы [2, с. 22-24].
По нашим данным за период обучения в младшей школе значительно увеличивается частота патологии зрения с 9,5 до 32,4%, у детей 11- 17 лет сохраняется на уровне 21-24%. Возникновение и прогрессирование этой патологии во многом связано с неудовлетворительными показателями уровней освещённости в образовательных учреждениях, высокой учебной нагрузкой и использованием технических средств обучения [11, с. 150-151]. Кроме того, в семьях, имеющих низкий социально-экономический статус не всегда возможна организация дома правильного «рабочего места» для ученика.
В исследовании нами отмечен значительный рост патологии пищеварительной системы, особенно у учащихся начальной школы, с 1,3 до 24,5%. Среди выявленной патологии пищеварительной системы преобладала функциональная диспепсия, функциональные запоры. С современных позиций в качестве основного этио-патогенетического фактора функциональной диспепсии рассматривается психосоматическая дизадаптация, которая, как выявлено в нашем исследовании, встречается у большинства учащихся. Запоры как «болезнь цивилизации» являются прямым следствием гиподинамии и несбалансированного питания со снижением потребления пищевых волокон [1, с.49-50; 8, с. 436-437;13, с. 47].
В нашем наблюдении более трети детей, поступивших в первый класс (27,3%) имели минимальные мозговые дисфункции и наблюдались у невролога по поводу гипертензионно-гидроцефального синдрома и у логопеда с различными расстройствами речи. Количество этих детей значительно сократилось за период обучения в начальной школе.
Проведённое исследование выявило, что в процессе обучения возрастает число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системой, которые чаще всего представлены функциональной кардиопатией и нейроциркуляторной дистонией. Динамика этих нарушений характеризуется максимальным нарастанием с 1,3% в 7-летнем возрасте до максимума в 13,2% в 10 лет и снижением до 5,4% у подростков 15-17 лет. Это может быть связано с избыточной (гиперсимпатикотония) или недостаточной (асимпатикотония) функцией симпатического отдела автономной нервной системы у младших школьников [9, с. 28-29] в условиях интенсификации умственной деятельности учащихся, дефицита учебного времени, уменьшения времени пребывания на свежем воздухе, сокращения продолжительности ночного сна [6, с. 1,6,119; 16, с. 105-106]. Низкая частота подобных отклонений у подростков может быть объяснена снижением выраженности невротических и астенических реакций и некоторой стабилизацией функции вегетативной нервной системы, а возможно, и трансформацией в иные нозологические формы.
Так, по мнению ряда авторов, этот путь может привести к формированию артериальной гипертензии [10, с. 19-20]. Возможно, именно этими механизмами можно объяснить наблюдаемый в нашем исследовании рост частоты артериальной гипертензии (АГ) с 5-6% среди младших школьников до 21,8% в возрасте 14 лет.
Нами проведён подробный анализ состояния здоровья подростков 14-17 лет, так как этот возраст, по данным многих авторов, характеризуется значительным ростом общей заболеваемости практически по всем классам болезней, высокой частотой хронической патологии (более 50%) [12, с. 61-63].
Результаты 2-х летней диспансеризации детей 14- летнего возраста показали высокую частоту соматической патологии в этой возрастной группе. Наиболее часто (первое ранговое место) среди осмотренных выявлялись патология костно-мышечной системы и соединительной ткани - 212 человек в 2011 и 195 - в 2012 году, что составляет 54,6 и 48,8% соответственно.
571.4
525,8
42,9 И 62,8
йти
2011г.
девушки
щ 3 або лева н и я к МС ц Эцдокриннля цитолог ил и Заболевания НС
□ Заболевания мочеполовой системы
512,1
Й Патология зрения .Заболевания С!Г.С □ Заболевания ЖКТ
Рис. 3. Заболеваемость юношей и девушек 14 лет по итогам диспансеризации в 20112012 гг. (в %о).
Второе ранговое место заняли болезни глаза и его придаточного аппарата: в 2011 году - 198 , в 2012 году - 194 человек, что составляет более четверти всех осмотренных. Болезни эндокринной системы выявлены у 7,4% учащихся, заболевания сердечно-сосудистой системы и кровообращения - у 8-10 % 14 -летних детей. Имеет место рост среди осмотренных болезней органов пищеварения с 7% в 2011 году до 12,5% в 2012 году.
Сравнительный анализ заболеваемости среди подростков 14 лет по гендерным группам выявил, что мальчики чаще страдают заболеваниями костно-мышечной системы, зрения и нервной системы, а среди девочек имеется большая распространённость эндокринной патологии, заболеваний сердца, сосудов и органов пищеварения (Рис. 3).
В нашем исследовании установлена большая, по сравнению с результатами «традиционных» профилактических осмотров школьников, частота нарушений физического развития. Углублённый осмотр 14-летних подростков показал, что ожирение выявлялось у 10,5% мальчиков и 5,8% девочек, а недостаток питания - у 8,5% и 4,9% соответственно. Все эти учащиеся (29,7%) нуждаются в коррекционных мероприятиях относительно качества, характера и режима питания. Анализ физического развития 15-17 летних учащихся школ за 5 лет (2008-2012 г.) показал, что среднее развитие имеют около 80%, остальные подростки имеют отклонения в сторону макросомальных (около 7,5%) и микросомальных параметров (около 4,5%).
818,2 819,7 819,В В21
2008 2009 2010 2011 2012
Л Заболевания КМС а Патология зрения ■ Заболевания НС
■ ЛОР- забол ееа ния 11 Эндокр инная п этоло гия О Забол ееа ния ЖКТ В Заболевания ССС
Рис. 4. Распространенность патологии среди школьников 15-17 лет за 5 лет наблюдения
(в %о).
Нужно отметить, что в структуре патологии у обследованных подростков первое ранговое место, так же как и у младших школьников, занимают болезни костно-мышечной системы: в динамике за 5 лет мы отметили рост почти в 2 раза - с 437,3%о до 821,0%о. Так же значительный рост имеет место в классе заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем (рост на 34%), патологии зрения и эндокринной системы (рост на 30%). Имеется настораживающая тенденция увеличения частоты патологии пищеварительной системы с 43,3 %0 до 64,6% (рост на 49%) (Рис. 4).
В целом, по нашим данным, группа диспансерного наблюдения - II - IV групп здоровья за последние 5 лет увеличилась. Таким образом, в регулярном наблюдении и оздоровлении нуждаются 85% современных школьников - подростков.
Заключение. Проведённый анализ динамики и структуры патологии детей школьного возраста показал, что за период обучения в начальной школе (1-4 класс) число детей первой группы здоровья уменьшается почти на 18%, а к окончанию школы число здоровых подростков не превышает 11%. В динамике обучения с 1-го по 4-й класс происходит наибольший рост числа заболеваний костно-мышечной системы (до 49,1% (ДИ 44,4-53,8%)), зрения (до 32,4% (ДИ 28-36,8%)), пищеварительной системы (до 24,5% (ДИ 20,5-28,5%)). У 13,2 % (ДИ 10-16,4%) учащихся к 4-му классу выявляется вегето-сосудистая дистония, а у 46% детей - АГ. К подростковому возрасту в популяции нарастает частота, прежде всего болезней костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем и органов зрения.
С учётом динамики этих патологических состояний и патогенетической обоснованности их развития под действием факторов образовательной среды, воздействующих как на начальном этапе обучения, так и при переходе к предметному (в средней школе) и углублённому (в старшей школе) обучению, все эти заболевания должны быть отнесены к школьно обусловленным, с истоками в младшем школьном возрасте, что обосновывает необходимость выявления факторов риска и предикторов развития, прежде всего, этих патологических состояний.
По результатам проведённого профилактического осмотра ребёнка, согласно приказу МЗ РФ № 1346н, всем учащимся должны быть сформулированы практические рекомендации, в том числе по формированию здорового образа жизни, режиму дня, питанию, физическому развитию для предотвращения реализации факторов риска и формирования школьно обусловленных отклонений в состоянии здоровья детей [17, с. 5-6; 18, с. 189, 194-195, 216217, 221-222].
По нашему мнению, использование только общих рекомендаций для всех обучающихся в образовательных организациях, сегодня не даёт ожидаемых результатов по снижению заболеваемости. Вероятно, необходимо переходить на уровень избирательной профилактики (мероприятия направленные на группы учащихся с факторами риска) и далее к индивидуальной (мероприятия для учащихся высокого риска или признаками «предболезни»). Это обосновывает необходимость разработки более индивидуализированных программ профилактики школьно обусловленной патологии с учётом воздействующих факторов именно в рамках медицинского обеспечения образовательного процесса.
Список литературы
1. Антропов Ю.Ф., Бельмер С.В. Запоры у детей: значение особенностей психоэмоционального статуса. Русский медицинский журнал 2012;20(2):48-50.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Текшева Л.М. Чтение, компьютер и здоровье. Вопросы современной педиатрии 2008;7(1):21-25.
3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Модестов А.А., Косова С.А., Бондарь В.И., Волков И.М. Заболеваемость детского населения России Москва: ПедиатрЪ.2013.280 с.
4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Москва: ПедиатрЪ; 2014. 388 с.
5. Государственный доклад Минздравсоцразвития РФ, РАМН, Госкомстата РФ «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2008 г.». [Интернет]. 2008. URL: www.lawmix.ru/medlaw/7335 (дата обращения 08.08.2012).
6. Звездина И.В. Факторы риска формирования отклонений в состоянии здоровья в подростковом возрасте. В кн.: В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, М.И. Степанова, редакторы. Гигиенические проблемы школьных инноваций. Москва. Научный центр здоровья детей; 2009. С. 16-119.
7. Ковалев И.А., Плотникова И.В., Безляк В.В., Ковалёв И.А. Современные аспекты профилактики факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков с применением информационных технологий. Педиатрия 2009;87(3):96-99.
8. Ковшова О.С., Печкуров Д.В., Порецкова Г.Ю., Пахомова И.А. Роль семьи в сохранении здоровья и социально-психологической адаптации младших школьников. Известия Самарского научного центра РАН 2010;12(5):435-438.
9. Ледяев М.Я., Степанова О.В., Шахова Н.В. Синдром вегетативных дисфункций у детей: мифы и реальность. Лечащий врач 2009;(1):27-29.
10.Морено И.Г. Характер вегетативно-гуморальных нарушений у детей с артериальной гипертензией и ожирением. Практика педиатра 2010 февраль; 16-20.
11.О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2007 году: Государственный доклад. Москва: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора; 2008. 397 с.
12.Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Основные тенденции здоровья детского населения России. Москва: Союз педиатров России; 2011. 116 с.
13.Печкуров Д.В., Воронина Е.Н. Пищевое поведение, физическое развитие и состояние здоровья Самарских школьников. Вопросы детской диетологии 2012;10(2):45-49.
14.Печкуров Д.В., Порецкова Г.Ю, Емелина А.А. Распространённость и факторы риска развития артериальной гипертензии у школьников. Практическая медицина 2010; (6):98-101.
15.Печкуров Д.В., Тяжева А.А., Липатова Е.С. Динамика распространённости и структуры болезней пищеварительной системы у детей Самарской области по результатам длительного мониторинга. Материалы XXI Международного Конгресса гастроэнтерологов России и стран СНГ «Актуальные проблемы абдоминальной патологии у детей». Москва. 2014. С. 39-40.
16.Погодина Е.В. Современные тенденции здоровья подростков. Ремедиум Приволжья 2006 ноябрь;104-106.
17.Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1346н. [Интернет]. 2012. URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70255102/ (Дата обращения: 03.03.2014).
18.Федеральные протоколы оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях. Часть первая. Москва: Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья;. 2014. 231 с.
19.Чечельницкая С.М., Румянцев А.Г., Волков А.М., Орленко С.А., Михеева А.А. Физиологические и психологические особенности школьников с нарушениями осанки. Вопросы практической педиатрии 2008; 3(3): 41-44.
References.
1. Antropov Yu.F., Bel'mer S.V. Zapory u detey: znachenie osobennostey psikhoemotsional'nogo statusa [Constipation in children: importance of mental and emotional status]. Russkiy meditsinskiy zhurnal 2012;20(2):48-50. (In Russian).
2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Teksheva L.M. Chtenie, komp'yuter i zdorov'e [Reading, computer, and health]. Voprosy sovremennoypediatrii 2008;7(1):21-25. (In Russian).
3. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., Modestov A.A., Kosova S.A., Bondar' V.I., Volkov I.M. Zabolevaemost' detskogo naseleniya Rossii [Morbidity of children population of Russia]. Moscow: Pediatr. 2013.280 p. (In Russian).
4. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Mediko-sotsial'nye problemy vospitaniya podrostkov [Health and social problems of education of adolescents]. Monografiya. Moscow: Pediatr. 2014.388p. (In Russian).
5. Gosudarstvennyy doklad Minzdravsotsrazvitiya RF, RAMN, Goskomstata RF «O sostoyanii zdorov'ya naseleniya Rossiyskoy Federatsii v 2008 g.». ["On the health status of the population of the Russian Federation in 2008", the government report of the Ministry of health and social development of the RF, RAMS, the State statistics service of the RF] [Online] 2008 [cited 2012 Aug 08]. Available from: www.lawmix.ru/medlaw/7335. (In Russian).
6. Zvezdina I.V. Faktory riska formirovaniya otkloneniy v sostoyanii zdorov'ya v podrostkovom vozraste [Risk factors for forming variations in health status in adolescence ages]. In: V.R. Kuchma, L.M. Sukhareva, M.I. Stepanova, editors. Gigienicheskie problemy shkol'nykh innovatsiy [Hygienic problems of school innovations]. Moscow. Nauchnyy tsentr zdorov'ya detey; 2009. P. 16-119. (In Russian).
7. Kovalev I.A., Plotnikova I.V., Bezlyak V.V., Kovalev I.A. Sovremennye aspekty profilaktiki faktorov riska razvitiya serdechno-sosudistykh zabolevaniy u detey i podrostkov s primeneniem informatsionnykh tekhnologiy [Current aspects of preventing risk factors for development of cardiovascular diseases in children and adolescents by using information technologies]. Pediatriya 2009;87(3):96-99. (In Russian).
8. Kovshova O.S., Pechkurov D.V., Poretskova G.Yu., Pakhomova I.A. Rol' sem'i v sokhranenii zdorov'ya i sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii mladshikh shkol'nikov [The role of a family in health promotion and social and mental adaption in junior schoolchildren]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN2010;12(5):435-438.(In Russian).
9. Ledyaev M.Ya., Stepanova O.V., Shakhova N.V. Sindrom vegetativnykh disfunktsiy u detey: mify i real'nost' [Vegetative dysfunction syndrome in children: myths and reality]. Lechashchiy vrach 2009;(1):27-29. (In Russian).
10.Moreno I.G. Kharakter vegetativno-gumoral'nykh narusheniy u detey s arterial'noy gipertenziey i ozhireniem [The type of vegetative and humoral disorders in children with arterial hypertension and obesity]. Praktikapediatra 2010; 16-20. (In Russian).
11.O sanitarno-epidemiologicheskoy obstanovke v Rossiyskoy Federatsii v 2007 godu: Gosudarstvennyy doklad [On the sanitary and epidemiological situation in the Russian Federation in 2007. The government report]. Moscow: Federal'nyy tsentr gigieny i epidemiologii Rospotrebnadzora; 2008. 397 p. (In Russian)
12.Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu. Osnovnye tendentsii zdorov'ya detskogo naseleniya Rossii [The main tendencies of children population health in Russia]. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2011. 116 p. (In Russian).
13.Pechkurov D.V., Voronina E.N. Pishchevoe povedenie, fizicheskoe razvitie i sostoyanie zdorov'ya Samarskikh shkol'nikov [Food behavior, physical development and health status of Samara schoolchildren]. Voprosy detskoy dietologii 2012;10(2):45-49. (In Russian).
14.Pechkurov D.V., Poretskova G.Yu, Emelina A.A. Rasprostranennost' i faktory riska razvitiya arterial'noy gipertenzii u shkol'nikov [Prevalence and risk factors for development of arterial hypertension in schoolchildren]. Prakticheskaya meditsina 2010; (6):98-101. (In Russian).
15.Pechkurov D.V., Tyazheva A.A., Lipatova E.S. Dinamika rasprostranennosti i struktury bolezney pishchevaritel'noy sistemy u detey Samarskoy oblasti po rezul'tatam
dlitel'nogo monitoringa [Prevalence dynamics and structure of digestive diseases in children of Samara region by the results of long-term monitoring]. Materialy XXI Mezhdunarodnogo Kongressa gastroenterologov Rossii i stran SNG «Aktual'nye problemy abdominal'noy patologii u detey». Moscow. 2014. P. 39-40. (In Russian).
16.Pogodina E.V. Sovremennye tendentsii zdorov'ya podrostkov [Current tendencies in adolescent health]. Remedium Privolzh'ya 2006;104-106. (In Russian).
17.Poryadok prokhozhdeniya nesovershennoletnimi meditsinskikh osmotrov, v tom chisle pri postuplenii v obrazovatel'nye uchrezhdeniya i v period obucheniya v nikh [The procedure of health examination of the juveniles while their admission to educational institutions and during training]. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 21 dekabrya 2012 g. N 1346n. [Online] 2012 [cited 2014 Mar 03]. Available from: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70255102/. (In Russian).
18.Federal'nye protokoly okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi nesovershennoletnim obuchayushchimsya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh. Chast' pervaya [Federal protocols for delivering primary health care to the juveniles training in educational institutions. Part 1]. Moscow: All-Russian society for the development of school and University medicine and health; 2014. 231 p. (In Russian).
19.Chechel'nitskaya S.M., Rumyantsev A.G., Volkov A.M., Orlenko S.A., Mikheeva A.A. Fiziologicheskie i psikhologicheskie osobennosti shkol'nikov s narusheniyami osanki [Physiological and mental features of schoolchildren with impaired posture]. Voprosy prakticheskoypediatrii 2008; 3(3): 41-44. (In Russian).