Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ИНСТИТУТА'

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ГРАНТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / SCIENTIFIC AND METHODICAL WORK / GRANT ACTIVITY / BRYANSK STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачёв В.И.

Стенограмма выступления директора естественно-научного института Брянского государственного университета, представляющего результаты научно-методической и воспитательной работы структурного подразделения в 2012-2017 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачёв В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF STRUCTURAL UNITS ACTIVITY OF NATURAL SCIENCE INSTITUTE

A transcript of the speech of the Director of the natural science Institute of the Bryansk state University, representing the results of scientific and methodological and educational work of the structural unit in 2012-2017,.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ИНСТИТУТА»

УДК 001.38

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ИНСТИТУТА

В.И. Горбачёв

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

Стенограмма выступления директора естественно-научного института Брянского государственного университета, представляющего результаты научно-методической и воспитательной работы структурного подразделения в 2012-2017 гг.

Ключевые слова: научно-методическая работа, грантовая деятельность, Брянский государствен-ныйуниверситет.

Мне выпала ответственная задача представления результатов многогранной деятельности авторитетного, более чем полутысячного коллектива естественно-научного института - опытных организаторов учебного процесса, маститых ученых и педагогов, начинающих и уже состоявшихся студентов.

Результаты университетской структуры «ЕНИ» я представляю как итог четырехлетнего периода деятельности коллективов физико-математического и естественно-географического факультетов в их почти 90-летней истории.

Физико-математический факультет характеризуется образовательной деятельностью в УКГ бакалавриата и магистратуры: 01.00.00 Математика и механика, 02.00.00 Компьютерные и информационные науки, 03.00.00 Физика и астрономия, 44.00.00 Образование и педагогические науки.

Каждая из групп направлений раскрывается по уровням образования - от бакалавриата до аспирантуры.

Структуру факультета образуют кафедра математического анализа, алгебры и геометрии как результат объединения трех кафедр, кафедра экспериментальной и теоретической физики, составленная из двух кафедр, кафедра ИПМ.

Естественно-географический факультет структурно представлен кафедрой биологии, объединившей две кафедры, кафедрой географии, экологии и землеустройства, составленной из трех кафедр и кафедры химии.

В сфере образовательной деятельности факультета находятся укрупненные группы: 06.00.00 Биологические науки, 04.00.00 Химия, 05.00.00 Науки о земле, 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело, геодезия, 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 44.00.00 Образование и педагогические науки.

Процесс изменения штатного состава кафедр определялся качелями перехода со специальностей на направления бакалавриата и магистратуры, новыми требованиями все более новых стандартов, а также государственной политикой управления подготовкой кадров в региональных вузах.

Три года назад факультеты отвечали за подготовку выпускников по 40 образовательным программам, сейчас коллектив двух факультетов со штатом из 37 преподавательских ставок на 6 кафедрах реализует 11 образовательных программ бакалавриата, 8 программ магистратуры, 10 программ аспирантуры. Для ответа на вопрос - много это или мало, следует учесть, что в течение 60 лет своей истории ФМФ готовил студентов по двум учительским специальностям (математика, физика), ЕГФ - лишь учителей биологии, географии и химии, и слава о них разносится до сих пор.

Широта, уровни образовательных услуг в динамике нормативных изменений не дают пока прежнего уровня социальной и профессиональной культуры выпускников. Это не означает, что мы готовим студентов плохо, мы привыкли и хотим готовить студентов качествен-

нее, более фундаментально. Благо, основания для именно высококвалифицированной подготовки современной молодежи в лице наших ведущих преподавателей, руководителей есть.

В рамках торжественного акта - дня ЕНИ - я с гордостью охарактеризую факультетских личностей, профессионалов своего дела. На моем родном факультете - это:

Малинников С.Г., великий скромный интеллигентный трудяга, своей личностной культурой на приеме десятилетиями очаровывающий и абитуриентов, и родителей;

Шамоян Ф.А., математик мирового уровня, прославлявший БГУ во Франции и Швеции, в Германии и США, вырастивший за 20 лет работы полтора десятка кандидатов физико-математических наук;

Новиков В.В., выдающийся физик-исследователь, образованный интеллигент, абсолютный лидер университета в Грантовой деятельности;

Попов П.А., физик-экспериментатор, труды которого цитируют ведущие издания мира, приведший к значимым научным результатам десятки студентов факультета;

Малова И.Е., потомственный учитель, автор учебников по математике для учащихся, учебников для учителей математики.

Не менее славна и плеяда научных лидеров, личностей естественно-географического факультета.

Булохов А.Д., это целая эпоха в истории факультета, личность, сотворившая себя и свою научную школу;

Зайцева Е.В., динамичный руководитель факультета, своей научной школы, выраженный лидер и блестящий исполнитель;

Семенищенков Ю.А., ученый-естествоиспытатель, тонкий знаток природы, уже ставший маститым воспитателем себе подобных специалистов;

Лобанов Г.В., талантливый ученый в области наук о Земле, способов ее изучения, состоявшийся преподаватель-профессионал;

Анищенко Л.Н., организатор студенческих научных исследований, блестящий знаток растительного мира, непримиримый в борьбе за его сбережение.

Оптимизм в образовательной деятельности вызывает не только спектр факультетских направлений подготовки и квалификация преподавателей. Важным является и наше убеждение в высокой социальной и профессиональной значимости каждого из направлений, будь то фундаментальная и прикладная информатика, экология, медицинская физика или химия.

В рамках изменения выделенных и других проблем образовательной деятельности на факультетах имеется представление о способах ее улучшения:

- направленная профориентационная работа факультета, кафедры, преподавателя с учащимися соответствующих профилей общеобразовательных учреждений, со студентами близких профилей колледжей;

- дифференциация научных школ факультета, раннее закрепление студентов за научными школами в организации выборных дисциплин бакалавриата, в планировании учебных дисциплин магистратуры, руководстве магистерскими диссертациями.

Наш опыт консолидирования кафедр вокруг образовательных направлений одной укрупнённой группы показал его уязвимость - с сокращением студенческого контингента или уходом реального лидера кафедра сама собой исчезает, а направление автоматически переходит на другую кафедру в качестве подспорья к уже существующим. Так было с кафедрами зоологии, теоретической физики, математического анализа. В то же время, история кафедр алгебры, биологии, экспериментальной и теоретической физики подтверждает, что более стабильной, состоятельной является кафедра, сформированная на базе научной школы. Система научных школ, реализующих учебно-методические цели, также выступает главной характеристикой состоятельности факультета.

Вот и встает вопрос о нашей кафедральной, факультетской, институтской научно-методической состоятельности в ее ключевых аспектах: развивающихся научных школ с реальными результатами функционирования, публикационной активности, издательской дея-

тельности, грантовой и хоздоговорной деятельности, развития студенческих научных исследований.

На факультетах сохранились, развиваются с реальной отдачей научные школы в \содержательном и именном представлении:

- флористики и геоботаники - А.Д. Булохова;

- физики конденсированного состояния вещества - В.В. Новикова;

- комплексного и функционального анализа - Ф.А. Шамояна;

- физико-химических свойств твердотельных материалов - П.А. Попова;

- морфофизиологии человека и животных - Е.В. Зайцевой;

- наук о Земле и экологии - Л.Н. Анищенко и Г.В. Лобанова;

- методики обучения математике - И.Е. Маловой и В.И. Горбачева.

Выражаю убеждение, что именно незаметная повседневная работа перечисленных школ в условиях кратного снижения штата кафедр стала главным аргументом сохранения факультетами своего лица.

В арифметическом подходе результаты опубликования статей в высокорейтинговых изданиях следующие.

На физико-математическом факультете:

- возглавляемая В.В. Новиковым, П.А. Поповым школа физиков публикует результаты исследований только в изданиях Scopus, WoS - 12 работ в 2015г., 7 работ в 2016г, 15 работ в2017г.,3 работы в нынешнем 2018г;

- школа комплексного и функционального анализа свои труды публикует в тех же изданиях и примерно в том же количестве - 10 работ в 2015г., 5 работ в 2016г., 3 работы в 2017г.

- методическая школа в лице двух профессоров опубликовала 15 работ в изданиях

ВАК.

На естественно-географическом факультете школы биологов, экологов, географов в 2015 г. опубликовали более 60 работ, среди них лишь меньшая часть - в изданиях ВАК, остальные - в зарубежных базах, в 2016г. - более 40 работ, в 2017г. - более 50. При этом активно публикуются не только руководители, но и доценты М.В. Долганова, В.Т. Демихов, М.Н. Куница, О.П. Москаленко.

Явлением в истории ЕНИ выступает издательская деятельность. Школа флористики и геоботаники издает научный журнал «Бюллетень Брянского отделения Русского ботанического общества», общим для двух факультетов является электронный журнал «Ученые записки Брянского университета», кафедра географии, экологии и землеустройства систематически проводит региональные, федеральные конференции по географии, экологии, кафедра биологии, математического анализа - международные конференции. Впервые в истории БГУ в научной конференции по комплексному и функциональному анализу приняли непосредственное участие выдающиеся математики современности из МГУ, СПбГУ, Барселонского университета.

Действительно мощная научная работа, выраженная в представленном богатом перечне высокорейтинговых публикаций не могла не вылиться в нечто более существенное.

Одними из ярких событий в последние три года явились защиты докторских диссертаций П.А. Поповым по физико-математическим наукам, Ю.А. Семенищенковым по биологическим наука

Другое исторически значимое достижение практически всех научных школ двух факультетов - это объемная Грантовая деятельность с2014 года по настоящее время:

Научная школа В.В. Новикова, не только силами микроколлектива Брянской физической лаборатории, но и с привлечением математиков, химиков, отечественных и зарубежных ученых реализовала целый ряд грантов РФФИ, Президента РФ, Российского научного фонда, Государственных заданий.

Сейчас творческий научный коллектив работает над выполнением гранта РНФ иод руководством ведущего научного сотрудника лаборатории Эймса университета штата Айова (США) С.Л. Будько с объемом 16 млн. руб.

Рядом с В.В. Новиковым работает над грантом РФФИ П.А. Попов, объединивший целый ряд ученых-физиков различных институтов РАН с объемом 2 млн. 100 тыс. руб.

Не менее эффективно работает научный коллектив талантливых ученых-биологов под руководством А. Д. Булохова - постоянно реализуемые гранты РФФИ, грант на создание Красной Книги Брянской области, целый спектр хозяйственных договоров регионального характера с участием не только преподавателей, но и магистров, аспирантов. Чего только стоит грант Фонда Содействия Инновациям студентки 4 курса отделения «Биология» Разлу-го Ирины с объемом финансирования 500000руб.

Активная грантовая, хоздоговорная деятельность осуществляется на кафедре географии, экологии и землеустройства - в первую очередь под руководством заведующего кафедрой Г.В. Лобанова, и не только им. Руководителями грантов, договоров выступают доценты М.В. Долганова, В.Т Демихов, профессор Л.Н. Анищенко, ст. преподаватель Ковалева Е.Л., аспиранты Полякова A.B., Шапурко B.C.

Не могу не отметить очень интересный Российско-Белорусский-Украинский грант РГНФ под руководством профессора И.Е. Маловой.

Выражаю глубокую благодарность проректору университета, профессору И.А. Лаге-реву за грант Российского Научного Фонда, который закрыл весь ФМФ в организации хоздоговорной работы.

Не столько с гордостью, сколько с болью, я привожу результаты грантовой деятельности уехавшего от нас по семейным причинам руководителя научной школы по комплексному анализу, профессора Ф.А. Шамояна. Это и грант РФФИ и двухлетнее государственное задание с объемом финансирования 6000000 руб., над выполнением которого трудились преподаватели университета и Новозыбковского филиала, аспиранты и студенты магистратуры.

Представляю необычную книгу - составленную из выполненных и реализуемых Грантов, хозяйственных договоров естественно-научного института за 2014-2018гг.. В написании данной книги приняли участие 22 разных руководителя, более 80 разных исполнителей, а «весит» она 43 миллиона 488 тысяч 199 рублей.

Я выражаю убежденность, что эта книга - всего лишь первый том, в коллективе нашего университета она уже скоро станет толще, а самое главное ценнее «Войны и мира» нашего классика.

Развитие института, его структурных подразделений не состоится, если мы не включим на полную катушку профессиональный, научный, культурный потенциал нашей студенческой молодежи.

Я с глубоким уважением отношусь к многоплановой работе по воспитанию студентов, проводимой Л.А. Зятевой. Добавлю, что социальная, культурная направленность воспитательного воздействия университетского масштаба существенно углубляется на факультетах.

Посмотрите, сколько студентов вращается в орбите дел С.Г. Малинникова, как быстро они впитывают деловые и личностные качества своего шефа.

Очень ценным является опыт профессионального воспитания, сопровождения кафедры химии, где студентом дорожат как будущим профессионалом, коллегой.

А каким близким, доверительным является постоянное общение со студентами преподавателей кафедры биологии, географии, экологии и землеустройства на полевых практиках, в дальних походах.

На ФМФ и ЕГФ одним из важных аспектов личностного формирования будущих профессионалов стала научно-исследовательская работа студентов. Победа физиков на Всероссийском первенстве среди педагогических вузов России без C.B. Симуковой не произошла бы.

Опубликованные в изданиях Scopus научные работы студентов Олейник К., Проста-ковой К., Пилипенко К. не могли состояться вне длительного научного общения с П.А. Поповым, В.В. Новиковым. Только многолетняя учеба в лаборатории П.А. Попова позволила студенту Анищенко Д. дважды быть победителем, призером регионального конкурса студенческих научных работ.

Подобных фактов межличностного сотрудничества студентов и преподавателей в реальности гораздо больше, они, конечно, еще не система, но в процессе ее становления.

Процесс подготовки и проведения Дня естественно-научного института даже при наличии серьезных проблем подтвердил богатый научный, педагогический, личностный потенциал коллективов каждого из факультетов, кафедр. Мы все у себя перетряхнули, мы себя увидели сторонними глазами и, главное, нам за себя не стало стыдно, более того, мы даже немножко ощутили гордость за наш коллектив. А это значит, день ЕНИ своей цели достиг, рабочий праздник получился.

Сведения об авторах

Горбачёв Василий Иванович - директор естественно-научного института, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», e-mail: enibgu@mail.ru

RESULTS OF STRUCTURAL UNITS ACTIVITY OF NATURAL SCIENCE INSTITUTE

V.I. Gorbachev

Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky

A transcript of the speech of the Director of the natural science Institute of the Bryansk state University, representing the results of scientific and methodological and educational work of the structural unit in 20122017,.

Key words: scientific and methodical work, grant activity, Bryansk state University.

About authors

Gorbachev V.I. - Director of the natural science Institute, D.Sc of pedagogical Sciences, Professor, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, e-mail: enib-gu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.