УДК 14.35.09
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО СРАВНИТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СРЕД ПРОГРАММИРОВАНИЯ
© М.Ю. Сидляр
Ключевые слова: среда программирования; сравнительный анализ; основная характеристика.
В статье показан сравнительный анализ основных характеристик сред программирования для обучения школьников на основе проведенного анкетирования.
Основная цель проведенного анкетирования - выявление значимости характеристик среды программирования с точки зрения пользователя (студента).
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
В анкетировании приняли участие 27 студентов четвертого курса. Первая группа - 17 студентов специальности 080801 «Прикладная информатика». Во второй группе были 10 студентов бакалавриата по направлению подготовки 050200 «Физико-математическое образование». Перед анкетированием студенты были подробно ознакомлены с 18 характеристиками сред программирования. Конкретные среды программирования студенты не сравнивали. Нас интересовало, что в гипотетической среде программирования хотели бы видеть студенты.
Студентам было предложено проранжировать 18 характеристик.
Максимальный балл 18 ставится самому главному свойству среды программирования, 1 балл - наименее значимому свойству.
Некоторые пояснения к указанным характеристикам программных средств.
- «Черепашка». Исполнитель - черепашка, выполняет команды в пошаговом режиме и оставляет за собой след. Например, в среде ПервоЛого используется черепашка [1].
- «Несколько черепашек». Используются для наглядного показа физики Ньютона, когда необходимы не только датчик времени, но и наличие нескольких черепашек. Эти черепашки в окне могут двигаться под действием сил, набирать ускорение, соударяться и отскакивать в разные стороны [2].
- «Оригинальный исполнитель» - это объект с нестандартными свойствами и действиями, такие как в среде Ceebot [3], Scratch [4].
- «Наличие пульта» - возможность управления исполнителем.
- «Редактор заданий» - возможность создания преподавателями заданий для студентов.
- «Интернет сообщества» - возможность обмена знаниями и результатами труда.
- «Автопроверка» - функция, которая показывает, что данная задача еще не решена, т. к. в ней допущены ошибки.
- «Интерактивная помощь» - возможность оказания помощи пользователю в конкретной ситуации.
- «Помощь на русском языке» - возможность оказания помощи пользователю на русском языке.
- «Мультиязычный интерфейс» используется для того, чтобы пункты меню среды были понятны студенту.
- «Команды на русском языке» - возможность вводить код программы на русском языке.
- «Необходимость исполнителя» - необходимость дополнительного исполнителя к языку программирования типа Ра8саі, Ба8Іс, С.
- «Визуализация» - создание кнопок, изменение свойств объектов при срабатывании методов.
- «Просмотр переменных - в программе при пошаговом режиме на экране отображаются значения переменных.
- «Просмотр массивов и файлов» - в программе визуально отображаются текущие значения сложных типов данных.
- «Текстовый ввод данных» - возможность введения данных с клавиатуры.
- «Шаблонный ввод данных» - возможность выбора данных из меню команд.
- «Альтернативный ввод данных» - показывает, что в среде имеется конструктор, который составляет программу, из операторов.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Полученные результаты представлены в табл. 1.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Из табл. 1 видно, что студенты из первой группы на 4 место поставили характеристику «Визуализация», а студенты второй группы довольно высоко ставят характеристику «Черепашка» - на 8 место против 17-го (и средний балл - 8,8 против 2,53). Аналогичное наблюдение касается пункта «Оригинальный исполнитель».
Таблица 1
Рейтинг характеристик сред программирования
Группа 1 17 человек Рейтинг Группа 2 10 человек Рейтинг
1 Команды на русском языке 10,82 1 Шаблонный ввод данных 15,9
2 Мультиязычный интерфейс 10,0б 2 Автопроверка 11,8
3 Помощь на русском языке 9,?1 3 Помощь на русском языке 11,4
4 Визуализация 9,?1 4 Интернет сообщества 11,3
5 Автопроверка 9,б5 5 Мультиязычный интерфейс 11,2
б Шаблонный ввод данных 9,53 б Интерактивная помощь 10,2
7 Просмотр переменных 8,53 ? Редактор заданий 9,?
8 Текстовый ввод данных 8,0б 8 Черепашка 8,8
9 Необходимость исполнителя ?,?? 9 Альтернативный ввод данных ?,4
10 Интерактивная помощь ?,б5 10 Оригинальный исполнитель ?
11 Интернет сообщества ?,53 11 Просмотр переменных б,?
12 Альтернативный ввод данных ?,12 12 Просмотр массивов файлов б,?
13 Просмотр массивов файлов б,53 13 Команды на русском языке б,1
14 Оригинальный исполнитель б,18 14 Текстовый ввод данных б,1
15 Редактор заданий 4,53 15 Несколько черепашек 5,9
1б Наличие пульта 2,93 1б Наличие пульта 4,8
1? Черепашка 2,53 1? Необходимость исполнителя 4,5
18 Несколько черепашек 1,41 18 Визуализация 4,1
Все это следствие разницы учебных планов. У студентов направления подготовки «Физикоматематическое образование» (группа 2) преподавались углубленно дисциплины, связанные с педагогикой, в частности, методика преподавания информатики. На уроках методики показывалась особенности работы с исполнителем «Черепашка», а также рассматривались и другие исполнители и разные среды программирования. А студенты специальности «Прикладная информатика» (группа 1) углубленно изучали программирование и алгоритмизацию, в частности, визуальное программирование в языке Delphi.
Пункт «Интернет сообщества» занимает 11 место и 7,53 балла у студентов специальности «Прикладная информатика», против 4-го места и 11,3 балла у студентов направления подготовки «Физико-математическое образование». Так как первые уже поняли, что достаточно качественную программу или блок (процедуру) нельзя скачать из сети, другие же знают, что в сети можно выставлять собственный продукт, а задавая грамотные вопросы, можно найти необходимый ответ, то «Интернет сообщество» в среде программирования, связанное с разработчиками на их взгляд, необходимо. Пункт «Просмотр переменных» у первой группы располагается значительно выше (7 место против 11-го), потому как этот пункт часто используется ими при отладке программ.
Обе группы довольно низко ставят «Наличие пульта», а также «Просмотр массивов и файлов» (одни с ними с трудом работают, другие с успехом пишут процедуры, выводящие файлы и массивы на экран). Характеристика «Несколько черепашек» оценена низко, т. к. первая группа с исполнителями не работали вовсе, вторая - с несколькими объектами (в среде ПервоЛого).
Интерес вызывает расположение пунктов «Текстовый ввод данных» и <Альтернативный ввод данных». Если информатики (первая группа) ставят выше харак-
теристику «Текстовый ввод данных» (8 место, рейтинг -8,06), а «Альтернативный ввод» на 12-ое место с рейтингом 7,12, то у студентов второй группы лидирует пункт «Альтернативный ввод» (9 место 7,4 против 14-го места и 6,1). Это связано прежде всего с тем, что у последних в курсе «Методика преподавания информатики» рассматривались среды с таким вводом данных («Стрелочка» [6], «MyPascal» [7], «Scratch»).
Таблица 2
Рейтинг характеристик сред программирования, составленный на основе анкетирования успешных студентов
№ Анкетирование успешных студентов 4 курса (9 человек) Балл
1 Автопроверка 10,28
2 Визуализация 10,1?
3 Помощь на русском языке 9,5
4 Просмотр переменных 9,0б
5 Шаблонный ввод данных 9,0б
б Команды на русском языке 8,95
? Мультиязычный интерфейс 8,39
8 Необходимость исполнителя 8,1?
9 Интерактивная помощь ?,84
10 Альтернативный ввод данных ?,5
11 Текстовый ввод данных ?.28
12 Интернет сообщества б,28
13 Оригинальный исполнитель 5,б1
14 Просмотр массивов файлов 4,?2
15 Редактор заданий 3,5
1б Черепашка 2,1?
1? Несколько черепашек 2,05
18 Наличие пульта 1,1?
Лидирующие позиции в обоих случаях занимают характеристики сред программирования «Мультиязычный интерфейс», «Помощь на русском языке», <Автопроверка».
Лидером второй группы стал пункт «Шаблонный ввод данных» (с наибольшим средним баллом 15,9 и большим отрывом от второго места), а студенты первой группы отдают предпочтению пункту «Команды на русском языке» (10,82 средний балл).
В табл. 2 приведем результаты вышепредложенного анкетирования, которые получены путем опроса только успешных студентов обеих групп.
Таким образом, основные свойства среды программирования для обучения алгоритмизации школьников, по мнению студентов четвертого курса, являются пункты «Шаблонный ввод данных», «Визуализация», <Автопроверка», «Помощь на русском языке», «Команды на русском языке» и «Мультиязычный интерфейс». Это показывает, что среда программирования должна иметь вместе со стандартным текстовым вводом данных присоединенный ввод данных с помощью шаблона; пункт «Автопроверка» позволяет понять, насколько правильно решена задача, и где расположены ошибки (не только синтаксические, но и логические). Остальные характеристики подчеркивают необходимость русифицированного интерфейса, помощи, команд языка программирования. Полученные данные
можно использовать для разработки и проектирования сред программирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. ПервоЛого 2.0. URL: http://newb.by.ru/files/PL20demo.zip. Загл. с экрана.
2. Пейпер С. Переворот в сознании - дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. С. 128-130.
3. Learn and teach programming with ceebot.org. URL: http://www.
ceebot.org/. Загл. с экрана.
4. Scratch. URL: http://scrath.mit.edu/download. Загл. с экрана.
5. Logowriter. URL: http://prokup.ucoz.ru/load/0-0-1-8-20. Загл. с экрана.
6. Графический исполнитель стрелочка. URL: http://school-collection. edu.ru/catalog/res/1769a629-b9a0-429e-9d56-b1d5aedb2f3c/view/. Загл. с экрана.
7. Сидляр М.Ю. MyPascal: учеб.-метод. практикум. Версия 2. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). № госрегистрации 032101517. Тамбов, 2010.
Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.
Sidlyar M.Yu. RESULTS OF STUDENTS COMPARATIVE ANALYSIS OF MAIN CHARACTERISTICS OF ENVIRONMENTS OF PROGRAMMING
The summary: In article the comparative analysis of the main characteristics of environments of programming for training of schoolchildren on the basis of the questioning is shown.
Key words: programming environment; comparative analysis; main characteristics.