Научная статья на тему 'Результаты анализа нормативно-правовой базы совместной деятельности клинических кафедр медицинского ВУЗа и клинических лечебно-профилактических учреждений'

Результаты анализа нормативно-правовой базы совместной деятельности клинических кафедр медицинского ВУЗа и клинических лечебно-профилактических учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
214
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ КАФЕДРА / КЛИНИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гайдаров Г. М., Соктуев Б. С.

В статье представлены результаты анализа нормативно-правовой базы совместной деятельности клинических кафедр медицинского ВУЗа и клинических лечебно-профилактических учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гайдаров Г. М., Соктуев Б. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the analysis of normative-legal base for joint activity of the clinical pulpits of the medical high school and clinical medical-preventive institutions

In the article are presented the results of the analysis of normative-legal base for joint activity of the clinical pulpits of the medical high school and clinical medical-preventive institutions.

Текст научной работы на тему «Результаты анализа нормативно-правовой базы совместной деятельности клинических кафедр медицинского ВУЗа и клинических лечебно-профилактических учреждений»

Сибирский медицинский журнал, 2008, № 3

ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© ГАЙДАРОВ Г.М., СОКТУЕВ Б.С. — 2008

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДР МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА И КЛИНИЧЕСКИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Г.М. Гайдаров, Б.С. Соктуев (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. — д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров)

Резюме. В статье представлены результаты анализа нормативно-правовой базы совместной деятельности клинических кафедр медицинского ВУЗа и клинических лечебно-профилактических учреждений.

Ключевые слова: клиническая кафедра, клиническое лечебно-профилактическое учреждение, нормативно-правовые документы.

В настоящее время существующая нормативноправовая база (федерального, регионального и муниципального уровней) не позволяет должным образом регулировать все возможные механизмы взаимодействия между участниками совместной деятельности. К сожалению, сегодня мы пришли к ситуации, когда законодательное обеспечение совместной деятельности не отвечает современным требованиям.

Совместная деятельность клинических кафедр медицинского ВУЗа и клинических лечебнопрофилактических учреждений в основном регулируется Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 сентября 1993 г. № 228 «Об утверждении положения о клиническом лечебно-профилактическом учреждении» и прилагаемым типовым договором о сотрудничестве между институтом и лечебно-профилактическим учреждением по совместной работе.

Также взаимоотношения участников совместной деятельности регулируются Приказом МЗ РСФСР от 31 января 1984 года № 76 «О мерах по дальнейшему совершенствованию совместной работы высших и средних специальных заведений, научно-исследовательских институтов, органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации в деле повышения качества медицинской помощи населению и улучшению профессиональной подготовки специалистов здравоохранения». Данный Приказ определяет организационную модель, концептуальные принципы и направления совместной деятельности, основы планирования и отчетность о ее проведении.

Однако, социально-экономические преобразования на постсоветском пространстве, переход отрасли на новые организационно-экономические условия, внедрение новых организационных форм в здравоохранении, развитие рыночных отношений и введение медицинского страхования, изменение системы финансирования учреждений здравоохранения и закрепление за ними статуса хозяйствующих субъектов положения данного «приказа» в значительной части устарели и потеряли силу своего воздействия на исполнителей.

Во время принятия приказа управление отечественной системой здравоохранения осуществлялось прямым администрированием, на общественных началах, при этом роль хозяйственной самостоятельности игнорировалась. Финансирование

основывалось на показателях ресурсного обеспечения, а не на показателях конечных результатов деятельности медицинских организаций.

Начиная с 1990 года в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть и здравоохранение. Либерализация государственного устройства, разделение единой системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную ставят на более высокую ступень необходимость четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учреждений здравоохранения.

В ходе реформы здравоохранения было принято 12 Федеральных законов, в числе которых: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «Об обязательном медицинском страховании», которые позволяли в определенной мере решать неотложные проблемы здравоохранения и практически ни как не учитывали взаимоотношения участников совместной деятельности.

Повышение хозяйственной самостоятельности медицинского ВУЗа, коренное изменение системы финансирования учреждений здравоохранения переход от выделения им средств из бюджета к «зарабатыванию» средств в системе обязательного медицинского страхования, оказанием платных медицинских услуг (в том числе по договорам добровольного медицинского страхования), внедрение системы лицензирования и аккредитации, вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, а также изменение и внедрение новых организационных форм в здравоохранении лишает большинство положений данного «приказа» юридической силы.

Организационно-финансовая деятельность учреждений здравоохранения в современных условиях значительно усложнилась и имеет в каждом лечебно-профилактическом учреждении свои особенности и проблемы. Важная задача современного лечебно-профилактического учреждения, в том числе и со статусом клинического — достижение финансово-экономической устойчивости. Современные условия обеспечения финансовой устойчивости требуют разработки методик оценки, управления и планирования деятельности лечебно-профилактического учреждения в условиях комплексного использования всех источни-

ков финансирования, оценки эффективности и контроле качества лечебной работы клинической кафедры в их составе.

Без правового подкрепления очевидна сложность взаимодействия участников совместной деятельности, когда медицинские ВУЗы относятся к федеральной собственности, а лечебнопрофилактические учреждения это собственность субъекта РФ и муниципальных образований. С принятием Федерального Закона от 28.08.2004 № 122 законодателем четко определены полномочия субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан. Поэтому в условиях разграничения полномочий, отсутствия единого координирующего центра взаимоотношения медицинского ВУЗа и клинических лечебно-профилактических учреждений остались без внимания и контроля со стороны органов управления здравоохранением и строятся на несовершенной договорной основе, а то и вовсе на общественных началах.

В условиях рыночных отношений в корне должны меняться суть и подходы к совместной деятельности и медицинского ВУЗа и учреждений здраво-

охранения. Хотя, здравоохранение в России может и должно быть только функциональной единой общенациональной системой, развивающейся и совершенствующейся с учетом произошедших экономических изменений. Нельзя соглашаться с переходом от здравоохранения, как системы, к стихийному рынку медицинских услуг, в ущерб охране здоровья населения.

Результаты анализа существующей нормативноправовой базы, регулирующей совместную деятельность медицинского ВУЗа, органов и учреждений практического здравоохранения позволяют сделать вывод о том, что без разработки новой основательной и действенной правовой базы взаимодействие участников совместной деятельности сегодня невозможно и нереально. Для регулирования многочисленных вопросов взаимодействия участников совместной деятельности должны быть разработаны нормативно-правовые документы, обеспечивающие оптимальные условия осуществления учебного, лечебного и научного процессов, внедрены новые организационно-методические подходы по совершенствованию и повышению качества совместной деятельности.

RESULTS OF THE ANALYSIS OF NORMATIVE-LEGAL BASE FOR JOINT ACTIVITY OF THE CLINICAL PULPITS OF THE MEDICAL HIGH SCHOOL AND CLINICAL MEDICAL-PREVENTIVE INSTITUTIONS

G.M. Gaydarov, B.S. Soktuev (The Irkutsk State Medical University)

In the article are presented the results of the analysis of normative-legal base for joint activity of the clinical pulpits of the medical high school and clinical medical-preventive institutions.

© САДОВНИКОВА В.Н., ВАРТАПЕТОВА Н.В., КАРПУШКИНА А.В., ПРОТОПОПОВА Н.В. — 2008

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕРЕДАЧИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ОТ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ

В.Н. Садовникова, Н.В. Вартапетова, А.В. Карпушкина, Н.В. Протопопова (Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ, г. Москва, директор — проф., д.м.н. О.В. Шарапова;

Институт здоровья семьи, директор — к.м.н. Н.В. Вартапетова; Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра акушерства и гинекологии лечебного факультета, зав. — д.м.н., проф. Н.В. Протопопова)

Резюме. Профилактика передачи ВИЧ от матери ребенку является актуальной задачей российского здравоохранения. Современные методы профилактики передачи ВИЧ инфекции от матери к ребенку включают назначение антиретровирусных препаратов ВИЧ-позитивным женщинам во время беременности и новорожденным; плановое кесарево сечение; вскармливание ребенка искусственными смесями. Исследование официальной статистики и медицинской документации, и опрос женщин с ВИЧ показали, что основными проблемами являются недостаточный охват антиретровирусной профилактикой и медицинским наблюдением женщин во время беременности и после родов. Необходимо совершенствование и интеграции профилактики перинатальной трансмиссии ВИЧ-инфекции в службу охраны здоровья матери и ребенка.

Ключевые слова: ВИЧ-позитивные женщины; профилактика передачи ВИЧ от матери ребенку; антиретровирусные препараты; обследование на ВИЧ.

В настоящее время проблема ВИЧ/СПИДа стала одним из вопросов, к которому постоянно приковано внимание общества Вов всем мире. Эпидемия ВИЧ/СПИДа не только не ослабевает, но продолжает развиваться, превратившись в реальную угрозу социально-экономическому развитию для всех стран мира [1].

Проблема ВИЧ-инфекции в последние годы затронула женщин и детей, поэтому предупреждение инфицирования ребенка от ВИЧ-позитивной матери становится все более актуальной. Ежегодно в мире у 2,5 млн. ВИЧ-инфицированных женщин наступает беременность. Необходимы широкомасштабные усилия по профилактике передачи ВИЧ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.