УДК 615.825.1
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА ОРИГИНАЛЬНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА»
Загинайко Т.Г.,
главный врач БУ «Нижневартовская городская детская поликлиника»
Бурматов Н.А.,
к.м.н., врач травматолог-ортопед, физиотерапевт БУ «Нижневартовская городская детская поликлиника»
Батршин И.Т.,
к.м.н., врач травматолог-ортопед, физиотерапевт БУ «Нижневартовская городская детская поликлиника»
Сергеев Г.К.,
аспирант кафедры травматологии и ортопедии ФГОУ ВПО «Тюменский государственный медицинский университет», г. Тюмень
Кудряшова Н.А.,
заведующая органазационно-методическим отделом БУ «Нижневартовская городская детская поликлиника»
Согласно данным анализа работы Учреждения среди указанной группы школьников значительную часть составляют пациенты вертебро-неврологического профиля. Целью данного исследования является улучшение результатов лечения заболеваний и повреждений позвоночника на этапах амбула-торно-поликлинического лечения школьников младшего и старшего возраста.
Материалы и методы. В статье рассматривается опыт лечения детей и подростков в возрасте от 7 до 17лет в период с 2019 по 2021 годы. Изучение уровня реабилитационного потенциала и реабилитационного статуса выполнялось с использованием параметров, имеющих числовые значения. При этом известные методики дополнены данными электрометрии кожи и параметров сагиттального баланса с учетом возрастных анатомо-функциональных особенностей обследованных лиц.
Результаты. Установлено, что применение оригинального способа оценки и прогнозирования уровня реабилитационного потенциала позволяет эффективно планировать и контролировать процесс лечения данных пациентов, что, по мнению авторов, может служить дополнительным объективным критерием оценки эффективности амбулаторного лечения детей и подростков.
Ключевые слова: нарушения осанки, лечебная физкультура, диспансерное наблюдение детей
Список сокращений
РП — реабилитационный потенциал,
ДДЗ — дегенеративно-дистрофические заболевания,
ЭМ — электрометрия,
КОМОТ — метод компьютерной оптической топографии,
ТМТ — теневая муаровая топография.
Введение
Нарушения осанки являются наиболее часто встречающейся патологией среди детского населения. По данным тематической литературы, ежегодный прирост вертебрологической патологии составляет 2,4 % (Е.Ю. Скрябин, 2019 г.), при этом 65% случаев обращения детей и подростков на амбулаторный прием к врачу-ортопеду связаны с проблемами вертеброгенного характера, основой которых являются наруше-
ния осанки различного генеза. К настоящему времени в распоряжении специалистов имеются возможности для полноценной диагностики нарушений статодинамической функции позвоночника, разработаны четкие клинические рекомендации и стандарты по лечению данной нозологии. Основным диагностическим методом в амбулаторной вертебрологии остается стандартная спондилография, обладающая рядом известных преимуществ и недостатков, основным из которых является получение изображения только позвоночного столба и только в двух проекциях. Возможности современного диагностического оборудования позволяют получить более точную, трехмерную картину, наиболее полно отражающую характер, степень и происхождение заболевания. В настоящее время в амбулаторной практике наряду с инвазивными методиками (КТ, МРТ)
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ: опыт и инновации №4 2021
широко применяются различные скриннинго-вые методы графической диагностики состояния осанки. Современная концепция развития восстановительного лечения во многом основана на принципах доказательной медицины, что в свою очередь подразумевает использование объективных, то есть цифровых критериев оценки составляющих лечебного процесса. Настоящая статья представляет собой попытку практического использования ряда цифровых критериев для объективной оценки уровня реабилитационного потенциала у детей с заболе-
ветствии с МКБ-10
Количество детей с нарушениями осанки, дегенеративно-дистрофическими и диспласти-ческими заболеваниями позвоночника примерно одинаково, при этом пациентов с травмой позвоночника и установленным диагнозом «остеохондроз» меньшинство. Однако, несмотря на этиологическую и нозологическую разницу, действующие стандарты оказания первичной медико-санитарной помощи данной категории пациентов обладают некоторой
ваниями и неосложненными переломами позвоночника.
Актуальность
У значительного числа детского населения по данным БУ «Нижневартовская городская детская поликлиника» диагностировано наличие вертеброгенной патологии различного характера. В настоящее время число школьников с выявленной патологией позвоночника, по данным Учреждения, составляет 3330 человек (табл.1).
общностью методик физиолечения и кинезио-терапии.
Цель
Целью данного исследования является улучшение результатов лечения заболеваний и повреждений позвоночника на этапах амбула-торно-поликлинического лечения школьников младшего и старшего возраста.
Таблица 1
Гендерно-нозологические характеристики группы детей с вертеброгенной
патологией* (п= 3330 человек)
Вид патологиии Возрастной период
Младший школьный возраст (7-12 лет) Старший школьный возраст (12-17 лет)
ДДЗ грудного, пояс- Девочки — 412 чел. (%) Девочки — 345 чел. (%)
ничного и шейного
отделов позвоночника Мальчики — 451 чел. (%) Мальчики - 386 чел. (%)
п =1594 (%). £=863 чел. (%) £=731 чел. (%)
Ювенильный остео- Девочки — 37 чел. (%) Девочки — 108 чел. (%)
хондроз п 273 (%). Мальчики — 25 чел. (%) Мальчики - 103 чел. (%)
Х=62 чел. (%) £=211 чел. (%)
Посттравматический Девочки — 26 чел. (%) Девочки — 10 чел
остеохондроз 62 чел. п (%). Мальчики — 13 чел. (%) Мальчики — 13 чел.
Х=39 чел. (%) ^=23 чел. (%)
Нарушения осанки, Девочки — 583 чел Девочки — 330 чел
в т.ч. сколиотическая
болезнь п 1401 (%). Мальчики — 133 чел. £=716 чел. (%) Мальчики (%) — 355 чел. ^=685 чел.
* Дегенеративно-дистрофические и диспластические заболевания отнесены в одну группу, в соот-
Задачами исследования являлись:
1. Оценка результатов контрольного этапа оздоровительной программы «Правильная осанка».
2. Анализ уровня реабилитационного потенциала у детей с вертеброгенной патологией при помощи объективных, числовых показателей.
3. Применение векторной системы оценки уровня реабилитационного потенциала при формировании реабилитационных групп, исходя из возрастных морфофункциональных и нозологических критериев пациентов.
Материалы и методы
Объектом исследования являлась группа учащихся 1-11 классов муниципальных общеобразовательных школ города в возрастном диапазоне от 7 до 17 лет, обоего пола, состоящая на диспансерном учете (п=196 человек). Часть включенных в исследование лиц являлись участниками оздоровительной программы «Правильная осанка», которая проводилась в период летней оздоровительной кампании 2021 года [Югра]. Критериями включения в группы являлись нарушения осанки сколио-тического и иного генеза, а также консолидированные переломы грудных и поясничных позвонков с 1-11 степенью компрессии. Критериями исключения из исследования являлись: противопоказания к физиотерапии, отсутствие возможности передвигаться самостоятельно, проявления кожных заболеваний в области поясничного отдела позвоночника и болевой синдром невертеброгенного характера (психогенный, индуцированный патологией внутренних органов), психические заболевания, затрудняющие контакт с медперсоналом при проведении процедур (отсутствие или спутанное сознание), отсутствие зрения или слуха, речи, грубые врожденные аномалии позвоночника, низкий уровень реабилитационного потенциала. В соответствии с поставленными задачами пациентам проводили комплексное обследование, включающее методы клинического, рентгенологического исследования, компьютерную, магнитно-резонансную томографию. На контрольных этапах обследования использовались оптические методы диагностики —
ТОДДП и ТМТ [1,2,3]. Наличие, степень и характер болевого синдрома фиксировались «Методом кожной электрометрии». Оценка реабилитационного статуса и распределение пациентов в зависимости от уровня РП выполнялись по методике оценки реабилитационного потенциала у неврологических больных, которую мы дополнили данными кожной электрометрии по Герасимову [4,5]. Клиническое исследование включало проведение анкетирования с целью определения выраженности тревожных и депрессивных нарушений. Для этой цели применялся «Опросник выраженности психопатической симптоматики» ^СЬ-90-К). В настоящем исследовании мы использовали версию опросника, модифицированную для изучения состояния эмоционально-волевой сферы у детей и подростков. Предметом оценки являлись цифровые значения показателей шкал «сомати-зация», «тревожность», «депрессия» [6, 7]. При изучении показателей эмоционально-волевой сферы использовалась версия, модифицированная для изучения лиц школьного возраста. Количественные показатели обработаны статистически с вычислением средней арифметической (М) и ее ошибки (м). Достоверность различий между группами наблюдений оценивалась с использованием программы Biostat 2007 в среде MS Ехе1 2002 по непараметрическому критерию Стьюдента и точному критерию Фишера с определением показателя статистической достоверности. Достоверными считались различия показателей при уровне значимости Р<0,05. Уровень реабилитационного потенциала пациентов определялся общим состоянием, выраженностью нарушений статодинамической функции конечностей и позвоночника, наличием и степенью вегетативных расстройств, кратности манифестаций заболевания и длительности периодов ремиссии в (случаях хронических заболеваний). При изучении данного критерия планировании и мониторинге процесса лечения, применялась векторная система оценки реабилитационного потенциала. Суть данной системы в том, что при оценке динамики и качества восстановительного лечения применяется числовые критерии (Рис.1).
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №4 2021
Рис. 1. Векторная система оценки уровня РП
Общий реабилитационный вектор имеет значение в диапазоне от 0 до 12 баллов. Значение данного показателя представляет собой сумму числовых значений трех направлений (векторов) реабилитации: медицинского, социального, профессионального, каждый из которых имеет значение от 0 до 4 [8]. В зависимости от клинико-функциональных характеристик пациента выделяют 3 уровня реабилитационного потенциала: высокий, средний и низкий, что также учитывается при составлении реабилитационного прогноза.
Описание методов лечения
После выполнения обследования в сформированных группах были организованы занятия лечебной физкультурой, согласно методическим рекомендациям, разработанными на кафедре травматологии и ортопедии ФГОУ ВПО «Тюменский государственный медицинский университет» (Н.А Бурматов, 2011). В реабилитационный процесс включены оригинальные комплексы упражнений. Занятия проводились 2 раза в неделю в течение 30-45 минут в младшей возрастной группе, длительность занятия в старших группах составляла 45-60 минут. Количество человек в группе было различным и рассчитывалось исходя из требований САН-ПиН и других обязательных нормативных
документов. Контрольным этапом обследования являлся осмотр врача - ортопеда, согласно плану индивидуального диспансерного наблюдения. В качестве метода контроля состояния и динамики деформаций применялись методы теневой и оптической топографии. Инвазив-ные методики контроля (рентгенография, МРТ) так же назначались пациентам по мере необходимости, индивидуально. По окончании курса лечебной физкультуры каждому ребенку выдавалась памятка для самостоятельных занятий и проводилась беседа с родителями. Наличие, степень, а также характер болевого синдрома фиксировались с помощью «Методики кожной электрометрии». Врачом-ортопедом (и врачом ЛФК) проведен осмотр детей перед началом занятий и по окончании курса. Разработка комплекса упражнений и проведение занятия в зале ЛФК осуществлялись согласно назначению врача. Для подготовки и обучения кадров проведены обучающие семинары для врачей и медицинских работников, в ходе которых были рассмотрены основные теоретические вопросы, связанные с анатомо-физиологическими особенностями детского позвоночника, виды нарушений, деформаций осанки и способы их коррекции. В практической части семинара были проведены показательные занятия с детьми — участниками программы.
Результаты и обсуждение
Перед началом программы сформированы 3 группы общим числом 112 человек. В группу №1 вошли пациенты с дегенеративно-дистрофическими и диспластическими заболеваниями (21 человек). Группа №2 была самой
многочисленной и состояла из 72 пациентов с нарушениями осанки и сколиотической болезнью. Пациенты с посттравматическим и юве-нильным остеохондрозом выделены в группу №3 (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Распределение пациентов по виду нозологии
Данное распределение связано с разницей Начальный этап исследования установил, что
в методах и принципах построения занятий, доминируют дети и подростки с благоприят-
особенностями выполняемых упражнений, ным реабилитационным прогнозом и высоким
уровнем и спецификой физических нагрузок. показателем уровня РП (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Распределение пациентов генеральной совокупности, в зависимости от уровня
реабилитационного потенциала
Резюме результатов контрольного этапа исследования
Изучение результатов лечения на контрольном этапе реабилитационно-восстано-вительного лечения (110+12,4 суток) выявило изменение параметров сагиттального баланса у 48% пациентов. Сравнение показателей состояния эмоционально-волевой сферы выявило положительную динамику по всем шкалам: «тревожность» — у 17%, «депрессия» — у 19,2%, «соматизация» — у 29% пациентов. Повышение значения числового показателя общего вектора реабилитации (8,7+1,3 против 10+1,7) свидетельствует о повышении уровня реабилитационного потенциала. Ликвидация у большинства пациентов явлений хронической нейропатиче-ской боли объективно подтверждена результатами кожной электрометрии и данными ВАШ.
Заключение
Сравнительный анализ показателей начального и контрольного этапов исследования дает основания полагать, что единая патогенетическая основа, дегенеративно-дистрофических, диспластических заболеваний и посттравматической болезни - хронический костно-болевой синдром является наиболее значимой причиной низкой эффективности лечения пациентов с патологией позвоночника. Векторная система оценки уровня реабилитационного потенциала в сочетании с использованием нескольких объективных числовых критериев — степени боли, состояния эмоционально-волевой сферы, параметров сагиттального баланса не только позволяет получить адекватное представление о состоянии здоровья, но и может служить инструментом при осуществлении диспансерного наблюдения школьников младшего и старшего возраста.
Авторы благодарят за помощь в проведении исследования и написании статьи академика РАЕН, доктора физико-математических наук, ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижневартовский государственный университет» С.И. Горлова, студенток факультета экологии и инжинирин-
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ: опыт и инновации №4 2021
га Е.А. Рыжникову, Е.Д. Татаринову. Особую благодарность коллектив авторов выражает Э.В. Игошину — директору Лицея им. Пушкина (г. Нижневартовск), педагогам и родителям учащихся за помощь и содействие в осуществлении программы «Правильная осанка» в летней оздоровительной кампании 2021 года.
Литература
1. Батршин, И.Т., Сарнадский, В.Н. Исследование формы позвоночника у детей Тюменского При-обья методом компьютерной оптической топографии // Хирургия позвоночника, — Новосибирск. — 2004. — №2. — С.74-78.
2. Бурматов, Н.А. Опыт оздоровления детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки в период каникулярного отдыха // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. — 2019. — №4 — С.46-48.
3. Бурцев, А.В., Рябых, С.О., Котельников, А.О., Губин, А.В. Клинические аспекты сагиттального баланса у взрослых // Гений ортопедии. — 2017. — Т. 23. — № 2. — С. 228-235. — DOI 10.18019/10284427-2017-23-2-228-235
4. Кузяков, О.Н., Кучерюк, В.И. Методы и средства измерения топологии поверхности, перемещений и деформаций. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. — С. 142-144
5. Герасимов, А. А., Мещанинов, В. Н., Щербаков, Д. Л. Механизмы патогенетической терапии болевого синдрома позвоночника внутритканевой электростимуляцией. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. — 2019. — № 96(4). — С. 12-18. — DOI: 10.17116/кишй20199604112
6. Клемешева, Ю.Н., Воскресенская, О.Н. Реабилитационный потенциал и его оценка при заболеваниях нервной системы. // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2009. — Т. 5.— №1. — С. 120-123.
7. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб: Питер, 2001. — 272 с.
8. Белова, А.Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. — М., 2002. — 439 с
9. Болотов, Д.Д., Юдин, В.Е., Турлай, М.В., Стариков, С.М. Система векторной оценки реабилитационного потенциала // Доктор.Ру. — 2016. — № 12 (129). — Часть II. — С. 40-43.
© Загинайко Т.Г., Бурматов Н.А., Батршин И.Т., Сергеев Г.К., Кудряшова Н.А., 2021.