УДК 332.122:316.334.3(985) Гущина Ирина Александровна
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института экономических проблем Г.П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук
Положенцева Ольга Анатольевна
младший научный сотрудник
Института экономических проблем Г.П. Лузина
Кольского научного центра Российской академии наук
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ В ОЦЕНКАХ НАСЕЛЕНИЯ
Gushchina Irina Aleksandrovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Leading Research Associate, Lusin Institute for Economic Studies, Kola Science Center of Russian Academy of Sciences
Polozhentseva Olga Anatolyevna
Junior Research Associate, Lusin Institute for Economic Studies, Kola Science Center of Russian Academy of Sciences
EFFICIENCY OF THE STATE SOCIAL POLICY IN THE RUSSIAN ARCTIC ZONE BY POPULATION ASSESSMENT
Аннотация:
В статье структурированы результаты изучения общественного мнения населения Арктической зоны РФ и данные ряда общероссийских рейтингов по значимым вопросам, составляющим в совокупности оценочную базу эффективности государственной социальной политики. Выводы, полученные в ходе изучения настроений и восприятия жителями реализуемой социальной политики, их реакции на происходящие и грядущие социально-экономические трансформации, способствуют формированию канала обратной связи от территориального сообщества к власти.
Ключевые слова:
государственная социальная политика, социологическая информация, эффективность социального управления, материальное и социальное благополучие, социальное самочувствие, социальный протест, рейтинговая позиция, Арктическая зона РФ.
Summary:
The article structures results of the research studying the public opinion of the Russian Arctic and the data of the number of Russian ratings on important issues, which together constitute the base for assessment of the state social policy effectiveness. The conclusions obtained in the study of residents' attitudes of the implemented social policy, their response to the ongoing and future socio-economic transformations, contribute to the formation of a feedback channel from the territorial community to the authorities.
Keywords:
state social policy, sociological information, efficiency of state management, material and social welfare, social well-being, social protest, rating position, Arctic Zone of the Russian Federation.
В условиях возрастающего внимания к Арктике и в рамках реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» особую значимость приобретает выработка единой пространственной социальной политики. Специфика организации жизни человека в Арктике очевидна в силу факторов объективного характера, что отражается на формировании субъективных мнений жителей о параметрах социальной жизни.
В качестве теоретической основы для написания статьи использован метод социологических оценок. Социологическая оценка представляет собой практическую оценку доступного влияния каких-либо действий, достойных порицания или одобрения и, по сути, являющихся оценкой социальных фактов, которые рассматриваются как желаемые или нежелаемые [1, с. 54]. Социологическая оценка изначально предполагает измерение различных свойств оцениваемого объекта или явления. Измерение дает возможность сопоставлять и диагностировать состояние социальных фактов, определяя динамику изменений (например, изменение за определенный период доли северян, относящих себя к категории «бедных»). В рамках нашего исследования параметрами оценки определены результативность системы (исполнительная власть) и реализация социальной политики по степени соответствия интересам и потребностям населения Арктической зоны РФ.
Целью телефонного опроса населения, проживающего в Арктической зоне РФ, проведенного Институтом экономических проблем Г.П. Лузина в 2015 г., было определение результативности государственной социальной политики через представления жителей о степени удовлетворенности их основных социальных потребностей. Объем выборки репрезентативен, при ее построении использовались типовые квоты с учетом характеристик населения арктической территории. Новизна выполненного исследования заключается в том, что полученная социологическая информация в определенной степени позволяет оценить отношение арктического социума (на межрегиональном уровне) к современным реалиям. В статье представлены отдельные результаты указанного исследования.
Одним из показателей сбалансированности социокультурной среды региона являются ответы на вопрос об отношении к месту проживания. В целом по Арктике почти 35 % населения довольны тем, что живут здесь (почти половина ответивших таким образом - молодежь), пятая часть населения привыкла жить в этих суровых условиях (и них 40 % - пожилые люди), и, к сожалению, почти 40 % ответивших, в основном люди трудоспособного возраста, заявили о желании уехать, указывая на дискомфортность проживания (суровый климат, слаборазвитая инфраструктура), сложности с трудоустройством, низкий уровень материального достатка, желание возвратиться на малую родину.
Рост материального благополучия населения в отдельно взятом регионе во многом зависит от проводимой федеральными и региональными властями политики в сфере занятости, доходов и цен. Средние денежные доходы населения в России в первом квартале 2015 г. составили 25,2 тыс. р. [2]. Это почти совпадает с анонсированным нашими респондентами доходом -27,6 тыс. р. На то, что существует проблема недостаточной материальной обеспеченности, указывает почти двукратная разница между анонсированным (27,6 тыс. р.) и желаемым (51,7 тыс. р.) доходами респондентов Арктической зоны РФ, и, как следствие, «бедными» себя считают пятая часть опрошенных (19,8 %), из них 40 % - пожилые люди, при этом в целом по России уровень предполагаемой бедности в 2015 г. прогнозировался на отметке в 14,2 % [3; 4].
Определенный оптимизм вселяет то обстоятельство, что взаимозависимость социальной активности населения и уровня экономического благополучия региона осознает обучающаяся молодежь - наиболее активная и ориентированная на перспективу категория. Мнения разных категорий населения о влиянии различных факторов на экономическое благополучие региона представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос: «От кого, по Вашему мнению, в наибольшей мере зависит экономическое благополучие в Вашем регионе?» по группам респондентов, 2015 г., %__
Варианты ответов
От федеральных властей От региональных властей От крупных предприятий От предприятий малого и среднего бизнеса От населения в целом
Все респонденты 38,9 50,5 25,9 5,1 17,1
Рабочие, работники 36,7 40,0 30,0 - 20,0
Специалисты, руководители, предприниматели 29,9 49,4 31,2 7,8 15,6
Работники социальной сферы 48,6 56,8 24,3 2,7 16,2
Работники сферы услуг 50,0 71,4 14,3 - 28,6
Пенсионеры 50,0 61,5 19,2 3,8 7,7
Безработные, инвалиды и другие 36,8 36,8 21,1 15,8 15,8
Учащиеся, студенты 37,5 25,0 25,0 - 37,5
Военнослужащие, сотрудники МВД 40,0 60,0 20,0 - 20,0
Результативность деятельности исполнительной власти в своем регионе респондентам предлагалось определить через оценки качества и доступности ряда услуг социальной сферы. Согласно полученным оценкам, наиболее высока результативность исполнительной власти в сферах школьного образования и спорта. Ниже оценены качество и доступность услуг здравоохранения, самыми критичными оценками охарактеризованы «успехи» в сфере ЖКХ.
Одной из задач исследования было выявление обобщенного рейтинга наиболее острых проблем в регионе проживания (рис. 1).
■ Быстрый рост цен
■ Безработица
■ Алкоголизм
■ Коррупция
■ Экономическая нестабильность
■ Социальная незащищенность
Рисунок 1 - Рейтинг наиболее острых проблем в оценках респондентов в Арктической зоне (по результатам социологического опроса 2015 г.), %
Недавние опросы общественного мнения населения России показали, что россиян в наибольшей степени волнуют рост цен (69 %) и безработица (33 %) [5]. То есть оценочные мнения по поводу самых острых проблем в Арктике совпадают с общероссийскими, но имеют несколько меньшие значения. На фоне интенсивных инфляционных процессов особо уязвимыми становятся «северные» пенсионеры - быстрый рост цен как наиболее тревожащую проблему называют 80 % мужчин старше 59 лет. Вполне ожидаема обеспокоенность ростом цен «бедных» граждан (65,8 %). К группе наиболее высокого риска и угрозы стать безработными отнесли себя 52,2 % молодых респондентов. Алкоголизм и наркомания как наиболее острые социальные проблемы волнуют 21,3 % респондентов арктических регионов, причем алкоголизм как зло, разрушающее семьи, особенно беспокоит женщин молодого (24,2 %) и среднего (30 %) возраста. Такая проблема, как экономическая нестабильность, проявляющаяся в спаде производства, росте безработицы и уровня инфляции, больше остальных затронула респондентов, относящих себя к «бедным» (31,6 %), представителей пенсионного возраста (30 % мужчин и 33 % женщин). Распространением коррупции обеспокоены около 16,4 % респондентов. Социальная незащищенность в большей мере тревожит респондентов пожилого возраста (33,3 %) и относящих себя к категории бедных (15,8 %), что свидетельствует о недостаточных мерах социальной поддержки уязвимых слоев населения на фоне снижения материального благополучия, вызванного кризисными явлениями в экономике.
Исследование результативности государственной социальной политики предполагает оценку такого параметра, как социальный протест. К факторам, провоцирующим социальный протест, следует отнести степень недоверия к структурам власти, невозможность повлиять на принятие решений, высокий уровень неудовлетворенности материально-экономическими условиями жизни. Эти обстоятельства во многом определяют уровень социальной и политической стабильности в регионе и стране [6, с. 86]. По сравнению с российскими показателями, в Арктике отмечается более высокий уровень социального протеста - 20,8 %. К наиболее активным формам реализации своего недовольства (митинги, забастовки, баррикады) готовы респонденты -мужчины среднего возраста (41,9 %), поскольку данная категория острее чувствует на себе снижение зарплат и сокращение рабочих мест. Мужчины старшего возраста (30 %) и те, кто соотносит себя с категорией «бедных» (31,6 %), в большей степени подвержены настроениям социальной апатии, испытывают чувство разочарования и не считают, что участие в протестных действиях может способствовать решению их проблем. Женщины средних лет (37,5 %) склонны выбирать более цивилизованные формы для защиты своих прав, например подписание обращения к властям. Таким образом, уровень социального протеста служит своеобразной иллюстрацией эффективности исполнительной власти.
Выполненный анализ социологической информации позволяет сделать некоторые выводы:
- Выявленный высокий уровень миграционных настроений (более 40 %) среди трудоспособного населения Арктической зоны РФ предполагает необходимость совершенствования миграционной политики, внесения коррективов в социальную политику занятости.
- Основная часть респондентов инерционно ориентируется на патерналистскую политику государства в отношении северных регионов, связывая свое экономическое благополучие с деятельностью региональных и федеральной ветвей власти. Для повышения экономической самостоятельности и активности населения в рыночных условиях хозяйствования необходимы выработка и реализация комплекса мер с ориентирами на развитие малого предпринимательства и самозанятости.
- Обобщенный рейтинг наиболее острых проблем в значительной степени соотносится с общероссийскими и по своей сути представляет информационную основу для определения первостепенных задач социальной политики.
- Анализ уровня социального протеста подтверждает соотношение между остротой и нерешенностью региональных проблем, с одной стороны, и высоким уровнем протестных настроений - с другой. В связи с этим представляются актуальными меры по снижению социальной напряженности, включающие как экономический блок, ориентированный на повышение уровня жизни, так и информационный, целью которого выступит совершенствование взаимодействия власти с арктическим сообществом.
В целях формирования устойчивой обратной связи между властью и арктическим социумом, призванной обеспечить регулярное получение сопоставимой по регионам Арктики информации о социальных процессах и поддержку сообществом реализации государственной политики в Арктике, предлагается законодательно закрепить для этой территории обязательность проведения социологического мониторинга с единым инструментальным обеспечением. Такой подход позволит диагностировать состояние общественного сознания и при необходимости своевременно корректировать управленческие решения в рамках социального управления в Арктической зоне РФ.
Ссылки и примечания:
1. Научное обоснование государственной политики устойчивого социального развития Российского Севера и Арктики как ключевого фактора реализации национальных интересов РФ : отчет о НИР (промежуточ.): 3-10-2005 / ФГБУН Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН ; рук. Л.А. Рябова ; отв. исполн. И.А. Гущина [и др.]. Апатиты, 2014. 133 с.
2. Платонова Е. Страна приросла бедностью [Электронный ресурс] // Газета.ru. URL: http://www.gazeta.ru/busi-ness/2015/06/12/6838965.shtml (дата обращения: 03.10.2016).
3. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (http://murmanskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/murmanskstat/ru/statistics/).
4. Всемирный банк фиксирует рост бедности в России [Электронный ресурс] // Глазами офицера. URL: http://praestes.ru/vsemirnyj-bank-fiksiruet-rost-bednosti-v-rossii/ (дата обращения: 05.10.2016).
5. Сегодня наши сограждане больше всего боятся роста цен, бедности и безработицы [Электронный ресурс] // Имидж-фактор: аналитическое агентство. URL: http://image-factor.ru/news/research-news/?ELEMENT_ID=1265 (дата обращения: 06.10.2016).
6. Гущина И.А., Положенцева О.А. Оценка потенциала протеста как составной части социального настроения // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения - 2010 : тез. докл. V Междунар. науч.-практ. конф. (Апатиты, 8-10 апр. 2010 г.). Апатиты, 2010. С. 86-87.