в целом, но и повышение устойчивости предприятия, росту его конкурентоспособности.
Список литературы
1. Бланк И. А. Управление финансовыми ресурсами// М.: Омега-Л, ООО «Эльга», 2011. — 768 с.
2. Кара А.Н., Трифонов И.В. Ресурсный потенциал предприятий сферы услуг и эффективность его использования // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы, 2012. № 3. С. 193-197.
3. Устойчивость развития организаций торговли. Коллективная монография// под науч. редакцией Мокин В.Н., Переверзева Т. А.- СПб.: Издательство: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" (Санкт-Петербург), 2017 г. С. 148.
4. Засенко В.Е., Переверзева Т.А. Конкуренция и квазиконкуренция как составляющие торгового ритейла// Научно-технические ведомости СПбГПУ Экономические науки. Том 1. - №3(58), 2008 г.; сс. 18-22.
Kalganova Anastasia Alexsandrovna,
(e-mail: nastysha-k-94@mail.ru)
Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, St.Petersburg, Russia Zasenko Vilena Evgenievna, doctor of economic sciences, professor (e-mail: vikiza@yandex.ru)
Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, St.Petersburg, Russia SPECIFICS OF CASH FLOW MANAGEMENT OF THE HOTEL ENTERPRISE
Abstract. This article describes the features of cash flow management of enterprises of hotel business, are considered elements of the sales and free cash flow. Keywords: cash flows, EBITDA, FF&E, common accounting system.
УДК 658.56
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ Квашнина Валентина Александровна, студент факультет менеджмента и инженерного бизнеса, (e-mail: valya141291@rambler.ru) Фролова Ирина Ивановна, к.соц.н., доцент факультет менеджмента и инженерного бизнеса, ЧОУ ВО "Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)" (e-mail: fii@mail.ru)
В статье рассматриваются вопросы эффективности и результативности системы управления качеством на предприятии. Представлены результаты исследования эффективности и результативности системы управления качеством на предприятии по производству электротехнического оборудования для пассажирского городского электротранспорта и промышленности. Предложены рекомендации по повышению результативности системы управления качеством.
Ключевые слова: эффективность СМК, результативность СМК, оценка результативности СМК.
Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью системы менеджмента качества в обеспечении эффективности функционирования всей компании. Система менеджмента качества позволяет обеспечить удовлетворенность потребителя и является фактором конкурентоспособности предприятия.
"Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия любой формы собственности. В условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает формирование имиджа предприятия, его известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля: товарному знаку, средствам рекламы и др. Однако на качество влияют многие факторы, и все их необходимо учитывать при решении проблемы повышения качества продукции. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, совершенствования существующей системы менеджмента качества или формирования новой"[3, с.4].
Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015, "высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента качества посредством: принятия ответственности за результативность системы менеджмента качества"[1].
"Вопросы управления результативностью являются одними из приоритетных, решаемых руководством современной организации независимо от ее отраслевой принадлежности. Это не является случайным, так как достижение как оперативных, так и стратегических результатов является необходимым условием повышения конкурентоспособности организации, обеспечения ее устойчивого развития"[9].
Эффективность функционирования системы менеджмента качества должна основываться на данных мониторинга и измерений и подразумевает оценку уровня результативности СМК в сопоставлении с произведенными затратами.
Результативность системы менеджмента качества определяется степенью достижения результатов, адекватных поставленным целям, удовлетворяющих определенные потребности всех заинтересованных сторон.
"Проблема определения результативности системы менеджмента качества представляет собой один из наиболее дискутируемых в литературе вопросов. В стандартах серии ИСО 9000 отмечается особое значение оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества"[7, с. 149].
"Оценка результативности СМК является завершающим этапом годового цикла развития СМК и проводится для анализа степени достижения целей по качеству, выявления неиспользованных возможностей и планирования развития СМК на очередной год"[11, с.79].
Степанов А. отмечает, что "во многих публикациях авторы пытаются представить показатели результативности СМК и соответственно задавае-
мые на их основе цели в области качества в виде отношения достигнутого к требуемому"[10, с.73]. При этом он отмечает, что "суть оценки результативности СМК заключается в определении степени достижения целей в области качества"[10, с.77].
"Внедрение и функционирование результативной СМК, т. е. системы, направленной на постоянное повышение качества продукции и услуг и, как следствие, повышение рентабельности организации, сопряжено с рядом трудностей и условий. Одним из первичных условий создания действующей СМК является реализация принципа «лидерство высшего руководства», с учетом интеграции принципов менеджмента качества и соответствующей модели обеспечения качества с уже имеющейся системой административного управления". Одним из важных инструментов для мониторинга и повышения результативности СМК "является грамотно сформированная методика оценки результативности процессов СМК системы в це-лом"[6, с.125]. "Подход к определению результативности, основанный на методологии «дерево критериев», позволяет проводить точный, глубоко дифференцированный мониторинг состояния процессов, с целью выявления критических мест и целенаправленного исправления недостатков "[6, ^126].
"Оценка результативности имеет большое значение для деятельности предприятия, потому что дает возможность шире учитывать все многообразие факторов, целей и хозяйственных результатов в рамках СМК"[2, с. 39].
"Самооценка и оценка результативности СМК — одна из важнейших научно-методических проблем, решение которой необходимо обеспечить при разработке, внедрении, функционировании и совершенствовании СМК. Деятельность по обеспечению проведения самооценки и оценки результативности СМК предприятия охватывает все аспекты выполняемых работ, включающие:
- создание, развитие и сохранение целостности системы менеджмента качества;
- планирование процессов;
- мониторинг процессов, продукции, средств измерений и программного обеспечения;
- обеспечение безопасных условий труда персонала;
- анализ информации, полученной от потребителя;
- анализ результатов функционирования процессов, улучшения процессов;
- анализ политики и целей в области качества на постоянную пригодность;
- данных по: удовлетворенности потребителей; соответствию требованиям к продукции; характеристикам и тенденциям процессов и продукции; поставщикам; корректирующим и предупреждающим действиям; анализу
нормативных документов, разработанных предприятием на соответствие их установленным требованиям и специфике деятельности"[5, с.3].
С точки зрения Журбицкой О.В., "эффективность функционирования системы менеджмента качества, основанной на данных мониторинга и измерений, становится определяющим фактором ее разработки и внедрения"^, с.48].
"Огромную роль в повышении результативности СМК играют такие факторы, как готовность лидеров, персонала и используемых информационных технологий к непрерывному совершенствованию, а также обеспечение условий для интенсивного обмена знаниями между сотрудниками и формирование соответствующей организационной культуры на предпри-ятии"[8, с.11].
По результатам исследования эффективности и результативности системы управления качеством на предприятии по производству электротехнического оборудования для пассажирского городского электротранспорта и промышленности были сделаны следующие выводы:
- недостаточная результативность системы управления качеством;
- не в полной мере проводится оценка эффективности деятельности компании на уровне подразделений;
- не все запланированные корректирующие и предупреждающие действия выполняются;
- отсутствие на предприятии должного внимания вопросам функционирования СМК со стороны высшего руководства;
- отсутствие четкого функционирования процессов СМК;
- не внесены актуальные изменения в документацию СМК на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015;
- отсутствие вовлечённости персонала в деятельность по эффективному функционированию СМК;
- не в полной мере разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия, направленные на устранение причин выявленных несоответствий;
- отсутствие должного контроля за выполнением целевых показателей СМК.
Для устранения выявленных проблем и повышения результативности системы управления качеством предлагается:
1. Внедрить в практику обобщенный алгоритм оценки результативности процессов СМК.
2. Организовать разъяснительную работу среди персонала о неотделимости функционирующей на предприятии системы менеджмента качества от непосредственной деятельности каждого подразделения.
3. Внести в документы системы менеджмента качества актуальные изменения на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
4. Разработать мероприятия, направленные на организацию проведения анализа деятельности подразделений.
5. Проводить мониторинг процессов, функционирующих в подразделении, для получения оперативной информации, необходимой для поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента качества.
6. Для повышения результативности корректирующих и предупреждающих действий необходимо повысить ответственность руководителей подразделений за своевременное решение вопросов СМК и мотивации труда по их подразделениям.
7. Разработать систему количественных и качественных показателей, обеспечивающих баланс стратегического и оперативного управления в системе менеджмента предприятия.
Комплексный подход к формированию данной системы обеспечит возможность компании оценивать результативность каждого процесса и системы менеджмента предприятия в целом. Для устранения недостатков, связанных с завышением отчетных цифр и несоответствиями в определении показателей, оценку предлагается проводить подразделениям не только самим, но и в форме аудита.
8. При проведении оценки результативности основное внимание следует уделить тем процессам, которые требуют рационализации, чтобы подтвердить её необходимость.
9. Разработать Положение об оценке результативности системы управления качеством.
Разработанные рекомендации позволят эффективнее оценивать функционирование системы менеджмента качества; персоналу компании более четко представлять предназначение организации, знать целевые показатели предприятия, подразделения и каждого сотрудника; повысить мотивацию персонала к высококачественному труду.
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 - Системы менеджмента качества - Электронный ресурс. -Режим доступа: Консультант+.
2. Абалдова, С.Ю. Проблемы повышения результативности системы менеджмента качества промышленного предприятия // Сборник научных трудов вузов России "Проблемы экономики, финансов и управления производством". 2013. - № 33. - С. 38-41.
3. Волкова, И. А. Оценка эффективности систем менеджмента качества предприятий АПК: монография / И.А. Волкова; под ред. проф. В.Ф. Стукача. - Омск: Изд-во Омского экономического института, 2007. - 208 с.
4. Журбицкая, О.В. Мониторинг и измерение в рамках системы менеджмента качества предприятия технического сервиса агропромышленного комплекса // Международный научный журнал. 2010. - № 5. - С. 47-50.
5. Закирова, Р.Р. Проведение самооценки и оценки результативности систем менеджмента качества предприятий (СМК) // Восточно-Европейский научный вестник. 2015. -№ 3-4. - С. 3-5.
6. Корнилов, Е.Г., Малашков, И.И. Обеспечение и анализ результативности системы менеджмента качества на примере ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» // Труды НАМИ. 2010. -№ 245.- С. 115-126.
7. Крюков, Д.Н., Серебровский, В.В., Погонин, А.А. Совершенствование системы оценки результативности и эффективности менеджмента качества предприятий // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. - № 1-1 (40). - С. 149-154.
8. Попова, Л.Ф. Формирование методического подхода к оценке результативности СМК промышленных предприятий / В сборнике: «Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста»: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. - С. 10-12.
9. Салимова, Т.А., Лещанкина, Е.К. Необходимость формирования многоуровневого подхода к управлению результативностью на основе методологии менеджмента качества // Системное управление. 2012. - № 2 (15). - С. 37.
10. Степанов, А.В. Оценка результативности СМК: методический аспект // Стандарты и качество. 2009. - № 1. - С. 70-79.
11. Федулов, Ю.П., Заика, И.Т., Смоленцев, В.М. Внутренние аудиты и результативность СМК: опыт кубанского государственного аграрного университета // Стандарты и качество. 2013. - № 1 (907). - С. 76-80.
Kvashnina Valentina Alexandrovna, student
Kazan University named after V. G. Timirjasewa (IEML)
(e-mail: valya141291@rambler.ru)
Frolova Irina Ivanovna, Candidate of Sociological Sciences, docent Kazan innovative university named after V. G Timiryasov (IEML) (e-mail: fii@mail.ru)
THE PERFORMANCE OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
The article considers issues of efficiency and effectiveness of the quality management system at the enterprise. Presents results of a study of the efficiency and effectiveness of the quality management system at the plant for the production of electrical equipment for passenger urban electric transport and industry. Recommendations for improving the effectiveness of the quality management system.
Key words: the effectiveness of the QMS, the effectiveness of the QMS, the assessment of the effectiveness of the QMS.