УДК 336.5.02 М. О. Юркин
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА НА ПРИНЦИПАХ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ (НА ПРИМЕРЕ ЕАО)
В работе исследуются проблемы оптимизации бюджетного процесса на уровне региона. Проведен анализ эффективности расходования бюджетных средств с позиции бюджетирования, ориентированного на результат.
Ключевые слова: бюджетная система, эффективность бюджетных расходов, бюджетная обеспеченность, валовый региональный продукт.
Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Региональные бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней развития территорий, обеспечивая их социальное и экономическое развитие. Основные направления использования бюджетных средств — финансирование социальной и производственной инфраструктуры.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью планирования расходов бюджета органы исполнительной власти субъекта РФ имеют возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, пере-
Юркин М. О. — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: J. Mikael@mail.ru
© Юркин М. О., 2014
100
распределять доходы субъекта между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Таким образом, при правильном распределении расходов бюджета можно реально повлиять на рост экономики и улучшение социальной сферы, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
Каждый субъект Российской Федерации находится в условиях ограниченности ресурсов. Но при этом у него множество обязанностей, которые необходимо исполнять. А для этого стоит наиболее рационально использовать имеющиеся в регионе денежные средства, то есть определять приоритетные статьи расходов и финансировать их наиболее эффективно. Бюджетные ресурсы, находящиеся в распоряжении правительства области, ограничены. При их распределении возникает потребность в оценке эффективности отдельных статей расходов. Программы, приносящие больший ожидаемый эффект, должны получить и большую финансовую поддержку, в то время как неэффективные расходы должны быть сокращены. При этом оценить результативность программ расходов очень сложно по целому ряду причин.
Во-первых, эффективность бюджетных расходов имеет не только экономическую, но и социальную составляющую. Социальный эффект имеет определяющее значение при формировании политики области, однако объективно измерить его практически невозможно.
Во-вторых, многие расходы региона нацелены не на решение текущих задач, а на достижение долгосрочного эффекта. В первую очередь, речь идет о расходах на развитие человека (образование, здравоохранение, культура и искусство), которые представляют собой вложение в будущее. При определении объемов финансирования таких программ необходимо оценивать и сопоставлять их эффективность в долгосрочном плане.
В-третьих, региональные расходы влекут множество побочных эффектов, как положительных, так и отрицательных. Побочные эффекты являются компонентом эффективности расходов, и учитывать их необходимо. Однако в силу сложности и многочисленности они трудно поддаются прогнозированию.
Оценка эффективности программ расходов необходима для распределения ограниченных бюджетных ресурсов. Для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, необходимо соблюдать ряд условий. Программы должны быть максимально конкретны, при этом они должны ориентироваться на достижение общественно значимых целей, а не на финансирование организаций. Отбор программ должен проводиться на конкурсной основе. Процедуры конкурсов должны быть прозрачны, четко определены и широко известны [2].
Одним из основных инструментов повышения эффективности расходов бюджета, актуальных в настоящее время для России, является внедрение методов формирования бюджета, основанных на принципах
101
бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). В целом модель БОР предусматривает распределение бюджетных средств между бюджетополучателями в зависимости от достижения ими конкретных результатов, обеспечивая тем самым наиболее эффективное расходование бюджетных средств. При этом средства распределяются пропорционально общественным ожиданиям и приоритетам. Ведь в основе общей оценки эффективности бюджетных услуг лежат два основных понятия: экономическая эффективность, связывающая объемы предоставляемых услуг с затратами, и социальная эффективность, которая определяется как степень достижения определенного социального результата. Таким образом, разработке финансовых нормативов, на базе которых будет проводиться расчет стоимости государственных услуг, должно предшествовать определение конечных целей оказания услуг [2].
Эффективность бюджетных расходов можно оценить различными методами и на основе различных показателей. Рассмотрим некоторые из них.
Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры.
Все расходы бюджета любого уровня в зависимости от их направленности можно разделить на пять групп:
I. Расходы на финансирование системы управления;
II. Расходы на финансирование систем жизнеобеспечения;
III. Расходы на улучшение условий жизни;
IV. Расходы на улучшение условий ведения бизнеса;
V. Расходы на погашение и обслуживание государственного и муниципального долга.
Распределение статей функциональной классификации расходов бюджета в соответствии с указанными группами приведено в таблице 1.
Очевидно, что на уровень жизни населения и рост производства в регионе напрямую влияют только расходы II, III и IV групп. Поэтому при оценке эффективности расходов бюджета целесообразно рассмотреть долю каждой из этих групп в общей сумме расходов. Таким образом, можно определить, какая доля средств приходится на поддержание уровня жизни в регионе, его повышение, обеспечение роста производства. Чем больше доля этих статей в бюджете, тем эффективнее используются ресурсы.
Кроме того, можно рассмотреть долю расходов по каждой статье и оценить их структуру. Таким образом, можно проследить, на что конкретно были направлены бюджетные средства и по каким направлениям ассигнования можно сократить.
Однако при этом не учитывается, что средства по некоторым направлениям могут расходоваться неэффективно — вкладываться в нерентабельные предприятия, в реализацию неэффективных социальных программ. То есть значительные суммы расходов могут не говорить об их эффективности. Поэтому при анализе эффективности бюджетных расходов необходимо использовать и другие показатели.
102
Таблица 1
Распределение статей расходов по группам в зависимости от их направленности
Номер группы Статьи функциональной классификации расходов
I Государственное управление и местное самоуправление Судебная власть Национальная оборона Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров Финансовая помощь бюджетам других уровней Пополнение государственных запасов и резервов
II Жилищно-коммунальное хозяйство Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
III Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия Образование Культура, искусство и кинематография Средства массовой информации Здравоохранение и физическая культура Социальная политика
IV Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу Промышленность, энергетика и строительство Сельское хозяйство и рыболовство Развитие рыночной инфраструктуры Мобилизационная подготовка экономики
V Обслуживание государственного долга
Могут относиться к любой группе Международная деятельность Формирование целевых бюджетных средств Прочие расходы
2. Оценка эффективности бюджетных расходов на основе расчета бюджетной обеспеченности на одного человека (уровень расхода бюджета из расчета на душу населения).
Бюджетная обеспеченность на одного человека — это сумма расходов бюджета за определенный период в расчете на душу населения. Он рассчитывается по формуле 1:
БО= Р / Ч, (1)
где БО — уровень расхода бюджета из расчета на душу населения; Р — расходы бюджета за период;
Ч — численность населения региона в данном периоде.
Преимуществом этого показателя является простота расчетов. Недостаток состоит в том, что даже при его высоком значении средства могут расходоваться неэффективно (например, если значительные суммы средств расходуются на финансирование действующих в регионе орга-
103
нов власти). Кроме того, этот показатель характеризует эффективность расходов в основном с социальной точки зрения.
Поэтому для повышения эффективности расчетов в составе расходов можно учитывать только расходы по социальным направлениям — на социальную политику, здравоохранение, образование и т. п.
3. Оценка эффективности бюджетных расходов на основе роста ВРП (валового регионального продукта).
Этот метод предполагает, что рост бюджетных расходов положительно влияет на экономику региона и вызывает рост ВРП. Он основан на расчете коэффициента, который показывает соотношение прироста ВРП к приросту бюджетных расходов и рассчитывается по формуле 2:
К, = АВРП / АР, (2)
где Кс — коэффициент соотношения прироста ВРП к приросту бюджетных расходов;
АВРП — изменение ВРП в рассматриваемом периоде;
АР — изменение бюджетных расходов в соответствующем периоде.
Чем больше этот показатель, тем эффективнее расходы, т. к. в этом случае небольшой прирост расходов обеспечивает значительно больший прирост ВРП.
Каждый из рассмотренных показателей характеризует эффективность бюджетных расходов с какой-либо одной точки зрения, поэтому их целесообразно рассматривать в комплексе [3].
На современном этапе развития бюджетного процесса проблема эффективности расходования бюджетных средств стоит особенно остро. Для бюджета Еврейской автономной области этот вопрос также актуален, поскольку повышение социального обеспечения населения области, решение задач развития и модернизации экономики неизбежно будут затруднять решение проблемы уменьшения бюджетного дефицита. В условиях снижения возможности государства с точки зрения финансового обеспечения значительно сократились, ожидать появления дополнительных трансфертов в областной бюджет не приходится. Основным ресурсом улучшения качества жизни населения на основе устойчивого социально-экономического развития области является повышение эффективности расходования бюджетных средств. По оценкам многих экспертов, можно за счет этого получить дополнительный ресурс.
Для решения данной задачи правительством ЕАО было принято постановление от 14 июня 2012 г. № 274-ПП «Об утверждении областной программы по повышению эффективности расходов областного бюджета на период 2012 — 2013 годов».
Целью данной программы являлось создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов области в целях обеспечения
104
качества жизни населения на основе устойчивого социально-экономического развития области. В ней определена система мероприятий по усилению роли областного бюджета в решении вопросов обеспечения экономического потенциала области и дальнейшего формирования инновационной и инвестиционной привлекательности региона [4].
То есть для выполнения своих обязательств правительству области необходимо эффективно планировать и осуществлять капитальные расходы.
Для того, чтобы предложить пути повышения результативности расходов областного бюджета, проанализируем ряд показателей, таких как коэффициент соотношения прироста ВРП к приросту бюджетных расходов и уровень расхода бюджета из расчета на душу населения.
Рассчитаем соотношение между изменением ВРП и изменением суммы расходов областного бюджета (коэффициент соотношения) за период с 2009 по 2012 годы на основании формулы 3 и данных, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Объем валового регионального продукта и расходов областного бюджета в период с 2009 по 2012 годы (в тыс. рублей)
2009 2010 2011 2012
Валовой региональный продукт 23 977 000,0 25 345 100,0 32 537 500,0 34 353 750,0
Расходы областного бюджета 6 401 009,2 6 922 838,7 7 594 521,8 7 438 502,2
Для наглядности представим данные таблицы в виде двух диаграмм.
Из представленных данных видно, что рост расходов областного бюджета возрастает в период до 2011 года. В 2012 году наблюдается их снижение на 156 млн рублей, в то же время объем валового регионального продукта (ВРП) ежегодно продолжает расти. Для анализа рассмотрим влияние изменения расходов на изменение ВРП. В период с 2009 по 2010 годы расходы областного бюджета увеличились на 521 млн рублей, что привело к росту ВРП на 1 368 млн рублей.
То есть увеличение расходов областного бюджета на 521 млн рублей привело к увеличению ВРП в 2,6 раза.
В период с 2010 по 2011 годы расходы областного бюджета увеличились на 671 млн рублей, что привело к росту ВРП на 7 192 млн рублей.
То есть увеличение расходов областного бюджета на 671 млн рублей привело к увеличению ВРП в 10,7 раза.
В 2012 году расходы областного бюджета снизились на 156 млн рублей, однако объем ВРП вырос на 1 816 млн рублей. Сопоставив изменения значений ВРП, можно сделать вывод, что снижение расходов хоть и не привело к уменьшению ВРП, однако заметно замедлило темпы его роста.
105
Расходы областного бюджета
7 800 000,00 7 600 000,00 7 400 000,00 7 200 000,00 7 000 000,00 6 800 000,00 6 600 000,00 6 400 000,00 6 200 000,00 6 000 000,00 5 800 000,00
2009 2010 2011 2012
• Расходы областного бюджета
Рисунок 1. Динамика расходов областного бюджета
Валовой региональный продукт
40000000 -
30000000 -
♦ »
20000000 10000000
0 -
2009 2010 2011 2012
Валовой региональный продукт
Рисунок 2. Динамика валового регионального продукта
Рассмотрев рост ВРП области в период с 2009 по 2012 годы, можно сделать вывод, что основой роста ВРП является рост расходов, поскольку в период с 2009 по 2011 годы увеличение расходов приводило к более значительному росту ВРП. В 2012 году, несмотря на снижение расходов, незначительный рост ВРП обусловлен эффективностью расходования денежных средств. С одной стороны, эта тенденция является положительной, но, в то же время, вопросам эффективности расходов бюджета области уделяется недостаточное внимание, так как темпы роста ВРП все же замедляются.
Это также подтверждается тем, что среднегодовой темп роста ВРП области с 2009 по 2012 годы составляет 12 %, а среднегодовой рост ВРП за аналогичный период по Дальневосточному региону составляет 14 %. Дальнейший рост ВРП и развития экономики области — одна из приоритетных задач для правительства ЕАО, причем в условиях ограничен-
106
ности ресурсов вопрос эффективности расходов должен стать основой развития региона.
Далее рассчитаем бюджетную обеспеченность на одного человека по формуле 1 на основании данных, представленных в таблице 3.
Таблица 3
Численность населения (в тыс. человек) и сумма расходов областного бюджета (в тыс. рублей) в период с 2009 по 2012 годы
2009 2010 2011 2012
Численность населения 185,5 185,2 176,7 175,3
Расходы областного бюджета 6 401 009,2 6 922 838,7 7 594 521,8 7 438 502,2
Таким образом, бюджетная обеспеченность на одного человека составляет:
— в 2010 году
БО =
Расходы
6 922 838,7
Чист, населения 185, г — в 2011 году
- = 37 380,3 рублей
— в 2012 году
Из проделанных расчетов видно, что в период с 2009 по 2011 годы значение данного показателя возрастает, то есть расходы на душу населения выросли на 8 472,9 рубля. Это связано как с увеличением суммы фактически израсходованных средств областного бюджета, так и с сокращением среднегодовой численности населения Еврейской автономной области. Но в 2012 году, даже несмотря на продолжающееся снижение численности населения, наблюдается небольшое снижение значения расходов на душу населения. Это связано со снижением общей суммы расходов областного бюджета по сравнению с предыдущим годом на 156 019,6 тыс. рублей.
Но, проанализировав данный показатель, нельзя сделать выводы об эффективности расходов областного бюджета.
Одним из показателей эффективности расходов областного бюджета является финансирование социально-культурных мероприятий. В их состав входят расходы на образование, культуру, искусство, средства массовой информации, здравоохранение, физическую культуру, социальную политику.
Количество денежных средств, затраченных на эти мероприятия, говорит об уровне благосостояния населения, уровне развития здравоохранения, культуры и образования в ЕАО.
107
Далее рассчитаем уровень расхода бюджета из расчета на душу населения по социально-культурным направлениям. Для этого воспользуемся данными таблицы 3 и таблицы 4.
Таблица 4
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия в период с 2009 по 2012 годы (в тыс. рублей)
2009 2010 2011 2012
Образование 520 645,5 538 476,6 595 677,7 1 463 043,7
Культура, кинематография, средства массовой информации 46 031,6 44 249,0 57 067,3 78 197,7
Здравоохранение, физическая культура и спорт 1 000 358,7 829 775,7 931 151,1 1 393 727,1
Социальная политика 548 098,4 750 737,7 1 056 260,3 1 513 784,0
Итого расходы бюджета на социально-культурные мероприятия 2 115 134,2 2 163 239 2 640 156,4 4 448 752,5
Таким образом, бюджетная обеспеченность на одного человека по социально-культурным направлениям составляет:
- в 2009 году
- в 2010 году
— в 2011 году
— в 2012 году
Из данных расчетов можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что уровень расхода бюджета из расчета на душу населения после роста в период за три года с 2012 начинает снижаться, расходы на социальную сферу имеют тенденцию к росту. А в 2012 году расходы на социально-культурные мероприятия по сравнению с предыдущим годом возросли в 1,6 раза. Это говорит об эффективности использования средств бюджета на социальные мероприятия, а именно с увеличением доли данного вида расходов правительство области способно реализовать больше программ по улучшению жизни населения.
И хотя эти направления не дают реального дохода в областной бюджет, эффективность расходов на эти цели позволяет повысить уровень
108
жизни населения, позволяет создать благоприятный климат для привлечения дополнительной рабочей силы и, соответственно, создает условия для развития экономики и производства на территории области, увеличивая налоговые поступления в бюджет. Так, об эффективности использования расходов социальной сферы говорит рост среднедушевых денежных доходов в месяц от 10876,9 рублей в 2009 году, 13061,8 рублей в 2010 году до 15197,1 рублей в 2011 году [5].
Одним из приоритетных направлений развития Еврейской автономной области является сельское хозяйство, поскольку отсутствие на территории области крупных промышленных объектов, географическое положение и природные условия определяют сельское хозяйство как один их основных источников дохода бюджета области. Дальнейшее развитие сельского хозяйства требует повышения эффективности капиталовложений с целью создания конкурентоспособной продукции данной отрасли, дальнейшего выхода на новые рынки сбыта, тем самым увеличивая налоговые доходы в бюджет.
В целях определения эффективности расходов на сельское хозяйство проведем расчеты индекса изменения расходов (в процентах к предыдущему периоду).
Таблица 5
Расходы бюджета на сельское хозяйство в период с 2009 по 2012 годы (в тыс. рублей)
2009 2010 2011 2012
Расходы областного бюджета 140 969,9 209 245,3 193 628,6 175 137,3
Из расчетов видно, что ежегодно значение данного показателя снижается, также как и общая сумма расходов областного бюджета на поддержку сельского хозяйства. Это является негативной тенденцией, однако, несмотря на это, в развитии сельского хозяйства области наблюдаются и положительные изменения. Это отражено в приведенных ниже таблицах.
Сравнив представленные данные, можно сделать вывод, что, несмотря на сокращение финансирования сельского хозяйства с 2010 по 2012 годы на 34 108 тыс. рублей, ряд показателей, характеризующих данную отрасль экономики, незначительно возрастает:
— число крестьянских (фермерских) хозяйств увеличилось на 5,4 %;
— площадь предоставляемых им земельных участков увеличилась на 2,8 %.
Таблица 6
Крестьянские (фермерские) хозяйства ЕАО
2009 2010 2011 2012
Число зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств 285 295 296 301
Площадь предоставленных им земельных участков, тыс. га 63,1 60,4 63,7 64,9
Средний размер земельного участка, га 223,4 204,6 213,3 215,6
109
Таблица 7
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах (в тоннах)
2009 2010 2011
Зерно (в весе после доработки) 26918 21556 3010
Соя 41417 29668 48433
Картофель 16023 12575 13973
Овощи 11319 7950 9590
Мясо (в убойном весе) 632 626 774
Молоко, тыс. т 6.1 7.7 8.0
Яйца, тыс. шт. 2186 2801 4584
Кроме того, несмотря на спад производства основных видов сельскохозяйственной продукции в 2010 году, обусловленной экономическим кризисом и неурожаем, к 2011 году наблюдается его рост. Так, по статистическим данным, в 2009 году продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах было произведено на 4 600 800,0 тыс. рублей, в 2010 году — 4 678 800,0 тыс. рублей, в 2011 году — 5 660 900,0 тыс. рублей, а в 2012 году — 6 347 000,0 тыс. рублей. Среднегодовой темп роста составил 11 %.
Это говорит о том, что, несмотря на увеличение значений ряда показателей, эффективность расходов областного бюджета на сельское хозяйство остается достаточно низкой.
Для дальнейшего развития сельского хозяйства и повышения эффективности расходов областного бюджета на данную отрасль одним из возможных вариантов можно рассмотреть следующие направления:
— участие в проведении различных выставок, в том числе и международных, с целью рекламы сельскохозяйственной продукции области и открытия дополнительных рынков сбыта;
— поддержка тех отраслей сельского хозяйства, продукция которых пользуется спросом на рынках сбыта и особенно за пределами территории области;
— привлечение зарубежных инвесторов к развитию сельского хозяйства на территории области;
— определение семенного фонда и пород сельскохозяйственных животных, использование которых в климатических условиях области даст наиболее эффективные результаты, их закупка и распространение среди крестьянских и фермерских хозяйств на территории области;
— финансовая поддержка наиболее рентабельных крестьянских и фермерских хозяйств на территории области.
Также одним из стратегических направлений развития экономики Еврейской автономной области является добыча и переработка полезных ископаемых. Целью развития данной отрасли является обеспечение внутренних и экспортных потребностей Российской Федерации в полезных ископаемых.
110
Это обусловлено тем, что на территории ЕАО разведаны и начинают разрабатываться ряд месторождений полезных ископаемых. Наиболее разведаны четыре месторождения железных руд, из которых наиболее перспективными являются «Кимканское» и «Сутарское». Также в области расположен ряд перспективных месторождений бруситов — Кульдурское, Хинганское, Березовское, Карадубское и Каменистое, кроме того, ЕАО располагает 5 процентами разведанных запасов марганца России.
Среди месторождений полезных ископаемых с относительно эластичным спросом (таких, как железная руда, олово), в первую очередь разрабатываются те, в которых содержание полезного компонента и другие физико-химические характеристики приближены к мировым стандартам, а также требующие наименьших затрат на инфраструктурное освоение и эксплуатацию.
Территория области обладает рядом преимуществ для развития добычи и переработки полезных ископаемых. Это в первую очередь связано со сравнительной близостью стратегического потребителя (КНР), мягкими природно-климатическими условиями по сравнению с другими регионами Дальнего Востока, возможностью добычи полезных ископаемых открытым способом. Так, формирование горно-металлургического кластера и перспективы развития добычи и производства руд черных металлов определяются возможностями экспорта и созданием на территории полного металлургического цикла.
Реализация крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», строительство Кимкано-Сутарского ГОКа на базе Кимканского и Су-тарского железорудных месторождений, значительно увеличивает рост объемов инвестиций в экономику области. Реализация данных проектов способствует росту налоговых поступлений в областной бюджет и поможет сделать его бездотационным [1].
То, что для инвесторов ЕАО является инвестиционно привлекательным регионом, подтверждает рост общего числа организаций, действующих с участием иностранного капитала с 52 в 2009 году и 58 в 2010 году до 61 в 2011 году. И при этом оборот данных организаций ежегодно возрастает: с 1631,5 млн рублей в 2009, 3990,0 млн рублей в 2010 и до 5670,7 млн рублей в 2011 году.
К методам стимулирования развития промышленности на территории области относятся в целях эффективности использования бюджетных расходов:
— обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего образовательного профиля специалистов технической направленности;
— привлечение инвесторов путем облегчения налоговой политики;
— привлечение необходимых специалистов из других регионов по средствам предоставления им ряда льгот;
111
— оказание финансовой поддержки молодым специалистам, получающим необходимое образование за пределами области;
— совершенствование транспортной инфраструктуры на территории области.
Составим прогноз основных показателей развития экономики Еврейской автономной области в результате применения предложенных мер, совершенствования системы планирования и повышения эффективности расходов областного бюджета.
Составим прогноз развития сельского хозяйства ЕАО на 2013, 2014 годы.
Среднегодовой темп роста расходов областного бюджета на сельское хозяйство составляет 10 %. Но при этом с 2012 года расходы на данные мероприятия начинают снижаться. Если увеличить инвестиции на сельское хозяйство за счет средств областного бюджета для выполнения предложенных мероприятий на 10 % (на 17 513,7 тыс. рублей) от уровня 2013 года, то расходы в 2014 году составят 192 651 тыс. рублей.
Рассмотрим пути реализации предложенных мероприятий по повышению эффективности расходов областного бюджета на сельское хозяйство.
Так, в рамках поддержки отраслей сельского хозяйства области, продукция которых пользуется спросом на рынках сбыта, в 2014 году большую часть дополнительных средств предлагается направить на повышение эффективности выращивания сои, поскольку эта культура пользуется спросом на рынке сбыта и ее производство является приоритетным направлением развития сельского хозяйства области. В 2013 году средняя производительность данного вида продукции составила 17,4 ц/га. Для повышения эффективности производства сои в 2014 году необходимо увеличивать значение данного показателя. В этих целях необходимо не только расширять площади земельных участков для выращивания сои, но и улучшать эффективность использования данных площадей. Одним из способов решения этой задачи является субсидирование затрат на приобретение минеральных удобрений за счет средств областного бюджета. Это мероприятие будет способствовать увеличению среднего показателя объема сои, собранного с одного гектара. Для этого из областного бюджета предлагается дополнительно выделить 12 млн рублей, что позволит увеличить среднюю производительность до 18,0 ц/ га.
В таблице 8 представлен фактический объем производства сои и планируемый объем производства на период с 2013 по 2014 годы. В соответствии с ценой за тонну рассчитан объем продукции в тыс. рублей. Выручка от реализации сои ежегодно увеличивается от 5 % в 2009 году до 12 % в планируемом 2014 году в общем объеме доходов сельского хозяйства.
112
Таблица 8
Показатели производства сои и ее цены
Наименование показателя 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Производство сои (в тоннах) 41 417 29 668 48 433 62 714 88 275 100 467
Цена за тонну (тыс. рублей) 10 9 10 11 11 11
Объем продукции (в тыс. рублей) 414 170 267 012 484 330 689 854 970 827 1 105137
Часть дополнительных средств — 2 млн рублей — предлагается потратить на участие областных товаропроизводителей в сельскохозяйственных выставках различного уровня, что будет способствовать расширению рынков сбыта продукции и заключению выгодных контрактов. Также 3 млн рублей планируется инвестировать в поддержку наиболее рентабельных крестьянско-фермерских хозяйств ЕАО.
Это позволит в 2014 году увеличить объемы произведенной продукции на 12 % (или 761 640 тыс. рублей), тогда общий объем продукции сельского хозяйства будет 7 108 640 тыс. рублей.
В целях дальнейшего повышения эффективности расходов на поддержку сельского хозяйства в 2014 году расходы для большей результативности можно увеличить на 11 % (на 21 191,6 тыс. рублей) по сравнению с предыдущим годом, в результате чего расходы в 2014 году на данные мероприятия составят 213 842,6 тыс. рублей.
В 2014 году планируется продолжить мероприятия по поддержке сельского хозяйства области. Основным направлением дальнейшего развития растениеводства также останется выращивание сои. Прогнозируемые результаты объемов ее производства в 2014 году представлены в таблице 14. Также предлагается выделить 7 млн рублей на финансирование мероприятий, способствующих повышению эффективности всех используемых КФХ земель и повышению урожайности продукции, выращиваемой ими.
Другим приоритетным направлением, помимо растениеводства, также останется животноводство. Поэтому в 2014 году прогнозируется увеличить расходы на приобретение крупного рогатого скота мясного направления на 10 млн рублей, поскольку его поголовье в 2012—2013 годах по сравнению с 2011 сократилось на 5 %. Наиболее эффективными для восстановления поголовья крупного рогатого скота на территории области являются коровы породы герефорд, поскольку эта порода является оптимальной для разведения в климатических условиях Дальнего Востока.
Реализация мероприятий по восстановлению поголовья КРС спрогнозирована на 2014 год, так как к этому периоду должны закончиться мероприятия по созданию необходимых условий для развития животноводства (строительство животноводческих комплексов, коровников) в
113
рамках инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Еврейской автономной области.
Кроме того, за 2013 — 2014 годы планируется увеличить площади посевных земель под основные виды сельскохозяйственной продукции до 68 тыс. га. Для выполнения этой задачи должно осуществляться увеличение количества КФХ на территории области. В целях увеличения заинтересованности населения в создании КФХ предлагается компенсировать часть затрат на этапе их создания за счет средств областного бюджета.
При реализации всех этих мероприятий рост объемов произведенной продукции составит 13,5 % (или 959 666,4 тыс. рублей). При этом общий объем продукции сельского хозяйства будет равен 8 068 306,4 тыс. рублей.
Представим уже имеющиеся и прогнозируемые данные в виде диаграмм.
Расходы на сельское хозяйство (млн руб.)
250000 200000 150000
^ __+
♦ ----V
Щг
100000
50000
0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 Расходы на сельское хозяйство
Рисунок 3. Прогноз расходов областного бюджета на поддержание развития сельского хозяйства на 2013, 2014 гг.
Объем продукции сельского хозяйства
10000000
8000000
6000000
4000000
2000000
0
2009 2010 2011 2012 2013 2014
• Объем продукции сельского хозяйства
Рисунок 4. Прогноз объема произведенной продукции сельского хозяйства на 2013, 2014 гг.
Далее рассмотрим изменения, которые произойдут в промышленности в результате реализации предложенных мер. Рассчитаем прогноз на примере двух отраслей промышленности: добыча полезных ископаемых и обрабатывающее производство.
114
На основании данных, представленных в таблице 9, можно сделать вывод, что в период с 2010 по 2012 годы темпы роста добычи полезных ископаемых ежегодно увеличиваются в среднем на 30 %.
Таблица 9
Объемы добычи и переработки полезных ископаемых (млн рублей)
2010 2011 2012
Добыча полезных ископаемых 216 293 369
Обрабатывающее производство 2840 3014 3642
Если расходы областного бюджета на инвестиции в добычу полезных ископаемых будут увеличиваться примерно на 10 млн рублей ежегодно, то и объемы производства возрастут. Так в 2013 году прогнозируемый рост объемов добычи составит 28 % (или 103,3 млн рублей), при этом общий объем добычи будет равен 472,3 млн рублей. А в 2014 году рост составит 30 % (или 141,6 млн рублей), общий объем добычи составит 613,9 млн рублей. Представим полученные данные в вице диаграммы.
Добыча полезных ископаемых
1000 500 0
2010 2011 2012 2013 2014
Добыча полезных ископаемых
Рисунок 5. Объем добычи полезных ископаемых с прогнозом на 2013, 2014 гг.
Спрогнозируем, как увеличение расходов областного бюджета на инвестиции в обрабатывающее производство на 20 млн рублей ежегодно позволит увеличить объемы производства данной отрасли промышленности. Так, из данных, представленных в таблице 9, можно сделать вывод, что среднегодовой темп роста обрабатывающей промышленности составляет 13 %. Если в 2013 году прогнозируемый объем производства данной отрасли увеличить на 13 % (или на 473,4 млн рублей), то общий объем составит 4115,4 млн рублей. А если в 2014 году прогнозируемый объем увеличить на 14 % (или на 576,1 млн рублей), то общий объем производства составит 4691,5 млн рублей (рисунок 6).
Составим прогноз влияния рассмотренных выше изменений на изменение ВРП области.
Среднегодовой темп роста расходов с 2009 по 2012 годы составляет 4 %. Предположим, что в 2013 году расходы областного бюджета увеличатся на 3 % (на 223 155 тыс. рублей) и составят 7 661 657,2 тыс. рублей.
115
Рисунок 6. Объемы обрабатывающего производства с прогнозом на 2013, 2014 гг.
Это увеличение произойдет за счет увеличения расходов на социальную сферу (повышение зарплаты учителям, медикам, работникам культуры и образования, меры социальной поддержки населения), а также за счет увеличения расходов на развитие экономики. При увеличении общей суммы расходов областного бюджета и повышении их эффективности увеличится и ВРП. Его планируемый рост составит 7,5 % (или 2 576 531 тыс. рублей), и объем ВРП в 2014 году будет равен 36 930 281,2 тыс. рублей. При этом рассчитаем, как изменение расходов повлияло на изменение ВРП.
То есть увеличение расходов повлекло за собой увеличение ВРП в 11,5 раз, что является положительной тенденцией.
Прогнозируя изменение расходов в 2014 году, будем учитывать, что при улучшении ситуации в экономике (увеличении темпов развития сельского хозяйства и промышленности) в областном бюджете возрастут налоговые доходы. Но все же бюджет останется дефицитным, и дополнительных ресурсов для значительного увеличения расходов не будет. Поэтому в основном за счет повышения эффективности темпы роста расходов областного бюджета снизятся до 1,5 % (на 114 924,8 тыс. рублей) и составят 7 776 582 тыс. рублей.
При этом в 2013 году рост ВРП будет продолжаться. Он составит 8 % (или 2 954 422,4 тыс. рублей) и общий объем ВРП будет равен 39 884 703,6 тыс. рублей. Рассчитаем коэффициент соотношения изменения ВРП и изменения расходов.
Увеличение расходов в 2013 году приведет к увеличению ВРП в 20,3 раза. Это говорит о ежегодном увеличении эффективности расходов (рисунки 7, 8).
Рассмотрим долю сельского хозяйства в отраслевой структуре ВРП области. Так, в 2011 году доля сельского хозяйства в структуре ВРП составляла 17,3 %, а в 2012 году — 18,4 %. Из прогнозируемых расчетов видно, что в 2013 году плановое значение доли сельского хозяйства в ВРП возрастет до 19,2 %, а в 2014 году — до 20,2 %.
116
Расходы областного бюджета
10 000 000,00 8 000 000,00 6 000 000,00 4 000 000,00 2 000 000,00 0,00
2009 2010 2011 2012
Расходы областного бюджета
2013
2014
Рисунок 7. Динамика расходов областного бюджета с прогнозом на 2013, 2014 годы
Валовой региональный продукт
50000000 -
10000000 -
0 -
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Валовой региональный продукт
Рисунок 8. Динамика ВРП с прогнозом на 2013, 2014 гг.
Это говорит о том, что на рост ВРП непосредственно влияет развитие экономики, а в частности, сельского хозяйства. Следовательно, эффективность расходов на данную отрасль будет способствовать повышению уровня ВРП и развитию экономики области.
В настоящее время для совершенствования системы оценки эффективности расходов активно внедряется бюджетирование, ориентированное на результат.
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), — система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
В Российской Федерации тема БОР начала набирать свою актуальность с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).
Тема БОР неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланиях Президента Российской Федерации. Тема результативного бюджети-
117
рования активно поддерживается Министерством финансов РФ и стимулируется к внедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ).
В самом общем виде бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой систему формирования (исполнения) бюджета, отражающую взаимосвязь между планируемыми (осуществленными) бюджетными расходами и ожидаемыми (достигнутыми) результатами. Цель данной модели бюджетирования — проконтролировать соответствие затраченных ресурсов и полученных прямых и социальных результатов, оценить значимость и экономическую и социальную эффективность тех или иных видов деятельности, финансирующихся из бюджета [6].
Список литературы
1. «Заключение на отчет об исполнении областного бюджета за 2011 год» от 30.05.2012 г. № 35.
2. Высшая школа экономики. Национальный исследовательский университет. Государственный и муниципальный секторы экономики. [Электронный ресурс]: URL: http://www.hse.ru/, (дата обращения 04.05.2013).
3. Информационно-аналитический комплекс «Бюджетная система РФ». Тема 7 «Расходы бюджета». [Электронный ресурс]: URL: http://www.budgetrf.ru/ Publications/Education/ distant/publfinance_2003_/publfinance_2003_07_/ publfinance_2003_07_000. htm, (дата обращения 28.04.2013).
4. Постановление правительства ЕАО от 14 июня 2012 г. № 274-ПП «Об утверждении областной программы по повышению эффективности расходов областного бюджета на период 2012 — 2013 годов».
5. Статистический ежегодник Еврейской автономной области: статистический сборник / Еврстат. Биробиджан, 2012. 292 с.
6. Управленческие задачи, решаемые на основе бюджетирования, ориентированного на результат. [Электронный ресурс]: URL: http://www.intalev.ru/
agregator/pbb/id_70875/, (дата обращения 13.05.2013).
* * *
Yurkin Mikhail O.
THE EFFECTIVENESS OF BUDGET EXPENDITURES ON THE PRINCIPLES OF THE BUDGETING FOCUSED ON RESULT (FOR EXAMPLE JAR)
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)
The work explores the problem of optimization of the budgetary process in the region. The analysis of the effectiveness of budget spending from the perspective of performance-based budgeting is carried out.
Key words: the budget system, the effectiveness of budget expenditures, fiscal capacity, gross regional product.
References
1. "The conclusion to the report on the implementation of the regional budget for 2011" dated 30.05.2012, № 35 (In Russ.).
118
2. Higher school of Economics. National Research University. State and municipal sectors of Economics. [Electronic resource]. URL: http://www.hse.ru/ (access date 04.05.2013).
3. Information-analytical complex "Budgetary system RF". Theme 7. "Raskhodybyudzheta". [Electronic resource]. URL: http://www.budgetrf.ru/ Publications/Education/distant/publfinance_2003_/publfinance_2003_07_/ publfinance_2003_07_000. htm (access date 28.04.2013) (In Russ.).
4. Decree of the Jewish Autonomous Region government of 14 June 2012 № 274-PP "On approval of the regional program on increase of the regional budget expenditures efficiency for the period 2012-2013" (In Russ.).
5. The statistical yearbook of the Jewish autonomous region: S781 Stat. coll. / Evrstat. Birobidzhan, 2012. 292 p.
6. Administrative tasks to be undertaken on the basis of budgeting, performance-oriented on results. [Electronic resource]. URL: http://www.intalev.ru/agrega-tor/pbb/id_70875/ (access date 13.05.2013) (In Russ.).
it it it
119