Научная статья на тему 'Результативность функционирования комиссии по вопросам контроля в управленческой деятельности органов государственной власти Забайкальского края'

Результативность функционирования комиссии по вопросам контроля в управленческой деятельности органов государственной власти Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНАТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ / GOVERNOR'S CONTROL / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / КОМИССИЯ / КОНТРОЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ОРГАН ВЛАСТИ / ADMINISTRATIVE DECISION / COMMISSION CONTROL DOCUMENTS / AUTHORITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грудинина Светлана Юрьевна

Рассматривается одно из средств улучшения управленческой деятельности органов государственной власти, а именно: обеспечения исполнительской дисциплины государственных и муниципальных служащих в части выполнения ими документов, определенных Губернатором контрольными (на примере Забайкальского края). Этим средством представлена Комиссия по вопросам контроля при заместителе председателя Правительства Забайкальского края. Установлено, что организация ее работы позволяет совместить властные полномочия контрольной функции и демократизацию, обеспечить неформальное влияние на результат исполнения контрольных документов, а также их полное и безусловное выполнение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective Functioning of the Commission on the Issues of Control in Management Activities of the Bodies of State Power of Zabaikalsky Krai

The article deals with one of the means of improving the management activity of the bodies of state authorities, namely the ensuring of the executive discipline of public and municipal servants in their implementation of the documents defined by the Governor as the control ones (on the example of Zabaikalsky Krai). This mean is the Commission on the issues of control headed by the Deputy Chairman of the Zabaikalsky Krai Government. The organization of its work allows combining the power authorization of control function and democratization, to provide non-formal influence of the result of the execution of control documents, to ensure their full and unconditional implementation

Текст научной работы на тему «Результативность функционирования комиссии по вопросам контроля в управленческой деятельности органов государственной власти Забайкальского края»

Политические науки

УДК 351/354

Грудинина Светлана Юрьевна Svetlana Grudinina

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE COMMISSION ON THE ISSUES OF CONTROL IN MANAGEMENT ACTIVITIES OF THE BODIES OF STATE POWER OF ZABAIKALSKY KRAI

Рассматривается одно из средств улучшения управленческой деятельности органов государственной власти, а именно: обеспечения исполнительской дисциплины государственных и муниципальных служащих в части выполнения ими документов, определенных Губернатором контрольными (на примере Забайкальского края). Этим средством представлена Комиссия по вопросам контроля при заместителе председателя Правительства Забайкальского края. Установлено, что организация ее работы позволяет совместить властные полномочия контрольной функции и демократизацию, обеспечить неформальное влияние на результат исполнения контрольных документов, а также их полное и безусловное выполнение

Ключевые слова: губернаторский контроль, управленческое решение, комиссия, контрольные документы, орган власти

The article deals with one of the means of improving the management activity of the bodies of state authorities, namely the ensuring of the executive discipline of public and municipal servants in their implementation of the documents defined by the Governor as the control ones (on the example of Zabaikalsky Krai). This mean is the Commission on the issues of control headed by the Deputy Chairman of the Zabaikalsky Krai Government. The organization of its work allows combining the power authorization of control function and democratization, to provide non-formal influence of the result of the execution of control documents, to ensure their full and unconditional implementation

Key words: Governor's control, administrative decision, Commission control documents, authority

Вне зависимости от исторических условий контроль является важнейшей функцией государственного управления, ибо только посредством применения контроля можно обеспечить достижение цели и результатов в управленческой деятельности. Актуальность поставленной проблемы связана со спецификой административного контроля в системе государственного уп-

равления [1]. Контроль как процесс, как способ взаимного согласования действий применительно к разным видам управленческой деятельности составляет предмет данной статьи.

Слово «контроль» возникло от французского «controll», что в переводе означает вторичная запись с целью проверки первой. По свидетельству В.Е. Чиркина: «Выявляя

отклонения и их причины, работники контроля определяют пути корректирования организации объекта управления, способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы» [10]. В системе государственного управления контроль является одним из ключевых элементов. В статье мы рассматриваем лишь одну его составляющую — контроль за исполнением документов, определенных в качестве «контрольных» в нашем случае Губернатором Забайкальского края. [4,5]. Примерами таковых являются поручения Губернатора края, касающиеся его полномочий, по исполнению документов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, различного вида писем и т.д. [3]. Контроль большого потока документов ежегодно выявлял такую их часть, которая отличалась многократными переносами отчетных дат, растянутыми сроками исполнения (до нескольких лет!), отсутствием запланированного результата. Задача повышения исполнительской дисциплины, качества исполнения контрольных документов, поставленная Президентом Российской Федерации в Указе «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» [2], потребовала поиска резервов совершенствования контрольной деятельности главного контрольного управления Губернатора Забайкальского края. Нами проанализированы контрольные документы и выявлено, что контроль успешен тогда, когда он адекватен требованиям, уровню организации и характеру деятельности контрольного объекта. При работе над содержанием ответов исполнителей на контрольные документы использовался традиционный порядок контроля: 1) подготовка к контрольному мероприятию; 2) определение фактического состояния дел; 3) сравнение фактических данных с требованиями; 4) оценка выявленных отклонений; 5) выявление причин отклонений; 6) принятие адекватных мер по устранению и предупреждению отклонений в будущем;

7) контроль за принятыми решениями по результатам контрольного мероприятия (контроль за результатами контроля!) [6].

На четвертом, пятом этапах работы порядок диктовал необходимость не только статистической оценки исполнения, но и измерения его качества, компетентной (экспертной) оценки степени объективности причин невыполнения (некачественного либо несвоевременного выполнения) поручения. Полученные выводы как в отношении организационно-управленческой стороны исполнения поручения, так и степени его результативности следовало сделать активным мотивом достижения поставленной в документе цели. Также необходимо было найти способ принятия таких мер, которые бы обеспечили безусловное и полное исполнение поручения. Принятые решения следовало вывести из общего потока документов с целью индивидуализации контроля за безотлагательностью их исполнения. Выполнение этих процедур является необходимым условием эффективного контроля [8].

Ответом на эти вопросы стали организация аналитического направления работы в главном контрольном управлении Губернатора Забайкальского края и создание Комиссии по вопросам контроля. В системе государственного управления распространена комиссионная форма организации работы. Комиссия понимается как орган, создаваемый для выполнения какой- либо определенной функции или проведения специальных мероприятий. Перед нами стояла задача не заформализовать работу и в то же время не сделать ее декларативной ( основные недостатки работы большинства комиссий). В основу работы комиссии были положены два несовместимых понятия: властность и демократичность.

Контроль как управленческая функция есть властная деятельность. Властность контроля проявляется в наличии у контрольных органов ряда полномочий, связанных с возможностью:

а) давать подконтрольным объектам обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений и о недопущении их в будущем;

б) ставить перед компетентными инстанциями вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях;

в) непосредственно применять в установленных случаях меры государственного принуждения.

Властность контроля направлена на обеспечение эффективности реализации контрольной функции [9]. Именно этот факт положен в основу организации работы комиссии по вопросам контроля при заместителе Председателя Правительства Забайкальского края — руководителе Администрации Губернатора Забайкальского края.[7]

В то же время следовало повысить объективность рассмотрения содержательной стороны исполнения, придать ему гласность, сделать комиссию институтом демократизации. Демократизация здесь — это не только воля субъекта контроля принять решение по формальным признакам неисполнения документа, предложить принять меры административного воздейс-

твия на исполнителя, но и защита его прав на объективное рассмотрение вопроса с участием ответственного исполнителя и компетентных в содержательной части лиц (экспертов), также выступающих в роли «субъектов» как и контролирующая сторона. «Объектом» контроля в данном случае является заявленный в повестке заседания Комиссии вопрос — предмет обсуждения (эффективность организации, качество исполнения того или иного поручения). Здесь мы рассматриваем контроль не как инструмент директивного воздействия на исполнителя, а как способ взаимного согласования действий, как метод совершенствования управления на всех уровнях, а выявление позитивных и негативных фактов — как мотивацию к самоконтролю.

В соответствии со сказанным найдена структура комиссии по вопросам контроля при заместителе Председателя Правительства Забайкальского края — руководителе Администрации Губернатора Забайкальского края, приведенная на рисунке:

За три года работы комиссии сложилась определенная система ее подготовки, проведения и доведения до результата принятых на заседаниях решений. Приводим ее как алгоритм подготовки и работы комиссии:

1) выявление отклонений от контрольно-целевого результата на основании планового анализа исполнения поручений (далее контрольных документов) по запросу начальника отдела;

2) анализ характера отклонений от контрольно-целевого результата; определение потребности в дополнительных резервах контроля (экспертная оценка качества исполнения, самооценка деятельности исполнителем);

3) подготовка заключения о рассмотрении результативности, качества выполнения поручений на Комиссии по вопросам контроля;

4) ознакомление с заключением Главного контрольного управления членов Комиссии по вопросам контроля, ответственного исполнителя, компетентных в поставленном вопросе лиц посредством уведомления о дате, времени и повестке заседания комиссии;

5) рассмотрение вопроса на комиссии; определение решений, рекомендаций в отношении качества исполнения поручения, его исполнителей: административно-управленческих (провести служебное расследование, применить административное взыскание, др.) и целевых ( получить результат);

6) ознакомление исполнителя с решением через выписку из протокола соответствующего заседания комиссии;

7) контроль выполнения решений, рекомендаций комиссии (контроль за результатами контроля).

Таким образом, осуществляемый контроль обрел логическую завершенность и качественный смысл — влиять на результат исполнения поручений. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости. Наиболее интенсивной работа комиссии была в 2008-2009 гг. (первое время после ее создания) , что подтвердило насущную необходимость инициативы управления по

введению такого института контроля. Целый ряд контрольных документов, исполнение которых требовало межведомственной координации, новых управленческих решений, нацеленных на результат, комплексность, а не линейность деятельности, имеющих признаки формального подхода, бюрократической волокиты, подвергнут анализу и коллегиальному рассмотрению с участием компетентных лиц. Контроль принятых решений позволил получить запланированные результаты, принять меры к исполнителям, допустившим выявленные нарушения. По результатам анализа неисполнения в срок контрольных документов на заседания комиссии выносятся вопросы, в том числе о невыполнении контрольных документов; необъективности причин переноса сроков исполнения; нарушении исполнительской дисциплины; ненадлежащем выполнении контрольных документов, приведшем к возобновлению контроля. С целью принятия объективных решений к участию в работе комиссии привлекаются специалисты, компетентные в содержательной части указанных документов: заместители председателя Правительства Забайкальского края, в чьей компетенции находятся вопросы, вынесенные на рассмотрение комиссии; начальник или заместитель начальника государственно-правового управления Губернатора Забайкальского края. В соответствии с решениями комиссии, к исполнителям, допустившим нарушения, применяются административные взыскания в виде выговора, замечаний, указаний на факт допущенной волокиты, на необходимость нормативно-правового обоснования изменения срока исполнения документа.

Результатом работы стал рост следующих показателей: предоставление исполнителями информации по выполнению заданий в установленный срок; предоставление исполнителями информации по выполнению заданий в первоначально установленный срок; исполнение заданий, указанных в контролируемых документах.

Таким образом, работа Комиссии по вопросам контроля при заместителе Пред-

седателя Правительства Забайкальского края — руководителе Администрации Губернатора Забайкальского края стала средством обеспечения исполнительской дисциплины государственных и муниципальных служащих Забайкальского края, совершенствования системы государствен-

ного управления, улучшения результативности ее работы. Действенный контроль — необходимое условие сильной власти, важнейший механизм повышения эффективности государственного управления во всех звеньях и на всех уровнях.

Литература

1. Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 8 июня 2004 № 729 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 24. Ст.2395.

2. О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 марта 2011 № 352 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 14. Ст. 1880.

3 Устав Забайкальского края: Закон Забайкальского края от 17 февраля.2009 № 125-ЗЗК //Забайкальский рабочий. 2009. № 30.

4. Об утверждении Положения о Главном контрольном управлении Губернатора Забайкальского края: Приказ Администрации Губернатора Забайкальского края от сентября 2008 № 182 // Система электронного документооборота Забайкальского края. Распоряжение Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2010 №717.

5. О внесении изменений в Положение о Главном контрольном управлении Губернатора Забайкальского края: Приказ Администрации Губернатора Забайкальского края от 10 декабря 2008 № 344 // Система электронного документооборота Забайкальского края. Распоряжение Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2010 № 717.

6. Об утверждении Порядка организации контроля за исполнением документов: Распоряжение Губернатора Забайкальского края от 17 октября 2011 № 507-р // Система электронного документооборота Забайкальского края. Распоряжение Правительства Забайкальского края от 28 декабря .2010 №717.

7. О создании Комиссии по вопросам контроля: Приказ Администрации Губернатора Забайкальского края от 20 октября 2008 № 209 // Система электронного документооборота Забайкальского края. Распоряжение Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2010 № 717.

8. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М.: Филинъ, 2000. С. 40.

9. Тарасов А.М. Государственный контроль в России: монография. М.: Континент, 2008. С. 21-23.

10.Чиркин В.Е. Государственное управление. М.: Юристъ, 2001. С. 13.

Коротко об авторе_

Грудинина С. Ю., первый заместитель начальника главного контрольного управления Губернатора Забайкальского края, Администрация Губернатора Забайкальского края kontrol@adm.e-zab.ru

Научные интересы: федеральная, региональная политика; политическое управление, контрольная деятельность

_ Briefly about the author

S. Grudinina, the first deputy of the head of the main control management department of the Governor of Zabaikalsky Krai, the Governor's Administration of Zabaikalsky Krai

Scientific interests: federal and regional politics, political management, activity control

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.