ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 3 (143), 2015
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
УДК 37:36
РЕЗУЛЬТАТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© Светлана Петровна ЗАЙЦЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социокультурных коммуникаций и актерского мастерства, e-mail: solnce1939@yandex.ru
Представлены результаты социологического исследования по сформированности правовой культуры студенческой молодежи. У каждого участника исследования определялся уровень сформированности правовой культуры с использованием следующего деления: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Низкий уровень правовых знаний характеризовался незнанием права и законодательства, их роли в социальной, политической и экономической жизни общества, непониманием основных правовых определений, а также неспособностью выявлять правовую проблему при анализе конкретной ситуации. Уровень ниже среднего означает недостаточное знание права и законодательства, недопонимание ценности права в развитии гражданского общества, пассивное отношение к личному неправомерному поведению, правонарушениям со стороны других лиц. Средний уровень означает достаточное знание и понимание права и законодательства, стремление к личному правомерному поведению. Уровень выше среднего сформированности правовой культуры молодого человека означает способность выявлять правовую проблему при анализе конкретной ситуации, обосновывать и разрабатывать пути решения правовой проблемы, выбирать эффективное правовое решение. Высокий уровень предполагает полное знание и понимание права и законодательства, готовность активно использовать полученные правовые умения и знания в повседневной жизни. По результатам анкетирования было установлено, что студенты, обучающиеся в высшем учебном заведении, в основном обладают «низким» и «ниже среднего» уровнем правовой культуры (89 %), и только 11 % из всех анкетируемых имеют правовые знания и правосознание «выше среднего». При этом такое состояние дел не устраивает респондентов, и они считают необходимым повышение уровня правовой культуры для реализации будущих планов в жизни.
Ключевые слова: уровень сформированности правовой культуры студенческой молодежи; социологическое исследование; результат анкетирования.
Об уровне культуры человека можно судить по его поступкам. Правильные, приемлемые в нашем обществе поступки возникают не сами по себе, они вырастают на основе имеющихся убеждений и взглядов [1].
Важность социологического исследования сформированности правовой культуры студенческой молодежи, по нашему мнению, обусловлена тем, что студенческая молодежь всегда являлась исключительным резервом развития государства во всех сферах жизнедеятельности, а уровень правовой культуры показывает, на какой стадии формирования находится гражданское общество и какие
перспективы развития имеет демократия в российском государстве.
Исследовательская работа проводилась на базах ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», НОУ ВПО «Московский новый юридический институт» (филиал в г. Тамбове).
В исследовании приняли участие 288 студентов в возрасте от 18 до 23 лет.
Цель нашего исследования заключалась в выявлении уровня сформированности правовой культуры студенческой молодежи.
В ходе работы необходимо было решить ряд задач:
1) разработать анкету по исследуемой проблеме, провести анкетирование молодых людей с целью изучения уровня сформированное™ правовой культуры;
2) проанализировать полученные результаты исследования, сделать выводы.
В соответствии с задачами нами была разработана анкета и проведено анкетирование. Анкета содержит три блока.
Первый блок включает ответы, касающиеся социально-демографических признаков.
Второй блок отражает отношение студентов к правовой культуре: что они понимают под «правовой культурой»; как оценивают свой уровень правовых знаний, а также - уровень правовой культуры студенческой молодежи в целом; какой уровень правовых знаний необходим лично отвечающему для реализации своих планов; необходимо ли повышать уровень правовой культуры студенческой молодежи, почему молодежь владеет небольшим количеством правовых знаний; хотел бы молодой человек повысить уровень своих правовых знаний в будущем.
Третий блок содержит вопросы, определяющие уровень правовой культуры, а именно он посвящен выявлению степени правовой грамотности, умению воспользоваться имеющимися правовыми знаниями, определению ценностно-правовых ориентиров студента.
Всего в анкете 50 вопросов. Каждый ответ оценивался определенным количеством баллов (от 0 до 5). В связи с чем каждый анкетируемый мог набрать от минимального количества баллов - десяти, до максимального - двухсот двадцати.
У каждого участника исследования определялся уровень сформированности правовой культуры: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий [2].
Соответственно были выделены пять уровней сформированности правовой культуры студентов:
1) высокий - от 176 до 220 баллов;
2) выше среднего - от 136 до 176 баллов;
3) средний - от 88 до 132 баллов;
4) ниже среднего - от 44 до 88 баллов;
5) низкий - от 10 до 44 баллов.
Каждый из уровней характеризуется определенной степенью правовых знаний и правосознания молодого человека.
Низкий уровень правовых знаний характеризовался незнанием права и законодательства, их роли в социальной, политической и экономической жизни общества, непониманием основных правовых определений, а также неспособностью выявлять правовую проблему при анализе конкретной ситуации. Отсутствие оценочного отношения к личному неправомерному поведению, правонарушениям со стороны других лиц.
Уровень ниже среднего сформированно-сти правовой культуры молодого человека означает недостаточное знание права и законодательства, их роли в социальной, политической и экономической жизни общества, знание отдельных правовых источников, частичное понимание основных правовых определений. Недостаточное понимание ценности права в развитии гражданского общества. Отсутствие способности самостоятельно выявлять правовую проблему при анализе конкретной ситуации. Пассивное отношение к личному неправомерному поведению, правонарушениям со стороны других лиц.
Средний уровень сформированности правовой культуры молодого человека означает достаточное знание и понимание права и законодательства, их роли в социальной, политической и экономической жизни общества, знание основных правовых источников, понимание ценности права в развитии гражданского общества, способность выявлять правовую проблему при анализе конкретной ситуации, стремление к личному правомерному поведению.
Уровень выше среднего сформированно-сти правовой культуры молодого человека означает знание и понимание права и законодательства, их роли в социальной, политической и экономической жизни общества, знание основных правовых источников, осознанное стремление повысить уровень правовых знаний, понимание ценности права в развитии гражданского общества, способность выявлять правовую проблему при анализе конкретной ситуации, обосновывать и разрабатывать пути решения правовой проблемы, выбирать эффективное правовое решение [3].
Высокий уровень сформированности правовой культуры молодого человека, предполагающий полное знание и понимание права и законодательства, их роли в соци-
КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 3 (143), 2015
альной, политической и экономической жизни общества, подробное знание правовых источников, способность чувствовать удовлетворение от собственного правомерного поведения, осознание ценности права в развитии гражданского общества, выявлять правовую проблему при анализе конкретной ситуации, разрабатывать и обосновывать пути решения правовой проблемы, выбирать наиболее эффективное правовое решение, готовность активно использовать полученные правовые умения и знания в повседневной жизни.
Итак, учащиеся были проанкетированы и в соответствии с количеством набранных баллов условно распределены по группам (табл. 1).
Проанализировав полученные данные условного распределения анкетируемых по уровню сформированности правовой культуры, можно констатировать, что большинство участников эксперимента имеют недостаточный уровень правовой культуры.
Рассмотрим часть вопросов анкеты, которые показывают личное отношение студентов к правовой культуре и правовым знаниям, а также их отношение к вопросу формирования правовой культуры среди студенческой молодежи.
На вопрос анкеты «Дайте определение понятию «правовая культура», содержание ответов в процентном соотношении употребления основных компонентов рассматриваемого понятия от количества всех опрашиваемых студентов выглядит так:
1) правовые знания - 29 %;
2) правовое сознание - 23 %;
3) ценностное отношение к праву - 22 %;
Таблица 1
Условное распределение исследуемых по группам в соответствии с выявленными уровнями сформированности правовой культуры
Уровни сформированное™ правовой культуры Количество исследуемых Количество испытуемых в % соотношении
Высокий 2 1
Выше среднего 2 1
Средний 34 11
Ниже среднего 173 58
Низкий 87 29
4) правомерное поведение - 13 %;
5) правовые знания и умения 8 %;
6) правовая активность - 5 %.
Данная процентная расстановка свидетельствует о том, что в сознании молодых людей «правовая культура» в первую очередь ассоциируется с правовыми знаниями, правосознанием и ценностным отношением к праву, что, в свою очередь, приближено к научно-теоретическому представлению о правовой культуре. Однако более детальное определение студенты высших учебных заведений затруднились сформулировать.
Далее мы исследовали представление об уровне правовых знаний самого испытуемого, влияние правовых знаний на его жизнедеятельность, а также мнение об уровне правовой культуры студенческой молодежи в целом.
Молодые люди оценили свой уровень правовых знаний следующим образом:
1) высокий - 3 %;
2) выше среднего - 10 %;
3) средний - 44 %;
4) ниже среднего - 27 %;
5) низкий - 18 %.
На вопрос «Какой уровень правовых знаний необходим для реализации Ваших планов в будущем?» ответы распределились следующим образом:
1) высокий - 52 %;
2) выше среднего - 31 %;
3) средний - 11 %;
4) ниже среднего - 6 %;
5) низкий - 0 %.
В соответствии с полученными данными можно сделать вывод о том, что большинство студентов в отношении собственного правового знания разделились между «средним» и «ниже среднего» уровнями. Однако для осуществления обозначенных на будущее планов молодые люди признали необходимость правовой грамотности на уровне «выше среднего» и «высокого». При этом, определяя уровень правового знания студенческой молодежи как социальной группы в целом, анкетируемые отметили, что знания в рассматриваемой сфере находятся на отметках «ниже среднего» и «низкий», о чем свидетельствуют их ответы:
1) высокий - 2 %;
2) выше среднего - 4 %;
3) средний - 17 %;
□ несовершенство системы правового воспитания
□ отсутствие личной заинтересованности
□ отсутствие системы правового информирования молодёжи
Рис. 1. Результат ответа на вопрос «Как Вы думаете, почему молодежь владеет небольшим количеством правовых знаний?»
4) ниже среднего - 37 %;
5) низкий - 40 %.
Результат следующего ответа на вопрос, предложенного в анкете: «Как Вы думаете, почему молодежь владеет небольшим количеством правовых знаний?», рассмотрим с помощью диаграммы (рис. 1).
Анализируя полученный результат, нас заинтересовало обстоятельство, связанное с тем, что самый большой процент занял ответ - «отсутствие личной заинтересованности» - 66 %, при этом значительное число респондентов на вопрос «Какой уровень правовых знаний необходим для реализации Ваших планов в будущем» отметили, что «высокий» и «выше среднего». В этой связи мы констатируем, что наряду с большой степенью понимания необходимости правового знания и правовой культуры молодежь остается чрезвычайно пассивна в правовой сфере жизнедеятельности.
Однако учащиеся понимают необходимость не только личной правовой грамотности, но и окружающих их людей. Так, на вопрос «Необходимо ли в настоящее время повышать уровень правовой культуры молодежи» учащиеся высказали свое мнение следующим образом:
1) да - 81 %;
2) нет - 19 %.
Подводя итог анкетирования, следует сказать, что студенты, участвующие в опросе, обладают «низким» и «ниже среднего»
уровнем правовой культуры, и только 11 % респондентов имеют правовые знания и правосознание «выше среднего». Результаты исследования подтверждают необходимость проведения педагогической работы и разработки модели формирования правовой культуры студенческой молодежи, которая базируется на взаимосвязанных между собой элементах: социального заказа общества, концептуального блока (цель, задачи, принципы и условия), организационно-деятель-ностного блока (функции, виды деятельности студентов, средства, формы и методы), критериального блока (критерии, показатели и уровни сформированности правовой культуры студенческой молодежи) и результативного блока, при интеграции которых повышается эффективность педагогической работы по формированию правовой культуры студенческой молодежи. Данная работа, на наш взгляд, будет наиболее успешной при использовании различных игровых технологий.
1. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов, 2012.
2. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: методология и методика. М., 1990.
3. Соловьев Н.Н. Социально-культурная деятельность как средство формирования правовой культуры молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2010.
ISSN 181G-G2G1. Вестник ТГУ, выпуск 3 (143), 2015
3. Solov'ev N.N. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost'
1. Grigor'eva E.I. Sovremennye sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti. 2G12.
2. Tatarintseva E.V. Pravovoe metodologiya i metodika. M., 199G.
UDC 37:36
THE RESULT OF SOCIOLOGICAL YOUTH
Svetlana Petrovna ZAYTSEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-Cultural Communication and Acting Department, e-mail: solnce1939@yandex.ru
The results of sociological research on the formation of legal culture of students presented. Each study participant was determined by the level of formation of legal culture using the following division: low, below average, average, above average, high. The low level of legal knowledge was characterized by ignorance of the law and legislation, their role in the social, political and economic life of society, a lack of understanding of basic legal definitions, as well as the inability to identify the legal problem in the analysis of a particular situation. Below average means lack of knowledge of law and legislation, lack of understanding of the value of law in the development of civil society, a passive attitude to personal misconduct, violations by other persons. Average means sufficient knowledge and understanding of law and legislation, the desire for personal lawful behavior. The higher level of formation of legal culture of the young person, means the ability to identify the legal problem in the analysis of a concrete situation, to justify and to develop solutions to legal problems, to choose an effective legal solution. High level implies full knowledge and understanding of law and legislation, the willingness to use the legal skills and knowledge in everyday life. Based on the questionnaire results, it was found that students studying a higher education institution mainly have "low" and "below average" level of legal culture (89 %), and only 11 % of all respondents have the legal knowledge and legal awareness "above average". While this state of Affairs is not satisfied with the respondents and they consider necessary to increase the level of legal culture for the implementation of future plans in life.
Key words: level of formation of legal culture of students; a case study; the questionnaire result.
tekhnologii kak sredstvo formirovaniya pravovoy kul'tury
Tambov, molodezhi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk.
Tambov, 2010.
vospitanie:
Поступила в редакцию 14.01.2015 г.
RESEARCH OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF STUDENT