Резолюция Пятой Международной конференции «Фундаментальные основы информационной науки ^-2013)
(г. Москва, 21-23 мая 2013 г.)
П^мая 2013г. в Москве на ба-2 3зе Московского гуманитарного университета состоялась Пятая Международная конференция «Фундаментальные основы информационной науки» ^^-2013). Она проведена по инициативе Российской академии наук (Отделения нанотехнологий и информационных технологий, Отделения математиче-
ских наук, Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта) и Международного общества по изучению информации (International Society for Information Studies, Австрия).
Конференция по данной тематике проведена в России впервые. Предыдущие конференции состоялись в Мадриде (1994), Вене (1997),
Париже (2005) и Пекине (2010). Они оказали существенное влияние на развитие фундаментальных основ информационной науки в развитых странах и содействовали созданию в них исследовательских институтов и научных центров.
Цель конференции состояла в том, чтобы обобщить результаты исследований, проведенных в данной области за последние 20 лет, и выработать рекомендации по их использованию в системе образования.
Предметом обсуждения на конференции стали вопросы, связанные с изучением фундаментальных основ информационной науки и использованием результатов, полученных учеными различных стран, в интересах развития науки и образования, решения актуальных социально-экономических и глобальных проблем современности, повышения уровня и качества жизни людей, творческого развития личности.
На конференции были заслушаны 18 пленарных докладов ведущих ученых из Австрии, Испании, Китая, России и Франции, в которых были рассмотрены:
— философские и научно-методологические проблемы развития информационной науки как комплексного междисциплинарного научного направления, а также ее место в системе науки и образования;
— основные результаты исследований в области фундаментальных основ информатики и опыт их использования в науке, образовании и социально-экономическом развитии общества;
— перспективные направления дальнейшего развития фундаментальных основ информационной науки, а также использования ее концепций и методов в интересах развития науки, образования, решения глобальных проблем развития цивилизации;
— предложения по развитию международной кооперации ученых в области исследования фундаментальных основ информатики и их практическому использованию.
Программа конференции включала пять пленарных заседаний и круглый стол по проблеме «Опыт изучения проблем информации в системе образования».
Была также проведена выставка научной литературы по тематике конференции, а тексты докладов, их тезисы и презентации представлены на сайте конференции в сети Интернет.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Участники международной конференции отмечают следующее:
1. В условиях становления глобального информационного общества роль информационной науки существенном образом возрастает и она становится одним из приоритетных направлений научных исследований, что обусловлено следующими основными факторами:
1.1. Доминирующими тенденциями развития цивилизации в XXI веке являются процессы глобализации и информатизации, которые оказывают все большее влияние практически на все сферы жизнедеятельности общества. На наших глазах целенаправленно формируется глобальное информационное общество, становление которого представляет собой переход к качественно новому уровню организации жизни и деятельности людей — информационной цивилизации. Основными предметами и продуктами труда в этой цивилизации будут информация и знания, а основными технологиями — новые интегрированные технологии на базе ИКТ, которые станут основой технологического уклада общества.
1.2. Становление информационной цивилизации создает принципиально новые возможности для повышения качества жизни и развития творческих способностей человека, решения многих глобальных проблем современности. Вместе с этим в информационном обществе возникают новые глобальные проблемы, которых еще никогда не знала история развития человечества. Одна из них — это информационное неравенство между людьми, странами и регионами мира. Эта проблема усиливает социальное расслоение общества и является серьезным препятствием для его развития.
1.3. Глобальной проблемой современности является информационная безопасность человека в информационном обществе. Ее по-
рождают новые технологии манипуляции сознанием человека, а также продолжающийся рост потоков информации в этом обществе. Обе эти проблемы еще недостаточно изучаются в науке и образовании, а эффективные способы решения этих проблем еще не разработаны.
В этих условиях особое значение приобретают исследования в области фундаментальных основ информационной науки и своевременное использование этих результатов в системе образования с целью повышения его качества и адекватности новым условиям жизни и профессиональной деятельности человека в информационном обществе. Наука об информации должна стать научной базой информационной цивилизации, а информационная культура — необходимым условием эффективной и безопасной жизнедеятельности общества. Именно поэтому развитие информационной науки и информационной культуры должно стать приоритетным направлением дальнейшего развития общества и получить свое адекватное отражение в системе образования.
2. Современное состояние информационной науки и ее междисциплинарное значение
2.1. В последние годы проблемам развития информационной науки, как важной междисциплинарной области научного знания, уделяется все больше внимания. Ряд новых результатов в этой области получен в Австрии, Великобритании, Китае, России, Франции, США и других странах. Так, например, уже более 20 лет в России развивается социальная информатика — научное направление, которое призвано стать научной базой формирования глобального информационного общества. В настоящее время это направление активно развивается также и в Китае, где в составе Хуаджонгского университета науки и технологий создан Институт социальной информационной науки.
2.2. Получен ряд новых результатов в области философии информации и философских основ информационной науки, общей теории информации и интеллекта, развиваются методы информационного подхода в изучении проблем жизнедеятельности организмов,
а также деятельности сознания и мозга человека. Показана возможность и эффективность использования концепций и методов информационной науки в изучении объектов и систем неживой природы, а также общих закономерностей глобальной эволюции.
2.3. Одной из актуальных проблем является формирование современного научного мировоззрения, в котором информационные аспекты становятся все более важными. Такое мировоззрение сегодня необходимо не только ученым, но также преподавателям, государственным и общественным деятелям, руководителям политических организаций и структур бизнеса. Однако эта проблема сегодня еще не нашла необходимого отражения в содержании национальных и международных программ развития науки и образования.
2.4. В системах образования многих стран сохраняется инструментально-технологический подход к проблемам информационной науки, не соответствующий современному уровню ее развития и научному потенциалу. Вопросы развития информационного общества и связанные с этим социально-экономические проблемы, а также гуманитарные проблемы обеспечения информационной безопасности, как правило, комплексно не изучаются. Это приводит к существенному отставанию общественного сознания от современных темпов информационного развития общества, что становится стратегически опасным и представляет собой одну из глобальных угроз развитию цивилизации.
2.5. Результаты конференции свидетельствуют об актуальности и стратегической важности дальнейшего развития фундаментальных основ информационной науки, которые сегодня еще не находят необходимого отражения в содержании в национальных и международных программах развития науки и образования, ориентированных главным образом на изучение информационных и коммуникационных технологий и формирование компьютерной грамотности специалистов.
Для решения этих проблем необходимы повышение эффективности международного
сотрудничества, обмен передовым опытом и проведение совместных исследований.
УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Руководителям органов управления науки и образования:
— Пересмотреть существующий в настоящее время инструментально-технологический подход к проблемам информационной науки, не соответствующий современному уровню ее развития, а также целям и задачам становления глобального информационного общества, определенным в Окинавской хартии.
— Обратить особое внимание на необходимость изучения фундаментальных основ информационной науки в высшей школе, а также в системе подготовки научных и педагогических кадров, в особенности преподавателей общеобразовательных школ и библиотечных работников.
— Активно содействовать развитию научных исследований в области фундаментальных и научно-методологических основ информационной науки, а также междисциплинарных исследований комплексной проблемы развития глобального информационного общества, использованию этих результатов в системе образования и социально-экономической сфере.
2. Руководителям и преподавателям университетов:
— Обратить внимание на необходимость существенно большей, чем это имеет место сегодня, информационной ориентации содержания образования и актуальность изучения не только инструментально-технологических аспектов информационной науки, но и ее философских, научно-методологических и социальных аспектов, а также на использование современных концепций и методов этой науки в естественно-научных и гуманитарных дисциплинах.
— Более активно взаимодействовать с представителями фундаментальной науки в области проведения совместных исследований и разработок по фундаментальным проблемам информационной науки, апробации и внедрения результатов этих исследований в обра-
зовательный процесс, а также в работах по реализации совместных национальных и международных проектов.
— Содействовать созданию в университетах исследовательских институтов, лабораторий, а также научно-образовательных центров по фундаментальным проблемам информационной науки и проблемам развития информационного общества с привлечением к их деятельности ученых и преподавателей из других стран.
— Стимулировать разработку и издание научных монографий и учебно-методической литературы по фундаментальным основам и проблемам информационной науки, создание соответствующих электронных ресурсов, разработку и издание программ и пособий для новых учебных курсов, а также проведение академических лекций ведущих ученых.
3. Специалистам в области научно-технической информации:
— Уделять больше внимание вопросам освещения достижений национальной науки и образования, а также зарубежных специалистов в области исследования фундаментальных основ информационной науки и актуальных проблем развития информационного общества.
— Способствовать проведению исследований и разработок по совершенствованию существующей системы рубрикации научно-технической информации в области проблем информационной науки.
4. Членам редакционных советов и редколлегий научно-образовательных журналов:
— Стимулировать публикации результатов отечественных и зарубежных ученых по изучению фундаментальных основ информационной науки и содействовать их популяризации в обществе.
— Регулярно публиковать обзорные статьи и дайджесты по фундаментальным проблемам информационной науки, приглашая для этих целей ведущих отечественных и зарубежных специалистов.
Следующая, Шестая Международная конференция по фундаментальным основам информационной науки ^^-2015) планируется для проведения в 2015 г. в столице Австрии Вене. В период подготовки к ее проведению бу-
дет организовано сетевое взаимодействие специалистов по обсуждению актуальных проблем развития науки и образования в данной области.
Президент конференции РЇ3-2013 К. К. КОЛИН, генеральный секретарь Р13-2013 Н. В. ЗАХАРОВ
THE RESOLUTION OF THE FIFTH INTERNATIONAL CONFERENCE ON THE FOUNDATIONS OF THE INFORMATION SCIENCE (FLS-2013) (Moscow, May 21-23, 2013)
The Conference President of FIS-2013 KONSTANTIN K. KOLIN The Secretary-General of FIS-2013 NIKOLAY
V. ZAKHAROV