Научная статья на тему 'Резолюция Пятого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов'

Резолюция Пятого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резолюция Пятого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов»

ФОРУМЫ. СЪЕЗДЫ. КОНФЕРЕНЦИИ

РЕЗОЛЮЦИЯ ПЯТОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СОБРАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ

(23 ноября 2005 г., Государственный Кремлевский дворец)

На протяжении ряда лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и международными стандартами аудита. Одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, предусматривающая формирование базовой инфраструктуры применения МСФО и изменение всей системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, с более широким привлечением к этому процессу участников профессионального сообщества нашей страны.

Принят План мероприятий Министерства финансов Российской Федерации на 2004—2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности, включающей задачи повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, изменение системы их регулирования, создание инфраструктуры применения МСФО, усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, подготовку и повышение квалификации кадров.

Участники Пятого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов, представляющие бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров и в целом директорский корпус предприятий и организаций различных секторов экономики, работников и ученых высших учебных заведений и научных институтов, руководителей и специалистов экономических и финансовых органов администраций субъектов Российской Федерации, органов управления хозяйственных комплексов страны, общественных объединений и организаций, поддерживают масштабные цели развития российской экономики, выдвинутые Президентом РФ В.В. Путиным, и приложат все силы, знания и умения для их безусловного достижения. Решение задач по удвоению ВВП в ближайшие 10 лет, по созданию конкурентоспособной рыночной

экономики должно стать результатом конкретных успехов каждого предприятия в эффективном использовании инвестиций, в удовлетворении запросов потребителей, в стратегической ориентации и искусстве управления, в повышении предпринимательской активности.

Как никогда ранее хозяйствующие субъекты, их руководители — финансовые директора и главные бухгалтеры стали главными действующими лицами реформ, всех социально-экономических преобразований. Главными ресурсами развития экономики все в большей степени становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция кадров.

Собрание обсудило последние законопроекты и нормативные акты по реформированию учета, аудита и отчетности в России на среднесрочную перспективу в соответствии с новой стратегией экономических преобразований в России и требованиями международных стандартов финансовой отчетности, международных стандартов аудита, международных стандартов бухгалтерского образования и по результатам обсуждения отмечают, что, несмотря на положительные сдвиги в реформировании бухгалтерского учета и аудита, все еще имеется ряд проблем, которые сдерживают эффективность данного процесса.

Одной из проблем эффективности реформирования бухгалтерского учета является недостаточный уровень обучения бухгалтеров и аудиторов МСФО. Повышение уровня квалификации бухгалтеров является одной из первоочередных задач, решение которых будет способствовать достижению целей перехода на МСФО в обозначенные Правительством РФ сроки.

Процесс перехода на МСФО должен сопровождаться формированием новой модели взаимоотношений государства и субъектов рыночных отношений. Международный опыт убеждает, что саморегулируемые организации (СРО) играют су-

щественную роль, повышая эффективность реформы. При этом должны быть обеспечены правовые условия их деятельности, создание которых входит в обязанность государства.

Поддерживая меры начавшейся административной реформы, касающиеся ограничения масштабов и повышения эффективности государственного вмешательства в экономику, обращаем особое внимание на осуществление тех изменений, которые предусматривают:

— обеспечение открытости информации о деятельности государственных органов исполнительной власти;

— разработку и внедрение системы, при которой органы власти, предлагающие введение новых форм государственного вмешательства в экономику, обязаны публично доказывать необходимость такого вмешательства;

— введение процедур периодической оценки эффективности используемых мер государственного регулирования;

— повышение эффективности управления государственной собственностью;

— полный отказ от совмещения функций органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов;

— разработку законодательной базы деятельности СРО, в том числе профессионального бухгалтерского и аудиторского сообщества, которые должны взять на себя ряд функций, выполняемых государством. Ближайшие годы потребуют от бухгалтерского

и аудиторского сообщества в качестве приоритетных решения новых для них задач:

— наращивание в практике хозяйствования собственно стратегических ориентиров, несмотря на возрастание уровня сложности текущих процессов;

— расширение стимулов деятельности персонала, постепенная переориентация на модель партнерских отношений;

— перестройка структуры предприятия и принципов его управления в соответствии с требованиями рынка, снижение роли факторов, тормозящих внедрение инноваций на предприятии;

— дальнейший поворот от модели выживания предприятия к модели его развития;

— управление интеллектуальной собственностью, содействующее продвижению в высокотехнологичные сферы.

Ключевым моментом является решение проблем согласования действий различных ведомств и законодательных органов. На сегодняшний день

российская отчетность используется преимущественно налоговыми органами и органами статистики. Следовательно, при переходе на составление финансовой отчетности по международным стандартам необходимо проработать вопросы составления налоговой и статистической отчетности.

Высокая степень координации необходима также для обеспечения синхронности перехода различных категорий участников рынка на МСФО. При этом участники Пятого Всероссийского собрания отмечают целесообразность в первую очередь обеспечения перехода на МСФО тех предприятий, которые выходят на фондовый рынок в целях привлечения капитала, т. е. проводят публичное размещение своих ценных бумаг (акций и облигаций), так как именно участники публичного размещения нуждаются в информационной прозрачности эмитента для правильной оценки рисков возможных вложений.

Участники собрания выражают обеспокоенность фактом отсутствия постоянно действующей, непрерывной системы перевода на русский язык обновляемых версий международных стандартов, а также отсутствием системы отслеживания и доведения до пользователей изменений в МСФО.

В целом участники собрания подчеркивают, что в настоящее время в России сложилась благоприятная ситуация для внедрения МСФО, проводится активная подготовительная работа, решаются вопросы совершенствования законодательства. Заметно активизировалась работа в этой сфере среди исполнительных федеральных органов, в числе которых Минэкономразвития, Минфин и Банк России.

Значение этой работы неизмеримо возрастает и в связи с обращением Президента страны В.В. Путина по вопросам интеграции России в международное экономическое сообщество, и прежде всего присоединения к ВТО как важного фактора повышения инвестиционной привлекательности российской экономики для отечественных и зарубежных инвесторов.

В связи с этим участники собрания бухгалтеров и аудиторов заявляют о необходимости: — ускорения принятия новых законов «О консолидированной отчетности», «О саморегулируемых организациях», внесения необходимых дополнений и изменений в законы «О бухгалтерском учете», «Об аудиторской деятельности» и другие законы и нормативные акты для устранения возможных противоречий и несоответствий в законодательстве. Причем принятие этих изменений и самих законопроектов единым пакетом;

принятия соответствующего постановления Правительства РФ «О порядке осуществления уполномоченным федеральным органом контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений» с утверждением порядка ведения государственного реестра саморегулируемых объединений и положения «О едином реестре аудиторов и аудиторских организаций»; модернизации всей системы финансовой отчетности российских предприятий и внедрения МСФО в организациях, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций; устранения существенных различий в национальной и мировой системах составления финансовой отчетности как фактора, препятствующего сопоставлять информацию о российских предприятиях с их зарубежными аналогами;

методологического и методического обеспечения адаптации МСФО в российских компаниях, в том числе с учетом отраслевых аспектов применения МСФО с более широким привлечением профессионального сообщества к проведению реформы;

обеспечения правовых и организационных условий деятельности профессиональных объединений и СРО в процессе организации перехода на МСФО;

внедрения международных стандартов финансовой отчетности и аудита как необходимого условия интеграции России в мировую экономику, в том числе в свете намечаемого вступления в ВТО;

осуществления работ в рамках организации Национального фонда по стандартам финансовой отчетности, действующего на принципах саморегулирования, осуществления мер для скорейшего опубликования официального текста последнего издания МСФО, а также к созданию системы оперативного отслеживания и публикаций изменений в МСФО; организации и проведения широкомасштабных мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с новыми требованиями; выработки единой государственной политики по отражению учета в нормативных документах деятельности хозяйствующих субъектов; продолжения реформирования налоговой системы в Российской Федерации на принципах справедливости, всеобщности налогообложения и эффективности, координации действий по сближению систем налогового и бухгалтерского учета;

разработки новых и уточнения ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету; формирования по-настоящему упрощенной и действенной, с точки зрения интересов малого предпринимательства, системы учета и отчетности;

постепенного перехода учреждений и организаций бюджетной сферы образования, здравоохранения и культуры на единые правила бухгалтерского учета, принятые для других сфер и отраслей национальной экономики; обеспечения высокого качества независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского учета;

усиления всей аналитической работы и работы по методическому и нормативному доведению основных положений законов об учете и аудиторской деятельности до практики производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности с широким привлечением общественных ассоциаций и организаций бухгалтеров и аудиторов России; разработки индивидуального подхода к каждому региону России для оказания содействия в организации и развитии аудиторской деятельности на его территории; проведения в регионах совместно с государственными и муниципальными органами власти и управления, профессиональными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями публичных мероприятий, научно-практических конференций, совещаний и семинаров по проблемам совершенствования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности; разработки и внедрения эффективных систем контроля за качеством аудиторской деятельности, соблюдением внутренних и внешних стандартов, требований профессиональной этики;

развития системы поощрения для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за систематическое качественное осуществление аудиторской деятельности; разворачивания действенной системы контроля за качеством аудиторской деятельности; разработки концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности; осуществления комплекса мер по повышению полноты и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности с дифференцированным подходом к регламенту представления отчетности различными группами предприятий и организаций.

Собрание призывает всех бухгалтеров и аудиторов России активно участвовать в выполнении Плана мероприятий Министерства финансов Российской Федерации на 2004—2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу:

— просить федеральные законодательные и исполнительные органы власти в своей деятельности по регулированию бухгалтерского учета и аудита учитывать решения Пятого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов;

— активизировать работу по информированию работодателей и работников о налоговых и инвестиционных аспектах пенсионной реформы, изменениях в правилах формирования пенсионных прав граждан;

— всемерно поддержать инициативы Президента РФ В.В. Путина о формировании режима наибольшего благоприятствования для субъектов малого предпринимательства в части использования единой общероссийской наиболее упрощенной и действенной системы учета, отчетности и налогообложения малого бизнеса;

— продолжить практику проведения конкурса на звание «Лучший бухгалтер России», расширив его сферу на проведение аналогичных конкурсов среди студентов, выпускников высших учебных заведений;

— обратиться к средствам массовой информации с просьбой об освещении решений собрания и публикации настоящей резолюции.

Пятое Всероссийское собрание бухгалтеров и аудиторов обращается к Президенту РФ В.В. Путину с предложением утвердить своим указом ежегодный профессиональный праздник «День бухгалтера и аудитора».

Собрание поручает оргкомитету обобщить все предложения и критические замечания участников пленарного заседания и заседания круглого стола и направить их соответствующим министерствам и организациям для рассмотрения и ответа о принятых мерах.

Учитывая высокий уровень докладов и выступлений, а также актуальность обсуждаемых проблем, собрание рекомендует оргкомитету издать материалы собрания и «круглого стола» и направить их всем участникам.

Не успели оформить

подписку на 2006 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: 921-69-49, 921-91-90

Http://www.financepress.ru E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.