социологических, социально-политических научных, а также практических подходов.
В рамках работы конференции проведены круглые столы «Роль средств массовой информации в формировании антитеррористического сознания в обществе» (ведущая Рюмшина Л.И. (Ростов-на-Дону)), «Информационно-психологическое воздействие террористических организаций на молодежь через Интернет» (ведущая Кореневская М.Е. (Ростов-на-Дону)), «Антитеррористическая пропаганда в СМИ: реальность и перспективы» (ведущие Целиковский С.Б. и Черкасова М.Н. (Ростов-на-Дону)), «Наличие радикальных мировоззренческих установок и отношение к терроризму в молодежной среде» (ведущий А.Д. Ферштейн (Пермь)).
Ростовские психологи-профессионалы поделились своим опытом на мастер-классах «Использование индексов толерантности в процессе диагностики качества образовательной поликультурной и поликонфессиональной образовательной среды в условиях формирования антитеррористического сознания» (ведущая Звездина Г.П.), «Насилие на экране: модели, методы, идеи» (ведущий Шкуратов В.А.), «Метод арт-терапии в работе с жертвами терроризма» (ведущая Зинченко Е.В.), «Психологическое содержание представлений о террористе и террористическом акте, о поведении заложников в случае террористического акта у представителей различных социальных групп» (ведущие Середина Н.В., Самойлина Т.Г.), «Психологическая помощь детям, пережившим психологическую травму». (ведущая Мясникова М.Н.), «Способы противодействия травмирующим коммуникациям при сообщениях о теракте» (ведущая Седых Н.С.).
По материалам конференции в ноябре 2009 г. будут проведены круглые столы в тринадцати субъектах РФ по ЮФО.
Резолюция научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики»
12-14 октября 2009 г.
Участники конференции, заслушав и обсудив доклады, сообщения, констатируют, что основной задачей образования как социального института направленной трансляции ценностей гражданского общества в молодежную среду является развитие каждого молодого человека не только как высококвалифицированного профессионала, но и как гражданина, чувствующего свою ответственность за судьбы России. Именно это является императивом современного образовательного сообщества страны и приоритетом национальной молодежной политики.
Россия является многонациональной по своей структуре на всей территории, что определяет развитие поликультурного образовательного пространства, создает специфические условия адаптации и социализации молодого поколения.
Образование становится все более и более поликультурнонасыщенным. В связи с политическими и социально-экономическими событиями в последние десятилетия произошло разрушение сложившейся инфраструктуры образования, национального воспитания и экологии юности, усугубилось вовлечение молодежи в межнациональные конфликты, террористические и экстремистские акты.
Возникает необходимость развития многонационального поликультурного образовательного пространства, разработки системы приобщения молодежи к национальным и общечеловеческим ценностям в новых социально-экономических условиях жизни, воспитания культуры межнациональных отношений молодого поколения, антитеррористической, антиэкстремистской идеологии как обязательного компонента сознания каждого российского гражданина, формирования толерантности, поддержки и защиты личности в ее смысловом выборе, нравственном становлении и самовыражении.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и государственная молодежная политика определили, что сегодня нашему развивающемуся обществу нужны «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
Идея развития толерантного сознания молодежи становится актуальной проблемой современной России. Разработка и реализация системы государственных мер по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе являются комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия органов государственной власти, опоры на общественные объединения.
В ходе работы региональной научно-практической конференции проанализированы социальная, политическая, психологическая и экономическая сущность и основы терроризма как общественного явления. Подробно охарактеризованы особенности террористических общностей на юге России, выявлены особенности социально-психологического генезиса терроризма в Южном федеральном округе РФ, раскрыта его специфика в эпоху глобализации.
Особый раздел работы посвящен анализу отношения различных молодежных групп к терроризму и эффективности антитеррористических мер, проводимых в молодежной среде. В ходе дискуссионных обсуждений обозначены основные превентивные способы антитеррористической пропаганды в молодежной среде как составная часть национальной молодежной политики.
В ходе конференции терроризм охарактеризован как сложное социально-политическое явление с точки зрения различных теоретико-методологических подходов для более глубокого понимания социальных, экономических и психологических причин его развития и воспроизводства. В процессе работы участники конференции проанализировали социальную структуру терроризма, включающую
субъектный уровень - террористические общности и их организации, аксиологический уровень, связанный с производством идеологии насилия как средства отстаивания своих ценностей, и деятельностный уровень - собственно террористическую активность; а также обсудили и охарактеризовали социальные силы активного противодействия терроризму и пассивного потворства его развитию.
Выявлены и проанализированы социальные причины рецидивирующего развития терроризма на юге России, обусловленные терпимым отношением части населения к насильственным методам борьбы за групповые интересы, неразвитостью культуры толерантности, нескоординированностью развития системы обеспечения безопасности государства и общества, традиционализмом в мотивации террора и постоянным социальным обновлением при воздействии геополитических факторов. Особый блок проблем - демонстрация особенностей современного российского терроризма, связанная с попыткой реализации исламистского мега-проекта на юге России в контексте трансформационных общественных процессов.
Важный раздел конференции посвящен направленной трансляции в СМИ идеологии толерантности и психологической безопасности в поликультурной образовательной среде. В ходе работы мастер-классов квалифицированные специалисты дали рекомендации по использованию психодиагностических методик, социальных практик и технологий трансляции установок толерантного сознания, формированию устойчивого молодежного имиджа, ориентированного на ценностные приоритеты современного российского общества. В выступлениях участников секций представлены материалы по разработке социальной рекламы, ориентированной на смысловые установки молодежной аудитории, показана технология формирования позитивной направленности на привлекательность общечеловеческих ценностей и механизмов их реализации, предоставлены методы оценки информации в Интернете - как поле коллективного направляющего контекста в личностных ценностях молодежи. На заключительном этапе конференции обсуждены меры по формированию научно-методологической базы для противодействия эт-ноконфессиональному экстремизму и другим факторам, способствующим распространению идеологии терроризма, а также проведена подготовка предложений по методам и содержанию информационно-пропагандистского антитеррористического воздействия на население. Сформулированные в процессе обсуждения положения и выводы необходимо распространить в антитеррористической деятельности органов государственного управления на региональном и муниципальном уровнях, а практические материалы (рекомендации, аналитические отчеты, психодиагностические методики и результаты эмпирических исследований) использовать при разработке и реализации концепций общественной безопасности, в управлении общественными связями, в работе СМИ, а также при чтении курсов по социологии, журналистике, политологии, культурологии, истории, экономике, спецкурсов по социальной психологии и психологии терроризма в высших учебных заведениях и в системе повышения квалификации.
В данной конференции приняли участие специалисты, занимающиеся проблемами национальной безопасности, разрабатывающие теорию и практики убеждающих воздействий в молодежной среде: обществоведы, регионоведы, социологи, экономисты, психотерапевты, психологи и педагоги. В конференции приняли участие представители ВУЗов всех субъектов Южного федерального округа, Южной Осетии, Абхазии.
Предложения и рекомендации участников конференции.
1. В современной России формирование терпимости, особенно в молодежной и студенческой среде, становится одной из актуальных проблем. Исключительно важной эта проблема является для многонационального Южного Федерального округа. Современные формы проявления радикализма, ксенофобии, экстремизма на Юге России разнообразны: это и этнонационализм, и мигрантофобия, и религиозный экстремизм, и шовинизм, и расизм. В полиэтническом обществе, таком как Российская Федерация, жизненно важное значение имеет уровень постановки проблемы этноконфликтогенных факторов, их контроля и управления ими. Эта совокупность задач входит в понятие профилактики этнонациональных и религиозных конфликтов, как его обязательная составляющая. Представителям вузов (участникам конференции) ЮФО в срок до 10 ноября обсудить в своих вузах материалы конференции и представить отчеты в оргкомитет конференции.
2. Южный федеральный округ представляет собой регион, включающий значительное количество этнических сообществ, обладающих своей уникальной историей, культурой и религией, что позволяет выделить его в особый конгломерат для воспитания толерантных традиций в среде молодежи, как будущего России. Процессы модернизации в социально-культурной сфере в Южном федеральном округе проявляются наиболее ярко, что обеспечивает возможность исследования данных процессов с точки зрения участия в них студенческих лидеров и студенческой молодежи в целом. Оргкомитету конференции продолжить работу по всестороннему освещению в местной, региональной и федеральной прессе итоги и материалы конференции.
3. Процесс социально-культурной модернизации в ЮФО позволяет говорить о высокой степени мобильности населения, в том числе и молодежи, и, соответственно, значительных движений различного характера и уровня и, как следствие, - смешении культур, ценностей, языков, религий и традиций. Вышеперечисленные факторы стимулируют напряжённость в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими и межконфессиональными конфликтами в высшей школе, в результате появляется тенденция к образованию различных оппозиционных групп, в том числе и по национальному признаку, добивающихся желаемого результата через активную антисоциальную деятельность. Современные этнические конфликты связаны и с ростом социальной и религиозной напряженности, обусловленной резким падением уровня жизни и размытости культурных и религиозных ценностей. В этих условиях молодое поколение России оказалось самой незащищённой
в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Часть молодёжи дезорганизована, подвержена влиянию экстремизма и ксенофобии, разрушающего традиционные ценности национальных культур и религий народов Южного федерального округа. Именно здесь целесообразно формирование толерантности, понимания национально-культурных особенностей в среде студенческой молодежи, что должно позволить сформировать личность молодого человека с устойчивой гражданской позицией, способного противостоять идеологии ксенофобии и различным экстремистским тенденциям. Во многих ВУЗах ЮФО, благодаря правильной направленной стратегии реализации развития государственной молодежной политики создаются условия для сближения студентов, представляющих различные регионы, проводятся мероприятия позволяеющие им лучше узнать друг друга, познакомиться с историей и культурой всех национальностей. Совету ректоров ЮФО в срок до 31.12.2009 г. рассмотреть итоги конференции и наметить программу деятельности по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в вузах ЮФО.
4. Студенты вузов, представители молодежных организаций и движений Южного федерального округа должны стать объектом направленного воздействия по формированию антитеррористических ценностей, установок толерантного сознания. Проведенная научно-практическая конференция позволила выявить в молодежной среде латентных лидеров с дальнейшим привлечением их к работе проекта. Основным критерием, позволяющим оценивать эффективность работы конференции, является всестороннее освещение социально-культурных проблем ЮФО и России в целом, через призму взаимодействия и общения участников.
Результаты работы в рамках проекта, освещенные в СМИ, помогут в формировании устойчивой гражданской позиции в молодежной среде.
Одним из направлений является внедрение технологий менеджмента социально-культурной деятельности в процесс подготовки лидеров молодежных организаций и проектирования программ профилактики экстремизма и ксенофобии в молодёжной среде на основе популяризации идей кросс-культурного образования, формирования толерантного сознания, личностного развития участника молодежной организации как субъекта социально-культурной деятельности, позволяющего трансформировать молодёжную субкультуру в объект созидательного взаимодействия личности и социальной группы и общества в целом в сфере культуры, образования, досуга, спорта. Оргкомитету конференции в срок до 31.11 2009 г. направить в молодежные организации, независимо от политической принадлежности, материалы конференции для возможного их обсуждения в своих организациях.
5. Министерствам и департаментам образования субъектов ЮФО провести региональный конкурс общеобразовательных учреждений по тематике конференции, а также организовать и провести олимпиаду среди школьников и студентов «Молодежь против экстремизма и терроризма», приняв за основу материалы проведения олимпиады в МГУ.
-С""—
6. Руководителям факультетов психологии и педагогики рассмотреть вопрос и представить в региональное отделение УМО материалы по открытию специализации «Психология противодействия идеологии экстремизма, насилия, терроризма».
7. Продолжить наполнение портала «Мир Кавказу» и сделать этот сайт постоянно действующим.
8. Депутатам законодательного собрания ускорить работу по принятию Федерального закона о государственной молодежной политике.
Более подробно с материалами конференции можно ознакомиться по адресу http://www.antiterror.sfedu.ru