Научная статья на тему 'Резолюция IV съезда финно-угорских народов Российской Федерации'

Резолюция IV съезда финно-угорских народов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резолюция IV съезда финно-угорских народов Российской Федерации»

РЕЗОЛЮЦИЯ IV съезда финно-угорских народов Российской Федерации

24-26 сентября 2009 года в г. Саранске состоялся IV съезд финно-угорских народов Российской Федерации, в работе которого приняли участие 143 делегата и 122 наблюдателя из 32 регионов Российской Федерации, где проживает большинство представителей финно-угорских народов России.

На Съезде в качестве приглашенных гостей участвовали представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, главы субъектов и законодательных собраний субъектов Российской Федерации, представители общественных организаций из России, Финляндии, Венгрии и Эстонии.

Российская Федерация - одно из самых полиэтнических государств мира, сохранившее самую богатую этнокультурную мозаику Европы за всю тысячелетнюю историю российской государственности. Достойное место в многонациональной палитре страны занимают финно-угорские народы. Разные по численности и географии расселения, но имеющие тысячелетнюю этническую языковую общность, российские финно-угры не только внесли свой достойный вклад в становление и развитие российского государства, его историю и культуру, но и поныне активно участвуют в устойчивом развитии общества и государства, укреплении его международного имиджа, в том числе в сфере культуры, искусства и спорта.

Говоря о финно-угорском мире, мы не должны забывать, что российское государство, включавшее в различные периоды своей истории большинство территорий, где проживали финно-угры, является исторической родиной, местом формирования этнокультурных традиций, эпоса большинства финноугорских народов, проживающих в России и других европейских государствах. Материалами этнографических, полевых и архивных исследований, полученными в России, питается все современное финно-угроведение, не мыслимое без российского многообразия финно-угорской культуры.

Осознание своей высокой миссии позволяет делегатам Съезда как полномочным представителям российских финно-угорских народов с оптимизмом и гордостью смотреть в будущее, вести открытый и равноправный диалог с представителями любых народов и государств, в том числе западных.

Делегаты Съезда в своих дискуссиях отмечали, что успешная реализация национальной политики государства, где существует такое этническое, конфессиональное и культурное многообразие, возможна лишь при наличии прочной законодательной базы. Основополагающим документом, регламентирующим обязательства государства в этой области, является Конституция Российской Федерации, которая гарантирует всем гражданам соответствующие права и свободы, в том числе право граждан самим определять свою национальную при-

надлежность, пользоваться родным языком.

На федеральном уровне действует ряд законов, устанавливающих механизмы реализации соответствующих статей Конституции, в частности Федеральные законы «О национально-культурной автономии», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О гражданстве», «Об образовании», «О средствах массовой информации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и т. д. В период после III съезда в ряд упомянутых законов были внесены важные изменения, способствующие лучшему обеспечению этнокультурных прав граждан и народов, проживающих в России.

Существенно изменилось и финансовое обеспечение реализации государственной национальной политики, в том числе в сфере этнокультурного развития финно-угорских народов. В федеральном бюджете появилась отдельная строка на реализацию мероприятий в сфере межнациональных отношений, а в 2008-2009 годах Мин-регионом России были поддержаны десятки финно-угорских мероприятий в Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Удмуртия, Псковской области и других регионах. С 2009 года в форме субсидий региональным бюджетам выделены существенные

финансовые средства на поддержку коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, среди которых - 7 финно-угорских народов (бесермяне, вепсы, ижорцы, манси, саамы, ханты, водь), а также все 4 самодийских народа. Этот механизм позволил привлечь и дополнительные средства из региональных бюджетов. В 2009 году две финно-угорские общественные организации получили гранты Президента Российской Федерации. Таким образом, Съезд отмечает позитивную тенденцию улучшения ситуации с ресурсным обеспечением проектов финно-угорских общественных организаций.

Съезд констатирует, что за период, прошедший после III съезда, финноугорское общественное движение России добилось в своем развитии определенных результатов, признанных на региональном и федеральном уровнях. В русле общероссийских социально-экономических достижений последних лет наметились позитивные тенденции и в улучшении социальных условий жизни финно-угорских народов России. Совершенствовались организационные формы и методы работы национально-культурных общественных организаций.

Идея возрождения, сохранения и развития традиционной культуры, расширения сферы функционирования родных языков, культивируемая общественными организациями во всех субъектах Российской Федерации с компактным проживанием финно-угорских народов, год от года охватывает все большую часть финно-угорского сообщества и в целом находит понимание и поддержку со стороны всех уровней власти Российской Федерации.

Заметными событиями в жизни финно-угорских народов страны в период между III и IV съездами стали I Международный фестиваль культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!» (г. Саранск, 19-20 июля 2007 г.) и V Всемирный конгресс финно-угорских народов (г. Ханты-Мансийск, 28-30 июня 2008 г.), съезды финно-угорских народов, в том числе IX съезд коми народа (г. Сыктывкар, 8-9 февраля 2008 г.), VIII съезд марийского народа (г. Йошкар-Ола, 16-19 апреля 2008 г.), XI Всеудмуртский съезд

(12 декабря 2008 г.), VI съезд карелов (г. Петрозаводск, 19-20 июня 2009 г.) и др. В Республике Мордовия стали традиционными выставки-ярмарки народных художественных промыслов и ремесел финно-угорских народов Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации с компактным проживанием финно-угорских народов проводится многогранная работа по развитию этнической культуры и национальных языков. Позитивным шагом следует считать обеспечение преподавания родных языков в учебных заведениях данных регионов, создание научно-исследовательских центров по проблемам финно-угроведения.

Важнейшими событиями в период после III съезда стали создание и успешное функционирование двух финно-угорских культурных центров -Финно-угорского культурного центра Российской Федерации (г. Сыктывкар) и Поволжского центра культур финноугорских народов (г. Саранск). Эти центры были созданы по инициативе общественных организаций и региональных властей, что было поддержано руководством страны.

После III съезда активизировалась деятельность финно-угорских организаций в информационном пространстве. Работает множество интернет-порталов финно-угорских центров и общественных организаций. Финно-угорским культурным центром издается журнал «Финно-угория. Этнический комфорт»; с 2007 года в г. Саранске Ассоциацией финно-угорских народов и Поволжским центром культур финно-угорских народов издается общероссийская «Финно-угорская газета», а с 2008 года -научный журнал «Финно-угорский мир». Подобные издания выходят в Республике Марий Эл и Республике Удмуртия, многих других регионах страны. Все эти медийные инициативы укрепляют в России существующие механизмы межкультурных коммуникаций и единое финно-угорское информационное пространство.

Вместе с тем особую озабоченность финно-угорской общественности вызывает ряд проблем, в частности:

а) продолжающееся сокращение численности некоторых финно-угорских народов в рамках глобальной тенден-

ции, характерной не только для России, но и для всех развитых европейских, в том числе финно-угорских, стран;

б) снижение этнического идентитета в условиях современной урбанизации и глобализации, особенно заметное у молодежи;

в) влияние урбанистических процессов на сокращение «неперспективных» деревень, являющихся в действительности хранителями традиционной финно-угорской культуры;

г) состояние дел в системе национального образования, закрытие малокомплектных национальных школ, некоторое сокращение преподавания родного языка в ряде регионов, что влечет за собой и уменьшение числа владеющих родным языком, ситуация с учетом преподавания родных языков в рамках нового государственного образовательного стандарта;

д) слабая активность некоторых региональных отделений и членов Исполкома Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации на фоне их неготовности или неспособности выстраивать конструктивные отношения с местной, региональной и федеральной властью;

е) непрекращающиеся попытки политизировать цели и задачи финноугорского движения, увлеченность ряда активистов развитием международного сотрудничества в ущерб внутрироссий-ской деятельности по защите и продвижению интересов финно-угорских народов России;

ж) слабость и разобщенность молодежного финно-угорского движения.

Большую озабоченность вызывает принятие Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры государственного образовательного стандарта», исключившего национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования. При этом соответствующие подзаконные акты и иные нормативно-правовые документы, регламентирующие сохранение и, при возможности, увеличение объемов изучения и использования родных языков в содержании школьного образования, по настоящее время не приняты. Кроме

Открытие IV съезда финно-угорских народов Российской Федерации. Саранск, 2009 г.

того, в системах образования финноугорских регионов не в полной мере используется такой ключевой фактор образовательной политики, как развитие двустороннего двуязычия.

Рассмотрев и обсудив основные тенденции и пути этнокультурного и этносоциального развития финно-угорских народов Российской Федерации, а также вклад в эти процессы Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации на протяжении последних четырех лет, настоящий Съезд считает необходимой разработку стратегии сохранения и развития этнической культуры, функционирования языков, укрепления этнической идентичности финно-угорских народов России. Причем эта стратегия должна учитывать

многонациональный характер Российской Федерации, необходимость укрепления общероссийской гражданской идентичности представителей финноугорских народов - граждан России, а также быть направленной на усиление конкурентоспособности финно-угорской молодежи в современном мире.

В связи с этим IV Съезд считает необходимым:

I. В сфере общества и права

1. Активизировать взаимодействие с Министерством регионального развития Российской Федерации как федерал ь-ным органом исполнительной власти,

ответственным за реализацию государственной национальной политики, защиту прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.

2. Обратиться в Министерство регионального развития Российской Федерации со следующими предложениями:

- разработать (при участии Совета Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации») комплексную программу этнокультурного развития финно-угорских народов Российской Федерации, предусмотрев необходимое для ее реализации финансовое обеспечение;

- содействовать решению вопроса о включении в Единый перечень коренных

малочисленных народов Российской Федерации народа сету (сето);

- поддержать социально значимые проекты АФУН в рамках грантового конкурса Совместной программы Совета Европы и Министерства регионального развития Российской Федерации «Меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества», направленного на изучение возможности ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств;

- оказывать комплексную поддержку работе финно-угорских общественных организаций Российской Федерации как институтов гражданского общества, чья деятельность направлена на этнокультурное развитие и защиту прав финно-угорских народов и укрепление гражданской солидарности.

3. С учетом продолжающегося финансово-экономического кризиса обратиться к депутатам и сенаторам регионов с компактным проживанием финно-угорских народов с предложением о поддержке сохранения в федеральном бюджете финансирова-

ния на реализацию государственной национальной политики на уровне не менее, чем в 2008 году.

4. Обратиться к руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы, с предложениями:

- об обеспечении достойного представительства финно-угорских народов в выборных органах власти и их участия в работе исполнительных органов власти на разных уровнях и в общественных палатах;

- о реализации дополнительных мер по созданию условий для социально-экономического и этнокультурного развития муниципальных образований с компактным проживанием финноугорских и самодийских народов в процессе укрупнения регионов Российской Федерации.

5. Обратиться к ведущим партиям Российской Федерации с предложением учитывать этнический состав и особенности населения регионов России при выдвижении кандидатов в депутаты законодательных органов всех уровней.

6. Поручить Совету и Президиуму Совета АФУН РФ:

- содействовать активизации деятельности неправительственных организаций финно-угорских народов по защите прав в области сохранения и развития финно-угорских языков, культурного наследия, сохранения природных памятников этнической культуры, охраны окружающей среды;

- выступить в роли координатора по проведению мониторинга выполнения обязательств Российской Федерацией по защите прав человека, коренных народов в регионах проживания финно-угорских народов;

- развивать дальнейшее сотрудничество с российскими и международными организациями, в том числе с неправительственными, деятельность которых содействует этническому развитию финно-угорских народов, укреплению сотрудничества между родственными народами, защите их законных интересов;

- более тесно взаимодействовать с российскими научно-исследовательскими и экспертными организациями и

Выставка-ярмарка народных промыслов. Саранск, 2009 г

учреждениями в целях научного осмысления вопросов этнической истории и современных проблем финно-угорских народов Российской Федерации;

- активнее использовать в своей деятельности ресурсы и возможности Поволжского центра культур финно-угорских народов (г. Саранск) и Финно-угорского культурного центра Российской Федерации (г. Сыктывкар), в том числе в целях привлечения финансирования за счет получения грантов, участия в конкурсах и т. д.;

- ввести практику проведения в различных регионах России выездных заседаний Совета и Президиума Совета АФУН с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства регионального развития Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- до конца 2009 года разработать план работы на период 2010-2012 годов с участием региональных отделений АФУН по реализации резолюции Съезда.

II. В области языковых прав и образования

1. Ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации конституционных прав на создание условий для изучения и развития родного языка в федеральных государственных образовательных стандартах, предусмотрев эти условия в требованиях к структуре, условиям (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным) и результатам освоения основных образовательных программ.

2. Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложениями:

- разработать и утвердить в рамках формирования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования модели Примерного учебного плана, предусматривающие изучение языков финно-угорских народов в обязательной части основной

образовательной программы в объеме от 2 до 5 часов в неделю;

- предусмотреть в Типовом положении об общеобразовательном учреждении возможность реализации:

а) в начальной, основной, средней и полной общеобразовательной школах программы, обеспечивающей изучение региональных, национальных, этнических особенностей на государственном языке Российской Федерации, или на республиканском государственном языке, или на родном языке;

б) общеобразовательной программы дошкольного образования на языках финно-угорских народов в рамках перечня реализуемых общеобразовательным учреждением программ (дополнительные образовательные программы, а также общеобразовательные программы дошкольного образования).

3. Президиуму АФУН РФ провести консультации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации на территориях проживания финно-угорских народов и выступить с инициативой:

IVсъезд финно-угорских народов Российской Федерации, секция «Культура и СМИ». Саранск, 2009 г.

- разработать региональные целевые программы по сохранению, изучению, развитию финно-угорских языков и других языков в своих регионах;

- содействовать созданию условий для изучения языков финно-угорских народов в системе образования;

- принять положение о стимулировании преподавания финно-угорских языков (надбавки к зарплате работникам, проведение региональных форумов преподавателей финно-угорских языков);

- активизировать работу по включению в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на базе федеральных государственных образовательных стандартов, учебников по языкам финно-угорских народов, родной литературе, а также предметам, характеризующим этнокультурные особенности регионов.

4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы:

- разработать концепцию непрерывного языкового образования в системе дошкольного, общего и профессионального образования, преследующую цель развития в регионах двустороннего двуязычия как ключевого фактора образовательной политики в многонациональном регионе;

- активизировать работу по внедрению новейших информационных технологий в сфере изучения финноугорских языков.

5. Совету АФУН РФ активизировать работу по формированию образовательной политики на региональном и федеральном уровнях, восстановлению мер государственной поддержки для учителей школ, преподавателей вузов, ведущих занятия по обучению языкам финно-угорской группы.

III. В области культуры и средств массовой информации

1. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы:

- активизировать деятельность по сохранению культурного наследия народов и национальных меньшинств, сохраняемого в архивах, музеях, природных и этнокультурных комплексах, с использованием современных цифровых технологий;

- продолжить работу по созданию и развитию национально-культурных центров, Домов дружбы в субъектах Российской Федерации и обеспечению координации их взаимодействия.

- развивать книгоиздание на финно-угорских языках, переводы книг с одного финно-угорского языка на другой и современные технологиче-

Делегаты IVсъезда от северных народов. Саранск, 2009 г.

ские средства передачи традиционном культуры молодому поколению;

- начать (совместно с АФУН) работу по подготовке и реализации региональных программ этнокультурного туризма;

- продолжить работу по расширению информационного пространства финноугорских народов, размещению аудиовизуальной информации о субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы, а также материалов на финноугорских языках в сети Интернет.

2. Поручить Совету АФУН РФ:

- содействовать деятельности Финно-угорского культурного центра Российской Федерации (г. Сыктывкар) и Поволжского центра культур финно-угорских народов (г. Саранск) по сохранению и развитию этнокультуры финно-угорских народов Российской Федерации;

- обратиться в Министерство культуры Российской Федерации и Ми-

нистерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с предложением рассмотреть вопросы открытия общероссийской программы «Народы России», увеличения сетки теле- и радиовещания ВГТРК и других региональных телеканалов на финноугорских языках;

- обратиться в Министерство регионального развития Российской Федерации с предложением о создании цикла документальных фильмов о финно-угорских народах Российской Федерации;

- обратиться в Министерство регионального развития Российской Федерации с предложением содействовать разработке и изданию учебного курса для высших учебных заведений по истории и культуре финно-угорских народов;

- координировать годовые планы мероприятий АФУН с планами проведения мероприятий субъектов Российской Федерации, на территории которых

проживают финно-угорские народы, а также заблаговременно публиковать подобные планы в сети Интернет;

- активизировать работу с финноугорской молодежью, в том числе в поиске и создании новых форм организации этнокультурной жизни в условиях городской среды;

- оказать содействие возобновлению деятельности молодежной ассоциации АФУН РФ;

- рассмотреть возможность создания в Интернете банка (архива) имеющихся радио- и телепрограмм на родных языках, а также широкого применения современных технологий в укреплении коммуникационных связей в целях преодоления последствий территориальной разобщенности в информационной среде финно-угорских народов;

- оказать содействие в создании представительств общероссийской «Финно-угорской газеты» в регионах компактного проживания финно-угорских народов РФ.

Д. А. Медведев и Н. И. Меркушкин в Семилейской средней школе. Кочкуровский район, Мордовия

IV. В области здравоохранения, демографии и защиты

окружающей среды

1. Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство здравоохранения и социального развития Российской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формированию у детей и молодежи мотивации сохранения здоровья как средства достижения жизненных целей;

- разработать программу по обеспечению доступной и качественной лечебно-профилактической помощи в местах компактного проживания финно-угорских народов, уделив особое внимание здоровью коренных и малочисленных народов;

- развивать материально-техниче-

положения о непрерывном образовании населения по здоровью и здоровому образу жизни, отражающего экологическую обстановку с учетом этнических особенностей отношения человека к окружающей природе и своему здоровью;

- расширить практику проведения межрегиональных симпозиумов, посвященных проблемам экологии, демографии и здоровья, проводить их не реже одного раза в два года в

Народные промыслы

Фото на память

Федерации со следующими предложениями:

- разработать с участием представителей АФУН программу поддержки научных исследований в области здравоохранения, демографии и защиты окружающей среды на основе использования грантов для молодых ученых;

- разработать программу подготовки и повышения квалификации специалистов в области медицины и экологии в ведущих университетах Российской Федерации;

- продолжить исследования проблем здоровья финно-угорских народов, разработать программу по

скую базу и формировать кадровый потенциал сельского здравоохранения в местах компактного проживания финно-угорских народов.

2. Обратиться в Государственный комитет Российской Федерации по статистике с предложением возобновить ежегодный статистический учет социально-экономических и демографических показателей для финно-угорских народов.

3. Поручить Совету АФУН РФ:

- инициировать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработку

субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают финноугорские народы;

- поддержать издание периодического сборника статей или журнала, посвященного проблемам демографии финно-угорских народов с участием специалистов научно-исследовательских, учебных и экспертных организаций Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, а также университетских и научных центров субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы;

- разработать и создать сайт в глобальной сети Интернет «Демография,

* * , ЇВ) І а . * 1 1 1 і 1 1 І

экология и здоровье в финно-угорском мире России»;

- информировать федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации о результатах исследований и вносить предложения об изменении экологической и демографической ситуации и улучшении здоровья населения субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают финно-угорские народы.

РФ по вопросам межнациональных отношений;

- обеспечить координацию организации и проведения на территории Российской Федерации общественно значимых межрегиональных и международных этнокультурных мероприятий;

- содействовать развитию специализированного обучения одаренной творческой молодежи, поощрению творческого труда национальной интел-

- провести в 2012 году Всероссийскую конференцию, посвященную анализу итогов деятельности АФУН РФ в сфере этнокультурного развития финно-угорских народов Российской Федерации в г. Саранске.

Делегаты Съезда призывают все общественные организации и их лидеров, представляющих интересы финно-угорских народов России, консолидироваться и активизировать свои усилия, направленные на

Артисты ансамбля «Келу» : А Атласова, В. Мартышкин, В. Горсткина/

V. В области межрегиональных и международных этнокультурных связей

1. Рекомендовать органам государственной власти поддерживать проведение в Российской Федерации фольклорных, этнофутуристических и театральных фестивалей, дней родственных народов, празднования юбилейных дат.

2. Совету АФУН РФ:

- рекомендовать принимать участие в парламентских слушаниях Государственной Думы Совета Федерации

лигенции как отдельного направления межрегионального сотрудничества;

- способствовать расширению и укреплению международных связей между финно-угорскими народами на принципах равноправия, партнерства, в интересах российских финно-угров и дальнейшего развития российского гражданского общества;

- способствовать развитию этнокультурного туризма в Российской Федерации и за рубежом как важного направления познавательного туризма, пропагандирующего лучшие образцы российского культурного наследия, созданного в данном случае финноугорскими народами России;

укрепление межнационального мира в России, защиту этнокультурных прав финно-угорских народов, развитие конструктивных отношений с органами государственной власти и недопущение попыток политизации нашего общественного движения.

Делегаты Съезда выражают благодарность Министерству регионального развития Российской Федерации, руководству Приволжского федерального округа и Республики Мордовия за помощь в организации Съезда и предлагают провести в 2013 году следующий, V, съезд финно-угорских народов Российской Федерации в Республике Марий Эл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.