Научная статья на тему 'Режиссерские методы В. Э. Мейерхольда в Императорском театре'

Режиссерские методы В. Э. Мейерхольда в Императорском театре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1155
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТОРСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР / ОПЕРНЫЙ РЕЖИССЕР / ВСЕВОЛОД МЕЙЕРХОЛЬД / РЕЖИССЕРСКИЕ ПРИЕМЫ / СТИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корсукова К.Р.

В статье на примере оперы «Тристан и Изольда» Р. Вагнера рассматриваются режиссерские приемы, разработанные выдающимся театральным деятелем В.Э. Мейерхольдом. Дано краткое описание разработки режиссером сценического пространства; определены пластика движений и характер поведения певца на сцене; обрисовывается художественное оформление спектакля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Режиссерские методы В. Э. Мейерхольда в Императорском театре»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК: 7.071.

К.Р. Корсукова,

аспирантка 3 курса МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация E - mail: ragavazamira@mail.ru

РЕЖИССЕРСКИЕ МЕТОДЫ В.Э. МЕЙЕРХОЛЬДА В ИМПЕРАТОРСКОМ ТЕАТРЕ

Аннотация

В статье на примере оперы «Тристан и Изольда» Р. Вагнера рассматриваются режиссерские приемы, разработанные выдающимся театральным деятелем В.Э. Мейерхольдом. Дано краткое описание разработки режиссером сценического пространства; определены пластика движений и характер поведения певца на сцене; обрисовывается художественное оформление спектакля.

Ключевые слова:

Императорский оперный театр; оперный режиссер; Всеволод Мейерхольд; режиссерские приемы; стилизация.

Режиссерские приемы экспериментатора и новатора В.Э. Мейерхольда (1874-1940) полностью меняли консервативные традиции Императорских театров. В своих творческих воззрениях режиссер исходил, прежде всего, из музыкальной идеи, а не из слепого следования нотному тексту. Иначе драматург «прочитал» музыкальную драму «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, положив в основу постановки синтез пластического движения певца-актера и плоскостной поверхности декорационного фона. Изучив реформаторские идеи немецкого теоретика театра, автора книги «Революция Театра», Георга Фукса (18681949), а также женевского архитектора и театрального художника Адольфа Аппиа (1862-1928), в концепции которого выдвигалась идея сочетания неподвижности сценического пространства с движениями артистов, световым освещением и музыкальным сопровождением, Мейерхольд пришел к применению на театральных подмостках объемных или полуобъёмных пратикаблей в виде разных площадок, лестниц-приставок, станков. Режиссер заменил неподвижный источник освещения на движимый, благодаря чему насыщенность источника света влияла и отражала, вместе с тем, сверхинтенсивную динамичность музыкального ряда и движений актеров.

Большое внимание Мейерхольд уделяет рельефу, разбив плоскость театрального планшета посредством ступеней лестниц, идущих по всей ширине сцены. Он строит игру на просцениуме, отказывается от занавеса и разворачивает сценическое действие не только на авансцене, но и в зрительном зале. В «Тристане и Изольде», деля сцену на два плана и сосредоточивая «игру» на переднем, Мейерхольд, таким образом, увеличивает и укрупняет фигуры героев с тем, чтобы полноценно раскрыть и показать мельчайшие оттенки их эмоций. Пренебрегая ремарками Вагнера, режиссер избирает собственный путь, базируясь исключительно на музыке и ища подтверждение своих идей в партитуре. Не удовлетворяясь постановками опер Вагнера на Мариинской сцене, выступая не только против отечественных стереотипов, но и закостенелых байройтских традиций, Мейерхольд идет по пути упрощения, к примеру, помещая на сцене в третьем действии оперы вместо сада всего лишь пару деревьев.

Мейрхольд не допускал в постановке никаких резкий движений, напротив, провозглашал лиризм, поручив партию Изольды лирико-драматическому сопрано М.Б. Черкасской (1876-1934), уже поразившей публику исполнением вагнеровских героинь, в частности Брунгильды в «Зигфриде». Несмотря на напряженные события в опере, драматург настаивал на спокойных движениях, где жест, поворот головы делаются согласно музыкальному ритму. Драматическое содержание произведения режиссер проецирует на

душевное состояние героев. Поскольку основу сценического действия определяют принципы музыкальной драматургии, режиссер задается целью, используя метроритм, адаптировать движение артистов к партитуре произведения, минимизировать жест, сценическим движением «договорить» музыкальную фразу. Хоровые сцены представлены в виде ансамбля, единого целого, без персонализации участников. Пластика мейерхольдовских героев всецело связана с оркестровым сопровождением, формируя с ним единое «ядро-шар». Относя в декоративном отношении постановку к XIII в., режиссер не ставил перед художником А. Шервашидзе (1867-1968) задачу воспроизвести эпоху исторически достоверно. Декорации опирались на художественные образы средневековых миниатюр, действующие лица были словно герои скульптур, а постановка лишена, таким образом, бытовизма. Отсюда сдержанная статуарность, «застывшие» позы и жесты героев, за которые критики неоднократно ругали режиссера, считая его интерпретацию крайне неверной по отношению к бурлящей музыке Вагнера. Мейерхольд «прочитал» музыку драмы иначе: неподвижность в первом действии была объяснена незнанием героев друг друга и только-только зарождавшимся чувством любви. Поэтому визуальная неподвижность при наличии напряженного внутреннего сладострастия полностью, по мнению Мейерхольда, соответствует музыкальному материалу оперы. Скупой колорит постановки противостоит псевдоромантической бутафории императорских театров того времени. Таким образом, обращаясь к приему стилизации, режиссер создавал постановку, не точно воспроизводя историческую эпоху, в которую происходят события «Тристана и Изольды», а лишь воплощая дух и стиль времени.

Список использованной литературы:

1. Волков Н.Д. Мейерхольд: В 2 т. - М.; Л.: Academia, 1929. Т. 2: 1908-1917. - 493 с.

2. Гликман, И.Д. Мейерхольд и музыкальный театр. - Л. : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1989. - 349 с.

3. Малкиель, М. Рихард Вагнер и его оперы на сцене императорской русской оперы. - СПб. : секция науч.исслед.творчества Р. Вагнера. - 1996. - 47 с.

© Корсукова К.Р., 2018

УДК: 7.071.

К.Р. Корсукова,

аспирант 3 года обучения, МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация E - mail: ragavazamira@mail.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТРУППЫ В МОСКОВСКИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРАХ

Аннотация

Данная статья посвящена деятельности петербургской оперной труппы в Москве. Сделан общий обзор репертуара, дана краткая оценка работы административно-хозяйственного аппарата. Определены вкусы московской публики в период середины 30 - начала 50-х гг. XIX века.

Ключевые слова:

Императорский театр; петербургская оперная труппа; репертуар; Императорский театр в Москве; опера.

Петербургская оперная труппа начала свою музыкально-театральную деятельность в Москве в 1846 году традиционной, уже утвердившейся в русском репертуаре оперой М.И. Глинки «Жизнь за царя». Первая постановка оперы прошла в Москве в 1842 году, лишь шесть лет спустя после премьеры в столице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.