РЕЖИССЕР - ПСИХОЛОГ Маматкасимов Ж.А.
Маматкасимов Джахангир Абиркулович - доктор философии (PhD) педагогических наук, доцент, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: один из основателей профессионального театра, известный режиссер В.И. Немирович-Данченко, внес значительный вклад в развитие режиссуры, представив в науке три аспекта режиссерской деятельности: режиссер-педагог, режиссер-зеркало и режиссер-организатор. С годами в режиссуре возникают новые подходы и взгляды, которые раскрывают дополнительные аспекты режиссера. В данной статье рассматривается психологический подход к процессу режиссуры, психологические характеристики режиссера, его функции с психологической точки зрения, а также автор делится профессиональными наблюдениями.
Ключевые слова: режиссер, актер, театр, режиссер-педагог, режиссер-зеркало, режиссер-организатор, режиссер-психолог, психофизическое состояние, психоанализ, психодиагностика, психоэмоция.
DIRECTOR - PSYCHOLOGIST Mamatkasimov J.A.
Mamatkasimov Jahongir Abirkulovich - Doctor of Philosophy (PhD) in the field of Pedagogical sciences, Associate
Professor,
STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: one of the founders of the professional theater, the famous director V.I. Nemirovich-Danchenko, made a significant contribution to the development of directing, introducing three aspects of directorial activity in science: the director-teacher, the director-mirror and the director-organizer. Over the years, new approaches and perspectives emerge in directing that reveal additional aspects of the director. This article discusses the psychological approach to the directing process, the psychological characteristics of the director, his functions from a psychological point of view, and the author shares his professional observations.
Keywords: director, actor, theater, director-teacher, director-mirror, director-organizer, director-psychologist, psychophysical state, psychoanalysis, psychodiagnostics, psychoemotion.
Введение. Человеческое мышление играло важную роль в формировании высокого уровня духовности и культуры, что также повлияло на искусство, включая режиссуру, делая ее сферой воспитания.
Режиссура - это область, связанная с интеллектом, мышлением и духовностью человека, а также требующая ответственности и тщательности. В XXI веке режиссер должен обладать не только глубокими знаниями в своей области, но и иметь обширные познания в других сферах.
Умение режиссировать формируется вначале в материнском утробе, а затем развивается в семье, в махалле, в махалле, учебном заведении и на протяжении всей жизни. Однако это недостаточно, чтобы стать сильным режиссером.
Исследования, проведенные Аристотелем [4], К.С. Станиславским [6], Б. Сайфуллаевым [2], М. Умаровым, Т. Йулдошевым [3], Р. Кадыровым [5], Ф. Ахмедовым [1] обращали особое внимание на психологические аспекты режиссуры.
В частности, Карл Гачеман, в своей книге "Режиссер", подчеркивает, что режиссер должен объединять в себе не только любовь к своей работе, но и нравственные и практические знания, непорочную мораль и изысканный вкус. Он должен обладать теоретическими знаниями в области драматургии и иметь глубокое понимание различных технических аспектов театра.
Важно отметить, что режиссер должен быть поэтом, воплощая в себе качества художника-декоратора. Это включает в себя развитое чувство цвета и пространства, интеллект, способность улавливать самые тонкие аспекты, а также понимание музыки, голоса и духа времени. Глубокое понимание человеческой психологии и духовности является неотъемлемой частью режиссера, поскольку это позволяет полноценно воспринять актера и его творчество [2, с. 95].
Методы. В.И. Немирович-Данченко, один из основателей театрального искусства, подчеркивал несколько ключевых качеств, которыми должен обладать режиссер:
- режиссер-педагог должен быть способен четко и логично объяснить идею, цель и интерпретацию художественного образа.
- режиссер-зеркало должен уметь точно отражать индивидуальные особенности и творческие способности актеров.
- режиссер-организатор должен эффективно организовывать и координировать весь спектакль или мероприятие [2, с. 95].
Режиссер всегда должен учитывать особенный характер каждого актера. Он не должен забывать, что "у актера есть своя фантазия, он знает жизнь". Режиссер должен уметь раскрыть умственный и физический талант актера, увидеть его индивидуальность, а также убедить актера и передать ему свое воображение и понимание произведения, которое режиссер тщательно изучил. В этом контексте важным становится четвертое качество режиссера - способность к психологическому анализу и пониманию актера.
Когда режиссер приступает к работе над новым произведением, он изначально изучает общественное мнение, а режиссер-психолог анализирует психологию общества. Если объектом искусства для режиссера является человеческая душа, то для режиссера-психолога объектом является человеческое сознание, мышление и разум.
В то время как психология занимается изучением психических процессов, особенностей, структур и состояний человека, режиссура является наукой, которая изучает жизнь. Если учесть, что человек является главной фигурой в жизни, то цель психологии и режиссуры по своей сути одна и та же.
Психология искусства занимается изучением психологических особенностей творческой деятельности в различных видах искусства, восприятиями произведений искусства людьми и их влиянием на развитие личности. Чувства, темперамент, характер, способности и другие психологические качества личности свидетельствуют о том, что эти две области логически связаны друг с другом.
Во все времена и во всех культурах человеческая душа рассматривалась как источник сильных эмоций, радости и мудрости. Человек открыл в своей душе мощные чувства, символизирующие добро, такие как любовь, благодарность и удовлетворение. Современные исследования подтверждают взаимодействие между сердцем и мозгом человека. Вместе они обрабатывают информацию, и в этом процессе человек принимает решения.
Режиссер-психолог - это человек, который обучает актера или исполнителя важным аспектам искусства, оказывающим влияние на психику человека. Он учит художника внутренним переживаниям, мыслям, воображению, памяти, воле, характеру, способностям и другим психологическим аспектам творческой деятельности. Режиссер-психолог должен обладать ясным видением и глубоким пониманием.
Аристотель (4-й век до н.э.) также рассматривал творчество как средство гармонизации личности с общественной жизнью. Он разработал концепцию мимезиса, которая раскрывает внутренний мир человека и способы воздействия искусства на него. Понятие "катарсис" получило развитие в теории мимезиса. Аристотель утверждал, что древнегреческие трагедии очищали сознание зрителя от негативных эмоций. Глубокие переживания позволяли духовно очищаться, подниматься от индивидуальности к всеобщности [5, с. 7].
Аристотель также подробно описывал влияние музыки на психику. Музыка в разных тональностях может делать человека сострадательным и нежным или нервным и возбужденным. Дорические, фригийские и лидийские гаммы оказывали положительное влияние на душу и здоровье, в то время как другие гаммы рекомендовалось не применять в музыке, предназначенной для молодого поколения. Подобные рекомендации также применялись к музыкальным инструментам.
Древние греки называли неграмотного человека "аксаревтос" (ахагеШ^), что означало человека, неспособного петь, танцевать или играть на музыкальных инструментах, то есть участвовать в хореях.
Театральный реформатор К.С. Станиславский, в своих теоретических работах и практическом опыте последних лет, подчеркивал нераздельность внутреннего сценического состояния и психики актера от внешних, физических аспектов. Он подчеркивал их взаимозависимость, что являлось основой для развития идей о взаимосвязи физического и духовного в деятельности актера.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что К.С. Станиславский обратил внимание на работы французского ученого и психолога-экспериментатора Р. Рибо, такие как "Психология внимания", "Нервная память", "Нормальные и аномальные состояния памяти", "Эволюция общих идей" и "Эмоциональная логика". Они содержат интересную и полезную информацию о душевном мире актера и актерской психологии. Станиславский, основываясь на мнении Р. Рибо о наличии нервной памяти у человека, исследует ее роль в художественном творчестве. Он углубляет и расширяет теоретические выводы Р. Рибо, заменяя термин "нервная память" полным понятием "эмоциональная память", которая имеет важное значение для актера и режиссера.
«Конечно, среди недостатков много артистических характеров (Хлестаков, городничий), а среди людей с темными намерениями есть и великие страсти (Иван Грозный). Но не в этом главная суть нашего искусства, показывающего красоту «духовной жизни человека». Возможно, нам нужен другой материал. Ищите его в светлых уголках нашего сердца - местах, где живут радость и эстетические чувства.
Позвольте ваши чувства быть обогащенными запасом красоты и благородства. Теперь, я думаю, стало ясно, что для полного осуществления всего, что я сказал, настоящему художнику необходимо прожить осмысленную, интересную, красивую, насыщенную, страстную и вдохновляющую жизнь. Он должен быть осведомленным о том, что происходит не только в крупных городах, но и в деревнях, на предприятиях, в самом культурном центре мира. Художник должен наблюдать и изучать жизнь и психологию людей своей страны и других стран.
Безусловно, режиссерское творчество представляет собой труд, но оно отличается от всех других видов умственного труда. В этом отношении оно является продолжающимся явлением. В этом процессе большую роль играют как личные качества режиссера, так и его профессиональные навыки.
Если режиссер трудолюбив, организован, придерживается определенного плана в повседневной работе, ценит время, отважен и не испытывает страха перед трудностями, то он способен завершить свои проекты. В противном случае он останется просто удачной идеей, красивым задумыванием. Это показывает, насколько важно изучать личность, психологию и духовно-нравственные аспекты художника.
Человек по своей природе стремится к красоте, справедливости, любви и совершенству, и эта ситуация также требует свободы внутри режиссера. Если дух режиссера свободен, его работы будут излучать красоту, справедливость, любовь и совершенство.
При постановке задач актерам режиссер учитывает их творческие возможности и применяет различные внешние методы. В этом процессе режиссер-психолог придает первостепенное значение психике актера и психике роли.
Предположим, что вчера мы поссорились. Я публично оскорбил вас. Сегодня, когда мы встретились, я хотел бы подойти к вам, пожать вам руку и извиниться. Я признаю, что это моя вина, и я искренне хочу, чтобы вы забыли о произошедшем. Победить вчерашнего соперника - задача не из простых, поэтому мне нужно многое обдумать, почувствовать и преодолеть в своих мыслях, прежде чем выполнить эту задачу. Такая задача может быть названа психологической задачей, даже если она очень сложная [5, с. 186].
При работе над классическими произведениями режиссер-психолог должен уделять особое внимание художественному восприятию духа времени и обеспечивать успех спектакля. Отображение культуры и быта народа, описанного в произведении, с использованием реалистических методов и подбора соответствующих сценических средств, служит определению духа спектакля, повышению его художественной эффективности и выразительности.
Например, в постановке комедии Ж. Мольера "Тартюф" главная задача режиссера-психолога заключается в обнаружении таких качеств, как патриотизм, общительность, тактичность, амбициозность и искренность, которые напоминают героев Мольера. Он стремится к достижению естественного искусства и изящных поступков.
При работе над спектаклем режиссер-педагог должен учитывать физиологические особенности зрителей разного возраста. Особое внимание уделяется драматургии спектакля и его представлениям, предназначенным для детей, а также факторам, влияющим на творческие конфликты внутри спектакля.
Вывод. В то время как музыка воздействует на человека через слух, в режиссуре это воздействие распространяется и на слух, и на зрение. Работа режиссера-психолога напрямую связана с индивидуальными способностями актеров, учитывая их исполнительские навыки, социальное происхождение, семейные обстоятельства, а также с процессами, происходящими в их психике, а также с психикой зрителей.
При исследовании психики зрителей режиссер-психолог должен учитывать следующие аспекты:
- социально-политическая обстановка.
- этническая принадлежность общества.
- психологические потребности общества, которые могут быть выявлены через психодиагностику.
- различные жанры в современном искусстве и их значение в образовательном процессе.
- психоанализ и психоэмоциональные аспекты постановки.
Психология, как наука, включает в себя различные области и направления, такие как общая психология, психология развития, педагогическая психология, психофизика, психофизиология, парапсихология, психиатрия, социальная психология, этническая психология, медицинская психология, космическая психология и другие. Несмотря на их различия, их объединяет общая цель - понимание психологии творчества.
Сегодня включение науки "Психология творчества" в учебные планы образовательных программ "Режиссура" и "Актерское искусство" Государственного института искусств и культуры Узбекистана не является случайным, оно имеет непосредственное значение для формирования компетенций режиссера-психолога в образовании.
Список литературы /References
1. Ахмедов Ф.Э. Основы ведения государственных праздников. - Ташкент: Алокачи, 2008. - 424 с.
2. Сайфуллаев Б.С., Маматкасимов Дж.А. Актерское мастерство. - Ташкент: Наука и техника, 2012. -388 с.
3. Умаров М., Юлдашев Т. Основы режиссерского и актерского искусства. Учебник. - Ташкент: Турон-Икбал, 2018. - 320 с.
4. Аристотель. Большая этика. - Ташкент: Национальная энциклопедия Узбекистана, 2018. - 352 с.
5. Кадыров Р.Г. Музыкальная психология. - Ташкент: Музыка, 2005. - 76 с.
6. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - Ташкент: Поколение нового века, 2011. - 468 с.