электронный научный журнал «apriori. ^рия: гуманитарные науки»
www.apriori-journal.ru
№ 2 2016
УДК 791.43
РЕЖИССЕР АДИЛЬХАН ЕРЖАНОВ: «ХОЗЯИН» НОВОЙ ВОЛНЫ
Есеналиева Мерим Бакирдиновна
магистрант
Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова
Алматы (Казахстан)
Аннотация. Кинокартина «Хозяева» казахстанского режиссера Адильхана Ержанова - своеобразный протест против буржуазного кино. Особенности «партизанского течения», активистом которого является режиссер. Роль философии и сатирического взгляда в кинокартине. Особенности стиля и приемы режиссера.
Ключевые слова: Адильхан Ержанов; хозяева; казахстанское кино; новая волна; партизанское кино.
DIRECTOR ADILHAN YERZHANOV: «OWNER» OF A NEW VAWE
Yessenaliyeva Merim Bakirdinovna
undergraduate Kazakh National Art Academy named after T. Zhurgenov
Almaty (Kazakhstan)
Abstract. The movie «Owners» of the Kazakhstan director Adilkhan Erzhanov - a peculiar protest against bourgeois cinema. Features of «a guerrilla current» which activist is the director. A role of philosophy and a satirical look in the movie. Features of style and receptions of the director.
Key words: Adilhan Yerzhanov; owners; kazakh cinema; new wave; partisan movie.
«Партизанское» кино - это, в первую очередь, протестное кино, антибуржуазное, то есть такое кино, которое по форме и по содержанию не стремится к комфорту, повторению пройденного, эксплуатации клише и штампов. Мы считаем, что «партизанское» движение - это кино, которое уже было и во время «новой казахской волны», и во время «новой британской волны», которая также называется «Рассерженные», и во время «американской новой волны», и во время «французской новой волны» - всё это уже было, бунтари, которые поднимали волнение в своём кинематографе. Партизанское кино - именно то кино, которое ищет что-то новое и протестует против конформистских подходов» [1] - эта декларация Адильхана Ежанова определила и наметила путь для плеяды молодых казахстанских кинорежиссеров, чьи фильмы начинают появляться на престижных мировых площадках кинофестивалей.
Адильхан Ержанов начинает свой профессиональный путь в 1999 году, когда выигрывает конкурс на лучший сценарий и постановку анимационного фильма «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» в телеагенстве «Хабар». Также он работает в различных изданиях в качестве аналитика отечественного и мирового кино. Его курсовая работа «Бахытжамал» была по достоинству оценена в 2007 году на кинофестивале «Евразия», получив награду «За лучшую режиссуру». Дипломный фильм «Каратас», снятый в 2009 году, поднял ряд вопросов существования «я» в современном обществе. Первая полнометражная кинокартина А. Ержанова «Риелтор» (2011 г.) была замечена международной общественностью, приглашена на ряд зарубежных кинофестивалей и получила спецприз жюри на фестивале «Киношок» (г. Анапа). В последующие годы режиссер наращивает обороты, и совместно со своим сокурсником и единомышленником Сериком Абишевм, получает грант в размере 10 тысяч долларов от Фонда Сорос - Казахстан. На эти деньги они снимают
фильм с явным социальным уклоном - «Строители», который открыл им дорогу на многие международные конкурсы - в Висбаден, Эдинбург, Бу-сан, Рим и др.
Адильхан Ержанов, режиссер, сценарист, оператор, и один из самых обсуждаемых в республике молодых кинематографистов, родился 7 августа 1982 года в городе Джезказган, в самом сердце Казахстана. Его кинокартины успешно берут почетные награды на международных фестивалях, завоевывают сердца и публику миллионов. Но отечественный кинопрокат, к сожалению, не столь радушен по отношению к его фильмам. «Партизанское кино», инициатором которого стал Адильхан Ержанов, является примером разоблачения действительности - жалкой, лживой и жестокой. Большую известность и горячие споры, не утихающие до сих пор, получила его кинокартина «Хозяева» (2014 г.). Она была отобрана в специальную программу и с успехом показана на 67-м Каннском кинофестивале.
«За каждым режиссером стоит философ, даже если первый ничего не слышал о втором. Кинематограф невозможен без философских направлений и было бы интересно проследить нити, связывающие фильмы и их философские источники. Историю кинематографа условно можно поделить на два истока - Камю и Ницше. Первый взывал к инстинктам, второй к совести» [2].
Фильм «Хозяева» начинается, как обычная бытовая драма: молодой парень Джон с младшим братом Ерболом и сестрой Алиюшкой голосуют на обочине дороги, обложившись скромным скарбом. На Джоне крутая джинса, у Алии желтый рейбан, Ербол собирается поступать на актерское. Им бы жить и жить, петь народные песни, красить ставенки, цитировать Аль Пачино... В сельской местности среди зеленеющих пригорков они ищут дом, который им завещала мать.
И первое, что нас настораживает, - это сам дом, где сироты собираются начать новую жизнь. Он нереалистично мал, низок и пуст, как
будто нарисован ребенком, но некая волшебная сила перенесла его с альбомного листа на деревенскую почву. Но этот дом-сарай, подходящий скорее для пони, чем для семьи из трех человек, станет причиной настоящей войны между законными владельцами и родственником местного участкового - мощным стариком Джубой, который лет десять назад вселился в этот пустующий домишко со своим многочисленным кланом. В ходе этой войны - бесконечных сходок, неравных драк, заявлений в городской суд, вандализма и запугиваний - реалистичность первых сцен испарится с экрана. Чем страшнее и безысходнее конфликт, поглощающий вслед за собственностью свободу и жизнь, тем гротескнее и ярче, даже в чем-то радостно-веселые. строго выстроенные сцены и диалоги.
Сюрреалистичный юмор А. Ержанова не побеждает ужас, но и не усиливает его, - он, скорее, просто отмечает постепенный уход под воду житейского корабля. И кораблекрушение ждет не только беззащитных детей: трагедию разделят и притеснители - в нерегулируемом мире, без реальной власти и закона, смягчить судьбу невозможно. А. Ержанов снимает кино не про добро и зло, не про честных и вероломных. Нужда и неприкаянность - вот те самодостаточные негодяи, чтобы записывать в них усатого ковбоя Джубу или скоморохов в милицейской форме. Жестокость с улыбкой на лице - не садизм, а извинение, сожаление из-за того, что жизнь столкнула головами: вот, брат, тебе цветочек, шарик воздушный, а теперь, извини, вали с этой земли.
Аккуратная, строго дозированная эскалация безумия в «Хозяевах» построена, конечно, не просто для социального этюда. В ней много поэзии, казахской ментальности, и при этом будто взятая из совсем другого кино немного линчевская манера раскрашивать пространство в густые, сочные цвета, населять его полупризраками, эстрадной музыкой и переводить сумеречный страх героев в песни-пляски (кто-то вспомнит при этом «Шапито-шоу» Д. Линча). Несмотря на легко считываемые культур-
ные коды, фильм «Хозяева» нельзя назвать ни балаганом, ни отнести к постмодернизму. Порой кажется, что ближе всего такое кино к жанру «альтернативного» графического романа, в котором автобиграфический опыт обычно переосмысляется через гиперболу, деформацию и карикатуру. Есть в фильме и подростковая точка зрения, и визуальная избыточность, и харизматичные, но не нагруженные смыслом герои третьего плана, а самое главное - перелицовка и карикатура, которая к концу окончательно поглощает реалистичной мир и превращается в художественную правду. Убедительную, понятную, единственно возможную. Сам Адильхан когда-то рисовал комиксы о той жизни, которую видел вокруг: он превращал тучи в солнце, пьяниц в чудаков, а беспредел в клоунаду. Теперь это делают его герои [3], и гротескные элементы фильма «Хозяева» напрямую говорят об этом его увлечении.
«Хозяева» сняты нарочито грубо - красивые и выстроенные кадры перемежаются явно фальшивой кровью, где-то есть интершумы, где-то про них словно забывают, где-то кадры выцветшие, словно полинявшие фотографии, где-то картинка сочится ядовитыми красками, - и за это фильм получил свою порцию критики. Но все эти «недоделки» работают на главный замысел: жизнь не знает логики, в ней нет смысла, она абсурдна и совершенно непредсказуема. Особенно жизнь в нашем уголке вселенной.
Ситуации и драматургические ходы здесь изощренно перетекают друг в друга, по пути полностью меняя смысл. «Хозяева» - это головоломка, которую надо сидеть и разгадывать. Тут много отвлекающих маневров - и бесконечные отсылки к разным произведениям искусства, от живописи (Ван Гог, Матисс, etc.) до кинематографа (псевдо-оптимизм Уэса Андерсона, веселое и отчаянное безумие Сергея Соловьева и нарочито-этническая дурь Кустурицы), и совсем уж запредельные вещи, типа пляшущих к месту и не к месту персонажей, как у Линча» [4]. Из-
вестный британский кинокритик Джозефф Эндрю включил казахстанский фильм «Хозяева» в 10-ку лучших.
Фильмы А. Ержанова «Риелтор», «Строители», «Хозяева» - это кинотрилогия об обреченности и безвыходности, зеркальное отражение действительности с философским подтекстом. «У нас практически нет проблемного кино, поэтому очень мало казахстанских фильмов пробивается на крупные фестивали, на которых любят рефлексирующий, живой, актуальный кинематограф. Наши режиссеры снимают ультраправое кино, уничтожающее реальность. А злободневный синематограф, который замечают иностранные киноселекционеры, можно назвать героическим - он показывает настоящую жизнь, он заставляет общество стать лучше. И называть его «чернухой» - это черная неблагодарность нашего зрителя. Казахстанское кино давно стало буржуазным. Философия буржуа предполагает примирение с реальностью, это так называемый эскапизм - когда закрываются глаза на недостатки современного общества. К высказыванию допускаются только те вещи, которые никого не затрагивают, поэтому в Казахстане стараются делать либо мелодрамы, либо историческое кино, либо непонятные боевики. Считаю, что закрывать глаза на проблемы и не снимать об этом кино - просто преступление» [5].
Независимо от мизерного бюджета и правительственного нежелания видеть реалии общества на больших площадках проката, такой художник-карикатурист, как Адильхан Ержанов, смело и так по-партизански диктует свою новую волну - рождаемую протестами и философской экзистенцией, свободную от давления идеологии и шаблонов.
Список использованных источников
1. Ресурс «Бродвей». Интервью. Адильхан Ержанов: «Мы пытаемся создать свой жанр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://br.od.kz/articles/adilhan-erzhanov-my-pytaemsya-sozdat-svoj-zhanr (18.12.2015).
2. Интернет-журнал «Культура и общество» Гонзо. Блог. Адильхан Ержанов «Кинософия» [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://gonzo.kz/blog/2289-kinosofiya (20.05.2014).
3. СЕАНС. Интервью. Адильхан Ержанов: «Кино у нас как страус» [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://seance.ru/blog/interviews/ kino_kak_straus (1.09.2014).
4. Интернет-журнал «Власть». Мади Мамбетов. Фильм недели: Хозяева. Взгляд бездны [Электронный ресурс]. Режим доступа https://vlast.kz/obsshestvo/film_nedeli_hozjaeva_vzgljad_bezdny-8280.html (07.11.2014).
5. Информационное агентство «Интерфакс-Казахстан». Интервью. Адильхан Ержанов, режиссер: «Казахстанское кино стало буржуазным» [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.interfax.kz/ ?lang=rus&int_id=quotings_of_the_day&news_id=8177 (31.05.2014).