Научная статья на тему 'РЕЖИМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОНE'

РЕЖИМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОНE Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
132
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ШОС (ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА) / АСЕАН (АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ) / АТЭС (АЗИАТСКО- ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО) / КОНФЛИКТНОСТЬ / ПОЛИТИКА / ТЕРРОРИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Асатрян Л.А.

Азиатско-Тихоокеанский регион объединяет 58 стран и территорий. Сегодня этот регион считается одним из лидеров на карте мира, особенно по экономическим показателям. Однако, несмотря на успехи большинства стран Азиатско - Тихоокеанского региона, существует множество проблем и нерешенных вопросов, которые препятствуют развитию региона в целом. Державы должны сделать все, чтобы решить все вопросы мирным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY SYSTEM IN THE PACIFIC RIM

The Asia-Pacific Region unites 58 countries and territories. Today, this region is considered one of the leaders on the world map, especially in terms of economic indicators. However, despite the success of most of the Asia- Pacific countries, there are many problems and unfinished issues that hamper the development of the region as a whole. Powers should do everything to resolve all issues by peaceful means.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОНE»

Режимы безопасности в Азиатско-Тихоокеанский Регион

Асатрян Л.Л

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

(Россия, Москва) asatryan.levon@fspub.unibuc.ro

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский Регион, ШОС (Шанхайская Организация Сотрудничества), АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), конфликтность, политика, терроризм, безопасность

UU^mmUqntpjmU hmJmlmpqp mmpmfcm2p2mUni.'U!

Uuwinpjwh L ■ U.

QJiinwhhinwqninwliwh ZwiiwLuwpwh ^IjnhnilJiliwjJi PrnpAprnqnijU Ortqpng (H-nwwuinwh, Unuliilm)

asatryan.levon@fspub.unibuc.ro

Utf^n^nirf: Uu^m-ftmqmqoll^mUnujmU mmpm&m2p2mUp J^mlnpnitf t 58 tpl^p tr mmpm&pUtp: Ujuop m]u mmpm&m2p2mUp hmJmplnitf t hmJm2^mphm]^U pmpmtq^ mnm2mmmpUtp^g Jtlp, hmm^m^tu mUmtum^mU gntgmU^Utp^ mnntJnl: UjUntmJtUmjU^l, ¿Um]m& m]u mmpm&m2p2mU^ tplpUtp^ Jmu^ hm2nqnLp]mUp, lmU pmqJmp^l mUm^mpm ^Uq^pUtp, npnUp ^mUqmpntJ tU mJpn^2 mmpm&m2p2mU^ qmpqmgJmUp: ^tmntpptUUtpp ^tmp t mJtU ^U^ mUtU pnLnp hmpgtpp ^mqmq ^mUm^mphnl Lnr&ttni. hmJmp:

^^nnpn2 pmntp Uu^m-^mqmqoll^mUnu]mU mmpm&m2p2mU, CZ^ (CmUhm]^ hmJmqnp&mlgntpjmU ImqJmltp^nLpjntU), ZUU^U (¿mpmlmpUtpmU Uu^mj^ ^tmntpptUUtp^ mung^mg^m), UftSft (Uu^m^mU U ^mqmqollmUnujmU mUmtum^mU ^nphntpq), hmlmJmpmnLpjntU, pm^mpmlmUnLpptU, mhmptl^ntpjntU, mU^mmUqnLpjnLU

Security system in the Pacific Rim

Asatryan L.A.

National Research University Higher School of Economics (Russia, Moskow)

asatryan.levon@fspub.unibuc.ro

Abstract: The Asia-Pacific Region unites 58 countries and territories. Today, this region is considered one of the leaders on the world map, especially in terms of economic indicators. However, despite the success of most of the Asia-Pacific countries, there are many problems and unfinished issues that hamper the development of the region as a whole. Powers should do everything to resolve all issues by peaceful means.

Keywords: Pacific Rim, APEC (Asia-Pacific Economic Cooperation), SCO (Shanghai Cooperation Organization), ASEAN (Association of Southeast Asian Nations), conflict, politic, terrorism, security

Введение

Актуальность темы данного реферата заключается в том, что Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из самых развитых регионов мира. Именно из-за своей ценности АТР как никакой другой регион мира подвержен различным опасностям и угрозам, как изнутри, так и извне. Поэтому государства данной части света заинтересованы в обеспечении своей безопасности, поддержании стабильности. Особенно актуальным это является сегодня, когда террористические акты совершаются даже в самых защищенных государствах мира.

Объектом исследования является Азиатско-Тихоокеанский регион, а также существующие там режимы безопасности.

Предметом реферата выступают анализ проблем АТР, а также организации АТЭС, АСЕАН и ШОС как действенные механизмы по обеспечению безопасности региона.

Цель работы - исследование проблемных вопросов АТР и регионального сотрудничества по разрешению этих вопросов.

Исходя из целей реферата можно сформулировать его задачи:

- охарактеризовать причины нестабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

- исследовать зоны повышенной конфликтности региона;

- проанализировать терроризм и незаконный оборот наркотиков как новые вызовы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

- изучить деятельность таких организации как Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Шанхайская Организация Сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.

Степень изученности проблемы. Исследования Азиатско-Тихоокеанского региона, а также вопросов безопасности были проведены такими авторами как: Брусенцов И.1, Зимин Д.2, Комиссина И. Н.; Куртов А. А.3, Сизоненко А.4, Фролова Я. А.5 и другими учеными.

Раздел I. Проблемы безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе

1.1. Причины нестабильности АТР.

Развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, куда, по оценкам экспертов, постепенно перемещается центр тяжести мировой политики и экономики, демонстрирует опережающий характер по сравнению с развитием мировой экономики в целом.

Фундаментальные сдвиги в структурах азиатских обществ, ставшие следствием процесса глобализации, быстрое восприятие мирового научно-технического прогресса, вхождение в единое информационное пространство заставляют с большой степенью уверенности говорить, что в предстоящие десятилетия регион может стать одной из крупнейших зон, развитие которых будет для мировой цивилизации опреде-ляющим.6

АТР лидирует по целому ряду количественных показателей. Он занимает 40% совокупной территории мира, где сосредоточено 65% его сырьевых ресурсов. На этой территории расположены 43 государства, где проживает 41% населения планеты. Все это дополняется и усиливается быстрыми темпами социально-эконо-

1Брусенцов И. Военно-политическая обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе/ И. Брусенцов // Зарубеж. воен. Обозрение. - 2006. - №9 . - С. 2-10.

2 Зимин Д. АТР - регион XXI века/ Д. Зимин // Азия и Африка сегодня. — 2007. — № 1. — С. 77.

3 Комиссина И. Н.; Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества // Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия : сборник статей. — М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. — С. 251—316.

4 Сизоненко А. Консорциум научных центров АТЭС и проблемы безопасности в АТР / А. Сизоненко // Проблемы Дальнего Востока. — 2003. — № 2. — С. 80-83.

5 Фролова Я. А. Проблемы безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе: роль форума АТЭС / Я. А. Фролова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2009. - №4. - С. 63-70.

6 Фролова Я. А. Проблемы безопасности в азиатско-

тихоокеанском регионе: роль форума АТЭС / Я. А. Фролова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на

Дальнем Востоке. - 2009. - №4. - С. 63-70.

мического развития стран региона, на долю которых приходится примерно 60% мирового ВВП, свыше 47% объема международной торговли, 48% мирового притока прямых иностранных инвестиций, более 60% морских и почти 25% воздушных перевозок. При этом регион располагает многочисленными относительно дешевыми транспортными путями и рынками сбыта.

Более того, данный регион - это место сосредоточения, с одной стороны, таких региональных «тяжеловесов», как США, Япония, Китай, Россия, ведущих активную тихоокеанскую политику и отстаивающих собственные геополитические интересы, с другой - «коллективных игроков», включающих страны с различными военно-политическим и экономическим потенциалами (например, АСЕАН).7

Несмотря на резко продвинувшееся экономическое и культурное сотрудничество, военно-политическая ситуация в регионе остается нестабильной по следующим причинам:

— разнообразие в уровнях экономического, политического и культурного развития стран региона;

— высокая динамика политических и экономических процессов, происходящих в государствах региона и между ними;

— рост и пересечение геополитических интересов этих государств, и их стремление оказывать устойчивое влияние на отдельные территории и акватории других стран;

— актуальность старых и появление новых геополитических проблем (например, проявление скрытого соперничества между странами за роль регионального лидера);

— отсутствие единого многостороннего механизма коллективной безопасности;

— появление большого количества новых видов угроз внутренней региональной безопасности;

— преломление этих процессов сквозь призму региональной специфики.

1.2. Зоны повышенной конфликтности региона.

Ключевыми хроническими противоречиями в АТР, во многом сохраняющими черты конфликтности периода холодной войны, являются корейская и тайваньская проблемы. Корейская проблема может быть условно разделена на два компонента. Первый связан с сохраняющимся расколом корейской нации на два государства, Корейскую Народно-Демократическую Респуб-

Взаимодействие России с Китаем и другими партнерами по Шанхайской организации сотрудничества / Болятко Анатолий Викторович. — 1-ое. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. — 180 с.

лику и Республику Корею, и необходимостью нормализации межкорейских отношений. Второй компонент касается северокорейской ядерной программы и международных усилий по денуклеаризации Северной Кореи.

Еще одним фактором напряженности в отношениях стран региона остается по-прежнему неразрешенный комплекс территориальных споров. Принадлежность островов Дяоюйдао (Сэнкаку) в Восточно-Китайском море и права использования ресурсов шельфа являются предметом спора Японии и Китая. Сложным аспектом российско-японских отношений является вопрос о четырех островах Курильской грады (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи). С периода после завершения Второй мировой войны острова являются частью территории СССР/России, однако их принадлежность оспаривается Японией.8

Парасельские острова в Южно-Китайском море оспариваются Китаем и Вьетнамом. На острова Спратли, также располагающиеся в ЮжноКитайском море, претендуют КНР, Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней. Ввиду отсутствия окончательного приемлемого для всех сторон варианта разрешения территориальных споров по поводу островов Парасельских и Спратли страны АСЕАН и Китай в 2002 г. пошли на заключение Декларации о правилах поведения сторон в Южно-Китайском море, которая призвана частично снять остроту противоречий между указанными странами.

К конфликтным очагам также относятся ситуации в Индонезии, Таиланде, на Филиппинах, а также в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.

В Индонезии одной из существенных проблем долгое время оставались взаимоотношения между центральным правительством и движениями, особую роль в которых играл радикальный ислам. Противостояние индонезийского правительства с некоторыми из этих движений характеризовалось чередованием периодов подъема (1940—1960, 1970, 1990-е годы) и временного спада радикальной активности.

В Таиланде основная часть мусульманского населения в географическом отношении сосредоточена на юге страны. С 1960—1970-х годов движение на юге Таиланда стало приобретать ярко выраженный сепаратистский характер. Относительные успехи в урегулировании проблемы юга Таиланда были достигнуты в 1980—1990-х годах, однако уже в начале 2004 г. начался новый виток обострения ситуации, продол-

жающийся до настоящего времени и совпавший

9

с политическим кризисом в стране.

На юге Филиппин проживает более 4 млн. мусульман, известных в исследовательской литературе под собирательным названием моро. Ареал их проживания расположен на пересечении исторических торговых путей из исламских стран в Китай. После достижения Филиппинами независимости в 1946 г. моро оказались на периферии политического и экономико-социального развития страны. В 1968 г. был создан Национальный фронт освобождения моро, а в 1977 г. — Исламский фронт освобождения моро. В 1996 г. правительством было достигнуто мирное соглашение с Национальным фронтом освобождения моро. Переговоры с Исламским фронтом освобождения моро продолжаются, периодически приостанавливаясь из-за нарушений сторонами условий соглашений о прекращении огня. С 2009 г. переговоры возобновлены на территории Малайзии.

1.3. Терроризм и незаконный оборот наркотиков как новые вызовы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Одним из аспектов террористической деятельности в АТР является также морской терроризм и пиратство в Малаккском проливе, географические особенности которого делают его самым уязвимым местом Мирового океана с точки зрения безопасности. Ежегодно через Малаккс-кий пролив проходит более половины мирового торгового тоннажа. От безопасности судоходства в проливе и прилегающих акваториях зависит товарооборот не только стран Юго-Восточно-Азиатского субрегиона, но также Китая, Японии, Южной Кореи, Тайваня и США. Пик нападений в проливе пришелся на 2003 г. В этот период Малаккский пролив был объявлен особо опасным районом для мореплавания.

В 2004 г. шестнадцать государств (АСЕАН, Китай, Южная Корея, Япония, Бангладеш, Индия и Шри-Ланка) поддержали региональную инициативу по борьбе с пиратством и вооруженными нападениями на море.

Рассматривая невоенные аспекты безопасности в АТР, следует отметить также такую проблему, как незаконный оборот наркотических средств.10

Восточная Азия на мировом рынке наркотических средств выступает и как регион произ-

8 Зимин Д. АТР - регион XXI века/ Д. Зимин // Азия и Африка сегодня. — 2007. — № 1. — С. 77.

Торкунов А. В. Современные международные отношения: Учебник / под ред. А.В. Торкунова; МГИМО (У) МИД России. - М: Аспект-Пресс, 2012. - 668 с.

10 Фролова Я. А. Проблемы безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе: роль форума АТЭС / Я. А. Фролова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2009. - №4. - С. 63-70.

водства, и как регион транзита. В первом случае следует выделить два аспекта региональной специализации: производство наркотиков из природного сырья (опиум и героин), а также производство искусственно синтезированных наркотиков (амфетамина). Традиционным ареалом выращивания опиумного мака в Восточной Азии на протяжении длительного времени был район так называемого «золотого треугольника» на границах Мьянмы, Таиланда и Лаоса. С 2009 года наметились изменения в наркотической «специализации» Восточной Азии, где существенно возросло производство искусственно синтезируемых наркотиков, которые, в отличие от опиума, могут быть произведены в лабораториях, расположенных в непосредственной близости к потребителю.

Сегодня Восточная Азия, помимо того, что через нее проходили старые маршруты, стала частью новых, трансрегиональных путей транспортировки опиума, а в самом регионе сформировались внутрирегиональные сети сбыта синтезируемых наркотических средств.

Во-первых, свое значение сохранили традиционные маршруты транспортировки, связывающие Афганистан с Европой, Россией, Китаем, Центральной Азией и Ираном, а Юго-Восточную Азию — с Китаем, Японией и США. Во-вторых, появились признаки формирования транзитных маршрутов из Юго-Восточной Азии и Китая через Центральную Азию в Европу вследствие стагнации маршрута через Иран, где предпринятые правительством меры существенно ограничили возможности для транспортировки наркотиков. В-третьих, производство и экспорт искусственно синтезируемых наркотиков стали основой для формирования внутрирегиональной сети перевозок как конечных продуктов, так и промежуточных веществ, связывающей Северо-Восточную, Юго-Восточную и Южную Азию. В данном случае Китай выполняет функцию не только транзитной территории, но и производителя, чей экспорт метамфетамина направляется на Филиппины, в Японию, Южную Корею и другие сопредельные территории.

Раздел II. Региональное сотрудничество по обеспечению безопасности

Перечисленные выше проблемы безопасности находятся в фокусе внимания нескольких форматов многостороннего сотрудничества в области безопасности в АТР. К ним относятся региональные режимы безопасности, специальные организации сотрудничества в области безопасности (региональный форум АСЕАН — АРФ, Шанхайская организация сотрудничества — ШОС), а также неформальные механизмы взаимодействия.

Сформировавшиеся на данный момент в регионе режимы безопасности можно подразделить на режимы транспарентности и мер доверия и ограничительные режимы. В рамках режимов первого типа основной упор делается на обмен информацией, в особенности в военно-технической области. В качестве примера можно привести деятельность Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которая носит характер общеазиатского диалога, но затрагивает и вопросы безопасности, актуальные для многих стран АТР. К мерам, обеспечивающим транспарентность в области международной безопасности в АТР, можно отнести также публикацию так называемых «белых книг», содержащих основные военно-оборонные положения.

К ограничительным режимам относятся режимы нераспространения ядерного, химического, биологического оружия и меры экспортного контроля за распространением различного рода военных технологий. Примером действия режимов второго типа в АТР может служить Зона, свободная от ядерного оружия, созданная в Юго-Восточной Азии в результате подписания Банг-кокского договора 1995 г.

2.1. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Отдельные аспекты проблем безопасности находят отражение в деятельности такого интеграционного объединения, как АСЕАН. Одно из направлений формирования сообщества АСЕАН, определенное на 14-м саммите Ассоциации в Чааме (Таиланд) в 2009 г., связано с политическими аспектами и вопросами безопасности и подразумевает достижение целей политического развития, формирования общей нормативной культуры, эффективного предотвращения и разрешения конфликтов, постконфликтного урегулирования и создания соответствующих механизмов его осуществления. Основные направления сотрудничества стран Ассоциации в области безопасности обсуждаются также в рамках ежегодного совещания министров обороны государств—членов АСЕАН. Первое подобное совещание состоялось в 2006 г.11

Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ) на сегодняшний день остается, пожалуй, единственной организацией в АТР, непосредственно занимающейся широким спектром проблем безопасности в регионе.

АСЕАН в начале XXI века: Актуальные проблемы и

перспективы / Отв. ред.: Е. В. Кобелев, Г. М. Локшин, Н. П.

Малетин; Институт Дальнего Востока РАН. — М.: Форум, 2010. — 368 с.

Решение о создании АРФ было принято на 26-м совещании министров иностранных дел стран АСЕАН в Сингапуре в июле 1993 г., а в 1994 г. состоялся первый саммит АРФ в Бангкоке. На данный момент в состав АРФ входят Австралия, Бангладеш, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Европейский союз, Индия, Индонезия, Камбоджа, Канада, КНР, КНДР, Лаос, Малайзия, Мьянма, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа—Новая Гвинея, Республика Корея, Российская Федерация, Сингапур, США, Таиланд,

Тимор-Лешти, Филиппины, Шри-Ланка, Япо-

12

ния.

АРФ не выполняет военно-политических функций и является, скорее, площадкой конструктивного диалога по проблемам безопасности всех заинтересованных участников. Задачами АРФ является проведение консультаций по политическим вопросам и вопросам безопасности, укрепление мер доверия и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Деятельность АРФ осуществляется по двум направлениям. Первое направление связано с взаимодействием по правительственной линии и мероприятиями на официальном уровне. Второе направление обеспечивает сотрудничество и обмен мнениями на уровне экспертов стран—членов АРФ.

2.2. Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС).

Проблематика борьбы с новыми вызовами и угрозами занимает существенное место в деятельности ШОС. В рамках ШОС действует специальная Региональная антитеррористическая структура (РАТС) со штаб-квартирой в Ташкенте. Вопросы противодействия новым угрозам обсуждаются также в рамках совещаний секретарей советов безопасности стран-участниц ШОС. Антитеррористическую направленность носят также совместные военные учения «Мирная миссия», которые проводятся с 2005.13

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. По мнению министра иностранных дел Китая Тан Цзясюаня, она стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности. Уже сре-

Торкунов А. В. Современные международные отношения: Учебник / под ред. А.В. Торкунова; МГИМО (У) МИД России. - М: Аспект-Пресс, 2012. - 668 с. 13 Комиссина И. Н.; Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества // Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия : сборник статей. — М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. — С. 251—316.

ди первых документов, подписанных участниками установочного саммита ШОС в Шанхае (2001 год) была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая впервые на международном уровне закрепляла определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном по-

14

рядке деяний. С того времени страны — участницы отводят первоочередное место вопросам урегулирования внутренних конфликтов, достижения консенсуса в противодействии экстремизму и наркомафии, свидетельством чего вначале стало создание Региональной антитеррористической структуры, а затем и подписание Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.15

С момента основания организации странами-участницами было проведено несколько совместных антитеррористических учений. Первое из них состоялось в августе 2003 года (Узбекистан в учениях участия не принимал). Первая фаза учений проводилась в Казахстане, вторая — в Китае.

Несмотря на регулярное проведение совместных антитеррористических учений, функционерами ШОС неоднократно подчёркивалось, что организация не является военным альян-сом.16

2.3. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

По экономико-географическому охвату и формату АТЭС стала самой представительной и не имеющей аналогов в АТР многосторонней структурой диалога и взаимодействия по ключевым вопросам либерализации торговли, привлечения инвестиций, экономического и технического сотрудничества, а также острейшим общемировым проблемам и вызовам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время участниками АТЭС является 21 страна мира: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Россия, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили, китайский Тайвань и Япония.17

14 Взаимодействие России с Китаем и другими партнерами по Шанхайской организации сотрудничества / Болятко Анатолий Викторович. — 1-ое. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. — 180 с.

15 Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности / Комиссина И. Н.; Куртов А. А.. — 1-ое. — М.: Российский институт стратегических исследований, 2005. — 117 с.

16 Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития / Сост.: А.Ф. Клименко. — 1-ое. — М.: Ин-т Дальн. Вост., 2008. — 400 с.

17 Сизоненко А. Консорциум научных центров АТЭС и проблемы безопасности в АТР / А. Сизоненко // Проблемы Дальнего Востока. — 2003. — № 2. — С. 80-83.

По мере усиления региональной интеграции члены организации столкнулись с новыми вызовами и угрозами: наркотрафик, коррупция, браконьерство, незаконная миграция, трансграничная преступность, международный терроризм, морское и речное пиратство, религиозный экстремизм и сепаратизм, локальные межэтнические и межконфессиональные конфликты, незаконный оборот оружия, разрастание военных арсеналов стран региона. «Разворот» АТЭС в сторону решения политических вопросов явился ответной реакцией на угрозы безопасности.

Безопасность жизненно необходима для быстрого развития экономики и торговли АТР. Важнейшим фактором здесь остается присутствие крупных формирований вооруженных сил США и явное наращивание их военного присутствия в регионе под предлогом борьбы с терроризмом в 2001 и 2002 гг. Исходя из этого, своевременной представляется постановка вопроса об активизации военного сотрудничества, в том числе о противодействии.

В целом для стран региона характерно усиление значения экономической составляющей в структуре обеспечения национальной безопасности. Это соответствует общей тенденции формирования в регионе экономического сообщества государств, безопасность которых будет обеспечиваться не только военными средствами, но в значительной мере заинтересованностью каждой страны в благополучии своих экономических партнеров и в стабильной политической ситуации.

Система военно-политической безопасности в регионе основывается преимущественно на двусторонних соглашениях, например: японо-американский «Договор о безопасности», договор «О взаимной обороне между США и Республикой Корея», а также соглашение, заключенное между странами-участниками АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Малайзия, Сингапур). 18

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что Азиатско-Тихоокеанский Регион объединяет 58 стран и территорий. Сегодня данный регион считается одним из ведущих на карте мира, особенно по экономическим показателям. Однако, несмотря на успешность большинства стран АТР, здесь существует много проблем и незавершенных вопросов, которые тормозят развитие всего региона в целом. К таким проблемам можно отнести неразрешенные конфликты, наличие

Фролова Я. А. Проблемы безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе: роль форума АТЭС / Я. А. Фролова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2009. - №4. - С. 63-70.

спорных территорий, подверженность региона терроризма, распространение наркотиков, разных уровень развития государств региона, столкновение их интересов и другие. Большое внимание уделяется сегодня терроризму, которому особенно подвержены те государства, в которых существуют этнонациональные и этноконфессиональные конфликты.

Все перечисленные проблемы угрожают безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому государства этой части света заинтересованы в нейтрализации таких угроз. На пространстве региона сосредоточены крупнейшие интеграционные группировки, в том числе Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и другие организации. Эти организации объединяют большинство государств Азиатско-Тихоокеанского региона, являясь форумом для обсуждения наиболее важных вопросов и проблем, которые возникают здесь. Все три упомянутые организации уделяют должное внимание вопросам безопасности АТР.

Важную роль для обеспечения безопасности в данном регионе играют также двусторонние соглашения между отдельными государствами.

Список использованной литературы

1. АСЕАН в начале XXI века: Актуальные проблемы и перспективы / Отв. ред.: Е. В. Кобелев, Г. М. Локшин, Н. П. Малетин; Институт Дальнего Востока РАН. — М.: Форум, 2010. — 368 с.

2. Брусенцов И. Военно-политическая обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе/ И. Брусенцов // Зарубеж. воен. Обозрение. - 2006. - №9 . - С. 2-10.

3. Взаимодействие России с Китаем и другими партнерами по Шанхайской организации сотрудничества / Болятко Анатолий Викторович. — 1-ое. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. — 180 с.

4. Зимин Д. АТР - регион XXI века/ Д. Зимин // Азия и Африка сегодня. — 2007. — № 1. — С. 77.

5. Комиссина И. Н.; Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества // Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия : сборник статей. — М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. — С. 251—316.

6. Сизоненко А. Консорциум научных центров АТЭС и проблемы безопасности в АТР / А. Сизоненко // Проблемы Дальнего Востока. — 2003. — № 2. — С. 80-83.

7. Торкунов А. В. Современные международные отношения: Учебник / под ред. А.В. Торкунова; МГИМО (У) МИД России. - М: Аспект-Пресс, 2012. - 668 с.

8. Фролова Я. А. Проблемы безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе: роль форума АТЭС / Я. А. Фролова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2009. - №4. - С. 6370.

9. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития / Сост.: А.Ф. Клименко. — 1-ое. — М.: Ин-т Дальн. Вост., 2008. — 400.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.