2011 История №4(16)
УДК 947+929. 2
Г.И. Саксельцев
РЕЖИМНЫЙ АВИАИНЖЕНЕР, КОНСТРУКТОР И УЧЕНЫЙ В.Г. САКСЕЛЬЦЕВ
Рассматривается научная и производственная деятельность видного отечественного авиационного инженера в области создания ракетно-космических систем Виктора Гавриловича Саксельцева.
Ключевые слова: оборонная промышленность, боевые ракетные комплексы, МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Мощь и величие советского оборонного комплекса СССР были достигнуты трудом, талантом и разумом плеяды блестящих ученых и конструкторов, инженеров, квалифицированных рабочих. Эти достижения стали возможны благодаря созданию ряда закрытых конструкторских бюро и научноисследовательских институтов (НИИ). Понятно, что их деятельность была засекречена, имена не разглашались, о достижениях не сообщалось в открытой печати. Только в последнее время появилась возможность назвать имена, в том числе в области военной авиации и космонавтики. Определенные ограничения секретности дали возможность расширить представления о создании и укреплении оборонного комплекса страны и вкладе людей, которые длительное время причислялись к так называемым режимным специалистам [1. С. 10]. В их числе был В.Г. Саксельцев.
Виктор Гаврилович Саксельцев род. 13 февраля 1906 г., в Царицыне. Его родители - отец Гавриил Федорович Саксельцев (1874-1945), мать Анна Михайловна Голощапова (1876-1950) - были служащими железной дороги в Ростове-на-Дону [2. Л. 306об.], происходили из крестьян Саратовской губернии. После службы в армии отец остался в Царицыне. По архивным документам удалось найти корни Саксельцевых с XVII в., предки были крепостными крестьянами, а дедушка - участник войны с Турцией (1873-1874 гг.) [3. Л. 572-579]. После революции 1917 г. Саксельцевы переехали в Ростов-на-Дону, где Виктор Гаврилович закончил промышленно-экономический техникум. По окончании учебы был направлен техником-механиком главных мастерских Северо-Кавказской железной дороги. Стремясь продолжить техническое образование, он поступил в Ростовский индустриальный техникум (позднее авиационный), где училась молодежь, увлеченная авиацией. Это было время влюбленности в авиацию, авиастроение: «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор», - пела молодежь страны Советов. Учёбу В.Г. Саксельцев совмещал с работой конструктора управления «Стройпуть» НКПС.
Здесь и раскрылся его талант конструктора, изобретателя.
В 1927 г. молодой специалист был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, служба проходила в авиационных мастерских СевероКавказского военного округа (СКВО), где он столкнулся с низким качеством отечественных самолетов, которые были далеки от совершенства, что приводило к большому количеству аварий и катастроф [4. С. 169].
В.Г. Саксельцев, понимая, что ему не хватает специальных знаний, продолжал учёбу без отрыва от производства. В 1932 г. окончил Новочеркасский авиационный институт, получив специальность авиационного инженера-технолога [5. Л. 1011]. Продолжив свою деятельность в должности инженера-конструктора, а затем начальника цеха, он внедрял новые разработки и рационализаторские предложения, участвовал в совершенствовании специального оборудования самолетов, показал себя талантливым инженером, мечтавшим создать что-то принципиально новое, необходимое для обороны страны. Достижению этой цели он отдавал всю свою энергию, знания и силы. Им были разработаны: комплекс оборудования и приборов для ночных полётов самолетов, аппаратура и методика подготовки лётчиков к слепым полетам; система подвижных воздушных мишеней с автоматическим сбрасыванием; конструкция и технология серийного производства учебно-тренировочных бомб типа П-25; электрические бомбосбрасыватели, которыми были оборудованы бомбардировщики СКВО; автомат-снайпер для стрельбы по самолётам противника; гироверти-кант на постоянном токе для бомбардировочных прицелов. Создание и доработку новой техники приходилось вести и на земле, и в воздухе, в результате чего был накоплен немалый производственный опыт, мастерские превратились в завод. На молодого, талантливого авиационного специалиста и конструктора в 1935 г. во время одной из своих поездок обратил внимание нарком обороны К.Е. Ворошилов, в ходе инспекционной проверки
авиационных частей СКВО. В.Г. Саксельцев был переведен в Москву в Особое конструкторское бюро (ОКБ) Военно-Воздушной академии, где вскоре стал заместителем начальника ОКБ. С 1935 по 1938 г. он прошел путь от начальника конструкторского отдела ВВА до начальника сборочного цеха завода № 217, где собирались опытные образцы новых самолётов С.В. Ильюшина, А.С. Лавочкина, А.И. Микояна, А.С. Яковлева, выпускников этой академии, с которыми В.Г. Саксельцев работал в тесном контакте. Работу ОКБ первоначально курировал маршал М.Н. Тухачевский.
С началом Великой Отечественной войны все рвались на фронт, но В.Г. Саксельцева, как ведущего специалиста и руководителя, эвакуировали вместе с заводом № 217 в Свердловск. Рабочие цеха во главе с тридцатипятилетним начальником в условиях суровой уральской зимы 1941/42 г. смонтировали оборудование на новом месте и регулярно перевыполнили плановые задания. Урал принял большое число предприятий, оборонных КБ и НИИ. Первое время было исключительно трудно. Ощущалась нехватка продовольствия. Система централизованных поставок лишь складывалась. Не хватало жилья, люди ютились в землянках, бараках. С перебоем работали бытовые учреждения: бани, прачечные, парикмахерские, швейные мастерские [7. С. 253]. В больницах недоставало медикаментов и медицинского оборудования, медицинского персонала: врачи и сёстры были на фронте. Со временем социально-бытовые условия работников оборонных производств несколько улучшились. Благодаря героическому труду всего персонала завода № 217 день ото дня увеличивался выпуск приборов для наведения на цель и прицеливания для бомбардировщиков и истребителей. За самоотверженный труд большая группа лучших производственников завода № 217 получила в 1942 г. правительственные награды, В.Г. Саксельцев также был награжден орденом «Знак Почета» [8. С. 150].
В 1944 г. часть цехов завода № 217 была реэвакуирована в Москву. Здесь энергичного, хорошо знающего производство В.Г. Саксельцева назначили главным технологом завода № 689. Во время одной из поездок на него обратил внимание нарком вооружений СССР Д.Ф. Устинов, назначив в 1945 г. начальником производственно-технического отдела Министерства вооружений СССР. Необходимо отметить, что впоследствии дружеские отношения, возникшие в военные годы между этими двумя людьми, сохранились до последних дней жизни.
В условиях холодной войны и гонки вооружений, необходимо было противостоять США,
создать потенциал сдерживания, требовалось новое совершенное оружие. Военные корпорации США достаточно быстро развернули выпуск стратегических бомбардировщиков для доставки ядерного оружия, вели разработки новых, более мощных атомных бомб. В Министерстве вооружений СССР сохранился ритм работы, установившийся ещё в годы войны. Жесткая требовательность была нормой жизни, что позволило быстро наладить серийный выпуск автоматических систем прицеливания и управления зенитным огнем, оснащение артиллерийских установок Военноморского флота СССР, которые отличались более высокой надежностью и точностью поражения целей. При самом непосредственном участии В.Г. Саксельцева начался серийный выпуск радиолокационных станций РЛС «РУС-2» [9. С. 104], приборов управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО), синхронных следящих приводов для орудийной наводки. За комплекс работ по обеспечению производства систем радиолокационного наведения зенитной артиллерии в 1946 г. В.Г. Саксельцев был награжден орденом Красной Звезды [8. С. 150]. За разработку и организацию серийного производства следящих приводов к 100-мм зенитным орудиям, комплекты деталей которых производил Юргинский машиностроительный завод [10. С. 310], В.Г. Саксельцеву в 1950 г. была присуждена Сталинская премия [11]. Несмотря на загруженность, он нашел время для завершения работы над кандидатской диссертацией.
В мае 1952 г. министр вооружения СССР Д.Ф. Устинов назначил молодого ученого заместителем начальника нового Главного управления Министерства вооружений СССР, в конце 1952 г. -начальником данного управления (ставшего в 1953 г Министерством оборонной промышленности, а с 1958 г. - Государственным комитетом Совета Министров СССР по оборонной технике), поручив ему организацию и постановку научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для осуществления в предельно сжатые сроки серийного производства боевых ракетных комплексов. На этом этапе В.Г. Саксельцеву довелось работать с такими крупными фигурами отечественного ракетостроения, как академики С. П. Королев (первое знакомство произошло на Урале), М.К. Янгель, Н.А. Пилюгин, В.П. Глушко, А.А. Благонравов, член-корр. АН СССР Г.И. Бабакин, главный конструктор двигателей А.М. Исаев. Будучи учёным с широким кругозором и выдающимися организаторскими способностями, В.Г. Саксельцев умел определить новые направления развития приклад-
ll
ных исследований, нацелить на их реализацию своих учеников и целые коллективы КБ. При его непосредственном участии успешно разрабатывались технические задания на первые ракетные комплексы и баллистические ракеты дальнего действия (БРДД), проводились исследовательские работы по отработке конструкции, технологии изготовления и испытаний восьми ракетных комплексов. Так, 21 августа 1951 г. был осуществлён первый пуск двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-!а, которая полностью выполнила программу полёта, с 1960 г. поставлена на боевое дежурство Советской Армии. Стартовые комплексы были разработаны под руководством конструктора В.П. Бармина [13. С. 326-334].
К этому времени функции технического управления Министерства обороны СССР заметно расширились. Начали осуществляться комплексные научно-исследовательские работы. Был также проведен комплекс научно-исследовательских, конструкторских и экспериментальных работ по испытанию новых видов оружия с новыми ракетами-носителями. Результаты этой многогранной деятельности были обобщены в ряде закрытых научных публикаций. Правительство СССР высоко оценило работу В.Г. Саксельцева, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, позднее - вторым орденом Трудового Красного Знамени.
Накопленные знания и опыт необходимо было передавать новым поколениям инженеров. В 1956 г. Виктор Гаврилович был приглашен на преподавательскую работу в МВТУ им. Н.Э. Баумана и избран доцентом. Одновременно читал несколько курсов в Академии промышленности вооружений, созданной в 1948 г.
В начале 1958 г. В.Г. Саксельцев был направлен в Китайскую Народную Республику. Целью служебной командировки была передача документации и выпуск одного из образцов военной техники, переданных Советским Союзом Китаю. За выполнение этого задания В.Г. Саксельцев был награжден «Орденом дружбы» и медалью «За боевое содружество» КНР. После возвращения из командировки он был утвержден в ученом звании профессора в МВТУ и включился в решение очередных стратегических задач, поставленных перед военно-промышленном комплексом и Министерством обороны СССР. Неоднократно участвовал в испытаниях образцов ракетной техники. Одно из таких испытаний 24 октября 1960 г. закончилось взрывом ракеты на космодроме Байконур, в результате которого погиб главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения, главный маршал артиллерии Н.М. Неделин и ещё
77 человек [14. С. 178-179], В.Г. Саксельцев был тяжело ранен. После трагедии находился на длительном лечении. Но Виктор Гаврилович нашел новое применение своим знаниям и навыкам: окончательно перешел на постоянную работу в МВТУ, стал уделять основное внимание подготовке научных и инженерных кадров, развитию новых перспективных технологий космического и ракетного машиностроения, позволяющих существенно улучшить тактико-технические характеристики военной техники.
Масштабность работ, в которых участвовал В.Г. Саксельцев, позволила ему совместно с проректором МВТУ К. С. Колесниковым создать научно-исследовательский институт проблем машиностроения (НИИПМ). В.Г. Саксельцев стал его первым директором, совмещая с заведованием кафедрой № 8 - «Технологии ракетно-космического машиностроения» (1962-1982 гг.). Кафедра стала базовой по подготовке специалистов аналогичного профиля для закрытых вузов страны. Перспективные студенты старших курсов, молодые специалисты вовлекались в научные исследования, что являлась естественным продолжением начатых ранее работ по профилю кафедры. Около 30 аспирантов и соискателей, у которых руководителем был В.Г. Саксельцев, защитили кандидатские диссертации. Результаты исследований были обобщены в двухтомной коллективной монографии, изданной в 1972 г. Закономерным итогом работы В.Г. Саксельцева, проделанной на кафедре и в НИИ проблем машиностроения (создан в 1972 г.), стала защита в 1973 г. докторской диссертации, в этом же году за заслуги в развитии науки и техники, подготовке инженерных кадров он был награжден третьим орденом Трудового Красного Знамени.
НИИПМ и кафедра В.Г. Саксельцева вели совместные работы с закрытыми НИИ Европейской России, Урала и Сибири, включая и Томск. По ряду работ ракетно-артиллерийской тематики и бро-небаллистики осуществлялось сотрудничество с НИИ прикладной математики и механики (НИИ ПММ) при Томском государственном университете, которое не прерывается до сих пор, но уже по новой, космической программе.
Основная работа Виктора Гавриловича мало оставляла времени на частную жизнь, исключением были редкие посещения театра. Его жена - Лидия Фёдоровна Шильд, коренная ростовчанка, профессиональный музыкант, была верной спутницей до конца своих дней (умерла в 1982 г.). Детей не было. В.Г. Саксельцев скончался 16 ноября 1984 г. и похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Близкие родственники после 1935 г. считали Вик-
тора Гавриловича репрессированным, так как после его перевода в Москву связь с ним была утеряна.
В.Г. Саксельцев свою жизнь посвятил организации производства боевых ракетных комплексов, средств для оснащения самолётов специальным оборудованием с целью обеспечения эффективной стрельбы, бомбометания и оснащения их системой радиолокации, технологии космического и ракетного машиностроения, а в последние годы - подготовке научных и инженерных кадров. Его вклад в оборону страны был высоко оценен Правительством: он удостоен звания лауреата Сталинской премии (1950) и заслуженного деятеля науки и техники РСФСР (1978), имеет 30 наград.
ЛИТЕРАТУРА
1. Режимные люди в СССР. История сталинизма / [Отв. Ред. Т.С. Кондратьева, А.К. Соколов]. М.: РОССПЭН; фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009.
2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 182. Оп. 11. Д. 117.
3. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 350. Оп. 2. Д. 1930.
4. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1970. Т. 1
5. Архив Министерства промышленности и энергетики РФ. Ф. 298. Оп. 4. Д. 104.
6. Промышленность Южного Урала в Х1Х-ХХ веках: Сборник научных трудов. М.: АИРО-ХХ. 2002.
7. Хомутова Н.С. Социальная политика на предприятиях военно-промышленного комплекса Урала в 1945-1950 гг. // Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития: Материалы ХХ Международной научно-практической конференции (17-18 апреля 2003 г.) / Урал. Соц.-экон. ин-т АТиСО. Челябинск, 2003. Ч. V.
8. Кашуба Л.А. Памяти В.Г. Саксельцева // Производство конструкций ракетно-космической техники: Сб. науч. труд. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2006. С. 150-155.
9. Ощепков П.К. Жизнь и мечта: Записки инженера-изобретателя, конструктора и учёного / Предисл. Б.А. Остроумова. 4-е изд. М.,1984.
10. Галкин Н.В. История Юрги с древнейших времен до наших дней. Кемерово, 2001.
11. Лауреаты Сталинской премии // Правда. 1950. 25 мая.
12.Николаев А.А. Структура военно-промышленного комплекса на Южном Урале (1945-1965 гг.) // Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития: Материалы ХХ Международной научно-практической конференции (17-18 апреля 2003 г.) / Урал. Соц.-экон. ин-т АТи СО. Челябинск, 2003. Ч. V.
13. Бармин И.В., Токарев Ю.М. Создатель стартовых систем и оборудования // Вестник РАН, 2009., № 4. С. 326-334.
14. Незабываемый Байконур / под общ. ред. генерал-полковника К.В. Герчика. М., 1998.