УДК 343.57
Ю. А. Кашуба, А. Ю. Алексеев
РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ (ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
В статье рассмотрены этапы формирования пенитенциарных учреждений России, природа и генезис института режима особых условий. При проведении исследования использовались идеографический, историко-генетический и историко-сравнительный методы. Основными критериями деления на этапы выступали негативные явления, происходящие в российском обществе, внутренние и внешние причины, детерминирующие преступность в пенитенциарных учреждениях. Принятие международных обязательств и изменение направлений уголовно-исполнительной политики требовали от государства изыскивать меры, способствовавшие предупреждению массовых беспорядков и групповых неповиновений, не прибегая к физическому принуждению осужденных. Способом превенции пенитенциарной преступности при возникновении групповых неповиновении и массовых беспорядков стало использование специального правового режима уголовно-исполнительного законодательства. Эволюционные тенденции, выявленные в процессе исследования, расширяют теоретические и практические границы применения режима особых условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы и требуют его детальной юридической регламентации.
Ключевые слова: пенитенциарные учреждения; режим особых условий; преступность; массовые беспорядки; уголовно-исполнительная политика; этапы становления.
Yu. A. Kashuba, A. Yu. Alekseev
THE MODE OF SPECIAL CONDITIONS IN THE CORRECTIVE (PENITENTIARY) INSTITUTIONS OF RUSSIA: STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT
The article deals with the stages offormation of penitentiary institutions in Russia, the nature and Genesis of the Institute of special conditions. The study used ideographic, historical-genetic and historical-comparative methods. The main criteria of division into stages were the negative phenomena occurring in the Russian society, internal and external causes determining crime in penitentiaries. The adoption of international obligations and changes in the direction of penal policy required the state to find measures that helped to prevent mass riots and group disobedience, without resorting to physical coercion of convicts. The way to prevent penitentiary crime in the event of group disobedience, and mass riots, was the use of a special legal regime of criminal Executive legislation. The evolutionary trends revealed in the course of the research extend the theoretical and practical limits of application of the regime of special conditions in the institutions of the penitentiary system, and require its detailed legal regulation.
Keywords: prisons; special conditions; crime; riots; penal policy; stages offormation.
© Кашуба Ю. А., Алексеев А. Ю., 2019 © Kashuba Yu. A., Alekseev A. Yu., 2019
Негативные социально-экономические явления в обществе сопутствовали развитию системы наказаний Российского государства, выступали основными причинами, провоцирующими недовольство среди осужденных. В пенитенциарных учреждениях России случались стихийные и природные бедствия, детерминирующие преступное поведение осужденных. Обязанность администрации по предупреждению данных действий была очевидна и требовала разработки специальных правовых режимов в целях обеспечения безопасности сотрудников тюремных учреждений и населения на прилегающей к учреждению территории. Исследование отдельных аспектов массовых беспорядков и групповых неповиновений отражены в работах П. В. Агапова, А. Ф. Кистяковского, М. И. Перлик, И. Я. Фойницкого, М. Н. Гернета, Н. С. Таган-цева и др.
Исследуемый институт уголовно-исполнительного законодательства является достаточно молодым, впервые режим особых условий (далее — РОУ) введен в сложнейших социально-экономических условиях Законом Российской Федерации от 12.06.1992 [5, ст. 1687]. РОУ является важным средством обеспечения безопасности, разработка которого без учета ретроспективы негативных процессов, происходящих в исправительных учреждениях, становится неполноценной. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что РОУ — это комплексный правовой институт, применяемый в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. В частности, согласно действующему законодательству применение РОУ закреплено в ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК) и ст. 48 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Становление и развитие РОУ можно условно разделить на несколько этапов. Признаками деления на этапы выступают негативные явления, происходившие в российском обществе под воздействием
внутренних и внешних причин, дестабилизирующих социально-экономическую обстановку и детерминирующих преступность в пенитенциарных учреждениях:
I этап — РОУ в дореволюционный период. Судебники 1497 и 1550 гг. закрепили законодательно понятия «бунта», «мятежа», «восстания против власти». Тем не менее рассматриваемые юридические памятники не относили указанные преступления к системе исполнения наказаний, квалифицирующими признаками выступали действия против государя. Введение тюремного заключения в 1550 г. указывало лишь на возможность помещения преступника в подвалы, погреба и иные места.
Соборное же уложение 1649 г. впервые в истории России определяло места содержания под стражей, источники их финансирования и явилось отправной точкой развития учреждений, в которых реализуются различные виды наказаний. Тем самым распространилось законодательство о применении специальных правовых режимов на учреждения, исполняющие наказания [9,с. 21]. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. закрепляет термин «беспорядки» и относит его к преступлениям против порядка управления [8,с. 56]. Как отмечает П. В. Агапов, «правовая норма, закрепленная в рассматриваемом нормативном акте, является прообразом современной статьи Уголовного кодекса РФ о массовых беспорядках» [1, с. 11-12]. Массовыми беспорядками признавались публичные «скопища», направленные на насилие, завладение, уничтожение имущества, сопряженное с оказанием противодействия органам правопорядка. Условия отбывания наказаний в тюрьмах определялись самостоятельно администрацией учреждения. Отсутствие системности в определении режима содержания приводило к произволу в тюрьмах, и в последующем провоцировало масштабные неповиновения. В целом законодательство Российской Империи в части исполнения уголовных наказаний соответствовало законодательству боль-
шинства европейских стран XVП-XIX вв., предусматривающему преимущественную изоляцию от общества. С началом революционных движений в Российской империи был издан ряд нормативных правовых актов, усиливающих репрессии в отношении революционеров и бунтующих. Администрации пенитенциарного учреждения при введении специального правового режима, предписывалось применять оружие при массовых беспорядках и сопротивлениях [6, с. 2025].
В начале XX в. «Общая тюремная инструкция» 1915 г. стала основным нормативным актом, регулирующим деятельность по восстановлению порядка тюремной и конвойной стражей в принудительных местах содержания. Места принудительного содержания потрясла волна пассивного неповиновения радикально настроенными лицами. Сотрудники тюремного ведомства, не имея четкого руководства к действию, оказались не готовы к такому противостоянию с заключенными: механизм карательного воздействия был ориентирован, на активные действия осужденных, таких как нападение или побег. При существовании автономии в выборе условий содержания активно применялось оружие как средство борьбы с увеличением лагерного населения, массовыми беспорядками и побегами. Рассматриваемый период «не избалован» идеями гуманизма, тюремное население в большей части рассматривалось как расходный материал и не требовало альтернативного подхода в разрешении конфронтации между осужденными и администрацией учреждения.
II этап — РОУ в период становления РСФСР. В наследство молодому государству абсолютно новой общественной формации, отрицающей преступность как таковую, досталась неорганизованная, изношенная пенитенциарная система. Не прекращались побеги из мест лишения свободы, нападения на сотрудников тюремных ведомств и неповиновения. Отсутствовал контроль за деятельностью осужденных, функции со-
трудников тюремного ведомства относились к охранительным. Ключевой проблемой рассматриваемого периода являлась борьба с побегами, вызванная трансформацией пенитенциарной политики в исправительно-трудовую и массовым привлечением осужденных к труду. Реализация исправления посредством труда осуществлялась, как правило, далеко за пределами исправительных учреждений. Так, учитывая направление исправительной политики, основными учреждениями, реализующими наказание, становятся трудовые лагеря и колонии [3, с. 11-12]. Из-за кадровой необеспеченности в связи с отдаленностью многих специализированных учреждений к охране лагерей привлекались заключенные [4,с. 333]. Для содержания классовых врагов были созданы специальные учреждения — концентрационные лагеря, в последующем ставшие «краеугольным камнем» всей исправительной системы Советской России. Законодательством рассматриваемого периода жестко пресекались любые попытки дезорганизации. Предупреждение волнений в местах принудительного содержания осуществлялось с использованием специальных правовых режимов и отдельных составов Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. (далее — УК РСФСР). На территории государства развернулась полномасштабная операция по наведению правопорядка и недопущению повторных революционных выступлений. Декретами было введено военное положение, на стратегически важных инфраструктурных объектах, железных дорогах и местностях, в которых новый государственный порядок еще не утвердился. Применение специального правового режима на территории пенитенциарных учреждений осуществлялось по принципу административно-территориального деления. УК РСФСР устанавливал за групповые неповиновения и массовые беспорядки исключительную меру наказания и конфискацию имущества.
В рассматриваемом периоде активно применялись методы противодействия
массовым деструктивным проявлениям, как в местах принудительного содержания, так и в государстве в целом. Прогрессивные идеи, высказанные при разработке Исправительно-трудового кодекса, реализовывались недостаточно. Принятый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. (далее — ИТК РСФСР) послужил основой для совершенствования и разработки современных идей — систематизации правил внутреннего распорядка и закрепления прогрессивной шкалы исполнения наказаний.
III этап — РОУ во время Великой Отечественной войны.
С началом войны перед государством остро встала задача не только по эвакуации лагерного населения, но и изменению структуры всей лагерной системы. В сложных военных условиях государство испытывало колоссальный кризис мобилизационных ресурсов. Были сняты многие классовые ограничения при приеме в ряды Красной армии. Специальные правовые режимы, получившие законодательное закрепление перед началом войны, распространяли свое действие и на осужденных, отбывающих наказания в лагерях. Большинство осужденных самостоятельно обращались к администрации учреждений с требованием отправки на фронт. Особое внимание привлекает факт высокой концентрации в лагерях так называемых политических заключенных, среди которых были и военные[4,с. 105]. Направление в ряды Красной армии бывших осужденных реализовывалось по личному ходатайству Наркомата внутренних дел после применения к ним акта амнистии или института условно-досрочного освобождения.
В целях поддержания дисциплины в исправительно-трудовых учреждениях (далее — ИТУ) впервые за всю историю пенитенциарной системы России разрабатывается инструкция, предназначенная для пресечения побегов и нападений заключенных на тюремную охрану. Инструкция явилась отправной точкой в развитии теоретико-прикладного направления действия администрации при воз-
никновении внештатных ситуаций чрезвычайного характера. Некоторые вопросы, изложенные в инструкции, после победы в Великой Отечественной войне утратили свою актуальность [2,с. 509517].
Массовые беспорядки и неповиновения, случающиеся в пенитенциарных учреждениях, имели место, однако пресекались по законам военного времени. В связи с этим не требовалось дополнительной юридической регламентации. Вместе с тем данный период характеризуется масштабным изменением правового положения осужденных, применением института амнистии, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и отсрочкой приговора с целью восстановления суверенитета государства при дефиците мобилизационных ресурсов.
IV этап — РОУ в послевоенный период.
В послевоенные годы в лагерях не снижается напряженность, что связано с большой концентрацией осужденных в исправительно-трудовых лагерях. Администрацией ГУЛАГа было принято решение об организации лагерей особого назначения со строгими условиями содержания для содержания особо опасных государственных преступников и о направлении их по отбытии наказания на поселение в отдаленные местности. Обращает на себя внимание тот факт, что наиболее масштабные массовые беспорядки приходились именно на лагеря особого назначения. Количество их участников могло единовременно превышать 15 000 осужденных, а продолжительность — несколько месяцев, перерастая с групповых неповиновений в массовые беспорядки. Интересно мнение М. И. Перлика, что «имевшие место в рассматриваемый период групповые правонарушения в учреждениях УИС по своему виду и масштабу были уникальными для всей отечественной истории» [7, с. 367-368]. Практический интерес представляют действия администрации исправительного учреждения при массовых беспорядках в Степном лагере
особого назначения Казахской ССР. В ответ на массовые беспорядки лагерная администрация предложила установить вплоть до прекращения неповиновений и беспорядков дополнительные ограничения ко всем осужденным, заключавшиеся в прекращении переписки, свиданий, выводов на работы, зачетов трудовых дней, рассмотрении любых обращений и материалов, в том числе по досрочному освобождению. Меры, предложенные администрацией, по нашему мнению, послужили основой для дальнейшей разработки и применения специального правового режима уголовно-исполнительной законодательства как основы правопорядка и безопасности государства. В результате прокатившейся волны недовольства в лагерях особого назначения, в которых содержались в большинстве своем «политические заключенные», отличающиеся высоким уровнем сплоченности и самоорганизованности, начался пересмотр ряда дел политических заключенных и лиц, совершивших преступления, будучи несовершеннолетними, а также тех, кто в процессе отбывания наказания заболел тяжелой болезнью. После чего начался новый этап реформирования всей пенитенциарной системы Советского Союза. Практика показала, что применение в определенный период института ужесточения режима содержания вполне оправданно и эффективно, поскольку не приводит к человеческим жертвам и способствует восстановлению правопослушного поведения осужденных.
V этап — РОУ в постсоветский период.
Данный период связан со сложной экономической ситуацией в государстве, «неразберихой» в управлении государственным аппаратом и массовыми увольнениями сотрудников правоохранительных органов. Сложившиеся неформальные отношения между лицами, отбывающими наказание, и администрацией легли в основу столкновений между активистами и осужденными, отрицающими такое взаимодействие. Существовавшая во многих учреждениях своего рода
негласная договоренность (между администрацией и осужденными) о явном невмешательстве в дела друг друга при условии выполнения производственного плана и недопущения со стороны осужденных чрезвычайных происшествий дала откровенный сбой. Осенью 1991 г. ИТУ потрясла волна массовых беспорядков. Осужденные и подследственные отказывались от работы и устраивали голодовки. Переустройство всей системы государственной власти подстегивало преступников, находящихся в местах лишения свободы. Неповиновения и бунты на почве межнациональной розни сопровождались захватом заложников. География таких негативных явлений стала весьма широкой. В результате многочисленных неповиновений вскрывались вопиющие факты издевательств и произвола в ИТУ. Все это привело к необходимости особого функционирования учреждений, исполняющих наказания, при осложнении обстановки. В июне 1992 г. в ИТК РСФСР был введен РОУ ИТУ. Осложнение обстановки, по мнению законодателя, могло возникнуть в результате внутренних причин, таких как массовые беспорядки с предшествующими им неповиновениями осужденных. Изменение политического режима в Российской Федерации предопределило реформирование законодательства и в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний. Рыночный тип экономических отношений потребовал пересмотра целого ряда кодифицированных законов. Специальный правовой режим вполне закономерно был закреплен в УИК РФ. Была приведена дефиниция такого режима, закреплены основные средства его обеспечения, четко определен перечень прав, обязанностей и гарантий лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Правовая конструкция статьи, предусматривающей введение РОУ, существенно изменилась. Законодатель, как и прежде, относит РОУ к разделу «Исполнение наказания в виде лишения свободы» главы «Режим в исправительных учреждениях и средства
его обеспечения». Однако, наряду с внут- исполнительного законодательства, что ренними признаками, предусмотрены и вполне соответствует принципу гуманизма. чрезвычайные ситуации, спровоцирован- В современной правовой действи-ные внешними факторами. тельности применение РОУ связывают Рассмотренные выше этапы развития также с возможными катастрофами приносят достаточно условный характер, но родного и техногенного характера, де-четко показывают его эволюцию. Непо- терминирующими при определенных об-виновения, массовые беспорядки, побеги стоятельствах пенитенциарные преступ-осужденных и различные чрезвычайные ления. Эволюционные тенденции, выяв-ситуации сопровождали пенитенциарные ленные в процессе исследования, расши-учреждения на протяжении всей истории. ряя теоретические возможности приме-Открытым оставался вопрос выработки нения РОУ в учреждениях уголовно-мер, не связанных с применением физи- исполнительной системы, требуют его ческого принуждения, направленных на детальной юридической регламентации. предупреждение неповиновения и массо- Тем не менее, в настоящее время РОУ вых беспорядков. Альтернативой физи- дозволяется применять исключительно в ческому принуждению при возникнове- исправительных учреждениях. С учетом нии чрезвычайных обстоятельств в ис- уголовно-исполнительной политики Рос-правительных учреждениях стал режим сии возможно дальнейшее расширение особых условий уголовно- правовых границ применения РОУ.
Литература
1. Агапов, П. В. Проблемы противодействия организованной преступной деятельности. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2010.
2. Инструкция о действиях начальствующего и надзирательского состава тюрем и случаях побега или нападения заключенных на тюремную охрану : приказ НКВД СССР от 05.01.1943 № 0024 // ГУЛАГ: (Главное управление лагерей), 1918-1960: [сб. док.] / сост.: А. И. Кокурин, Н. В. Петров; науч. ред. В. Н. Шостоковский. — М., 2000.
3. История сталинского Гулага. Конец 1920-х — первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7 т. / Т. 1: Массовые репрессии в СССР / отв. ред. Н. Вент, С. В. Мироненко, отв. сост. И. А. Зюзина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЕН), 2004.
4. История сталинского Гулага. Конец 1920-х — первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7 т. / Т. 2: Карательная система: структура и кадры / отв. ред и сост. Н. В. Петров, отв. сост. Н. И. Владимирцев. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЕН), 2004.
5. О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 29.
6. О лагерях принудительных работ: декрет ВЦИК, 17.05.1919 // СПС «Консультант-Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n= 17420#014952824347680793 (дата обращения: 10.02.2019).
7. Перлик, М. И. Протестные выступления заключенных в исправительно-трудовых лагерях послевоенного ГУЛАГа (1945-1956 гг.): причины и основные направления деятельности правоохранительных органов по их нейтрализации // Гуманитар., соц.-экон. и обществ. науки. — 2015. — № 6. — Ч. 1.
8. Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. Законодательство Древней Руси. Т. 2. — М., 1985.
9. Уголовно-исполнительное право России / под. ред. П. Е. Конегера, М. С. Рыбака. — Саратов, 2009.
References
1. Agapov, P. V. Problemy protivodejstviya organizovannoj prestupnoj deyatel'nosti [Problems of combating organized crime]. 2nd ed., rev. and add. Moscow, 2010.
2. Instrukciya o dejstviyah nachal'stvuyushchego i nadziratel'skogo sostava tyurem i slucha-yah pobega ili napadeniya zaklyuchennyh na tyuremnuyu ohranu [Instruction on the actions of the commanding and supervisory staff of prisons and cases of escaping or attacking prisoners on the prison guards] : order of the NKVD of the USSR, 5 January. 1943, no. 0024 // GULAG: (Glavnoe upravlenie lagerej), 1918-1960 [GULAG: (General Directorate of the Camps), 1918-1960]: [Coll. doc.] / comp.: A. I. Kokurin, N. V. Petrov; scientific ed. V. N. Shostokovsky. Moscow, 2000.
3. Istoriya stalinskogo Gulaga. Konec 1920-h — pervaya polovina 1950-h godov [The history of the Stalinist Gulag]. The end of the 1920s — the first half of the 1950s: Collection of documents in 7 volumes / V.1 Mass repressions in the USSR / ed. N. Vent, S. V. Mironenko. ed. comp. I. A. Zyuzin. Moscow, Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2004.
4. Istoriya stalinskogo Gulaga. Konec 1920-h — pervaya polovina 1950-h godov [[History of the Stalinist Gulag. Late 1920s — first half of the 1950s: Collection of documents in 7 volumes / V.2 Punitive system: structure and personnel] / ed. and comp. N. V. Petrov, ed. comp. V. N. Vladimirtsev. M .: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2004.
5. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ispravitel'no-trudovoj kodeks RSFSR, Ugolovnyj kodeks RSFSR i Ugolovno-processual'nyj kodeks RSFSR [On Amendments and Additions to the Corrective Labour Code of the RSFSR, the Criminal Code of the RSFSR and the Criminal Procedure Code of the RSFSR] // Bulletin of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation, 1992, no. 29.
6. O lageryah prinuditel'nyh rabot [On the camps of forced labor] : Decree of the All-Russian Central Executive Committee, May 17, 1919 // ConsultantPlus. URL: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?Req=doc&base=ESU&n=17420#0149528243476 8079302/10/2019 (accessed 2/10/2019).
7. Perlik, M. I. Protestnye vystupleniya zaklyuchennyh v ispravitel'no-trudovyh lageryah poslevoennogo GULAGa (1945-1956 gg.): prichiny i osnovnye napravleniya deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov po ih nejtralizacii [Protest demonstrations of prisoners in the labor camps of the post-war GULAG (1945-1956): causes and main areas of activity of law enforcement agencies to neutralize them ] // Humanitarian., Sots.-econ and societies. science [Humanities, socio-economic and social sciences], 2015, no. 6. pt. 1.
8. Russian legislation X-XX centuries: In 9 tons. Legislation of Ancient Russia. T. 2. [Ros-sijskoe zakonodatel'stvo X-XX vekov: v 9 t. Zakonodatel'stvo Drevnej Rusi]. Moscow, 1985.
9. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii [Penitentiary law of Russia] / under. ed. P. E. Koneger, M. S Fisherman. Saratov, 2009.
Сведения об авторах
Кашуба Юрий Анатольевич: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), профессор кафедры уголовно-исполнительного права, доктор юридических наук, профессор. E-mail: [email protected]
Алексеев Андрей Юрьевич: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Kashuba Yury Anatolyevich: the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), professor in the Chair of Penal Law, doctor of law, professor. E-mail: [email protected] Alekseev Andrei Yurievich: the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), adjunct of the Chair of Penal Law. E-mail: [email protected]
УДК 34.01
Ю. П. Колесникова
ОТДЕЛЬНЫЕ ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ УГОЛОВНОГО, УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
Предметом исследования выступило взаимодействие уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и его влияние на деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Цель работы заключается в обобщении отдельных направлений материализации дефектов указанных отраслей законодательства и оценке влияния данных дефектов на деятельность уголовно-исполнительной системы.
В основе исследования лежит общенаучный анализ и специально-научный формально-юридический метод. Исследование основано на оценке технико-юридической составляющей отдельных правовых норм, имеющих значение для деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Результатом работы является формирование открытого перечня разновидностей дефектов части системы права, изучаемой в рамках установленного предмета исследования.
Материалы могут быть использованы для совершенствования юридико-технической составляющей уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
Выводы. Объем и актуальность предмета исследования позволяют сделать вывод, что в настоящий момент рано говорить о его исчерпании. Определенное в статье направление нуждается в дальнейшей разработке. Теоретическая разработка возможна и необходима и в рамках отраслевых юридических исследований с целью выявления конкретных недостатков юридической техники, и в рамках теоретико-правовых исследований с целью обобщения дефектов и поиска универсальных путей их устранения.
Ключевые слова: дефекты права; дефекты уголовного права; дефекты уголовно-исполнительного права; дефекты уголовно-процессуального права; уголовно-исполнительная система; виды дефектов права.
© Колесникова Ю. П., 2019 © Kolesnikova Yu. P. , 2019