Научная статья на тему 'Резервы увеличения прибыли предприятия деревообработки как фактор его конкурентоустойчивости'

Резервы увеличения прибыли предприятия деревообработки как фактор его конкурентоустойчивости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
860
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВЫ ПРИБЫЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ДЕРЕВОБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬ / ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА / PROFIT RESERVES / COMPETITIVENESS / STABLE COMPETITIVE ADVANTAGE / WOODWORKING ENTERPRISE / RESISTANCE TO COMPETITION / BRANCH SPECIFICITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медушевская И. Е.

В статье обоснована возможность формирования конкурентоустойчивости предприятия на основе устойчивого конкурентного преимущества, исходя из специфики той отрасли, в которой оно функционирует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reserves of the profit increase of the woodworking enterprise as a factor of its resistance to

The article substantiates the possibility of enterprise resistance formation to competition on the basis of stable competitive advantage, proceeding from the specific character of the branch it operates in.

Текст научной работы на тему «Резервы увеличения прибыли предприятия деревообработки как фактор его конкурентоустойчивости»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 338.242 (471)

РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЕРЕВООБРАБОТКИ КАК ФАКТОР ЕГО КОНКУРЕНТОУСТОйЧИВОСТИ

© и. Е. МЕДУШЕВСКАЯ Всероссийский заочный финансово-экономический институт (филиал в г. Пензе),

кафедра экономической теории e-mail: meduza@pnz.ru

Медушевская И. Е. - Резервы увеличения прибыли предприятия деревообработки как фактор его конкуренто-устойчивости // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 426-429. - В статье обоснована возможность формирования конкурентоустойчивости предприятия на основе устойчивого конкурентного преимущества, исходя из специфики той отрасли, в которой оно функционирует.

Ключевые слова: резервы прибыли, конкурентоспособность, устойчивое конкурентное преимущество, деревообрабатывающее предприятие, конкурентоустойчивость, отраслевая специфика.

Medushevskaya I. E. - The reserves of the profit increase of the woodworking enterprise as a factor of its resistance to // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 426-429. - The article substantiates the possibility of enterprise resistance formation to competition on the basis of stable competitive advantage, proceeding from the specific character of the branch it operates in.

Keywords: profit reserves, competitiveness, stable competitive advantage, woodworking enterprise, resistance to competition, branch specificity.

Развитие рыночных отношений в экономике России после мирового финансового кризиса 2008 года привело к банкротствам ряда организаций, обострив конкуренцию между отечественными и зарубежными производителями на товарных рынках.

В современных условиях нестабильности мировой экономики и снижения потенциала устойчивости национальных экономических систем возникла необходимость в тех экономических субъектах, которые ищут нетрадиционные способы конкурентной борьбы и формируют свою конкурентоустойчивость в долгосрочной перспективе на базе устойчивого конкурентного преимущества.

Конкурентоустойчивость - это способность хозяйствующего субъекта быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, формировать новые конкурентные преимущества и удерживать их устойчивость длительное время, демонстрируя стабильно высокие показатели роста. конку-рентоустойчивость предприятия по сути отражает его конкурентоспособность в длительной перспективе на основе формирования устойчивых конкурентных преимуществ. категории конкурентоспособности и кон-курентоустойчивости раскрываются в условиях рынка и имеют место только в определенный момент времени и в определенных продуктовых и географических границах. Итак, конкурентоустойчивость предприя-

тия означает поддержание его конкурентоспособности на основе устойчивого конкурентного преимущества в долгосрочном периоде.

В экономической теории устойчивость конкурентного преимущества предприятия связывается с интеллектуальным капиталом [1]. Опыт функционирования российских компаний в рыночных условиях показал, что залог успеха современной фирмы в завоевании и поддержании устойчивого конкурентного преимущества, в основе которых - уникальность. Обеспечить неповторимость и непохожесть фирмы во всем и поддерживать свое превосходство над конкурентами в динамике и в длительной перспективе возможно за счет использования интеллектуального капитала. Данное теоретические положение неоспоримо, однако, на наш взгляд, существуют и иные источники формирования устойчивого конкурентного преимущества и данный взгляд можно считать ограниченным.

достичь конкурентоустойчивости раз и навсегда невозможно, поэтому фирма постоянно находится в поиске новых потенциальных конкурентных преимуществ. Процесс организации поиска новых конкурентных преимуществ и формирование на их основе конкурентоустойчивости хозяйствующего субъекта может основываться на отраслевой специфике. Любая отрасль, в которой функционирует предприятия, имеет свои отличительные особенности.

В данной работе была предпринята попытка связать возможность формирования устойчивого конкурентного преимущества предприятия с его отраслевой спецификой. Выдвинуто предположение, что устойчивость конкурентного преимущества может основываться не только на его уникальности, невозможности копирования конкурентами, но и на характеристиках, присущих предприятиям определенной отрасли.

В качестве объекта исследования была выбрана деревообрабатывающая промышленность региона и одно из предприятий - ООО «Мастер Форм», образованное в современных рыночных условиях (в 2005 г.) путем выделения модельного цеха ОАО «Пензтяж-промарматура» в самостоятельную организацию. ООО «Мастер Форм» создано для выполнения заказов на изготовление модельной оснастки из дерева для сторонних заказчиков. Для автоматизации сложного современного деревообрабатывающего производства был закуплен деревообрабатывающий станок с числовым программным управлением (ЧПУ). Отметим, что ранее вся модельная оснастка изготавливалась вручную. Коллектив новой организации на 80 % состоит из опытных мастеров, однако пенсионного и предпенсионного возраста. После финансового кризиса 2008-2009 годов на предприятии произошли кардинальные изменения: сформировался молодой коллектив, в состав которого вошли лучшие модельщики со всех модельных производств, ранее существовавших в Пензе; были закуплены еще четыре станка с ЧПУ для деревообработки. В результате объемы производства возросли в четыре раза, притом, что численность рабочих осталась прежней. Производство оснащено всем необходимым оборудованием для деревообработки, начиная с сушильных камер и заканчивая механическим и вакуумным прессами, которые используются при склеивании заготовок. На сегодняшний день заказчиками организации являются более ста крупных машиностроительных предприятий РФ и ближнего зарубежья, такие как ОАО «Атоммашэкспорт» (г. Волгоград), РУПП «БелАЗ» (республика Беларусь) и многие другие крупные предприятия.

Конкурентоспособность предприятия [2] оценивается различными способами [3], в том числе через оценку его финансового состояния. Важным составляющим элементом анализа финансового состояния предприятия является анализ его финансовых результатов, т. е. прибыльности и рентабельности производственной деятельности.

Обобщая результаты финансового анализа ООО «Мастер форм», выполненного за 2008-2010 гг., можно заключить, что данное предприятие прибыльное, конкурентоспособное, выпускает качественную продукцию, которая реализуется далеко за пределами Пензенского региона. для формирования конкуренто-устойчивости предприятия необходим поиск резервов роста прибыльности и формирование на этой основе устойчивых конкурентных преимуществ, характерных для деревообрабатывающей отрасли.

В качестве одного из вариантов увеличения прибыли деревообрабатывающего предприятия ООО «Ма-

стер форм» была предложена продажа опилок, которые являются естественным побочным результатом процесса деревообработки, способным упрочить конкурентные позиции анализируемого предприятия. Реализация опилок реально разгружает производственное помещение и одновременно приносит экономическую выгоду в виде увеличения прибыли.

Опилки имеют широкую сферу применения. Они используются как топливо для твердотопливного котельного оборудования, как удобрение на садовых участках, в них нуждаются конно-спортивные комплексы, цирки, зоологические парки, животноводческие фермы для содержания птиц, животных, для получение перегноя, перевозок как утеплитель и средство сохранения хрупкого товара в целостности и сохранности, в качестве наполнителей туалетов для домашних животных, для автосервисов. Опилками набиваются спортивные снаряды типа боксерских груш, мячей для регби, баскетбольных мячей. На спортивных манежах часто используются опилки для мытья поверхностей.

Опилки применяются на ряде современных производств. Так, например, опилки используются в пищевой промышленности при выращивании грибов для крупных оптовых продаж, например, вешенок, шампиньонов. Опилки - главный компонент новообразованной грибной сети. на химических комбинатах и предприятиях с помощью опилок изготовляется этиловый, метиловый и прочие спирты, а также популярное в современных условиях производственное сырье -пластмасса, потребность в которой растет в геометрической прогрессии. на фармацевтических предприятиях для приготовления некоторых лекарств требуется целлюлозное волокно, которое в свою очередь производится не без помощи опилок.

но самая большая область применения опилок - мебельная промышленность. В современных условиях мебель практически не производится из цельного бруса, для удешевления продукции и ее доступности широкому кругу потребителей используется ДСП - это прессованный под давлением пласт опилок, покрытый сверху шпоном, имитирующим ту или иную древесину, который по сути представляет собой тонкий слой определенного дерева. Мебель из шпона покрывается лаком и ничем не отличается внешне от мебели из цельной древесины, хотя по многих параметрам и превосходит ее: легкость, дешевизна и др. Опилками из твердых пород дерева полируются более мягкие деревянные поверхности. Пензенский регион по праву может считаться мебельной столицей России, на его территории действует множество мелких, средних и крупных мебельных производств.

Исходя из множества перечисленных вариантов использования опилок, можно определить вполне конкретный перечень потенциальных покупателей для ООО «Мастер форм». Для продвижения опилок как специфичного товара требуется реклама, однако рассматриваемое нами ООО является малым, в его деятельности не предполагается выделение средств на рекламу побочного результата производства.

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

Однако можно предложить следующие мероприятия. Во-первых, информацию о продаже опилок можно разместить на сайте предприятия. Во-вторых, менеджер предприятия может направить электронные письма потенциальным потребителям, круг которых уже определен нами выше. Затраты на рекламу в описанном выше случае минимальны.

В настоящее время ООО «Мастер форм» опилки вывозит на утилизацию. Рассчитаем затраты на утилизацию. В штатном расписании предусмотрены три дополнительные штатные единицы, а именно один водитель для вывоза опилок и два уборщика. Данные по оплате труда представлены в таблице 1.

Итак, из таблицы 1 видно, на оплату труда данного персонала предприятие в среднем в настоящее время расходует 24 тысячи рублей в месяц или 288 тысяч рублей в год.

При этом производятся и транспортные расходы, представленные в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, предприятие затрачивает на транспортные расходы за год в среднем 8280 рублей. Тогда, в среднем общая сумма затрат, которые несет предприятие в год, равна оплате труда персонала в среднем за год плюс транспортные расходы в среднем за год, т. е. 296280 рублей: (288000 руб. + + 8280 руб.).

Таблица 1

Фонд оплаты труда работников ООО «Мастер форм», занятых утилизацией опилок

Должность Количество штатных единиц Тарифная ставка, руб. Всего за месяц, руб. Всего за год, руб.

Водитель 1 12000 12000 144000

Уборщик 2 6000 12000 144000

Итого 24000 288000

Таблица 2

Транспортные расходы ООО «Мастер форм» на утилизацию опилок

Показатель За месяц За год

Количество выездов, шт. 2 24

Расходы, руб. 690 8280

Предложен вариант вывоза опилок на транспорте покупателя. В дальнейшем при расширении объемов производства и тщательном анализе потребностей рынка данным направлением можно заниматься отдельно. Опилки рекомендуется продавать мешками, их укладыванием будут заниматься два упаковщика. При этом затраты на оплату труда в месяц составят: 6000 руб. х 2 чел. = 12 000 руб., в год - 144000 рублей.

Если учесть, что на предприятии за один месяц в виде отходов остается около 12 тонн опилок, то можно рассчитать то количество мешков с опилками, которые можно реализовать. Масса одного мешка 30 кг, его средняя цена на рынке - 80 рублей. Таким образом, за месяц предприятие может реализовать 400 мешков опилок: 12000 кг / 30 кг = 400 мешков. Валовая выручка (доход), которую может получить предприятие после их продажи, составит в месяц: 80 руб. х 400 шт. = = 32000 руб. За год валовой доход составит: 32000 руб. х х 12 месяцев = 384000 руб. За вычетом расходов на оплату труда величина прибыли в год составит: 384000 - 144000 = 240000 руб. Таким образом, продавая все оставшиеся в виде отходов опилки, предприятие может увеличить прибыль за год на 240 тысяч рублей. Даже, повысив заработную плату уборщикам в два раза, предприятие получает экономическую прибыль.

как уже было сказано выше, средняя цена на мешок опилок на рынке составляет 80 рублей. Так

как предполагается, что покупатель сам будет вывозить опилки, то целесообразно снизить цену за мешок для того, чтобы повысит объемы продаж за счет более конкурентоспособной цены. Анализ рынка показал, что минимально возможная цена одного мешка опилок, при которой предприятие покрывает все издержки и будет иметь нулевую экономическую прибыль составляет 30-60 рублей. При цене в 30 руб. прибыль за месяц составит 12000 рублей (30 руб. х 400 шт. = = 12000 руб.). Прибыль за год составит 144000 рублей (12000 руб. х 12 мес. = 144000 руб.), что составляет фонд оплаты труда за год. При цене в 60 руб. покрывается фонд оплаты труда, отражающий рост заработной платы в два раза. Отсюда следует, что любое значение цены, которое будет превышать 30-60 рублей, приносит предприятию экономическую прибыль.

При установлении цены на мешок опилок ниже рыночной на 20 %, валовой доход от продажи опилок за месяц составит 64 руб. х 400 шт. = 25600 руб., а за год - 25600 руб. х 12 месяцев = 307200 руб. При вычете расходов на оплату труда, прибыль предприятия составит в год: 307200 - 144000 = 163200 (руб.). Таким образом, при продаже опилок по цене на 20% ниже рыночной цены предприятие будет иметь экономическую прибыль в 163200 рублей. Получение устойчивого дополнительного положительного финансового результата способствует улучшению его финансового

положения, конкурентоспособности и формированию конкурентоустойчивости в длительной перспективе.

Таким образом, в данной статье на конкретных расчетах доказано, что реализация отходов деревообрабатывающего производства (опилок) способствует увеличению экономической прибыли предприятия, улучшению его финансового положения, а значит и повышению его конкурентоспособности. Опилки есть естественный побочный результат деревообрабатывающего производства, поэтому его реализация ведет к формированию устойчивого конкурентного преимущества у предприятий данной отрасли и достижению их конкурентоустойчивости в долгосрочном периоде. Практическая значимость предпринятого исследования несомненна. Доказана возможность формирования устойчивого конкурентного преимущества предприятия на основе поиска резервов увеличения прибыли, исходя из специфики той отрасли, в которой оно функционирует.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ягафарова Е. Ф. Устойчивость конкурентного преимущества фирмы с точки зрения ресурсной концепции // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Пенза. 2008. № 6 (10). С. 30-35.

2. Медушевская И. Е. Конкурентоспособность торгового предприятия: сущность и отражение его специфики (на примерах предприятий Пензенского региона) // Теория и практика развития экономики региона. Сборник научных статей по материалам VII Межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Н. И Сергеева.,Е. Л. Александрова, Н. А. Резник. Калуга: ИД «Эйдос», 2008. С. 70-75.

3. Медушевская И. Е., Маштакова Ю. В. Оценки конкурентоспособности организации на основе расчета интегрального показателя // Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: материалы всероссийской научно-практической конференции. Княгинино: НГИЭИ, 2011. Т. 2. С. 140-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.