Научная статья на тему 'Резервы совершенствования системы менеджмента качества'

Резервы совершенствования системы менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / РЕЗЕРВЫ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT / RESERVES / STRUCTURAL-FUNCTIONAL CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордашникова Ольга Юрьевна

В статье излагается точка зрения автора на проблему выявления резервов совершенствования системы менеджмента качества машиностроительного предприятия. Выделены основные методы и инструменты выявления резервов совершенствования СМК, необходимость использования которых непосредственно вытекает из современных требований к развитию менеджмента качества. Представлена структурно-функциональная классификация резервов совершенствования СМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reserves of perfection of the system of quality management

The author states her own point of view on the problem of revealing the reserves of perfection of the system of quality management at a mechanical engineering enterprise. The author describes the basic methods and tools used to reveal the reserves of PSQ perfection which necessity of use directly follows from modern requests to quality management development. Structural-functional classification of reserves of PSQ perfection is presented.

Текст научной работы на тему «Резервы совершенствования системы менеджмента качества»

нес-процесс, в котором он участвует, привел к желаемому результату.

1. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М., 2004.

2. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление. М., 2005.

3. Андерсон Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М., 2004.

4. Харрингтон Дж. Совершенство управления процессами. М., 2007.

5. Ойхман Е.Г., Попов Э.М. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М., 1997.

6. Гританс Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов. Экономические, управленческие и правовые аспекты. М., 2005.

7. Забулонов А.Б. Реинжиниринг: практические подходы к реорганизации // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 1.

8. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. М., 2005.

Поступила в редакцию 11.04.2008 г.

Koltsova O.V., Menschikova V.I. Business processes as the basis of process approach in management. The article is devoted to consideration of business processes from the point of process approach in management; reengineering as a methodical area, studying the problems of processional organization of management systems. The classification of business processes is represented in the article; the necessity of their studying is shown. The principles and stages of the process approach introduction at plants have been studied. The expediency of application of processional approach in management is proved.

Key words: business-process, process approach in management, classification of business-processes.

РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

О.Ю. Гордашникова

В статье излагается точка зрения автора на проблему выявления резервов совершенствования системы менеджмента качества машиностроительного предприятия. Выделены основные методы и инструменты выявления резервов совершенствования СМК, необходимость использования которых непосредственно вытекает из современных требований к развитию менеджмента качества. Представлена структурно-функциональная классификация резервов совершенствования СМК.

Ключевые слова: система менеджмента качества, резервы, структурно-функциональная классификация.

Изучение практики довольно длительного функционирования ряда систем менеджмента качества (СМК) на действующих предприятиях машиностроительного комплекса, а также существующих в экономической и технической литературе взглядов на СМК, ее целей, задач, функций, макро- и микросреды, организационного устройства позволили автору сформировать свое представление о резервах совершенствования системы менеджмента качества.

Анализ показывает, что при проектировании и эксплуатации ряда систем менеджмента качества не всегда обеспечивается наиболее эффективное и разумное использование материальных и трудовых ресурсов, не всегда получается своевременная и макси-

мальная отдача от вложенных в СМК вложений. В ряде случаев высокие экономические показатели, предусмотренные в проектах, не подтверждаются при внедрении и эксплуатации отдельных СМК. Причины этих недостатков кроются, в значительной степени, в погрешностях технического и экономического обоснования, недостатках организационного порядка труда и материального стимулирования. Эти погрешности вызваны отсутствием необходимой связи между техникой и экономикой, а также недооценкой в экономических расчетах всех тех качественных и количественных изменений, которые происходят в производстве в связи с внедрением СМК.

Между тем, на предприятиях имеются достаточные возможности выявления недос-

11S

татков, обнаруженных в процессе эксплуатации СМК, систематического и тщательного изучения фактической экономической эффективности вложений, затраченных на их создание и внедрение.

Для успешной работы СМК необходимо широко и повсеместно использовать данные о фактической эффективности уже внедренных вариантов по функциональных подсистемам систем менеджмента качества. Причем анализ теории и практики позволят наметить общие проблемы эффективности и результативности системы менеджмента качества в научном и практическом аспекте. В месте с тем особое место занимают вопросы выявления и использования резервов СМК.

Резервы совершенствования СМК выявляются следующими методами:

1) методом сравнения, содержание которого заключается в сравнении итогов функционирования систем менеджмента качества различных предприятий с показателями работы СМК передовых отечественных и зарубежных аналогичных предприятий;

2) методом расчленения, который состоит в детальном изучении частных показателей и завершается обобщением результатов исследования с целью выявления общих резервов совершенствования СМК.

Таблица 1

Инструменты выявления резервов совершенствования СМК

Инструменты выявления резервов совершенствования СМК Сущность инструмента Задачи инструмента

Анализ Метод научного исследования (познания) процессов, в основе которого лежит изучение функциональных подсистем изучаемой системы Количественное определение степени соответствия системы назначению, установление взаимосвязей между показателями качества труда, работы и продукции, получаемыми с ее помощью

Синтез Процесс создания новой системы путем определения ее рациональных или оптимальных свойств и соответствующих видов. Синтез дает базу для формирования рекомендаций Определение структуры системы, исходя из заданных требований и способов обеспечения целей ее функционирования

Декомпозиция Метод, с помощью которого система делится на подсистемы или составные части, каждая из которых функционирует независимо друг от друга Выявление взаимосвязи элементов данной системы

Мониторинг Непрерывное наблюдение за процессами системы Анализ процессов системы. Систематизация информационных потоков в системе. Выявление проблем в предметной области исследования

Кроме того, важно выделить основные инструменты обнаружения резервов совершенствования СМК машиностроительных предприятий, необходимость использования которых непосредственно вытекает из современных требований к развитию менеджмента качества (табл. 1).

Изучение показало, что проблема резервов совершенствования СМК, представляющая собой самостоятельный объект изучения и решения, как научное направление недостаточно сформировано, исследованию различных аспектов резервов совершенствования СМК уделяется незаслуженно мало внимания. По сути дела отсутствуют экономические работы, в которых проводится систематическое и комплексное исследование таких резервов. Чтобы восполнить данный пробел, необходимо дать авторскую формулировку понятия «резервы СМК», охарактеризовать механизм их возникновения и реализации.

На взгляд автора, под резервами системы менеджмента качества следует понимать производственные и непроизводственные потенциальные возможности ее развития, выявленные на основе несоответствия отдельных функциональных подсистем рыночной деятельности предприятия.

Конечная цель постоянного поиска резервов совершенствования СМК состоит в обеспечении роста его экономического потенциала. На наш взгляд, многочисленность, сложность и взаимозависимость аспектов, характеризующих наличие резервов совершенствования системы менеджмента качества, а также факторов, определяющих их наличие, рост и уменьшение, приводят к необходимости разработки научной и достаточно детализированной классификации резервов совершенствования СМК. Классификация, с одной стороны, обобщает накопленный опыт в области выявления и использования резервов, а с другой стороны, определяет основные направления дальнейших поисков неиспользуемых возможностей экономии.

Таким образом, изучение многообразных резервов совершенствования системы менеджмента качества вызывает необходимость их обобщения и систематизации, т. е. проведения определенной классификационной работы. В данном случае, основополагающим признаком классификации анализируемой группы резервов следует считать элементы (подсистемы) СМК и выполняемые ими функции. В связи с чем, рассматриваемое множество резервов автор делит по двум независимым признакам - структуре СМК и выполняемым ее подсистемами функциям, т. е. предлагается конкретная схема классификации резервов совершенствования системы менеджмента качества в зависимости от объекта управления. Данная схема обеспечит единство понимания требований из ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [1] с понятием процесса и функции СМК.

Автором разработана структурно-функциональная классификация резервов совершенствования системы менеджмента качества, исходя из того, что совокупность резервов совершенствования СМК является адекватным отражением самой данной системы, так как неиспользованные возможности экономии (резервы) реализуются в процессе ее функционирования. Следовательно, направления членения (структуризации) СМК определяют направления классификации резервов ее совершенствования. Построенная на конкретных материалах обследованных машиностроительных предприятий рабочая классификация резервов совершенствования СМК приведена на рис. 1.

Выявление резервов совершенствования СМК необходимо осуществлять исходя из принципов системности и комплексности. При этом механизм выявления и использования резервов, на наш взгляд, можно представить следующим образом:

«- определение мероприятий, способствующих достижению более высокой степени использования производственных ресурсов, т. е. изучение информации о резервах;

- выбор соответствующих мероприятий, т. е. планирование использования резервов;

- согласование выбранного мероприятия с имеющимися возможностями его реализации и проверка его эффективности;

- организация выполнения выбранного мероприятия;

- стимулирование воспроизводства резервов и их эффективное использование» [2].

Таким образом, классификация резервов, построенная с учетом принципа комплексности позволит:

- во-первых, обеспечить увязку между выявлением резервов совершенствования СМК и эффективностью и результативностью СМК;

- во-вторых, реализовать рыночную концепцию посредством разработки стратегической деятельности машиностроительного предприятия.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001 система менеджмента качества состоит из ряда функциональных подсистем:

- планирование качества;

- управление качеством;

- обеспечение качества;

- совершенствование качества.

По каждой из названных подсистем необходимо осуществлять разработку мероприятий, направленных на их совершенствование, реализация которых позволит получить эффект, выражающийся в экономии ресурсов и максимуме прибыли. Указанные функциональные подсистемы, охватывая все направления развития производства, позволяют обеспечить единый системный подход к выявлению резервов совершенствования СМК.

Согласно рис. 1 на верхнем «нулевом» уровне этой классификации определены резервы совершенствования СМК в целом. Ниже, на первом уровне классификации они декомпозируются на резервы функциональных подсистем СМК:

0-й уровень

ґ

ч_

Резервы совершенствования системні менеджмента качества

1

Рис. 1. Структурно-функциональная классификация резервов совершенствования СМК

- «резервы управления качеством» (разделы 4,5 и 7 ГОСТ Р ИСО 9001-2001);

- «резервы обеспечения качества» (раздел 6 ГОСТ Р ИСО 9001-2001);

- «резервы улучшения, совершенствования качества» (раздел 8 ГОСТ Р ИСО 90012001).

На втором уровне в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 осуществляется первоначальная декомпозиция резервов совершенствования системы менеджмента качества на резервы различных групп процессов. В частности, резервы улучшения качества декомпозируются на резервы качества документации, качества труда руководства, процессов жизненного цикла продукции; резервы обеспечения качества - на резервы менеджмента ресурсов; резервы улучшения, совершенствования качества - на резервы измерения, анализа и улучшения.

Третий уровень классификации представлен обеспечивающими качество подпроцессами СМК:

- резервы качества документации можно получить вследствие высокого качества разработки документа «Руководство по качест-

ву», высокого уровня качества управления документацией и записями;

- резервы качества труда руководства возможны в результате обязательств руководства, ориентации на потребителя, политики в области качества, планирования, ответственности, полномочий и обмена информацией, анализа со стороны руководства;

- резервы менеджмента качества возможны в ходе обеспечения предприятия качественными материальными ресурсами, квалифицированным персоналом, развитой инфраструктурой и производственной средой;

- резервы процессов жизненного цикла продукции обеспечиваются качеством планирования процессов ЖЦП, связанных с потребителями, проектированием и разработкой, закупками, производством и обслуживанием, управлением устройствами для мониторинга и измерений;

- резервы измерения, анализа и улучше-

ния возможны в результате качественных подпроцессов: мониторинга и измерения,

управление несоответствующей продукцией, анализа данных, улучшения.

Резервы качества документации

Резервы качества труда руководства

Резервы процессов СМК

Резервы измерения, анализа и улучшения

вход

И

Е2 Еп

Резервы

процессов

выход

Резервы менеджмента ' 1 ! 1 Резервы обеспечения

1 ресурсов і 1 : -! і : качества

И, Еп - управляющие факторы

Резервы управления качеством

Резервы улучшения,

совершенствования

качества

Рис. 2. Система управления использованием резервов совершенствования системы менеджмента качества

На основе изучения опыта обследованных предприятий можно сделать вывод, что для предприятия средней мощности достаточно выявить эти резервы совершенствования СМК, а при необходимости расширить работу по их резервов.

По мнению автора, действие системного подхода к анализу резервов совершенствования СМК заключается в комплексном рассмотрении вопросов, связанных с повышением эффективности работы всех структурных подразделений и функциональных служб машиностроительного предприятия. В связи с чем, системный анализ резервов совершенствования системы менеджмента качества позволит пересмотреть:

- нормы и нормативы, на базе которых осуществляется управление качеством продукции;

- количественную и качественную характеристику потенциальных возможностей повышения эффективности и результативности системы менеджмента качества;

- достижение эффективности и результативности СМК.

Следует также отметить, что система управления использованием резервов совершенствования СМК обладает обратной связью (резервы вновь воздействуют на вход с тем, чтобы определить последующие выходы) (рис. 2). Управляющие факторы, влияют на изменение совокупности выходных вели-

чин, что позволяет оценивать соответствие системы резервов целям менеджмента качества.

Таким образом, результативность системы менеджмента качества в условиях рыночных отношений зависит от степени выявления и использования резервов совершенствования СМК. Главное при этом, чтобы реализация резервов совершенствования СМК проходила в минимальные сроки и с наибольшим эффектом.

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования. М., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Чистякова Е.А. Резервы эффективного развития предприятий / под ред. В.Т. Денисова. Саратов, 2001.

Поступила в редакцию 12.03.2008 г.

Gordashnikova O.Y. Reserves of perfection of the system of quality management. The author states her own point of view on the problem of revealing the reserves of perfection of the system of quality management at a mechanical engineering enterprise. The author describes the basic methods and tools used to reveal the reserves of PSQ perfection which necessity of use directly follows from modern requests to quality management development. Structural-functional classification of reserves of PSQ perfection is presented.

Key words: system of quality management, reserves, structural-functional classification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.