ТРАНССИСТЕМОТЕХНИКА
Резервы систем управления
А.А. МОСКАЛЕВ, генеральный директор НТЦ «Транссистемотехника»
Один из резервов повышения конкурентоспособности продукции российских промышленных предприятий, без сомнения, связан со снижением транспортной составляющей в стоимости продукции. По экспертным оценкам, эффективная логистика, без изменения действующих тарифов на железнодорожные перевозки, обеспечивает снижение издержек на 3-7%.
В цепи управления поставками, в части железнодорожного транспорта, существенные резервы, помимо магистрального железнодорожного транспорта, заключены в инфраструктуре необщего пользования: железнодорожных цехах крупных промышленных предприятий и портов, подъездных путях железнодорожного транспорта, пог-рузочно-транспортных управлениях. Причем это не только физические ре-
зервы, связанные с возможностями технического оснащения и увеличения мощности грузовых фронтов, путевого развития, развития тягового подвижного состава, но и резервы системы управления, технологии организации поездной, маневровой и грузовой работы, работы с вагонами нерабочего парка, учета затрат, расчетов с контрагентами.
В общем обороте вагона на путях необщего пользования элементы непро-
изводительного простоя вагонов составляют:
• под накоплением — 20—25%;
• ожидание выполнения операций — более 40%.
Оперативной обстановкой на подъездном пути владеет зачастую только смена приемосдатчиков, причем каждый на своем участке. Система оперативного диспетчерского управления основана на вербальных коммуникациях. Координация действий служб железнодорожных цехов между собой и цехами основного производства низка.
Информационная система в лучшем случае представлена системой учета и отчетности, постфактум отражающей итоги эксплуатационной и грузовой работы.
ДТЛ.ЖДЦ ОАО'
Внешняя среда
-Ф-
Месячный план обеспечения подвижным составом и выгрузки.
©
Планирование
собственном
парке ОАО"_"
(__), парке РЖД и операторов
®
©
Подсистема взаимодействия сЭТРАН ОАО "РЖД"
©
Согласование заявок,
оформление ПД, расчеты за перевозку. ЭТРАН ОАО "РЖД"
План закупок, © Сменно -
производства, суточный план
сбыта на месяц. производства.
Изменения плана Изменения плана
Анализ финансовых, количественных и качественных показателей перевозочного процесса
-Ф
Управление ресурсами ЖДЦ, ТО и Р
/С
©
Посуточный прогнозный план выгрузки и 4-\ погрузки на I— месяц (период)
Единая модель перевозочного процесса ОАО
"_" (_) на
подъездном пути и магистральной сети
Оперативное диспетчерское управление
Система управления сменно -суточной работой по выгрузке и погрузке на п\п ОАО"_"
ж
Система управления поездной, маневровой,
сортировочной, локомотивной, грузовой работой станций п\п ОАО
Подсистема защищенного оперативно - технологического информационного взаимодействия с ОАО "РЖД"
-Ф
Компании операторы
собственного подвижного состава
Сетевые и дорожные модели перевозочного процесса на магистральной сети ОАО "РЖД"
Система управления станциями и местной работой
_отделения_
_ОАО "РЖД"_
Контрагенты станций п\п ОАО "_"
Информационные потоки.
1. План отгрузки и закупок
2. План перевозок, погрузки и выгрузки
3. План перевозок в ПС РЖД.
4. План перевозок в собственном ПС_(_)
5. План перевозок и согласование первозок в ПС компаний операторов
6. Согласование заявок на перевозку в ПС РЖД
7. Заявка на передислокацию собствен иного ПС_(_)
8. Данные для системы контроля перевозочного процесса на магистральной сети
9. Данные для расчета прогнозного плана выгрузки и погрузки
10. Заказ - наряд
11. Суточный план оттрузки
12. Согласованные заявки на перевозку в собственном ПС, ПС ОАО "РЖД" и компаний операторов
13. По номерная, по вагонная привязка к конкретной заявке
14. Реквизиты вагона, погруженного под конкретную заявку
15. Оформление перевозочных документов на погруженный вагон
16. Обмен ТГНЛ, паспорта ПС, дислокация, памятки
17. Информирование контрагентов, разделение времени за пользование, расчеты за пользование ПС
ПС - подвижной состав
ПД - перевозочные документы
Функциональная архитектура системы управления транспортной логистикой ОАО"_" (_)
При росте объемов основного производства, увеличении среднесуточного грузооборота, очевидными становятся работы по изменению Единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования предприятия и станции примыкания ОАО «РЖД». И только часть предприятий в этих работах учитывает современное состояние оперативно-технологических автоматизированных систем управления эксплуатационной и грузовой работой, используемых на станциях примыкания, автоматизированных систем оформления перевозочных документов ОАО «РЖД», возможность применения аналогичных автоматизированных систем на станциях подъездного пути. ОАО «РЖД», в свою очередь, при работах над ЕТП ограничивается предложением информационного обслуживания предприятия, а не Единого автоматизированного технологического процесса ввиду отсутствия автоматизированной оперативно-технологической диспетчерской системы управления эксплуатационной и грузовой работы станциями подъездного пути.
Уменьшение непроизводительных простоев подвижного состава на 30-70% по отдельным видам операций, исключение возможности подачи под погрузку неисправных вагонов, вагонов технически исправных, но не годных под перевозку по конкретной заявке, оперативное реагирование на изменения плана отгрузки основного производства и обеспечение подбора подвижного состава в изменившихся условиях, как итог — снижение оборота вагона на 10-15% на пути необщего пользования, практически достижимо за счет резервов системы управления с созданием комплексной автоматизированной системы управления транс-
портной логистикой железнодорожного цеха предприятия.
Система предназначена для автоматизации оперативной деятельности персонала службы перевозок, грузовой, локомотивной и вагонной службы железнодорожного цеха (ЖДЦ) в процессах приема и сдачи поездов (групп вагонов) с (на) станцию примыкания, сортировочной работы, поездной, маневровой и грузовой работы на всех станциях, перегонах, грузовых фронтах предприятия и контрагентов подъездного пути, работы с вагонами нерабочего парка. Объектами управления системы являются все наличные подвижные единицы, находящиеся на территории инфраструктуры, в том числе тяговый подвижной состав, краны, вагоны, используемые в технологических внутризаводских перевозках без права выхода на магистральную сеть.
В процессе работы пользователей система обеспечивает автоматический режим формирования технологических документов, сквозной, связанный документооборот по всей технологической цепочке, контроль норм выполнения операций, ведение установленных учетных и отчетных форм по хозяйствам перевозок — грузовому, локомотивному и вагонному.
Руководящий персонал служб ЖДЦ, диспетчерский состав станций, центра управления перевозками, диспетчерский персонал цехов предприятия получает оперативные инструментальные средства, контролирующие пообъектную, пономерную работу на подъездном пути, причины превышения норм выполнения операций: график исполненного движения (ГИД), график исполненной работы (ГИР), средства контроля элементов оборота вагонов и использования локомотивов, дополнительные возможности для принятия оперативных регулировочных мер, автоматизированного планирования обеспечения плана отгрузки и контроля его исполнения.
Неотъемлемыми частями единой системы являются подсистемы двунаправленного информационно-технологического взаимодействия с подсистемой планирования отгрузки продукции основного производства, подсистемой оформления перевозочных документов, учета, отчетности и анализа, оперативно-технологическими системами управления перевозок и грузовой работы ОАО "РЖД".
Бизнес-процессы автоматизированной системы настраиваются в соответствии с ЕТП, с обеспечением ведения и
В национальных транспортных системах России, СНГ, программно — технологические решения НТЦ ТРАНССИСТЕМОТЕХНИКА используются:
1. На сети дорог общего пользования (ОАО «РЖД», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», Железные дороги Республики Беларусь).
• Более 2000 систем управления станциями.
• 32 системы управления грузовой работой отделений железных
• Системы управления сетевыми пунктами технического обслуживания (СПТО).
• Количество пользователей систем более 40 000, включая диспетчерский персонал Центра управления перевозками ОАО «РЖД».
2. Железнодорожные пути не общего пользования.
• АСУ станций ж.д. цехов заводов ОАО «Газпром» (Астраханский, Сургутский, Оренбургской филиалы ООО «Газпромтранс»).
• АСУ станции ж.д. цеха ОАО «Вык-сунский металлургический завод».
• АСУ станций Железнодорожного комплекса АО «Казцинк», Республика Казахстан.
поддержки в актуальном состоянии отраслевой нормативно-справочной информации, соответствии правилам технической эксплуатации, возможностью динамически перенастраиваться при изменении технологии работы, изменениях инфраструктуры.
Применимость решения зависит от готовности функционального и ИТ менеджмента предприятия, к изменениям в системе управления, уровня транспортных издержек, установленных собственником, степени влияния транспортных рисков на деятельность основного производства, развития логистики и ее транспортной составляющей.
ООО «НТЦ ТРАНССИСТЕМОТЕХНИКА»
117405, Россия, г. Москва,
Варшавское ш., 125
Тел.\ факс (495) 781-90-16, 781-90-17
www.transsys.ru
дорог