РЕЗЕРВЫ РОСТА ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
10 сентября 2012 года ИСЭРТ РАН осуществил рассылку писем руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся развития ЛПК. В данном выпуске журнала публикуется ответ Министерства промышленности и науки Свердловской области.
1. Результаты развития лесопромышленного комплекса Свердловской области за последние 3 года.
По данным на 1 января 2012 года, в лесопромышленном комплексе Свердловской области работают 472 предприятия.
Структурирование предприятий лесопромышленного комплекса осуществляется вокруг 5 крупных центров переработки, таких как ЗАО «Фанком», ООО «Первая лесопромышленная компания», ООО «Тавдинский фанерно-плитный комбинат», ЗАО работников «Туринский целлюлозно-бумажный завод», ООО «Ново-лялинский целлюлозно-бумажный комплекс», с численностью работающих более 500 человек. Средние предприятия с численностью от 100 до 500 человек осуществляют преимущественно производство пиломатериалов, клееных щитов и конструкций, индустриальное деревянное домостроение (ООО «Ураллеспром», ООО «Уральский лес экспорт»). Малые предприятия с численностью менее 100 человек ориентированы на лесозаготовки, малое лесопиление, столярное производство, производство древесного угля, индивидуальное домостроение).
Доля продукции, произведённой предприятиями лесопромышленного комплекса, в общем объёме промышленного производства Свердловской области составляет 1,4%. Удельный вес лесопромышленного комплекса в структуре
промышленности региона по количеству занятых составляет 2,7, по объёму инвестиций в основной капитал - 1,3%.
Предприятия лесного комплекса работают почти в каждом муниципальном образовании Свердловской области. В ряде населённых пунктов они являются социально значимыми и градообразующими. От работы этих предприятий зависит решение не только экономических, но и социальных, экологических проблем территорий, небольших и удалённых населённых пунктов.
Объём отгруженных товаров собственного производства: обработка
древесины и производство изделий из дерева за 2011 год составил 7875,8 млн. рублей, или 106,9% к прошлому году; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность - 8045,4 млн. рублей, или 134,9%. Индекс промышленного производства по обработке древесины и производству изделий из дерева составил 105,6, по целлюлозно-бумажному производству, издательской и полиграфической деятельности - 99,6%.
Выпуск основных видов лесобумажной продукции в 2011 году составил:
• пиломатериалы - 0,42 млн. куб. м (82,3% к уровню 2010 года);
• древесноволокнистые плиты -
12,7 тыс. кв. м (100% к уровню 2010 года);
• фанера клееная - 0,21 млн. куб. м (116,7% к уровню 2010 года);
• бумага и картон - 38,3 тыс. тонн (111,3 процентов к уровню 2010 года);
• обои - 8,5 млн. усл. кусков (95,5% к уровню 2010 года).
По итогам 9 мес. 2012 года объём отгруженных товаров собственного производства составил: обработка древесины и производство изделий из дерева
6766,7 млн. рублей, или 104,8% к соответствующему периоду прошлого года; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность - 5649,2 млн. рублей, или 103,5%. Индекс промышленного производства по обработке древесины и производству изделий из дерева составил 93,0, по целлюлозно-бумажному производству, издательской и полиграфической деятельности - 116,3%.
Важным показателем использования на предприятиях прогрессивных технологий является оценка их экспортных возможностей.
Объём экспорта древесины, изделий и целлюлозно-бумажной продукции за 2011 год составил 194,4 млн. долларов США, экспорт за 6 мес. 2012 года -94,31 млн. долларов США (88,5% к аналогичному периоду предыдущего года).
Наиболее крупными статьями экспорта лесопродукции из Свердловской области являются пиломатериалы - 46,6 и фанера - 41,7%.
По итогам 2011 года объём инвестиций в основной капитал в сфере лесопромышленного комплекса составил 718,1 млн. руб. Несмотря на то, что по сравнению с 2010 годом этот показатель существенно возрос, данный объём инвестиций явно недостаточен для обеспечения обновления производственной базы отрасли. Источниками инвестиций являются преимущественно собственные средства предприятий, а в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов
- средства федерального бюджета.
В настоящее время в Свердловской области достаточно активно используется механизм приоритетных инвестиционных проектов, оформленный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».
От Свердловской области в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Минпром-торгом России включено три проекта с общим объёмом инвестиций 2 млрд. 415 млн. рублей и объёмом ежегодно перерабатываемого древесного сырья 1,65 млн. куб. м:
- инвестиционный проект - ЗАО
«Аргус СФК» - «Создание деревообрабатывающего предприятия в Серовском районе Свердловской области с собственным циклом лесозаготовки»;
- инвестиционный проект ООО
«Урало-сибирские инвестиции» - «Создание и модернизация лесозаготовительных и деревообрабатывающих объектов в Свердловской области»;
- инвестиционный проект ООО
«Выйский ДОК» - «Создание деревообрабатывающего предприятия с собственным циклом лесозаготовки на территории Свердловской области».
Кроме вышеуказанных приоритетных проектов, в Свердловской области реализуются следующие крупные инвестиционные проекты, проходящие процедуру согласования для включения в перечень приоритетных:
- проект «Завод профильных деталей для строительства с циклом лесопиления и лесозаготовки на территории Свердловской области», представленный ООО «Уральская лесопромышленная компания» (г. Асбест);
- проект «Организация производства рулонной бумаги санитарно-гигиенического назначения и изделий из неё»,
представленный ЗАО работников «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (г. Туринск);
- проект «Создание лесоперерабатывающего производства с собственным циклом лесозаготовки на территории Свердловской области», представленный ООО «Лесников» (пос. Красноглинный Серовского района);
- проект «Модернизация и расширение производства ООО «Эколес» на территории Кушвинского городского округа Свердловской области», представленный ООО «Эколес» (г. Кушва).
В настоящее время в разработке также находится перспективный инвестиционный проект, реализация которого будет способствовать выходу лесопромышленного комплекса региона на новый технологический уровень - «Организация современного производства древесностружечных плит», представленный ООО «Эколес».
2. Что сдерживает развитие лесопромышленного комплекса в современных условиях? Какие мероприятия были осуществлены по улучшению ситуации.
Мероприятия исполнительных органов государственной власти Свердловской области по стимулированию развития лесопромышленного комплекса в период 2009 - 2011 гг. были определены Постановлением Правительства Свердловской области от 26.08.2008 № 872-ПП «Об основных направле-
ниях инвестиционной деятельности в сфере производства и освоения новых видов продукции в организациях лесопромышленного комплекса Свердловской области на 2009 - 2011 годы».
В постановлении были сформулированы приоритетные направления инвестиционной деятельности, которые в условиях экономического кризиса и реальной ситуации с возможностью получения кредитных ресурсов были транс-
формированы в направлениях реализации приоритетных проектов в области освоения лесов, внедрения лесозаготовительных комплексов и развития приоритетных направлений науки.
В результате реализации на федеральном и региональном уровнях антикризисных мероприятий, развития внутриобластной кооперации негативные последствия кризиса были в основном преодолены.
К 2010 - 2011 годам удалось существенно обновить парк лесозаготовительной техники. В настоящее время количество современных комплексов «харвестер - форвардер» достигло 25. Одновременно развивается сервисная база и учебный центр операторов машин с процессорным управлением на площадке Уральского государственного лесотехнического университета.
Основным объектом капитального строительства в отрасли за последние два года стал пуск второй очереди лесоперерабатывающего комбината в пос. Восточный ЗАО «Аргус СФК». В декабре 2011 года начато фанерное производство в пос. Восточный Сосьвинского городского округа. Запуск проведён в режиме телемоста в рамках заседания Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации. С выходом нового производства на проектную мощность к 2014 году данным предприятием ежегодно будет производиться 30 тыс. куб. метров фанеры и 128 тыс. куб. метров пиломатериалов, на предприятии будет создано более 800 новых рабочих мест.
В качестве мер государственной поддержки предприятий лесопромышленного комплекса в соответствии с федеральными законами в 2009 - 2011 гг. предоставлены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредит-
ных организациях на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, в размере 6 млн. рублей.
В соответствии с законами Свердловской области были предоставлены:
- в 2009 году субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в объёме 9,46 млн. рублей;
- в 2009 - 2010 гг. субсидии на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых для государственных нужд Свердловской области, в соответствии с приоритетными направлениями науки, технологий и техникой в сфере производства и освоения производства новых видов продукции - 10,15 млн. рублей.
В настоящее время проводится работа по согласованию новых инвестиционных проектов для включения их в федеральный перечень приоритетных в области освоения лесов.
Однако на предприятиях лесопромышленного комплекса сохраняется ряд негативных тенденций, тормозящих процессы дальнейшего развития отрасли, среди которых:
1. Низкий технический уровень лесопромышленных отраслей.
2. Технологическое отставание от мирового уровня.
3. Малая доля внутреннего рынка, занимаемая отечественной продукцией с высокойдобавленной стоимостью по высокосортным видам бумаги, древесноволокнистым плитам MDF, OSB, мебели и др.
4. Недостаточная инновационная и инвестиционная деятельность в лесном хозяйстве.
5. Недостаточная точность государственного учёта лесов и значительные неиспользуемые лесосырьевые ресурсы на землях лесного фонда. Время давности лесоустройства лесничеств составляет от
8 до 20 лет. Данная проблема существенно затрудняет работу по привлечению инвестиций в лесопромышленный комплекс, так как отсутствие точных данных о качестве и составе лесосырьевых ресурсов не позволяет потенциальному инвестору составить достоверное представление об объекте вложений.
6. Слаборазвитая производственная и дорожно-транспортная инфраструктура.
Негативное влияние на эффективное освоение лесных ресурсов Свердловской области оказывает отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, магистральных лесовозных дорог. В связи с этим основная часть лесозаготовок концентрируется в зоне освоенных лесов, вблизи существующих транспортных магистралей и дорог общего пользования. Такая дорожно-транспортная инфраструктура сдерживает возможности более полного освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность лесных ресурсов.
7. Прогрессирующее сокращение доли малых предприятий на лесозаготовках.
8. Кадровые проблемы, обусловленные недостаточным развитием социального партнёрства, низким по отношению к другим отраслям экономики уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в квалификационной подготовке рабочих кадров и специалистов.
Решение вышеуказанных проблем требует координации действий различных органов государственной власти и лесопромышленных предприятий по выработке мер поддержки эффективных инвестиционных проектов, развитию транспортной инфраструктуры лесного фонда, содействию формированию социально-производственной инфраструктуры, а также по другим направлениям.
Для решения таких многоуровневых региональных проблем в настоящее время разрабатывается программа создания и модернизации на территории Свердловской области высокопроизводительных рабочих мест в инновационных производствах, в которую будет включён раздел, касающийся развития лесопромышленного комплекса Свердловской области.
3. Готов ли лесопромышленный комплекс региона к вступлению в ВТО?
Присоединение Российской Федерации к ВТО является важнейшим инструментом повышения эффективности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Членство в ВТО создаёт ряд новых возможностей и системных преимуществ для России.
Однако наряду с положительным эффектом от вступления Российской
Федерации в ВТО имеется вероятность
негативных последствий:
3.1. Резкое снижение таможенных
пошлин на ввоз товаров торговых партнёров РФ - членов Всемирной торговой организации, в частности в лесопромышленной отрасли - в среднем с 15% до 7,5 - 10%. В результате внутренний
рынок Российской Федерации и конкретно Свердловской области будет более открыт для импорта. Безусловно, доступ иностранной лесопромышленной продукции на российский рынок поставит предприятия лесопромышленного комплекса Свердловской области в жёсткие рамки иностранной конкуренции и нового ценообразования.
Поэтому следует обеспечить необходимый уровень защиты лесной отрасли от этого на определённый переходный период, в течение которого будет проведена реструктуризация отрасли и можно будет рассчитывать на рост её конкурентоспособности.
Также необходимо предусмотреть возможность применения ограничительных мер против импорта товаров лесной отрасли, например, в тех случаях, когда такой импорт наносит серьёзный ущерб национальным производителям товаров или ведёт к нарушению нормального состояния платёжного баланса.
3.2. В целях приведения ставок вывозных таможенных пошлин в соответствие с обязательствами Российской Федерации после её присоединения к Всемирной торговой организации приняты два Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 № 756 «Об утверждении ставок вывозимых таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе», что внесло существенные изменения в практику работы российских предприятий - экспортёров лесопродукции.
В Свердловской области доля экспорта необработанных лесоматериалов составляет 5,6% от общей суммы экспорта. Традиционно в круглом виде отгружается лиственный стройлес и топливные дрова в страны СНГ. В 2011 году объём экспортных поставок необработанных хвойных лесоматериалов составил 102,67 тыс. куб. метров (в т. ч. 89,5 тыс. куб. метров -в Узбекистан; 11,1 тыс. куб. метров - в Туркмению; 1,75 тыс. куб. метров - в Таджикистан; 0,27 тыс. куб. метров - в Азербайджан; 0,05 тыс. куб. метров - в Киргизию).
В результате принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» с 20 августа 2012 года ставки таможенных пошлин на вывоз хвойных лесоматериалов стали ниже, но только в пределах тарифных квот, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Распределение тарифных квот осуществляется посредством выдачи Мин-промторгом Российской Федерации разовых лицензий. В Уральском федеральном округе выдачей лицензий занимается Управление Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Уральскому району. Лицензии выдаются участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами. На необработанные лесоматериалы хвойных пород (коды Товарной номенклатуры ВЭД 4403201 и 4403203) в пределах тарифной квоты действует ставка вывозной таможенной пошлины 13% (ель) и 15% (сосна). В случае оформления товаров сверх квоты ставка составит 80%, но не менее 55,2 евро за 1 кубометр. В Свердловской области право на квоты из 400 арендаторов лесных участков, занимающихся заготовкой древесины, получил 121 участник внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в общем объеме на ель - 4,906 тыс. куб. метров, на сосну - 36,981 тыс. куб. метров. Всего от Свердловской области в список арен-
даторов лесных участков, обладающих правом на заготовку ели и сосны обыкновенной и не имеющих задолженности по арендным платежам, включено 211 арендаторов.
В соответствии с пунктом 5 Правил распределения между участниками ВЭД тарифных квот в отношении ели и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, утверждённых Постановлением, тарифные квоты распределяются между участниками ВЭД пропорционально объёмам ели и сосны обыкновенной, вывезенным в течение базового периода -трёх лет, предшествующих году, на который установлена тарифная квота.
Таким образом, участник ВЭД, зарегистрированный в предыдущие два года, не может претендовать на полноценный объём квоты, так как она рассчитывается исходя из средней величины трёхлетних поставок. Кроме того, участники ВЭД, которые в предыдущие годы не торговали необработанными лесоматериалами, а занимались производством пиломатериалов и захотели при благоприятной рыночной ситуации снова заняться экспортом необработанных материалов, смогут продавать лес по ставке 80%, но не менее 55,2 евро за 1 кубометр. Только в этом случае в следующем году данные организации смогут претендовать на квоту.
Введение базового трёхлетнего периода фактически закрывает возможности расширения количества экспортёров и выхода на этот рынок новых российских предприятий и предпринимателей.
Это противоречит задаче увеличения числа организаций-экспортёров, в первую очередь за счёт малых и средних предприятий, которые являются начи-
нающими экспортёрами, поставленной «Дорожной картой» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» (утверждена Распоряжением Правительства РФ за № 1128-р от 29.06.2012).
Учитывая вышеизложенное, прогнозируется снижение объёма экспортных поставок необработанных хвойных лесоматериалов предприятиями лесопромышленного комплекса Свердловской области на 50 тыс. куб. метров в год.
В целях рассмотрения и разъяснения основных положений постановлений Правительства РФ № 756 и № 779 в Уральской Торгово-промышленной палате проведено инструктивное совещание-семинар для руководителей и специалистов
лесопромышленного комплекса региона, в работе которого приняли участие руководители регионального представительства Минпромторга РФ по Уральскому региону, Уральского таможенного управления, Министерства промышленности и науки Свердловской области, Уральского союза лесопромышленников. Состоявшееся обсуждение позволило сформулировать предложения и рекомендации по корректировке и доработке указанных постановлений Правительства Российской Федерации. Данные предложения были направлены 11 сентября 2012 года Уральской торгово-промышленной палатой Председателю Комитета ТПП РФ по лесному комплексу, полиграфической промышленности Е.Т. Тюрину.