Научная статья на тему 'Резервы роста лесопромышленного комплекса Свердловской области'

Резервы роста лесопромышленного комплекса Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

10 сентября 2012 года ИСЭРТ РАН осуществил рассылку писем руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся развития ЛПК. В данном выпуске журнала публикуется ответ Министерства промышленности и науки Свердловской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резервы роста лесопромышленного комплекса Свердловской области»

РЕЗЕРВЫ РОСТА ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

10 сентября 2012 года ИСЭРТ РАН осуществил рассылку писем руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся развития ЛПК. В данном выпуске журнала публикуется ответ Министерства промышленности и науки Свердловской области.

1. Результаты развития лесопромышленного комплекса Свердловской области за последние 3 года.

По данным на 1 января 2012 года, в лесопромышленном комплексе Свердловской области работают 472 предприятия.

Структурирование предприятий лесопромышленного комплекса осуществляется вокруг 5 крупных центров переработки, таких как ЗАО «Фанком», ООО «Первая лесопромышленная компания», ООО «Тавдинский фанерно-плитный комбинат», ЗАО работников «Туринский целлюлозно-бумажный завод», ООО «Ново-лялинский целлюлозно-бумажный комплекс», с численностью работающих более 500 человек. Средние предприятия с численностью от 100 до 500 человек осуществляют преимущественно производство пиломатериалов, клееных щитов и конструкций, индустриальное деревянное домостроение (ООО «Ураллеспром», ООО «Уральский лес экспорт»). Малые предприятия с численностью менее 100 человек ориентированы на лесозаготовки, малое лесопиление, столярное производство, производство древесного угля, индивидуальное домостроение).

Доля продукции, произведённой предприятиями лесопромышленного комплекса, в общем объёме промышленного производства Свердловской области составляет 1,4%. Удельный вес лесопромышленного комплекса в структуре

промышленности региона по количеству занятых составляет 2,7, по объёму инвестиций в основной капитал - 1,3%.

Предприятия лесного комплекса работают почти в каждом муниципальном образовании Свердловской области. В ряде населённых пунктов они являются социально значимыми и градообразующими. От работы этих предприятий зависит решение не только экономических, но и социальных, экологических проблем территорий, небольших и удалённых населённых пунктов.

Объём отгруженных товаров собственного производства: обработка

древесины и производство изделий из дерева за 2011 год составил 7875,8 млн. рублей, или 106,9% к прошлому году; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность - 8045,4 млн. рублей, или 134,9%. Индекс промышленного производства по обработке древесины и производству изделий из дерева составил 105,6, по целлюлозно-бумажному производству, издательской и полиграфической деятельности - 99,6%.

Выпуск основных видов лесобумажной продукции в 2011 году составил:

• пиломатериалы - 0,42 млн. куб. м (82,3% к уровню 2010 года);

• древесноволокнистые плиты -

12,7 тыс. кв. м (100% к уровню 2010 года);

• фанера клееная - 0,21 млн. куб. м (116,7% к уровню 2010 года);

• бумага и картон - 38,3 тыс. тонн (111,3 процентов к уровню 2010 года);

• обои - 8,5 млн. усл. кусков (95,5% к уровню 2010 года).

По итогам 9 мес. 2012 года объём отгруженных товаров собственного производства составил: обработка древесины и производство изделий из дерева

6766,7 млн. рублей, или 104,8% к соответствующему периоду прошлого года; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность - 5649,2 млн. рублей, или 103,5%. Индекс промышленного производства по обработке древесины и производству изделий из дерева составил 93,0, по целлюлозно-бумажному производству, издательской и полиграфической деятельности - 116,3%.

Важным показателем использования на предприятиях прогрессивных технологий является оценка их экспортных возможностей.

Объём экспорта древесины, изделий и целлюлозно-бумажной продукции за 2011 год составил 194,4 млн. долларов США, экспорт за 6 мес. 2012 года -94,31 млн. долларов США (88,5% к аналогичному периоду предыдущего года).

Наиболее крупными статьями экспорта лесопродукции из Свердловской области являются пиломатериалы - 46,6 и фанера - 41,7%.

По итогам 2011 года объём инвестиций в основной капитал в сфере лесопромышленного комплекса составил 718,1 млн. руб. Несмотря на то, что по сравнению с 2010 годом этот показатель существенно возрос, данный объём инвестиций явно недостаточен для обеспечения обновления производственной базы отрасли. Источниками инвестиций являются преимущественно собственные средства предприятий, а в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов

- средства федерального бюджета.

В настоящее время в Свердловской области достаточно активно используется механизм приоритетных инвестиционных проектов, оформленный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

От Свердловской области в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Минпром-торгом России включено три проекта с общим объёмом инвестиций 2 млрд. 415 млн. рублей и объёмом ежегодно перерабатываемого древесного сырья 1,65 млн. куб. м:

- инвестиционный проект - ЗАО

«Аргус СФК» - «Создание деревообрабатывающего предприятия в Серовском районе Свердловской области с собственным циклом лесозаготовки»;

- инвестиционный проект ООО

«Урало-сибирские инвестиции» - «Создание и модернизация лесозаготовительных и деревообрабатывающих объектов в Свердловской области»;

- инвестиционный проект ООО

«Выйский ДОК» - «Создание деревообрабатывающего предприятия с собственным циклом лесозаготовки на территории Свердловской области».

Кроме вышеуказанных приоритетных проектов, в Свердловской области реализуются следующие крупные инвестиционные проекты, проходящие процедуру согласования для включения в перечень приоритетных:

- проект «Завод профильных деталей для строительства с циклом лесопиления и лесозаготовки на территории Свердловской области», представленный ООО «Уральская лесопромышленная компания» (г. Асбест);

- проект «Организация производства рулонной бумаги санитарно-гигиенического назначения и изделий из неё»,

представленный ЗАО работников «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (г. Туринск);

- проект «Создание лесоперерабатывающего производства с собственным циклом лесозаготовки на территории Свердловской области», представленный ООО «Лесников» (пос. Красноглинный Серовского района);

- проект «Модернизация и расширение производства ООО «Эколес» на территории Кушвинского городского округа Свердловской области», представленный ООО «Эколес» (г. Кушва).

В настоящее время в разработке также находится перспективный инвестиционный проект, реализация которого будет способствовать выходу лесопромышленного комплекса региона на новый технологический уровень - «Организация современного производства древесностружечных плит», представленный ООО «Эколес».

2. Что сдерживает развитие лесопромышленного комплекса в современных условиях? Какие мероприятия были осуществлены по улучшению ситуации.

Мероприятия исполнительных органов государственной власти Свердловской области по стимулированию развития лесопромышленного комплекса в период 2009 - 2011 гг. были определены Постановлением Правительства Свердловской области от 26.08.2008 № 872-ПП «Об основных направле-

ниях инвестиционной деятельности в сфере производства и освоения новых видов продукции в организациях лесопромышленного комплекса Свердловской области на 2009 - 2011 годы».

В постановлении были сформулированы приоритетные направления инвестиционной деятельности, которые в условиях экономического кризиса и реальной ситуации с возможностью получения кредитных ресурсов были транс-

формированы в направлениях реализации приоритетных проектов в области освоения лесов, внедрения лесозаготовительных комплексов и развития приоритетных направлений науки.

В результате реализации на федеральном и региональном уровнях антикризисных мероприятий, развития внутриобластной кооперации негативные последствия кризиса были в основном преодолены.

К 2010 - 2011 годам удалось существенно обновить парк лесозаготовительной техники. В настоящее время количество современных комплексов «харвестер - форвардер» достигло 25. Одновременно развивается сервисная база и учебный центр операторов машин с процессорным управлением на площадке Уральского государственного лесотехнического университета.

Основным объектом капитального строительства в отрасли за последние два года стал пуск второй очереди лесоперерабатывающего комбината в пос. Восточный ЗАО «Аргус СФК». В декабре 2011 года начато фанерное производство в пос. Восточный Сосьвинского городского округа. Запуск проведён в режиме телемоста в рамках заседания Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации. С выходом нового производства на проектную мощность к 2014 году данным предприятием ежегодно будет производиться 30 тыс. куб. метров фанеры и 128 тыс. куб. метров пиломатериалов, на предприятии будет создано более 800 новых рабочих мест.

В качестве мер государственной поддержки предприятий лесопромышленного комплекса в соответствии с федеральными законами в 2009 - 2011 гг. предоставлены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредит-

ных организациях на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, в размере 6 млн. рублей.

В соответствии с законами Свердловской области были предоставлены:

- в 2009 году субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в объёме 9,46 млн. рублей;

- в 2009 - 2010 гг. субсидии на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых для государственных нужд Свердловской области, в соответствии с приоритетными направлениями науки, технологий и техникой в сфере производства и освоения производства новых видов продукции - 10,15 млн. рублей.

В настоящее время проводится работа по согласованию новых инвестиционных проектов для включения их в федеральный перечень приоритетных в области освоения лесов.

Однако на предприятиях лесопромышленного комплекса сохраняется ряд негативных тенденций, тормозящих процессы дальнейшего развития отрасли, среди которых:

1. Низкий технический уровень лесопромышленных отраслей.

2. Технологическое отставание от мирового уровня.

3. Малая доля внутреннего рынка, занимаемая отечественной продукцией с высокойдобавленной стоимостью по высокосортным видам бумаги, древесноволокнистым плитам MDF, OSB, мебели и др.

4. Недостаточная инновационная и инвестиционная деятельность в лесном хозяйстве.

5. Недостаточная точность государственного учёта лесов и значительные неиспользуемые лесосырьевые ресурсы на землях лесного фонда. Время давности лесоустройства лесничеств составляет от

8 до 20 лет. Данная проблема существенно затрудняет работу по привлечению инвестиций в лесопромышленный комплекс, так как отсутствие точных данных о качестве и составе лесосырьевых ресурсов не позволяет потенциальному инвестору составить достоверное представление об объекте вложений.

6. Слаборазвитая производственная и дорожно-транспортная инфраструктура.

Негативное влияние на эффективное освоение лесных ресурсов Свердловской области оказывает отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, магистральных лесовозных дорог. В связи с этим основная часть лесозаготовок концентрируется в зоне освоенных лесов, вблизи существующих транспортных магистралей и дорог общего пользования. Такая дорожно-транспортная инфраструктура сдерживает возможности более полного освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность лесных ресурсов.

7. Прогрессирующее сокращение доли малых предприятий на лесозаготовках.

8. Кадровые проблемы, обусловленные недостаточным развитием социального партнёрства, низким по отношению к другим отраслям экономики уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в квалификационной подготовке рабочих кадров и специалистов.

Решение вышеуказанных проблем требует координации действий различных органов государственной власти и лесопромышленных предприятий по выработке мер поддержки эффективных инвестиционных проектов, развитию транспортной инфраструктуры лесного фонда, содействию формированию социально-производственной инфраструктуры, а также по другим направлениям.

Для решения таких многоуровневых региональных проблем в настоящее время разрабатывается программа создания и модернизации на территории Свердловской области высокопроизводительных рабочих мест в инновационных производствах, в которую будет включён раздел, касающийся развития лесопромышленного комплекса Свердловской области.

3. Готов ли лесопромышленный комплекс региона к вступлению в ВТО?

Присоединение Российской Федерации к ВТО является важнейшим инструментом повышения эффективности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Членство в ВТО создаёт ряд новых возможностей и системных преимуществ для России.

Однако наряду с положительным эффектом от вступления Российской

Федерации в ВТО имеется вероятность

негативных последствий:

3.1. Резкое снижение таможенных

пошлин на ввоз товаров торговых партнёров РФ - членов Всемирной торговой организации, в частности в лесопромышленной отрасли - в среднем с 15% до 7,5 - 10%. В результате внутренний

рынок Российской Федерации и конкретно Свердловской области будет более открыт для импорта. Безусловно, доступ иностранной лесопромышленной продукции на российский рынок поставит предприятия лесопромышленного комплекса Свердловской области в жёсткие рамки иностранной конкуренции и нового ценообразования.

Поэтому следует обеспечить необходимый уровень защиты лесной отрасли от этого на определённый переходный период, в течение которого будет проведена реструктуризация отрасли и можно будет рассчитывать на рост её конкурентоспособности.

Также необходимо предусмотреть возможность применения ограничительных мер против импорта товаров лесной отрасли, например, в тех случаях, когда такой импорт наносит серьёзный ущерб национальным производителям товаров или ведёт к нарушению нормального состояния платёжного баланса.

3.2. В целях приведения ставок вывозных таможенных пошлин в соответствие с обязательствами Российской Федерации после её присоединения к Всемирной торговой организации приняты два Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 № 756 «Об утверждении ставок вывозимых таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе», что внесло существенные изменения в практику работы российских предприятий - экспортёров лесопродукции.

В Свердловской области доля экспорта необработанных лесоматериалов составляет 5,6% от общей суммы экспорта. Традиционно в круглом виде отгружается лиственный стройлес и топливные дрова в страны СНГ. В 2011 году объём экспортных поставок необработанных хвойных лесоматериалов составил 102,67 тыс. куб. метров (в т. ч. 89,5 тыс. куб. метров -в Узбекистан; 11,1 тыс. куб. метров - в Туркмению; 1,75 тыс. куб. метров - в Таджикистан; 0,27 тыс. куб. метров - в Азербайджан; 0,05 тыс. куб. метров - в Киргизию).

В результате принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» с 20 августа 2012 года ставки таможенных пошлин на вывоз хвойных лесоматериалов стали ниже, но только в пределах тарифных квот, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Распределение тарифных квот осуществляется посредством выдачи Мин-промторгом Российской Федерации разовых лицензий. В Уральском федеральном округе выдачей лицензий занимается Управление Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Уральскому району. Лицензии выдаются участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами. На необработанные лесоматериалы хвойных пород (коды Товарной номенклатуры ВЭД 4403201 и 4403203) в пределах тарифной квоты действует ставка вывозной таможенной пошлины 13% (ель) и 15% (сосна). В случае оформления товаров сверх квоты ставка составит 80%, но не менее 55,2 евро за 1 кубометр. В Свердловской области право на квоты из 400 арендаторов лесных участков, занимающихся заготовкой древесины, получил 121 участник внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в общем объеме на ель - 4,906 тыс. куб. метров, на сосну - 36,981 тыс. куб. метров. Всего от Свердловской области в список арен-

даторов лесных участков, обладающих правом на заготовку ели и сосны обыкновенной и не имеющих задолженности по арендным платежам, включено 211 арендаторов.

В соответствии с пунктом 5 Правил распределения между участниками ВЭД тарифных квот в отношении ели и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, утверждённых Постановлением, тарифные квоты распределяются между участниками ВЭД пропорционально объёмам ели и сосны обыкновенной, вывезенным в течение базового периода -трёх лет, предшествующих году, на который установлена тарифная квота.

Таким образом, участник ВЭД, зарегистрированный в предыдущие два года, не может претендовать на полноценный объём квоты, так как она рассчитывается исходя из средней величины трёхлетних поставок. Кроме того, участники ВЭД, которые в предыдущие годы не торговали необработанными лесоматериалами, а занимались производством пиломатериалов и захотели при благоприятной рыночной ситуации снова заняться экспортом необработанных материалов, смогут продавать лес по ставке 80%, но не менее 55,2 евро за 1 кубометр. Только в этом случае в следующем году данные организации смогут претендовать на квоту.

Введение базового трёхлетнего периода фактически закрывает возможности расширения количества экспортёров и выхода на этот рынок новых российских предприятий и предпринимателей.

Это противоречит задаче увеличения числа организаций-экспортёров, в первую очередь за счёт малых и средних предприятий, которые являются начи-

нающими экспортёрами, поставленной «Дорожной картой» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» (утверждена Распоряжением Правительства РФ за № 1128-р от 29.06.2012).

Учитывая вышеизложенное, прогнозируется снижение объёма экспортных поставок необработанных хвойных лесоматериалов предприятиями лесопромышленного комплекса Свердловской области на 50 тыс. куб. метров в год.

В целях рассмотрения и разъяснения основных положений постановлений Правительства РФ № 756 и № 779 в Уральской Торгово-промышленной палате проведено инструктивное совещание-семинар для руководителей и специалистов

лесопромышленного комплекса региона, в работе которого приняли участие руководители регионального представительства Минпромторга РФ по Уральскому региону, Уральского таможенного управления, Министерства промышленности и науки Свердловской области, Уральского союза лесопромышленников. Состоявшееся обсуждение позволило сформулировать предложения и рекомендации по корректировке и доработке указанных постановлений Правительства Российской Федерации. Данные предложения были направлены 11 сентября 2012 года Уральской торгово-промышленной палатой Председателю Комитета ТПП РФ по лесному комплексу, полиграфической промышленности Е.Т. Тюрину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.