Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary
и некоммерческих организациях 9 (2017) 37-40 and Non-Profit Organizations
ISSN 2311-9411 (Online) Проблемы. Мнения. Решения
ISSN 2079-6714 (Print)
РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БУХГАЛТЕРОВ В ВУЗАХ РОССИИ
Виктор Григорьевич ГЕТЬМАН
доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
профессор департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
История статьи:
Принята 10.04.2017 Одобрена 29.04.2017
Ключевые слова: высшее образование бухгалтеров, федеральные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, уровни подготовки в вузах студентов
Аннотация
В статье рассмотрен круг проблем, связанных с необходимостью внесения существенных корректив в действующую систему подготовки бухгалтеров в вузах России. Предлагается узаконить модель обучения студентов «специалист-магистр», установить в образовательных стандартах обязательный перечень профессиональных дисциплин, пересмотреть распределение в них учебного времени между отдельными циклами, значительно увеличить время, выделяемое на практику студентов, уточнить систему независимой оценки квалификации бухгалтеров, приблизив ее к существующей в международной практике.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Недавно председатель Совета ректоров России В. Садовничий в своем интервью корреспонденту газеты «Аргументы и факты» заявил, что отказ России от подготовки специалистов и переход на обучение в вузах студентов по системе «бакалавр-магистр» было ошибкой, которая отрицательно сказалась на уровне профессиональной подготовки выпускников. И он не одинок в подобного рода оценке. Так считают многие ректоры и не только они, но и большинство рядовых преподавателей вузов нашей страны. Мы со своей стороны говорили об этом не раз в выступлениях на ежегодных конференциях (мартовских - в Москве и сентябрьских - в Анапе), причем, начиная с того самого момента, когда власть приняла такое решение [10].
Практика последовавших за ним лет убедительно подтвердила наши опасения и правоту. Сейчас вряд ли найдется непредубежденный человек (то есть не одурманенный пропагандой лиц либерального толка), который будет утверждать обратное. Качество профессиональной подготовки выпускника вуза бакалавра по сравнению с бывшими специалистами, если и не на порядок, то существенно ниже, что весьма заметно «невооруженным взглядом». Факт более чем прискорбный, если учесть, что среди бакалавров свыше 70% не продолжают свое профессиональное образование в магистратуре. Поэтому профессионально недоученные в вузах выпускники-бакалавры в скором времени будут составлять большинство среди специалистов с высшим образованием в нашей стране. А это весьма печально. Необходимо срочно принимать целый комплекс мер для решения проблем,
накопившихся в сфере образования за последние четверть века, в годы проведения так называемых экономических реформ. Для их успешного решения прежде всего следовало бы сменить экономическую модель, действующую в нашем обществе, которая представляет собой по сути «дикий капитализм», являющийся тупиковой ветвью развития общества. Для России последние четверть века - это потерянное время в своем развитии. Об этом свидетельствует даже официальная (то есть по данным Росстата) оценка динамики макроэкономического развития России. В частности, в 2015г. по сравнению с 1991 г. (то есть за 24 года):
• ВВП возрос всего на 13,4%;
• производительность труда - лишь на 9,2%.
По альтернативным расчетам, сделанным д.э.н., профессором Сибирского института управления РАНХиГС Григорием Ханиным (это тот экономист, который еще в 1987 г. вместе с журналистом Василием Селюниным опубликовал в журнале «Новый мир» знаменитую статью «Лукавая цифра», наделавшую много шума, посвященную альтернативным исследованиям по макроэкономическим оценкам состояния экономики страны), ситуация в экономике в действительности еще хуже. Так, по его данным, за период с 1991 по 2015 г. в России:
— ВВП вообще не вырос, а наоборот уменьшился на 10,2%;
— производительность труда также сократилась на 30,1%;
— промышленный потенциал страны уменьшился на половину (то есть потеряли 50% основных средств (ОС). А износ ОС составил уже 64,4% в 2015 г.; а не 49,4%, как показывает Росстат [11].
Эти удручающие цифры (как официальные, так тем более и расчетные, альтернативные). Они говорят о том, что уже давно настало время сменить курс экономического развития страны и начать на деле (а не на словах) строить Россию как социально-ориентированное государство, о чем, как мы помним, записано в ее Конституции. Что надо конкретно сделать в данной области - это тема для отдельной статьи, причем, возможно, не одной. Поэтому, учитывая данное обстоятельство и заявленное название нынешней статьи, в дальнейшем остановимся лишь на отдельных вопросах повышения качества профессиональной подготовки в вузах студентов, специализирующихся в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.
Более полувековой опыт работы преподавателем в вузах (в том числе и в вузах дальнего и ближнего зарубежья), а также результаты исследований, полученных нами при выполнении ряда международных образовательных проектов, связанных с подготовкой специалистов данного профиля (по которым автор был ответственным исполнителем), позволяют сделать следующие выводы в отношении проблем, которые здесь необходимо решать в первую очередь. На наш взгляд, необходимо:
— во-первых, узаконить альтернативную двухуравневую систему обучения в вузах студентов. А именно, «специалист-магистр», помимо ныне действующей «бакалавр-магистр». Предоставить право выбора самим вузам, по какой из них они предпочитают вести обучение студентов профессиональному мастерству. Так, кстати, поступили в отдельных странах, ранее входивших в состав СССР (например, на Украине). Кроме пользы такой подход ничего другого бы не дал. Сама практика расставила все точки над <а», какой из двух вариантов более жизнеспособный и практически целесообразный. Этот шаг позволил бы снять с повестки дня часть проблем, накопившихся в рассматриваемой области;
— во-вторых, в федеральных образовательных стандартах (для бакалавров и для предлагаемого уровня - «специалист») надо установить обязательный перечень профессиональных дисциплин, которые студент должен изучить в
процессе обучения в вузе. За его основу должен быть взят тот, что имеется в Международных образовательных стандартах бухгалтеров [3]. Подобный подход превалирует в международной практике.
В России, к сожалению, в действующих образовательных стандартах такой перечень отсутствует, что весьма отрицательно сказывается на качестве профессиональной подготовки выпускников. Здесь процветает «вкусовщина». В вузах в немалой мере все зависит от того, кто по образованию ректор, проректор и другие руководящие лица. В результате сформированный ими перечень рассматриваемых дисциплин нередко весьма далек от необходимого;
— в-третьих, пересмотреть в федеральных образовательных стандартах распределение учебного времени между отдельными циклами (блоками). Удельный вес времени, выделяемого на профессиональные дисциплины, в этих отечественных стандартах сейчас примерно на 20-25% меньше, чем в ведущих зарубежных вузах, занятых подготовкой бухгалтеров и аудиторов [7]. Данную диспропорцию желательно устранить, поскольку она снижает конкурентоспособность выпускников на рынке труда;
— в-четвертых, значительно увеличить время в федеральном стандарте, выделяемое на практику студентов [9]. По продолжительности оно должно быть не менее одного семестра, как это принято в зарубежных вузах (а в отдельных из них она занимает и больше времени). У нас, к сожалению, этот важнейший компонент в системе обучения студентов в значительной мере потерял свое предназначение, поскольку на него выделено (для бакалавров) всего лишь 6-8 недель учебного времени;
— в-пятых, уточнить концепцию обучения студентов в магистратуре. Она должна быть направлена на приобретение обучающими более глубоких профессиональных знаний, полученных ими в бакалавриате. Сейчас, судя по названиям магистерских программ, далеко не всегда это соблюдается. Нет должной приемственности и «увязки» содержания учебных программ бакалавров и магистров по соответствующим профилям обучения;
— в-шестых, повысить ответственность студентов за своевременное и качественное освоение учебного материала. Для этого целесообразно изменить систему допуска студентов к сдаче
итогового экзамена/зачета по учебной дисциплине. В частности, надо узаконить такой порядок, когда указанный допуск получает лишь студент, который в течение семестра заработал не менее 40 из 100 баллов по соответствующей учебной дисциплине. Подобная практика существует во многих зарубежных вузах, и она весьма положительно влияет на достижение поставленной цели;
— в-седьмых, увязать содержание рабочих программ по учебным дисциплинам с требованиями, заложенными в профессиональном стандарте «Бухгалтер». Предварительно внеся в последний целый комплекс изменений и дополнений, которые мы озвучили в одной из опубликованных нами статей [4];
— в-восьмых, максимально гармонизировать с международной практикой требования в области независимой оценки квалификации бухгалтеров. В частности, с порядком присвоения звания «профессиональный бухгалтер», а также с постоянным повышением квалификации [5];
— в-девятых, пересмотреть ряд положений, касающихся аспирантуры. В частности, из-за небольшой стипендии аспирантам-очникам приходится работать. В этом они сравнялись с аспирантами заочниками. По данной причине настало время унифицировать у них и срок обучения в аспирантуре (то есть установить его на уровне 4 лет). Такой порядок позволит несколько повысить процент успешно закончивших ее аспирантов (то есть подготовивших и защитивших в срок кандидатские диссертации). Сейчас он в целом по стране по годам колеблется в пределах 20-25%, то есть находится на крайне низком уровне. Для его повышения требуются и другие, кроме указанной ранее, меры. Прежде всего в этом ряду не последнее место занял бы такой стимул к науке, который существовал в советские времена как дополнительная плата за ученую степень. Где бы нЬ трудился ее владелец (на любом предприятии, в организации, учреждении) ему была положена доплата за ученую степень (кандидата наук, доктора). Сейчас, к сожалению, это осталось только в государственных вузах, НИИ и некоторых других структурах;
— в-десятых, изменить отношение к очно-заочной (то есть вечерней) и заочной формам обучения.
Не надо стремиться к их ликвидации. Однако для повышения качества подготовки данных студентов необходимо в правила приема их на учебу в вуз внести изменения. А именно, поступать на эти формы обучения должны иметь право только лица, работающие по профилю (специальности). Необходимо учитывать то обстоятельство, что сейчас не все молодые люди, из-за ограниченности их финансовых возможностей, могут поступать на очную форму обучения в вуз. Кроме того, не позволяют это делать в ряде случаев и другие семейные обстоятельства. Поэтому закрывать для них этот путь получения высшего образования было бы несправедливо. Он, между прочим, сейчас является наиболее приемлемым и для выпускников СПО (колледжей, техникумов), большинство из которых после их окончания начинают работать по специальности.
Перечень проблем, стоящих в области высшего образования на каждом его уровне (в том числе и в аспирантуре) без особого труда можно расширить. Однако и перечисленных вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о настоятельной необходимости кардинальных перемен в этой важнейшей для будущего нашей страны сфере.
Говоря обо всем этом, нельзя не упомянуть о том, что для успешного решения проблем в сфере высшего образования в стране, государству следовало бы проявить большую заботу о социально-экономической защищенности ее работников, и прежде всего - профессорско-преподавательского состава. В этой связи пора бы реализовать Указ № 1 Президента Б.Н. Ельцина (прошло уже четверть века с момента его принятия, а он пока не исполнен).
Вместе с тем, надо приравнять профессорско-преподавательский состав вузов к государственным служащим (со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и в порядке установления пенсий). Установить социальный пакет, на который могут рассчитывать преподаватели, успешно проработавшие в вузе определенное количество лет. Сейчас, кстати сказать, бывшие губернаторы, народные депутаты, члены правительства (в том числе и регионального) и многие другие лица его имеют. С позиций социальной справедливости можно было бы указать и целый ряд других моментов, нуждающихся не только в общественном обсуждении, но и в практической их реализации.
Список литературы
1. О независимой оценке квалификации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-Ф3.
2. Профессиональный стандарт «Бухгалтер»: утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061-н.
3. Международные стандарты образования профессиональных бухгалтеров (IES-7).
4. Гетьман В.Г. Резервы совершенствования профессионального стандарта «Бухгалтер» // Бухгалтерский учет. 2015. № 7. С. 135-136.
5. Гетьман В.Г. Совершенствование правовых основ независимой оценки квалификации работников // Бухгалтер и закон. 2017. № 1. С. 17-24.
6. Гетьман В.Г. Современные проблемы вузовской подготовки бухгалтеров и аудиторов и пути их решения // Инновационное развитие экономики. 2015. № 1. С. 5-14.
7. Гетьман В.Г. Назревшие вопросы повышения качества профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов в вузах России в условиях глобализации экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 14. С. 26-37.
8. Гетьман В.Г. Усиление ответственности главных бухгалтеров за выполнение служебных обязанностей // Бухгалтер и закон. 2016. № 2. С. 30-33.
9. Гетьман В.Г. Современный взгляд на вузовскую подготовку бухгалтеров в России и ее проблемы // Все для бухгалтера. 2013. № 6. С. 2-8.
10. Гетьман В.Г. Переход вузов России на многоуровневую систему подготовки бухгалтеров и аудиторов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009. № 1. С. 35-37.
11. Ханин Г., Фомин Д. Руководство страны опирается на ошибочные данные об экономике // Огонек. 2017. № 4.