Научная статья на тему 'Резервы повышения качества стратегического планирования на промышленных предприятиях'

Резервы повышения качества стратегического планирования на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1047
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / СЛУЖБА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / МАРКЕТИНГ / СИСТЕМА ПЛАНОВ / AUTOMATION CONTROL SYSTEM / STRATEGIC PLANNING / MARKETING / PLANNING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагина М. В., Грошева И. А.

В статье обозначены основные недостатки функционирования системы стратегического планирования на промышленных предприятиях. На их основе выявлены ключевые организационно-технические резервы повышения эффективности стратегического планирования, от которых зависит решение проблем разработки эффективной стратегической и оперативной деятельности предприятия и предложены пути приведения их в действие. Для повышения качества стратегического планирования предложены совершенствование оргструктуры стратегического управления, определение конкретных стратегий развития предприятия и включение их в систему стратегического планирования, организация эффективной работы маркетинга, внедрение системы автоматизированной поддержки и управления стратегическим развитием предприятия, построение эффективной модели стратегического планирования. Сделаны выводы о взаимосвязи данных элементов для повышения эффективности процесса стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL FOR QUALITY IMPROVEMENT OF STRATEGIC PLANNING AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

The paper reveals major shortcomings of the system of strategic planning at industrial enterprise. On this basis the author identifies key organizational and technical reserves for improving strategic planning which solve the problem of developing effective strategic and operational business and suggests ways to bring them into action. To improve the quality of strategic planning the author suggests improving the organizational structure of strategic management, identification of specific strategies for the development of the enterprise, and integrating them into the system of strategic planning, more efficient marketing, introduction of automated support and management of strategic development, designing an effective strategic planning model. The conclusion is made about the interdependence of these elements in improvin strategic planning process.

Текст научной работы на тему «Резервы повышения качества стратегического планирования на промышленных предприятиях»

логии. иК1_: ИНр://\«\«\«.пе\«сЬ|ет181гу. ги/1еиег.рИр?гМс1 =

7515&са!_1Ь= 10&раде^=1

5. Пинатель А. Сколько времени продлится недостаточное предложение со стороны мировой цементной промышленности? иК1_: ИНр:/Лт№«.с-го8^ги^к:1е8/а|1|с1е001.

6. Позмогова С.Б. Эволюция строительного комплекса // Вестник СГСЭУ. 2010. №3(32).

7. Производители цемента попали под подозрение: газета 01епаз Б|Епе88 DB.LV. иК1_: Ийр://ш8.с1Ь.|у/рго1ЕУосШеП-сетеп1а-рораИ-рос1-роЬоЕгеп1е-4177.

8. Савельева С .В. Краткий обзор состояния цементной промышленности России. URL: http://www.snbc.ru/links/otrasl/ 40/123.

9. Consolidated Financial Statements at December 31, 2010 and Report of Independent Auditors: годовой отчет компании «Votorantim». URL: http://www.votorantim.com.br/ri_Annual%20 Financial%20Statements_usEN/financial%20statement_4Q10.pdf.

10. 2010 Annual Report: годовой отчет компании «Taiheiyo». URL: http://www.taiheiyo-cement.co.jp/english/annualreports/pdf/ annualreport/2010/tcar10e_all.pdf

УДК 658.512

РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

В статье обозначены основные недостатки функционирования системы стратегического планирования на промышленных предприятиях. На их основе выявлены ключевые организационно-технические резервы повышения эффективности стратегического планирования, от которых зависит решение проблем разработки эффективной стратегической и оперативной деятельности предприятия и предложены пути приведения их в действие. Для повышения качества стратегического планирования предложены совершенствование оргструктуры стратегического управления, определение конкретных стратегий развития предприятия и включение их в систему стратегического планирования, организация эффективной работы маркетинга, внедрение системы автоматизированной поддержки и управления стратегическим развитием предприятия, построение эффективной модели стратегического планирования. Сделаны выводы о взаимосвязи данных элементов для повышения эффективности процесса стратегического планирования.

Ключевые слова: автоматизация системы управления, служба стратегического планирования, маркетинг, система планов.

M.V. Smagina, I.A. Grosheva

POTENTIAL FOR QUALITY IMPROVEMENT OF STRATEGIC PLANNING AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

М.В. Смагина, И.А. Грошева

The paper reveals major shortcomings of the system of strategic planning at industrial enterprise. On this basis the author identifies key organizational and technical reserves for improving strategic planning which solve the problem of developing effective strategic and operational business and suggests ways to bring them into action. To improve the quality of strategic planning the author suggests improving the organizational structure of strategic management, identification of specific strategies for the development of the enterprise, and integrating them into the system of strategic planning, more efficient marketing, introduction of automated support and management of strategic development, designing an effective strategic planning model. The conclusion is made about the interdependence of these elements in improvin strategic planning process.

Key words: automation control system, strategic planning, marketing, planning system.

Исследования показывают, что характерными недостатками реализации системы стратегического планирования (ССП) на современных промышленных предприятиях являются: недостаточное методологическое оснащение; слабое применение автоматизированной системы управления (АСУ) в рамках стратегического планирования; отсутствие органа, управляющего технологией формирования системы стратегического планирования; формальный подход к формулированию стратегических целей предприятия; недостаточная системность годовых планов; исключение маркетинговой службы из реализации отдельных видов технологического процесса формирования системы стратегического планирования. Данная совокупность специфических недоработок в построении системы стратегического

планирования на предприятиях отрицательным образом влияет на его качественные характеристики, что ведет к снижению эффективности деятельности предприятия в целом. Поэтому разработка подходов к преодолению существующих недостатков должна идти через интерпретацию теоретических положений концепции стратегического планирования, а также через определение практического инструментария реализации технологии формирования системы стратегического планирования.

С нашей точки зрения, основными организационно-техническими резервами роста эффективности процесса стратегического планирования являются:

1. Совершенствование оргструктуры стратегического управления.

2. Определение конкретных стратегий развития предприятия и включение их в систему стратегического планирования.

3. Организация эффективной работы маркетинга.

4. Внедрение системы автоматизированной поддержки и управления стратегическим развитием предприятия.

5. Построение эффективной модели стратегического планирования.

Рассмотрим предлагаемый нами процесс использования вышеприведенных резервов на предприятиях.

На наш взгляд, основополагающим моментом при формировании эффективно функционирующей системы стратегического планирования предприятия должно являться создание службы стратегического планирования как элемента организационной структуры предприятия, направленной на практическую реализацию процесса стратегического планирования. Основной целью этой службы должно являться формирование, управление функционированием и совершенствованием системы стратегического планирования на предприятии .

Функциями службы должно являться:

- определение методологии стратегического планирования;

- корректировка миссии и стратегической цели предприятия ;

- анализ внешней среды в разрезе угроз и возможностей;

- анализ внутреннего состояния в разрезе сильных и слабых сторон;

- определение закономерностей функционирования и развития предприятия;

- разработка возможных альтернативных вариантов стратегического развития;

- детализация каждой стратегии до уровня: цели -задачи - мероприятия;

- оценка и ранжирование возможных вариантов стратегий;

- конкретизация принятого варианта стратегии до уровня планов действий по подразделениям и обеспечение процедуры взаимодействия подразделений в ходе разработки и реализации стратегий;

- определение возможностей финансового обеспечения выбранных стратегий.

Порядок работы службы в рамках технологии формирования системы стратегического планирования на предприятии может быть представлен тремя этапами:

1. Формирование службы стратегического планирования.

2. Разработка системы планов.

3. Реализация разработанных стратегий.

На первом этапе происходит разработка положений о службе, осуществляется определение ее места в организационной структуре предприятия и организуется ее кадровое обеспечение. Предполагается, что наиболее эффективной является организация службы в виде штабной структуры с подчинением ее высшему руководству предприятия.

Структура службы стратегического планирования должна состоять из четырех блоков: блок управления, блок представителей, блок исполнителей и блок аутсорсинга. Блок управления обеспечивает общее управ -ление и соответствие технологии стратегического пла-

нирования общим целям предприятия. Блок аутсорсинга обеспечивает объективность принимаемых решений с точки зрения правильной оценки внешней среды предприятия и оснащение технологического процесса стратегического планирования современными методиками. Блок представителей обеспечивает объективность принимаемых решений с точки зрения их возможности выполнения функциональными службами, а также реализацию процесса стратегического планирования соответствующими подразделениями предприятия. В блок исполнителей входят соответствующие функциональ -ные специалисты предприятия, связанные с процессами разработки и реализации планов перспективного развития предприятия. Следует подчеркнуть, что блок исполнителей и блок представителей следует формировать на основе принципа целевого управления. Однако руководители этих блоков должны назначаться на постоянной основе.

В иерархически-функциональном разрезе служба стратегического планирования должна включать в себя представителей: высшего руководства, планово-производственных, конструкторско-технологических служб, службы контроля качества продукции, отдела маркетинга и финансовой службы, отдела сбыта, внешних консультантов.

На втором этапе производится определение направлений через моделирование деловой среды на основе выбранной технологии стратегического планирован ия.

На третьем этапе происходит реализация разработанных стратегий, включающая, с одной стороны, детализацию планов, а с другой - их интеграцию в части времени исполнения. Здесь же должен осуществляться их контроль и, в случае необходимости, корректировка.

В настоящее время важная роль в деятельности предприятий отводится маркетингу. Однако на большинстве промышленных предприятий до недавнего времени маркетингу отводилась роль вспомогательного звена стратегического управления. Для руководства очевидными были лишь два направления маркетинговой деятельности на предприятии: исследования и реклама. Эти ошибки были допущены из-за отсутствия базы знаний в области маркетинга и стереотипного представ -ления о его роли. Маркетинг, в отличие от производства и сбыта, не имел репутации очевидно полезного. К нему относились как к новомодному явлению в рыночной экономике. В результате главной задачей маркетинговой деятельности считался сбыт, а теоретические обоснования в полезности маркетинга как инструмента стратегического управления полностью игнорировались.

Связь маркетинга с процессом стратегического уп -равления должна проявляться через взаимодействие с инновационной и инвестиционной деятельностью. Управление маркетинговой и инновационно-инвестиционной деятельностью должно быть одной из важнейших функций стратегического управления, так как именно эти виды деятельности являются центром стратегических инициатив. Что касается маркетинго -вой деятельности, то через нее предприятие реагирует на потребности рынка и активность конкурентов, оценивая всю цепочку продаж от поставщиков сырья до потребителей продукции. Инновационная же деятельность способствует удовлетворению этих потреб -ностей, разрабатывая новые технологии и товары, а

инвестиции позволяют реализовывать эти процессы [2, с.150 - 152].

С нашей точки зрения, для повышения эффективности использования маркетинговых исследований функции маркетинга должны быть следующими:

1. Мониторинг и прогнозирование объема и структуры рынка в разрезе поставок и потребления продуктов, составляющих товарный портфель предприятия, а также выявление ключевых факторов, определяющих объем и структуру рынка.

2. Мониторинг рыночной позиции, занимаемой предприятием, планирование и контроль целей по достижению соответствующих рыночных и экономических показателей, включая подготовку (корректировку) годового плана продаж товарного портфеля и контроль за его исполнением.

3. Выделение рыночных сегментов потребления, отличающихся друг от друга требованиями.

4. Анализ деятельности конкурентов и рыночных стратегий, включая стратегии развития бизнеса, ассортимента, ценообразования, распределения и продвижения.

5. Определение целевых сегментов потребления и формирование рыночной стратегии предприятия.

6. Формирование и совершенствование маркетинговой информационной системы предприятия, включая учет и обеспечение достоверности поступающих сведений.

Документальной базой стратегического управления на предприятии являются планы стратегического развития. Поэтому разработка направлений эффективности формирования системы планов на предприятии является важным вопросом обеспечения функциони-рования процесса стратегического управления. Современная концепция стратегического планирования предполагает включение всех без исключения планов предприятия в систему стратегического планирования. Между тем практический опыт формирования ССП показывает, что не вся совокупность планов предприятия ориентирована на реализацию его миссии и стратегических целей. Поэтому в рамках технологического процесса формирования ССП представляется актуальным скоординировать всю совокупность планов на выполнение иерархии целей предприятия [1, с. 356 - 358].

На предприятиях в целях более полной реализации системы планов предполагается, во-первых, обеспечить формирование планов стратегических хозяйственных единиц (СХЕ) на принципах коммерческого расчета, а во-вторых, обеспечить взаимодействие ведущих служб, занимающихся стратегическим планированием. Формирование планов стратегических хозяйственных единиц и обеспечение взаимодействия финансовой и маркетинговых служб позволяют сформировать систему планов предприятия, организованную в соответствии с алгоритмом стратегического планирования. Для предприятий система планов может быть представлена в следующем виде:

1. Стратегический план предприятия с горизонтом планирования не менее 3 лет Он должен содержать:

- миссию предприятия;

- направления деятельности;

- основные стратегические цели, определенные в количественном виде;

- основные функциональные стратегии предприятия.

2. Годовой план предприятия в квартальной разбивке, представляющий собой совокупность:

- плана производства продукции;

- плана продаж;

- плана движения финансовых ресурсов;

- плана увеличения акционерного капитала и выпуска эмиссионных ценных бумаг и бюджетного плана, если предприятие является собственностью государства;

- плана по персоналу;

- плана по разработке новой технике и конструкторским исследованиям;

- плана модернизации производства и системы уп -равления.

Каждый из перечисленных планов должен быть составлен в разбивке по СХЕ предприятия, если таковые имеют место на предприятии.

3. Ежемесячный план производства, продаж, внедрения новой техники и движения финансовых средств, представляющий собой скорректированный годовой план в соответствии с колебаниями внешней и внутренней среды предприятия.

4. Оперативные планы производства и отгрузки, составляемые на недельной и ежедневной основе.

5. Бизнес-планы создания СХЕ или их динамика.

Следует отметить, что все указанные планы (за исключением оперативных планов, которые создаются для производственных и сбытовой службы) создаются в расчете на все службы предприятия. В ходе исполнения годового плана корректируются планы по кварталам как промежуточного звена между годовыми, так и по месячными планами, что должно придавать системе планов дополнительные свойства гибкости и адаптивности.

Одним из ключевых элементов системы оперативного контроля над реализацией стратегических планов является месячное планирование деятельности предприятия. Оно должно осуществляться в двух разрезах: в разрезе ключевых подразделений предприятий и по агрегированным статьям доходов и расходов. Оперативное планирование должно быть тесно связано с иными уровнями планирования и отвечать целям и задачам предприятия на плановый период. Такую взаимосвязь создает контроль при планировании на месяц показателей квартального и годового планирования.

Одним из важных условий, способствующих эффективному осуществлению процесса стратегического планирования, является оптимизация документооборота и информационных потоков, а также средств и методов их обработки внутри предприятий.

Информационный и документарный оборот по плановой тематике, как и весь процесс стратегического планирования, должен охватывать все подразделения предприятия. Структурными подразделениями, аккумулирующими основную управленческую информации, должны быть, с одной стороны, финансовая служба, которая формирует всю систему тактических и оперативных планов, и, с другой стороны, маркетинговая служба, определяющая маркетинговую политику предприятия . Уравновешивать плановую систему должен тщательный анализ, проведенный в каждом функциональном подразделении и стратегической хозяйственной единице предприятия по результатам деятельности.

Заключительной фазой процесса формирования системы планов является контроль. Основной мето -дикой контроля является анализ отклонения факти -

ческих показателей от плановых. Контроль должен выявить как проблемы системы стратегического планирования, ошибки в построении математической модели, так и тактические ошибки каждого отдельного подразделения.

В настоящее время на промышленных предприятиях основные отличия формируемой системы планов от существующей заключаются в следующем. Предлагаемая система планов подразумевает как горизонтальное (функциональное и дивизиональное), так и вертикальное (иерархическое) соответствие друг другу. Особенность предлагаемой системы планов заключается в том, что в отличие от действующей совокупности планов детерминированность планирования показателей в предлагаемой системе планов будет возрастать с уменьшением горизонта планирования. Это означает, что чем выше уровень плана, тем больший уровень сто-хастичности среды этот план должен предусматривать [3, с. 245 - 247].

Таким образом, разработка системы планов пред -приятия как одна из составляющих реинжиниринга технологии формирования системы стратегического планирования на предприятии должна предваряться включением в совокупность планов предприятия планов стратегических хозяйственных единиц, а также обеспечением должного уровня взаимодействия между маркетинговой и финансовой службами предприятия как несущими основную часть обязанностей по разработке системы планов. Планы предприятия, входящие в систему должны обладать свойствами соразмерности, отвечать иерархии целей и охватывать всю корпоративную структуру предприятия.

Делая выводы о направлениях повышения эффективности процесса стратегического планирования, предложенных выше, необходимо отметить их взаимосвязь. Модель формирования системы стратегического планирования изменяется в зависимости от этапа стратегического планирования на предприятии. С другой стороны, данная модель включает следующие важные моменты:

- определение глобального горизонта планирования, начинающегося на этапе формулирования бизне-

са и заканчивающегося этапом контроля и оценки реализации бизнеса;

- акцент на оценку и контроль реализации этапов стратегического планирования на всех горизонтах стратегического планирования деятельности предприятия.

Также необходимо отметить, что, во-первых, начальным этапом стратегического планирования, как уже отмечалось, является этап формулирования бизнеса. Это имеет определяющее значение для предприятия, действующего в условиях диверсификации и турбулентной рыночной среды, которая нередко ведет предприятие к переходу в иные, иногда несвязанные сферы бизнеса. Определение бизнеса является констатацией возможностей (в том числе на стратегическую перспективу) собственников и ограничивает внешнюю среду создаваемого предприятия.

Во-вторых, основные этапы реализации показателей стратегического планирования в предлагаемой схеме завершаются этапом контроля и оценки его осуществления, что соответствует современной концепции контроллинга, а также предваряются анализом среды.

Алгоритм, регламентирующий этапы внедрения стратегического планирования, создает гибкую технологию разработки и принятия управленческих решений, которая способствует быстрой реакции на изменения рынка. Кроме того, он оптимизирует формализацию процесса, сокращая затраты времени на принятие решений, и устраняет дублирование функций в подразделениях.

Таким образом, моделирование системы стратегического планирования предприятия требует установления взаимодействия между элементами системы стратегического планирования и уровнями технологии стратегического планирования.

1. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: учебник. 3- е изд. испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Ламбен Ж.-Ж, Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг: учебник для обучающихся по программе МВА. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.

3. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов и др.; под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А. П. Егоршина. 2-е изд., доп. М.: Экономика, 2005.

удк 338.24 Н.А. Ягунова

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

В статье исследуется одна из актуальных проблем современных промышленных предприятий, связанная со стратегией развития автоматизированной информационной системы управления. Автором рассматриваются основные принципы и этапы эффективного внедрения информационных технологий на предприятиях на основе предлагаемой методологии. Отмечается, что необходимым условием достижения экономического эффекта при внедрении информационных технологий является разработка корпоративных стандартов, и ключевое значение при этом имеют управленческие корпоративные стандарты. Для реализации проекта повышения эффективности системы управления предприятием автор предлагает сформировать инициативную группу из числа руководителей и специалистов. Определены проблемы, которые эта группа должна решать. Обосновывается роль обучения и материального стимулирования для повышения эффективности управления, а также предлагаются методы преодоления сопротивления внедрению новых информационных технологий со стороны персонала.

Ключевые слова: информационные технологии, экономический эффект, корпоративные стандарты, персонал, стимулирование, обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.