Научная статья на тему 'Резервы повышения эффективности оборудования для измельчения смерзшегося угля'

Резервы повышения эффективности оборудования для измельчения смерзшегося угля Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Ключевые слова
угольный терминал / смерзшийся уголь / дробильно-фрезерная машина / измельчение угля / резец / переизмельчение / эффективность разгрузки / Coal terminal / frozen coal / сrushing and cutting machine / сoal degradation / сutter / оverdegradation / unloading efficiency

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Рахутин М.Г., Скворцов Р.Д.

Представлен сравнительный анализ используемых способов измельчения угля при разгрузке вагонов в портовых угольных терминалах, конструкций дробильно-фрезерных машин (ДФМ), существующих и используемых типов резцов, расчетных и фактических затрат энергии на измельчение. Предложено рассчитывать взаимодействие режущего инструмента со смерзшимся углем с учетом теории разрушения мерзлых грунтов. Показаны резервы повышения эффективности измельчения смерзшегося угля за счет повышения надежности ДФМ и избежания излишнего переизмельчения. Для выбора типа резцов и режимов резания ДФМ с целью минимизации переизмельчения угля предложено использовать показатель «ухудшение сортности», определяемый отношением объема или массы полученной фракции ухудшенной сортности к объему или массе измельченного угля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Рахутин М.Г., Скворцов Р.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential to enhance the efficiency of equipment for frozen coal degradation

The paper presents a comparative analysis of the applied methods of coal degradation when unloading railcars in port coal terminals, designs of the crushing-and-cutting machines (CCM), existing and used types of cutters, calculated and actual energy consumption for degradation. It is proposed to calculate the interaction of the cutting tool with the frozen coal taking into account the theory of frozen soil disintegration. Potentials are shown to enhance the efficiency of frozen coal degradation by increasing the reliability of the CCM and avoiding unnecessary over-degradation. In order to select the type of the cutters and cutting modes of the CCM to minimize coal over-degradation, it is proposed to use the “coal doungrading” index, defined as the ratio of the volume or weight of the obtained fraction of the downgraded coal to the volume or weight of the crushed coal.

Текст научной работы на тему «Резервы повышения эффективности оборудования для измельчения смерзшегося угля»

Оригинальная статья

УДК 622.2.023.65:658.562.2:622.33 © М.Г. РахутинН, Р.Д. Скворцов, 2024

НИТУ МИСИС, 119049, г. Москва, Россия Н e-mail: rahutin.mg@misis.ru

Original Paper

UDC 622.2.023.65:658.562.2:622.33 © M.G. RakhutinH,

R.D. Skvortsov, 2024

National University of Science and Technology MISIS (NUST MISIS), Moscow, 119049, Russian Federation H e-mail: rahutin.mg@misis.ru

Резервы повышения эффективности оборудования для измельчения смерзшегося угля

Potential to enhance the efficiency of equipment for frozen coal degradation

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2024-6-82-86

РАХУТИН М.Г.

Доктор техн. наук, профессор НИТУ МИСИС, 119049, г. Москва, Россия, e-mail: rahutin.mg@misis.ru

СКВОРЦОВ Р.Д.

Магистрант НИТУ МИСИС, 119049, г. Москва, Россия, e-mail: rod.skv@mail.ru

Представлен сравнительный анализ используемых способов измельчения угля при разгрузке вагонов в портовых угольных терминалах, конструкций дробильно-фрезерных машин (ДФМ), существующих и используемых типов резцов, расчетных и фактических затрат энергии на измельчение. Предложено рассчитывать взаимодействие режущего инструмента со смерзшимся углем с учетом теории разрушения мерзлых грунтов. Показаны резервы повышения эффективности измельчения смерзшегося угля за счет повышения надежности ДФМ и избежания излишнего переизмельчения. Для выбора типа резцов и режимов резания ДФМ с целью минимизации переизмельчения угля предложено использовать показатель «ухудшение сортности», определяемый отношением объема или массы полученной фракции ухудшенной сортности к объему или массе измельченного угля. Ключевые слова: угольный терминал, смерзшийся уголь, дробильно-фрезерная машина, измельчение угля, резец, переизмельчение, эффективность разгрузки. Для цитирования: Рахутин М.Г., Скворцов Р.Д. Резервы повышения эффективности оборудования для измельчения смерзшегося угля // Уголь. 2024;(6):82-86. DOI: 10.18796/0041-5790-2024-6-82-86.

Abstract

The paper presents a comparative analysis of the applied methods of coal degradation when unloading railcars in port coal terminals, designs of the crushing-and-cutting machines (CCM), existing and used types of cutters, calculated and actual energy consumption for degradation. It is proposed to calculate the interaction of the cutting tool with the frozen coal taking into account the theory of frozen soil disintegration. Potentials are shown to enhance the efficiency of frozen coal degradation by increasing the reliability of the CCM and avoiding unnecessary over-degradation. In order to select the type of the cutters and cutting modes of the CCM to minimize coal over-degradation, it is proposed to use the "coal doungrading"index, defined as the ratio of the volume or weight of the obtained fraction of the downgraded coal to the volume or weight of the crushed coal Keywords

Coal terminal, frozen coal, aushing and cutting machine, rnal degradation, сutter, оver-degradation, unloading efficiency. For citation

Rakhutin M.G., Skvortsov R.D. Potential to enhance the efficiency of equipment for frozen coal degradation. Ugol'. 2024;(6):82-86. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2024-6-82-86.

ВВЕДЕНИЕ

Россия удерживает третью позицию в рейтинге крупнейших в мире экспортеров угля после Австралии и Индонезии, а ее доля в международной торговле превышает 16%. Также потребление углей в энергетическом секторе показывает тенденцию к увеличению. В 2022 г. объем поставленных на угольные ТЭС энергетических углей составил 80,1 млн т, что на 6% выше, чем годом ранее [1].

В 2022 г. большую часть экспорта угля с западного переориентировали на восточное направление, главным образом в Китай и Индию. Экспорт в Китай увеличился в 2022 г. более чем на 25,6%, увеличение объемов поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион увеличило нагрузку на восточный полигон [1 ]. До потребителей уголь доставляется железной дорогой в открытых полувагонах и смерзается в зимний период. Применение средств предотвращения смерзания не дает должного эффекта и более затратное по сравнению с механическим способом. Механический способ восстановления в два раза выгоднее, чем термический и в 20 раз, чем химический [2]. При этом затраты энергии на измельчение угля находятся в диапазоне 0,9-1,5 кВт, что примерно соответствует затратам энергии при его добыче [3], причем существенная часть энергии затрачивается на его повторное измельчение - переизмельчение. Проблема быстрой разгрузки и эффективного измельчения до конца не решена и требует дальнейших исследований.

РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ СМЕРЗШЕГОСЯ УГЛЯ

В разгрузочном комплексе ДФМ располагается на решетке приемного бункера. После разгрузки вагона посредством вагоноопрокидывателя уголь попадает в приемный бункер через решетку с размером ячеек 300x300 мм. Сквозь решетку, по данным источника [4] проходит от 30 до 60% угля.

В случае завала решеток бункера осуществляется запуск дробильно-фрезерной машины. Она поступательно перемещается вдоль решетки приемного бункера и измельчает с помощью фрезы негабаритные куски смерзшегося угля на части, меньшие, чем размер ячейки решетки. Фреза представляет собой барабан или шнек, на внешней поверхности которого размещены резцы. Измельченный материал проходит сквозь решетку и попадает на питатель для последующей подачи на конвейер. В конце рабочего цикла машина с маневровой скоростью возвращается в исходное положение.

Исполнительные органы ДФМ: а - с приварными пластинами, б - с резцовыми блоками, в - шнек с тангенциальными горными резцами Effectors of the coal crushing-and-cutting machines:

a - with weld-on plates, b - with cutter blocks, c - an auger with tangential mining cutters

Измельчение является основным и наиболее энергозатратным процессом [5].

С целью механизации процесса измельчения негабаритных кусков смерзшегося угля на разгрузочных комплексах предприятий, оборудованных вагоноопрокидывателями, в 1970-е годы начали разрабатывать дробильно-фрезерные машины, которые оказались наиболее эффективными. В 1990-х годах такие машины были приняты в серийное производство. Они были оборудованы барабаном с приваренными к его внешней поверхности пластинами (см. рисунок, а). Перемещалась машина по рельсам с помощью четырех ходовых колес.

Для восстановления сыпучести угля при механизированной разгрузке на предприятиях (ТЭЦ, коксохимических заводах, угольных терминалах морских портов и т.д.) используют машины различных конструкций (см. таблицу), которые различаются:

- по типу исполнительного органа: молотковая, барабан с резцами;

- по типу движителя: гибкий тяговый орган, зубчато-реечный, рельсо-колесный, цевочно-реечный;

- по количеству исполнительных органов, соответственно, и числу рабочих ходов: один или два;

- по типу инструмента: резцовые блоки, горные радиальные резцы, приварные пластины, горные тангенциальные резцы;

- по отсутствию или наличию шнека на барабане;

- по схеме размещения резцов на барабане: шахматная, последовательная.

Производительность, переизмельчение угля, затраты энергии, нагрузки на элементы ДФМ в первую очередь определяются процессом резания смерзшегося угля.

При движении резца в массиве уголь перед режущей частью резца сначала сжимается, уплотняется, сминается и затем выкалывается. Этот цикл повторяется многократно при каждом проходе резца в разрушаемом массиве. При этом образуются в большом количестве мелкодисперсные частицы, пыль, а также сравнительно крупные (10-50 мм и более) фракции [6].

Нагрузка на резцах фрезы зависит от сопротивляемости смерзшегося угля резанию, конструкции резцов, параметров разрушения материала - глубины и шага резания. Глубина резания зависит от режимных параметров машины - частоты вращения барабана и скорости подачи. Шаг резания зависит от принятых расстояний между осями резцов и определяется принятой схемой их размещения [7].

В основе методики выбора рациональных схем резания и расстановки резцов на шнеке используются основные закономерности процесса резания угля в зависимости от параметров резцов, шага и глубины резания.

Усилие резания увеличивается гиперболически с ростом глубины резания. С увеличением же шага резания, при постоянной глубине, усилие резания растет только до определенной величины, по достижении которой стабилизируется (режим блоки-

к и

0

¡5 о э

т та а 13

ф 2

% от

и Ш

к -о

1 ™ • 8 5 с

г <и

5 N

ф о

& с ^ Ф

!8 & о ш

а о ю О

О | I

ф Ф с а

и

©

о о о

©

©

©

<

го

©

из

>

о

ГМ

©

о.

из о

©

гм

го

©

гм

го

©

X

^

О

ю

та

р

О

со 3

н

и со

ф О

!Т I

та

|_

о р

О

5 т

го ф

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I I

р ^ о

та н и та ^ с о 1

со ^ р

С

.Ь Ф

.п

та I

р о о

о

X Ф |_ |_ Ф ^

I .п

I

1—

Ф

ей ^ о

О о о

^ с;

со Ф ю

о.

ф

I I

р ^ о

та н и та ^ с о

со ^ р ^

С

ф

I I

р ^ о со

та н и та ^ с О!

со ^ р

С

ф

I I

р ^ о о

та н и та ^ с о со

со ^ р ^

С

Ф

.п

I

ф .а

л та о

X о О!

р г^ ^

,о I

1_ ф 1— I та н

ф

^

I I

р ^ о о

та н и та ^ с о со

со ^ р ю

С

ф

^

I I

р ^ о

та н и та ^ с ю

со ^ р

С

ф

^

I I

р ^ о

та н и та ^ с

со ^ р 1Л

С

о ^ ¿5

и н и

X о

.й 2 I

^ о

ю 2

о р ос та

ч I

со .й I

О н ф

^ и ^

со о ей

Ф I О

р !Т гл I

^ о р :> та н и

1- а >

н I

Н

ш го

1 ГМ

та 1п Ч: го

^ гм

та о

Ч го

ф ф

та с^ * О

а ко

I £

ф

ф Щ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О- о

ф Щ

О- о

о -о

и I

.о и

ф щ

о. О

ю

О

со ш

ф ф

и ср

ю Ф го о.

Ю Ф го о.

ю ф го о.

рованного резания) и в дальнейшем, при сколь угодно большом увеличении шага резания, остается постоянным [8].

Переизмельчение угля при резании не только снижает его товарную ценность (ухудшение сортности), но и дает значительное пылеобразование. Переизмельчение угля зависит от конструкции резцов, шага и глубины резания, частоты вращения и скорости подачи фрезы, свойств смерзшегося угля.

Несмотря на проведенные исследования по разрушению смерзшегося угля дробильно-фрезерными машинами, отсутствует модель, отображающая все особенности взаимодействия исполнительного органа машины именно со смерзшимся материалом. Расчет нагрузок на исполнительном органе основан на отраслевом стандарте [9], который применим к исполнительным органам очистных комбайнов, разрушающих уголь в массиве при добыче. По данным исследования [10], полученный по существующим методам расчета результат превышает фактические значения показателей резания на 20%.

Так как отрицательная температура оказывает существенное влияние на механические свойства горных пород и грунта [11], а смерзшийся уголь представляет собой куски угля, скрепленные ледяной прослойкой, то предлагается для расчета силы резания, параметров режущего инструмента, энергоэффективности разрушения и объема переизмельчения использовать теорию разрушения мерзлых грунтов.

Прочностные и деформационные свойства мерзлых грунтов зависят от: пористости грунта, его отрицательной температуры, общего содержания и расположения льдоцементных связей (льдистости) [12].

Мерзлый грунт п редста вляет собо й сложное трехфазное природное образование, состоящее из:

- твердых минеральных частиц;

- льда-цемента, кристаллизующегося в порах и пустотах грунта;

- незамерзшей и прочносвязной воды;

- газообразных компонентов (пары, газы), находящихся в порах и пустотах грунта [12].

Как известно из теории резания мерзлых грунтов [13], с увеличением влажности удельное сопротивление грунтов резанию возрастает до максимального значения, соответствующего влажности, близкой к полному заполнению пор грунта льдом. Дальнейшее увлажнение приводит к уменьшению прочности грунта, которая уменьшается до величины сопротивления резанию чистого льда при данной температуре, так как в грунте появляется избыточная влага и возникают линзы льда.

При значительном избытке влажности мерзлый грунт разрушается по ледяным прослойкам, что близко соответствует разрушению чистого льда.

Прочность мерзлого грунта при температурах от -5°С до -40°С и ниже определяется не равновесным состоянием незамерзшей в грунте воды, а упрочнением кристаллической решетки самого льда, заключенного в грунте [13].

В работах [14, 15, 16] установлено уменьшение прочности угля на сжатие в процессе циклов замораживания-

оттаивания, при этом в работе [17] установлено, что при понижении температуры у одних углей наблюдается постепенное снижение прочности, а у других - ее повышение.

Как сказано ранее, нагрузка на исполнительный орган и степень переизмельчения угля также зависят от конструкции резцов, шага и глубины резания.

Одним из направлений повышения эффективности работы ДФМ по разрушению кусков смерзшегося угля является рассмотрение возможности использования резцов различных конструкций.

Так, в работе [6] предлагается изменить принцип разрушения угольного пласта со сжатия и выкалывания на резание посредством изменения формы твердосплавного элемента с конусной на лезвийную.

По данным работ [18, 19] использование дисковых шарошек обеспечивает разрушение угля крупным сколом, снижает пылеобразование, удельную энергоемкость и расход инструмента при работе очистных и проходческих комбайнов.

В работе [20] полученный вывод, что применение резцов с клиновидной скошенной передней гранью повышает интенсивность и снижает динамичность процесса резания угля в щели.

Результаты этих работ применимы и в случае изучения процесса разрушения смерзшегося угольного топлива исполнительным органом дробильно-фрезерной машины.

сле отказов режущих частей, при этом средняя трудоемкость их ликвидации составляет 36,1% от общей трудоемкости ликвидации всех отказов и является наибольшей [22]. Для исключения этих недостатков целесообразно использовать рельсовые захваты и зубчато-реечный тип подачи аналогично безцепной системе подачи очистного комбайна.

Так как ухудшение сортности при измельчении угля является важной проблемой, но отдельно при разработке и эксплуатации ДФМ в настоящее время не рассматривается, то для оценки ухудшения сортности предлагается использовать показатель: «ухудшение сортности» - Кш, характеризующий долю переизмельченного угля и определяемый отношением объема V или массыМ образовав-

т т 1

шейся фракции, меньшей минимального размера фракции сорта измельчаемого угля, к объему V или массе Мо измельченного угля:

М

=тгх10 0 %,

М„

Использование предлагаемого показателя позволит обоснованно выбирать конструкции резцов, а также параметры резания, включая шаг и глубину резания, частоту вращения и скорость подачи фрезы.

РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ДФМ

Как следует из таблицы, достаточно часто в качестве рабочего инструмента используются приварные пластины, которые периодически отрываются по сварке в процессе работы.

Отказы режущих частей являются превалирующими и составляют по количеству 59,8% от общего числа отказов ДФМ. При этом 70,7% этих отказов происходят по причине утраты работоспособности режущими элементами. Приваренные резцы не могут оперативно заменяться при их износе или поломках и заменяются только при отрыве группы резцов, что сказывается на эффективности дробления угля [21, 22].

Машины работают с частотами вращения фрезы, превышающими оптимальные, что увеличивает износ резцов и отрывы по сварке [22] и переизмельчение. Вследствие этого с углем контактирует поверхность барабана фрезы, происходит наезд на штабель материала, и происходит сход опорных колес машины с рельсов.

Замена рабочего инструмента в виде приварных пластин на резцовые блоки или горные резцы позволяет производить замену вышедших из строя резцов во время стоянки машины, так как они имеют быстроразъемные соединения. Наличие шнека на фрезе обеспечивает перемещение дробимого материала от краев решетки бункера к его середине, но создает дополнительное сопротивление вращению фрезы и может вызвать сход машины с направляющих. Большинство дробильно-фрезерных машин оборудованы рельсо-колесным движителем, который имеет существенные недостатки: буксование колес, недостаточность тягового усилия, сход машины с рельсов и связанные с этим большие затраты на ее установку. Отказы системы подачи составляют 28,4% всех отказов ДФМ и занимают второе место по-

ВЫВОДЫ

Для повышения эффективности эксплуатации дро-бильно-фрезерных машин и совершенствования процесса измельчения предлагается:

- дальнейшее совершенствование расчета процесса резания на основе опыта изучения механических свойств мерзлых грунтов и их разрушения;

- создание модели взаимодействия режущего инструмента с кусками смерзшегося угля на надбункерной решетке для получения оптимальной схемы размещения резцов на фрезе;

- проведение анализа взаимодействия дисковых, шарошечных и скалывающих резцов со смерзшимся углем на предмет энергозатрат и получаемой сортности угля;

- минимизирование перемеизмельчения угля с использованием предложенного показателя «ухудшение сортности».

Для повышения надежности ДФМ:

- использовать горные резцы с быстроразъемными соединениями;

- для повышения тягового усилия машины вместо рельсо-колесного использовать зубчато-реечный или цевочно-реечный тип движителя;

- для исключения схода машины с направляющих использовать захваты.

Списоклитературы • References

1. Доклад о реализации в 2022 году Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru (дата обращения: 15.05.2024).

2. Зиновьев В.Е., Зиновьев Н.В., Фомиченко Е.А. Анализ методов восстановления сыпучести навалочных грузов в условиях мур-

манского грузового морского порта // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. 2021. С. 12-20.

Zinovyev V.E., Zinovyev N.V., Fomichenko E.A. Analysis of methods for restoring the flowability of bulk cargo in the conditions of Murmansk cargo seaport. Transport, transportnye sooruzheniya, ekologiya. 2021:12-20. (In Russ.).

3. Секачев Д.Е., Рахутин М.Г. Проблемы восстановления сыпучести угольного топлива в осенне-весенний и зимний периоды в угольных терминалах // Уголь. 2019. № 11. С. 54-57. DOI: 10.18796/0041-5790-2019-11-54-57.

Sekachev D.E., Rahutin M.G. Improving the efficiency of crushing frozen coal at port terminals in the autumn, winter and spring periods. Ugol'. 2019;(11 ):54-57. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041 -5790-2019-11 -54-57.

4. Кантович Л.И., Райханова Г.Е. Влияние характеристик силовой установки на производительность механизированного комплекса измельчения смерзшегося угля // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2010. № 5. С. 334-337.

Kantovich L.I., Raikhanova G.E. Effect of power plant characteristics on the performance of mechanised complex of frozen coal degradation. Gornyj informatsionno-analiticheskij byulleten'. 2010;(5):334-337. (In Russ.).

5. Pacana A. et al. Influence of Natural Aggregate Crushing Process on Crushing Strength Index //Sustainability. 2021. Т. 13. №. 15. С. 8353.

6. Прокопенко С.А. Перспективные конструкции резцов для повышения сортности добываемого шахтами угля // Уголь. 2017. № 4. С. 29-31. DOI: 10.18796/0041-5790-2017-4-29-31. Prokopenko S.A. Prospective design of cutters for increasing the grade of coal produced by the mines. Ugol'. 2017;(4):29-31. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2017-4-29-31.

7. Солод В.И., Гетопанов В.Н., Рачек В.М. Проектирование и конструирование горных машин и комплексов: учебник для вузов. М.: Недра,1982. 350 с.

8. Солод В.И., Зайков В.И., Первов К.М. Горные машины и автоматизированные комплексы: учебник для вузов. М.: Недра, 1981. 503 с.

9. ОСТ 12.44.258-84 Комбайны очистные. Выбор параметров и расчет сил резания и подачи на исполнительных органах.

10. Секачев Д.Е., Рахутин М.Г. Технологическое оборудование для горной и нефтегазовой промышленности. Сборник трудов XIX международной научно-технической конференции, проведенной в рамках Уральской горнопромышленной декады, Екатеринбург, 20-21 мая 2021 года. Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2021. С. 98-101.

11. Mechanical Characteristics of Frozen Sandstone under Lateral Unloading: An Experimental Study / S. Liu, G. Yang, X. Dong et al. Advances in Civil Engineering. 2021;(2021):1-13.

12. Максимов С.В., Ивкин В.С., Топтыгин С.В. Рыхление мерзлых грунтов // Вестник УлГТУ. 2007. № 2.

Maksimov S.V., Ivkin V.S., Toptygin S.V. Ripping of frozen soils. Vest-nik Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2007;(2).

13. Зеленин А.Н., Баловнев В.И., Керов И.П. Машины для земляных работ: учебное пособие для вузов. М.: Машиностроение, 1975. 424 с.

14. Experimental Investigation on Damage Characteristics and Early Warning of Frozen Coal under Uniaxial Compression / X. Sun, B. Liu, Q. Dong et al. Advances in Materials Science and Engineering. 2023;(2023).

15. Mechanical damage mechanism of frozen coal subjected to liquid nitrogen freezing / L. Qin, C. Ma, S. Li et al. Fuel. 2022;(309):122124.

16. Uniaxial compressive strength (UCS) and SEM study of liquid nitrogen for waterless hydraulic fracturing in coalbed methane reservoirs of Karaganda Basin in Kazakhstan / S.N. Longinos, A. Dilinger, L. Wang et al. Gas Science and Engineering. 2023;(115):204998.

17. Влияние условий замораживания-размораживания углей на их гранулометрический состав и механическую прочность / К.В. Агар-ков, С.А. Эпштейн, ЕЛ. Коссович и др. // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2021. № 6. С. 72-83. DOI: 10.25018/0236-1493-2021-6-0-72.

Agarkov K.V., Epshtein S.A., Kossovich E.L., Dobryakova N.N. Freeze-thaw conditions effects on coals grain size composition and resistance to breakage. Gornyj informatsionno-analiticheskij byulleten'. 2021;(6):72-83. (In Russ.). DOI: 10.25018/0236-1493-2021-6-0-72.

18. Моделирование разрушающего действия дискового инструмента проходческо-очистных комбайнов на породный массив / Б.Л. Герике, П.Б. Герике, В.И. Клишин и др. // ФТПРПИ. 2008. № 5. Gericke B.L., Gericke P.B., Klishin V.I., Filatov A.P. Modelling the destructive action of roadheader disc tools on the rock massif. FTPRPI. 2008;(5). (In Russ.).

19. Khoreshok A.A., Mametyev L.E., Borisov A.Yu., Vorobyov A.V. Finite Element Models of Disk Tools with Attachment Points on Triangular Prisms. Applied Mechanics and Materials. 2015;(770):429-433. Trans Tech Publications, Ltd.

20. Маметьев Л.Е., Хорешонок А.А., Цехин А.М., Борисов А.Ю. Исследование взаимодействия режущего инструмента с угольным массивом // Горное оборудование и электромеханика. 2018. № 6. С. 34-39. Mametyev L.E., Khoreshok A.A., Tsekhin A.M., Borisov A.Yu. Research of interaction of the cutting tool with the coal massif. Gornoe oboru-dovanieielektromehanika. 2018;(6):34-39. (In Russ.).

21. Гетопанов В.Н., Рахутин М.Г., Полосина И.А. Определение уровня надежности дробильно-фрезерной машины ДФМ-11А для измельчения смерзшегося угля на тепловых электростанциях // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2002. № 3. С. 139.

Getopanov V.N., Rakhutin M.G., Polosina I.A. Determination of the reliability level of the DFM-11A crushing and cutting machine for crushing of frozen coal at thermal power plants. Gornyj informatsi-onno-analiticheskij byulleten'. 2002;(3):139. (In Russ.).

22. Технологические процессы и машины для измельчения смерзшегося и крупногабаритного угольного топлива / Л.А. Пучков, Л.И. Кантович, В.Н. Гетопанов и др. М.: Изд. МГГУ, 2003. 144 с.

Authors Information

Rakhutin M.G. - Doctor of Engineering Sciences, Professor, National University of Science and Technology MISIS (NÜST MISIS), Moscow, 119049, Russian Federation, e-mail: rahutin.mg@misis.ru Skvortsov R.D. - Master student, National University of Science and Technology MISIS (NUST MISIS), Moscow, 119049, Russian Federation, e-mail: rod.skv@mail.ru

Информация о статье

Поступила в редакцию: 22.04.2024 Поступила после рецензирования: 16.05.2024 Принята к публикации: 26.05.2024

Paper info

Received April 22,2024 Reviewed May 16,2024 Accepted May 26,2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.