Научная статья на тему 'Резервы инновационного развития гипсовой подотрасли промышленности строительных материалов'

Резервы инновационного развития гипсовой подотрасли промышленности строительных материалов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Шамис Е. Е., Холдаева М. И., Иванов В. Д., Колтук П. Ф., Юрков В. А.

Выявлены основные технологические противоречия в гипсовой суботрасли промстройматериалов. Приводятся инновационные предложения по результатам выполненных научно-практических разработок, в том числе по активации на молекулярном и атомарном уровнях компонентов строительных формовочных смесей на минеральных вяжущих. Дана информация о технологических линиях для производства гипсовых стройизделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Шамис Е. Е., Холдаева М. И., Иванов В. Д., Колтук П. Ф., Юрков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резервы инновационного развития гипсовой подотрасли промышленности строительных материалов»

УДК 691

Е.Е. ШАМИС, доктор-инженер, Технический университет Молдовы (Кишинев); М.И. ХОЛДАЕВА, канд. техн. наук, Одесская государственная академия строительства и архитектуры; В.Д. ИВАНОВ, д-р техн. наук, П.Ф. КОЛТУК, В.А. ЮРКОВ, инженеры, Технический университет Молдовы (Кишинев)

Резервы инновационного развития гипсовой подотрасли

промышленности строительных материалов

Известные плюсы и минусы свойств гипсовых изделий устойчиво определили на сегодня сферы их рационального применения в строительстве.

Что касается технологии изготовления таких изделий, то и здесь прекрасное качество быстрого схватывания и твердения затмевает недостатки, которые со временем становятся более ощутимыми. К ним следует отнести непомерно большой расход воды для обеспечения удобоукладываемости гипсовой смеси (практически в 3,5 раза выше, чем необходимо для его нормальной гидратации). Это технологическое противоречие сказывается и в дальнейшем, так как излишнюю воду приходится удалять, что вызывает или значительный расход тепловой энергии, или необходимость увеличения производственных площадей для естественной сушки. И то и другое требует немалых затрат. В экологическом отношении также никаких послаблений в снижении потребления водных и энергетических ресурсов не ожидается, но уже в настоящее время они относятся к дефицитным и дорогостоящим.

В комплексе мер по ресурсосбережению снижение энергозатрат должно достигаться не только в производстве, но и в эксплуатации, т. е. сами гипсовые изделия должны быть трансформированы к решению задач по повышению энергоэффективности строительных объектов. В этом плане представляется интересной разработка технологии гипсополистиролбетона — композиционного материала на основе гипса и вспученного полистирола, выполненная в ОГАСА [1, 2, 3]. Применение в качестве легкого заполнителя гранул вспененного полистирола позволяет снизить среднюю плотность материала, улучшить его теплозащитные и звукоизоляционные свойства, экономить вяжущее.

В отличие от технологии с использованием минеральных заполнителей дозировка пенополистирола (ППС) задается не по массе, а по объему. Таким образом, можно точно установить объем пор и благодаря этому плотность гипсополистиролбетона. Влияние рецептурно-техноло-гических факторов на физико-механические характеристики таких сложных многокомпонентных систем, как легкие бетоны с пенополистирольным заполнителем, можно наиболее продуктивно исследовать методами экспериментально-статистического моделирования на основе планирования экспериментов, что и было выполнено в работе.

Одновременно изучалась возможность использования в качестве легкого заполнителя вспученного вермикулита. Вермикулит обладает рядом положительных качеств — низкой теплопроводностью, высокой огнестой-

костью и хорошим звукопоглощением. Это обусловливает эффективность применения вермикулита. Поскольку и полистирол, и вермикулит имеют хорошие технические свойства, в настоящем исследовании была поставлена задача системного выбора одного из них в качестве заполнителя для гипсобетона.

Результаты испытаний показали, что введение полистирола в гипсовую смесь с объемным содержанием его до 80% позволяет снизить коэффициент теплопроводности на 15%: Х=0,184 Вт/(м.К) по сравнению с использованием вермикулита с таким же объемным содержанием: Х=0,212 Вт/(м.К). Кроме того, средняя плотность материала с использованием вермикулита больше на 16% (р=789 кг/м3) по сравнению с образцами, в которых в качестве заполнителя использовался пенополи-стирол (р=667 кг/м3). При этом прочность при сжатии обоих видов бетонов одинакова: Кж = 3,4МПа. Отсюда можно сделать вывод: ППС в качестве заполнителя для теплоизоляционного гипсобетона более эффективен, чем вермикулит.

Основной технологической проблемой при использовании полистиролбетона является расслаивание смеси. Эта задача обычно решается введением в состав смеси кремнеземистого наполнителя малой плотности — микросферы (МКС). Этим можно существенно снизить среднюю плотность, но повысить прочность полистиролбетона. При замене вяжущего кремнеземистым наполнителем в количестве 5—10% по объему прочность гипсополистиролбетона возрастает на 20—22% по сравнению с контрольными образцами без кремнеземистого наполнителя [1]. При дальнейшем увеличении содержания наполнителя прочность полистиролбетона падает.

Естественно, возникает вопрос о совместимости по-листирольных гранул и гипса во времени, ибо такие гранулы явно менее долговечны, чем гипс. Однако с технологических позиций предложение можно рассматривать как метод образования замкнутых пустот в материале, что, несомненно, имеет право на существование.

Одним из важнейших направлений расширения области распространения гипсовых материалов в строительстве являются технологии изделий из ВГВ (водостойких гипсовых вяжущих) — гипсоцементно-пуццолановое (ГЦПВ) и композитное гипсовое вяжущие (КГВ) [4, 5, 6]. ГЦПВ, разработанное в 50-х гг. А.В. Волженским и его сотрудниками, стало основой для значительного расширения области использования гипсовых вяжущих в строительной отрасли экономики. Фактически это был инновационный прорыв в гипсовых технологиях.

Рис. 1. Распалубка формы, выполненная менее чем через час после заливки

Особенно удачным оказалось их применение в индустриальном домостроении, в частности для изготовления объемных блоков санузлов и инженерных коммуникаций. Впервые опытно-промышленное производство этих изделий было организовано в 1961 г. на Кишиневском заводе ЖБИ-1 [4, 7]. И в наше время такие блоки серийно выпускают в Москве для массового строительства в мегаполисе, а также в других регионах страны.

На основе опыта разработки объемных блоков санузлов на ГЦПВ возникло предложение о распространении его на производство блоков больших размеров. Такие элементы можно было бы успешно использовать в индустриальном строительстве малоэтажных и многоэтажных каркасных зданий [8].

Дело в том, что в наиболее перспективном направлении индустриального домостроения из объемных блоков в качестве основного материала применялся медленно твердеющий портландцементный бетон. Как ни пытались ускорить процесс, но на практике оборот громоздких тяжелых форм блоков составлял не более одного в сутки. Чем больше навешивали на этих монстров всевозможных агрегатов с целью увеличения оборачиваемости формовочных машин, тем затратнее становилось производство.

В начале 1970-х гг. в Киеве (НИИСК Госстроя СССР) с участием ряда организаций были изготовлены объемные блок-комнаты (рис. 1) размерами в плане 3x6 м из керамзитобетона на ГЦПВ с прочностью при сжатии 3,5 МПа. Испытания объемных блоков на прочность (рис. 2) — они выдержали 100 т при сжатии по контуру блока — огнестойкость, транспортабельность прошли успешно. В конце 1980-х гг. руководство Молдавии решило подготовить и начать серийное производство подобных объемных блоков в республике. К сожалению, из-за начавшихся социально-экономических преобразований этот замысел не был тогда реализован.

Существующие дома ветшают, так что приходится строить, причем не только эксклюзивные коттеджи, а нормальные добротные дома различной этажности. По мнению авторов, придется вернуться к индустриальным методам, конечно, на современной основе, и, несомненно, с использованием ВГВ [8, 9].

Серьезным резервом инновационного развития гипсовой суботрасли могут стать методы активации строительных смесей на ВГВ. С 1990-х гг. нами проводились такие разработки на ГЦПВ, а затем и на других минеральных вяжущих.

Рис. 2. Блок на испытательном стенде

В качестве основного направления отрабатывалась идея активации смесей на основе управляемой кавитации в технологическом процессе производства изделий на ГЦПВ. Унифицированный технологический модуль первого поколения (УТМ-1) разработан и испытан в конце 1990-х гг. в составе опытно-промышленной технологической линии в Москве (рис. 3) [9]. Результаты положительные. Например, прочность при сжатии материала на ГЦПВ превысила на 70% марочную прочность самого вяжущего - 100 МПа.

Как известно, источником всех полей, которые наблюдаются в природе, являются их единичные носители — элементарные частицы. У них есть не только независимое свойство, но и электрический заряд. Этим зарядам соответствует порождаемое ими электромагнитное поле, которое действует только на них. Масса порождает свое поле — гравитационное. Есть и третий независимый параметр — спин (квантовый аналог углового момента вращения), который порождает свое поле, называемое торсионным. Торсионное поле является самостоятельным, и его наличие определяется только вращением и не зависит ни от массы, ни от заряда. Это самостоятельный физический фактор в природе.

Воздействие торсионными излучениями на воду и компоненты бетона приводит к тому, что жидкость проявляет себя как спиновая система, которая становится упорядоченной, т. е. происходит спиновая поляризация, а это вызывает увеличение плотности и пластичности материалов.

Понятие «кавитация» как термин было принято в конце XIX в. Название произошло от латинского cavitas — замкнутая полость. В потоке жидкости вокруг вращающихся деталей образуются микропузырьки — каверны, оседающие на их плоскостях. При достижении определенной скорости потока они схлопываются. В схлопывающемся пузырьке давление превышает 1000 атм при одновременном значительном повышении температуры. Стальная поверхность агрегатов после этого напоминает кожу человека, переболевшего оспой. Ядрами кавитации — зародышами пузырьков могут быть твердые частицы, газовые микропузырьки. Твердыми частицами становятся слипающиеся элементы гидратированного вяжущего. Кавитация такого рода становится полезным явлением, полностью используя все свойства применяемого вяжущего, а это уменьшает его общий расход и резко увеличивает проч-

14

июнь 2011

Рис. 3. Технологическая линия по производству гипсовых стеновых материалов с модулем УТМ-1 (Москва, 90-е гг.): 1 - смеситель-активатор; 2 - самоходный бетоноукладчик; 3 - формы

Рис. 4. Унифицированный технологический модуль УТМ-2 (Кишинев, 2010 г.): 1 - ворошитель сухих компонентов в расходных бункерах; 2 -бункеры для заполнителей; 3 - бункер вяжущего; 4 - смеситель-активатор вяжущего и воды; 5 - смеситель активированного заполнителя с водовяжущей смесью

ностные показатели. Управляя способностью разрушать материал в зоне кавитации — ее агрессивностью — путем регулирования режимов перемешивания компонентов, удалось получить ожидаемые положительные результаты.

Технологические процессы в этом производстве протекают на молекулярном уровне.

В настоящее время разработан и испытывается модуль второго поколения УТМ-2 (рис. 4). Он рассчитан на работу с любыми видами минеральных вяжущих и их композиций, в том числе с гипсовыми. В его конструкции предусмотрены агрегаты управляемой кавитации и торсионного излучения для активации гипсобетонной смеси.

Мелкие заполнители активируют предварительно путем измельчения 25—65% их до удельной поверхности 2500—3500 см2/г, а водная смесь вяжущего изготавливается отдельно непосредственно в модуле. Затем в едином непрерывном технологическом процессе производится их смешивание. Годовая производственная мощность такой машины с одним смесительным агрегатом составляет 30 тыс. м3 строительной смеси, что подтверждено на практике, как и рост прочностных показателей материалов (подобно данным по УТМ-1). Уже первые результаты подтвердили правильность расчетов и перспективность направления. В частности, работая с портландцементом марки 400 и гранулированным доменным шлаком, получен материал с прочностью при сжатии 50 МПа при средней плотности 1950 кг/м, т. е. выше марочной плотности цемента. Испытания УТМ-2 продолжаются в плановом порядке.

Полагаем, что реализуемый сейчас метод активации физическими методами формовочных смесей, включая гипсовые, может стать основой для инновационного развития производства гипсовых материалов и изделий.

Резюмируя изложенное, можно выделить следующие основные направления инновационного развития гипсовой подотрасли промстройматериалов:

— использование легких заполнителей в составе формовочных смесей по изложенной методике;

— применение ВГВ в смесях для изготовления индустриальных объемно-блочных строительных изделий для зданий массовой застройки, прежде всего социального жилья;

— активация формовочных смесей с использованием физических методов — торсионных излучений и управляемой кавитации.

Список литературы

1. Керш В.Я., Холдаева М.И. Совершенствование структуры и теплозащитных свойств полистиролбетона / Международный сб. научных трудов «Прогрессивные материалы и технологии в современном строительстве». Новосибирск: 2007-2008. С.177—179.

2. КершВ.Я., ХолдаеваМ.И., Штець А.В. Математическое моделирование и оптимизация свойств легких бетонов с полистирольным заполнителем // Бущвельш матерiали, вироби та санггарна техшка. — ТОВ «Знання» Украши. 2010. № 36. С. 17-21.

3. Керш В.Я., Холдаева М.И., Штець А.В. Структура и свойства бетонов на сверхлегких заполнителях // Вюник ОДАБА. Одеса: «Мюто майстрiв», 2009. Вип. № 35. С. 176-181.

4. Волженский А.В., Роговой М.И., Стамбулко В.И. Гипсоцементные и гипсошлаковые вяжущие и изделия. М.: Госстройиздат, 1960. 168 с.

5. Волженский А.В., Стамбулко В.И., Ферронская А.В. Гипсоцементно-пуццолановые вяжущие, бетоны и изделия. М.: Стройиздат, 1971. 318 с.

6. Волженский А.В., Ферронская А.В. Гипсовые вяжущие и изделия (технология, свойства, применение). М.: Стройиздат, 1974. 328 с.

7. Шамис Е.Е. Объемные элементы на основе гипсо-цементно-пуццолановых вяжущих // Строительные материалы. 1964. №5. С. 34-35.

8. Шамис Е.Е. Объемно-блочное домостроение с применением быстротвердеющих материалов. Кишинев: Картя Молдовеняскэ. 1971. 107 с.

9. Шамис Е.Е. Строительство XXI - инновационные идеи совершенствования индустриальных методов. Кишинев: Tehnica-Info, 2010. 262 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.