Научная статья на тему 'РЕЗЕРВИРОВАНИЕ В НАДЕЖНОСТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ БОРТОВЫХ СИСТЕМ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ'

РЕЗЕРВИРОВАНИЕ В НАДЕЖНОСТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ БОРТОВЫХ СИСТЕМ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВИРОВАНИ / НАДЕЖНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / БОРТОВЫЕ / ОТОБРАЖЕНИЕ / RESERVATIONS / RELIABILITY / DESIGN / ON-BOARD / DISPLAY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лебедева Д.Д.

Статья посвящена рассмотрению одного из методов обеспечения повышенной надежности- резервированию. Рассмотрены виды резервирования и их применение в бортовых СОИ. Также затронуто влияние модульного проектирования на использование резервирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Лебедева Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESERVATION IN RELIABLE DESIGN OF ON-BOARD INFORMATION DISPLAY SYSTEMS

The article is devoted to the consideration of one of the methods to ensure increased reliability-redundancy. The types of redundancy and their use in airborne information protection systems are considered. The impact of modular design on the use of redundancy is also affected.

Текст научной работы на тему «РЕЗЕРВИРОВАНИЕ В НАДЕЖНОСТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ БОРТОВЫХ СИСТЕМ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ»

УДК 62-1/-9

Лебедева Д.Д. студент магистратуры 2 курс «Институт радиотехники электроники и связи» СПб ГУАП Россия, г. Санкт-Петербург РЕЗЕРВИРОВАНИЕ В НАДЕЖНОСТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ БОРТОВЫХ СИСТЕМ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Аннотация: Статья посвящена рассмотрению одного из методов обеспечения повышенной надежности- резервированию. Рассмотрены виды резервирования и их применение в бортовых СОИ. Также затронуто влияние модульного проектирования на использование резервирования. Ключевые слова: резервировани, надежность, проектирование, бортовые, отображение

Lebedeva D.D. master's student 2 course, «Institute of radio engineering, electronics and communications» St. Petersburg SUAI Russia, Saint-Petersburg

RESERVATION IN RELIABLE DESIGN OF ON-BOARD INFORMATION

DISPLAY SYSTEMS

Abstract: The article is devoted to the consideration of one of the methods to

ensure increased reliability-redundancy. The types of redundancy and their use in

airborne information protection systems are considered. The impact of modular

design on the use of redundancy is also affected.

Keywords: reservations, reliability, design, on-board, display

Необходимость обеспечения надежности СОИ привела к решению задачи

повышения их надежности путем резервирования. [1]

Бортовые системы отображения информации (СОИ) осуществляют информирование оператора или пилота об окружающей обстановке и состоянии ЛА.

Сложность бортовой аппаратуры стремительно возрастает, что в свою очередь увеличивает вероятность возникновения отказов оборудования. На фоне усложнения аппаратуры все острее встает вопрос обеспечения надежности, т.к. увеличение сложности ведет к увеличению уязвимости. Чем сложнее система, тем сложнее при проектировании учесть все взаимосвязи внешних и внутренних факторов, влияющих на ее работоспособность, и, следовательно, тем выше вероятность ее отказа.

Повышение надежности бортовых СОИ достигается различными способами:

- резервирование;

- замена элементов на элементы с высоким показателем безотказности;

- сокращение времени непрерывной работы;

- улучшения теплоотвода;

- рациональный выбор материалов.

Одним из наиболее важных методов проектирования бортовых СОИ является резервирование. Резервирование повышает безотказность системы, т.к. если один элемент системы отказал, работать начинает его замещающий, и система, таким образом, не дает отказа. Резервирование применяется в сложных технических системах, отказы в которых недопустимы по условиям работы. [2] Резервирование можно применять как к отдельным элементам, так и к группам элементов или к системе в целом.

Порою при проектировании приходится использовать высокопроизводительные, но недостаточно надежные элементы, в таком случае резервирование становится необходимостью.

В настоящее время резервирование является одним из самых распространенных способов повышения характеристик надежности систем. Резервирование сильно повышает надежность, увеличивая безотказность системы, но данный метод имеет ряд существенных недостатков, из-за которых к нему прибегают в редких случаях. Резервирование увеличивает не только надежность изделия, но и его массу и стоимость. Поэтому при проектировании необходимо находить баланс, когда массу возможно немного увеличить, и повышение стоимости умещается в позволенные рамки, а надежность достигает достаточно высокого уровня. Разработчики и конструктора всегда сталкиваются с задачей как при допустимой массе, стоимости и габаритах получить максимальный выигрыш в надежности. [3]

Особым случаем резервирования отдельных элементов или изделий является использование ЗИП. Виды резервирования

Когда в систему с минимально необходимым набором компонентов вводятся дополнительные, резервирование называется структурным. Также существует нагрузочное резервирование, при котором дополнительные элементы не замещают в случае отказа, а разгружают в условиях эксплуатации. Есть еще один вариант использования резервирования, когда элемент не просто дублируется, а используется в разных задачах и в случае отказа одного, второй переключается в другой режим и заменяет его. Два распространенных типа резервирования - активный и резервный. При активном резервировании все части системы находятся под напряжением во время работы системы. Активная резервная система - это стандартная «параллельная» система, которая дает сбой только в случае отказа всех компонентов.

В резервном режиме некоторые части не находятся под напряжением во время работы системы; они включаются только при наличии сбоев в активных частях.

Перспективным является скользящее резервирование, при котором благодаря дополнительным модулям и линиям передачи в случае отказа происходит перестройка структуры и перераспределение задач между исправными

модулями. Такой вариант является более надежным, чем при объединении разных модулей индикации в один

При модульном проектировании бортовых СОИ можно, например, установить два многофункциональных индикатора (МФИ), один из которых будет отображать основную информацию, а второй дополнительную. И в случае отказа первого, второй сможет переключиться на отображение основной информации, что в свою очередь повышает надежность, той системы, которая дает эту основную информацию. Таким образом, будет применено структурное резервирование. А если изначально один крупногабаритный МФИ заменить на два меньших размеров, будет применено нагрузочное резервирование. Несколько вариантов отображаемой информации будут поделены на основную и дополнительную, что разгрузит использование блока и облегчит работу оператора, позволяя ему переключать режимы отображения информации реже. Функции реконфигурации и переключения дисплеев позволяют обеспечить высокую живучесть системы индикации в случаях отказов дисплеев.

Использованные источники:

1. Баранова А.В., Ямпурин Н.П. Основы надежности электронных средств: учеб. пособие для студентов всех форм обучения -Нижний Новгород: НГТУ, 2005. - 97 с

2. Бородин С.М. Обеспечение надежности при проектировании РЭС: учебное пособие - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 106 с.

3. Аполлонский С. М., Куклев Ю. В. Надежность и эффективность электрических аппаратов: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань», 2011. — 448 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.