Научная статья на тему 'Резекция пищевода при его перфорации как способ профилактики медиастинита'

Резекция пищевода при его перфорации как способ профилактики медиастинита Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
106
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Скворцов М. Б., Боричевский В. И., Кожевников М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резекция пищевода при его перфорации как способ профилактики медиастинита»

овазография в динамике через 1—3 часа после травмы и через 6 — 8 чосов, т.е. после выведения из шока.

Получены следующие результаты. При снижении температуры кожных лоскутов на 8 °С по сравнению с симметричным здоровым участком наступает некроз лоскута и нагноение раны, а также в последующем возможен остеомиелит. Наблюдалась гибель лоскута при снижении реогра-фического индекса наполовину.

Установлено, что все показатели: температура, реограмма, напряжение кислорода имеют прямую связь с кровообращением в лоскуте, которое во многом зависит от соотношения ширины и длины и степени повреждения лоскута.

При открытых переломах А типа (резаные, колотые раны) и соотношения длины к ширине 1:1 и 1:2 первичное заживление после ПХО наблюдается в 95 % случаев.

У пострадавших с открытыми переломами Б типа (ушибленные) при коэффициенте 1 : 1 первичное заживление наблюдается в 66,6 %, а при

коэффициенте 1:3 у всех — частичный некроз лоскута.

Исходы лечения открытых переломов Б типа (размозжение) значительно хуже и только при коэффициенте 1 : 1 возможно первичное заживление. При коэффициенте 1:2 — частичный некроз, а при соотношении ширины к длине как 1 : 3 наступает полная гибель лоскута.

На основании проведенных исследований пришли к заключению, что при открытых переломах А типа, после ПХО на рану возможно наложение швов.

После переломов Б типа и коэффициенте лоскута 1 : 1 также возможно наложение швов. Открытые переломы В типа возможно наложение швов после ПХО только при соотношении длины лоскута к его ширине 1:1. В остальных случаях при лечении открытых переломов после ПХО ран необходима аутопластика.

Способ закрытия (дерматомным трансплантатом, кожно-фасциальным лоскутом, лоскутом на сосудистой ножке) зависит от локализации и площади ран при открытых переломах.

М.Б. Скворцов, В.И. Боричевский, И.А. Кожевников

РЕЗЕКЦИЯ ПИЩЕВОДА ПРИ ЕГО ПЕРФОРАЦИИ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ МЕДИАСТИНИТА

Лечение больных с перфорациями пищевода (ПП) до настоящего времени остается трудной и нерешенной задачей. Высокая летальность за счет быстрого развития гнойных осложнений составляет 20 — 80 %. Одним из самых тяжелых и смертельных осложнений ПП является медиастинит. Наличие рыхлой клетчатки и отсутствие соединительнотканных перегородок в средостении способствуют распространению инфекции и вовлечению соседних структур. Постоянное инфицирование средостения за счет поступления содержимого ротовой полости, воздуха и содержимого желудка через перфорацию способствуют поддержанию инфекционного процесса.

Из существующих классификаций ПП наиболее удобной, на наш взгляд, является классификация М.А. Подгорбунского и Г.И. Шраера (1970), которую мы используем с нашими добавлениями. ПП различают по этиологии (травматические, вследствие заболеваний пищевода, вследствие заболеваний средостения); по течению (остро развивающаяся перфорация, медленно развивающаяся (хроническая) перфорация); по локализации (в шейном, грудном, абдоминальном отделах); по состоянию стенки пищевода (не изменена, патологически изменена); по наличию повреждений соседних органов (с повреждением медиасти-

НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН (Иркутск)

нальной плевры, трахеобронхиального дерева, крупных сосудов и без повреждения соседних органов и структур); по наличию медиастинита (без клинических проявлений медиастинита, с клиникой медиастинита); по размерам дефекта стенки пищевода (микроперфорация, макроперфорация).

В клинике госпитальной хирургии ИГМУ с 1975 по 2004 гг. находились на лечении 132 больных с ПП. Причины перфорации: инструментальные повреждения были у 92 (из них перфорация бужом — у 68, фиброэзофагогастроскопом — у 9, фибробронхоскопом — у 1, ригидным эзофагоскопом — у 6, кардиодилататором — у 3), инт-раоперационное повреждение пищевода — у 5. Повреждение стенки пищевода инородным телом было у 20 больных, при ранениях шеи и груди — у 11, перфорация при распаде раковой опухоли пищевода — у 3, вследствие нагноения туберкулезного лимфаденита — у 1, перфорация язвы пищевода — у 1, химический некроз стенки пищевода — у 2, спонтанный разрыв пищевода — у 2. Мужчин было 91, женщин — 41, возраст больных

— от 1 года до 78 лет (в том числе детей до 15 лет

— 6 человек). Средний возраст составил 46,3 лет.

ПП осложнилась медиастинитом у 54 (40,9 %) больных, из них у 47 (87 %) перфорация пище-

вода была диагностирована через сутки и более от начала заболевания. При ПП и развитии медиастинита отмечали боли за грудиной, в меж-лопаточном пространстве, усиливающиеся при глотании, повышение температуры тела до 38 °С и выше, одышку, чувство сдавления в груди, часто — подкожную эмфизему на шее и груди. На рентгенограммах грудной клетки выявляли расширение границ средостения, наличие газа в средостении, иногда с горизонтальным уровнем жидкости, гидропневмоторакс. Основным рентгенологическим симптомом ПП был затек контраста за пределы его стенки, выявляемый при проведении рентгеноскопии с водорастворимым контрастом.

Умерли 34 (25,8 %) пациента. Основными причинами летальных исходов были прогрессирующий медиастинит, пневмония, эмпиема плевры. У 2 больных непосредственной причиной смерти явилось артериальное аррозивное кровотечение из сосудов шеи и средостения, у 1 — воздушная эмболия сосудов головного мозга и у 1 — обширный инфаркт миокарда в раннем послеоперационном периоде.

Консервативное лечение ПП не приводит к выздоровлению и сопровождается летальностью более 80 %, поэтому ПП считаем показанием к оперативному лечению. Не оперированы и излечены консервативно 5 больных, у которых не было проявлений медиастинита.

Оперировали 127 больных, умерло — 34 (26,8 %). Из 54 больных с медиастинитом, развившимся в результате ПП, умер 21 (38,9 %) больной, что значительно выше общей летальности. Одной из главных задач в лечении больных с ПП считаем профилактику и лечение медиастинита. Выполнялись следующие операции: 1) гастрос-томия; 2) дренирование средостения изолированное или в сочетании с гастро- либо с еюнос-томией; 3) ушивание перфорации, в том числе в сочетании с резекцией желудка, с удалением инородного тела, с гастро- или еюностомией, внеслизистой кардиомиотомией и ЭФП; 3) пересечение пищевода на шее с шейной эзофагосто-мией для предотвращения дальнейшего инфицирования средостения через перфорацию; 4) резецирующие операции, в том числе с одномоментной желудочной или толстокишечной пластикой пищевода.

Гастростомия выполнена у 6 пациентов, умерли 3. Дренирующие операции, в том числе с наложением гастро- или еюностомы, выполнены 26 больным, из которых умерли 13 (50 %). Дренирование средостения изолированное выполнено 13 больным, умерли 4, в сочетании с гастростомией

— 11 (7), с еюностомией — 2 (2).

Ушивание раны пищевода выполнили 34 больным, умерли 3 (8,8 %), из них ушивание ПП у одной больной произвели в сочетании с резекцией

обожженного дистального отдела желудка. Пересечение пищевода на шее и эзофагостомия для предотвращения дальнейшего инфицирования средостения через перфорацию выполнены 3 больным, как вынужденная мера, в крайне тяжелом состоянии пациентов.

Резекция пищевода (РП) при проникающих повреждениях пищевода выполнена 58 больным в возрасте от 3 до 74 лет. РП из абдоминоцерви-кального доступа (АЦД) с наложением эзофаго-стомы на шее и гастростомы, выполнена 20 пациентам. Из них у 12 пациентов РП выполнена в ранние сроки после перфорации (до развития медиастинита) без летальных исходов. На фоне медиастинита оперировано 8 больных, из них умерли 2. РП из АЦД с одномоментной пластикой целым желудком выполнена 23 больным. В условиях медиастинита оперировано 9 пациентов, из них умерло 7 человек. При исходном отсутствии медиастинита, после этой операции он не возник, умерших не было. У одного больного выполнена резекция перфорированного участка пищевода с наложением внутриплеврально-го анастомоза из торакотомного доступа с благоприятным исходом. РП из АЦД с одномоментной пластикой толстой кишкой успешно выполнена 2 больным. Из трех доступов (лапаротомия, цервикотомия, торакотомия) РП с наложением гастро- и эзофагостомы произведена 9 больным. Летальные исходы наступили у 3 больных, которым операцию выполнили на фоне медиастини-та и эмпиемы плевры. У больных, оперированных до развития гнойных осложнений, летальных исходов не было. РП и кардии с первичным ПЖА из торакофренолапаротомного доступа произведена 3 больным на фоне медиастинита, они погибли от несостоятельности ПЖА и гнойных осложнений

Таким образом, при ПП и по нашим данным основной причиной смертельных исходов является медиастинит. Консервативное лечение возможно лишь при отсутствии медиастинита. Различные виды операций, направленных на дренирование средостения и выключение питания через рот, являются паллиативными, так как, при оставшейся ПП, сохраняется инфицирование средостения. Радикальными и предпочтительными видами операций при ПП является ушивание раны пищевода (исходно здорового) или резекция патологически измененного пищевода для предотвращения развития медиастинита. Своевременно выполненная РП позволяет уменьшить количество послеоперационных осложнений и приводит к снижению летальности при ПП. В ранние сроки после повреждения пищевода при отсутствии тяжелых водно-электролитных и белковых нарушений РП может быть дополнена одномоментной пластикой целым желудком или толстой кишкой с анастомозом на шее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.