Научная статья на тему 'Рейтинговый контроль учебных достижений студентов - географов в процессе изучения курса «Биогеография»'

Рейтинговый контроль учебных достижений студентов - географов в процессе изучения курса «Биогеография» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубцова М. М.

В статье рассматривается одна из важнейших проблем современной дидактики проблема оценки учебных достижений обучающихся. Одним из подходов к оцениванию учебных достижений является рейтинг-контроль, который делает его более объективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубцова М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rating control of educational achievements of the students-geographers while studying of the course «Biogeography»

One of the most important problems of modern methods of teaching that is the problem of students' progress is touched upon in this article. One of the approaches how to estimate students' progress is the rating control, which makes this estimation more objective.

Текст научной работы на тему «Рейтинговый контроль учебных достижений студентов - географов в процессе изучения курса «Биогеография»»

М.М. Дубцова

Россия, Чита, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им Н.Г. Чернышевского

Рейтинговый контроль учебных достижений студентов - географов в процессе изучения курса «Биогеография»

В статье рассматривается одна из важнейших проблем современной дидактики - проблема оценки учебных достижений обучающихся. Одним из подходов к оцениванию учебных достижений является рейтинг-контроль, который делает его более объективным.

М.М. Dubtsova

Rating control of educational achievements of the students-geographers while studying of the course «Biogeography»

One of the most important problems of modern methods of teaching that is the problem of students* progress is touched upon in this article. One of the approaches how to estimate students' progress is the rating control, which makes this estimation more objective.

Коренные перемены в научно-техническом и социально-экономическом развитии России и мировые приоритеты выдвинули новые требования к системе отечественного образования. Простая передача знаний, развитие традиционных профессиональных навыков, классические технологии управления уже не являются достаточными условиями для получения современного образования, соответствующего потребностям личности, общества и рынка труда. На передний план сегодня выходят профессиональные и личностные компетенции [7].

Одной из важнейших задач образования сегодня является обеспечение потребностей рынка труда квалифицированными кадрами. На современном этапе модернизации российского образования приоритетным направлением выступает повышение качества профессионального образования. Требования к повышению качества подготовки специалистов предопределили необходимость поиска инновационных форм контроля знаний, умений и навыков студентов, поскольку традиционная система контроля не всегда способствует активной и ритмичной деятельности студентов, усредняет их. Окончательная оценка по учебному предмету после экзамена не учитывает всего процесса работы студента в течение семестра или учебного года, содержит существенный элемент случайности. Особое место в проблеме повышения качества профессиональной подготовки занимает контроль учебных достижений студентов - будущих специалистов. Система контроля в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Сегодня мы рассматриваем студента не как объект, получающий знания и приобретающий систему умений и навыков, а как самоценного субъекта профессиональной подготовки, способного к самосовершенствованию с учетом личных мотивов-, интересов, способностей.

По мнению С.В.Калмыкова, существующая оценка качества знаний уже исчерпала себя, ибо объем знаний студентов, их глубину и осмысленность зачастую невозможно оценить по пятибалльной системе. Исходя из реалий сегодняшней образовательной практики контроль следует рассматривать как один из элементов системы качества [3].

Контроль наряду с проверкой, оцениванием знаний и умений обучаемых включается в диагностирование как составная часть. Диагностика в педагогическом процессе понимается как прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последнего. Целями дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью [8J.

М.М. Дубцоаа. Рейтинговый контроль учебных достижении студентов-географов в процессе изучения

щш, «Биоге ографшш_51

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученное™ является объективность, систематичность и наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагогу ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний до их практического применения. Контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип системности требует комплексного подхода к проведению диагностирования. Принцип наглядности (гласности) заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям и требует оглашения и мотивации оценок [8]. На наш взгляд, всем названным принципам отвечает рейтинговая система контроля.

Д.В.Чернилевский относит рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков к прогрессивным методам контроля. Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность [8].

Гарантией прочных знаний студентов является их регулярная работа над учебным материалом. Рейтинговая система контроля учебной деятельности позволяет сделать процесс овладения знаниями и умениями систематическим и последовательным, осуществлять постоянную связь при управлении процессом усвоения учебной информации, определять степень достижения промежуточных и конечных целей обучения. Оценка, получаемая студентом в рамках данного вида контроля, учитывает результативность всех видов деятельности студента, связанной с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих его личностные качества и тем самым активизирует его самостоятельную работу в течение семестра, характеризует полноту и качество усвоения знаний [8]. В процессе применения рейтингового контроля диагностируется не только уровень усвоения учебного материала дисциплины, но и способность творческого применения приобретенных знаний, оцениваются не только результаты работы, но и весь процесс деятельности студента в течение семестра по достижению этих результатов [1].

К другим преимуществам рейтингового контроля по сравнению с традиционными методами относят:

- более объективное и точное оценивание знаний студента за счет использования рейтинговой шкалы оценок;

- создание основы для дифференциации студентов;

- уменьшение числа пропущенных по неуважительным причинам занятий;

- возможность сравнения студентам достигнутого уровня своих знаний с уровнем других студентов [2];

- повышение и закрепление культуры исполнительства, которая в нашей стране пока еще не стала общепринятой нормой поведения. В.А. Козырев и Н.Л. Шубина считают, что российская высшая школа, с ее сессионными авралами, скорее консервирует привычку к авральному труду, чем трансформирует ее в нечто более соответствующее реалиям постиндустриального общества [4].

Данная система контроля применяется при преподавании некоторых дисциплин географического цикла, в частности «Биогеографии», на естественно-географическом факультете Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им.Н.Г.Чернышевского. Интегративный курс «Биогеография» выступает как один из ведущих и системообразующих в содержании блока дисциплин предметной подготовки (ДПП). Освоение данного курса позволяет будущим учителям географии получить фундаментальные знания и с большей эффективностью в дальнейшем осваивать другие дисциплины географического цикла. Помимо важного образовательного значения изучение курса биогеографии играет большую роль в развитии географического

мышления, географической культуры будущего учителя географии. Изучение данного курса происходит с опорой на школьные курсы биологии и географии.

Перед началом изучения названной учебной дисциплины проводилось структурирование учебного материала с целью выделения модулей, по которым в дальнейшем осуществлялся текущий и итоговый контроль. Для каждого модуля разрабатывалась система знаний и умений* которыми должен обладать студент после изучения учебного материала, включенного в модуль (уровень компетентности), определялись виды деятельности студента, по которым проводилось оценивание. Для каждого модуля подбирались в соответствии с требованиями к уровню компетентности задания к практическим работам, составлялись вопросы по теоретическому материалу, разрабатывались задания для самостоятельной домашней работы, определялись сроки их выполнения, разрабатывался комплекс тестовых заданий для входного, текущего и итогового контроля. Приведем пример разбиения раздела «Общая биогеография» данной дисциплины на модули:

1. Биогеография как наука. Предмет, цель и задачи биогеографии. Связь с другими науками. Этапы развития.

2. Учение об ареале.

3. Эндемизм и реликтовость.

4. Учение о флоре и фауне.

5. Биогеографическое районирование суши и Мирового океана. Флористические и фаунистические царства и области.

6. Учение о биоценозе.

Одним из правил рейтингового контроля является ознакомление студентов с особенностями изучения дисциплины при рейтинговой оценке знаний в самом начале учебных занятий. Поэтому в начале семестра студентам сообщалось о данной системе контроля, назывались модули, указывались сроки текущего и итогового контроля по дисциплине, доводилась информация о рейтинговых баллах за различные виды учебной деятельности. Акцентировалось внимание на том, что рейтинг - это суммарный коэффициент, набранный студентом в результате последовательной и систематической оценки преподавателем различных видов его деятельности в течение семестра по изучаемой дисциплине. Среди студентов были определены контрольная и экспериментальная группы.

Рейтинговый контроль осуществлялся на основе Положения о рейтинговой системе оценки знаний студентов, которое было разработано в Московском государственном текстильном институте им. А.Н.Косыгина (2003).

Цель рейтинг-контроля - получение комплексной, объективной и достоверной оценки качества работы студентов в процессе изучения ими учебной дисциплины «Биогеография». Главные задачи рейтингового контроля:

- повышение мотивации студентов к систематической работе по изучению дисциплин в течение семестра;

- повышение уровня знаний и умений студентов, качественной успеваемости;

- повышение уровня организации учебного процесса;

- улучшение обратной связи «преподаватель-студент» с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Согласно вышеназванному Положению о рейтинговой системе оценки рейтинговый контроль основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студентов по конкретной дисциплине. Студент обязан выполнить все задания, предусмотренные рабочей программой дисциплины. При этом сумма минимальных баллов по всем видам работ должна быть не менее минимальной суммы баллов, обеспечивающей доступ к экзамену [6]. Вводилась система дополнительных баллов за высокое качество и своевременность выполняемых работ, выполнение дополнительных заданий преподавателя, посещаемость как лекционных, так и

ММ. Дубцова. Рейтинговый контроль учебных достижений студентов-географов в процессе изучения курса «Биогеографии___52

практических занятий, участие в студенческой олимпиаде, а также система штрафных (дисциплинарных) баллов. Каждый студент получал право самостоятельно распоряжаться своим временем (посещать или не посещать занятия, отчитываться в установленные или удобные для себя сроки). Но прц этом весьма существенно стимулировалось присутствие студентов как на лекциях, так и на практических занятиях. Значительное число пропусков резко снижает рейтинг студента, поскольку происходит быстрое нарастание штрафа. Рейтинговая сумма баллов формировалась по результатам входного, текущего и итогового видов контроля.

В начале семестра проводилось входное тестирование с целью выявления уровня владения базовыми знаниями, умениям!*! и навыками, необходимыми для дальнейшего обучения. Такой контроль необходим для фиксации исходного уровня обученности и является началом процесса накопления и систематизации статистических данных о достижениях каждого студента, дающих преподавателю возможность прогнозировать и планировать учебную деятельность, выявлять слабые места, осуществлять индивидуальный подход в обучении студентов, корректировку.[5] Поскольку изучение данного курса происходит с опорой на школьные курсы биологии и географии, входной контроль включает комплекс тестовых заданий, проверяющих уровень усвоения основных элементов этих курсов.

Текущий рейтинговый контроль проводился регулярным оцениванием результатов выполнения студентами практических работ, заданий для самостоятельной домашней работы, проверкой знаний географической номенклатуры, проведением текущего тестирования по каждому модулю и т.д. Целью данного вида контроля является определение степени обученности студентов по окончании изучения модуля дисциплины как основной организационно-содержательной единицы модульной системы обучения. Итоговый контроль осуществлялся на экзамене также в форме тестирования.

Студентам контрольной и экспериментальной групп предлагались идентичные варианты тестовых заданий для всех видов контроля. Результаты входного, тестирования показали весьма невысокий уровень владения студентами базовыми знаниями, что нами связывается с недостаточной школьной подготовкой по биологии и физической географии. По результатам входного тестирования качественная успеваемость в контрольной и экспериментальной группах на начало обучения по названной дисциплине составляла 29,3 и 30,8 % соответственно от числа обучающихся. Результаты итогового тестирования показали, что качественная успеваемость в экспериментальной группе, где был внедрен рейтинг-контроль, на 14,1% выше, чем в контрольной группе, и составила 74,9 % в то время, как в контрольной группе этот показатель составил 50,8 %. Это свидетельствует о том, что в рамках рейтингового контроля удается значительно стимулировать выполнение студентами всех видов учебной деятельности по предмету, активно влиять на успешность их обучения и уровень обученности.

Обеспечивая прозрачность оценивания качества подготовки студентов, рейтинговый контроль способствует формированию у студентов навыков самоконтроля: студенты самостоятельно могут вести подсчет баллов, соотнося выполненные задания с рейтинговой шкалой [1]. Производя подсчеты баллов, они убеждаются в необходимости систематической активной и своевременной работы по дисциплине в течение всего семестра.

Таким образом, в совокупности средств, обеспечивающих функционирование системы управления качеством подготовки специалистов в вузе, важная роль принадлежит научно обоснованному, тщательно спланированному и рационально организованному контролю за процессом и результатами учебно-познавательной деятельности студентов. С помощью рейтинг-контроля обеспечивается постоянная и надежная связь с обучаемыми, что создает предпосылки для своевременной корректировки образовательного процесса, формируются профессионально значимые качества современного педагога, а именно: целеустремленность, ответственность, умение

среди большого потока информации выбирать главное. Рейтинговая система - это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению учебной дисциплины.

Литература

1. Даннлов В.И. Использование системы рейтингового контроля для активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: материалы VIH Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов (27,28 марта 2007г.). - Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. - Т.!. -276 с.

2. Гликман И.З. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование). - М: Логос, 2002. - 24 с.

3. Калмыков C.B. Организация и становление университета в переходный период. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2005. -412 с.

4. Козырев В,А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: науч.-метод, пособие. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005-429с.

5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования, - М.¡ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР, 2002.-295 с.

6. Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов. - М.: Московский государственный текстильный институт имени А.Н.Косыгина, 2003.

7. Фаткулин A.A. Современное образование: управление, качество, инновации. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007,- 130 с.

8. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437с.

В. В. Кибирев

Россия, Улан-Удэ, Бурятский государственный университет

О методической подготовке учителя математики

В статье рассматривается ряд подходов к методической подготовке будуших учителей, говорится о необходимости мотивации изучения курса методики преподавания математики, приводятся примеры заданий, которые можно использовать при проведении практических занятий по методике преподавания математики.

К V. Kibirev

On Methodological Training of Teachers of Mathematics

The article regards several approaches and directions of methodological training of future teachers, dwells on motivation necessity of the course of teachers' training, gives examples of the tasks that can be used ay practical lessons on Methods for future teachers of Mathematics.

Возможен ряд подходов к методической подготовке будущих учителей. Один из них -с позиций теории деятельности, разработанный в отечественной психологии в работах Л.С. Выготского, C.JI, Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной и других ученых. В настоящее время потребность в деятельностной методологии как технологии обучения в вузе хорошо осознается, но конкретных практических наработок в этом плане явно недостаточно. ^

В курсах педагогики и психологии говорится о необходимости мотивации деятельности учащихся. В курсе методики также важно заботиться об этом. Это вопрос не праздный: не так уж редки случаи, когда студенты не понимают, что такое методика (чем она отличается от предметного содержания самой школьной математики).

Что способствует мотивации изучения курса методики, преподавай и я математики?

Во-первых, измененный по сравнению с традиционным порядок изучения тем раздела общей методики. Такие темы, как «педагогические принципы», «научные методы обучения математике», если они изучаются в начале курса, воспринимаются студентами поверхностно, формально, но эти же темы, изучаемые в конце курса общей методики или вообще всего курса, могут стать основанием разумного его обобщения и систематизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.