РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ Алешечкин Н.Д.1, Власов В.П.2
'Алешечкин Николай Дмитриевич - кандидат технических наук, профессор, старший научный сотрудник;
2Власов Виталий Петрович - научный сотрудник, Научно-исследовательский центр, Общевойсковая академия, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется традиционный семестровый контроль и его влияние на текущую работу слушателя. Стремление к более эффективному «измерению» качества знаний слушателей привело в некоторых вузах к введению параллельных систем оценок. В том числе к рейтинговой системе оценки знаний, которая имеет ряд преимуществ, является открытой, предполагает модульное построение учебного материала.
Ключевые слова: рейтинг, система, оценка, качество, знания, модульное построение, учебный материал.
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ Aleshechkin N.D.1, Vlasov V.P.2
'Aleshechkin Nikolay Dmitrievich - Candidate of Technical Sciences, professor, Senior Researcher, 2Vlasov Vitaly Petrovich - research assistant, SCIENTIFIC RESEARCH CENTER, COMBINED ARMS ACADEMY, MOSKOW
Abstract: the article analyzes traditional semester control and its impact on the student's current work. The desire for a more effective "measurement" of the quality of students' knowledge has led some universities to the introduction of parallel assessment systems. Including the rating system for assessing knowledge, which has a number of advantages, is open, and involves a modular construction of educational material. Keywords: rating, system, assessment, quality, knowledge, modular construction, educational material.
Высшая школа как социальный институт призвана давать слушателям и студентам прочные знания основ науки, вырабатывать навыки и умения применять их на практике и в дальнейшей жизни. Решение этой социальной задачи непосредственно связано с совершенствованием форм, методов и средств обучения.
Значительную роль в достижении требований к результатам обучения студентов и слушателей, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений.
Главная функция проверки - это контролирующая функция, заключающаяся в контроле знаний и умений слушателей (студентов), определение достижения, обучающимися базового уровня подготовки, овладения обязательным минимумом содержания дисциплины.
Кроме контролирующей функции, в соответствии с целями образования на проверку возлагаются обучающая, развивающая и воспитательная функции, а также задачи управления учебным процессом. Различают текущую, тематическую и итоговую проверки знаний слушателей (студентов). Все виды проверки проводятся с помощью разных форм, методов и приемов.
Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, до сих пор идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии.
Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами слушатели постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала, обучающиеся не знают подлинного уровня своих знаний, слабо представляют свои недоработки.
Недостатки традиционного семестрового контроля, который применяется сегодня в высшей школе, хорошо известны: он слабо стимулирует текущую работу слушателя, провоцирует многих надеяться на «авось», на «счастливый билетик». Напротив, добросовестных слушателей на экзамене может подстеречь неудача.
Семестровая аттестация зачастую носит формальный характер, не стимулируя работу слушателя. И, наконец, нельзя не отметить пресловутый «субъективизм». Каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии оценки. Количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат.
Стремление к более гибкому и эффективному «количественному измерению» качества знаний слушателей привело в некоторых вузах к введению параллельных систем оценок. К их числу относится рейтинговая система оценки знаний, элементы которой применяются в Общевойсковой академии ВС РФ в виде ведения электронных журналов, применения электронных учебников, введения входного и текущего тестового контроля знаний на занятиях и в промежуточной аттестации.
Рейтинг (от английского rating - уровень, разряд) - это индивидуальный числовой показатель. Рейтинговая система оценки знаний предполагает систему накопления условных единиц (баллов) знаний в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, слушатель по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку. Такой подход позволяет в комплексе оценить успеваемость слушателя, его учебную активность и уровень усвоения учебного материала.
Рейтинговая система нацелена в первую очередь на повышение мотивации слушателей к освоению образовательных программ путём более высокой дифференциации оценки их учебной работы.
Как показывает анализ многих исследований и опыт преподавателей Ливенского филиала Орловского технического университета, где в течение 10 лет на кафедре гуманитарных дисциплин использовалась рейтинговая система оценки знаний студентов. Рейтинговая система имеет целый ряд преимуществ, главными из которых являются следующие:
- стимулируется познавательная активность студентов, повышается ритмичность их работы;
- формируется ответственное отношение и своевременность выполнения заданий;
- возникает мотивация к выполнению заданий более высокого уровня;
- возникает заинтересованность во внеаудиторной работе;
- снижается количество немотивированных пропусков занятий;
- появляется возможность выбора индивидуальной образовательной тактики для студентов с различными способностями, возможностями и потребностями;
- сводится до минимума субъективизм и непредсказуемость в оценке знаний студентов;
- устраняются экзаменационные стрессовые ситуации.
Преимущества рейтинговой системы хорошо осознаются и самими студентами. Так, был проведён опрос среди студентов 2 и 3 курса с целью выявить их отношение к рейтинговой системе (объём выборки составил 102 человека). Абсолютное большинство студентов (85,2%) положительно отнеслись к рейтинговой системе оценки знаний, 10,7% выразили отрицательное отношение, 3,9% затруднились с ответом. Применение рейтинговой системы, по мнению опрошенных студентов, стимулирует работу в семестре (40,2%), позволяет более объективно оценивать знания (13,7%), создаёт заинтересованность в самостоятельной работе, участии во внеаудиторной работе (10,8%). Но, безусловно, при рейтинговой системе основным стимулом становится возможность быть освобожденными от семестрового экзамена (64,7%)» [1].
Одно из обязательных условий рейтинговой системы - это её открытость. Максимальный рейтинговый балл доводится до студентов в начале семестра. Одновременно студенты знакомятся с «правилами игры»: реальным рейтинговым баллом, соответствующим каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого оценка их деятельности становится неудовлетворительной. Преподаватель ведёт учёт реального рейтингового балла индивидуально и по окончании семестра выставляет итоговую оценку по совокупности проделанной студентом работы. При этом студенты получают возможность осуществлять самоконтроль, корректировать свою работу, становясь тем самым активным субъектом учебного процесса.
Рейтинговая система наиболее успешно реализуется на основе модульного построения учебного материала, определении образовательного стандарта по данной теме, а также уровней возможных достижений.
Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний» [2].
Оценка по каждой дисциплине (философия, социология, политология) определяется по 100-бальной шкале как сумма баллов, набранных слушателем в результате работы в семестре. При этом для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы. Обязательными баллами оценивается посещение лекционных занятий, работа на практических (семинарских) занятиях, выполнение контрольных работ, рефератов, предусмотренных учебным планом.
В величине семестрового рейтинга непосредственно учитываются достижения слушателя сверх учебного плана. Рейтинговая система позволяет слушателю компенсировать часть «потерянных» баллов с помощью дополнительных баллов, которые назначаются, например, за участие в научно-исследовательской работе, выступление на конференции, участие во внеаудиторных мероприятиях и т.д. Эта система оставляет место и для преподавательского поощрения. Так, например, преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин использовали право дать слушателю «надбавку» за отношение к учёбе (отсутствие пропусков, активность на занятиях, участие во внеаудиторных мероприятиях) в пределах 5% максимального семестрового балла. Однако необходим коэффициент соответствия обязательных и дополнительных баллов.
Общий балл по текущей успеваемости Лтек складывается из следующих составляющих:
- посещение лекционных занятий - до 10 баллов (10%);
- работа на практических занятиях (максимальная оценка за ответ - 10 баллов); выполнение контрольных работ, рефератов (по учебному плану) - до 10 баллов.
В совокупности текущий рейтинг составляет 70% от итогового рейтинга. В качестве базовой оценки знаний используется оценка работы слушателя на практических занятиях. Рейтинг текущей контрольной работы равен рейтингу работы на практическом занятии. Наряду с текущим применяется рубежный рейтинг ^руб) оценки знаний слушателей, который служит для оценки объёма и уровня усвоения обучающимся учебного материала одного модуля дисциплины. Рубежный контроль проводится в тестовой форме. В случае низкого результата проводится повторное тестирование. Проведение рубежного контроля необходимо для систематизации знаний и формирования целостного представления об изучаемом материале.
Итоговый рейтинг Литог включает текущий рейтинг Лтек и рубежный рейтинг Лруб:
^итог -^тек + -^руб 100.
Индивидуальный максимальный рейтинг Ятах обучающегося складывается следующим образом:
^шах -^тек + -^руб + -^доп.
Рейтинговая система оценки качества успеваемости позволяет расширить диапазон качественных характеристик знаний даже внутри оценки за счёт их интервальных ограничений, что позволяет, в конечном счёте, определять в соответствии с индивидуальным рейтингом слушателя объём, уровень и метод педагогического воздействия на обучающегося.
Рейтинговая система предусматривает поощрение слушателей за систематическую работу в семестре обеспечением возможности получения оценки за семестр без сдачи экзаменов или зачётов (таблица 1). В то же время итоговый рейтинговый балл, полученный слушателем в семестре, - это не приговор.
В случае несогласия слушателя с итоговой оценкой, он имеет право сдавать экзамен в обычном порядке.
Таблица 1. Пятибалльная шкала оценок экзаменов (зачётов).
Классификационная оценка Интервалы семестровых рейтинговых баллов для сдачи экзаменов (зачётов) за семестр
отлично 91-100
хорошо 76-90
удовлетворительно 60-75
зачтено 60-100
При невыполнении на день промежуточной аттестации контрольных работ, рефератов, предусмотренных учебным планом, слушатель не допускается к зачёту или экзамену по соответствующей дисциплине.
При любом количестве баллов, полученных в процессе текущей аттестации, в экзаменационную ведомость ему проставляется «не допущен» и образуется задолженность. Баллы за невыполненные и сданные после последнего дня занятий задания, определяющие допуск к экзамену, не начисляются [1].
Таким образом, применение рейтинговой системы оценки знаний позволяет на практике реализовать основополагающие принципы контролирования и оценивания знаний: объективность, системность, наглядность.
Ведение рейтинговой системы связано выполнением большого объёма вычислений, что является, пожалуй, её основным недостатком. Применение рейтинговой системы в рамках только одной (или нескольких) дисциплины не позволяет использовать её потенциал в полном объёме. Однако перевод всех
учебных дисциплин на «рейтинг» потребует пересмотра некоторых, считающихся незыблемыми, традиций организации учебного процесса в вузе.
Возможности рейтинговой системы достаточно велики. В Ливенском филиале Орловского технического университета было обнаружено, что в условиях рейтинговой системы весьма существенно снизилось количество немотивированных пропусков занятий. «К положительным результатам внедрения рейтинга можно отнести и интенсификацию научно-исследовательской и внеаудиторной работы. Эта методика позволила резко уменьшить число студентов, не выполнивших учебный план на конец семестра. Постоянно возрастает число студентов, получающих экзаменационные льготы. Главное, что рейтинговая система стимулирует студента на самостоятельное глубокое изучение предметов. Приводятся некоторые оценки самих студентов данной системе: «легче учиться»; «обеспечивает стабильность работы в семестре»; «даёт чёткое представление о результатах работы в семестре»; «возникает стимул к учёбе» и т.п. И даже аргументы «противников» применения рейтинговой системы на всех дисциплинах (таких оказалось 34,3%) звучат, скорее, как аргументы в её защиту. По сути все высказывания можно свести к одному: «мы против, так как придётся много работать в семестре» [1].
Традиционная система оценки освоения слушателями программы учебной дисциплины основана на проведении в конце каждого семестра одного локального (т.е. проводимого в определенном месте в течение строго ограниченного времени) мероприятия - зачета или экзамена, результат которого оценивается по четырёх-балльной шкале («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). Основным недостатком такой системы оценивания является высокая критичность результата по отношению к субъективным условиям, действующим во время зачета или экзамена (содержание билета, физическое и психологическое состояние слушателя, личность преподавателя и т.д.). При такой системе оценивания не учитывается ни посещаемость слушателем занятий, ни его работа в течение семестра, ни достижения слушателя по профилю дисциплины (например, участие в олимпиаде, выступления на конференции, публикация научной статьи).
Преодоление этого недостатка возможно в рамках балльно-рейтинговой системы (БРС), при которой аттестация по дисциплине становится комплексным мероприятием, включающим как локальные, так и распределенные (проводимые в течение всего семестра) мероприятия.
При этом, часто за кадром остается другой чрезвычайно важный вопрос: «Насколько БРС будет стимулировать слушателей осваивать учебный материал и как эта система повлияет на качество учебного процесса внутри вуза? Следует отметить, что не всегда влияние БРС на качество учебного процесса оценивается экспертами положительно. Не в последнюю очередь это связано с тем, что введение БРС может нарушить сложившуюся в вузе структуру образовательного процесса, ломая сложившиеся годами стереотипы (отнюдь не всегда отрицательные).
Балльно-рейтинговая система, которая была введена в Московском финансово-юридическом университете МФЮА с 2015/16 учебного года, поставила главной целью повышение мотивации студентов к освоению учебного материала и повышение объективности оценки результатов этого освоения.
При этом одной из главных целей ставилась задача сохранения общей структуры образовательного процесса и формализация тех форм оценки компетенций студентов, которые уже использовались. Так, например, в течение нескольких лет по всем дисциплинам использовалась такая форма проверки знаний и умений студентов как рубежный контроль, однако его результаты, по сути, не влияли на экзаменационную оценку. Это же относилось и к посещаемости студентом занятий и к его работе в течение семестра, хотя все эти показатели обязательно фиксировались в учебном журнале.
Введенная балльно-рейтинговая система основывалась на независимой оценке обучающихся по следующим основным показателям: посещаемость (ПС), работа в семестре (РС), рубежный контроль (РК), семестровый контроль (СК) и итоговый контроль (ИК). Последние два показателя имеют тот же смысл и те же формы, что и проводимые при традиционной системе аттестации зачеты и экзамены [3].
Помимо основных показателей, в рамках БРС действуют еще два дополнительных - дополнительные баллы (ДБ), начисляемые за особые достижения обучающегося по профилю дисциплины (участие в олимпиадах, научная работа и т.д.) и штрафные баллы (ШБ), имеющие отрицательное значение и выставляемые за серьезные дисциплинарные проступки студентов.
Дополнительные и штрафные баллы используются только в исключительных случаях, для подавляющего большинства обучающихся значение этих показателей равно нулю. Каждый же из остальных (т.е. из основных) показателей имеет свой диапазон изменения, соответствующий весу этого показателя в общей системе оценок. Так, показатели посещаемость и работа в семестре находятся в диапазоне от 0 до 2-х, рубежный контроль - в диапазоне от 0 до 3-х, а семестровый и итоговый контроль могут принимать значения 0, 3, 4, 5 полностью эквивалентные оценкам традиционного экзамена. Относительные веса этих показателей, определяющие диапазоны их изменения - это результат долгих и серьезных обсуждений этого вопроса всем преподавательским сообществом вуза.
Баллы, по каждому показателю вносятся в информационную систему или формируются в ней автоматически. Например, балл за посещаемость автоматически формируется по результатам системы контроля доступа, основанной на использовании обучающимися индивидуальных электронных пропусков (карточек), балл за работу в семестре формируется из оценок, которые преподаватель ставит в течение семестра в электронном журнале. Баллы за локальные мероприятия (РК, СК, ИК) формируются из оценок, которые преподаватели проставляют в специальных ведомостях, предназначенных для автоматического сканирования.
После того как баллы по всем показателям внесены, система формирует итоговую ведомость, в которой в соответствии с набранной суммой баллов автоматически выставляются оценки по четырехбалльной шкале («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). Итоговая ведомость распечатывается, проверяется и подписывается преподавателем и представителем деканата.
Максимальная сумма баллов за семестр по четырем основным показателям (без дополнительных и штрафных баллов) составляет 12, поэтому семестровая балльная является 12-балльной, но она легко может быть переведена в «почти 100-бальную» умножением на коэффициент 8. Таким образом, используемая шкала баллов легко сопрягается не только с традиционной четырех-балльной шкалой, но и со 100-балльной шкалой, используемой в ряде вузов.
Успешная реализация такой балльно--рейтинговой системы оказалась возможной только благодаря использованию разработанной информационной системе вуза на платформе «1С: Предприятие 8» [4]. Балльно-рейтинговая система была встроена в эту систему в виде дополнительного блока, включающего несколько документов конфигурации.
Кроме того, организована интеграция этой системы с соответствующими разделами портала вуза и с системой контроля доступа. В частности, одной из важных составных частей балльно--рейтинговой системы является электронный журнал - специальный раздел web-портала, который используется для отображения посещаемости, для выставления текущих оценок, для записи заданий и т.д. Каждый преподаватель после каждого занятия заполняет соответствующую страницу электронного журнала. В конце семестра данные из электронного журнала автоматически загружаются в документ «Итоговая ведомость», формируя балл посещаемость (ПС) и работа в семестре (РС). Логическая модель базы данных используемых в рейтинговой системе представлена на рисунке 1.
Научно-техническая документация
Код документации Код типа Стандарта (FK)
Код стандарта Название
Персональные данные
Код персональных данных
Фамилия Имя
Отчество
Курс
Группа
Дата рождения
Место рождения
Гражданство
Адрес
Телефон
Карьера Код карьеры Код персональных данных (FK)
Место работы Годы работы Должность
Тип документации
Код типа стандарта
Наименование
Компетенции
Код компетенции Код типа компетенции (РК) Код документации (РК) Код стандарта (РК) Код классификатора (РК) Код уровня образования (РК) Код формы обучения (РЯ) Код вида обучения (РК) Код европейскихрамок квалификации (РК)
Описание
Полученные компетенции
Код полученных компетенций Код персональных данных (FK)
Код компетенции
Дополнительная информация
Код дополнительной информации Код персональных данных (FK)
Достижения Примечания
Европейские рамки квалификации
Код европейских рамок квалификации
Название Описание
Классификатор
Типы компетенций
Код типа компетенций
Наименование
Виды обучения
Код вида обучения
Наименование
Формы обучения
Код формы обучения
Код классификатора (РК) Код уровня образования (РК) Код формы обучения (РК) Код вида обучения (РК)
Глоссарий
Код глоссария
Термин
Определение
Наименование
Об разование
Код образования Код персональных данных (РК) Код формы обучения (РК) Код уровня образования (РК)
Наименование
образовательного учреждения
Годы обучения
Дата окончания/ перехода
Уровни образования
Код уровня образования Наименование
Рис. 1. Логическая модель базы данных.
Рейтинговая система рассматривается «не только как контроль за знаниями, но и как средство управления профессионально-личностным развитием обучающихся. Рейтинговая система оценивания
создаёт выгодные условия для учёта индивидуальных особенностей слушателя, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность обучающегося, что делает процесс обучения более эффективным» [1].
Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что возможности рейтинговой системы достаточно велики. Установлено, что в условиях рейтинговой системы весьма существенно снизилось количество немотивированных пропусков занятий. К положительным результатам внедрения рейтинга можно отнести и интенсификацию научно-исследовательской и внеаудиторной работы. Эта методика позволила резко уменьшить число обучающихся, не выполнивших учебный план на конец семестра. Постоянно возрастает число обучающихся, получающих экзаменационные льготы. Главное, что рейтинговая система стимулирует обучающегося на самостоятельное глубокое изучение учебных дисциплин. По оценке самих обучающихся данной системе: «легче учиться»; «обеспечивает стабильность работы в семестре»; «даёт чёткое представление о результатах работы в семестре»; «возникает стимул к учёбе» и т.п. А аргументы «противников» применения рейтинговой системы на всех дисциплинах (таких оказалось 34,3%) по сути сводятся к одному: «мы против, так как придётся много работать в семестре». Следовательно, рейтинговая система делает процесс обучения слушателя более эффективным.
Список литературы /References
1. Ефремова Ж.Д. Рейтинговая система оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе //Высшее образование в России. - 2005. - № 2.
2. Бойцова Е., Дроздов В. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий // Высшее образование в России. - 2005. - № 4.
3. Байков А.Ю., Горшков Г.С., Забелин О.А., Турулев А.В. Организация балльно-рейтинговой системы вуза с использованием платформы «1С: Предприятие». - М.: «1С». - 2014. - 16 с.
4. Радченко М.Г. Практическое пособие разработчика. Примеры и приемы «1С: Предприятие 8». - М.: «1С». - 2012. - 656 с.