Научная статья на тему 'РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ: СТРУКТУРА, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ'

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ: СТРУКТУРА, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ БАНКА / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКА БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЙТИНГОВОЕ АГЕНТСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарчук Юлия Андреевна

В статье проведено обобщение и разработка категориального аппарата в сфере рейтинговой оценки банковской деятельности. Эта потребность диктуется, прежде всего, особенностями практической деятельности в сфере рейтингования в России, а также отсутствием единой трактовки понятия «рейтинг», «рейтинговая система». Поскольку меняющаяся общеэкономическая и политическая ситуации непосредственно влияет на стабильность кредитных организаций и результаты деятельности, дальнейшее их развитие ставит перед их руководством требования, направленные на обоснованное и профессиональное управление. Это управление должно опираться на результаты соответствующих аналитических исследований и расчетов, на базе которых существует возможность рейтингования состояния банка. В работе определены основные субъекты рейтингования кредитных организаций, а также особенности рейтинговой системы оценки деятельности банков. Выявлены основные пользователи рейтинговых оценок коммерческих банков с акцентированием внимания на ценности рейтинговой оценки непосредственно для объекта рейтингования. Обоснована возможность и необходимость использования рейтингов в качестве информационной и аналитической поддержки процесса управления кредитной организацией. Также были определены направления использования рейтинга для реализации функции планирования, организации, мотивации и контроля деятельности банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING SYSTEM FOR EVALUATING THE COMMERCIAL BANKS: STRUCTURE, SCOPE

The article summarizes and develops a categorical apparatus in the sphere of rating assessment of banking activities. This need is dictated, first of all, by the specifics of practical activity in the field of rating in Russia, as well as by the lack of a unified interpretation of the concept of “rating”, “rating system”. Since the changing general economic and political situation directly affects the stability of credit institutions and the results of their activities, their further development sets requirements for their management aimed at sound and professional management. This management should be based on the results of relevant analytical studies and calculations, on the basis of which there is a possibility of rating the bank's sustainability. The paper identifies the main subjects of the rating of credit institutions, as well as the features of the rating system for assessing the activities of banks. The main users of rating assessments of commercial banks are identified, with an emphasis on the value of the rating assessment directly for the object of rating. The possibility and necessity of using ratings as information and analytical support for the management of a credit institution is substantiated. The directions of using the rating were also determined to implement the functions of planning, organizing, motivating and monitoring the bank's activities.

Текст научной работы на тему «РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ: СТРУКТУРА, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ»

Рейтинговая система оценки деятельности коммерческих банков: структура, сфера применения

Бондарчук Юлия Андреевна,

аспирант, Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации

E-mail: yuliia.bondarchuk@yandex.ru

В статье проведено обобщение и разработка категориального аппарата в сфере рейтинговой оценки банковской деятельности. Эта потребность диктуется, прежде всего, особенностями практической деятельности в сфере рейтингования в России, а также отсутствием единой трактовки понятия «рейтинг», «рейтинговая система». Поскольку меняющаяся общеэкономическая и политическая ситуации непосредственно влияет на стабильность кредитных организаций и результаты деятельности, дальнейшее их развитие ставит перед их руководством требования, направленные на обоснованное и профессиональное управление. Это управление должно опираться на результаты соответствующих аналитических исследований и расчетов, на базе которых существует возможность рейтингования состояния банка. В работе определены основные субъекты рейтингования кредитных организаций, а также особенности рейтинговой системы оценки деятельности банков. Выявлены основные пользователи рейтинговых оценок коммерческих банков с акцентированием внимания на ценности рейтинговой оценки непосредственно для объекта рейтингования. Обоснована возможность и необходимость использования рейтингов в качестве информационной и аналитической поддержки процесса управления кредитной организацией. Также были определены направления использования рейтинга для реализации функции планирования, организации, мотивации и контроля деятельности банка.

Ключевые слова. Рейтинг банка, рейтинговая система оценка банковской деятельности, рейтинговое агентство.

Современные экономические условия с ярко выраженными чертами гипердинамичности и крайней нестабильности, в которых вынуждены работать бизнес-структуры во всем мире, требуют от менеджеров различных уровней принятия оптимальных управленческих решений в максимально короткие сроки. Особую значимость этот вопрос приобретает для коммерческих банков, поскольку шоки финансового сектора оказывают значительное негативное воздействие на всех субъектов экономической системы. В связи с этим актуальным является формирование объективной оценки финансовой устойчивости кредитной организации. Эффективным механизмом реализации этой задачи в современном мире являются многочисленные методики рейтингования банков. Вместе с этим, многообразие существующих рейтинговых методик не обеспечивает единства и сопоставимости результатов рейтингования, что позволяет ими манипулировать.

Нерешенной на сегодняшний день остается задача по разработке единой терминологической базы и общепринятых принципов рейтингования с целью дальнейшего формирования на их основе действенной, гибкой и одновременно комплексной системы рейтингования национального и мирового масштаба. Также требует дальнейшего изучения вопрос назначения рейтинговых продуктов с сосредоточением внимания на самом объекте рейтингования как ключевом пользователе рейтинговой информации.

В трудах многих отечественных и зарубежных ученых в сфере разработки методик объективной оценки коммерческих банков немало внимания отведено обоснованию сущности понятия «рейтинг» и различиям его от других, похожих, на первый взгляд, категорий, таких как «ранг», «рэнкинг». Так, А.Н. Карминский, акцентируя внимание на количественной, стоимостной природе рейтинга, определяет его как оценку состояния объекта, соотносящую его с определенным классом или категорией [5, с. 16]. Вместе с тем, автор выделяет понятие «рэнкинг», предусматривающий перечень объектов, упорядоченных по уровню определенного показателя деятельности. Такими показателями могут служить прибыль, рентабельность, размер активов и другие. Для комплексной оценки исследуемого объекта и прогнозирования его деятельности сегодня используют и рэнкинги, основанные на нескольких показателях [5, с. 19].

Также экономист разграничивает понятия «рейтинг» и «экспертная оценка». При этом отметим, что решение о присвоении рейтингов принимаются на базе применения различных методологических подходов и приемов экономико-математического

сз о

со £

m Р

сг

от А

моделирования, а экспертные оценки, хотя и тесно переплетаются с рейтингами, является результатом выводов определенного специалиста или группы специалистов, которые способны принимать решения о состоянии банка, руководствуясь собственными знаниями, опытом, профессиональной интуицией и другими субъективным характеристикам [5, с. 12].

Занимаясь вопросами рейтинговой оценки банков, как наиболее развитом секторе рейтингова-ния, сегодня экономисты характеризуют «рейтинг банка» как интегральную оценку финансового состояния коммерческого банка, основанную на стандартизированном наборе показателей, которая позволяет рассматривать все оцениваемые объекты с единой точки зрения. Вместе с тем, остаются мало рассмотрены вопросы содержания понятия «рейтинговая система». У.Я. Грудзевич, определяя структуру системы рейтингования, выделяет к качестве элементов такие, как субъекты и объекты оценки, национальную рейтинговую шкалу, а также методические основы оценки банков рейтинговыми агентствами [4, с. 159]. Однако, представляется, что рейтинговая шкала является частью методики оценки. При таком подходе отсутствует необходимость выделения данного элемента в структуре рейтинговой системы.

М.В. Бордакова характеризует данное понятие через набор методов и процедур, которые используются в процессе оценки кредитной организации [3, с. 64]. Такая интерпретация «рейтинговой системы» упускает основные элементы системы: объект и субъект рейтингования.

Деятельность субъектов рейтинговой оценки банков в разных странах имеет свои особенности, что связано с правовыми основами их деятельно-

сти и особенностями регулирования. Эти особенности предполагают наличие в структуре рейтинговой системы такого элемента как «рейтинговая инфраструктура». Этот элемент отражает особенности информационного, законодательного и методического обеспечения деятельности субъектов оценки.

Субъектами рейтинговой оценки банков являются специализированные агентства, надзорный орган банковской деятельности, а также организации, устанавливающие основные принципы рейтингового измерителя для кредитных организаций, разрабатывающие методику рейтингования банков. Субъект рейтинговая осуществляет прямое или опосредствованное влияние на целевой объект с целью достижения необходимого результата -присвоения рейтинга (рис. 1). Тогда объектом рейтинговой оценки банка является кредитная организация, интегральная оценка условий и результатов деятельности которой обеспечивает определение её рейтинговой позиции в определенной среде.

Важным элементом в рейтинговой системе также является методика рейтингования. Она представляет собой внутренний документ субъекта рейтингования банка, который содержит совокупность количественных и качественных факторов, а также методы их оценки. Методика рейтингования дают возможность исследовать необходимые аспекты деятельности кредитной организации и предоставить рейтинг. Методика рейтингования должна обычно содержит систему показателей оценки функционирования исследуемого объекта, совокупность весовых коэффициентов, отражающих значимость показателей, а также экспертную оценку и рейтинговую шкалу, позволяющую классифицировать полученный результат.

Рейтинговая инфраструктура

Рейтинговая среда

Рейтинговая система

Рис. 1. Структура рейтинговой системы оценки банковской деятельности Источник: разработка автора

в

см со

В России согласно Федерального закона № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации» все специализированные агентства обязаны согласовывать

свои методики присвоения рейтингов с Банком России [1]. Также обо всех её изменениях агентства обязаны сообщать регулятору.

Процесс рейтингования банков специализированными агентствами по принятой методике предполагает и дальнейший мониторинг оценки с установленной периодичностью. Последующий анализ рейтинга, применяемый для повышения достоверности модели оценки, определяет необходимость выделение ещё одного элемента в структуре рейтинговой системы - мониторинга результатов оценки. По результатам оценки и их дальнейшему анализу принимается решение об необходимости изменения существующей рейтинговой методики оценки кредитной организации.

Понятие «рейтинговой деятельности» целесообразно рассматривать как проведение уполномоченным субъектом сбора, комплексного оценивания информации об объекте и вывода на этой основе рейтинга, который отражает истинное состояние объекта в соответствии с разработанной шкалой, а также позволяет сформулировать прогноз о его развитии.

Основными чертами, характеризующими рейтинговую систему оценки деятельности банков является открытость к взаимодействию с другими системами. Результаты оценок часто используются в деятельности различных субъектов, а также в различных системах, например, при создании резервов на возможные потери. Второй особенностью рейтинговой системы оценки является детерминированность и динамичность, что определяется пересмотром используемых для анализа показателей в процессе развития и совершенствования.

Как уже отмечалось выше результатом осуществления рейтинговой деятельности является присвоение рейтинговой оценки. Всех пользователей рейтингов кредитных организаций можно разделить на две основные группы: 1. Внешние пользователи - это регулятор, инвесторы, клиенты и другие контрагенты. Они используют рейтинг при формировании инвестиционного решения, разрешения эмитента ценных бумаг участвовать в торгах. Также клиентами оценивается на основе рейтинга банка возможность сотрудничества. Надзорные органы могут использовать рейтинговую оценку для мониторинга деятельности банков.

2. Внутренние пользователи - это менеджеры, владельцы объекта рейтинговой оценки, которым рейтинговая оценка необходима для следующих целей: выхода на фондовый рынок, привлечения кредитов; принятие организационных управленческих решений на основе рейтинговой оценки; использование рейтинговой оценки в рекламных и маркетинговых мероприятиях банка. У каждой группы пользователей рейтинговой оценки банка свои специфические требования к принципам их формирования в зависимости от собственных целей. Так краткосрочный инвестор или вкладчик банка ориентируется на оперативность присвоения рейтинга кредитной организации. Более частое присвоение оценок даст такому инвестору возможность избежать риска потери средств. Долгосрочный инвестор ориентируется на методику формирования рейтинга «through the cycle», которая предусматривает пересмотр оценки каждые четыре года, как это принято в международной практике. Для долгосрочного инвестора важен долгосрочный прогноз деятельности кредитной организации. Таким образом, цель пользователей рейтингов определяет методику их формирования.

В большинстве случаев рейтинги применяются именно для процесса оценки деятельности кредитной организации, а вот система управления банком на основе рейтингов остается на сегодняшний день не развитой. Применение рейтингов банков при осуществлении управления и принятия на их основе решений пользователями рейтинговой информации представляет собой рейтинговое управление^, с. 111]. Это представляет собой процесс, в котором рейтинговые оценки используется для анализа, контроля, учета, прогнозирования и регулирования деятельности банка и его подсистем. Следовательно рейтинговая оценка является целевой функцией рейтингового управления.

Объектом такого управления банком является он сам, его подразделения, отдельные банковские продукты [7, с. 76]. Целью рейтингового управления является определение и максимальное использовании ресурсов банка и как следствие - изменение имиджа банка во внешней среде [2, с. 18].

сз о

со £

m Р

сг

Рис. 2. Схема использования рейтинга банка в управлении его деятельностью

Источник: разработка автора

СТ1 А

Процесс формирования рейтинговой оценки и ее использование в управлении деятельностью банка можно представить следующим образом (рис. 2). Существенной характеристикой рейтингового управления при этом является то, что рейтинг представляет собой инструмент и одновременно цель управления.

Для более детального исследования использования рейтингового управления в банке проведем функциональный анализ, приведенный в табл. 1. Его результаты показали, что в процессе реализации всех основных функций управления банком существует возможность применить рейтингов. При планировании деятельности рейтинг кредитной организации используют для оценки банков на финансовом рынке с целью определения потенциальных партнеров и установление плановых показателей деятельности кредитной организации. В рамках функции организации используется рейтинговое оценивание рабочих банка для наиболее эффективного их распределения по должностям и подразделениям. Также рейтинги применяются для контроля путем сравнения фактических показателей деятельности банка с плановыми и с аналогичными показателями конкурентов, приведенных в форме интегральных оценок.

Таблица 1. Использование рейтинга в процессе управления банком

Функция управления Сущность функции Использование рейтинга для реализации функции

Планирование Формирование текущих финансовых планов по основным направлениям финансовой деятельности 1) формирование рейтинга как комплексной оценки текущего финансового состояния банка; 2) формирование рейтинга банков на финансовом рынке с целью поиска партнеров на будущие периоды; 3) анализ конкурентной среды

Организация Процесс создания подразделений, определение их функций и полномочий, установление вертикальных и горизонтальных связей между ними, координация их действий создание рейтинга сотрудников, отделов с целью наиболее эффективного формирования подразделений банка для достижения полного взаимодействия структурных элементов

Мотивация Процесс формирования системы стимулирования и наказания работников банка за выполнение или невыполнение установленных целевых финансовых показателей, финансовых нормативов и плановых заданий использование рейтинга банка как интегрального показателя деятельности, с целью побуждения сотрудников отделений работать более эффективно для повышения позиции кредитной организации в рейтинге

Окончание

Функция управления Сущность функции Использование рейтинга для реализации функции

Контроль Процесс определение достижения банком установленных контролируемых показателей, а также принятие мер по результатам контроля 1) сравнительный анализ рейтинговых оценок предыдущих лет с отчетным с целью определения отклонений; 2) сравнительный анализ рейтинговых показателей деятельности банка с показателями конкурентов; 3) сравнительный анализ плановых рейтинговых оценок с фактическими

Источник: составлено автором на основе [6]

Так использование рейтинговой оценки в процессе управления банком позволяет решить следующие задачи:

- организация и планирование деятельности;

- оценка финансового состояния банка, его подразделений;

- формирование резервов на возможные потери соответственно принимаемому риску;

- создание эффективной кадровой политики и мотивационной системы.

Таким образом, внешним пользователям рейтинги банков позволяют не только получить интегральную оценку устойчивости кредитной организации, но и прогноз её деятельности в крако- или долгосрочной перспективе. Основными пользователями такой информации являются деловые партнеры, конкуренты, потребители банковских услуг, инвесторы, регулятор. Безусловно, целесообразно различать рейтинги банков для профессиональных нужд, рассчитанные на профессионалов, и рейтинги, открытые для широкой общественности. Менеджерам банка рейтинговая оценка в процессе управления банком использования рейтинговой оценки позволяет: повысить надежность процесса управления путем сокращения объема обрабатывающей информации; осуществить оценку различных вариантов стратегий и проверить их корректность использования с помощью рейтингов.

Предложенный подход к определению структуры рейтинговой системы оценки банков расширяет количество элементов, что позволяет проводить анализ рейтинговых оценок банков с учетом особенностей нормативно-правового регулирования и инфраструктуры финансового рынка, а также проводить своевременную их верификацию. Рассмотренные выше составляющие элементы рейтинговой системы оценки банковской деятельности являются своеобразным категориальным аппаратом дальнейшего исследования особенностей и перспективных направлений развития рейтингов банков.

Литература

1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»: электронный. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_182646/ (дата обращения: 11.10.2018).

2. Астрелина В.В., Бондарчук П.К. Оценка деловой репутации банка / В.В. Астрелина, П.К. Бондарчук // Деньги и кредит. - 2012. -№ 12. - С. 16-23.

3. Бордакова М.В. Исследование понятия «Рейтинговая система оценки кредитного риска» / А.М. Бордакова // Финансы и кредит. - 2012. -№ 37 (517). - С. 61-69.

4. Грудзевич У.Я. Проблеми та перспективи дiяльностi рейтингових агентств щодо оцн ки банюв / У.Я. Гудзевич // Регюнальнаеко-номка. - 2006. - № 3. - С. 156-161.

5. Карминский А.М., Пересецкий А.А., Петров А.Е. Рейтингование в экономике: методология и практика / под ред. А.М. Карминско-го. - Москва: Финансы и статистика, 2005. -240 с.

6. Стасюк В.П. Модели адаптивного управления предприятием: Монография / В.П. Стасюк. -Донецк: Юго-Восток, 2003. -217 с.

7. Чмутова И. М., Афанасенко М.В. Внешнее рейтинговое управление банком методом DEA (Data Envelopment Analysis) / И.М. Чмутова, М.В. Афанасенко // Проблемы экономики. -2011. - № 2. - С. 75-79.

RATING SYSTEM FOR EVALUATING THE COMMERCIAL BANKS: STRUCTURE, SCOPE

Bondarchuk YuA

Financial university under the Government of the Russian Federation

The article summarizes and develops a categorical apparatus in the sphere of rating assessment of banking activities. This need is dictated, first of all, by the specifics of practical activity in the field of rating in Russia, as well as by the lack of a unified interpretation of the concept of "rating", "rating system". Since the changing general economic and political situation directly affects the stability of credit institutions and the results of their activities, their further development sets requirements for their management aimed at sound and professional management. This management should be based on the results of relevant analytical studies and calculations, on the basis of which there is a possibility of rating the bank's sustainability. The paper identifies the main subjects of the rating of credit institutions, as well as the features of the rating system for assessing the activities of banks. The main users of rating assessments of commercial banks are identified, with an emphasis on the value of the rating assessment directly for the object of rating. The possibility and necessity of using ratings as information and analytical support for the management of a credit institution is substantiated. The directions of using the rating were also determined to implement the functions of planning, organizing, motivating and monitoring the bank's activities.

Keywords. Bank rating, rating system, assessment of banking activity, rating agency.

References

1. Federal Law No. 222-FZ of July 13, 2015 "On the Activities of Credit Rating Agencies in the Russian Federation, on Amending Article 76.1 of the Federal Law" On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia) "and invalidating certain provisions of legislative acts of the Russian Federation ": electronic. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_182646/ (date accessed: 11.10.2018).

2. Astrelin V.V., Bondarchuk P.K. Assessment of the bank's business reputation / V.V. Astrelin, P.K. Bondarchuk // Money and Credit. - 2012. - No. 12. - S. 16-23.

3. Bordakova M.V. Research of the concept "Rating system for assessing credit risk" / A.M. Bordakova // Finance and Credit. -2012. - No. 37 (517). - S. 61-69.

4. Grudzevich U. Ya. Problems and Prospects of Rating Agencies' Activity in Bank Assessments / U. Ya. Gudzevich // Regional Economics. - 2006. - No. 3. - S. 156-161.

5. Karminsky A.M., Peresetsky A.A., Petrov A.E. Rating in economics: methodology and practice / ed. A.M. Karminsky. - Moscow: Finance and Statistics, 2005. - 240 p.

6. Stasyuk V. P. Models of adaptive enterprise management: Monograph / V. P. Stasyuk. -Donetsk: Yugo-Vostok, 2003. - 217 p.

7. Chmutova IM, Afanasenko MV External rating management of a bank using the DEA method (Data Envelopment Analysis). Chmutova, M.V. Afanasenko // Problems of Economics. -2011. - No. 2. - S. 75-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.