Научная статья на тему 'Рейтинги территориальных брендов как инструменты бренд-менеджмента'

Рейтинги территориальных брендов как инструменты бренд-менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ ТЕРРИТОРИИ / РЕЙТИНГ СТРАНЫ / РЕЙТИНГ ГОРОДА / ИНДЕКС ТЕРРИТОРИИ / ИНДЕКС СТРАНЫ / ИНДЕКС ГОРОДА / МАРКЕТИНГ ГОРОДА / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / БРЕНДИНГ ГОРОДА / БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТ / TERRITORY RATING / COUNTRY RATING / CITY RATING / TERRITORY INDEX / COUNTRY INDEX / CITY INDEX / CITY MARKETING / TERRITORY MARKETING / CITY BRANDING / BRAND MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Александра Михайловна, Пономарев Максим Александрович

В статье представлено описание существующих рейтингов/индексов территорий, проведена оценка возможности их применения при исследованиях территориальных брендов. На основе анализа содержания и метрик территориальных рейтингов/индексов разработана их классификация, проведена систематизация рейтингов/индексов маркетинговой оценки территориального бренда, намечены возможности использования существующих территориальных индексов/рейтингов в области территориального бренд-менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORY BRAND RANKINGS AS A BRAND MANAGEMENT TOOLS

The article describes the existing ratings / indices of territories, assesses the possibility of their use in studies of territorial brands. Based on the analysis of the content and metrics of territorial ratings / indices, their classification has been developed, a rating / index system for marketing assessment of a territorial brand has been systematized, and the possibilities of existing territorial indices / ratings usage in the field of territorial brand management have been outlined.

Текст научной работы на тему «Рейтинги территориальных брендов как инструменты бренд-менеджмента»

УДК 659.1 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-74-78

РЕЙТИНГИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БРЕНДО13! КАК ИНСТРУМЕНТЫ БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТА

Пономарева доктор экономических наук, профессор, Ростовский государственный Александра экономический университет (РИНХ) (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, Михайловна ул. Б. Садовая, 69); профессор, Южный федеральный университет (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42). E-mail: alexandra22003@rambler.ru

кандидат экономических наук, доцент, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: maxuu@gmail.com

Аннотация

В статье представлено описание существующих рейтингов/индексов территорий, проведена оценка возможности их применения при исследованиях территориальных брендов. На основе анализа содержания и метрик территориальных рейтингов/индексов разработана их классификация, проведена систематизация рейтингов/индексов маркетинговой оценки территориального бренда, намечены возможности использования существующих территориальных индексов/рейтингов в области территориального бренд-менеджмента.

Ключевые слова: рейтинг территории, рейтинг страны, рейтинг города, индекс территории, индекс страны, индекс города, маркетинг города, маркетинг территории, брендинг города, бренд-менеджмент.

Брендирование территорий (стран, регионов, городов], активно инициируемый в настоящее время в Российской Федерации государственными и муниципальными структурами, должно опираться на разработанную долговременную бренд-стратегию, быть управляемым в процессе реализации, поддаваться оценке как в процессе построения бренда, так и по его результатам. По этой причине задачу поиска инструментов оценки бренда территории, которые можно было бы использовать на постоянной основе в длительной перспективе [1], и построения на их основе системы оценка бренда территории можно признать актуальной. Гипотезой настоящего исследования является положение о том, что подобного рода инструментами исследования и оценки территориального бренда могли бы послужить уже существующие рейтинги/индексы городов, территорий, стран, которые активно используются в социально-экономической жизни общества. Эта гипотеза предопределяется двумя положениями: первое состоит в том, что построение обособленной системы оценки каждого из территориальных брендов, способной отслеживать изменения территориального бренда в долговременном периоде, весьма затратно и трудоемко; второе состоит в том, что оценка территориального бренда на основе существующих независимых рейтингов/индексов является более объективной.

Цель нашего исследования состоит с систематизации существующих территориальных индексов/рейтингов и оценка их потенциала с точки зрения возможности исследования территориальных брендов. В качестве методов исследования выступили описательно-аналитический, сравнительный методы, а также методы семантического и компонентного анализа.

По мнению авторов аналитического портала «Гуманитарные технологии», все индексы/рейтинги стран/территорий/городов можно разделить на следующие группы:

- индексы/рейтинги стран/территорий/городов социального развития,

- индексы/рейтинги стран/территорий/городов политического развития,

- индексы/рейтинги стран/территорий/городов экономического развития,

- индексы/рейтинги стран/территорий/городов научно-технического развития,

- индексы/рейтинги стран/территорий/городов коммуникационного развития,

- индексы/рейтинги стран/территорий/городов репутационного развития1.

Также возможно деление рейтингов на:

1] позитивные и негативные (ср.: рейтинг стран мира по уровню демократии и рейтинг стран мира по уровню несостоятельности];

2] оценивающие: А. Страну, В. Регион, С. Город;

1 Гуманитарные технологии: аналитический портал. 2002-2019. [Электронный ресурс] URL: https://gtmarket.ru/research/countries-ranking (дата обращения 5.08.2019)

Пономарев

Максим

Александрович

3] оценивающие бренд с точки зрения: А. Жителей территории, В. Туристов, С. Инвесторов, D. Потенциальных иммигрантов.

4] внешние - оценивающие место России, ее территорий и городов в мире, внутренние - оценивающие города и территории РФ относительно друг друга;

5] научно обоснованные, достоверные и созданные в политических, маркетинговых, рекламных и др. целях, не имеющие достаточного методологического обоснования, недостоверные.

Важную информацию о различных аспектах территориальных, городских и страновых брендов можно получить из отчетов следующих социальных индексов/рейтингов, которые в первую очередь важны при оценке взаимодействия территориального бренда с жителями и потенциальными иммигрантами:

- индекс качества жизни Mercer в городах мира;

- индекс лучшей жизни (The OECD Better Life Index) Организации Экономического сотрудничества;

- индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала] (Human Development Index] ООН;

- индекс удовлетворённости жизнью в странах мира (Satisfaction with Life Index] - комбинированный показатель британского исследователя Эдриана Уайта (Adrian G. White);

- рейтинг (индекс] качества жизни регионов России агентства «РИА Рейтинг», оценивает показатели регионов РФ с точки зрения их виляния на условия жизни населения;

- рейтинг социального самочувствия регионов России Фонда развития гражданского общества (ФоРГО] использует данные социологических опросов Фонда «Общественное мнение»;

- индекс качества жизни (The Quality of Life Index) The Economist Intelligence Unit имеет глобальный характер;

- индекс процветания (The Legatum Prosperity Index) британского аналитического центра The Legatum Institute ранжирует с помощью комбинированной оценки страны по уровню их процветания;

- индекс социального прогресса (The Social Progress Index], используемый в рамках международного исследовательского проекта The Social Progress Imperative в комплексе оценивает социальное развитие различных стран;

- всемирный индекс счастья (The Happy Planet Index) британского исследовательского центра New Economic Foundation в комплексе измеряющий уровень счастья в различных странах;

- рейтинг стран мира по уровню счастья (World Happiness Report] исследовательского проекта международной программы «Сеть решений устойчивого развития» при Организации Объединённых Наций (UN Sustainable Development Solutions Network] ранжирует страны по уровню счастья;

- рейтинг самых счастливых стран на планете (The World's Happiest Countries] международного исследовательского центра Гэллапа (Gallup International] присваивает ранг каждой стране с точки зрения уровня счастья;

- индекс развития человеческого капитала (Human Capital Index] аналитической группы Всемирного экономического форума (ВЭФ] содержит комбинированные данные по четырем направлениям - а] образование, б] здоровье (физическое и психологическое] благополучие, в] трудоустройство и занятость, г] инфраструктура, правовая защита, социальная мобильность.

Также целый ряд рейтингов социального развития могут косвенно оценивать бренд территории, дополнять информацию, содержащуюся в основных рейтингах, например, различные рейтинги глобализации, рейтинги/индексы автомобилизации, систем образования, их уровня и эффективности, гендерного равенства (или неравенства], благотворительности, качества смерти и младенческой смертности, потребления алкоголя, уровня преднамеренных убийств, продолжительности жизни, продовольственной безопасности, расходов на здравоохранение и образование, урбанизации, устойчивости общества, темпов роста и численности населения, экологической эффективности и др. [2]

Из группы политических рейтингов, важных при оценке взаимодействия территориального бренда в первую очередь с инвесторами (часть рейтингов может быть использована и при оценке взаимодействия бренда с жителями и потенциальными иммигрантами, например индексы миролюбия, коррупции, демократии и др.], стоит учитывать информацию следующих рейтингов:

- индекс верховенства закона (The Rule of Law Index] Международной неправительственной организации World Justice Project;

- индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index] Международной неправительственной организации Transparency International;

- рейтинг качества государственного управления (Governance Matters] Всемирного банка (The World Bank);

- глобальный индекс миролюбия (Global Peace Index) Института экономики и мира (The Institute for Economics and Peace);

- индекс демократии стран мира (The Democracy Index] Исследовательской компания The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist];

- рейтинг «Состояние свободы в мире» (Freedom in the World) -международной неправительственной организацией Freedom House;

- Глобальный индекс терроризма (Global Terrorism Index] Института экономики и мира (The Institute for Economics and Peace] и Университета Мэриленда (University of Maryland);

Рейтинги/индексы, характеризующие экономическое состояние территорий как брендов, актуальны прежде всего для инвесторов, хотя их использование для оценки восприятия бренда территории со стороны жителей и потенциальных иммигрантов также исключить нельзя1. Наиболее значимыми из экономических рейтингов для оценки территориального бренда являются [3-4]:

- глобальный рейтинг стран и территорий мира по показателю валового внутреннего продукта (Gross Domestic Product (GDP]] Всемирного банка (The World Bank];

- глобальный рейтинг экономик по показателю валового национального дохода на душу населения (Gross National Income (GNI]) Всемирного банка (The World Bank);

- рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing Business] Всемирного банка (World Bank];

- рейтинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook) Института менеджмента (Institute of Management Development);

- индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума (World Economic Forum);

- индекс конкурентоспособности городов мира (The Global City Competitiveness Index) британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit;

- индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom) американского исследовательского центра The Heritage Foundation и газеты The Wall Street Journal;

- международный индекс защиты прав собственности (The International Property Right Index) Международного Альянса прав собственности (The Property Rights Alliance);

- глобальный рейтинг стран и территорий мира по уровню прямых иностранных инвестиций (Foreign Direct Investment] Всемирного Банка, Международного Валютного Фонда, Конференции Организации Объединённых Наций по торговле и развитию.

Рейтинги научно-технического развития важны для инвесторов, жителей и потенциальных высококвалифицированных иммигрантов:

- индекс экономики знаний (The Knowledge Economy Index) Всемирного банка (The World

Bank);

- глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index) международной бизнес-школы INSEAD;

- рейтинг стран мира по количеству патентов (Patent Intensity] Всемирной организацией интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization];

- рейтинг стран мира по уровню научно-исследовательской активности (Scientific and Technical Activity) Национального научного фонда США (US National Science Foundation);

- рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР (Research and Development Expenditure] Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО] / United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization (UNESCO)2.

Рейтинги информационно-коммуникационного развития отражают сущность территориального бренда для всех целевых групп воздействия:

- индекс развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира (ICT Development Index] Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union);

- индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index] Всемирного экономического форума;

- рейтинг стран мира по уровню развития Интернета (Internet Development] Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union);

- рейтинг развития интернета в странах мира (The Web Index) World Wide Web Foundation;

- индекс развития электронного правительства (The UN E-Government Development Index) The Division for Public Administration and Development Management, The United Nations;

1 Индекс креативного капитала российских городов. - М.: ООО "Рослинк-Нет", 2016. 135 с. [Электронный ресурс]. http://creativecapitalindex.com/uploads/attachment/file/28/CCI_Otchet_01032017.pdf

2 The Global Innovation Index 2017. The 10th edition. [Электронный ресурс]. https://www.globalinnovationindex.org/gii-2017-report;

- рейтинг свободы Интернета в мире (Freedom on the Net) международной неправительственной организацией Freedom House.

- рейтинг свободы прессы в мире (Freedom of the Press] международной неправительственной организацией Freedom House.

- всемирный индекс свободы прессы (Worldwide Press Freedom Index] международной неправительственной организацией «Репортёры без границ» (Reporters Without Borders].

Представим в обобщенном, упорядоченном виде систему рейтингов, позволяющих оценить территориальный бренд многоаспектно, на основе маркетингового подхода:

Политические рейтинги:

The Rule of Law Index Corruption Perception:-; Index Go vem an с e M atters Global Peace Index The Democracy Index Freedom in the World Global Terrorism Index

9k ohomifi ecKi ie p eirn mn i

Gross Domestic Product Gross National Income DoingBusmess The IMD World C omp etitiv en es s Y e arb ook The Global Competitiveness Index The Global City Comp etitiveness Index Index of Economic Freedom Thelntemational Prop erty

Rightlndex Fore 1 gn D irect Inv estment

Рейтинги научно-технического развития

The Knowledge Economy Index The Global Innovation Index Patent Intensity Scientific and Technical Activity Research and Development Expenditure

CoyimjifcHtie p eftniHrii:

TheOECD Better Life

Index Human Development

Index S a ti sfa cti on with Life Index I'll A PefiTHHr peihuHr comiiintHoro ca MO'ivBciBita p eraoHOB

Pocani Hie Quality ofLife Index Hi e Lega tum Pr o sp en ty Index

Hie Social Progress Index HieHappy Planet Index WorldHappiness Report Hie World's Happiest

Countries) Human Capital Index

Рейтинги бренди территории:

Anholt City Brands Index Anholt Nation Brands

Index Brand Finance Nation Brands 100 The City RepTrak The Country RepTrak Newsweek's The World's Best Countries

PefrrnHTii iih<1> op MaiQIOHHO-K ommv mo; amiOHHoro paiBirmn:

ICT D ev el op 111 ent In dex Network edRea din ess

Index Internet Development International Teleconimunicati 011 Union Hie Web Index Hie UN E-Goveminent I) evelopinent Index Freedom 011 the Net Freedom oftliePress Worldwi dePress Freedom Index

Рис. Систематизация рейтингов/индексов маркетинговой оценки территориального бренда

Значение представленной разработки состоит в следующем:

- формирование базы данных метрик и показателей оценки территориального бренда на основе вторичных исследований;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- систематизация отслеживания формирования и развития территориального бренда;

- оптимизация расходов на исследования особенностей развития территориального бренда на основе вторичных исследований;

- формирование прозрачной и объективной оценки траектории развития территориального бренда;

- создание информационно-аналитической основы для принятия стратегических решений по развитию территориального бренда;

- отслеживание эффективности деятельности в области менеджмента территориального бренда.

В качестве перспективы представленного в статье исследования следует указать систематизацию метрик и показателей представленных рейтингов по направлениям, их отбор с точки зрения применимости для оценки территориального бренда.

Литература

1. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Издательский Дом «Классика XXI», 2007. 421 с.

2. Пономарева А.М., Игнатова Т.В. Разработка матрицы инновационно-креативного развития города на основе индексного метода // Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики). 2018. Т. 9. № 3. С. 37 - 47.

3. Landry Ch., HyamsJ. The Creative City Index: Measuring the Pulse of the City. London: Comedy, 2012.

4. Landry Ch. Helsinki Creative City Index. Harnessing the Collective Imagination. Study Reports. - Helsinki: City of Helsinki Urban Facts. Juvenes print, 2014. 84 p. [Электронный ресурс]. https://www.hel.fi/hel2/Tietokeskus/julkaisut/pdf/14_11_24_Tutkimuskatsauksia_3_Landry.pdf

Ponomareva Alexandra Michailovna, Doctor of Economic Science, professor, Rostov state economic university (RINH) (69, B. Sadovaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation); Southern Federal University (105/42, B. Sadovaya str., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). E-mail: alexandra22003@rambler.ru Ponomarev Maxim Alexandrovich, Candidate of Economic Science, Docent, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Push-kinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: maxuu@gmail.com

TERRITORY BRAND RANKINGS AS A BRAND MANAGEMENT TOOLS

Abstract

The article describes the existing ratings/ indices of territories, assesses the possibility of their use in studies of territorial brands. Based on the analysis of the content and metrics of territorial ratings / indices, their classification has been developed, a rating / index system for marketing assessment of a territorial brand has been systematized, and the possibilities of existing territorial indices / ratings usage in the field of territorial brand management have been outlined. Keywords: territory rating, country rating, city rating, territory index, country index, city index, city marketing, territory marketing, city branding, brand management.

References

1. Florida R. Kreativnyj klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee. - M.: Izdatel'skij Dom «Klassika XXI», 2007. 421 s.

2. Ponomareva A.M., Ignatova T.V. Razrabotka matricy innovacionno-kreativnogo razvitiya goroda na osnove in-deksnogo metoda // Journal of economic regulation (Voprosy regulirovaniya ekonomiki). 2018. T. 9. № 3. P. 37 - 47.

3. Landry Ch., Hyams J. The Creative City Index: Measuring the Pulse of the City. London: Comedy, 2012.

4. Landry Ch. Helsinki Creative City Index. Harnessing the Collective Imagination. Study Reports. - Helsinki: City of Helsinki Urban Facts. Juvenes print, 2014. 84 p. [Elektronnyj resurs].

https://www.hel.fi/hel2/Tietokeskus/julkaisut/pdf/14_11_24_Tutkimuskatsauksia_3_Landry.pdf

УДК 656:339.3715:004.7 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-78-84

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ ДЛЯ ИНТЕРН ЕТ-ТОРГОВЛИ С УЧЕТОМ ВОЗВРАТОВ

Самусев аспирант, Российский университет транспорта (МИИТ)

Николай (127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9).

Семенович E-mail: nssdimon@yandex.ru

Павлова кандидат экономических наук, профессор, Российский университет

Елена транспорта (МИИТ) (127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9).

Ивановна E-mail:elenaivanovna@bk.ru

Аннотация

Развитие интернет-торговли в России обусловило необходимость совершенствования организации доставки товаров. В статье рассмотрены актуальные тренды в организации перевозок грузов для интернет-торговли. На примере операторов DPD, ¡ML, СДЕК, Boxberry проанализированы сервисы по доставке товаров. Применение метода рейтинговых оценок при выборе транспортных компаний является не полностью эффективным, т. к. не учитывает в полной мере особенности интернет-торговли. Применение методов категорий предпочтений и рейтинговых оценок в совокупности способствует оптимизации доставки товаров с учетом возвратов. Предложены основные критерии выбора транспортных компаний при возврате товаров.

Ключевые слова: интернет-торговля, транспортные компании, метод доминирующих характеристик, возврат товаров, качество товаров, логистические цепи, фулфилмент-операторы, логистические системы, курьерская служба.

Глобализация мировой экономики приводит к быстрым темпам развития интернет-торговли. Для России интернет-торговля - относительно новая отрасль, однако уже сейчас наша страна входит в топ-10 мировых рынков интернет-торговли, имея годовой оборот около 1 трлн руб. в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.